Его Величество - УРОК

Белякова Людмила Михайловна

Коллекция уроков по предметам гуманитарно-эстетического цикла не только отражает многообразие методических приёмов, но и демонстрирует деятельность учителя и обучающихся на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ego_velichestvo_-_urok.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Белякова Людмила Михайловна,

                                                                                кандидат культурологии,

                                                                                учитель русского языка,  литературы, МХК

                                                                                МОУ СОШ №35 Г. Рыбинск  

                                   Современный урок в призме герменевтики

                                       (выступление в режиме мастер-класса)

     Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю вас к диалогу о современном уроке. Согласитесь, что многие факторы (социальные процессы, характер межличностных отношений, открытия в области науки и техники и многое-многое другое) определили другое видение урока, а вернее, предъявляют к этой традиционной форме обучения нетрадиционный подход. Сегодня мы обсудим один из таких инвариантов – герменевтический подход  в образовании.

      Но прежде ответим для себя на несколько вопросов:

- Каким должен быть урок? (Ученики ставят на первое место – интересный, на второе – трудным, на третье – полезным)[1] 

- Главная составляющая урока? Ученик или учебная тема? (Конечно. Вы ответили так, как и большинство детей – «ученик»)

- Как можно определить общую цель любого урока? (Известно, что цель школы – готовить ребёнка к жизни. А значит, цель урока – сформировать некие навыки, необходимые для будущей жизни. Действительно, дети отвечают именно так: они ждут от урока новых знаний)

     Таким образом, определились ключевые слова, непосредственно относящиеся к теме нашего разговора – урок. Это УЧЕНИК (Я) – БУДУЩЕЕ (ЖИЗНЬ) – ЗНАНИЯ (НАВЫКИ).

     Просматривая недавно материалы конкурса «Учитель России», обратила внимание на то, что всем без исключения финалистам Никитин Эдуард Михайлович задавал один и тот же вопрос: «Чему вы научали учеников и чему научили?». Простой вопрос, правда? Ответ затруднительный, он оказался затруднительным и для многих конкурсантов, потому что поддаёмся искушению пересказать ту информацию, которую получает ребёнок, а суть в другом.

Каким приёмом овладел ребёнок?

Какую проблему научился решать?

Какой жизненный опыт приобрёл?

С чем ушёл с урока?

     Давно кануло в Лету представление об учителе как о неком универсале, который должен владеть «всем арсеналом психолого-педагогических технологий». На мой взгляд, это не нужно, а возможно, и губительно. А вот мастерски владеть приёмом (через рисунок постигать текст), технологией (проблемное обучение, Например: изучение причастного оборота), методикой («7 ключей») – путь к научению.

     Таким образом, определим некоторые важные константы современного урока:

ПЕРВОЕ ТРЕБОВАНИЕ

адресовано учителю. Оно предполагает строгий отбор и систематизацию учебного материала. Важно не как  учить, а что изучать.

ВТОРОЕ ТРЕБОВАНИЕ

предъявляется учебному материалу. Он должен быть новым, интересным, трудным.

ТРЕТЬЕ ТРЕБОВАНИЕ

 логично выполнить ученику, который не только учится  размышлять и одновременно рефлектировать свою деятельность, осуществляя самоконтроль, самообобщение, самооценку.

          Выполнить такие требования сегодня помогает герменевтика, наука, недавно пришедшая в педагогику из философии, но уже нашедшая поклонников такого подхода в обучении. Суть её – в возможности открывать новые и новые смыслы.

          Рассмотрим на простом примере – сказке «Колобок».

          Вспомним, что словом «коло» - в старину называли светило, солнце (Славянского бога солнца звали Хорс (Корс). Тогда имя персонажа  правильно читается Колобог - солнечный бог - ребенок появился у бабки с дедкой. На окошко они его поставили "простыть", но не остудить. Что это значит в отношении ребенка? Правильно, опекая, вырастить его до совершеннолетия, ознакомив его с законами этого мира.

Вот и вырос Колобок и отправился в путь дорогу, но не из окна, а с крылечка, со ступенечек, на травку. С благословения родителей ушел во взрослую жизнь. И повстречал первым зайца. Заяц – в мифологии славян символизировал  страхи. Колобок своим страхам спел песенку и победил их. Он не убегал от них, а, можно сказать, разговаривал с ними. Затем был волк - агрессия, эмоции; медведь - сила, социум со своими законами. Ведь когда человек вырастает, стенки общества могут стать тюрьмой.

А вот последней была лисица. И это, конечно, медные трубы, звездная болезнь. Много раз люди споткнулись на этом. Но не тут-то было (и жизнь тому подтверждение), Колобок и лисе песенку спел ... и покатился дальше, к Солнцу. Этот конец есть в редких (старых) изданиях русских народных сказок.

Таким образом, мы видим, что первоначальный смысл народных сказок завуалирован и зачастую непонятен читателям, особенно детям.

Герменевтика предполагает многоуровневое восприятие учебного материала. Сегодня на основе законов герменевтики разработаны несколько методик и педагогических моделей, среди которых и методика «7 ключей», разработанная автором и предполагающая совместную деятельность учителя, ученика и учебного материала. Она определяется каналами  восприятия учеником нового и её формула выглядит так:

                                          1э + 2в + 2с + 2а,

где «э» - вопрос, определяющий эмоциональное восприятие;

      «в» - вопросы, связанные с ассоциативным восприятием;

      «с» - вопросы, помогающие проникнуть в собственно смысл текста.

      «а» - вопросы, помогающие через анализ формы проникнуть в авторский  замысел произведения[2].

Ступени герменевтического анализа текста параллельны уровням восприятия, которые мы определяем следующим образом:

эмоциональная отзывчивость;

 - активность и объективность  воображения;

 - постижение содержания произведения на репродуктивном уровне;

 - постижение содержания на аналитическом уровне;

 - размышление  о прочитанном, увиденном, услышанном;

 - синтезирующее осмысление (концепция темы, проблемы в целом).

     Герменевтический анализ скульптуры Агесандра «Венера Милосская»

(на основе методики «7 ключей»)

                                                                            1Э.

     Известно, что время долго скрывало этот великий шедевр. Лишь в 1820 году он явился миру (греческий крестьянин с острова Милоса по имени Юргос, копая землю, почувствовал, что его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое). Это и была скульптура «Венера Милосская», заставившая мир вздрогнуть, плакать, восхищаться… Часами многие великие люди (Гоголь, Фет) вглядывались в фигуру Венеры.

Поделитесь первыми впечатлениями и вы, ученики XXI века.

     1 ученик:

       Когда я смотрю на это произведение, то я не ощущаю, что передо мной богиня. Удивительная женственность и простота нашли здесь сочетание;

     2 ученик:

     Меня смутило время создания скульптуры. Как известно, это период эллинизма, когда явно намечается на изображение сцен обыденной жизни. Но это произведение изображает далеко не обычную женщину, настолько гармонично соединились величие духовного (божественного) и материального (земного);

     3 ученик:

     Меня привлекает, в первую очередь, загадочность, таинственность героини Агесандра. Она так же непостижима и вечна в своей тайне, как «Джоконда» Леонардо да Винчи.

2А.

      Всмотритесь внимательно скульптурный портрет Венеры. Время не пощадило её: она дошла к нам из глубины веков, но при этом потеряла руки.

 Как вы думаете, какое положение рук было у Венеры?  Можно ли предположить, что в её руках были какие-то предметы?

     1 ученик:

     Я думаю, что, вероятно, художник запечатлел тот миг, когда она снимает с себя одежду, чтобы войти в воду. Об этом свидетельствует её поза: несколько наклонённая фигура чуть вперёд и одновременно - вправо, а, во-вторых,  - ниспадающая одежда.

     2 ученик:

     Я поддержу мнение первого ученика, но не соглашусь, что Венера готовится войти в воду. Я думаю, она освобождается от одежды, как от чего-то лишнего, бренного, чтобы мы увидели красивое, божественное тело и насладились этой красотой. Думаю, что мои предположения можно аргументировать назначением древнегреческого искусства – в мире нет ничего прекраснее, чем человек.

3А.

     Ваши размышления не только интересны, но и проиллюстрированы знанием законов, по которым развивалось искусство Древней Греции. Конечно, фигура богини любви поражает своей гармонией, величием и грациозностью. Ваши версии, повторюсь, очень интересны. Познакомьтесь теперь с предположением Дмитрия Володихина (автора многочисленных работ по искусству Древней Греции), который считает, что в одной руке Венера держала яблоко.

Как вы думаете, на чём основывался в своём предположении современный искусствовед?

     1 ученик:

     Яблоко – предмет символический. В библейском сюжете именно яблоко явилось предметом грехопадения Адама и Евы. В одном из мифов оно же (яблоко) стало предметом раздора. Афина, оскорблённая тем, что Парис присудил золотое яблоко не ей, а Афродите, поддержала греков в Троянской войне. Она направила копьё Диомеда, и тот ранил бога войны Ареса. Может быть, яблоко, по мнению Володихина, намёк на этот мифологический сюжет.

2 ученик:

     Яблоко – стаффаж в произведении искусства многозначный: это и истина, и знак любви, и граница между добром и злом. Поэтому предположу, что, удерживая яблоко в своей руке, Венера словно говорит о том, что ей доступно нечто, что не могут постичь простые люди.

4С.

     Можно согласиться с каждым из предположений, так как они не противоречат главной истине – в эпоху эллинизма образ Афродиты был наиболее любимый. Она изображалась разной: то шаловливой, то подчёркнуто строгой, то триумфально величественной.

Какой предстаёт Венера в произведении Агесандра?

     1ученик:

     Необыкновенно гармоничный образ. Мягкий абрис головы, очень скромная, даже несколько простая причёска. Тонкие линии ниспадающих одежд повторяют линии тела. фигура божественно красива, нет ничего лишнего.

     2 ученик:

     Известно, что мрамор (а фигура выполнена именно из этого материал) обладает исключительной схожестью с цветом человеческого тела, но в то же время очень труден для обработки. Глядя на фигуру Венеры, этого совершенно не замечаешь. Гладкая, визуально мягкая кожа богини вызывает восторг и восхищение. Пропорции же тела настолько же гармоничны, насколько и безупречны.

5С.

     Говорят, что всё познаётся в сравнении. Учитывая этот принцип, сравним два великих произведения мастеров одной цивилизации, которых время разделило незначительно. Речь идёт о скульптуре Праксителя «Афродита Книдсская» и, конечно, «Венере Милоссской» Агесандра.

Как изменилось восприятие красоты и мира в произведении Агесандра?

    1 ученик:

     Напомню, что Пракситель был мастером лирических сюжетов и образов. Сохранилось много его работ: «Отдыхающий сатир», «Аполлон, убивающий ящерицу», «Сатир, наливающий вино». Но любимой скульптурой мастера была его «Афродита», которую, случись пожар, он первой бы стал спасать, по утверждению самого Праксителя. Мягко тонированная  воском, элегантная и грациозная появляется богиня перед зрителем. Её тонкое девическое тело целомудренно и нежно. Как богиня, она действительно божественна, а как простая девушка,  необыкновенно человечна. В сравнении с Афродитой Милосской первая вызывает у меня некоторую грусть. Думаю, что Агесандр, придав фигуре большую динамичность, сделал её более живой,  а Пракситель обволок свою героиню атмосферой неги.

     2 ученик:

     Несмотря на то, что произведения разделяют почти 200 лет, в них больше общего, нежели различного. И это не удивительно, так как за столь короткое время принципы древнегреческого искусства изменились незначительно. Но всё-таки различие уже наметилось. Пракситель впервые изобразил фигуру обнажённой, заставив изумиться красотой человеческого тела. Агесандр продолжает эту традицию своего младшего предшественника, но «играет» с одеянием богини: одежда то ли ниспадает с тела Афродиты, и она старается удержать её, то ли наоборот, пытается освободиться от неё, как можно быстрее. Этот композиционный элемент придаёт скульптуре ту очаровательную тайну, которая пленит каждого зрителя. Зритель тоже начинает «играть» с деталями одежда, то облачая в одеяния Афродиту, то освобождая от неё.

6А.

     Чтобы глубже проникнуть в замысел творца, вам предлагается исследовательская работа.

Познакомьтесь со стихотворением Афанасия Фета «Венера Милосская» и процитируйте произведение Агесандра строчками стихотворения

7А.

Сформулируйте формулу творчества Агесандра.

                                                                        ************

Настоящая красота – это внутренняя, духовная составляющая человека.

                                                                         ************

Красота вечна, когда она наполнена достоинством и величием.

                                                                         ************

В мире должны царить нравственные ценности и  стать эталоном естественности, красоты и благородного вкуса.

    Таким образом, герменевтический подход имеет для педагога не только общеобразовательное, а важное методологическое и непосредственно профессиональное значение.

     Во-первых, процессы общения, взаимодействия учителя и ученика определяются полем, соединяющим интересы обеих сторон. Это выводит образование на первые позиции в педагогической деятельности, отводя традиционному обучению вспомогательную роль. Свобода выбора путей анализа текста, который выступает в роли дискурса, определяет партнерские отношения, предлагая духовное общение.

     Во-вторых, ребенок в этом смысле не столько учится в школе, сколько присваивает общечеловеческие культурные ценности и идентифицирует себя с определенной культурой через проникновение во множество смыслов текста.

     В-третьих, деятельность субъектов образования организуется как:        

     *  творческая по целям, мотивации и осмысленным интересам;

     * индивидуальная по стилю, совместная по характеру;

     * имеющая конкретную продуктивную цель (и результат), прямую личную и социальную значимость, при этом продукты деятельности субъектов образования обязательно содержат элемент новизны;  

     * требующая от педагога нестандартного подхода как в организации учебной деятельности, так и в структурировании содержания  знаниевого материала;

     В-четвертых, герменевтика обеспечивает культуросообразные условия самоопределения и самореализации ребенка в условиях образования:

     * осуществляется на основе реализации его прав;

     * определяется высокой педагогической культурой педагога, приверженностью его гуманистическим принципам обучения, воспитания и педагогической поддержки;

     * выстроена на демократических принципах.

     Описанный методологический подход может войти в методический арсенал учителя, так как он проектирует самоподачу субъекта образования на восприятие других, одновременно определяет возможности активизации учебного процесса на уроке и выхода на новые позиции педагогической практики.

 


[1] Опрос проходил среди старшеклассников школы 24 февраля 2010 года

[2] Методика «7 ключей» при некотором изменении может успешно реализовываться на любом уроке в школе