Педагогические заповеди

Свод советов, выработанных педагогической практикой: правил, рекомендаций, выводов, «мудрых мыслей», высказываний видных педагогов, составляющих своеобразные «педагогические заповеди», следование которым поможет преподавателям в становлении и развитии их педагогического мастерства:

  • «Учитель жив, пока он учиться. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель» (К.Д.Ушинский).
  • В работе опирайтесь на свои сильные качества, постоянно стремитесь избавиться от слабых, негативных качеств. Систематически     анализируйте свои успехи и недостатки. Добивайтесь, чтобы общение с учащимися из разряда поучительства перешло в разряд  сотрудничества.
  • Как можно чаще ставьте себя на место Ваших учеников; учитесь смотреть на себя их глазами; стремитесь понять их трудности и         затруднения.
  • Не бойтесь признаться себе, что Вы чего-то не знаете и не умеете.
  • Учитесь спокойно слушать и спокойно отвечать.
  • Никогда не считайте ученика «тестом из глины», из которой необходимо «лепить личность». Каждый человек – уже личность, речь может идти только о ее развитии.
  • В руководстве, как в искусстве – не что, а как.
  • Помните закон внимания: «Если внимание от чего-то отключается, значит оно переключается на что - то другое».  
  • Ученик прочно усваивает, когда он думает. Задача педагога сделать учебный материал предметом    мышления учащихся, воспитать у них привычку, потребность размышлять.
  • Наряду с принципом «от обучения к развитию», применяйте принцип «от развития к обучению», то есть каждый момент обучения стройте в зависимости от достигнутого уровня развития учащихся.
  •  В ходе учебного процесса всегда обеспечивайте оптимальное единство соотношение целей, содержания и методов обучения.
  • Постоянно стремитесь активизировать учащихся на уроке, не переценивайте их активности.
  • Ратуя за активность мышления учащихся, помните что «пустая» голова не размышляет. Не забывайте пополнять запас знаний           учащихся.
  • Приобщая учащихся к привычке думать, мыслить, анализировать, будьте сами думающей личностью.
  •  «Личность воспитывается личностью, характер вырабатывается характером» (К.Д.Ушинский).
  • Педагог не может проводить в жизнь в идеи, не ставшие его убеждениями. Учащихся можно и должно убедить в том, в чем убежден   сам педагог.
  • «Не то учитель, кто учит, а тот, у кого учатся (Народная мудрость).
  •  Педагог должен быть самым жизнерадостным человеком. Жизнерадостные педагоги, сеющие вокруг себя уверенность и бодрость, -  самые любимые педагоги.
  •  Никогда не возводите мелочи в принцип, умейте прощать.
  •      Учитесь спокойно реагировать на критику; к критике всегда относитесь серьезно.
  •       Учитесь мужественно признавать свои ошибки.
  •      Всегда имейте свою точку зрения, мнение, позицию; отстаивайте их.
  •      Чем выше авторитет учителя, тем большее значение имеют его требования для учащихся.
  •      Не обещайте, если не можете выполнить обещание; будьте хозяином своего слова.
  •     Чтобы иметь моральное право требовать от других, нужно быть требовательным к себе.
  • Не довольствуйтесь достигнутым, ищите новые пути и способы обучения и воспитания – такова формула педагогического творчества.
  • Не берите учеников «на голос». Крик на уроке, давление, отчитывание – показатели педагогического бессилия, поражения, которое    дорого педагогу обходится.
  • Будьте добрыми, но не «добренькими».
  • «Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, ласковым, но без притворности, допускать  шутку, не превращать серьезное дело в шутку» (К.Д.Ушинский).
  • Не увлекайтесь наказаниями. «Наказание освобождает от мук совести» (Ф.М. Достоевский).      
  • Старайтесь, чтобы Ваши ученики как можно чаще переживали радость успеха.
  • Не спешите обвинять учащихся в своих неудачах – внимательно анализируйте свою деятельность.
  •  Если ученики не хотят или не умеют успешно учиться, то правильно ли мы их учим – задумайтесь над этим.
  • Анализируйте каждый проведенный Вами урок, развивайте достижения и находки, избавляйтесь от недостатков – это один из важных способов развития педагогического мастерства.
  •  Главное в педагогическом искусстве – уметь побуждать, а не принуждать ученика к правильным действиям и поступкам, к активной   сознательной деятельности.
  • Как «за лесом видеть деревья», так и в группе, классе нужно видеть разных учащихся и подбирать к ним разные «ключики»
  • Воспринимайте своих учеников в их развитии, не будьте в плену установившегося мнения о них.
  • Не будьте «рабами» традиций. Если традиции обветшали, они перестают быть традициями и превращаются в штампы.
  • Двигаясь в ногу с жизнью, создавая новое, не разрушайте старого, ценного, что себя оправдало.
  •  В замечаниях и требованиях дисциплинарного характера придерживайтесь решительного тона, но не горячитесь, не теряйтесь своего достоинства.
  •  Не бойтесь признаться учащимся в своих ошибках – они не всегда ценят искренность
  •             imageСамообразование, в том числе педагогическое, - это прежде всего чтение.
  • Для повышения уровня педагогического самообразования стремитесь писать статьи, доклады, методические разработки и т.п. Все это приводит Ваши знания и опыт в стройную систему.
  • В работе по повышению уровня педагогического мастерства руководствуйтесь принципом, в соответствии с которым качество приходит через количество – прочитанного, продуманного, проанализированного, изученного, примененного.
  • Умение внушить – особый вид педагогического искусства. Нужно уметь доказать, что «без этого невозможно».
  • Учащийся должен знать, зачем ему нужны знания и умения, которые он приобретает на уроке.
  • Весь смысл профессии учителя – учить секретам приобретения знаний, а не просто сообщать знания. Учить учащихся правильно выражать мысль, так как учащиеся говорят так, как мыслят, и наоборот.
  • При прочих равных условиях, чем больше обучение на уроке захватывает внимание учащихся, тем выше эффект обучения.
  • Руководить обучением – значит предвидеть ход мысли учащихся, их затруднения, возможные реакции на Ваши воздействия.
  • Старайтесь всегда превращать каждую учебную задачу в маленькое исследование.
  • Всегда стремитесь, чтобы каждый ученик понял смысл выполняемой работы.
  • Стимулируйте отстаивание учащимися своего мнения.
  • Более эффективно разработать и выявить следствие из одной сложной задачи, чем предлагать десять простых и однородных.
  • Учитесь «читать» по лицам учащихся; старайтесь увидеть, что они от Вас ждут, понять их затруднения; умейте ставить себя на их место.
  • Пользуйтесь наводящими указаниями, но не навязывайте своего мнения.
  • Если педагог работает повторяющимися, стандартными приемами, то он не педагог-творец, а просто ремесленник.
  •  Учить нужно серьезно, но вместе с тем эмоционально.
  • Стремитесь, чтобы сообщаемая Вами учебная информация была не только воспринята, понята, запомнена, но и принята Вашими учениками.
  • Все, что можно объяснить наглядно, нужно делать наглядно.
  • imageБоритесь с «троечным» уровнем учебных успехов учащихся – это «убаюкивает» и ученика, и преподавателя, и родителей.
  • Не наказывайте оценкой за нарушение дисциплины.
  • Своевременная похвала рождает цепную реакцию хороших поступков.
  • Не захваливайте одних и тех же учащихся, не противопоставляйте учеников друг другу в учебных успехах.
  • Не превращайте двойку в кнут.
  • Дорог к сердцам и умам учеников множество: увлекательный интересный рассказ, личность педагога, эвристические беседы, задушевный разговор, справедливая оценка, творческая работа, встречи с интересными людьми… Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы идти не одной дорогой, а всеми дрогами сразу, искать все новые и новые.

 

 КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

 

            Показателем коммуникативной культуры педагога является прежде всего гуманистическая позиция (интерес к другому человеку, к изучению самого себя), а затем уже средства, техника обучения. Оптимальное обучение – это умение не держать дисциплину, а обмен с учащимися духовными ценностями; общий язык с учащимися – это не язык команд и послушания, а язык доверия.

            Педагог должен уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий технологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие.

            Педагог должен уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня обучения:

Ø  уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;

Ø  владеть средствами невербального обучения (мимика, жесты);

Ø  уметь вставать на точку зрения учащегося;

Ø  уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;

Ø  уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;

Ø  быть готовым вовремя поблагодарить учащегося, при необходимости извиниться перед ним;

Ø  уметь поддерживать ровное отношение ко всем учащимся;

Ø  уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторые негативных моментов, быть              готовым к улыбке;

Ø  уметь воздействовать на учащегося не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у учащегося желаемого качества;

Ø  уметь не бояться обратной связи от учащихся;

Ø  уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.