Рабочие программы по изо, технологии, озож 3 класс " Школа 21 века"

Круглова Елена Александровна

Рабочие программы 2014 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_3_klass_2014_g.docx42.4 КБ
Файл tekhnologiya_3_klass_2014_g.docx37.14 КБ
Файл ozozh_3_klass_2014_g.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Круглова Е.А.____________

Протокол №1 от

« 25» августа 2014 г

«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР МОУ»СОШ с.

 В. Чернавка»

Мамаева О.А._____________

« 30» августа 2014 г

«Утверждаю»

Руководитель МОУ

«СОШ с. В. Чернавка»

Ерокина Е.Н.____________

Приказ № 132  от

«01» сентября 2014 г

Рабочая       программа          педагога

Кругловой Елены Александровны

(высшая категория )

по     изобразительному искусству  в  3   классе

Рассмотрено  на заседании

                                                                                                             педагогического совета

                                                                                                  Протокол № 1 от

                                                                                                     «25» августа 2014г

2014 – 2015учебный год

Пояснительная  записка

     Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения и  авторской программы Л.Г.Савенковой в соответствии с УМК  «Начальная  школа XXI века».

Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.

Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  •  воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
  •  развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  •  освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  •  овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
  •  развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом.  Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов — художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления. В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа.

     Основными критериями обученности учащихся по изобразительному искусству являются не только степень достижения учебных целей, уровень сформированности знаний, умений, навыков, но и уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Сравнение текущих достижений ученика с его предыдущими успехами позволит диагностировать уровень его развития, стимулировать дальнейшую учебную и творческую деятельность. При осуществлении тематического контроля необходимо учитывать как устные ответы учащихся, так и их практические работы. Система контроля может включать в себя задания на проверку свободного владения учащимися специальными терминами и понятиями. Устные ответы учащихся, отражающие процесс и результат восприятия искусства, и их практические работы могут оцениваться как отдельно, так и в комплексе. Решающую роль играет отметка за выполнение творческого практического задания. Критериями его оценивания являются: самостоятельный выбор сюжета, мотива, грамотное композиционное и колористическое решение темы в предложенном учителем или выбранном самим учеником материале. Также необходимо учитывать содержательность работы, художественную и эмоциональную выразительность, уровень владения учащимися разнообразными художественными техниками и материалами, “выставочность”, оригинальность, эстетический вкус автора.

     При проведении промежуточного контроля и выставлении отметки следует учитывать уровень достижений ученика в восприятии искусства, но доминирующим в оценивании художественно-творческой деятельности является выполнение практических заданий.

      Оценивается каждая практическая работа, выполненная учащимися.

      При оценке практической работы следует принимать во внимание:

  1. выполнение учебной задачи урока;
  2. художественную выразительность композиции;
  3. владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами и художественными материалами.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса:

  1. знать и понимать:
  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  • известные центры народных художественных ремесел России;
  • ведущие художественные музеи России;
  1. уметь:
  • различать основные и составные теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные выдающиеся отечественные и зарубежные произведения искусства и называть их авторов;
  • сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумагу и др.);
  • применять средства художественной выразительности (линию, цвет, тон, объем, композицию) в изобразительной деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  1. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражение собственного внимания) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Объем программы:

На  изучение  курса изобразительного искусства  в третьем  классе   отводится 1 час в неделю или 35  часов  в  год.  Из  них  16 ч - на  I  полугодие,  19 ч – на  II  полугодие.

        

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Методические пособия для учителя:

Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Методическое  пособие для учителя. 1 - 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г.

Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1 - 4 классы. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. М.: Вентана-Граф, 2010 год


Содержание курса

Содержательная                             линия

Учебный                            материал

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).

      Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цветов. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм ( по описанию  в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три-пять человек. Поиск Интернет музейных экспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:

1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;

2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;

4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;

5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:

1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;

3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

4) активное использование речевых, музыкальных, знаково- символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;

6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;

7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;

8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;

9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;

10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;

12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству должны отражать:

1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;

2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;

3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;

4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;

5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;

6) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);

7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.

знать и понимать:

основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

известные центры народных художественных ремесел России;

ведущие художественные музеи России;

уметь:

различать основные и составные теплые и холодные цвета;

узнавать отдельные выдающиеся отечественные и зарубежные произведения искусства и называть их авторов;

сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумагу и др.);

применять средства художественной выразительности (линию, цвет, тон, объем, композицию) в изобразительной деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражение собственного внимания) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение  содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю. Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.

знать и понимать:

основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

известные центры народных художественных ремесел России;

ведущие художественные музеи России;

уметь:

различать основные и составные теплые и холодные цвета;

узнавать отдельные выдающиеся отечественные и зарубежные произведения искусства и называть их авторов;

сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумагу и др.);

применять средства художественной выразительности (линию, цвет, тон, объем, композицию) в изобразительной деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражение собственного внимания) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

                Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (7 часов).

          Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусств. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.

знать и понимать:

основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

известные центры народных художественных ремесел России;

ведущие художественные музеи России;

уметь:

различать основные и составные теплые и холодные цвета;

узнавать отдельные выдающиеся отечественные и зарубежные произведения искусства и называть их авторов;

сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумагу и др.);

применять средства художественной выразительности (линию, цвет, тон, объем, композицию) в изобразительной деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражение собственного внимания) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Календарно-тематическое планирование курса

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания образования

Элементы доп-го содержания (ИКТ, ЭОР,)

Требования к уровню подготовки обучающихся

I четверть (9 ч)

1

4.09

Цветовое богатство оттенков в живописи. «Букет из осенних листьев»

Работа на плоскости. Выполнение цветовых композиций на передачу характера светоносных явлений в природе. Цветовое богатство оттенков в живописи. Материал: акварель, белила, гуашь

Умение  изображать листья, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги.

2

11.09

Ритм и орнамент в природной среде. «Солнечный день в горах»

Работа на плоскости. Ритм и орнамент в природной среде и искусстве. Материал: гуашь, пастель тонированная бумага

Умение проводить самостоятельные исследования. Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.

3

18.09

Своеобразие природы разных стран. Закат солнца, сумерки

Работа на плоскости. Передача в цвете своего впечатления от увиденного в природе и окружающем предметном мире. Сравнение природы разных стран.  Материал: гуашь

Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.

Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.

4

25.09

Композиция. На дороге 

Работа на плоскости. Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Освоение природного пространства человеком, животными, птицами, насекомыми и т. д. Материал: гуашь, пастель тонированная бумага

Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

5

02.10

Композиция. Натюрморт с натуры (два округлых предмета)

Работа на плоскости. Композиционное размещение предметов в рисунке, преодоление измельчённости    изображения. Материал: акварель

Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них. Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. Умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач.

6

09.10

Окно и пейзаж за окном. Рисование по наблюдению.

Работа на плоскости. Наблюдения за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе. Композиционное размещение предметов на листе бумаги. Материал: акварель, восковые мелки

Умение проводить самостоятельные исследования. Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.

7

16.10

Портрет. Рисование по наблюдению. «Моя мама (папа)», «Мой друг»

Работа на плоскости по наблюдению. Материал: гуашь, акварель, цветные мелки

Умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном. Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

8

23.10

Образы природы, людей, животных, вещей 

Работа на плоскости. Составление разнообразных оттенков цвета. Контраст формы, цвета, размера. Материал: гуашь (на цветном фоне)

Постановка учебной задачи и контроль её выполнения ( умение доводить дело до конца).

Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения.

Самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса.

Умение доводить работу до конца.

Способность предвидеть результат своей деятельности.

9

30.10

Набросок человека (стоит, идет, бежит).  

Работа на плоскости. Передача движений: стоит, идёт, бежит. Материал: гуашь (1 цвет по выбору)

Постановка учебной задачи и контроль её выполнения ( умение доводить дело до конца).

Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения.

Самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса.

Умение доводить работу до конца.

Способность предвидеть результат своей деятельности.

II четверть (7 ч)

1

13.11

Рисование с натуры. «Утюг», «Часы», «Игрушки»

Рисование с натуры предметов конструктивной формы. Материал: тушь, палочки, перо, шариковая ручка

Умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном. Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

2

20.11

Сосуд в виде птицы (животного, дерева) 

Работа в объёме и пространстве. Выполнение рельефного изображения из цветного пластилина. Стилизация на основе русской традиционной посуды

Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них. Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

3

27.11

Человек в движении.

«Лыжник», «Гимнаст»

Работа в объёме и пространстве. Выполнение рельефного изображения из цветного пластилина: динамичная композиция из объёмных форм.

Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.

Способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.

4

04.12

Эскиз архитектурного сооружения на основе природных форм. Дом в виде ракушки

Работа в объёме и пространстве. Создание рельефного изображения из цветного пластилина: эскиз на основе природных форм

Способность предвидеть результат своей деятельности. Способность работать в коллективе. Умение работать индивидуально и в малых группах. Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. Сформированность представлений о связи архитектуры с природой.

5

11.12

Художественная выразительность языка у разных народов. Прялка расписная

Декоративно-прикладная деятельность. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, жуки и т. д.). Сравнение декоративно-прикладного искусства у  разных народов

Способность предвидеть результат своей деятельности. Способность работать в коллективе. Умение работать индивидуально и в малых группах. Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

6-7

18.12

25.12

Коллективная работа. Карта достопримечательностей. Географическая карта

Декоративно-прикладная деятельность. Аппликация (коллективная работа). Материал: гуашь, фломастер

III четверть (10 ч)

1

15.01

Эскиз одежды. Растительный орнамент. Платок для мамы 

Декоративно-прикладная деятельность. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий, пятен. Материал: тушь, перо, акварель, гуашь

Способность предвидеть результат своей деятельности. Способность работать в коллективе. Умение работать индивидуально и в малых группах. Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. Сформированность представлений о связи архитектуры с природой.

2

22.01

Коллективная работа. Плотное изображение пространства листа изображением.

Работа на плоскости. Работа кистями и палочкой. Создание панно. Материал: бумага, гуашь

3

29.01

Взаимосвязь содержания художественного произведения с иллюстрацией. Дворец Снежной королевы

Работа на плоскости. Развитие представлений и контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Материал: бумага, гуашь

4

05.02

Иллюстрации к произведению

Работа на плоскости. Развитие ассоциативных форм мышления. Передача настроения, впечатления

Умение сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними.

Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

5-6

12.02

19.02

Эскиз сцены к сказке 

Сюжетная объёмно-пространственная композиция. Изготовление всех возможных атрибутов. Материал: аппликация, гуашь

7

26.02

Декоративная лепка. Три кувшина: торжественный, грустный, озорной

Декоративная лепка. Украшение декоративными элементами. Воспитание эмоциональной отзывчивости, внимания к цвету в живописи. Материал: пластилин

Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них. Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

8-9

05.03

12.03

Архитектурный эскиз Сказочный город

Работа в объёме и пространстве. Работа с крупными формами. Конструирование, украшение. Сюжетная объемно-пространственная композиция.

Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. Сформированность представлений о связи архитектуры с природой.

10

19.03

Роспись как элемент украшения. На ярмарке

Декоративно-прикладная деят-ть. Коллективная композиция

Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них. Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

IV четверть (9 ч)

1

02.04

Роспись как элемент украшения. На ярмарке

Декоративно-прикладная деят-ть. Коллективная композиция

Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них. Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

2

09.04

Взаимосвязь содержания текста и характера шрифта. «Плакат»

Работа на плоскости. Развитие представлений и контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Материал: бумага, гуашь

Способность предвидеть результат своей деятельности. Способность работать в коллективе. Умение работать индивидуально и в малых группах. Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

3

16.04

Архитектура и декоративно-прикладное искусство

Развитие представлений об архитектуре, видах   декоративно-прикладного искусства

Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. Сформированность представлений о связи архитектуры с природой.

4

23.04

Мастерская художника

Этапы работы над картиной: наброски, эскизы, композиция и её элементы

Целостное, гармоничное восприятие мира. Интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

Умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.

Умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.

5

30.04

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт, портрет, пейзаж

Развитие представлений о жанрах изобразительного искусства.  Особенности жанра, роль цвета в передаче настроения в картине

6-7

07.05

14.05

Архитектурные достопримечательности

Развитие представлений об особенностях объёмного изображения. Видеоэкскурсия.

Целостное, гармоничное восприятие мира. Способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.

Умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.

Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека.

Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.

8

21.05

Крупные музеи России 

Характер интерьера музея. Поведение в музее. Культурно-исторические памятники. «Русский музей». Видеоэкскурсия.

9

28.05

 Итоговый урок «Чему мы научились»

Мастерская художника



Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Круглова Е.А.____________

Протокол №1 от

« 25» августа 2014 г

«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР МОУ»СОШ с.

 В. Чернавка»

Мамаева О.А._____________

« 30» августа 2014 г

«Утверждаю»

Руководитель МОУ

«СОШ с. В. Чернавка»

Ерокина Е.Н.____________

Приказ № 132  от

«01» сентября 2014 г

Рабочая       программа          педагога

Кругловой Елены Александровны

(высшая категория )

по     технологии  в  3   классе

Рассмотрено  на заседании

педагогического совета

Протокол № 1 от

«25» августа 2014г

2014 – 2015учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования  и авторского курса «Ступеньки к мастерству» для 3 класса (автор  Е. А. Лутцева) по образовательной системе «Начальная школа XXI века».

В XXI веке технологическое образование становится объективной необходимостью.

Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, анергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.

В связи с этим задачами курса являются:

  • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
  • формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятель ноет но го освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохнoвения;
  • воспитании экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса;
  • овладение детьми элементарными обобщёнными технико – технологическими знаниями;
  • расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта уч-ся их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры о роли техники в жизни человека.

        Идея содержания курса – внутреннее стремление человека к познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей.

         Курс реализует следующие типы уроков и их сочетаниях: урок – экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность уч-ся носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная  деятельность на уроках технологии, направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельность, ответственность, организованность,  умению не только проектировать, но и анализировать полученные результаты. На уроках уч-ся овладевают азами проектной деятельности, где тематика предлагается учителем, либо выбирается детьми ,после изучения отдельных тем , или целого блока.

В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Оценка деятельности уч-ся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются :

  • качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работ в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности, найденные технологические решения.

Предпочтение отдаётся оригинальности идеи, творческим находкам в процессе наблюдений, исполнений, размышлений, аккуратности выполнения.


Содержание программы

3 класс (34 ч)

Элементы материаловедения.  Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани и др.), их исходное сырье, получение, применение.

Основы конструкторских знаний и умений. Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей в нахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, сшиванием и др.). Использование принципов действия существ животного мира для решения инженерных задач (бионика)

Основы  технологических знаний и умений.

  • Разметка разверток с опорой на их простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).
  • Сборка изделия.

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой через край.

  • Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестик, роспись, стебельчатая строчка и др.), кружевами, тесьмой, пуговицами и т.д.

Агротехнические приемы пересадки и перевалки растений, размножения растений отпрысками и делением куста.

Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

Информационная среда: основные  источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.

Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочка, звонок, электродвигатель).

Из истории техники и технологии

     

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей и национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, в быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от средневековья до начала ХХ века. Использование энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование силы пара, электрической энергии человеком для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние развития наук и технических изобретений человечества.  


Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

К концу обучения в 3 классе уч-ся должны:

Иметь представление:

  • о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах  (материальный и духовный);
  • о качествах человека-созидателя;
  • о производительности труда;
  • о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования;
  • о способах получения искусственных и синтетических материалов;
  • о передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя;
  • о понятиях информационные технологии, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, изобретение, пересадка.

  Знать:

  • что древесина не только природный материал, но и  сырьё для получения искусственных материалов;
  • названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
  • простейшие способы достижения прочности конструкций;
  • последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно измерительных инструментов;
  • линия чертежа;
  • правила безопасной работы канцелярским ножом;
  • косую строчку, её варианты, назначение;
  • агротехнические приёмы пересадки растений;
  • назначение технологических машин;
  • несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения уч-ся);
  • профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся;
  • правила безопасного пользования электрическими приборами;

Уметь:

  • под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
  • читать простейшие чертежи развёрток;
  • соблюдать последовательность выполнения разметки и выполнять её;
  • выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертёж;
  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
  • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
  • осуществлять пересадку растений
  • выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;
  • оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;
  • безопасно пользоваться бытовыми приборами;

Самостоятельно:

  • анализировать предложенное учебное задание. выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы;
  • обосновать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
  • выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж  (эскиз),  схему;

При помощи учителя:

  • формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
  • выдвигать возможные способы их решения.


Учебно – тематическое планирование

Класс ___3

Предмет _____технология_____________________

Количество часов

Всего _34 часа; в неделю _1__ час.

Планирование составлено на основе

программы четырёхлетней начальной школы: «Технология. Ступеньки к мастерству» (автор Е.А.Лутцева) концепции «Начальная школа XXIвека» / Руководитель проекта проф. Н.Ф.

Виноградова,_утверждённой Министерством образования РФ – Москва: «Вентана – Граф», 2008г._________________________________________________________________________

  программа

Учебник

  • Лутцева, Е. А. Технология Ступеньки к мастерству: 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А. Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2008._________ ____________________________________
  • Лутцева Е. А.  Рабочая тетрадь "Технология: учимся мастерству". 3 кл. – М.: Вентана-Граф,____ 2011._____________________________________________________________________________________

                                                    название, автор, издательство, год издания

  • Дополнительная литература
  • Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXIвека» .- 3-е изд., дораб. и доп.. – М.: Вентана – Граф, 2009.-176с.

                                                        название, автор, издательство, год издания


Учебно-методическое обеспечение программы

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Программа

Учебники

Учебные

пособия

Методические пособия для педагогов

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г.

Технология Ступеньки к мастерству: учебник для 3 кл..  Лутцева Е. А., – М.: Вентана-Граф, 2008.

 

 Лутцева Е. А.  Рабочая тетрадь "Технология: учимся мастерству". 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2011.

 

 

1.Инструкционные технологические карты.

2.Инструктаж по технике безопасности.

3.Чертёжные инструменты.

4.Тематические плакаты и таблицы.


№ урока

Наименование тем уроков

Кол-во часов

Дата проведения

Основные понятия и термины

Примечания

По плану

По факту

Из истории технологии.

Человек – строитель, созидатель, творец.

Преобразование сырья и материалов.

1

Вводный инструктаж по ТБ на уроке.

Зеркало времени. Архитектурные памятники.

1 ч

04.09

Архитектура, зодчество, архитектурные памятники

У.с. 3-8, 12-13

Описать внешний вид запомнившегося памятника

2

Постройки Древней Руси.

1 ч.

11.09

Крепость, памятники русского зодчества

У.с. 14-19

Изучить постройки  и выяснить их назначение

3

Плоские фигуры и объёмные формы.

1 ч.

18.09

Плоские фигуры, объёмные формы.

У.с. 20-23

Вычерчивание окружности.

4

Объёмные изделия. Мебель.

1 ч.

25.09

Рисунок конструкции, проекция.

Т.с. 5

Изготовить макет мебели (по выбору)

5

Объёмные изделия. Животные.

1 ч.

02.10

Рисунок конструкции, проекция.

Т.с. 6-7

Изготовить объемную фигурку животных(по выбору)

6

Изготовляем объемные фигуры. Игрушки.

1 ч

09.10

Развертка, дно, борт, клапан.

Т.с. 11-14

Изготовление игрушки по выбору.

7-8

Изобретение русской избы.

Проектная деятельность «Русская старина»

Проект «Избушка для героя сказки»        

2 ч

16.10

23.10

Изобретение, конструктивные элементы, ансамбль, этнография,

У.с.30-31

Придумать проект дома, выполнить бревна из бумаги.

9

Технология строительства избы и ее устройство.

1 ч

30.10

Венец, сруб, клеть, хоромы, палаты, светлица.

У.с. 32-35

Сборка макета избы из бумажных бревен.

10-11

Народные промыслы.

Проектная деятельность «Русская старина»

Проект «Народная игрушка»

2 ч

13.11

20.11

Народная игрушка,

У.с. 39-40

Т.с. 16

Лепка народной игрушки из теста.

Придумать эскиз к изделию выбран. промысла

12

Разные времена – разная одежда.

1 ч

27.11

Гардероб, модельер.

У.с. 41-43

Т.с. 17

Подобрать национальный костюм, раскрыть особенность

13-14

Русский костюм.

Проектная деятельность «Русская старина».

Проектная деятельность «Русский костюм».

2 ч

4.12

11.12

Портной, кафтан, кушак

У.с. 44-48

придумать и нарисов. свою модель костюма

15

Коллективный проект «Новогодние сюрпризы» Изготовление Деда Мороза

Правила Т.Б. при работе с ножницами

1 ч

18.12

Т.с. 48-53

Изготовление Деда Мороза

16

Коллективный проект «Новогодние сюрпризы»

Ёлочные игрушки .Правила Т.Б. при работе с клеем

1 ч

25.12

Т.с. 54-57

Изготовить подвеску «Фонарик»

Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры

Основы агротехники

Растения в твоем доме.

17

Живая красота.

1 ч

15.01

Бонсай, правила ухода, освещенность.

У.с. 62-63

Т.с. 35

Сообщения о растении в своём доме

18

Выращивание комнатных цветов из черенка стебля.

1 ч

22.01

Черенок, агротехника, посадочный материал.

У.с. 63-65

Т.с. 36

Укоренить черенок комн. растения

19

Размножение растений делением куста и отпрысками.

1 ч

29.01

Отпрыски,

У.с. 65-66

Т.с. 37

Рассаживание растений.

20

Когда растение просит о помощи.

1 ч

05.02

Пересадка, перевалка.

У.с. 66-67

Составить памятку по уходу за растением

21

Цветочное убранство интерьера.

Коллективный проект: «Наш зимний сад»

1 ч

12.02

Интерьер, дизайнер.

У.с. 67

Т.с. 38-39

22

«Огненные» профессии.

1 ч

19.02

Руда, кузнец,

меха

У.с. 76-77

23

Ветер работает на человека.

1 ч

26.02

Ветряная мельница

У.с.77-79

Т.с. 41

Изготовление игрушки - вертушки

24

Какая бывает информация?

Обсудим вместе: что ты знаешь об информации?

1 ч

05.03

Информация, носитель информации

У.с.96-99

Т.с. 46

25

Книга – источник информации. Как родилась книга?

1 ч

12.03

Папирус, пергамент,  библиотека, археолог,

У.с. 99-103

26

Изобретение бумаги. Технологические этапы изготовления бумаги.

1 ч

19.03

Пресс, бамбук,

У.с. 103-107

27

Виды бумаги.

Коллективный проект «Коллекция бумаги»

1 ч

02.04

Коллекция, виды бумаги.

Т.с. 46 № 45

Составить коллекцию бумаги

28

Технологии изготовления печатной книги.

1 ч

09.04

Печатная книга, печатник, просветитель, типос, литера

У.с. 108-110

Изготовление печати

29

Конструкции современных книг.

Проект «Книжка – малышка»

1 ч

16.04

Обложка, корешок, книжный блок, переплетная крышка, титул,

переплет.

У.с. 111-113

Изготовить книжку-малышку.

30

Изобретение колеса.

1 ч

23.04

Ось, обод

Ус 116-117

31

Колесо на службе человека.  Транспортная модель.

1 ч

30.04

Изготовить транспортную модель

32

Изобретение часов.

1 ч

07.05

Виды часов

У.с. 118-119

33

Часы и человек.

Проектная деятельность «История возникновения часов»

1 ч

14.05

Часы солнечные, водные, огненные, песочные

Изготовление модели часов

34

Изобретения в нашем доме. Обобщающий урок.

1 ч

21.05



Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Круглова Е.А.____________

Протокол №1 от

« 25» августа 2014 г

«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР МОУ»СОШ с.

 В. Чернавка»

Мамаева О.А._____________

« 30» августа 2014 г

«Утверждаю»

Руководитель МОУ

«СОШ с. В. Чернавка»

Ерокина Е.Н.____________

Приказ № 132  от

«01» сентября 2014 г

Рабочая       программа          педагога

Кругловой Елены Александровны

(высшая категория )

по     ОЗОЖ  в  3  классе

                                                                                         Рассмотрено  на заседании

                                                                              педагогического совета                    

                                                                       Протокол № 1 от

                                                                               «25» августа 2014г

2014 – 2015учебный год

                                           Пояснительная записка

Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков:

Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

В данном классе ведущими  методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный  и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательское обучение, ИКТ.

 Для развития интереса используются электронные образовательные  ресурсы.

Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения  смежных дисциплин

К концу 3 года обучения

Должны знать: как воспитывать уверенность и бесстрашие; что значит совершать доброе дело; что такое ложь; почему дети и родители не всегда понимают друг друга; как воспитать в себе сдержанность; как отучить себя от вредных привычек; как относиться к подаркам; как следует относиться к наказаниями; как нужно одеваться; как вести себя с незнакомыми людьми; как вести себя, когда что-то болит; как вести себя за столом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в общественных местах; правила вежливого общения; что делать, если не хочется в школу; чем заняться после школы; что такое дружба и  кто может считаться настоящим другом; как можно помочь родителям; как можно помочь больным и беспомощным.  

Должны уметь: общаться без напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи; стараться понимать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации; стремиться избавиться от вредных привычек; уметь принимать и дарить подарки; оценивать свои поступки, за которые получили наказание; одеваться по ситуации; быть ответственным за своё поведение; помочь себе при сильной боли; уметь сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по телефону; уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг; выбрать друзей; уметь оказать посильную помощь родителям; помочь больным и беспомощным.    

Учебно-тематический план

учебного курса  ОЗОЖ для 3 класса

на 2014/2015 учебный год

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

 в том числе

практическая работа

1.

Этический блок                          

4

1

2.

Психологический блок

12

3

3.

Правовой блок

7

2

4.

Семьеведческий блок

4

1

5.

Медико-гигиенический блок

7

2


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование изучаемой темы

Дата проведения

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Информационное сопровождение, ЭОР

планируемые образовательные результаты

контрольно-оценочная деятельность

план

факт

вид

форма

1

2

3

4

5

6

7

8

  1.  Этический  блок (4 часа)

Метапредметные УУД

Регулятивные: Определять цель обнаруживать и формулировать проблему; выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы:

Познавательные: Анализировать  (выделять существенные признаки, составные части) и обобщать простые понятия; Извлекать информацию, из текста, таблиц, схем, иллюстраций, пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое).

Коммуникативные: Высказывать свое мнение (в монологе или диалоге); объяснять смысл слов и словосочетаний  в речи;  Работать в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика). Распределять роли, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения.

Личностные УУД: Оценивать  на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные поступки; Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, цели и результаты.

1.

Человек на планете Земля. В дружбе с природой. Роль и место человека на планете. Охрана природы.

5.09

Знать правила поведения в природе

Уметь изобразить, чем прекрасна наша планета

Глобус

Карта России

Презентация «Наша планета прекрасна»

2.

Спор и ссора. Умение вести дискуссию. Чем спор отличается от ссоры. Умение общаться друг с другом.

12.09

Знать что такое спор и ссора.

Знать правила честного спора

Уметь вести дискуссию

Знать что такое забота и ответственность.

Знать правила поведения в природе

3.

Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире.

19.09

Уметь проявлять заботу и ответственность в окружающем мире

Иллюстрации

окружающего мира

4.

Проявление заботы в моем городе, в моей школе.

26.09

Уметь проявлять заботу в окружающем мире

входной

п/р

  1. Психологический блок (12 часов)

Метапредметные УУД

Регулятивные: Определять цель обнаруживать и формулировать проблему; выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы:

Познавательные: Анализировать  (выделять существенные признаки, составные части) и обобщать простые понятия; Извлекать информацию, из текста, таблиц, схем, иллюстраций, пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое).

Коммуникативные: Высказывать свое мнение (в монологе или диалоге); объяснять смысл слов и словосочетаний  в речи;  Работать в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика). Распределять роли, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения; Предотвращать и преодолевать конфликты.

Личностные УУД: Оценивать  на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные поступки; Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, цели и результаты.

5.

Этот странный взрослый мир.

03.10

Знать, что такое самоанализ, внешность, характер

Иллюстрации

6.

Кто я такой? Какой я? Каким я хочу быть?

10.10

Уметь описывать свою внешность

текущий

п/р

7.

Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких.

17.10

Знать, что такое настоящее, прошлое, будущее

Уметь нарисовать себя маленьким, какой сейчас и в будущем

Фотографии

8.

Как развить хорошую память.

24.10

Знать, что такое память

Уметь развивать хорошую память

9.

Внимание человека или как научиться быть внимательным?

31.10

Знать, что такое внимание

Уметь развивать внимание

Картинки с изображением различных предметов

10.

Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться.

14.11

Знать, что такое язык жестов и движений, что такое дистанция и манера одеваться

Уметь понимать позы, жесты

Иллюстрации с изображением людей

11.

Что такое мой характер?

21.11

Знать, что такое характер

Уметь написать черты своего характера

текущий

п/р

12.

Мир моих способностей.

28.11

Знать, что такое способности человека.
Уметь рассказать о своих способностях или продемонстрировать их

Презентация «Талантливые люди»

13.

С чем могут быть связаны проблемы общения?

05.12

Знать, что такое общение без слов и выразительные движения

Уметь общаться

14.

Леворукость и праворукость: что это такое?

12.12

Знать, что такое леворукость и праворукость

15.

Конфликтный человек: какой он?

19.12

Знать, что такое конфликт, конфликтная ситуация

Уметь сглаживать конфликтные ситуации

текущий

п/р

16.

Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность.

26.12

Знать, что такое застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность.

  1. Правовой блок (7 часов)

Метапредметные УУД

Регулятивные: Определять цель обнаруживать и формулировать проблему; выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы:

Познавательные: Анализировать  (выделять существенные признаки, составные части) и обобщать простые понятия; Извлекать информацию, из текста, таблиц, схем, иллюстраций, пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое).

Коммуникативные: Высказывать свое мнение (в монологе или диалоге); объяснять смысл слов и словосочетаний  в речи;  Работать в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика). Распределять роли, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения; Предотвращать и преодолевать конфликты.

Личностные УУД: Оценивать  на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные поступки; Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, цели и результаты.

17.

Правила в жизни человека.

16.01

Знать правила безопасного поведения дома

текущий

п/р

18.

Проявление милосердия и терпимости.

23.01

Знать что такое милосердие и терпимость.

Уметь проявлять милосердие и терпимость.

19.

Ответственность за жестокое поведение.

30.01

Знать об ответственности за жестокое поведение

20.

Правила поведения в школе и на улице.

06.02

Знать основные правила поведения в школе и на улице.

Соблюдать правила поведения в школе и на улице

Презентация «Правила поведения»

21.

Опасные ситуации. Как не стать жертвой преступления.

13.02

Знать что такое преступление, опасная ситуация.

Уметь предвидеть опасные ситуации и избегать их

текущий

п/р

22.

Стихийные бедствия.

20.02

Знать что такое стихийные бедствия

Презентация

23.

Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

27.02

Знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях, не поддаваясь панике

  1. Семьеведческий блок  (4 часа)

Метапредметные УУД

Регулятивные: Определять цель обнаруживать и формулировать проблему; выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы:

Познавательные: Анализировать  (выделять существенные признаки, составные части) и обобщать простые понятия; Извлекать информацию, из текста, таблиц, схем, иллюстраций, пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое).

Коммуникативные: Высказывать свое мнение (в монологе или диалоге); объяснять смысл слов и словосочетаний  в речи;  Работать в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика). Распределять роли, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения; Предотвращать и преодолевать конфликты.

Личностные УУД: Оценивать  на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные поступки; Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, цели и результаты.

24.

Что такое семья? Всем нужен дом!

06.03

Уметь нарисовать дом или свою квартиру

Семейные фотографии

25.

Что такое труд? Трудом славен человек!

13.03

Знать что труд даёт человеку

текущий

п/р

26.

Труд в моей семье. Кем я хочу стать?

20.03

Знать профессии людей

Уметь рассказать о своей будущей профессии

Презентация «Профессии»

27.

Что я больше всего люблю делать. Мужские и женские обязанности.

03.04

Знать мужские и женские обязанности

Уметь рассказать о своих обязанностях дома

  1. Медико-гигиенический блок (7 часов)

Метапредметные УУД

Регулятивные: Определять цель обнаруживать и формулировать проблему; выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы:

Познавательные: Анализировать  (выделять существенные признаки, составные части) и обобщать простые понятия; Извлекать информацию, из текста, таблиц, схем, иллюстраций, пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое).

Коммуникативные: Высказывать свое мнение (в монологе или диалоге); объяснять смысл слов и словосочетаний  в речи;  Работать в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика). Распределять роли, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения; Предотвращать и преодолевать конфликты.

Личностные УУД: Оценивать  на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные поступки; Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, цели и результаты.

28.

Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие.

10.04

Знать, что такое здоровье

Знать правила укрепления здоровья

текущий

п/р

Презентация «Если хочешь быть здоров»

29.

Полезные и вредные привычки.

17.04

Знать полезные и вредные привычки.

Уметь различать полезные и вредные привычки

Презентация «Вредные привычки»

30.

Вред применения наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

24.04

Знать какой вред приносят наркотики, алкоголь, табак, токсические вещества

Презентация «Вредные привычки»

31.

Режим дня в жизни школьника.

08.05

Знать что такое режим дня.

Уметь следовать режиму

Таблица «Режим дня»

32.

Что мы едим, пьем, чем лакомимся?

15.05

Уметь выбрать здоровые продукты

Уметь заполнить таблицу «Моё недельное меню»

Презентация «Полезные продукты»

33.

Золотые правила питания.

22.05

Знать правила питания

итоговый

п/р

34.

«Витаминка и её друзья» театрализованная игровая программа

29.05

Знать необходимость брать пример с тех, кто занимается делами,  полезными для здоровья

музыкальный диск