Интерактивные технологии

Костяева Елена Вениаминовна

Вовлечение учащихся в интерактивную деятельностьна уроках иностранного языка может быть достигнуто благодаря использованию разнообразных приёмов и методов.В последнее время становится популярным применение таких мультимедийных средств обучения, где ученик самостоятельно действует с языковыми единицами. Так, большим арсеналом интерактивных средств располагает доска SMART Board, на которой дети с удовольствием играют в слова, группируют и классифицируют понятия, строят предложения. Интерактивная доска SMART Board позволяет  вызвать дополнительный интерес учащихся и провести  занятие на качественно новом уровне.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интерактивной доски на уроках английского языка

Компания SMART Technologies объявила, что согласно докладу европейской ассоциации European Schoolnet о влиянии информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на успеваемость использование интерактивных досок помогает улучшить результаты студентов, особенно по английскому языку, математике и естественнонаучным дисциплинам.

Интерактивная доска на уроках английского языка помогает улучшить результаты обучения и повысить интерес учащихся к изучению иностранного языка.  выполняет функции активного экрана при демонстрации на ней презентаций, текстовых документов, рисунков, фильмов и т.д.;  преимущественное использование заключается в совмещении функций экрана и традиционной доски с возможностью сохранения проектов для дальнейшего использования. Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материала..

Возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют активизировать  визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации. Особыми преимуществами обладает интерактивная доска для обучения иностранным языкам. Заранее подготовленные тематические тексты, обучающие и проверочные упражнения, иллюстрации, аудио и видеоматериалы служат опорой для введения или активизации материала урока, повторения и закрепления речевых моделей и грамматических структур, совершенствования навыков чтения и восприятия иноязычной речи на слух, контроля и самоконтроля знаний.

В курсовом проекта представлена разработка урока в 8-м классе по теме Giving Directions с использованием ресурсов Smartboard.

1) При объяснении грамматического материала использовался прием множественного выбора ответа.  Отвечая на вопросы в игровой форме, дети могут проверить правильность своего ответа с помощью цветного выделения табличек с правильными и неправильными ответами.

2)  Задание “Вставь правильный предлог ” помогает освоить лексику по теме «Направления» и запомнить правописание слов. Яркая наглядность подачи материала соответствует возрастным особенностям  школьников. В упражнение включены  картинки и схемы из ранее сделанных презентаций и Интернета.

3)Распределение предлогов по категориям - «Вихри» -   помогают  активизировать  логическое мышление и внимательность учащихся. С помощью этого упражнения закрепляется знание предлогов.

речевую  деятельность учащихся.

Разнообразие стилей и общения, и обучения на уроке, использование мультимедийных интерактивных технологий - все это обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению английского языка.

При обучении чтению используются приемы «Установление соответствий», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками», «Выделение необходимой информации».

Коммуникативную ценность при обучении говорению имеют задания «Незаконченное предложение», «Соотнесение реплик в диалоге», «Установление соответствий». Полезной при создании подобных заданий является флэш-анимация, готовые схемы можно найти в интернете и заполнить их необходимым тематическим материалом.

При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы, как: «Распределение на группы», «Убери лишнее», «Сопоставление», «Заполнение пробелов». Для разработки данных заданий используется функция клонирования, которая позволяет увеличить количество одинаковых объектов. На их материале можно не только вводить новые лексические единицы, но и обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации речевой ситуации, что способствует развитию коммуникативных умений.

Аудиозаписи, сделанные носителями языка, удобный интерфейс, игровая форма позволяют заинтересовать студента и добиться определенных результатов при обучении восприятию и пониманию иностранной речи на слух. Анализируя возможности программных оболочек при работе с аудио и видеоматериалами, следует отметить, что в программной оболочке "Notebook" процесс прослушивания и просмотра непрерывен. Программная оболочка "Lynx4" позволяет останавливаться, повторять, возвращаться к нужному моменту, что облегчает процесс восприятия и понимания иноязычной речи дает больше возможностей для работы с фрагментами аудио текста и видео фильма. На интерактивной доске можно захватывать видео изображения и отражать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к ним свои комментарии.

При обучении письменной речи и правописанию наиболее эффективными являются задания: «Заполнение пробелов», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками». Большим подспорьем выступают функции «Шторка», которая позволяет быстро и эффективно организовывать контроль, и «Прозрачность», благодаря которой можно высвечивать правильные варианты.

При отработке грамматического материала можно использовать приемы: «Найди ошибку», «Убери лишнее», «Заполнение пробелов», «Текст с пропусками», «Создание схем», «Лингвистические игры». В данном виде деятельности нам на помощь приходит режим Граффити. Написать-начертить, дорисовать-нарисовать, подчеркнуть-зачеркнуть - все это доступно с помощью электронных перьев (на лотке, либо на панели инструментов). Во время презентации грамматического явления можно представить схему, используя разные цвета для привлечения внимания учащихся к тому или иному аспекту. Часть материала можно скрыть, используя функцию «Шторка». При изучении отдельных речевых конструкций целесообразно использовать тесты с пропусками, которые позволяют контролировать сформи-рованность грамматических навыков быстро и эффективно. Можно использовать электронные учебники и видеоуроки.

Систематическая работа с интерактивной доской обеспечивает целостность и последовательность усвоения учебного материала, предоставляет студентам возможность для проявления самостоятельности как в выборе тестов, так и в способах выполнения заданий, содействует повышению мотивации, созданию оптимальных условий для самоконтроля.

Анализ уроков и интерактивных заданий к ним доказывает, что использование интерактивной доски позволяет включить всех учеников в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, интенсифицировать процесс обучения, способствовать увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками говорения и восприятия речи на слух, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.

Преимущества использования интерактивной доски на уроках английского языка:

Применение интерактивной доски выявило ряд преимуществ:

  1. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.
  2. Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать.
  3. Возможность перемещения объектов на доске, их группировка по определенным признакам. Позволяет работать с написанным текстом, экономя время.
  4. Возможность использования ярких иллюстраций, которые помогают понять незнакомое слово, сделать работу с материалом более яркой.
  5. Возможность вынести ключи решений на доску. Их можно временно спрятать за каким-либо объектом на рабочем слайде или поместить на следующий слайд.

Существующие сегодня CD диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Разнообразие тем и видов деятельности, красочность, увлекательность и доступность компьютерных заданий развивают и поддерживают огромный интерес к изучению предмета. Заранее подготовленные тематические тексты на английском языке, обучающие и проверочные упражнения, красочные картинки различного характера, материал англоязычных мультимедийных дисков, аудио-видеоматериалы служат для введения или активизации материала урока, повторения или закрепления лексических единиц и грамматической структуры языка, контроля и самоконтроля знаний.

В связи с модернизацией структуры и содержания общего образования, вызванного социально-политическими и экономическими преобразованиями в жизни нашего общества, изменился и статус иностранного языка. Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Это делает необходимым переосмыслить цели и задачи, содержание и технологии обучения иностранным языкам, учитывая при этом уже накопленный отечественный и зарубежный методический опыт.

 

Литература

  1. Белкова М.М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008.
  2. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку: пособие для учителей России / Oxford University Press - 1997 г.
  3. Электронные интерактивные доски SMART board -новые технологии в образовании / smartboard.ru/
  4. Теория и практика применения технических средств в обучении иностранных языков / под ред. М.В. Ляховицко-го. - Киев, 1979. - 56 с.
  5. Современные теории и методики обучения иностранным языкам / под ред. Л.М. Фёдоровой, Т.И. Рязанцевой. - М.: издательство «Экзамен», 2004. - С. 266-267.