Для Вас, родители! Зкологическое воспитание. Виртуальная консультация.

Данилова Татьяна Юрьевна

                                                                                                                    

    Родителям на заметку Советы эколога

                                                              Виртуальная консультация №1.  "Влияние природы на нравственное развитие дошкольника"

            Уважаемые родители!В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что дети усваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности. Приоритетной задачейэкологического воспитания является  гуманное отношение к природе.

В нашем детском саду уже длительное время реализуется программа экологического воспитания детей в соответствии с авторской программой Н.А. Рыжовой «Наш дом- природа». Занятия проходят «зимнем саду», проводит их воспитатель- эколог.

Ведущей формой организации обучения является  групповая.  Программный материал рассчитан на проведение теоретических занятий, экскурсий и прогулок, практических работ, игр, изготовление поделок из природного материала и пр…

 

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Детям дошкольного возраста характерно наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, поэтому основным методом экологического воспитания и обучения является наглядный. Ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о значении воздуха и воды в жизни человека, о разнообразии минерального растительного и животного миров и т.д., умения  и  навыки: ухода за растениями, производить практические действия в природе, наблюдать и  знакомится с  законами природы.

Во время экспериментов и наблюдений в природе обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.

Именно так решаются основные задачи экологического воспитания:

Ø  воспитание любви к природе через прямое общение с ней,восприятие её красоты и многообразия;

Ø  формирование знаний о природе, развитие осознанного отношенияк себе, как активнойи неотъемлемой части  окружающего мира;

Ø  формирование навыков экологически грамотного, нравственногоповедения в природе.

В группах, воспитатели составляют перспективные планы, куда включают конкретные формы работы, направленные на развитие экологической культуры. Совместная целенаправленная работа, осуществляемая экологом на занятиях, и воспитателями в повседневной жизни, помогает подвести ребят к осознанию ценности всего живого, расширить свой кругозорв отношении к миру природы.

Уважаемые мамы и папы! У нас с Вами одна цель! Формируя у детей комплекс знаний о различных явлениях окружающей природы,  давайте вместе с экологом и воспитателями  нашего детского сада согласованно действовать, прививая любовь к природе, учить ценить и беречьеё, терпеливо обучая их  нормам поведения в природной среде.

Дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональная отзывчивость, подражательность), позволяющих наиболее чувствительно воспринимать природные явления.

В процессе ознакомления детей с природой больше внимания чаще всего в семье обращается на  их умственное развитие.

Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально-положительного отношения к ней, что часто отрицательно сказывается на их поведении.

А между тем, детям старшего дошкольного возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире.

Эти знания подразделяются условно на две большие группы:

1.    знания, расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию;

2.    знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней.

Эти знания, особенно относящиеся к гр. №2, важны  для воспитания действенной любви к природе. Эти знания можно объединить в несколько тем: «Зачем людям нужна природа», «Как человек заботится о природе», «Природа и творчество человека» и др.

Часть работы по формированию у дошкольников нравственного отношения к природе может взять на себя семья.

Анализ семейного воспитания показывает, что большинство родителей считают ознакомление с природой важным средством всестороннего воспитания. Вместе с тем многие не отдают себе отчета в том, какие при этом можно решать задачи. Анкетирование родителей показывает ответы на заданные вопросы: «Знакомство с природой происходит само собой», «Знакомим по дороге в детский сад», «Об этом не задумывались»... Стихийность процесса ознакомления дошкольников с природой в семье чаще всего проявляется и в том, что родители «идут за ребенком»,его интересами, не продумывают заранее вопросы, которые стоит обсудить с ребёнком, когда дело касается мира природы.

Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на не равнодушного человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности.

Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать ее и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видетьизменения происходящие в природе, какие-то мелкие и крупные события, связанные с миром животных, растений, размышляйте вслух, вовлекая в этот процесс ребёнка,  учите его не только слушать, но вслушиваться в звуки, ваша радость, ваш восторг от увиденного или услышанного немедленно передаётся вашему малышу, а эстетическое невежество (например: брошенный на глазах ребёнка  мусор (обёртка от сладостей, металлические  банки,пластиковые бутылки,…, отпихивание ногой бездомного котёнка на улице) отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребенка.

Обогащение представлений о природе, познание ее законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребенка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы.

При этом существует и другая опасность: приучить формально общаться с природой, ограничиваясь либо утилитарной деятельностью (сбор грибов, ягод, цветов), либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и т. п.).

Уважаемые мамы и папы!Воспитывая высокодуховную личность с самого раннего возраста, вы должны ставит перед собой определённые задачи, а именно:

Ø  перед прогулкой на природу намечайте хотя бы небольшую цель, связанную с восприятием объекта природы (полюбоваться, присмотреться, заметить, сравнить, вспомнить и т. д.).д

Ø  даже по дороге в детский сад или обратно обратите внимание детей на изменения вокруг.

Наблюдение за окружающим миром. Заканчивается зима. Деревья пока спят под снежным покровом. Вокруг снежное безмолвие.

Пройдёт неделя, другая,  солнце начинает греть всё сильнее, обратите внимание малыша на первые проталины, где они появляются в начале таяния (с южной стороны зданий, холмов, одиноко стоящих крупных деревьев), а какие изменения происходят с деревьями и кустарниками? (Набухают, а затем распускаются почки, изменяется даже цвет веток, леса вдалеке…)

Появляются первые цветы- в лесу, на даче, около дома? Как они называются, почему не стоит их рвать (ведь он (цветок) живой, а если сорвать он увянет и больше не будет нас радовать своей красотой, которая вам так понравилась и не только вам, а многим людям), пусть все радуются тому, как красива Земля в  убранстве из зелени и цветов!

Прислушайтесь к звукам природы, обратите внимание ребёнка на эти изменения (голоса птиц, их активность, какие птицы первыми прилетели, какие из постоянных обитателей и как активизировали свою деятельность), со временем он научится сам подмечать множество интересных моментов, поощряйте его выражать вслух свои эмоции, терпеливо и  внимательно слушайте, помогайте делать выводы, тактично подсказывая, и личным примером учите делать добро!

Пусть малыш нарисует, то,  что видит (возможно, с вашей помощью), повесьте рисунок на видное место, обратите внимание на него членов Вашей семьи, похвалите за наблюдательность, и вскоре вы увидите, как он сам начнёт подмечать интересные моменты, связанные с окружающим миром.

Так закладываются основы для работы с творческой личностью в начальной школе…  Желаем Вам успеха!

                                                                                                        

 

Виртуальная консультация №2  для родителей на тему:  «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство, Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных.

Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.

Природа — не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.

Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка и пр.).

Иногда взрослые  ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней.

Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся,— и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла»

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.

Педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные.

Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд.

Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе.

Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке», «Посей овес для корма птиц» и т. п.

Дорогие родители! Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.