Обоснование выбора образовательных программ и УМК

Ширяева Татьяна Александровна

Определение списка учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе основного общего образования – один из критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ООО. Поэтому целесообразно обозначить принципы выбора учебно-методических комплектов (УМК). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umk.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование выбора образовательных программ и УМК

Определение списка учебников и учебных пособий для  использования  в образовательном процессе основного общего образования  – один из критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ООО. Поэтому целесообразно обозначить принципы выбора учебно-методических комплектов (УМК).

Учебно-методические комплекты - это открытые системы учебных пособий, обеспечивающие личностно-ориентированный уровень обучения в условиях общеобразовательной школы. Учебно-методические комплекты содержат  различные структурные элементы: учебники, тетради для учащихся, тетради оценки качества знаний, хрестоматии, методические пособия, рабочие программы, комплекты тестовых заданий, компьютерные программы, электронные приложения и т.п.

Согласно статье 32 Закона РФ "Об образовании"  "...к компетенции образовательного учреждения относятся: определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе… ". 

Согласно статье 55 Закона РФ "Об образовании"  "...при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе …осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением".

Таким образом, учителя имеют право выбирать УМК в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. В одном образовательном учреждении в разных классах обучение может осуществляться  по параллельным УМК.

Принципы выбора УМК могут быть следующие:

1. Соответствует  ФГОС НОО, ООО (см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»).

2. Отражает  специфику региональной системы образования.

3. Обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей, ОУ, учредителя ОУ.

Ключевые идеи, заложенные в предметное содержание, дидактическое обеспечение и методическое сопровождение УМК, соответствующие ФГОС НОО и ФГОС ООО:

Воспитание гражданина - обеспечивает реализацию идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сформулирован современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укреплённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Формирование ценностных ориентиров -  предусматривает отбор учебного содержания и видов деятельности обучающихся, направленный на формирование в процессе обучения и воспитания системы ценностей личности. В основе формируемой системы ценностей лежат базовые национальные ценности, представленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эти ценности конкретизируются в соответствии с особенностями содержания, развивающим и воспитательным потенциалом каждого учебного предмета.

Обучение в деятельности - предполагает, что достижение указанных в ФГОС ООО, примерных программах по предметам и реализуемых в УМК целевых установок и основополагающих принципов обеспечивается  формированием универсальных учебных действий (УУД) посредством реализации системно-деятельностного подхода. УУД выступают в качестве основы образовательного процесса. Содержание и методическое обеспечение УМК предусматривает формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Синтез традиций и инноваций - означает опору на лучшие, проверенные временем традиции отечественной школы в сочетании с проверенными практикой образовательного процесса инновационными подходами, обеспечивающими развитие образования на современном этапе жизни страны. В УМК, соответствующих ФГОС НОО и ФГОС ООО последовательно применяются такие инновации, как формирование универсальных учебных действий, организация проектной деятельности, работа с различными видами информации, создание портфолио учащихся, новые формы оценки достижений обучающихся и т.п.

Направленность на результат - в современном понимании означает целенаправленную и последовательную деятельность для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Для этого в структуру и содержание УМК заложена система заданий, направленных на включение  обучающихся в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения УУД и формирования способности самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.

Вариативность -  УМК  обеспечивает возможность использования в работе с разными категориями обучающихся.

Из всего многообразия учебно-методических комплектов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю следующие УМК:

УМК по обществознанию:

Учебники:

1.Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.-9-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС»,2007.-152

2.Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 7 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений, -7-е изд.,М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2007

3.Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 8 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений, -10-е изд.,М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2009

4.Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.-7-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС»,2009.-192

5.Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, «Обществознание»:учеб.для общеобр.учреждений-профильный уровень10 класс,-М.:Просвещение,2012

6.:учеб.для общеобр.учреждений-профильный уровень11 класс,-М.:Просвещение,2012

Контрольно-измерительные материалы:

1.Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс. Сост. А.В. Поздеев.- М: ВАКО,2008.-160

2.Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс. Сост. А.В. Поздеев.- М: ВАКО,2011.-96

3.Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 8 класс. Сост. А.В. Поздеев.- М: ВАКО,2011.-96

4.Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 9 класс. Сост. А.В. Поздеев.- М: ВАКО,2012.-96

5.Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс. Под ред. Хромовой И. С.- 3-е изд.-М.: ООО «ТИД»Русское слово-РС»,2007.-64

6.Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс. Под ред. Хромовой И. С.- 3-е изд.-М.: ООО «ТИД»Русское слово-РС»,2009.-64

7.Рабочая тетрадь по обществознанию. 6 класс. Под ред. Хромовой И. С.- 3-е изд.-М.: ООО «ТИД»Русское слово-РС»,2007.-64

8.Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс. Под ред. Хромовой И. С.- 3-е изд.-М.: ООО «ТИД»Русское слово-РС»,2009.-64

Дидактические материалы:

1.Поурочные разработки по обществознанию: 6 класс.Под ред. Бияновой Е.Б.- М.:ВАКО,2008.-160

2.Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс.Под ред. Бияновой Е.Б.- М.:ВАКО,2008.-160

3.Поурочные разработки по обществознанию: 8 класс.Под ред. Бияновой Е.Б.- М.:ВАКО,2008.-160

4.Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс.Под ред. Пивцовой А.Е..- М.:ВАКО,2008.-136

5.Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию.10 кл.- М.: ВАКО,2014.-288

6.Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию.11 кл.- М.: ВАКО,2010.-288

7.Обществознание.6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О.А. Северина.- Волгоград : Учитель,2014.-287

8.Обществознание.6-11 классы: Формирование политических и социальных компетенций : системные, творческие задания / авт.-сост. Л.Л. Кочергина- Волгоград : Учитель,2013.- 138

9.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под. Ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение,2011.

Линия УМК «Обществознание» А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. 5-9 классы. Издательство «Русское слово» имеет ряд преимуществ:

  • Учебники освещают основы конкретных наук — экономики, философии, социологии, политологии, культурологии, этики.
  • Книги написаны простым, доступным языком, с яркими примерами, ориентирующими учащихся в повседневной жизни.
  • Учебники снабжены цветными иллюстрациями, графиками и диаграммами, отражающими основные вопросы параграфов и несущими определённую методическую и познавательную направленность.
  • В конце учебников помещены списки литературы и словари, включающие все те понятия и термины, которые нашли отражение в параграфах книг.

Линия УМК «Обществознание» Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова для 10-11 классов также имеет ряд преимуществ:

  • соответствие с требованиями Федерального государственного стандарта;
  •  авторами разработаны задания на закрепление, систематизацию и обобщение изученного материала, ориентированные на личностное развитие учащихся
  • способствовует социализации школьников, их приобщению к ценностям демократии, правового государства, демократического общества.
  • содержание учебников «Обществознание» предусматривает знакомство старшеклассников с основными сферами общественной жизни, исходя из изменившихся познавательных возможностей. На базовом уровне рассматриваются вопросы социально-политической и духовной жизни, экономическая и правовая проблематика.
  • работа с учебником обеспечивает сформированность у школьников знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов, представлений о современном российском обществе, об основных тенденциях развития мирового сообщества в глобальном мире.
  • методический аппарат ориентирован на активную работу с различными источниками социальной информации и проектную деятельность.