Кулагина Татьяна Сергеевна

Сайт воспитателя

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Профессия: педагог-психолог

Профессиональные интересы: Развитие мелкой моторики, пластилинография.

Увлечения: Люблю читать , собирать сложные пазлы, готовить.

Регион: Москва

Населенный пункт: г. Московский

Место работы: ГБОУ СОШ №2065 кор.9

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tatyana-kulagina
"...как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительные молнии, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев."
Выготский Л.С.

О себе

Работаю в длжности воспитателя три года. В работе с детьми руководствуюсь, в первую очередь, трудами Выгодского Л.С., выдающегося отечественного психолога. Работа воспитателя не возможна без обратной связи с детьми. Установить ее сложно, но результат превзойдет все ваши ожидания.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Произведения Толстого Л.А., Достоевского Ф.М.

Моё портфолио

 

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ
                                                         Занятие1
' 2.1 «Запомни картинки»
Цель: развитие зрительной памяти.
Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.
Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Психолог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.
2.2. «У оленя дом большой»
Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.
Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Психолог, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.
У оленя                                               Дети скрещивают руки над го-
Дом большой,                                   ловой, изображая крыщу.
Он глядит в свое окошко.               Руки перед лицом изображают
                                                              окно.
Заяц по лесу бежит,                         Производят движение руками,
                                                              как при беге.
В дверь к нему стучит:                    Кулачком имитируют стук в
                                                              дверь. 
Стук-стук.                                           Большим пальцем через плечо
— Дверь открой!                              показывают, что сзади охот-
Там в лесу охотник злой!               ник.
— Заяц, заяц, забегай!                   Вытягивают руки вперед.
Лапу подавай!
Повторить 3—4 раза в медленном темпе.
2.3. «Каскад слов»
Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.
Описание задания. Психолог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два.
Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем психолог называет три слова и т.д.
1)  огонь;
2)  дом, молоко;
3)  конь, гриб, игла;
4)  петух, солнце, асфальт, тетрадь;
5)  крыша, пень, вода, свеча, школа;
6)  карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;
7)  орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;
8)  гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;
9)  мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;
10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.
Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2—3 раза.
                                     2.4. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.
Описание. Приложение 1, упражнения 1—3.
2.5. «Улыбка»
Цель: обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения.
Описание задания. Ребенок попеременно улыбается, затем расслабляет мышцы лица. Повторить 6—8 раз.

Занятие 2
2.6. «Запомни картинки»
Цель: развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени.
Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стола, груши, стакана, платья, шапки.
Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано в течение 10 с. Затем картинки переворачивают. Психолог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на картинке.
                            2.7. «У оленя дом большой»
Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.
Описание задания. Упражнение то же, что и упражнение 2.2 «У оленя дом большой». Выполнять 4—5 раз с постепенным увеличением темпа проговаривания текста.
                            2.8. «Каскад слов»
Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.
Описание задания. Психолог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем психолог называет три слова и т.д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повто¬рить ряд еще 2—3 раза.
1)доска
2)окно, дым;
3)урна, кувшин, карандаш;
4)мотоцикл, ванна, салат, ведро;
5)яблоко, мышь, печенье, ложка, пол;
6) автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки;
7) стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка;
8)трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, перчатка;
9) сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта;
10) дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодильник, пуговица, ковер, антенна

                              2.9. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.
Описание. Приложение 1, упражнения 4—6.
                             2.10. «Встречаемся и прощаемся с улыбкой»
Цель: усиление положительного эмоционального пе¬реживания.
Описание задания. Психолог: «Сейчас мы поиграем в такую игру. На моем лице будет появляться улыбка. Как только ты увидишь мою улыбку, должен тоже ответить мне улыбкой. Наши улыбки встретятся. Если на моем лице нет улыбки, ты тоже не должен улыбаться». Игра прово¬дится 6—8 раз.
Занятие 3
                             2.11. «Что изменилось?»
Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуа¬ции.
Дидактический материал: одна картинка с изображе¬нием, например, ванной комнаты. Другая — с-изображе¬нием той же ванной комнаты, но предметы на ней пере¬ставлены и находятся в другом порядке.
Описание задания. Ребенку предлагают рассмотреть пер¬вую картинку и запомнить расположение предметов. За¬тем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение. Время не ограничено.
                                2.12. «Запомни и покажи»
                                    (таблицы Ф.Е. Рыбакова)
Цель: развитие преднамеренного запоминания и при¬поминания, долговременной памяти.
Дидактический материал: приложения:4,5.

Описание задания. В течение 5 с показывается таблица с изображением четырех фигур, затем таблица с изоб¬ражением девяти фигур. Ребенок должен показать во второй таблице фигуры из первой. При этом первая таблица за¬крывается.
2.13. «Спрячь игрушки»
Цель: развитие целенаправленного запоминания и при¬поминания.
Дидактический материал: три игрушки.
Описание задания. Психолог просит ребенка спрятать три игрушки в своем кабинете. При этом ставит ребенку условие, что через неделю он должен будет вспомнить, куда положил игрушки и найти их.
                             2.14. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напря¬жения, развитие воображения и фантазии.
Описание. Приложение 1, все упражнения.
                              2.15. «От улыбки станет всем светлей»
Цель: усиление положительных эмоциональных пе¬реживаний, поднятие настроения.
      Описание задания. Исполнить песню «От улыбки ста¬нет всем светлей...».
Занятие 4
2.16. «ЧТО изменилось?»
Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуа¬ции в условиях уменьшения времени.
Дидактический материал: одна картинка с изображе¬нием, например, ванной комнаты, другая — с изображе¬нием той же ванной комнаты, но предметы на картинке переставлены и находятся в другом порядке.
Описание задания. Ребенку предлагают рассмотреть пер¬вую картинку и запомнить расположение предметов в течение 1 мин. Затем предлагают другую картинку. Ребе¬нок должен назвать предметы, которые изменили своё местонахождение, сказать, где они находились на первой картинке.
                              2.18. «Найди игрушки»
Цель: развитие целенаправленного запоминания и при¬поминания.
Дидактический материал: спрятанные на прошлом за¬нятии три игрушки.
Описание задания. Ребенок должен вспомнить и най¬ти игрушки, которые спрятал на прошлом занятии (2.13) в кабинете психолога.
                            2.19. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тон¬кой моторики рук.
Описание. Приложение 3, упражнения 1—4.
2.20. «Тряпичная кукла»
Цель: снятие мышечного и эмоционального напря¬жения.
Описание задания. Ребенок лежит на диване. Психолог: «Представь, что ты тряпичная кукла. Расслабься. Ты не мо¬жешь пошевелиться. Я беру твою руку и отпускаю ее. Рука падает на диван. Я беру твою ногу, отпускаю ее, и она тоже падает на диван» и т.д.

Занятие 5
                             2.21. «Рассмотри внимательно»
Цель: развитие произвольного внимания.
Дидактический материал: любая сюжетная картинка.
Описание задания. Психолог показывает ребенку лю¬бую сюжетную картинку и просит ребенка внимательно ее рассмотреть и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Психолог задает вопросы по картинке, например: «Сколько елочек было на картин¬ке? Кто катался с горки?» Ребенок должен ответить на все вопросы.
                           2.22. «Свет, зажгись!»
Цель: развитие памяти на события.
Дидактический материал: настольная лампа или тор¬шер.
Описание задания. Психолог со словами: «Свет, заж¬гись!» включает, настольную лампу. При зажженной лам¬пе психолог рассказывает любое детское стихотворение или поет песенку. Затем он говорит: «Свет, погасни!» и вы¬ключает лампу. После этого прикладывает палец к губам и говорит ребенку: «Нужно помолчать». Далее, снова вклю¬чает лампу со словами: «Свет, зажгись!» Игру нужно по¬вторить 4—5 раз, меняясь ролями с ребенком,
2.23. «Кто не на месте?»
Цель: развитие целенаправленного запоминания и при¬поминания
Дидактический материал: десять небольших игру¬шечных животных.
Описание задания. Игрушки выставляются перед ре¬бенком на столе в один ряд. Психолог предлагает ребен¬ку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а психолог переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивает¬ся и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра прово¬дится 5—6 раз.
2.24. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тон¬кой моторики рук.
Описание. Приложение 3, упражнения 5—8.
                     2.25. «Скульптура»
Цель: снятие мышечного и эмоционального напря¬жения, развитие воображения и фантазии.
Описание задания: Психолог говорит ребенку: «Ты — глина, а я — скульптор. Я буду делать из глины скульпту¬ру». «Скульптор» мнет «глину», делая легкий массаж плеч, рук, спины. Далее «скульптор создает скульптуру».

Занятие 6
                      2.26. «Рассмотри внимательно»
Цель: развитие произвольного внимания и наблюда¬тельности.
Дидактический материал: любая сюжетная картинка, отличная от картинки, использованной в задании 2.21.
Описание задания. Психолог показывает ребенку лю¬бую сюжетную картинку, просит внимательно рассмот¬реть ее и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Ребенок должен назвать те детали, которые он /запомнил.
2.27. Разучивание песни
Цель: развитие умения удерживать и воспроизводить текст песни (долговременной памяти); развитие вербальной памяти.
Описание задания. Разучить с ребенком один куплет любой песни о школе
2.28. «Кто не на месте?»
Цель: развитие целенаправленного запоминания и при¬поминания.
Дидактический материал: десять игрушек небольшого размера.
Описание задания. Игрушки выставляются перед ре¬бенком на столе в один ряд. Психолог предлагает ребен¬ку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а психолог меняет места¬ми игрушки. После чего ребенок должен повернуться и расставить игрушки по местам. Игра проводится 5—6 раз.
                           2.29. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тон¬кой моторики рук.
Описание. Приложение 3, все упражнения.
                           2.30. «Дыхание»
Цель: обучение приемам ритмичного дыхания для сня¬тия напряжения; достижение состояния спокойствия и быстрого психотехнического отдыха.
Описание задания. 1. Дышать обычным способом. 2. Вы¬дох сделать вдвое длиннее, чем вдох. 3. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 20—30 с, Упражнение выпол¬нять 5 мин.
Занятие 7
(групповое)
                               2.31 «Шапокляк»
Цель: развитие умения удерживать и воспроизводить информацию; целенаправленного запоминания и при¬поминания; вербальной памяти.
Задача: создание условий, которые бы вызвали у детей потребность в целенаправленном запоминании и припо¬минании; обучение навыкам установления смысловых связей между объектами как способу осмысленного запоминания
Дидактический материал: десять картинок с изобра¬жениями: яблока; груши; хлеба; колбасы; бананов; конфет; варенья; рыбы; яиц; чупа-чупс и пять картинок с
изображением любых других продуктов, овощей, фруктов; список с наименованием десяти продуктов (см. выше); сумка и кошелек; подставка для картинок.
Участники: дети с низким уровнем развития памяти; психолог; Шапокляк с Лариской.
Ход занятия -
Дети сидят на стульчиках. Занятие проводит психолог.
Психолог. Ребята, вы уже стали совсем большими.
Скоро, вы покинете детский сад и пойдете в школу. Вы будете часто вспоминать свой детский сад. Мы с вами начали разучивать песню. Как она называется? (Дети разучивали песню «Прощай, детский сад», на мелодию «Спокойной ночи малыши!» или другую по выбору психолога.) О чем рассказывается в первом куплете? Кто грустно смотрит на ребят? Кому вы говорите до свидания? Что лежит в сумках? Как нужно исполнять эту песню: грустно или весело? Почему? Сделайте грустное лицо, а теперь веселое. (Исполняется первый куплет песни.)
Куклы, мишки и петрушки
Грустно смотрят на ребят.
До свидания, игрушки.
До свиданья, детский сад.
В сумках — новые тетрадки,
Ручки и карандаши.
До свидания, лошадки.
Мы уже не малыши!
Припев
                         Прощай, детский сад.
                         Прощай, детекий сад.
Молодцы, мне понравилось ваше исполнение песни. Я предлагаю вам разучить второй куплет. Я прочитаю весь второй куплет, а вы внимательно слушайте и запо¬минайте, о чем в нем рассказывается.
                    Зайки, мышки и матрешки
Грустно смотрят на ребят.
До свидания, игрушки,
До свиданья, детский сад.
Мы споем вам на прощанье,
Вместе с вами погрустим.
До свиданья, до свиданья.
Мы еще вас навестим.
Припев.
Кто во втором куплете грустно смотрит на ребят? А как одним словом можно назвать: куклы, мишки, петрушки, зайки, мышки, матрешки? (Игрушки.) Давайте разучим второй куплет. (Дети разучивают второй куплет, а затем исполняют два куплета вместе.) Самое главное занятие в школе — учеба, а в детском саду — игра. Я знаю, что вы все очень любите играть. Вы знаете много интересных игр. В какую хотите поиграть? (Проводится игра.) Ребя¬та, кто-нибудь из вас знает, зачем человеку нужна па¬мять? (Ответы детей.) Если бы человек ничего не мог запомнить, он бы не смог читать, писать, учиться, рабо¬тать и даже играть.
Выходит Шапокляк.
Шапокляк. Здравствуйте, ребята! Это магазин? По¬чта? Клуб? (Ответы детей.)
Ой, я совсем забыла, куда должна пойти... Где я? (От¬веты детей.)
Как же мне вспомнить, куда я собралась? Так... я взя¬ла сумку и кошелек, значит, мне нужно попасть в..? Ла¬риска, куда ты меня привела?
Психолог. Уважаемая Шапокляк! У тебя, видимо, очень плохая память. Приходи на наши занятия — и память у тебя станет великолепной.
Шапокляк. И не подумаю! Не нужна мне Память. Мне бы только вспомнить, что я в магазинке хотела ку¬пить. А вот список того, что нужно купить: яблоко, грушу, хлеб, колбасу, бананы, конфеты, варенье, рыбу, яйца, чупа- чупс. (Незаметно «теряет» список.)
Вот видите, мне память-то и не нужна. Записала все, что нужно, на бумажку и живу себе спокойно.
П с и х о л о г. А ты можешь без бумажки повторить свой список?
Ш а п о к л я к. Нет, я лучше по бумажке: (Ищет бумаж¬ки не может найти.) Ой, я забыла, куда ее положила! Что же мне делать?
П с и х о л о г. Дети, давайте поможем Шапокляк вспомнить, что ей нужно, купить в магазине.(Дети отвечают, а психолог повторяет названия про¬дуктов.) Ребята, выберите картинки, на которых нари- сованы нужные Шапокляк продукты. (Дети из 15 картинок выбирают десять.) Все ли картинки вы вспомнили ? Каких не хватает? (Ответы детей.)
Ш а п о к л я к. Даже я запомнила! (Перечисляет про¬дукты.)
П с и х о л о г. Молодец, Шапокляк! Ребята, а кто из вас может назвать все эти продукты? (Ответы детей.) Молодцы!
Ша п о к л я к. До свидания, ребятки! Я побежала в магазин! Спасибо! Лариска, за мной! (Убегает в магазин.)
П с и х о л о г. Ребята, вам понравилось, как вы отвечали сегодня на занятии? Мне тоже очень понравилось. До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации педагогам и родителям

♦ Развивать умение произвольно вызывать необхо¬димые воспоминания.
♦  Обучать культуре запоминания.
♦  Учить вспоминать последовательность событий.
♦  Учить использовать при запоминании мнемотех- нические приемы.
♦  Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
♦  Учить повторять, осмысливать^ связывать материал в целях запоминания, использовать связи при при¬поминании.
♦ Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства

Игры и упражнения для развития памяти
«Запомни предметы». Учить запоминать и воспро¬изводить информацию.
«Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 карти¬нок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
«Пирамида». Развивать кратковременную механи¬ческую память. Взрослый называет ребенку снача¬ла одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.
«Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребен¬ку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
«Следопыт». Взрослый показывает ребенку игруш¬ку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ре¬бенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.
«Что ты ел на обед?». Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
«Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком по¬рядке он надевал предметы одежды утром.
«Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачи¬вается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
«Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
«Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рас¬сказ; ребенок должен повторить его.
«Башня». Ребенку показывают схематическое изоб¬ражение башни, состоящей из множества геомет¬рических фигур; ребенок должен запомнить эти фи¬гуры и назвать.
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фи¬гурку из палочек; ребенок запоминает ее и по па¬мяти выкладывает  такую же.



 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: