Программа саморазвития

Каляганова Любовь Андреевна

Саморазвитие  - основная форма работы по повышению квалификации педагогических работников через систему внутреннего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samorazvitie_shapka_2016-2017_2.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете № 03

от « 23 » августа 2016г

УТВЕРЖДЕНО:

приказом заведующего

№___от «__»___________2016г.

___________/ А.Ф. Мельникова

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе  МБДОУ «Детский сад № 50 «Дюймовочка»

_________/ В.С. Волкова

ПРОГРАММА

профессионального саморазвития

Тема: «Формирование у дошкольников интереса к  трудовой деятельности  на огороде и цветнике детского сада»

на период с 2016 по 2017г.г.

Воспитатель:

Каляганова Любовь Андреевна

                        Подчеркивая роль трудового воспитания, К.Д.Ушинский писал:

«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач»

Задачи на 2016-2017  учебный год:

  • пополнить картотеку методических разработок новыми дидактическими играми, физкультминутками, художественным словом;
  • разработать систему взаимодействия  с родителями по теме «Формирование у дошкольников интереса к  трудовой деятельности  на огороде и цветнике детского сада»;
  • подобрать и проанализировать методы рефлексии образовательных достижений участников (проявления любознательного заботливого отношения к миру растений, сформированных знаний об особенностях растений, умений, навыков по уходу) на начало и конец учебного года;
  • продолжать разрабатывать конспекты совместной трудовой деятельности;

Приоритетная образовательная область программы:

социально – коммуникативное развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Основные направления реализации программы:

  • 1. Гностические:

Изучение индивидуальных и психологических особенностей детей (рефлексия);

 Самоанализ результативности собственной деятельности;

Выявление уровня развития детей.

  • 2. Проектировочные:

Постановка цели формирования трудовых умений и навыков;

Разработка новых технологий обучения (нестандартные формы занятий);

Планирование и проектирование формирования и обогащения трудового опыта детей;

  • 3. Конструктивные:

Выбор наиболее оптимальных форм работы с детьми: ситуативный разговор, проблемные ситуации, наблюдение и рассматривание натуральных объектов и предметов, чтение художественной литературы (пословицы, поговорки, небольшие стихотворения, рассказы);

 Умение привлекать детей, делая их соавторами занятий;

Выбор и организация наиболее оптимальных форм обучения: проблемная ситуация, экспериментирование, моделирование, наблюдение, трудовые действия с натуральными объектами и предметами.

  • 4. Коммуникативные:

Установление доброжелательных отношений с детьми и коллегами;

Адекватная самооценка, умение объективно оценивать уровень педагогического мастерства.


План мероприятий по реализации программы на 2016-2017 учебный год

Содержание работы

Форма отчёта

Уровень

Срок

Корректировки

(добавки в течение года)

«Диагностика уровня экологического воспитания

детей» (начало и конец учебного года)

справка

ДОУ

сентябрь

«Во саду или в огороде»

Консультация

для родителей

ДОУ

октябрь

Консультация для воспитателей

«Организация работы с детьми в цветнике, огороде»

См. ped-kopilka.ru › Блоги › Блог Яковлевой Ольги

Консультация для воспитателей

ДОУ

ноябрь

Изучение комплексных занятий по программе

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой старшая группа

Конспект

ДОУ

декабрь

 «Формирование у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться»

Тема взаимодействия

с родителями

ДОУ

январь

Разработка конспекта «Юные цветоводы»

конспект

ДОУ

февраль

Как сделать «цветочные часы «на своем участке.

Необычный декор от Карла Линнея

См. http://diz-cafe.com/ozelenenie/cvetochnye-chasy.html

Консультация для воспитателей

ДОУ

март

Разработка опытов и экспериментов по ознакомлению

с ростом и развитием растений

Картотека

ДОУ

апрель

«Диагностика уровня экологического воспитания детей» (конец учебного года)

справка

ДОУ

май


Актуальность

Итак, в каких нормативных документах прослеживается тема трудового воспитания дошкольника?

«Конве́нция ООН о права́х ребёнка». Статья 29 гласит:

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

«Федеральный Государственный Образовательный Стандарт»

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Главная цель труда -  в его воспитательном влиянии на личность ребенка.

Актуальность проблемы по теме «Формирование у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться» связана со следующими основными положениями. В последние десятилетия произошли существенные изменения в социально-экономической жизни страны: расширяется сфера гражданского общества, модернизируются условия труда, учреждения переходят на новые технологии. В связи с этим изменяется инфраструктура страны, возникают условия жесткой конкурентности на рынке труда, увеличивается доля безработного населения, повышается востребованность в инициативном, компетентном, гибком, многопрофильном специалисте. В связи с данными изменениями особые требования предъявляются к подготовке и развитию личности, инициативной, самостоятельной, ответственной, имеющей устойчивый интерес к трудовой деятельности, потребность в труде, способной легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях среды и обеспечивать высокий уровень производства.

Актуальность проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне продиктована тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира, что отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании», в «Концепции дошкольного воспитания» и других нормативно-правовых документах страны. В них указано, что трудолюбие необходимо рассматривать как одно из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем ее успешность и удовлетворенность жизнедеятельностью.

Трудовая деятельность имеет большое значение в процессе формирования личности ребенка:

Труд для ребёнка является средством умственного развития, т. к. ребенок практическим путём знакомится с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.

Труд это  способ формирования и проявления всех нравственных качеств и свойств личности ребёнка (доведение деятельности до конца, взаимопомощь). Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик. Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу. В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения.

Труд является условием решения задач эстетического и экологического воспитания. В процессе эстетического воспитания важно знакомить детей с трудом людей творческих профессий: писателей, музыкантов, художников, мастеров прикладного искусства. Особое внимание уделяется собственной деятельности дошкольников. Здесь формируется эстетическое отношение к выполнению задания: не просто изобразить что-то, но сделать это красиво; найти наиболее привлекательный вариант поделки из природного материала, бумаги. Детям прививается умение, желание включать элементы эстетики в хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, труд на природе, приучает их оценивать результаты не только по тому, что получилось, но и насколько эстетично выполнена работа, сколько выдумки, творчества, самостоятельности проявил ребенок. Эстетическое воспитание в труде осуществляется и через приучение детей к порядку в расположении инструментов, орудий труда. Эстетическому воспитанию способствует и труд под музыку, в процессе которого дети получают удовлетворение, удовольствие.

Труд является средством социализации ребёнка. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.

Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Важное значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются.

Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом. Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; формирования уважительного отношения к людям труда. Труд в природе – это значит приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по проблеме воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что, несмотря на ряд исследований, посвященных изучению развития трудолюбия дошкольников (И.В.Житко, Г.Н.Каменева, Р.Н.Кузьмина, А.А.Люблинская, Г.С.Малунова, Т.А.Маркова, О.П.Мачехина, Я.З.Неверович, Л.Е.Образцова, И.Ф.Свадковский, Д.В.Сергеева, АГ.Тулегенова, А.Д. Шатова, М.И.Шилова и др.), а также изысканий по ознакомлению детей с миром взрослых (Е.Б.Весна, А.М.Виноградова, В.И.Глотова, О.В.Дыбина, А.Н.Дьяконова, Р.И.Жуковская, С.Г.Журат, В.И.Логинова, С.А.Козлова, С.М.Котлярова, А.Д.Кошелева, М.В.Крулехт, Н.М.Крылова, А.Е.Лагутина, М.И.Лисина, Л.А.Мишарина, Н.Н.Обозов, В.И.Пушмина, Е.И.Радина, В.И.Слободчиков, Т.И.Тарабарина, Ф.И.Фельдштейн, А.Д.Шатова, А.Ш.Шахманова и др.), вопрос о взаимосвязи влияния мира взрослых на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования в соответствии с социальным заказом и задачами сегодняшнего дня остается недостаточно изученным.

Проанализировав методическую литературу по теме, сделала выводы: в пособиях дается характеристика компонентов трудовой деятельности, раскрываются ее особенности, виды и средства у дошкольников. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с трудом взрослых является важнейшим средством формирования нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Раскрываются социальные функции трудовой деятельности, роль воспитателя в развитии трудовой деятельности дошкольника.

Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных образовательных учреждений уделяется недостаточное внимание планированию работы педагогов, совместной работе с семьей по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников, реализации роли взрослого как образца-ориентира в воспитании данного качества личности. В ДОУ развивающая предметно- пространственная  среда не обеспечивает должного уровня воспитания трудолюбия у дошкольников с учетом современных требований к личности ребенка на всех периодах дошкольного детства. Существует востребованность в методических пособиях, рекомендациях для воспитателей, родителей по организации различных форм работы взрослых и детей, направленных на воспитание трудолюбия у дошкольников.

К.Д. Ушинский писал, что воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.

« Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость, любознательность, рождает волнующую радость преодолений трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» В.А.Сухомлинский.

Радость труда – одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей – наша задача. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития ребенка, расширению его интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга.

Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.

Работа по формированию у дошкольников интереса к  трудовой деятельности  на огороде и цветнике детского сада реализуется и в процессе взаимодействия с родителями воспитанников. В частности, в ходе  анкетирования было отмечено, что многие семьи не имеют садовых участков. Дети в основном бывают на огороде со старшими  членами семей (бабушки, дедушки). Участие детей в трудовой деятельности было минимально. Дети действуют в основном по конкретным просьбам или указаниям взрослых, трудовые действия носят разовый характер. Но в то же время родители заинтересовались вопросом формирования у детей интереса к труду на огороде и цветнике, задумались над вопросом: « Как приобщить ребенка к выращиванию овощей и цветущих растений, сформировать у детей желание оказывать посильную помощь взрослым и обогатить впечатления от общения с растениями цветника и огорода?». Часть родителей обратилась за помощью к педагогам с целью определиться, какие умения и навыки может иметь ребенок старшего возраста по уходу за растением? Как создать мотивацию для выращивания растения? Как поощрять проявления самостоятельности и инициативы в трудовой деятельности? Результатом взаимодействия с семьей   явилась необходимость тесного сотрудничества педагогов и родителей, что должно обеспечить   единство требований   в формировании у детей трудовых умений и навыков, как подготовительного этапа формирования самостоятельности в трудовой деятельности  у детей на огороде и цветнике детского сада.  

    Итак, работа по теме: «Формирование у дошкольников интереса к  трудовой деятельности  на огороде и цветнике детского сада» осуществляется в соответствии со следующими этапами:

1 этап Аналитико-информационный

На данном этапе работы определены  цели и задачи работы  по теме: «Формирование у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться» (трудовые поручения по уходу за растениями на цветнике и огороде) в соответствии с комплексной образовательной  программой «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010).

Проанализирована научно-методическая литература по теме.  Изучены материалы   интернет - ресурсы с целью знакомства с работой педагогов по теме трудового воспитания дошкольников.

2 этап  Практический этап

На данном этапе составлена  картотека подвижных и дидактических игр и упражнений по теме, физкультминуток, наблюдений на цветнике и огороде детского сада. Разработаны схемы, модели, алгоритмы самообразования.  Разработаны   конспекты НОД. Подготовлены  рекомендации, консультации для педагогов и родителей. Разработаны  и проведены  мониторинги уровня усвоения детьми знаний, умений и навыков по уходу за растениями на огороде и цветнике на начало и конец учебного года. Работа по теме включается в календарно- перспективное планирование работы с воспитанниками.

3 Итоговый этап 

Включает в себя ежегодный отчет о проделанной работе и подведение итогов. В ходе работы создана  презентация достижений детей в ходе трудовой деятельности на тему «Синьор-Помидор» по выращиванию овощей на  огороде  детского сада. Подготовлены выступления  и консультации по представлению опыта. Определяются  направления и задачи  для дальнейшего самообразования.

         Целенаправленная деятельность  по теме «Формирование у дошкольников интереса к  трудовой деятельности  на огороде и цветнике детского сада» способствует достижению положительных результатов.

Ожидаемые результаты:

  • Применяются на практике в работе с детьми разработки дидактических игр, физкультминуток, художественного слова;
  • Организовано взаимодействие  с родителями согласно целям и задачам по теме «Формирование у дошкольников интереса к  трудовой деятельности  на огороде и цветнике детского сада» и запросам родителей;
  • Работа по теме включается  в календарно-перспективное планирование  в виде организованной совместной деятельности с детьми, трудовых поручений и др.;
  • Обогащена педагогическая копилка конспектами организованной образовательной  деятельности с детьми.