Методические рекомендации по внесению изменений в Устав ОУ

Кравченко Елена Владимировна

Методические рекомендации
по внесению изменений в Уставы общеобразовательных учреждений в рамках введения ФГОС
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_vnesenii_izmeneniy_v_ustav_ou.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации
по внесению изменений в Уставы общеобразовательных учреждений в рамках введения
 ФГОС1

Настоящие методические рекомендации (далее – Рекомендации) призваны помочь педагогическому коллективу школ, осуществляющих переход на ФГОС второго поколения с 1 сентября 2011 года, в следующем:

– привести в соответствие с требованиями ФГОС локальную нормативную базу образовательного учреждения;

– запустить работу по подготовке всего педагогического коллектива к постепенному переходу на работу по образовательным стандартам нового поколения;

– выстроить систему работы по освоению содержания нового образовательного стандарта.

Рекомендации разработаны с целью оказания практической помощи общеобразовательным учреждениям в вопросах, связанных с внесением изменений и дополнений в их Уставы в процессе введения ФГОС.

Изменения должны быть связаны:

1. В целях образовательного процесса.

2. В перечне типов и видов реализуемых образовательных программ.

3. В основных характеристиках организации образовательного процесса, в том числе:

– в правилах приёма обучающихся в ОУ;

– системе оценок при промежуточной аттестации, формах и порядке ее проведения;

– в режиме занятий обучающихся;

– в порядке регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

– финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения.

Внести изменения и дополнения в Устав общеобразовательного учреждения можно путем разработки и утверждения отдельного документа, являющегося приложением к имеющемуся Уставу или путем утверждения Устава в новой редакции.

Используемые нормативные правовые документы:

– Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в последней редакции);

– Федеральный государственный образовательный стандарт;

– Типовое положение об образовательном учреждении соответствующего типа и вида;

– Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10, утвержденных  Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 29.12.2010 г. № 189;

– Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённый приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №  761 н.

Во всех разделах, где есть упоминание о реализуемых Учреждением программах, государственных стандартах, необходимо придерживаться единых терминов и используемых сокращений.

Термины:

«федеральный государственный образовательный стандарт»;

«основная образовательная (общеобразовательная) программа (дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) образовательного учреждения»;

«дополнительная образовательная программа образовательного учреждения»;

«учебный план образовательного учреждения»;

«программы учебных предметов, курсов, дисциплин»;

«рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;

«годовой календарный учебный график»;

«правила внутреннего распорядка образовательного учреждения».

Сокращения:

ООП НОО – основная образовательная программа начального общего образования;

ООП ОУ – основная образовательная программа образовательного учреждения;

ОУ – образовательное учреждение;

УМК – учебно-методические комплекты;

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

ФГОС НОО – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Разделы Устава

Требования к содержанию, изменениям

1

2

Цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых

Цели образовательного процесса указываются согласно:

– ст. 9, 10, 12, 14 Закона РФ «Об образовании»;

– федеральному государственному образовательному стандарту начального общего и основного общего образования;


Продолжение табл.

1

2

образовательных программ

– Типовому положению об образовательном учреждении соответствующего типа и вида;

– других документов образовательного учреждения.

Пункт о реализуемых в данном ОУ основных и дополнительных образовательных программах раскрывается согласно ст. 9 Закона РФ «Об образовании» и федеральному государственному образовательному стандарту.

Организация образовательного процесса

Организация образовательного процесса образовательного учреждения указывается:

– в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 02.02.2011 № 2-ФЗ);

– Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10, утвержденными  Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

– Федеральным государственным образовательным стандартом;

– приказом Минобрнауки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.02.2011 № 19682);

– Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида;

– Уставом ОУ;

– годовым календарным учебным графиком ОУ;

– правилами внутреннего распорядка ОУ;

– другими документами.

В уставе ОУ обязательно указываются основные характеристики организации образовательного процесса:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) правила приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы     и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);


Продолжение табл.

1

2

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей).

В Уставе ОУ могут быть указаны и другие характеристики организации образовательного процесса в дополнение к вышеперечисленным

Структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения

В том числе прописывается структура финансирования реализации основной образовательной программы ОУ.

Согласно п. 25 ФГОС НОО «Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений», «...образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования».

Права и обязанности участников образовательного процесса

Категории участников образовательного процесса, работников образовательного учреждения, их права и обязанности  указываются:

– в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в последней редакции);

 – приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г.  №  761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;

– требованиями к кадровым условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения (ФГОС), в том числе: п. 23 «Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности»;

– Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида;

– другими документами.

Порядок регламентации и оформления

В том числе, согласно п. 2 ст.16 Закона РФ «Об образовании» при приеме гражданина в образовательное учреждение


Продолжение табл.

1

2

отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей)

последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, образовательным учреждением и (или) его учредителем для обязательного ознакомления родителей (законных представителей).

Компетенция учредителя

В том числе:

– устанавливает порядок прохождения аттестации для руководящих работников Учреждения;

– определяет правила приема обучающихся в Учреждение;

– согласовывает годовой календарный учебный график ОУ.

Структура, порядок формирования органов управления ОУ, их компетенция и порядок организации деятельности

В том числе указывается  компетенция органов управления образовательного учреждения по вопросам разработки и утверждения основной образовательной программы ОУ, её структуры, составных частей.

Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения

В том числе перечень локальных актов, регламентирующих порядок разработки, утверждения и реализации основной образовательной программы ОУ и её составных частей.

Примерный перечень локальных актов ОУ, регламентирующих введение и реализацию ФГОС, организацию и осуществление образовательного процесса в условиях введения ФГОС:

 О совете (управляющем совете) ОУ (изменения и дополнения в части компетенции по утверждению ООП ОУ, введения и реализации ФГОС);

 О педагогическом совете ОУ (изменения и дополнения в части компетенции по утверждению ООП ОУ, введения и реализации ФГОС);

 О правилах внутреннего распорядка ОУ (изменения и дополнения в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 и ФГОС);

 О  повышении квалификации (изменения и дополнения в соответствии с введением и реализацией ФГОС);

 О  порядке нормирования и учета дополнительной работы (изменения и дополнения в соответствии с введением и реализацией ФГОС);

 О методическом объединении педагогов (изменения и дополнения в части компетенции по утверждению ООП ОУ, УМК, программ учебных предметов, курсов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей));


Окончание табл.

1

2

 Об учебном кабинете (изменения и дополнения в соответствии с введением и реализацией ФГОС);

 О внутришкольном контроле в ОУ (изменения и дополнения в соответствии с введением и реализацией ФГОС);

 О координационном совете ОУ;

 Порядок разработки и утверждения ООП ОУ;

 О системе текущего контроля за успеваемостью учащихся, оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации обучающихся начальных классов (1 классов);

 О сроках, порядке определения, рассмотрения и утверждения УМК в ОУ;

 О сроках, порядке разработки, рассмотрения и утверждения, структуре программ учебных предметов, курсов, рабочих про-грамм учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

 Об организация образовательного процесса (адаптационного периода) в 1 классах ОУ;

 О порядке деления класса на группы для изучения иностранных языков;

 О классном руководстве;

 Об организации ГПД;

 О родительском собрании (всеобуче родителей (законных представителей));

 О материально-техническом оснащении кабинета начальных классов;

 О стимулирующих надбавках и доплатах к заработным платам работников ОУ;

 О порядке установления доплат, не входящих в круг основных обязанностей работников, и надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы в условиях введения ФГОС.