Неделя классных руководителей «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности".

График проведения классных часов, посвященных 20-летию принятия Конституции РФ в МКОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи» (в рамках методической недели классных руководителей «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности. Методика проведения дискуссии»)

 

Дата

Класс

Время/урок

Классный руководитель

Тема

11.12.

1

5 урок

Мурушкина О.В.

Путешествие в сказку «Мои права и обязанности»

11.12

2

5 урок

Бочарова В.В.

«Как важно знать свои права»

06.12.

3

5 урок

Бердникова Н.Н.

«Конституция – основной закон страны»

06.12.

4

5 урок

Айткалиева Р.Р.

«Твои права»

06 .12.

5

7 урок

Адылгиреева А.Б.

«Поговорим о правах»

10.12.

6

6 урок

Колесникова Г.И.

«Твои права и обязанности»

09.12.

7

7 урок

Кириченко В.В.

«Нет прав без обязанностей»

05.12.

8

7 урок

Самойлова С.А.

Правовая игра: «Знаешь ли ты право?»

07.12.

9

5 урок

Кириченко А.О.

Проект: «Моя Конституция»

11.12

10

7 урок

Жакбалеева Т.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Твои права и обязанности»

Классный час правовой тематики, посвященный Дню Конституции.(12 декабря).

Права детей учитель пишет на доске, затем в ходе классного часа прочитает детям. Не следует подробно рассуждать суть каждого права, лучше сосредоточить внимание на игроавых ситуациях, которые побуждают детей к высказывания, к осознанию своих прав и обязанностей.

Сценарий содержит ряд игровых моментов, которые всегда вызывают интерес у детей. Поэтому желательно, чтобы игровые сценки исполнили сами дети. Хотя реплики может прочесть и учитель.

Цели: обобщить знания детей об основных правах российского гражданина; разделить «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Подготовительная работа с детьми

Подготовить группу детей, которые будут участвовать в сценках (роли: мама, сын, учитель, ученик, ученица, Маугли, Гарри Поттер). Сценки очень короткие, репетировать их не надо, достаточно раздать детям слова.

Оформление класса

На перемене перед классным часом написать на доске:

Права и обязанности граждан

12 декабря – день Конституции РФ

Конституция  РФ (12 декабря 1993 года)

Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст.  60)

Право на жизнь (ст. 20)

Право на имя при рождении (ст. 2)

Право на медицинскую помощь ( ст. 41)

Право на образование (ст. 43)

Право на отдых и досуг (ст. 37)

Право иметь имущество (ст. 35, 40)

Право свободно выражать свои взгдяды (ст. 29. 31)

Право на свободное перемещение ( ст. 27)

Право на заботу и воспитание родителями (ст. 38)

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 21)

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки (ст. 23)

ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА

  1. Игра «Имена»
  2. Интерактивная беседа «Право на имя»
  3. Видео урок «Конституция РФ»
  4. Ролевая игра «Юридическая консультация»
  5. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
  6. Подведение итогов (рефлексия)

Ход классного часа

  1. Игра «Имена»

Классный руководитель. Ребята, кокой праздник отмечает весь Российский народ 12 декабря.  Да, это 20 годовщина нашего основного Закона страны. Который был принят в 1993 году. В этом законе прописаны все права и обязанности российского гражданина, о которых мы сегодня и будем говорить на нашем классном часе.

Сначала мы с вами поиграем в игру «Имена». Кждый из вас по цепочке передает книгу «Конституция РФ» и поднимаясь с места должен назвать свое имя и добавть прилагательное, которое начинается на эту же букву. Я начинаю первой.

Учитель называет свое имя, например «Галина – гуманная». Далее учител передает брошюру первому ученику   и так дети передают по порядку её называя свое имя и прилагательное.

 

  1. Интерактивная беседа «Право на имя»

Классный руководитель. Ребята, а имеете ли вы право на свое имя? Как вы считаете?

Дети. Конечно имеем.

Классный руководитель. А как вы можете доказать, чт вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не имеете другого имени и не присвоили себе чужое7

Дети. Наши имена прописаны в свидетельстве о рождении, там указаны дата рождения, родители.

Классный руководитель. Да, это ваш первый документ.  Там еще прописано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права.

А какими правами обладают дети, где записаны ваши права, кто их разрабатывал?

Примерные ответы детей:

- в конституции, в международной Конвенции «О правах ребенка»

  1. Видео урок «Конституция РФ»

Классный руководитель. Давайте посмотрим видеоролик о том, что такое Конституция Рф  и какова её структура.

Просмотр видеоролика.

Классный руководитель. Конституция – основной закон любого правового государства, который гарантирует права и обязанности гражданам страны.

Так какие права гарантирует на конституция?

Просмотр презентации.( права и обязанности по конституции)

  1. Ролевая игра «Юридическая консультация»

Классный руководитель. Ребята, а если наш права буду нарушены, куда мы будем обращаться? В этом случае стоит обратиться за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение чего – либо. Юристы – это люди хорошо знающие законы, они их изучают, следят за их изменениями. Получив от них консультацию мы можем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте теперь поиграем в игру «Юридическая консультация». Представьте себе,  что вы юристы, вы хорошо знаете права (некоторые прописаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Давайте поможем разобраться в их ситуации и с помощью конституции объяснить где  нарушены их права.

Маугли. Я долгое время жил в лесу вместе с дикими зверями. И вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права как все граждане страны.

Ответы детей:

-Конечно имеет. Согласно Конституции вы являетесь человеком, а ст.2 гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью . Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Маугли. Ноя не умею говорить человеческим языком, поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?

Ответы детей:

- Согласно Конституции никто не имеет права унижать наше человеческое достоинство, подвергать нас пыткам, насилию оскорблению. Каждый имеет право на свободу передвижения, на медицинское обслуживание.

Классный руководитель: Да, ребята согласно ст. 21,27,41 любой ребенок , даже неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства.

А теперь у нас встреча с Гарри Поттером.

Гари Поттер. Пой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он мои права?

Ответы детей:

- согласно конституции каждый гражданин имеет право на личную переписку (ст. 23)

Классный руководитель. Ребята, а как вы думаете почему права не всегда соблюдаются?

Ответы детей:

- Не все знают конституцию,

- не все хотят соблюдать права,

- многие не имеют должного воспитания.

  1. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Классный руководитель. Ребята, кроме прав  у человека есть обязанности. Главная обязанность гражданина – уважать права других людей. А всегда ли мы это делаем?

 Предлагаю посмотреть несколько сценок   и дать оценку поведению героев.

Сценка1.

Мама. Немедленно сделай музыку потише. Уже полночь ты весь дом разбудишь!

Сын. Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

Классный руководитель. Пожалуйста. Давайте разберемся в этой ситуации. Кто здесь прав, а кто нет.

Дети :

- Сын нарушает права соседей на полноценный отдых в ночное время. Он нарушает права других граждан.

 Сценка 2.

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная., вытри доску, полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня работать. Насилие над детьми запрещено.

 Классный руководитель. Объясните Оле, ребята, в чем она не права?

Ответы ребят:

- у дежурного есть свои обязанности , как у всех детей, кроме того есть обязанность уважать права других. Дети в классе имеют право заниматься  в чистоте, в уютном классе.

Сценка3.

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети её только помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятие свои м любимым делом – я люблю рисовать!

Классный руководитель. Кто разъяснит Иванову, что рисовать на партах не правильно.

Ответы:

- другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов не уважает права других, поэтому нарушает права других.

Сценка 4.

Учитель .Лагуткин, ты почему бегаешь на перемене по школе?

Лагуткин. Ну и что, я имею право не свободное перемещение!

Классный руководитель. Правильно Лагуткин рассуждает?

Дети:

- нет, он нарушает права других детей, подвергая опасности травмироваться.

 

Сценка 5.

Мама. Сынок ты почему не помыл за собой тарелку?

Сын. Потому что никто не имеет право эксплуатировать других людей. Помой сама!

Классный руководитель. Прав ли сын в этой ситуации?

Ответы:

- Нет, это не принудительный труд, а помощь по хозяйству и прочвление уважения к старшим.

Классный руководитель. Ребята все герои этих сценок хорошо знают свои права, а чего они не знают, или не хотят знать?

Ответы:

- Они не знают, что обязаны уважать права других людей!

Классный руководитель. Как же примирить свои права с правами других людей?

Ответы:

- Если ты будешь уважать права других людей, то и твои права будут уважать!

- Нель свои права ставит выше прав других

- Нужно быть взаимовежливыми.

  1. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель.

-  Ребята понравилось ли вам выступать в роли юристов?

- как вы считаете полезно ли нам знать свои права?

- А про что мы должны не забывать ?

Ответы детей:

- Знать свои права полезно, это дает уверенность в себе

-Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права

-свои права нужно знать, но и нужно помнить, что правами обладает каждый из нас, поэтому нужно уважать права других.



Предварительный просмотр:

Классный час в 1 классе на тему «Мои права и обязанности».

Цели:

•Познакомить первоклассников с правами и обязанностями детей.

•Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

•Формировать коммуникативные умения школьников;

•Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам;

•Прививать интерес к чтению;

Оборудование:

•на доске – детские коллажи, рисунки

•презентация;

Ход занятия:

_Организационный момент

 Звучит Гимн России

_Ребята, что сейчас прозвучало?

-  Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.  А как нужно слушать гимны? (Стоя)

-В какой стране мы живём?

-Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами с рождения. Мы – граждане России. (1сл.)

Россия…

Как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа –

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю все то, что называют

Одним широким словом Русь.

- В каждой стране существует определённая государственная символика - условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение, это не только гимн, но и флаг. (2сл.)

- Флаг России выглядит так: Белый цвет – Отечество, синий цвет – Верность, красный цвет - Отвага.

-Следующий символ нашей страны – герб. Что на нем изображено?

Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, силы, мудрости. (3сл.)

-У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий гражданство – паспорт. А у вас пока - свидетельство о рождении.

- Наша страна широко протянулась с запада на восток.

- На этой огромной территории России живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи, волос и глаз.

-Чтобы люди не ссорились, чтобы всем жилось хорошо, государство приняло важные законы:

«Конституцию Российской Федерации». – Главная книга нашей страны (4сл.)

- Они дают человеку право пользоваться очень нужными благами, без которых человек не сможет обойтись.

2.Знакомство с правами:

 -Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать.

-Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.

Найди такое благо, без которого может обойтись человек.

 труд

 жизнь

 прислуга

 отдых

-А что самое важное среди остальных благ?

-Жизнь человеку дана чтобы научиться радоваться и радовать близких.

«Жизнь дана на добрые дела»

-Кому приходилось скучать при расставании с близкими и радоваться при встрече?

- Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь. (5сл.)

-А зачем человеку труд?

-Если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Всё создано трудом.

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут, -

Золотых, стальных, алмазных, -

Нет священней слова: "Труд!"

Все, что пьем мы полной чашей,

В прошлом создано трудом:

Все довольство жизни нашей,

Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,

Бег моторов, поездов,

Монопланов лет бесследный,

Все - наследие трудов!...

-Вы тоже в будущем мечтаете трудиться.

-Кем вы хотите стать.

-Что приносит счастье – труд или безделье?

-Дополните  концовку пословиц:

«Труд кормит, ...а лень - портит».

«Хочешь есть калачи, …не лежи на печи»

-Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд.  (6сл.)

- А для чего человеку отдых?

- Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не роботы и устаём.

-БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица.

-Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ

 -Как называется ежегодный отдых родителей? ОТПУСК

 -Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА

-Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ

-Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до15часов день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд.

-Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.

-Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых. (7сл.)

-Мы рассмотрели только некоторые права людей, самые главные.

-А обладают ли этими правами дети?

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,

Пользуются с первых дней правами своими –

Ведь с пелёнок человек получает имя.

-Каждый ребёнок имеет право на имя.

-Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода.

-  Игра:

- Мальчики, встаньте и назовите по цепочке, какие отчества получат ваши дети?

-Почему товарищам нельзя давать кличку или прозвище?

-Потому что у них тоже есть право на имя.

-Отстаивая свои права, не забывай, что у других людей тоже есть такие же права, как и твои. Уважай чужие права!

Малыш, что остался один в целом свете,

Нормально не сможет жить и расти.

Взрослые, те что за детство в ответе,

Ребёнку семью помогите найти.

-Дети имеют право жить с родителями и право на их заботу. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам.

-А должны ли дети заботиться о родителях?

-Конечно, ведь кроме прав у каждого есть и обязанности.

-Забота о родителях – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!

Физминутка:

-Какие обязанности по дому выполняете вы? Покажем пантомимой (под музыку «Антошка».), как мы…

- моем посуду

- застилаем постель,

- стираем

- гуляем с собакой,

- поливаем цветы,

- выносим мусор,

- проветриваем комнату,

- ходим в магазин за хлебом.

-чистим картошку

-вытираем пыль

-Дерево сильно корнями, а человек семьёй или родом.

-Каждый из вас должен знать свою родословную и хранить и беречь память о своих прародителях. Потому что это…. корни и сила человека!

Заходите в первый класс,

Не шагайте мимо.

Здесь всему научат вас,

Что необходимо.

-Дети имеют право на обучение. (8сл.)

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь,

Хорошо работай в школе

Добросовестно учись.

-А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания?

-Правильно! Без знаний человек не освоит профессию. А ещё когда человек много знает, с ним интересно общаться.

-Ваша обязанность – стараться хорошо учиться.

- Можно ли совсем не учиться?

-Нет, учёба – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!

-Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Славный доктор ….

-О каком праве пойдёт речь?

(О праве на медицинскую помощь.)

-У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание. (9сл.)

-Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору?

-Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь.

-А вы обязаны заботиться о своём здоровье?

 -Что надо для этого делать?

 ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

 СПОРТ

 ПИТАНИЕ

 РЕЖИМ ДНЯ

-Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность.

-Игра –« Узнай сказку?»

-Что сделал волк с домами поросят?

-Он нарушает право на жильё и его неприкосновенность.  

- Отгадайте сказку, в которой также было нарушено право на жильё?

Лисий дом был изо льда.

Солнце вышло — вмиг вода.

Из домишки лубяного

Лиска выгнала косого. (Заюшкина избушка)

 

- Игра «Разрешается – запрещается»

(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)

С мамой дети должны жить,

 Ей цветы всегда дарить –

 Это… (разрешается).

Если кто того не знает:

 Мать с ребенком разлучает.

 Это… (запрещается).

Слушать мнение ребенка…. (разрешается).

Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)

 Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться

 Это –…. (разрешается).

 Если трудится ребенок,

 Мало у него силенок,

 Ноги подгибаются.

 В детстве тяжкая работа…. (запрещается).

 Вместе дружно в мире жить,

 с разными детьми дружить –

 Это….. (разрешается).

 Этот слабый горбит спину,

 Перед сильным преклоняется.

 Быть рабом у господина

 Строго…. (запрещается)

Подведение итогов:

-Перечислите свои права.

- Как называется главная книга нашей страны?

12декабря исполняется 20 лет со дня принятия этого важного закона.

-Можно ли нарушать чужие права?

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают.

Права ребенку надо знать.

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

-Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности.

-О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей, бережно относиться к здоровью.)

Права учащихся:

  1. Право на получение образования.
  2. Право на отдых между уроками.
  3. Право на каникулы.
  4. Право на занятия в кружках и секциях.

Обязанности учащихся:

1.Уважать друг друга.

2.Культурно вести себя.

3.Ходить опрятным.

4.Выполнять Устав школы.

труд

жизнь

прислуга

отдых


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Россия – Родина Моя

Слайд 2

Государственный флаг России Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости и самостоятельности государства. На государственном флаге нашей Родины –три цветные полосы, одинаковые по размерам. Белый цвет – означает мир и чистоту совести. Синий цвет – означает небо, верность и правду. Красный цвет – означает отвагу, мужество и героизм.

Слайд 3

Государственный герб России Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, силы, мудрости .

Слайд 4

В Конституции РФ записаны наши права, свободы и обязанности. По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд;

Слайд 5

Право на жизнь

Слайд 6

Право на труд

Слайд 7

Право на отдых

Слайд 8

Право на обучение

Слайд 9

Право на медицинское обслуживание



Предварительный просмотр:

Тема:   Конституция  - основной закон.

 Цель: приобретение и углубление базовых знаний учащихся об основном законе Российской Федерации.

Задачи:

-  формирование гражданской идентичности обучающихся начальной  школы;

-  содействие воспитанию у школьников уважения к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции Российской Федерации, к законам и символам государства;

-  развитие навыков применения знаний, полученных ранее и умений работы в группе;

-  дальнейшее формирование правовой культуры учащихся;

-  расширение знаний учащихся об основных правах и обязанностях граждан России.

Оборудование: мультимедийное оборудование,  карточки для работы в парах.

Ход классного часа:

I.Оргмомент

- Ребята, вы кем приходите в школу?  И вам надо помнить как вести себя в школе, что можно делать, а чего нельзя, на что вы имеете право и на что не имеете. А где мы это сможем узнать? (устав школы, правила поведения в школе)

  1. Работа в группах.  

Каждая команда получает вопрос-задание:

1 команда: Чему я уже научился в школе?

2 команда: Чему я хочу научиться в 3 классе?

3 команда: Какие правила необходимо соблюдать в школе?

(После короткого обсуждения в командах ребята представляют свои ответы. Другие команды могут дополнять)

III.Определение темы занятия:

- Подумайте, о чем мы будем говорить на классном часе?

-Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные в о п р о с ы :

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

    -  Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

- Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.

- Что же это такое - законы?(Сообщения учеников).

Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.  Законы бывают разные.

- Какой из законов  в нашей стране самый главный? Ответ вы получите, если правильно составите слово из слогов, работая в парах. (Конституция)

 В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

-  Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. 

2. Знакомство с Конституцией.

-  Конституция (показывает брошюру) - основной закон, по которому мы с вами живем.

- Что записано в Конституции?

 В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д.  А что же такое - право?  

Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина.

Права и свободы граждан

Обязанности граждан

Право на жизнь

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Право на защиту своей чести и доброго имени

Обязанность защищать Родину

Право личную неприкосновенность

Обязанность соблюдать законы

Право на жилище и его неприкосновенность

Обязанность платить налоги

Право на свободное передвижение

 

Свобода совести, свобода вероисповеданий

 

Свобода мысли и слова

 

Право избирать и быть избранным

 

Право на труд

 

Право на отдых

 

Право на получение социальной помощи

 

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

 

Право на образование

 

Право на получение юридической помощи

 

Свобода информации

 

Свобода творчества

 

-  Попробуйте определить, о каких правах идет речь?

1.Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое.

 (Право на жизнь, право на имя при рождении)

2.Очень трудно самому,

Жить на свете одному.

Правом с мамой жить и с папой

Пользуйтесь везде, ребята.

(Право на заботу и воспитание родителями)

3.Есть еще такое право:

Помнить, думать и творить

И другим свои раздумья,

Если хочешь подарить.

(Право свободно выражать свои взгляды)

4.Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон.

(Право на свободу и личную неприкосновенность

5.Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

(Право на медицинскую помощь)

6.Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке.

(Право на пользование родным языком)

7.Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки

Это право есть у нас.

(Право на образование)

8.Я могу свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу вправе получать.

(Право на отдых и досуг)

9.Будь ты слабым или сильным, Белым, черным - все равно

Ты родился быть счастливым,

Это право всем дано.

- В Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».

- Какие же права есть у вас, школьников?

1.Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

- Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)

Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

-  Воспользуемся правом на отдых – проведем физминутку.

- Но, к сожалению, права иногда нарушаются. Народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды.

 «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» /выбери одного

героя из трёх, остальных зачеркни/. 

 Право на жизнь

А) Золушка

Б) Колобок

В) Кот в сапогах

 Право на неприкосновенность жилища

А) Сестрица Алёнушка

Б) Три поросёнка

В) Колобок

 Право на свободный труд

А) Золушка

Б) Красная Шапочка

В) Балда

Право на свободу вступления в  брак

А) Золушка

Б) Дюймовочка

В) Алёнушка

Право на владение личным имуществом

А) Красная Шапочка

Б) Буратино

В) Баба Яга

- В Конституции РФ определены не только права, но и обязанности

каждого гражданина страны.

- Дайте лексическое значение слову обязанность?

Обязанность - то, что подлежит безусловному выполнению. (Словарь Ушакова).

Обсудите в группах, как вы понимаете обязанности граждан и выскажите свою точку зрения. Какие обязанности вы уже можете и должны исполнять? (Работа в малых группах)

1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ.

2. Уважение прав и свобод других лиц.

3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях.

4. Получение основного общего образования.

5. Забота о памятниках истории и культуры.

6. Уплата налогов и сборов.

7. Охрана природы и окружающей среды.

8. Защита Отечества.

-  Высказывания детей, обсуждение.

  1. Рефлексия.

- Удалось ли вам открыть сегодня на занятии что-то новое для себя?

- О чем ты расскажешь своим близким?

- Наш разговор  подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции, об устройстве нашей государственной  системы,  о  правах и обязанностях граждан. Великий  русский  поэт  Николай  Алексеевич  Некрасов  сказал:  “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать имногое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обовсех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать своипоступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но иокружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины.

Дополнительно:

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)

О

Н

С

Т

И

Т

Я

К

С

Ф

Л

А

У

Ц

Г

Е

Р

Б

Г

Я

И

Р

П

Г

С

Е

Л

С

Е

Р

И

О

Р

И

Т

З

О

М

Н

А

Ц

О

И

Д

Е

Н

Т

И

Л



Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа, посвященного 20-летию РФ.

( для учащихся 8 класса)

2013- 2014 год.

Тема: Государственные символы Российской Федерации

Цель: Дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна,способствующих воспитанию патриотизма, расширить представление о Конституции, символике России,

 Познакомить учащихся с историей праздника.

 Воспитывать бережное отношение к символам Российской Федерации.

Задачи: 

  • воспитание гражданских качеств личности;
  • дать возможность учащимся высказать своё мнение в публичном выступлении;
  • развивать устную речь учащихся.

Методы: рассказ учителя, беседа с учащимися.

Оборудование: Конституция Р.Ф., аудиозаписи марша, гимна, герб, флаг.

                           

Кл.рук :

- Ребята, сегодня наш классный час начался с гимна РФ. Как вы думаете, почему?

(Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях)

Кл. рук: Что вы знаете о гимне?

( Государственный гимн является символом того или иного государства. Государственный гимн имеют все современные государства . Государственный гимн транслируется телерадиоканалами : в новогоднюю ночь, в дни гос. праздников.)

Кл .рук:

-Когда исполняют Государственный гимн Российской Федерации?

( Во время торжественных церемоний и других мероприятий , проводимых государственными органами, например, при поднятии Государственного флага, после принятия присяги вновь избранным президентом, при открытии и закрытии сессий палат Федерального собрания, при открытии памятников, при вручении наград, при встречах и проводах глав государств и правительств зарубежных стран, при открытии и закрытии торжественных собраний.)

Кл. рук:

-Как должны вести себя люди при прослушивании гимна? Почему?

( Прослушивание гимна)

Кл. рук:

- Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?

Кл .рук:

- Государственный гимн существует во всех современных государствах. Впервые потребность в Гимне возникла при Петре Первом. Появился Преображенский марш . ( Прослушивание марша).

Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных собраний. Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра Первого и назывался « Молитва Русских». В 1883 прозвучал гимн « Боже царя храни!» и был до 1917 года.

В 1917 году Ленин предложил использовать « Интернационал».

В 1944 году прозвучал новый Гимн СССР « Патриотическая песнь» Глинки. В 2000 году депутаты приняли « Гимн России» на слова Михалкова и музыку Александрова.

Государство , прославляемое в Гимне, обязано быть достойным своего прославления, равно как и прославляющий народ должен быть достоин своего исторического призвания.

Кл. рук: 

- Какие ещё символы государства вы знаете? (флаг, герб)

Кл .рук:

- Что такое Государственный флаг?

( Это официальный символ гос. власти, олицетворяющий суверенитет государства)

Кл .рук:

- Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)

Кл .рук:

 - Что означают эти цвета? (Белый – благородство, синий – честность, красный – кровь пролитая за Отечество, смелость и великодушие, присущие русским людям)

Кл. рук:

- Где вывешивают государственный флаг ? ( на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств за рубежом, судах, плавающих в открытом море и территориальных водах иностранных государств.

Кл .рук:

-А помните ли вы последовательность расположения цветов Российского флага?

Задание.  Раскрасьте флаг России в своих листах. ( заранее приготовленные заготовки)

Кл. рук:

 

- 22 августа – День Государственного флага России. В этот день  на всей территории Российской Федерации чествуют наш Государственный флаг, который представляет прямоугольное полотнище бело-сине-красного цвета.

Кл. рук:

- Что такое Государственный герб Российской Федерации? ( официальная эмблема государства. Это главный символ любого государства. В нем в образной форме выражена государственность страны и ее государствообразующей нации. Государственный герб может быть частью Государственного флага.

Кл. рук:

- Посмотрите на герб РФ. Что он представляет собой? ( герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орел увенчан тремя историческими коронами Петра Великого( двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, объединенных лентой) В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла на красном щите – всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь конем, дракона. )

Кл. рук: 

1. Что символизирует всадник, поражающий копьем змея? (победу добра над злом)

2. Что символизирует двуглавый орел? ( Россия - одна из немногих стран мира,  расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении; символизируют в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; )

3. Что символизирует скипетр и держава? (единая власть и сильное государство.) 

Кл. рук:

- Где помещается Государственный герб Российской Федерации? (на бланках федеральных законов, указов и распоряжений президента Российской Федерации, на зданиях палат, Правительства, Конституционного суда, Верховного суда и прочих судов Российской Федерации, Прокуратуры, Центрального банка, официальных представительств за границей, на гербовых печатях , на пограничных знаках, на знаменах и флагах Вооруженных Сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации)

Кл.рук:

- Сегодняшний герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отесественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии. 

Кл. рук :

- Государственный флаг, государственный герб, государственный гимн – это символы государственной власти, которые закреплены в 70-й статье Конституции Российской Федерации.

Кл. рук:

- Что такое Конституция Российской Федерации? ( Основной Закон Российского государства.)

Кл. рук  :

- Верно , Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция. Конституциями гордятся, на них клянутся, их критикуют, ими укрепляют государственную власть. Слово конституция происходит от латинского constitution – установление, устройство. Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством.

             Конституция – это Основной Закон государства. Это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором учреждаются основные принципы устройства общества и государства; устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления; закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Конституция любого государства представляет собой акт высшей юридической силы. Она служит основой (фундаментом) для принятия всего действующего законодательства страны, обладает верховенством по отношению к другим нормативно-правовым актам, которые не могут ей противоречить. Конституция регулирует наиболее важные, ключевые для жизни общества отношения, связанные с организацией государственной власти, основами государственного строя, правами, свободами и обязанностями человека и гражданина. В этом году ей исполняется 20 лет. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года. В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. В 1821 – 1825 годах – декабрист Н.М.Муравьев разработал проект устройства Русского Государства? В котором предполагалось установить : Конституционную Монархию, Равенство всех граждан реред законом, Свободу слова, печати, вероисповеданий.

 Первая Советская Конституция была учреждена ещё в 1918 году. С образованием Советского Союза в 1922 году была принята Конституция СССР. Изменения в общественном и государственном строе России (1991г.) привели к принятию новой Конституции – Конституции Российской Федерации ( 12 декабря 1993 года ). Она закрепила федеральный характер, демократические основы обновленной России.

Кл.рук:

- Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? ( Да . Имеет. Человек имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством.)

Кл. рук:

-  И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.

-А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (Право учиться.)

Кл. рук:

-  Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.)

Кл. рук:

- Верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)

Кл. рук:

-  Правильно. Для этого и существует Конституция.

Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. А у нас в школе ученики имеют права и обязанности? 

Ученики имеют право:

На уважение человеческого достоинства;

На свободу информации, совести, на свободное выражение мнений.

Право на получение бесплатного начального, общего, среднего образования;

Право на выбор образовательного учреждения;

На получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

На получение образования на родном языке;

На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;

На получение дополнительных образовательных услуг;

На свободное посещение мероприятий;

На охрану здоровья;

На перевод в другое образовательное учреждение.

Обязанности учеников в школе:

выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;

бережно относиться к имуществу;

уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;

выполнять требования педагогов в образовательном учреждении в части, отнесённой уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.)

Кл .рук:

 - А когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)

Кл. рук:

  Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Подумайте , какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? По отношению к Родине?

(должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю).

Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)

Кл. рук:

- Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые. 

Викторина на знание вопросов, связанных с конституционным устройством России.

1.В чём сущность демократии?(Демократия – это закрепление свободы в обществе действенными законами, гарантирующими свободу личности)

2.Какой закон называют правовым?(Закон, который соответствует естественным правам человека и неукоснительно исполняется)

3.Что такое равноправие граждан? (Гарантия со стороны государства равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и т.п.)

4.Какой должна быть конечная цель власти? (Улучшение жизни граждан.)

5.В чём заключаются  главные задачи президента? (Охранять конституционный  строй России, поддерживать гражданский мир и национальное согласие. Он призван стоять на страже прав и  свобод граждан.)

6.Что такое избирательный бюллетень? (Документ для голосования с фамилиями кандидатов)

7.Что такое референдум? (Всенародное голосование по важнейшим вопросам  общественной жизни)

8. Кто может стать Президентом РФ?(Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет)

9. Кто является президентом РФ? (Владимир Владимирович Путин)

10. Что такое избирательная система? (Совокупность юридических правил  устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения результатов голосования)

11.Кто не имеет право избирать и быть избранными в РФ? (Граждане, признанные судом недееспособными, или те, кто содержится в местах лишения свободы по приговору суда)

12.Что, согласно Конституции, является высшей ценностью в РФ?  (Человек, его права и свободы)

13.Что такое парламентаризм? (Форма представительной демократии)

 Конкурс «Вставь пропущенное слово».

(команда получает задание вставить пропущенные слова в текст о Конституции Российской Федерации)

Российская Федерация –Россия – есть демократическое, федеративное, ___________  государство  с  ___________ формой  правления. Признание, соблюдение и защита _________________

- обязанность  государства. Российская Федерация состоит из республик, краёв, городов федерального значения, __________ , __________ - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин России обладает на её территории всеми ___________ и несёт __________ , предусмотренные  _________.

Правильный ответ:

Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой  правления. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. РФ состоит из республик, краёв, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией  Российской Федерации.

Кл. рук :

- Дополните до фразы.

знать (права) 

выполнять (обязанности) 

любить (свою Родину) 

охранять (территорию) 

беречь (природу) 

гордиться (культурой, языком) 

приумножать (богатства) 

Игра «Да! Нет!»

Кл. рук:

- Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

Кл. рук:

- Спасибо огромное за участие в беседе. Я надеюсь , что те сведения, которые вы получили, помогут вам эффективно пользоваться своими правами и свободами, защищать их и выполнять свои обязанности перед государством и обществом.

                                               Использованная литература:

  1. Соболева Н.А. «Российская государственная символика», М., «Владос», 2012 г.
  2. Антошин М.К. «Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе», М., Айрис-пресс, 2010 г.
  3. Конституция РФ.



Предварительный просмотр:

Благодарю коллег, чьими разработками я воспользовалась.

Классный час " Права и обязанности подростков!"

 Мысли Мудрых
-Народ должен защищать закон,
как свой оплот,
как охранительную стену. (Гераклит)

-Никто не должен быть умнее закона (Аристотель)
-Нравы – это люди,
Законы – разум страны! (О.Де Бальзак)
-Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: "Что люди могут делать и чего не могут делать?", "Что они обязаны делать и чего не обязаны?", "На что они имеют право и на что не имеют?" Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества.

Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.

Педагог: «Очень часто можно услышать от взрослых и детей: «Вы не имеете права…», « У меня есть право…» Сегодня мы с вами узнаем какие права граждан России считаются самыми важными и поразмыслим над тем как добиться максимального их соблюдения»

«Сейчас мы проведем небольшой эксперимент. Для его осуществления мне необходимо 5  человек. Я прошу желающих выйти к доске». Обучающиеся выходят на небольшое пространство перед доской.

Педагог: «Участвующим в эксперименте я ставлю задачу – Занять два стула, стоящие у доски».. По сигналу дети начинают пытаться занять стул, но недостаток места  приводит к тому, что они мешают друг другу. Педагог: «Почему вам, ребята, не удалось сесть на стул?» Дети ответят, что было тесно, мало места, мешали друг другу.

Педагог: « А теперь представьте, что вместо стульев наши права, которые мы хотим реализовывать постоянно. Что же получится?» В общем обсуждении дети придут к выводу, что часто бывает так, когда кто-то пользуется каким-либо правам без оглядки на других людей, то он нарушает их права.

-Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право? (Ответ детей. Слайд 3)

-Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности? (Слайд 4)

-В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?

(Ответ детей. Слайд 5)

-Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.

(Ответы учащихся. Слайд 6,7, 8)

-Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?

(Слайд 9 -Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности)

Знакомство с документами по правам ребенка

-Существуют документы, в которых прописаны наши права. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с этими документами. (Слайды 9,10,11)

Декларация (высказывание) - это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы (документ, который защищает наши права).

Конвенция (договор, соглашение)- это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

-Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире. Бал создан специальный Комитет ООН по правам ребенка Его главная задача - защита детей.

(Слайд 12 - Найди лишний документ)

Для этого мы сейчас организуем работу с самым главным законом нашей страны – Конституцией РФ, которая была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Прошу вас посмотреть в листочки, лежащие перед вами «Права человека и гражданина», где указаны статьи.

Посмотрим сейчас небольшой ролик и скажем, какие права , по каким статьям нарушались у мультгероев. «Посмотрите, ребята, часть прав вы уже используете, а часть нет. Почему? Дети отвечают, что они не достигли определенного возраста, пока еще у них нет возможности реализовать эти права и др.

«Ни в одном государстве, ни в какое время не было возможным приобретение прав без приобретения обязанностей.

«Ребята, а сейчас я хотела бы вернуться к нашему эксперименту со стульями. Был ли все-таки возможен вариант у доски?»

презентация

«А вы, ребята, сталкивались ли в жизни с нарушением ваших прав?»

Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).
Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.
А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).
Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…
Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.
А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?
Правильно:
1.Нарушение правил дорожного движения
2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.
3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).
4.Незаконная продажа.
5.Злостное неповиновение.

А теперь поговорим о наших правах.
1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают).
2.Вы правы. Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.
Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).
Да. В этом случае вы можете пойти в отделение милиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.
Предположим, вас привели в отделение милиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.
Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в Допрос несовершеннолетнего должен проходить при психологе или педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно.

Но рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.
В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться  

.сценка

Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).
Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.
Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? (ребята отвечают).
Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет.
Так что, помните, с законом шутки плохи!

« В заключение нашего классного часа я прошу команды придумать слоган на тему соблюдения прав человека и гражданина в рамках обсуждаемых сегодня проблем». Ребята предлагают слоганы, педагог их корректирует (при необходимости) и записывает на доске. На пример: «Требуешь прав своих – не забывай о других!» «Права есть - так и обязанностей не счесть!» «Хочешь счастливо жить – умей другим уступить!». Педагог благодарит детей за работу, высказывает уверенность, что они сумеют воспользоваться своими правами, не нарушая прав других людей.