Внеурочная деятельность

Кокурина Вера Васильевна

Результаты внеурочной деятельности

Результаты 2015-2016 учебного года 1) Муниципальный конкурс «Я горжусь» 1 –победитель, 1 - призер 2) Муниципальный конкурс исследовательских и проектных работ «История семьи - история Родины» -  диплом 1 степени - 2 человека 3) Муниципальный конкурс исследовательских и проектных работ «История малой Родины» - исследование истории своего населенного пункта, района. - 2 победителя и 1 призер 4) Муниципальный конкурс исследовательских и проектных работ «Одиссея разума» - 1 победитель, 2 участника 5) Районный этап областного конкурса исследовательских и проектных работ «Дети. Творчество. Родина» в номинации «Природа и традиционная культура» - 2 победителя.

.Результаты 2016-2017 учебного года 1) Муниципальный конкурс «Я горжусь» 1 –победитель, 2 - призера 2) Муниципальный конкурс исследовательских и проектных работ «История семьи - история Родины» - коллективная работа – диплом 1 степени, 1 - участник 3) Муниципальный конкурс исследовательских и проектных работ «История малой Родины» - исследование истории своего населенного пункта, района. - 3 победителя и 1 призер 4) Муниципальный конкурс исследовательских и проектных работ «История выборов на Нижегородской земле» - 1 победитель 5) Муниципальный конкурс исследовательских и проектных работ «Наш край» - 1 победитель (коллективная работа),  6) Районный этап областного конкурса исследовательских и проектных работ «Дети. Творчество. Родина» в номинации «Природа и традиционная культура» - 3 победителя, 1 - призер

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тезисы

Сегодня мы считаем вполне обычным делом отправление  письма или поздравительной открытки по почте. История почты представляет для меня особый интерес, сохранились миллионы старых конвертов, представляющих собой обширное поле для исследования «артефактов». В нашем семейном архиве хранятся старинные открытки начала 20 века. Одна из них (1914г), как вещественный источник, и стала  объектом моего  исследования.

В основу исследования положено изучение происхождения и эволюции почтовых корреспонденций конца 19 начала 20в., а также детальное изучение одной из них, как вещественного исторического источника, доставшейся моей семье по наследству от предков и хранившейся в  домашнем архиве – почтовой открытки.

 Актуальность темы: почтовые открытки  могут стать одним из источников при изучении истории страны, по почтовым корреспонденциям можно также проследить развитие самой почтовой службы, и  обогатить имеющиеся знания о видовых открытках конкретного временного периода истории. Исходя из выше изложенного, мной были определены цели и задачи исследования: изучение истории развития почтового сообщения в целом; изучение историко-литературных источников о формировании и развитии почтового сообщения в России; рассмотрение вопросов появления, эволюции, издания и бытования открытых писем на основе изучения исторического вещественного источника - почтовой открытки – корреспонденции 1914г. моего домашнего архива; уточнение отличительных признаков открыток-корреспонденций конца 19-начала 20 века.

Название «открытка» происходит от словосочетания «открытое письмо», именно так в России назывались первые почтовые карточки. Бланки первых открыток были изданы Почтовым ведомством в России 1871 г.,  введены в обращение 1 января 1872года. В мае 1872 года,  появляется три вида почтовых карточек: универсальные - черные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые - для отправки внутри города и зеленые - иногородние.

С 19 октября 1894 г. частные лица получили право «на выпуск бланков открытых писем» частного изготовления, на которые стали наносить изображения.  

При рассмотрении  вещественного исторического источника из домашнего архива, мною было определено, что это Бланк простого неиллюстрированного открытого письма, с типовой обратной стороной. В отличие от открытки, обе стороны этой почтовой карточки свободны, остаются чистыми и используются для написания текста сообщения. В верхней части нашей почтовой открытки, заглавными буквами  имеется запись: «Всемирный почтовый союз. Россия.», и название вида корреспонденции: «Открытое письмо», значит, она отправлена в рамках действия Всемирного почтового союза, в который входила Россия. По печатям-штампам на почтовом отправлении, был прослежен её путь: открытка прошла через почту Перми,  во Владимирскую губернию, затем поступила на почту  Нижегородской губернии, а далее – в село Павлово. На почтовой карточке сохранилась имеется марка с портретом Николая II. В 1913 г. в России была выпущена первая серия коммеморативных  марок, посвященных празднованию 300-летия царского дома Романовых. Население не только России, но и всех стран быстро оценило достоинства использования почтовых карточек.

 Практическая значимость моей работы заключается в том, что ее содержание, оценки и выводы об истории повседневности могут быть использованы в преподавании истории России, а также могут понадобиться при подготовке докладов, рефератов учащимися школы по смежным дисциплинам (МХК, ИЗО). Вместе с тем, материалы краеведческого характера могут стать достоянием школьного исторического музея.  

Я предполагаю, что продолжу свои исследования в области развития новых современных почтовых коммуникаций, и рассмотрю их роль и влияние на человека.



Предварительный просмотр:

Защита.

Непростая  судьба простого солдата Березина Генриха Ивановича 

Наше поколение лишь имеет возможность прикоснуться к прошлой Великой Отечественной войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени, в сохранившихся документах той поры.

 В своей работе, я хотела бы рассказать о солдате Советской Армии, Березине Генрихе Ивановиче, жившем в городе Павлово и ставшим участником тех горестных событий.

Мной были определены цели и задачи: изучить исторические вещественные источники и материалы о жизни ветерана Великой Отечественной войны Березина Генриха Ивановича,  узнать подробнее о военной судьбе фронтовика и его бесценном вкладе в Победу над фашизмом. Вместе с тем, мне предстояло найти и изучить общую информацию о ходе Великой Отечественной войны, а более подробно о местах военных действий, в которых принял участие Генрих Иванович, а также сделать вывод об исторической и государственной значимости подвигов всего Советского народа,  павловчан и каждого солдата в отдельности.

В ходе работы  мною использовался  комплекс   методов: исследование вещественных исторических источников, изучение теоретических, исторических и литературных письменных источников, наблюдение, метод сравнения, обобщение   полученных знаний.  

Основными источниками моего исследования о жизни ветерана Великой Отечественной войны, являлись архивные материалы семьи Березиных-Тарасовых: свидетельство о рождении, трудовая книжка Березина Генриха Ивановича, диплом об образовании, справки из госпиталей о характере полученных ранений, военный билет, констатирующий факты прохождения и места военной службы, личные записи фронтовика о местах сражений, фотографии.

В годы Великой Отечественной войны каждый четвёртый человек нашей страны находился в рядах воюющей Красной Армии. Каждый второй из них погиб, защищая Отечество.

С самого начала войны против немецко-фашистских захватчиков сражались и наши земляки, многие из которых записывались на фронт добровольцами. Павловчане принимали участие во всех крупных операциях Великой Отечественной войны, защищали Москву и Ленинград. Немногие дошли до Берлина, и остались в живых. Из 21554 человек - жителей города Павлова и района с войны не вернулось 9312 человек. Многие из них пропали без вести, кто-то попал в плен или погиб, судьба многих до сих пор не известна. Свыше 4000 человек отмечены боевыми орденами и медалями. Девять человек удостоены звания Героя Советского Союза. Двое павловчан стали полными кавалерами орденов Славы.

Один из работников школы, главный бухгалтер Тарасова Татьяна Генриховна, предоставила материалы о своем отце Генрихе Ивановиче – ветеране-фронтовике.

Березин Генрих Иванович, родился в городе Павлово  18 июля в 1924 году. Когда началась война, Генриху Ивановичу было 17 лет, в это время он учился на втором курсе Павловского автомеханического техникума им.Лепсе. Через год, в 1942 году, его, студента третьекурсника, так и не закончившего техникум, призвали на фронт.

Согласно плана  «Барбаросса», немцы рассчитывали в первых числах сентября 1941 года захватить Москву, а в начале октября – вступить в город Горький.

В октябре 1941 года решено было начать строительство оборонительных сооружений. На строительные работы в порядке трудовой повинности мобилизовалось гражданское население, разрешалось привлекать студентов вузов, учащихся старших курсов техникумов и учеников 9 – 10 классов школ.

В одной из личных записок Генрих Иванович пишет: 

«В октябре-ноябре 1941 года был призван на сооружение оборонных  противотанковых рвов. В 1942 году был принят в народное ополчение для патрулирования по городу и окрестностям. 13 июня этого же года, был призван в армию и направлен военную учебную часть противотанкового батальона города Горького, из нее - в Ленинградское пехотное училище, где получил воинское звание по штату – наводчик минометных орудий».

В связи с обострением военной обстановки под Калугой, отправлен на фронт. Взводу Генриха Ивановича, в составе 49-я армии, была поставлена задача «освобождать на реке Угре Полотняный завод».

Мною было выяснено, что в районе «Полотняного завода, находилась знаменитое историческое место (усадьба Натальи Гончаровой- Пушкиной), которое  позже будет названо историками - «кровавым плацдармом».

Из хроники военных событий конца 1941 года следует, насколько была сложной обстановка в Калуге и Калужской области. Центральный вокзал города был превращен немцами в крепость. Заняв город еще в первой половине октября 1941 года, немцы разместили в нем крупные склады, ремонтные базы, госпитали и штабы частей 2-й и 4-й танковых групп (армий). Из «Справка о месте ранения» следует, что Березин Генрих Иванович, в составе одного из полков, воевал  на месте  выше названных событий. Во время одного из боев, 2 сентября 1942 года, юный солдат Березин Генрих Иванович был впервые ранен осколком мины,  был «направлен на лечение в полевой госпиталь под Вязьмой».

После реабилитации, через 2 месяца,  «был направлен на фронт под Смоленск на реку Пьяну у местечка Прибин, в оборону». Был назначен командиром отдельной разведки. Во время одной из разведки боем его отряд захватил немецкого «языка». Отряд был представлен к поощрению.

Во время одной из разведоперации, он вновь получил  ранение «легкое ранение, слепое, осколочное мягких тканей левой голени». Генрих Иванович пролежал в эвакогоспитале, находившемся в деревне Шимоново до осени 1943 года. На картинке – вид современного местечка, «Шимоново», госпиталь,  где проходили излечение бойцы Красной Армии.

После лечения, Березин Г.И. вернулся в строй, его перебросили для продолжения службы на 3-й Белорусский фронт, который был создан из сборных сил, в том числе, Западного фронта.

Мною проверено, что в течение 1944 года войска Белорусского фронта провели  Витебско-Оршанскую, Вильнюсскую и  Каунасскую операции. Советские войска продвинулись на глубину 500 км, освободили города  Витебск,  Орша, Борисов,  Минск,  Молодечно,  Вильнюс, Каунас и другие. В боях на 3 Белорусском фронте Генрих Иванович был тяжело ранен. 19 мая 1944 года отряд под его командованием подорвался на немецкой  мине.

Из Справки о ранении от 19 мая 1944 следует, что Генрих Иванович получил «тяжелое ранение, слепое, проникающее в грудную полость с наличием открытого гемопневмоторокса и множественные осколочные ранения мягких тканей левого плеча и правой нижней конечности».

Осколок мины, размером чуть более, а весом- в 5 раз больше копеечной монеты, попал в  правую половину грудной клетки. Эта военная «реликвия», которая могла бы лишить жизни солдата, до сих пор хранится в коробочке, как страшное напоминание о тех трагических событиях.

Солдат Березин был отправлен в тыловой госпиталь в Среднюю Азию г. Алма-Ата.

 Мною установлено, что в годы Великой Отечественной войны в г. Алма-Ата было развернуто 8 эвакогоспиталей, тяжело раненых сюда свозили со всех фронтов.  

9 сентября 1944 года, в результате последствий  ранения, после  продолжительного лечения, врачебной комиссией Березин был признан негодным к военной службе, и комиссован в звании младшего сержанта.

За участие в боевых действиях на Белорусском фронте, гвардии мл.сержант Березин Генрих Иванович был награжден:

  1.  медалью «За отвагу». (Приказ по войскам 33 армии о награждении личного состава № 0257 от 26 июня 1944г медалью "За Отвагу" №3.)
  2. Орденом Отечественной войны 2 степени,

Вернувшись из госпиталя в ноябре 1944 года, 20-ти летний Генрих Иванович, как и другие павловчане,  продолжал учиться, и одновременно работать на авиационном заводе № 467 города Павлова (ныне ОАО «Гидроагрегат»).

В трудовой книжке Генриха Ивановича значится «завод №467», кем был принят, в какое время на какой срок – сведений нет. Только в  1953 году появляется запись о переводе в цех №9 мастером, а через 7 лет – о назначении старшим технологом 18 цеха. С 1964 года до конца своей трудовой деятельности Березин Генрих Иванович работал в должности начальника технического бюро завода.  

Березин Г.И., прожил долгую жизнь и оставил о себе добрую память. Хотя его имя не было известно в годы Великой Отечественной войны широкому кругу людей, он, подобно любому неизвестному воину, внес свой неоценимый вклад в дело Великой победы. (Умер Березин Генрих Иванович в 2011 году в возрасте 87 лет).

Практическая значимость моей учебно-исследовательской работы состоит в следующем: результаты исследования и изучения жизни ветерана Великой Отечественной войны, были обработаны и рекомендованы для проведения классных часов, по теме «Изучение замечательных людей города Павлово». Материалы учебно-исследовательской работы будут отправлены в школьный исторический музей.



Предварительный просмотр:

Выступление.

«50-летию школы посвящается».

В 2013 году наша Школа отметила свой 50-летний юбилей.  В период подготовки к празднованию этой замечательной даты я стал узнавать много нового, интересного об истории становления и развития нашей школы.

Мне хотелось бы восстановить некоторые факты из её истории. Это и стало объектом моего исследования. Мною были определены цель и задачи:  

  1. изучить историю становления и развития средней школы №7, проследить судьбу школы от её основания
  2. найти материалы об предыдущих зданиях школы,
  3. выяснить, когда и почему  было решено построить школу, где  решался вопрос о выборе места для постройки последнего здания школы
  4. отследить,  как повторяется  история моей школы в истории страны.

В ходе исследовательской деятельности мною использовался  комплекс   методов: исследование вещественных исторических источников, изучение теоретических, исторических и литературных письменных источников, наблюдение, метод сравнения, обобщение полученных знаний.  

Проведя анкетирование среди учащихся школы старших классов, мною выяснено, что многие ребята не очень хорошо ознакомлены с прошлым нашей школы. Большинство учащихся высказались, что они хотят узнать больше об истории становления школы.

Оказывается, первое здание школы находилось на улице,  которая в настоящее время называется 1-ая Новая Линия. 4 мая 1891 года на сельском сходе, волостной старшина с. Павлова Арсений Васильевич Демидовцев доложил о том, что к новому учебному году будет открыта школа.

Крепкое двухэтажное деревянное здание было построено специально для школы за 4 тысячи рублей. Часть средств на строительство пожертвовал торговец изделиями Павловских кустарей, общественный деятель Смирнов Василий Михайлович - 2.800 рублей, а оставшаяся сумма - 1.200 рублей,  собрана в лотерею. В школе обучалось 120 человек (56 мальчиков, 64 девочки). Среди учащихся были крестьяне - 109 чел., духовного звания – 21 человек, мещан – 3 человека. Первыми учителями этой школы были: Веселовская Капитолина Ивановна, Суханова – Спорышева Лидия Васильевна, Закон Божий преподавал священник Поспелов Федор Степанович.

Второе школьное здание, построенное В.М.Смирновым в середине 90-х годов 19 века, также сохранилось до сих пор. В нем, до открытия средней школы № 7 располагалась начальная школа. Этот деревянный уютный одноэтажный дом находится на улице  Дальняя Круча, 23, он  известен нам как «Детский сад № 19».

 

В 50-е послевоенные годы 20 века начался бурный рост городского населения. Стали разрастаться окраины города, в том числе и микрорайон «Южный».  

На пересечении улиц Белохвостикова (9-ая Новая Линия) и Маяковского, тогда еще на пустыре, в 1959 году было заложено и началось строительство кирпичной трехэтажной школы №7, из расчета 920 учеников для обучения в  одну смену. Строительство продолжалось более 4-х лет.

Из архивных данных, «Протокола заседания  Исполнительного комитета Павловского городского Совета депутатов трудящихся от 1 октября 1963 года, решение №342 «О сдаче в эксплуатацию школы №7 на 920 мест»

 (Приложение___),  следует, что Исполком городского Совета отмечает, что «сроки ввода здания в эксплуатацию, назначенные на август 1963 года,  сорваны стройуправлением. Причиной срыва названа безответственность со стороны руководства стройуправления №2. Не были закончены работы по оборудованию котельной, вентиляции, наружной канализации, в связи с чем, создались большие трудности с организацией горячего  питания в школе и кипячении воды».

Вместе с тем, члены исполкома пришли к мнению, что 1 сентября 1963 года  в школе начать занятия  «ввиду острой нужды школьных помещений в городе». Это говорит о том, школа была единственный на тот момент  социокультурный  центр  южной окраины города. На заседании комиссии было решено в срочном порядке «устранить все неполадки  в 6-ти дневный срок и подготовить все объекты к сдаче в эксплуатацию».

И ученики, и учителя и родители привлекались к благоустройству территории школы. По фасаду школы и по  территории вдоль дороги по ул. Белохвостикова были  посажены деревья и кустарники.

Открыв свои двери для ребят 1 сентября 1963 года, средняя школа № 7 приняла 1260 человек - в два раза больше учеников, чем требовалось по проектной мощности (920 чел).  Классы были переполнены и насчитывали от 35 до  40 человек.  Жители всего микрорайона «Южный» присутствовали на первой торжественной линейке, на которой первый директор школы Лев Сергеевич Панкратов, объявил  о начале  деятельности новой школы №7.

Педагогический коллектив формировался из учителей разных школ, но большинство составляли молодые учителя. В течение 50-ти лет в школе работали 7 директоров, 14 заместителей директоров, 124 педагога.

Самая главная фигура в школе – учитель, от его профессионализма, широты кругозора, эрудиции зависит очень многое.

Остались в памяти родителей, учеников школы первые учителя, назовем лишь некоторых,  для которых  эта школа была  первой  и единственной! Здесь они начинали свою трудовую деятельность, и ушли на заслуженный отдых.

Чиненкова Галина Федоровна, учитель начальных классов, Муравьева Валентина Ивановна, учитель математики, Половинкина Фаина Александровна, учитель биологии, Корсакова Людмила Васильевна, учитель иностранного языка.

Большой вклад в развитие образования и воспитание патриотизма внесли ветераны-участники Великой Отечественной войны: Пырьева Александра Павловна, Творогов Михаил Ефимович, Нефедова Клавдия Ивановна, Леонтьев Евгений Никифорович, Ларцев Виктор Федорович.

В настоящее время трудятся и учителя, которые ранее являлись выпускниками  нашей средней школы.

Сегодня шесть  выпускников школы вернулись сюда в новом качестве - в качестве учителя: Вяхирева Лариса Евгеньевна, учитель физики, Морозова Лидия Николаевна, учитель русского языка и литературы, Варенова Мария Александровна, учитель иностранного языка, Моисеева Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, Мишанова Любовь Валерьевна, учитель истории и обществознания, Митрофанова Эльвира Алексеевна, учитель биологии.

Интересно, что первокласснице Эле Митрофановой,   переступившей порог новой школы, выдалось право дать первый звонок на первый урок 1 сентября 1963г. Эльвира Алексеевна неоднократно награждалась грамотами и дипломами министерства образования Нижегородской области и Министерства образования РФ,  имеет звание «Ветеран труда».  В настоящее время  Эльвира Алексеевна находится на заслуженном отдыхе.

В ходе написания учебно-исследовательской работы мною была определена практическая значимость исследования. 

Мы имеем обобщенные данные о становлении, формировании и развитии об образования в  Павловском районе, оформлении в 50-60-х годах социокультурного центра - микрорайона «Южный».

На основе архивных документов, фотографий,  воспоминаний ветеранов педагогического труда, составлена и обобщена история становления и развития средней школы №7.

На основе полученных материалов, мною будет  написана статья об истории создания и развития школы. На её основе выпущены брошюрки для учащихся, педагогов и их родителей, повествующие об основных этапах становления и развития школьного образования в микрорайоне «Южный». Полученные материалы будут доступны для краеведческого музея и  размещены  на школьном сайте.


 

Комментарии

Кокурина Вера Васильевна

Тезисы к учебно-исследовательским работам учащихся.