Учебные проекты

Веретенникова Ирина Павловна

 

Презентация  Учебные проекты  http://ru.calameo.com/read/00113903469cbacc7041f

                         

             

 

             

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебные проекты в начальной школе

по математике на уроках и во внеурочное время. (СЛАЙД 1)

(СЛАЙД 2) В настоящее время российская начальная школа переживает качественно новый этап в своем развитии. Связан он, прежде всего, с переходом на образовательные стандарты второго поколения, в которых меняются приоритеты начального обучения и на первый план выдвигается становление личности, развитие сознания и способностей младшего школьника.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

На ступени начального образования должны быть сформированы следующие  УУД:

личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Большинство из этих учебных действий формируются с помощью технологии проектного обучения.

СЛАЙД 3 Именно поэтому всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

СЛАЙД 4 Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у младших школьников: исследовательские; социального взаимодействия;  оценочные;  информационные;

презентационные;  рефлексивные;  менеджерские.

Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:

- готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) - пусть пока при помощи учителя и родителей;

- готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости);

- владение коммуникативными навыками, толерантностью;

- умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

СЛАЙД 5 В настоящее время существует много проектов по образовательной области «Технология».  Но в литературе недостаточно представлены проекты по математике.     Это и послужило основой для выбора темы нашего исследования. Мы решили  разработать и экспериментально апробировать  приёмы организации проектной деятельности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время.

СЛАЙД 6

Задачи:

  1. Разработать проект по математике для учащихся начальных классов.
  2.  Экспериментально проверить эффективность разработанного проекта.

Гипотеза исследования: мы предположили, что организация проектной деятельности на математическом материале будет способствовать развитию познавательных интересов младших школьников и усвоению математических знаний.

СЛАЙД 7

Методы исследования: анкетирование по оценке уровня школьной мотивации, наблюдение, анкетирование по изучению интереса младших школьников к уроку математики, анкетирование измерения уровня знаний на разных этапах выполнения проекта, анкетирование по определению уровня умений учащихся, анкетирование по уровню успешности участия в коллективной работе над проектом (рефлексия).

База исследования:  МБОУ СОШ №1 г. Горбатов

  К сожалению, наибольшие проблемы внедрения метода проектов вызывает в преподавании математики. Наверное, дело в том, что современная «школьная» математика, на первый взгляд, представляет  собой свод жёстких непреложных правил и методов, точное и аккуратное следование которым порождает у школьников иллюзию успеха. Но самое интересное – и самое трудное! – начинается именно тогда, когда ребёнок сталкивается с нестандартной задачей, из условия которой не видно, какая именно комбинация стандартных приёмов приведёт к ответу. И главными препятствиями для поиска решения такой задачи, является результат тяжкого учительского труда: набор шаблонов и стереотипов, неизбежно вырабатываемый на уроках, а также страх совершить ошибку, парализующий фантазию и естественное стремление ребёнка к творчеству.

Мы считаем, что именно метод проектов, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет учителю математики уникальную возможность преодолеть негативное отношение к математике, порождаемое перечисленными факторами.

СЛАЙД  8Много интересных тем для проектной деятельности предлагает М.И.Башмаков, автор учебника математики УМК «Планета знаний». Так, в 1 классе авторы предлагают следующие темы проектов: «Любимое число», «Симметрия». Во 2 классе - «Вычислительные машины», «Свойства площади». В 3 классе - «Измерение времени», «Что такое масса». В 4 классе - «Длина и её измерение», «Геометрические фигуры».В настоящее время в печатных изданиях можно познакомиться с проектами по технологии. На наш взгляд мало уделяется внимания проектам по математике.

  Н.Ф.Дик в своей книге «Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе» предлагает  разные  темы проектов по математике: Создание орнамента. Шифрование рисунков. Создание картин из треугольников. Создание картин из кругов. 

СЛАЙД  9

В ходе опытно-экспериментальная работы по организации проектной деятельности учащихся  по математике мы решили  выявить уровень познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время; разработать и апробировать проекты по математике на уроках и во внеурочной деятельности; убедиться в эффективности использования  проектной деятельности  в развитии познавательного интереса на уроках математики.Для диагностики познавательного интереса использовалась  анкета   «Оценка уровня школьной мотивации» ( Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности. В сб.: Здоровье, развитие, личность. М.:  Медицина, 1990)  Анализ анкет учащихся показал, что математика - не самый любимый предмет среди учащихся. На этой основе мы сделали следующий вывод: необходима коррекционная работа, направленная на повышение уровня познавательного интереса к урокам математики в форме применения проектной деятельности как на уроках, так и вне школьных занятий.

СЛАЙД 1 0  Мы решили разработать   проект по математике на тему «Время» с целью  повышения уровня познавательного интереса к урокам.

Вся жизнь человека тесно связана со временем, с умением измерять, распределять, ценить время. Время – одна из самых трудных для изучения величин. Большинство из этих трудностей носит объективный характер. Учебный проект "Время" выполняется в рамках государственного образовательного стандарта по математике   в начальной школе и направлен на изучение абстрактного понятия "Время". Проект предусматривает изучение следующих тем: "Время. Измерение времени", "Единицы измерения времени", "Природные часы", «Времена года». Целью проекта является: формирование знаний об абстрактном понятии "время", о взаимосвязи единиц времени, о приборах, измеряющих время, о смене времен года. Учащиеся узнают, как люди в древности вели отсчет времени.

   Работа над проектом способствует формированию интереса обучающихся к математике, а также развитию умений и качеств, необходимых человеку ХХI века: умение самостоятельно работать с информацией и медиасредствами; формирование информационной и коммуникативной компетенции; формирование навыков работы в команде;  продуктивно работать в коллективе; умения сопереживать; уважать различные мнения; проявления творчества и любознательности - как способности к саморазвитию.

 Цель проекта: формирование знаний об абстрактном понятии «Время», развитие познавательного интереса учащихся, овладение навыками работы с источниками информации, приобретение опыта работы в команде.

Задачи проекта:

  1. Расширить имеющиеся у учащихся знания об абстрактном понятии «время» в области математики и окружающего мира;
  2. Познакомить с историей возникновения часов, способа отсчёта времени в древности;
  3. Научить пользоваться часами, определять время по часам;
  4. Научить рациональному распределению своего времени (режим дня);
  5. Сформировать у учащихся навык работы с источником информации, научить обрабатывать и обобщать полученную информацию для создания презентаций, публикаций;
  6. Способствовать формированию навыков совместной деятельности, развитию чувства взаимопомощи, товарищества

 В ходе работы над проектом учащиеся:

  • овладеют основными терминами и понятиями по теме "Время";
  • узнают, как осуществляли отсчет времени наши предки, историю возникновения часов, почему происходит смена времен года;
  • научатся самостоятельно определять время с помощью часов;
  • выполнять перевод единиц времени, приобретут практический опыт определения времени в природе без измерительных приборов;
  • научатся рационально распределять свое время
  • приобретут навыки работы в программах PowerPoint, Publisher.

Продуктом деятельности учащихся станут созданные материалы, буклеты, информационные листы, презентации.

Работа над проектом рассчитана на 3 недели.

СЛАЙД 11 План проведения проекта

Организационный этап (1 занятие) Чтобы выявить  интересы и представления детей по теме и сформулировать  проблему  мы  использовали стартовую презентацию.   На этом этапе проекта мы провели анкету измерения уровня знаний до начала проекта, которую назвали «Палитра моих знаний»  В результате которой выяснили, что у детей низкая познавательная активность, им не интересна математика, они не стремятся узнать новое.

Подготовительный этап (2 занятие)

На втором занятии выбрали темы для исследования, определили цели и задачи.

Постановка задачи, осознание проблемной ситуации

Вопросы, направляющие проект.

Основополагающий вопрос. Что такое "Время"?

Проблемные вопросы: Можно ли приостановить или ускорить ход времени?

Было ли начало и будет ли конец времени?

Учебные вопросы

  1. Какие природные явления определяют ход времени?
  2. Есть ли биологические часы у животных и растений?
  3. Какими приборами измеряют время?
  4. Какие приборы в древности использовал человек для измерения времени?
  5. Сколько времен года?
  6. Почему в сутках 24 часа?
  7. Почему происходит смена времен года?
  8. Откуда взялись "лишние" сутки раз в 4 года?
  9. Сколько в 1 часе минут, в минуте - секунд, в году суток, в сутках часов и т.д.?
  10. Как определить время, зная скорость и расстояние?

СЛАЙД 12. Заполнив анкету «Палитра моих знаний» мы определили уровень знаний по этой теме.

СЛАЙД 13

3 этап. Родительское собрание - знакомство с проектной деятельностью учащихся, содержанием проекта  

На собрании родителям были представлены результаты диагностик по познавательной активности учащихся по математике. Совместно решили, что необходима коррекционная работа, направленная на повышение познавательной активности учащихся. Далее даны разъяснения родителям о сути проектной деятельности

4этап . Формирование групп для проведения проекта. Далее было проведено анкетирование по определению уровня умений учащихся. (анкета «Графический секретарь»), в которой надо было отметить знаком «+» уровень своих умений.

СЛАЙД  14 После определения уровня знаний и умений мы распределились на группы с учётом  интересов  учащихся: 1 группа "Время в пословицах и поговорках русского народа" (продукт - реферат).   2 группа "Природные, биологические часы у растений и животных" (продукт - презентация), буклет «Месяцеслов»  3 группа - "Единицы измерения времени и их взаимосвязь" (продукт - информационный буклет).  4 группа: "История возникновения часов" (продукт - реферат) Каждая группа определила задачи, над которыми она будет  работать.

СЛАЙД 15

5 этап  Затем  мы обсудили методы исследования и установили сроки выполнения заданий под руководством учителя на основе предложений детей - участников проекта. Для удобства решили использовать в ходе работы контрольный лист по выполнению плана проекта. Каждый участник проекта заполняет контрольный лист.Под руководством учителя - организатора проекта, были определены основные источники информации.

СЛАЙД 16

6.Практический этап.   На практическом этапе ребята работали самостоятельно. Они собирали и систематизировали найденную текстовую информацию и иллюстративный материал по теме, а также оформляли результаты своей работы в виде сообщений, докладов, слайдовых презентаций, создания печатной продукции.   Руководитель наблюдал за участниками проекта.

СЛАЙД 17

7.Заключительный  

На заключительном этапе мы пригласили гостей: родителей, директора школы, завуча школы. Каждая группа учащихся отчитывалась о проделанной работе. Никто не остался в стороне.

 На этом этапе проекта используем анкету «Успешность моего участия в коллективной работе над проектом» Таким образом, учитывая возраст детей, участвующих в проекте, можно сделать вывод, что в ходе проекта дети получили достаточно знаний об абстрактном понятии «Время». Подводя итоги анкеты по определению уровня умений учащихся, мы сделали вывод, что детям интересна работа над проектом, многие могут работать самостоятельно, используя компьютер.

СЛАЙД  18

На заключительном этапе проекта мы проверили знания детей по теме «Время». Для проверки использовали презентацию «Единицы времени и соотношения между ними»  

Хочется отметить, что данная деятельность приносит свои, положительные результаты. Однозначно можно сказать о повышении мотивации к изучению математики. Дети видят связь между различными предметами, решают жизненные задачи.

СЛАЙД  19 Подводя итоги опытно-экспериментальной деятельности мы сделали вывод,  что у детей уровень школьной мотивации  стал выше. После участия в проекте 42,9 %  опрошенных имеют высокий уровень школьной мотивации. Низкая познавательная активность не была отмечена. Анализ анкет учащихся показал, что дети стали больше уделять внимания математике, проявлять активный интерес к предмету. Учащиеся после проведенного эксперимента стали больше интересоваться уроками математики, это обусловлено тем, что с целью повышения познавательного интереса использовался метод проектов.

 Вывод: таким образом, было выявлено повышение познавательного интереса к уроку математики в ходе применения проектной деятельности.

Следовательно, система применения проектной деятельности на уроках и во внеурочное время влияет на повышение познавательного интереса, что способствует формированию универсальных учебных действий, а также соответствует реализации новых государственных образовательных стандартов. Мы  доказали  эффективность проектов – дети стали активнее заниматься на уроках математики. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее шли на контакт с учителем.

Слайды 20- 21 продукты проектной деятельности



Предварительный просмотр:

Учебный проект "Время"

  Авторы проекта

 Веретенникова Ирина Павловна, учитель начальных классов  

  Предмет, класс

Математика  1-4 классы

  Краткая аннотация проекта

Природа времени не доступна нашему пониманию. Время подобно ветру - мы не видим его, но судим о нем лишь по его делам. Человек, пытаясь постигнуть тайну времени, еще в древние времена убеждался, что "все течет, все изменяется", как и он сам. Чем больше мы думаем о времени, тем больше мы осознаем уникальность этого ресурса. Время - это не просто нечто такое, что мы "получаем" или "имеем", его нельзя позаимствовать у кого-то, кто, кажется, в избытке обладает им. Когда у нас уходит время, у нас уходит жизнь.

Учебный проект "Время" выполняется в рамках государственного образовательного стандарта по математике   в начальной школе и направлен на изучение абстрактного понятия "Время". Проект предусматривает изучение следующих тем: "Время. Измерение времени", "Единицы измерения времени", "Природные часы", «Времена года». Целью проекта является: формирование знаний об абстрактном понятии "время", о взаимосвязи единиц времени, о приборах, измеряющих время, о смене времен года. Учащиеся узнают, как люди в древности вели отсчет времени. Работа над проектом способствует формированию интереса обучающихся к математике,  а также развитию умений и качеств, необходимых человеку ХХI века: умение самостоятельно работать с информацией и медиасредствами, формирование информационной и коммуникативной компетенции, формирование навыков работы в команде, продуктивно работать в коллективе, умения сопереживать, уважать различные мнения, проявления творчества и любознательности - как способности к саморазвитию.

В ходе работы над проектом учащиеся:

  • овладеют основными терминами и понятиями по теме "Время";
  • узнают, как осуществляли отсчет времени наши предки, историю возникновения часов, почему происходит смена времен года;
  • научатся самостоятельно определять время с помощью часов;
  • выполнять перевод единиц времени, приобретут практический опыт определения времени в природе без измерительных приборов;
  • научатся рационально распределять свое время
  • приобретут навыки работы в программах PowerPoint, Publisher.

Продуктом деятельности учащихся станут созданные материалы, буклеты, информационные листы, презентации,  кроссворды .

Работа над проектом рассчитана на 6 недель.

  Вопросы, направляющие проект

  Основополагающий вопрос 

Что такое "Время"?

  Проблемные вопросы

Можно ли приостановить или ускорить ход времени?

Было ли начало и будет ли конец времени?

  Учебные вопросы

  1. Какие природные явления определяют ход времени?
  2. Есть ли биологические часы у животных и растений?
  3. Какими приборами измеряют время?
  4. Какие приборы в древности использовал человек для измерения времени?
  5. Сколько времен года?
  6. Почему в сутках 24 часа?
  7. Почему происходит смена времен года?
  8. Откуда взялись "лишние" сутки раз в 4 года?
  9. Сколько в 1 часе минут, в минуте - секунд, в году суток, в сутках часов и т.д.?
  10. Как определить время, зная скорость и расстояние?

  План проведения проекта

Организационный этап (1 занятие) Выявление интересов и представлений детей по теме. Формулировка проблемы с использованием стартовой презентации.

Подготовительный этап (2 занятие) Постановка задачи, осознание проблемной ситуации. Выбор темы и основных вопросов проекта. Формирование групп для проведения проекта. Распределение задач по группам, составление плана работы группы. Обсуждение методов исследования и установление сроков выполнения заданий под руководством учителя на основе предложений детей - участников проекта. Определение основных источников информации.

Практический этап (3-5 занятия) Сбор и систематизация найденной текстовой информации и иллюстративного материала по теме. Оформление результатов работы в виде сообщений, докладов, слайдовых презентаций, создания печатной продукции.

Заключительный этап (6 занятие) Защита проекта в форме творческого отчета. Оформление портфолио проекта. Рефлексия участников.

  Выполнение проекта

1. Показ учащимся стартовой презентации, подготовленной учителями с целью выявления первоначальных знаний и определения потребностей учащихся, привлечение их к участию в исследовательской деятельности.

2. Родительское собрание - знакомство с проектной деятельностью учащихся, содержанием проекта (информационный буклет для родителей). Определение целей и задач предстоящей помощи детям.

3. Формулировка целей проекта, обсуждение основополагающего, проблемных, учебных вопросов. Формирование групп с учетом индивидуальных пожеланий. 1 группа "Время в пословицах и поговорках русского народа" (продукт - реферат). 2 группа "Природные, биологические часы у растений и животных" (продукт – презентация )   "Единицы измерения времени и их взаимосвязь" (продукт - информационный буклет).    "История возникновения часов" (продукт - реферат), составление кроссворда по теме «Время».  

4. Разработка задач каждой группы, установление сроков выполнения задания. Определение продукта как результата деятельности учащихся (Разработка заданий и составление плана продукта при непосредственном руководстве учителя на основе предложений детей). Составление графика консультаций с учителями - руководителями проекта.

5. Посещение библиотеки с целью ознакомления с бумажными и электронными носителями информации. Самостоятельная работа учащихся по выполнению намеченных задач проекта. Систематизация материала для выполнения продукта деятельности учащихся. Размещение результатов работы в сети Интернет.

7. Конференция, посвященная обмену и нформации по проделанной работе и собранному материалу. Подведение итогов. Защита проекта в форме творческого отчета. Рефлексия. Самооценивание и взаимооценивание.Составление портфолио проекта.

  Визитная карточка проекта

  Публикация учителя

публикация для родителей 

  Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Стартовая презентация 

  Пример продукта проектной деятельности учащихся 

Природные, биологические часы у растений и животных. 

Единицы измерения времени и их взаимосвязь 

История возникновения часов. 

  Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Палитра моих знаний. 

Успешность моего участия в работе над проектом. 

Графический секретарь. 

Контрольный лист. 

График оценивания. 

Лист оценивания публикации 

  Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

  Полезные ресурсы

Популярная энциклопедия для детей "Все обо всем", Филологическое общество "Слово".-М.,1994.

Популярная детская энциклопедия "Астрономия", Издательство "Аванта плюс".-М.,2000.

Современная универсальная Российская энциклопедия, "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия",2008.

Энциклопедия мудрости, Издательство "Буколика",2007.

Э.Юбелакер.Детская энциклопедия "Что есть что","Время",

Л.Бобровников. "Живые часы и барометры", Алтайское книжное издательство, г.Барнаул,1989.

Интернет-ресурсы:

http://www.school.edu.ru/ 

http://ru.wikipedia.org/wiki/Falko 

 

Знаете ли вы, что?.. Часы бывают цветочными!

Руководитель проекта: учитель начальных классов МОУООШ с. Чмутово Веретенникова И.П.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебный проект «Путешествие в Молочную страну» МБОУ СОШ №1 г. Горбатов Павловского района Нижегородской области ООО «Нестле Россия» и Институт возрастной физиологии Российской Академии Образования в рамках программы «Разговор о правильном питании»

Слайд 2

О ком говорят: «кровь с молоком»?

Слайд 3

«Путешествие в Молочную страну» Я приглашаю вас в проект

Слайд 4

Из чего состоит молоко? В чём польза молока? Какова роль молока в жизни человека? Проблемные вопросы

Слайд 5

Какие витамины содержит молоко? Какова история употребления молока? Как готовят сыр? Что интересного мы можем узнать из истории существования молока? Какие молочные продукты существуют и чем они полезны? Учебные вопросы

Слайд 6

Деление на группы

Слайд 7

Группа «Биологи» Вы узнаете из чего состоит молоко, какие витамины содержатся в молоке

Слайд 8

Группа «Историки» Что интересного мы можем узнать из истории существования молока?

Слайд 9

Группа «Затейники» Вы подберёте загадки о молоке и молочных продуктах и составите кроссворд

Слайд 10

Группа «Путешественники» Вы отправитесь в путешествие в горный аул и узнаете как изготавливают сыр

Слайд 11

Группа «Диетологи» Вы найдете ответы на вопросы: В чём польза молока? Какова роль молока в жизни человека?

Слайд 12

Доброго пути!