Использование ИКТ на уроках

Ширяева Татьяна Александровна

Использование ИКТ на моих уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных компьютерных технологий на уроках гуманитарного цикла (истории, обществознания, права)

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий, фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования.[7;с.22]

Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, "вооружить" его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.

Увеличение объема информации увеличивает нагрузки на ребенка и заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка, позволяет организовать дифференцированное обучение.

Опыт работы показывает, что у тех учащихся, которые активно работают с компьютером, формируется более высокий уровень самостоятельных навыков и умений, анализа и структурирования получаемой информации. Тем самым реализуется задача перехода от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме образования.

В связи с этим профессиональная деятельность школьного учителя претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение профессионального уровня учителя, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь») сегодня оказываются напрямую связанными с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).[6;с.34]

Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они предоставляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Для работы заранее подготавливаются файлы, содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы.[5;с.18]

На уроках истории и обществознания часто используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Учителю не надо зачитывать цитаты, достаточно открыть соответствующий файл. Нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. На файл учитель может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке.[3;с.88]

Уникальные возможности компьютеров можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов. Например, я, по ходу урока, находясь рядом с головным компьютером, заполняю таблицу, схему, а учащиеся вместе со мной выполняют эту работу в своей тетради. Если урок проводиться в кабинете информатики, для закрепления материала школьникам можно предложить короткие тестовые задания. Задания в полном объеме передаются на экраны мониторов, и учащимся остается выбрать правильные ответы и указать их.

Возникает вопрос, какая программа отвечает потребностям учителя? Ведь эта программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.

Разнообразие методов и приемов представляет известная большинству пользователей программа Power Point, которая благодаря интерактивной доске приобретает новое видение. Power Point – программа, которая позволяет делать презентации со сложными анимационными эффектами с поддержкой мультимедиа. Помимо целей наглядности и экономии времени, которые преследует любая презентация, презентация с использованием анимационных эффектов многократно усиливает восприятие предлагаемого материала, повышает интерес к уроку. Не рекомендуется просто применять Power Point как инструментальную среду для создания простейших презентаций, т.к. такие электронные плакаты не меняют радикально методику обучения, построенную на пассивном восприятии информации.Урок будет гораздо более эффективным, если доска будет выполнять функции интерактивного тренажера.[1;с.12]

Например, программа Power Point позволяют проводить игру, за основу которой взята популярная телевизионная передача «Своя игра» канала НТВ. Эта форма урока была применена мною на уроке истории в 5 классах в качестве обобщающего по теме «Жизнь первобытных людей». Собственно возможности Power Point и интерактивной доски позволяют моделировать обстановку телевизионной студии: интерактивный экран, поле для выбора вопросов, иллюстрации и анимационные эффекты. Класс делится на 3 – 4 команды. Игра состоит из трех туров. Первые два тура разыгрываются по одной схеме. Командам предлагается четыре номинации по пять вопросов разной «стоимости» - от 100 до 1000, в зависимости от сложности вопроса (номинации в турах разные). Команда выбирает тему и стоимость вопроса. В случае правильного ответа заявленная сумма засчитывается в копилку команды, в случае ответа ошибочного – баллы вычитаются. Остроту и непредсказуемость придают вопросы из серии «Кот в мешке» (вопрос, который не соответствует выбранной теме) и «Аукцион» (отвечает та команда, которая больше «поставит» на кон). В третьем туре предлагается 4 – 5 номинаций в зависимости от числа играющих команд. Каждая команда вычеркивает номинацию, которую играть не хочет. В результате остается одна тема для всех. Команды заявляют свою «стоимость» данного тура (от 100 до 1000 баллов). Ответ на вопрос принимается в письменном виде после минуты обсуждения. Баллы прибавляются команде, которая ответила верно, и при этом заявила наибольшую стоимость «вопроса». Применять игру целесообразно фрагментарно при проверке домашнего задания, на повторительно-обобщающих уроках, элективных курсах.

Программа Power Point позволяет создавать разнообразные вопросы. Это могут быть видеофрагменты художественных фильмов и кадры кинохроники, музыкальные фрагменты, иллюстрации, могут быть проблемные вопросы, задания на группировку фактов или вопросы «найди лишнее в ряду». Причем, возможно и программирование правильных ответов.«Своя игра» не только позволяет актуализировать изученный материал, но и повышает интерес к предмету. Учащимся такая нетрадиционная форма проверки знаний очень понравилась. Естественно, что на этом уроке ставятся только положительные оценки. Эмоции от игры   только приятные. Такие уроки не бывают частыми, а потому они ожидаются с особым нетерпением.

Программа позволяет разнообразить и сделать увлекательной проверку домашнего задания, тренировать в интересной для детей форме навыки решения заданий ГИА и ЕГЭ. Рассмотрим возможные типы заданий:

1. Задания на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях. Способы проверки правильных ответов могут быть различные: верные соответствия соединяются стрелками либо выделяются контрастными цветами.

2. Задания, в которых требуется вписать пропущенное слово, фамилию, дату. Программа позволяет делать записи на рабочем столе доски.

3. Решение кроссвордов. Такой тип заданий всегда интересен и полезен, так как повторять таким образом можно сложные для запоминания термины, даты, правильность написания понятий.

Так же программу Power Point можно использовать и при объяснении нового материала. Наибольшей эффективностью обладает анимация. «Ожившие картинки» батальных сцен, схем сражений, меняющиеся на глазах диаграммы и графики прочно оседают в памяти, так как помимо памяти слуховой задействована зрительная, что повышает процесс запоминания не только у младших школьников, но и у старших. Собственно данные слайды представляют современный, более эстетичный вариант некогда популярных меловых схем.

Доска может работать и как экран, но ее преимущества в том, что управлять учитель может уроком, используя не клавиатуру компьютера, а поле доски.

Интерактивная доска имеет массу положительных моментов: она значительно повышает интерес к предмету и нравится детям; она существенно увеличивает темп урока, способствует более прочному запоминанию материала, вносит разнообразие в учебный процесс, позволяет детям принимать активное участие в уроке, в том числе и на этапе изучения нового материала.[2;с.62]

В завершении хотелось бы отметить, что доска – это хорошее средство для повышения качества урока, но только средство. Результативность урока по-прежнему зависит от профессионализма и личности учителя. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это урок, а значит, необходимо соблюдать структуру уроку и основные дидактические принципы.[4;с.3]

Конечно же, на уроках истории невозможно обойтись без сетевых информационных ресурсов. Ресурсы музеев и историко-культурных заповедников помогают организовать виртуальную экскурсию, а сайты виртуальных путешествий – интересное учебное виртуальное путешествие непосредственно на уроке. Это виртуальная коллекция произведений искусств –www.abcgallery.com, виртуальные путешествия по Петергофу, Крыму, Парижу и тд. www.kulichki.com, виртуальные путешествия по странам мира http://rurotour.narod.ru

Для уроков обществознания раздела «Право» использую следующие сайты: законодательство и права человека www.memo.ru, институт прав человека www.un.org, информация органов государственной власти: Госдума РФ и Конституционный Суд РФ www.akdi.ru.

Огромную помощь в подготовке уроков оказывает Федеральный центр информационно-образовательного ресурса (ФЦИОР)http://fcior.edu.ru , который обеспечивает доступ к центральному хранилищу образовательных ресурсов. В каталоге на портале ФЦИОР находятся электронные учебные модули открытых мультимедиа – систем по многим предметам, в том числе и по истории и обществознанию.

Для того, чтобы выяснить как относятся учащиеся к применению мною ИКТ на уроках, какие виды работы, задания вызывают у них интерес, я провела анкетирование среди учащихся 8-10. Всего было опрошено 80 человек.

Вопросы анкеты:

1. Интересны ли для вас уроки с применением ИКТ?

А) да -100%; Б) нет- 0; В) затрудняюсь ответить-0

2. Какие виды работ вызывают у вас повышенный интерес?(лекция эл.учебника, презентация, работа на интерактивной доске, компьютерное тестирование)(выбирали несколько вариантов ответа).

Результаты:

А) лекция эл. учебника – 57%; Б) презентация – 61%; В) работа на интерактивной доске – 93%; Г) компьютерное тестирование – 75%

3. Всегда ли урок, с использованием ИКТ будет интересным? ( можно прокомментировать ответ)

А) да – 58%; Б) нет- 39% (задания должны быть интересными); В) затрудняюсь ответить- 3%

4. Какие домашние задания вам интереснее выполнять?

А) обычные( по учебнику)- 15%; Б) проекты, презентации, слайд-шоу- 73%; В) затрудняюсь ответить- 12%

Из результатов опроса видно, что использование ИКТ в обучении вызывает у учащихся повышенный интерес, причем именно те виды работы, где ученик не будет просто слушателем, а примет активное участие в работе.

Считаю необходимым продолжить работу по использованию информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения т.к. это предоставляет большое поле деятельности для учителя, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, а следовательно по новому использовать различные педагогические технологии, повышать интерес и мотивации у учащихся к учебной деятельности.

На данный момент я использую ИКТ в таком объеме и на таком уровне, который обеспечивают мне полученные знания, умения и навыки и имеющаяся в кабинете техника. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду совершенствовать свою работу в этом направлении.

Конечно же нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания

Школа будущего – это школа «информационного века». Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Список источников и литературы

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М:Бином, 2009

2. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире М., Наука, 2010

3.Иванова Е.В. Формирование информационной компетентности – важнейшая задача профессиональной подготовки учителя / Конгресс конференций «Информационные технологии и образование»,2010

4. Информационные технологии. Под редакцией В.В.Цехановского.-М.:2010г.

5. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина Современный урок.Часть1,М., 2009г.

6.«Первое сентября».История. 2007 год, № 22, 16-30 ноября

7.Роберт И.В. , Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. М:Школа-Пресс, 2010