Проектная деятельность

Костяева Елена Вениаминовна

                 Важным видом творческой работы на уроках иностранного языка является проектная деятельность. Традиционно изучение темы заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем  этапе создать мультимедийный проект в виде презентации вместо традиционного доклада. Создавая презентацию, ученики имеют реальную возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего интеллектуального потенциала и способностей. Применяя в своей педагогической практике проектную методику, убедилась, что она великолепно совмещается с любым УМК и помогает продвинуться в языке детям с разным уровнем знаний и способностей.

 

                                                                                                       

         Цель работы с проектами – создание условий для успешного изучения языка и освоения основ исследовательской деятельности в рамках единой системы урочной и внеурочной работы по предмету.

         Задачи :

* формировать навыки планирования, сбора и обработки информации;

* уметь анализировать, составлять отчет, оформлять сноски;

* формировать позитивное отношение к работе: проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с планом работы.                                                                                                                         

                Необходимо отметить, что учащиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это является мощным стимулом к  изучению иностранного языка и культуры его страны. Из практики хочу отметить, что, начиная с 5 класса, ученики имеют достаточные технологические и языковые навыки  для выполнения компьютерных презентаций. Интерес для них представляют такие темы, как «Праздники», «Животные», «Времена года», «Сказки». В среднем и старшем звене темы меняются:  «Школа моей мечты», «Любимая музыка», «Открытия двадцатого века», и другие.

 Презентация Ионова Димы «О себе» 5в класс

                Особое место занимают презентации по страноведению. Они выполняются учащимися с опорой на текст или “Fact file”, данные в учебниках. Ученики также имеют возможность посмотреть компьютерную презентацию, сделанную учителем, и во время просмотра составить опорную таблицу или конспект для собственной презентации по теме.  Презентации  служат для расширения знаний о стране изучаемого языка и делают знакомство со страной более ярким и запоминающимся. Зрительный ряд в таких презентациях построен, в основном, на фотографиях и отражает реалии стран: географические условия, климат, животный мир, праздники, жизнь городов и т.д. Учениками создана серия презентаций на английском языке: «Путешествие по Австралии», «Канада», «Америка далекая и близкая»  и другие. Работая над проектом-презентацией, дети учатся письменно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, пополняют свой словарный запас, совершенствуют свои знания в английской грамматике.   

                                            

               Исходя из своего опыта, хочу отметить значительные психологические плюсы данной методики. Ребенок, вовлеченный в проектную деятельность, творчески раскрепощается, проявляет свою фантазию, выражает идеи своим, доступным и нужным ему способом. Конечно, рукописные, оригинально оформленные детские проектные работы с их собственными рисунками, коллажами, сочиненными комиксами ни в коем случае нельзя отменять – в них по-своему проявляется творчество ребенка. Однако информационно-коммуникационные технологии предлагают новые, обогащенные варианты представления творческих идей - это вариативность текстовых решений, художественное редактирование иллюстраций, анимация,  наложение звука и так далее.

              В работе над электронной презентацией ребята используют различные источники информации – это ресурсы Интернета, мультимедийные энциклопедии, книги, рисунки и фотографии, музыкальные записи, видеофильмы.                                  

              Работа над презентацией начинается на этапе формирования речевых навыков и заканчивается на этапе демонстрации проекта и его защиты. Она состоит из следующих шагов:

  1. Определение темы.
  2. Определение конечного результата.
  3. Обсуждение и составление плана проекта.
  4. Сбор информации.
  5. Обработка информации.
  6. Оформление проекта.                                                
  7. Презентация проекта.
  8. Оценка проекта.

             Проектная деятельность в старших классах имеет свои отличительные черты. Старшеклассники многое знают и умеют, и работа над проектами помогает им реализовать свои знания, умения и навыки.  Презентация дает возможность преломления учебного материала под углом их будущей профессиональной деятельности.

            Ранняя профессионализация, осознание прикладной роли иностранного языка – новая черта в обучении. Современных выпускников школ не столько  интересует вопрос, какой объем знаний по английскому языку они получат, сколько, как они смогут использовать английский для своей дальнейшей учебы и профессиональной деятельности, например, в сфере экономики, юриспруденции, международной коммуникации, журналистики, рекламы и т.д. Учителю необходимо поддержать старшеклассника в его профессиональном выборе и с пониманием к нему отнестись. В конце учебного года ученики 10 класса сделали попытку соединить создание презентации с конкретной будущей профессией. Многие из ребят увлекаются рекламой, и им очень понравилась идея создания рекламного ролика.  Они представили электронные версии тем  “Exotic Islands” и “Film reviews”, практическое назначение которых было пригласить туристов на отдых на экзотических островах, а зрителей – посетить сегодняшние кинотеатры.

Презентации               1.“Crete” Нестерова Антона 10В класс

                                      2. “Gone in 60 seconds” Деминой Саши 10В класс

Презентация "Crete" 10 класс

по теме "Exotic islands"

Презентация  “Gone in 60 seconds” 10 класс

по теме “Film reviews”

           Контролирующая функция учителя в проектной методике имеет свои особенности. Он консультирует ученика, корректирует текстовую часть, дает общие советы по содержанию. Однако, творческое «Я» ученика стоит здесь на первом плане, и учитель обязан относиться к нему бережно и уважительно. При выставлении отметки за презентацию индивидуальное мнение учителя не играет большой роли – ребятам интереснее узнать мнение группы, получить признание у сверстников. Поэтому наиболее яркие, талантливые работы просматриваются и обсуждаются ребятами из параллельных групп и классов. На итоговых уроках при защите проектов нередко завязываются дискуссии по поводу оформления слайдов, коллективно выявляются грамматические и стилистические ошибки. Ученик

тут же в классе, сидя за компьютером, может исправить найденные недостатки, что способствует развитию самоконтроля учащихся.

           Лично я вижу большие преимущества в проектном методе именно для нашей школы с уклоном в математику и физику. Со стороны можно подумать, что гуманитарные способности наших детей развиты слабо, однако это далеко не так. Жанр презентации дает им дополнительную возможность использовать свой богатый творческий потенциал. Для меня как учителя, такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных шагах обучения, с детьми разных возрастов.

           Близким к жанру презентации являются такие виды ученических работ, как  видеовикторины, кроссворды, проверочные занимательные тесты по знанию пройденных текстов и тем. Пользуясь своим личным опытом, могу сказать, что  такая организация учебной деятельности дает возможность каждому ребенку выразиться, показать свои умения, знания и навыки и при этом получить положительную оценку.

           Предлагаю познакомиться с наиболее интересными продуктами проектной деятельности из моей практики:

Подготовка рекламного проекта 7 класс

"Writing competition"

 Защита  рекламного проекта

в группе

Проект с применением ИКТ

10 класс  "War conflicts"

Защита компьютерной презентации

    Проект- мастерская

6 класс "Your totem pole"

Защита поделок

Проект - иллюстрированный рассказ

  5  класс "Animals' world"

Защита устного рассказа  и организация выставки

Проект - эмблема фестиваля мороженого

3 класс

 

Конкурс на лучшую эмблему фестиваля

Международный социо-культурный проект

11 класс "Postcrossing"

Обмен открытками между странами:

Китай, Финляндия, Италия, Тайвань

Международный проект Postcrossing - что это? Все ученики нашей школы, кто участвует в этом проекте - это активные, творческие ребята, стремящиеся найти контакт с молодежью разных стран мира. Postcrossing - это обмен открытками, в которых люди рассказывают о своей стране, увлечениях, путешествиях. Из открыток можно узнать текущие события, традиционные праздники или обычаи той или иной страны мира. Язык переписки преимущественно английский. Для многих адресатов из разных стран - Финляндии, Китая, Кореи, Италии, России - это второй язык, который изучается в школе или университете. Поэтому переписка развивает не только кругозор рбят, но и их языковые навыки. Особенность посткроссинга  в том, что этот проект соединяет традиционные черты - обмен открытками -  с инновационными - использование Интернета. Необходимым условием является регистрация на сайте Postcrossing.kom, создание своего профиля и получение адреса через Интернет. И вперед! За новыми впечатлениями! Присоединяйтесь!