опыт участия в конкурсе "Учитель года"

Сальникова Оксана Валентиновна

презентационный материал на конкурс "Учитель года-2013"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt3.docx235.21 КБ
Microsoft Office document icon esse.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

«Гимназия №50»

img015

Презентационный материал

Описание передового педагогического опыта

Учитель МХК

Сальникова Оксана Валентиновна

        

        2013год        

Успех в учении – единственный источник внутренних сил,

рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

В.А.Сухомлинский

   У каждой причины есть следствие, у каждого следствия - причины. Каковы причины моего решения стать учителем? Наверно, это мои учителя, с которыми было интересно на уроках. Так интересно, что захотелось самой вот так стоять у доски и сеять «разумное, доброе, вечное». В 1988 году окончила Педагогический институт с «красным» дипломом. В 1995 году пришла работать в гимназию (тогда еще среднюю общеобразовательную школу №50), которая славилась своими традициями преподавания, высокопрофессиональным педагогическим коллективом. Именно здесь я поняла - чтобы стать учителем, надо постоянно самосовершенствоваться, не только учить, но учиться. Опыт работы в «звездном» коллективе сформировал у меня убеждение, что  только хорошо образованный   педагог может повести ученика в мир прекрасного, только увлеченный учитель может заинтересовать детей своим делом. Курсы, повышение квалификации, участие в работе творческих групп, внедряющих инновационные технологии, опытно-экспериментальная работа, руководство методическим объединением учителей сначала гимназическим, потом и районным, изучение литературы, участие в семинарах - все это способствовало моему становлению как учителя. Теперь я - учитель высшей категории. Стаж работы 24 года. Из них 17 лет - в гимназии №50. Преподавание изобразительного искусства и МХК на протяжении 10 лет позволяет мне обобщить эффективный педагогический опыт по созданию ситуации успеха для учащихся на уроках по этим предметам.

Противоречие

   Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников.Ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.В своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном значении” К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Но далеко не каждый ученик знает, как достичь успеха.  И не каждый учитель может создать ситуацию успеха для каждого ученика. Поэтому все чаще и чаще слышны слова «я не знаю….», «я не понимаю…», «я не могу…» и, как следствие, «мне неинтересно», «мне все равно».

   Итак, с одной стороны, каждый ребенок хочет быть успешным, и каждый учитель хочет получить высокий результат от всех своих воспитанников. С другой стороны, - как в рамках классно-урочной системы создать ситуацию успеха для каждого и научить всех тому, как достигать высоких результатов.

В настоящее время ответы на этот вопрос достаточно актуальны для представителей педагогической общественности.

   На него искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д. Ушинский.В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.

   Нужно создать каждому ребенку ситуацию успеха. Но можно ли это сделать?

Передо мной как перед учителем МХК и изобразительного искусства встала проблема, требующая новых подходов – как создать ситуацию успеха каждому ребенку на своих уроках? На мой взгляд,  гимназическое содержание образования  должно включать в себя  инновационные способы, методы и технологии обучения, которые и нацелены на создание такой ситуации.

   Новизна и особенность данного  педагогического опыта – разработка и использование в собственной педагогической деятельности методов, приемов и средств создания ситуации успеха для каждого учащегося на основе учета его индивидуального стиля учебной деятельности. Разработанные в ходе работы  уроки систематизировали  мою деятельность  и деятельность учащихся, создавая у каждого ученика индивидуальные алгоритмы успешной деятельности, давали  необходимый материал для наиболее эффективной работы как с классом, так и с группой учащихся, и для индивидуальной работы в рамках одного урока.

Основные принципы педагогической деятельности

  • каждый ребенок – индивидуальная и неповторимая личность
  • предоставлять ученику свободу выбора приложения творческих сил и методов достижения учебных целей
  • поощрять инициативу, уважать идеи детей
  • учитель – соучастник творчества учеников.

   Моя главная  педагогическая  цель – формирование учащегося как успешной творческой личности на основе  индивидуального стиля его учебной деятельности.

Задачи:

1)Выявить особенности индивидуального стиля учебной деятельности учеников.

2) Создать условия  для их развития на основе ситуации успеха, созданной и реализованной в процессе внедрения  инновационных технологий.

3)Использовать опыт апробации инновационных технологий обучения ТОГИС (Технология Обучения в Глобальном Информационном Сообществе) , ИСУД ( технология обучения на основе индивидуального стиля учебной деятельности) и др.

4) Обобщить опыт работы через разработку …..  системы тематических блоков уроков на основе данных технологий.

Теоретическая интерпретация опыта.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

   С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

   Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Переживание учеником ситуации успеха:

* повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

* стимулирует к высокой результативности труда;

* корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

* развивает инициативность, креативность, активность.

   Сиротюк А.Л. одной из основных причин школьной неуспешности считает следующую: предлагаемые школьнику методики обучения не соответствуют типу мышления, половым особенностям познавательных процессов, то есть не учитывают психофизиологические особенности ребенка.

   Предмет МХК изучается с 8 класса в течение четырех лет. Три из этих четырех – период старшего подросткового и юношеского возраста. Поэтому, изучив литературу, я составила психологический портрет ученика юношеского возраста:

*Возникает выраженный интерес к различным источникам информации (книгам, кино, телевидению).

* Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний.

* В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление.

* Склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру.

* Повышенная интеллектуальная активность, которая стимулируется не только возрастной любознательностью, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.

* Характерна эмоционально-отрицательная аффективная реакция на слишком простые задачи.

* Учащиеся могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач.

* Стремление к самообразованию — характерная особенность и подросткового, и раннего юношеского возраста.

* Привлекают предметы и виды знаний, где ученики могут лучше узнать себя, проявить самостоятельность.

   Для выявления особенностей  индивидуального стиля учебной деятельности каждого ученика 9-11 классов была составлена матрица

Ресурс учебного успеха

Параметры ИСУД

Единица или система измерения

«знаю»        

        

обученность

оценка по предмету

«могу»

внимание

память

0,5 – недопустимый уровень

1 – критический уровень

2 – оптимальный уровень

модальность

А – аудиальная

В – визуальная

К – кинестетическая

доминирование полушарий

Л – левое, П – правое,

Р – используется равнополушарная стратегия мышления

«умею»

навыки:

организационные

коммуникативные

информационные

0,5 – недопустимый уровень

1 – критический уровень

2 – оптимальный уровень

«хочу»

уровень развития мотивационной сферы

социально-духовный

социальный

познавательный

базовый

   Психологический исследование (модальность и доминирующее полушарие головного мозга) учеников 9-11 классов, основанное на методах, изложенных в книге Сиротюк А.Л., выявило следующие особенности:

   Вывод: Для создания ситуации успеха необходимо так организовать процесс обучения, чтобы ученики имели возможность самостоятельно работать с различными источниками информации, решали задачи, которые считают достаточно трудными, экспериментировали, выдвигали гипотезы, подтверждая или опровергая их. С другой стороны необходимо учитывать ведущее полушарие мозга и модальность, предлагая комфортные задания.

Исходя из психологических особенностей детей, рассмотренных выше, были выбраны технологии и методы: ИСУД (Индивидуальная стратегия учебной деятельности), проектная технология, ТОГИС (Технология Образования в Глобальном Информационном Сообществе).

Используемые в образовательном процессе технологии, методы, формы организации деятельности обучающихся.

   Технология ИСУД (Индивидуальная стратегия учебной деятельности), автор Галеева Н.Л.,КБН, руководитель экспериментальной площадки.

Планируя уроки,  исхожу из того, что основой для выбора тех или иных форм учебной работы для индивидуализации или дифференциации учебного процесса являются  два параметра ИСУД: модальность и доминирование полушарий головного мозга.

    Под модальностью понимается  преимущественное использование одного из каналов приёма и переработки информации: визуальный, аудиальный или кинестетический. Еще одна важная  психофизиологическая характеристика ученика- наличие выраженной функциональной асимметрии полушарий мозга.

Поэтому этапы моей работы были такими:

     1. определение параметров ИСУД ученика, заполняя его матрицу учебного успеха;  

    2.  выделение тех параметров, которые характеризуются достаточным и оптимальным уровнем развития, подбор формы  объяснения нового материала и итоговых опросов для  данного  ученика с опорой на эти параметры (создавая ситуацию успеха).                                    

Технология ИСУД дала мне  возможность эффективно организовывать на уроках и на дополнительных занятиях целенаправленную работу по развитию «западающих» параметров индивидуального стиля учебной деятельности учащихся. Это помогло индивидуализировать учебный процесс для самых слабых  учащихся без излишнего упрощения материала, а учащихся с достаточно высоким уровнем обучаемости мотивировать на учебную работу разнообразными заданиями высокого уровня сложности.  

Пример  заданий в Приложении 1.

   Технология ТОГИС (Технология Образования в Глобальном Информационном Сообществе), автор – д.п.н., зав кафедрой  управления образовательными системами АПКП и ПРО, научный руководитель ФЭП – В. В. Гузеев.

   Данная технология осуществляется в следующих направлениях: привитие навыков научного исследования, организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств; генерирование способов решения проблемной задачи; рефлексия проведенной деятельности на завершающем этапе в виде сопоставления результата работы с имеющимися достижениями     общественного развития.

   Ведущим компонентом в этой структуре является информационная задача.Компоненты информационной задачи предъявляются в явном виде как дополнительный список заданий, подводящий к решению и подталкивающий к выводам:

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

б) Найдите и соберите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните Ваши выводы с выводами известных людей (артефактами, изделиями и т.д. в зависимости от состава культурных образцов).

   После сопоставления предполагается переформулирование предварительных выводов собственного исследования с учётом обстоятельств, представленных в культурных образцах.

   Таким образом, полная структура деятельностно-ценностной задачи оказывается довольно сложной, близкой к полноформатному проектному заданию, и включает следующие элементы:

Условие задачи.

Требования задачи (предполагаемый результат).

Комментарий к условию или указания к требованию.

Справочные данные к условию.

Предписание о порядке действий (вышеперечисленные компоненты информационной задачи).

Возможные информационные источники (книги, компакт-диски, web-сайты).

Лейтмотивы обсуждения.

Культурные образцы для сопоставления.

Рекомендации или форматы для окончательного оформления решения.

Пример разработанной задачи ТОГИС  представлен в Приложении 2.

   На протяжении нескольких лет я изучала и применяла данные технологии. В составе творческой группы в тесной связи с психологом изучала особенности учеников 6-9 классов (ныне – 8-11), составляя матрицу ИСУД каждого ученика,разрабатывала комфортные для учеников задачи и задания. В результате создавалась ситуация успеха для учеников.

   Изучив и опробовав технологию ТОГИС,  стала использовать на уроках информационные задачи. Это способствует развитию навыков научного исследования, организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств. Дети учатся генерировать способы решения проблемной задачи, проводить  рефлексию деятельности на завершающем этапе в виде сопоставления результата работы с имеющимися достижениями     общественного развития. При этом создается ситуация успеха, так как она заложена в самой сути технологии решения информационных задач.

   Применение технологии проектирования осуществлялось во внеурочной деятельности. С учениками моего класса мы выполнили социальный проект «Гимназия – наш общий дом», который участвовал в Международном конкурсе. На уроках изобразительного искусства и МХК есть возможность выполнения мини-проектов, таких как «Картина на библейский сюжет», «Моя фотогалерея», «Мой спектакль» и др. Метод проектов предполагает, что в результате не будет «проигравших», так как каждый ребенок или группа планирует свою деятельность в соответствии со своими возможностями.

Далее приведены примеры использования этих технологий в процессе изучения раздела программы.

   Выбор раздела учебной программы обусловлен тем, что именно культура 20 века вызывает больший интерес у учащихся. Это связано с тем, что именно с этим периодом связан жизненный опыт учеников старших классов: увлечение музыкой, просмотр кинофильмов, изучение 20 века на уроках истории.

   Первый урок – урок создания индивидуального учебного маршрута, проектирование маршрутного листа (индивидуального плана – маршрута изучения темы, в котором отражены направления работы, промежуточные и конечная цель).

Цель: 1. Ознакомление с направлениями и стилями искусства 20 века; закрепление навыка создания индивидуального маршрута изучения материала, дальнейшее формирование понятий о стиле и направлении, закрепление навыка проектной деятельности.

2. Развитие способностей к самостоятельной практической деятельности

3. Воспитание художественного вкуса, потребностей в освоении ценностей мировой культуры.

Метод, технология, подход -  технология проектирования

План:

1.        Актуализация знаний учащихся.   Вопросы «Что мы знаем о веке двадцатом?» , «Испепеляющие годы! Безумье ль в вас, надежды ль весть?» (А. Блок). Деятельность – учащиеся дают краткую характеристику, основываясь на знаниях, полученных на уроках истории.

2.        Формулировка проблемы, задачи.  Вопрос «Как могла развиваться культура двадцатого века?». Деятельность – учащиеся ставят задачу создать «маршрут» поиска ответа на данный вопрос, выдвигают предположения о путях развития культуры, формулируют гипотезы.

3.        Выдвижение идей достижения цели. Вопрос «Как определим, что цель достигнута? Какими путями можно достигнуть ее?». Деятельность – формулирование и анализ идей.

4.        Планирование работы. Вопрос «с чего начать?» и «Что потом?». Деятельность – создание плана изучения темы.

5.        Определение ресурсного обеспечения.

6.        Практическая работа. Цель – создание индивидуального  маршрута, разработка маршрутного листа.

7.        Презентация работ

8.        Рефлексия.

Примеры предположений (материал с урока).

Автор

предположение

Аргументы.

Шерстнева А.

Культуре в целом, произведением искусства должна быть свойственна агрессивность

Так как ломается старый мир, старые системы, назревают и происходят революции.

Кабанова А.

Должен наметиться возврат к старым традициям

Войны и революции, голод и неуверенность в завтрашнем дне должны были как-то компенсироваться. Искусство должно было давать людям образцы  классические.

Миронов А.

Видимо, должна происходить быстрая смена стилей и направлений.

События общественной и политической жизни быстро изменяются, происходят различные реформы, революции, волнения. Меняются настроения. Все это должно отразиться и в «ускорении» развития искусства.

Вахонина В.

Скорее всего, в искусстве будет преобладать мир фантазий, уход в нереальный мир.

Люди не знали, что ждать от изменений, которые происходят, поэтому начинали в мечтах строить какой-то удобный мир. Это нашло отражение в искусстве.

Марютина И.

Должны возникнуть совершенно новые стили и направления.

Раз происходили попытки переиначить мир, но и искусство должно быть иным. Совсем не похожим на искусство прошлого. Какое-то совсем новое, какого еще не было.

Карнюшин А.

В искусстве преобладать должна военная тематика. Возможен возврат к римской культуре.

В Европе в начале 20 века преклонялись перед людьми в форме, почетно было быть военачальником. Поэтому изображение их по типу римских полководцев вполне могло занимать центральное место в искусстве. А также изображение военных действий.

Клещенко Д.

Должно происходить возникновение новых видов искусства, новых форм и конструкций в архитектуре.

В 20 веке наука шагнула вперед, открывались законы световых волн, создавались новые материалы (легкие и прочные), появилась возможность заставить изображение двигаться, открывались новые химические соединения, появлялось много материала (упаковочного, например), который можно было использовать для творчества.

Пример маршрутных листов:

Авторы: Шабанова Арина, Шерстнева Анна, 11б.

Маршрутный лист.

Тема: «Художественная культура начала двадцатого века»

  1. Найди ответ на вопрос: Начало двадцатого века. Каким его видели и каким его видят?
  2. Заполни таблицу.

Стиль, направление, течение

Особенности

Представители

Произведения

Источник информации

  1. Подбери материал для твоего индивидуального зачета. Варианты: электронный, письменный, устный. Для этого собери материал: видеоряд, в который включены все иллюстрации из учебника по данной теме и дополнительно по твоему желанию; тезаурус для твоего теста.
  2. Сдай зачет по материалам, собранным тобой.
  3. Используя справочную литературу в кабинете МХК и библиотеке, выясни, каковы особенности творчества представителей каждого направления, стиля в искусстве начала 20 века. Создай конспект.
  4. Подготовь лекционный материал по одной из тем раздела. Проведи лекцию.
  5. Выполни анализ произведения искусства художника начала двадцатого века (по выбору).
  6. Выполни контрольную работу.

Авторы: Александрова Арина, Холмогоров Юрий, Ведерников Никита, 11а

Маршрутный лист

Тема: «Художественная культура начала 20 века»

  1. В учебнике истории найти информацию о событиях в общественной жизни, происходящих в конце 19 – начале 20 века.
  2. В учебниках МХК – 11 разных авторов найти информацию о стилях в искусстве начала 20 века.
  3. Изготовить буклет «Стили искусства начала 220 века»
  4. Используя материал учебника Г.И. Даниловой, Интернет, справочники, подготовить сообщение о творчестве художника 20 века.
  5. Выполнить анализ картины или архитектурного сооружения этого периода.
  6. Создать презентацию «Культура начала 20 века»
  7. Сдать зачет.

Второй урок –«Символизм».

Цель: 1.Ознакомление с направлением символизм, его особенностями, творчеством художников-символистов;

2. формирование информационно-коммуникативной компетенции;

3. дальнейшее формирование навыка работы в группе.

Метод, технология, подход – ИСУД

План :

1.        Сообщения о результатах поиска информации о направлениях развития культуры двадцатого века, стилях, течениях.

2.        Подготовка презентаций по теме «Символизм». Деятельность: работая в группах (аудиалы, визуалы и кинестетики), учащиеся компонуют собранный материал, работают со справочниками, журналами, Интернетом для сбора недостающей информации; весь собранный материал перерабатывают и представляют классу.

3.        Рефлексия. Вопросы «Что я сделал для достижения группового результата?», «Как я воспринимал одноклассников в моей группе, и как они воспринимали меня?», «оптимален ли результат работы и почему?»

4.        Домашняя работа – пройти следующий этап маршрутного листа (архитектура 20 века)

Задание для визуалов.

Подготовить презентацию - видеоряд по теме «Символизм», используя видеоматериал, найденный в Интернете или отсканированный.

Результат работы группы: электронная презентация, включающая в себя минимум текста, максимум иллюстраций, красиво оформленных.

Задание для аудиалов.

Подготовить презентацию – описание произведений. Подобрать музыкальный фрагмент  для презентации.

Результат работы группы: устные сообщения о символизме, художниках, произведениях искусства с использованием видеоряда.

Задание для кинестетиков.

Используя различный текстовый и иллюстративный материал, ножницы, клей, изготовить буклет (плакат) «Символизм».

Результат работы группы: создание плаката (буклета, стенгазеты) с использованием вырезок из журналов, распечатанного текста, иллюстраций. Формат работы А3- А2.

Третий урок - Архитектура: от модерна до конструктивизма.

Цель: 1. Закрепление знаний об особенностях стиля модерн в архитектуре;

2. развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий;

3. Воспитание потребностей в освоении ценностей мировой культуры.

Форма – игра «Морской бой» (На этом уроке создается ситуация успеха для кинестетиков, так как форма проведения требует постоянного движения) .

  1. Подготовка к игре. На круглых заготовках (ядра), каждый член группы, на которые разбивается класс, пишутся вопросы по теме урока. Команда, заготовившая большее количество «боеприпасов», получает право первого хода.
  2. Проведение игры. Вопросы (выстрелы) задаются по очереди командами. 30 секунд дается на формулирование ответа. Если противник дал верный ответ, то ядро считается упавшим в море (закрепляется на свободном месте доски). Если ответ был дан неверный, то задающий вопрос должен сам на него ответить. Тогда ядро закрепляется на соответствующем корабле и считается попавшим в цель. Если ответ нападающей стороной был дан неверный, то ядро считается попавшим в свой корабль. Выигрывает команда, в корабль которой попадет меньшее количество ядер.
  3. Рефлексия. Вопросы «Что я узнал сегодня?», «Помогла ли игра в усвоении материала?», «Что мне нужно еще узнать, выучить, понять?»

вопрос

ответ

Что отличает архитектуру модерна?

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Один из первых архитекторов стиля модерн.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта.

Французский архитектор, развивавший  идеи модерна

Во Франции идеи модерна развивал ЭкторГимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.

Какое название получил стиль модерн в разных странах?

Впервые появившись в Бельгии, этот стиль в Германии получил название югендстиля, в Австрии он назывался сецессион, во Франции — ар нуво и т. д.. Термин «сецессион» происходит от названия объединений художников и архитекторов, появившихся в Европе в конце XIX века, сецессий. В переводе — «раскол».

Какое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге является типичным памятником модерна?

В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.

Приведите примеры московского модерна.

Яркими примерами московского модерна являются знаменитые особняки Рябушинского и Дерожинской работы Ф. О. Шехтеля, особняк Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева, доходный дом М. В. Сокол архитектора И. П. Машкова. Множество так называемых «доходных домов» начало века построены в стиле модерн.

Создатель Парка  Гуэля, Барселона

Антонио Гауди – и - Корнет

Как в насмешку называли критики стиль модерн?

Стиль «томной лапши» и «ленточных червей»

Назовите архитектурные сооружения Н.Новгорода, выполненные в стиле модерн.

Здание ЗАГСа на ул. Воробьева, Центральный банк на Б.Покровской, Детская библиотека на ул. Советской

   Четвертый урок. «Стили и направления зарубежного изобразительного искусства».

Цель: 1. формирование понятий культуре начала 20 века, направлениях фовизм, кубизм, сюрреализм;

2. подготовка компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства.

Форма – интернет-урок

Метод, технология, подход – ТОГИС, автор В. В. Гузеев.

План:

1. Сообщение задачи. «Реализм блекл, бесцветен, вызывает зевоту. Искусство должно врываться с той силой, которую вложил в обывателя Творец, и рвать на клочки обывательское Я». (С. Дали). А решает ли искусство начала 20 века эту задачу?                                                                                              

А. Выделите ключевые слова

Б. Найдите и соберите необходимую информацию

В. Обсудите и проанализируйте собранную информацию

Г. Сделайте выводы

Д. Сравните ваши выводы с выводами известных людей.

2. Самостоятельная работа учащихся в сети Интернет и другими источниками.

3. Представление результатов работы групп.

4. Сравнение своей работы с культурным образцом.

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание. Подготовить лекцию на тему «Мастера русского авангарда»

Пятый урок. Мастера русского авангарда.

Форма – лекция

Цель: 1. Формирование умения отбирать материал, перерабатывать его и доносить до слушателя, ознакомление с русским изобразительным искусством 20 века;

2. развитие коммуникативных навыков;

3. воспитание качеств грамотного слушателя.

План:

1.        Предварительный этап. До урока учащиеся приносят тексты своих лекций.

2.        Проведение лекции. 2-3 ученика проводят лекцию по теме урока. Класс выполняет конспект ее. Длительность работы – зо минут.

3.        Вопросы к лектору.

4.        Рефлексия. Вопросы: «Какая лекция самая удачная? Почему?», «Как тебя воспринимали слушатели и почему?», «Какой материал ты подал бы иначе?», «Как определил, что слушатели начали уставать? Что сделал для того, чтобы удержать внимание?».

   На уроке создается ситуация успеха для всех учащихся, так как при подготовке лекционного материала и проведении лекции, каждый работает в зоне своего комфорта.

   Итоговым уроком каждой темы может быть урок-инсталляция. Это моя собственная разработка, опубликованная в сборнике «1001 нестандартное занятие с детьми», Москва, Образ –Центр, 2011.

   Инсталляцию можно охарактеризовать как самоценную символическую декорацию, создаваемую в определенное время под определенным названием. Важно, что зритель не созерцает инсталляцию со стороны, как картину, а оказывается внутри неё.

Задачи такого урока:

Повторение и обобщение материала по изучаемой теме

Формирование навыков творческого применения знаний и умений

Формирование навыков самостоятельной поисково-исследовательской деятельности

Этапы выполнения работы:

  1. Сбор материала (по направлениям). Ученики находят различный материал, иллюстрирующий стиль (эпоху, вид искусства и т.п.). Для выполнения этой работы создаются четыре группы. Первая собирает визуальный материал (репродукции, рисунки, фотографии, скульптуры и т.п.). Вторая группа собирает литературный материал  произведения поэтов, писателей, публицистов, свои собственные).Третья группа находит аудиоматериалы и готовит фонограммы. Четвертая группа изучает особенности «героя» эпохи, костюмы, прически, быт.
  2. Подготовка материала для инсталляции и формирование композиции. Ученики готовят материал для инсталляции, разрабатывают сценарий, выполняют раскадровку, продумывают планы и ракурс. Проводят репетиции.
  3. Видео- и фотофиксация, монтаж и обработка материалов. Далее техническая группа обрабатывает материалы с помощью программ фото- и видео-редактирования.
  4. Показ инсталляции.

   Такой урок объединяет в себе элементы всех трех технологий. Эта форма интересна ученикам, каждый из которых выполняет работу по своему плану, в соответствии со своими способностями. Полученный результат совместной деятельности всегда эффектен, красив, информативен. Работа достаточно сложна и ведется с опорой на компьютерные технологии, так популярные у современных учеников. А это значит, что такая организация урока, такая форма занятия способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

    В своей работе я использую интернет – ресурсы, презентации, созданные учителями и методистами разных школ и городов, мной и моими учениками. ИКТ делают работу более интересной, продуктивной.

   Использование компьютерных технологий на уроках МХК и изобразительного искусства позволяет усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала, построить индивидуальные образовательные траектории учащихся, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями, развивать творческое  мышление учащихся и  коммуникативные  умения.

   Таким образом, сложившаяся в моей педагогической практике инновационная система включала в себя внедрение инновационных технологий  на основеобеспечения ситуации успеха:

•        в основной школе – 5-9 кл. – через  разработку заданий на основе технологии ИСУД, разработку и включение в урок решений информационных задач, использование стандартных психологических приемов создания ситуации успеха;

•        в основной и старшей школе 10-11 кл. – через разработку блоков уроков по темам программы, созданию ситуации успеха в творческой деятельности на основе использования технологий ИСУД и ТОГИС;

•        разработанную тематику проектов по МХК.

Эффективность опыта

Отслеживалась эффективность во время проведения рефлексии на каждом уроке. Можно отметить следующие результаты:

90 % учеников считают, что работать по маршрутному листу удобнее, эффективнее, так как каждый может продвигаться в своем темпе, сдавать зачеты в удобное время.

60% учеников считают, что проведение лекций силами учеников, помогает научиться подбирать материал, уверенно держаться в аудитории, учитывать особенности слушателей, что необходимо для будущей профессиональной карьеры.

86% обучающихся отметили, что усваивать материал стало легче.

61 % - отметили, что решение ТОГИС – задачи способствовало формированию умения выделять ключевые понятия, по которым затем проводился поиск информации; сравнение своих результатов работы с культурным образцом способствовало пониманию глубинного смысла задачи.

30% отметили, что игровая форма способствовала лучшему запоминанию материала.

100% учеников отмечали то, что их деятельность на уроках была успешной (полностью или какой-то части работы).

Внедрение опыта способствовало в целом повышению качественных показателей по предметам, которые составляют в среднем по  классам:

10-11 --  82% (МХК); 8-9  -  80%  (МХК);  5-7 -   82% (ИЗО)

Динамика оценивания собственной успешности на уроках МХК (приложение 3)

Динамика изменения мотивации (в %) (приложение 4)

Динамика формирования организационных навыков (%) (наблюдение за работой учеников)

Динамика формирования коммуникативных навыков (%) (приложение 5)

Динамика формирования информационных навыков (%) (приложение 6)

Результативность опыта

Учебный год

Мероприятие

Результат

2012-2013

Районная олимпиада по МХК

1 место  4 ученика,   2 место и 3 место.

2011-2012

Районная олимпиада по МХК

    2 место.

2010-2011              

Районная олимпиада  МХК  

1, 2 и 3 места

2009-2010

Районная олимпиада по МХК

2 место три ученика

2009-2010

Городская олимпиада МХК

3 место два ученика

2011-2012    

Районная конференция НОУ

1место, 2 место, 3 место

2011-2012

Городская конференция  

участник

2010-2011  

Районная конференция НОУ

– 1место,два ученика, 2 место, 3 место

2010-2011

Городская конференция НОУ

3 место

2009-2010

Районная конференция НОУ

 1 место, 2 место

Городская конференция

3 место.

Всероссийские чтения-конкурс им. Каплана

участник

2010-2011

Всероссийский конкурс рисунков «А.С.Пушкин глазами детей»

два участника

2009-2010

Всероссийский конкурс рисунков «А.С.Пушкин глазами детей»

два участника

Городской конкурс «Мир глазами детей»

2 место, 2 место.

2008-2009

Городской конкурс рисунка «Мир глазами детей»

участник.

2007-2008

Областной конкурс рисунка «Красный, желтый, зеленый»

3 место

Тиражирование опыта:

  1. Проведение районного семинара по теме «Новые технологии на уроках изобразительного искусства и МХК» - сентябрь 2011
  2. Доклад на районном методическом объединении «Ситуация успеха и способы ее создания на уроках» - апрель 2010
  3. Доклад на тему «Интернет-урок как средство формирования информационно-коммуникативной компетенции» на районном семинаре учителей МХК – февраль 2011
  4. Доклад на заседании районного методического объединения учителей МХК «Разработка раздела программы» - сентябрь 2012
  5. Статья «Урок-инсталляция», в сборнике«1001 нестандартное занятие с детьми», М. Образ-Центр, 2011
  6. Проект «Гимназическая телестудия,. статья в гимназическом сборнике «От концептуальной модели программы развития – к педагогической практике»
  7. Открытый урок на районном семинаре для администраторов «Инновационный урок: проблемы, подходы, пути решения»(2008 г.)
  8. Участие в  четвёртой областной научно-практической конференции Ассоциации нижегородских гимназий «Профессиональное развитие учителя: проблемы, пути, перспективы» (2011гг.)
  9. Участие во Всероссийской конференции «Учитель как ученик» в рамках Всероссийского интернет-педсовета.

Экспериментальная и научная деятельность

1.Участие  в реализации регионального сетевого проекта «Школа гуманитарных практик» (региональная экспериментальная площадка) в составе творческой группы по внедрению технологии ИСУД  (технологии обучения на основе индивидуального стиля учебной деятельности учащихся)

 

2.Участие в  процессе реализации федерального проекта по внедрению технологии ТОГИС (технология обучения в Глобальной информационной сети) – федеральная экспериментальная площадка.

3. Участие в  ОЭР по теме «Методы, приемы и средства формирования творческого мышления учащихся с учетом их психофизиологических особенностей»

   Приложение 1

Примеры заданий, учитывающих модальность.

При знакомстве с произведениями искусства.

Задания для визуалов:

-рассмотреть картину; выявить особенности изображения, средства выразительности; сравнить колорит данной картины со схожей по теме; выполнить наглядное пособие.

Задания для аудиалов:

- прочитать описание картины, подобрать эпитеты, музыку для передачи впечатления от данной картины, составить рассказ, написать эссе, подобрать стихи.

Задания для кинестетиков:

- описать сюжет картины; выполнить инсталляцию, заняв места главных действующих лиц, расставив предметы; Разложи репродукции картин по определенному признаку (пейзаж, картины, принадлежащие одному художнику, теплые-холодные тона и т.п.).

Задания, учитывающие  тип функциональной организации полушарий мозга.

Задания для правополушарников: предсказать направления развития искусства (например, 20 века); выявить сходства творчества художников (или художника и литератора), произведений искусства; выделить суть понятия; разработать экскурсию по (например, Акрополю).

Задания для левополушарников: проанализировать произведение искусства; выявить результаты , вклад в мировую культуру определенного стиля, художника; найти различия в произведениях искусства; обобщить материал; создать алгоритм соотнесения архитектурного сооружения и стиля.

                                                       Приложение 2

Задача ТОГИС

Задача об изобразительном искусстве начала XX века.

Автор: Сальникова О.В.

Предмет: Мировая художественная культура

Класс:11

Тема: Изобразительное искусство XX века

Профили: художественно- эстетический

Уровень: продвинутый

Текст задачи:

 «Реализм блекл, бесцветен, вызывает зевоту. Искусство должно врываться с той силой, которую вложил в обывателя Творец, и рвать на клочки обывательское Я». (С. Дали). А решает ли изобразительное искусство России начала 20 века эту задачу?                                                                                                

А. Выделите ключевые слова

Б. Найдите и соберите необходимую информацию

В. Обсудите и проанализируйте собранную информацию

Г. Сделайте выводы

Д. Сравните ваши выводы с выводами известных людей.

Возможные информационные источники:

http://www.bibliotekar.ru/istoria-iskusstva-russia/12.htm

http://izosfera.ru/MasterClass/razvitie-zhivopisi-v-rossii-konca-xix---nachala-xx-veka

http://ponimai.su/cmspage/1449/------20----

http://negreba.inf.ua/art20ru_1.htm

http://www.izostili.ru/

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina/09.php

                                                       Приложение 3

                                   Анкета

для оценивания собственной успешности на уроках МХК

  1. Чувствуешь ли ты себя комфортно на уроке МХК?
  2. Отметь на шкале, где точка твоей успешности:

При выполнении заданий творческих мастерских

неуспешен

успешен

При решении информационных задач

неуспешен

успешен

     При составлении индивидуального маршрута изучения темы

неуспешен

успешен

     При проведении лекции

неуспешен

успешен

                                                       Приложение 4

Анкета

для определения уровня мотивации

1. Стремишься  ли ты наиболее успешно выполнять все требования,

следуешь ли всем указаниям учителя? (да, часто, редко, нет)

2. Если бы у тебя был выбор, стал бы ты посещать уроки МХК?  (обязательно, возможно, нет)

3. Часто на уроках занимаешься посторонними делами? (часто, иногда, совсем не занимаюсь)

4. Если бы у тебя появилось больше свободного времени, Хотел бы ты более глубоко изучать отдельные темы по МХК? (да, нет, не знаю)

 5. Отметь место на шкале, где, по твоему мнению, место урока МХК

Для твоей будущей профессии

ненужный

нужный

Для развития коммуникативных способностей

ненужный

нужный

Для повышения твоего культурного уровня

ненужный

нужный

  1. Хотел бы заниматься исследовательской работой в этом направлении? (да, нет, не знаю)

                                                                                     Приложение 5

Анкета

для определения уровня сформированности коммуникативных навыков

  1. Удается ли тебе находить общий язык с ребятами твоей группы, если работа выполняется в группе?  (всегда, часто, редко, никогда)
  2. Внимательно ли одноклассники слушают твои устные ответы? (всегда, часто, редко, никогда)
  3. Смог бы ты провести интересную лекцию?  (да, возможно, нет)
  4. Легко ли тебе сформулировать твои впечатления о произведении искусства? (всегда, часто, редко, никогда)
  5. Испытываешь ли затруднения, если нужно вступить в спор, отстоять свою точку зрения на уроках МХК? (всегда, часто, редко, никогда)
  6. Легко ли тебе дается выполнение  творческих заданий (эссе, рассказ, описание) с последующим представлением результатов классу? (всегда, часто, редко, никогда)

                                                                                              Приложение 6

Анкета

для  определения уровня сформированности информационных навыков

  1. Испытываешь ли ты затруднения  в поиске информации, связанную с МХК?  (всегда, часто, редко, никогда)
  2. Какие источники информации можно использовать?
  3. Какие источники  для поиска информации используешь ты?
  4. Трудно ли тебе отобрать нужный материал?  (всегда, часто, редко, никогда)
  5. Умеешь ли ты переработать и представить информацию одноклассникам так, чтобы им было понятно и интересно? (всегда, часто, редко, никогда)
  6. Сможешь ли выделить ключевые слова для поиска информации? (всегда, часто, редко, никогда)



Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

                                         Если вы удачно выберете труд  и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет.

К. Д. Ушинский.

   «На что сей создан свет, на что ты создан сам?»- этот вопрос о смысле жизни и назначении человека, который задавал Д. Фонвизин, относится к разряду вечных. Каждый мыслящий человек задумывается об этом. Иные мучительно ищут ответ на этот вопрос, а у меня все просто. Кто я? Учитель! В чем смысл моей жизни? В моей работе! Что делает меня счастливой? Общение, совместное творчество с моими учениками!

   По-моему, любая разумная педагогика должна идти от потребностей ребенка. Желание – есть жизнь, нет желания – нет жизни. Если кто-то гасит этот дар, он лишает ребенка жизненных сил. Но темы уроков бывают разные: интересные и не очень, легкие и трудные. Моя задача - поддерживать интерес учеников. Мы вместе начинаем продвижение к высокому искусству из зоны их интересов. Мой первый постулат: желание неотделимо от воли и цели.

Очень хотелось видеть развитие ученика гармоничным. Существует всего два мира, где царит гармония. Это природа и искусство. Мне повезло, ведь мои предметы – изобразительное искусство и МХК -  дают возможность строить обучение на естественном процессе творчества. Выполняя творческие проекты, мы вместе с учениками проходим путь от идеи –их идеи – до создания собственных произведений. На уроках мы пишем стихи, эссе, рисуем, создаем видеофильмы, фотографируем, проходим весь путь создания спектакля, мы читаем стихи и отрывки из литературных произведений под музыку, мы играем на музыкальных инструментах сами и слушаем произведения великих композиторов. Мой второй постулат: обучение – это путь творца.

  Ребенку хочется быть успешным. Но как создать ситуацию успеха для каждого ученика? Ответ на этот вопрос дала технология ИСУД – индивидуальная стратегия учебной деятельности. Совместно с группой учителей и психологом изучали каждого ученика, его психофизиологические особенности: ведущее полушарие головного мозга, основной канал восприятия информации. В результате научилась выстраивать уроки так, чтобы каждый ученик смог достигнуть цели, идя своим путем. Мой третий постулат: учить так, чтоб ребенок испытал успех!

  По моему мнению, самые лучшие уроки – это те, когда вдруг не только для учеников, но и для меня самой происходит открытие. За этими открытиями и стоит на уроки ходить – не для того, чтобы услышать от ребят то, что и так знаешь сама. Вдруг рассуждения ученика заставят по-другому увидеть произведение, а незаметный и, казалось, неспособный так увлеченно расскажет о любимом музыкальном направлении, что невольно и сама заинтересуешься. Вдруг тихая девчонка так исполнит Шубертовский романс, что заслушаются все. И еще одно. Хороший урок МХК сродни не искусствоведческой беседе, но скорее проповеди. Это – через искусство - разговор о человеке и его жизни. Мы будто бы разматываем клубок: от культуры – к человеку. И делаем открытие.

Все мы – родом из детства. Если я мало думаю, смеюсь, чувствую, играю, творю, то как же помогу  научиться всему  этому своим ученикам? Я не хочу быть абстрактным воплощением педагогической мудрости. Стараюсь быть живой личностью, интересной и творческой.    Я рисую и пою, пишу песни, вяжу и вышиваю, занимаюсь туризмом, много читаю. Лыжи, коньки и велосипед – тоже мое. И всегда рядом со мной дети. Постоянное самосовершенствование – основа моей педагогической деятельности и четвертый постулат.  

  Мое педагогическое кредо заложено в простых истинах:

  • Я знаю, чему надо научить
  • Я знаю то, чему надо научить
  • Я знаю, как научить
  • Я уверена в том, что эти знания нужны людям, и мой труд полезен обществу.