Школьный музей Краснознамённой местной противовоздушной обороны (КМПВО) Ленинграда.

Звонова Людмила Павловна

   Музей Краснознамённой местной противовоздушной обороны (КМПВО) Ленинграда был открыт в помещении школы 29 апреля 1976 года.   В годы Великой Отечественной войны в здании школы размещались роты 339 отдельного городского батальона МПВО Ленинграда. 

Экспозиция школьного музея рассказывает о боевой деятельности Краснознамённой местной противовоздушной обороны Ленинграда, начиная с её создания. В музее собраны воспоминания ветеранов-бойцов МПВО о деятельности во время войны. Бойцами МПВО в годы блокады Ленинграда, в основном, были девушки и женщины. Это им пришлось стёртыми до крови руками, вручную разбрасывать многометровые завалы, слыша стоны и крики задыхающихся людей, часами стоять на наблюдательных вышках, когда над городом рвались бомбы и снаряды, а во время дежурств, не прекращающихся ни днём ,ни ночью, по первому сигналу мчаться в очаги поражения и оказывать помощь ленинградцам.

После войны бойцы МПВО восстанавливали разрушенный фашистами город, занимались разминированием объектов. Эта деятельность нашла своё отражение в экспозиции школьного музея.

Экспозиция музея используется педагогами школы для проведения музейно-педагогических занятий, уроков истории, краеведения, ОБЖ, рисования и др. предметов. В музее проводятся экскурсии для учащихся, родителей и гостей школы.

При школьном музее много лет работает Совет ветеранов КМПВО Центрального (Смольнинского) района. Ветераны-бойцы МПВО принимают активное участие в гражданско-патриотическом воспитании учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПРИНЯТ»                                                                         «УТВЕРЖДАЮ»

Решением на педагогического совета                               Директор ГБОУ СКОУ (VIII вида) №18                                

 ГБОУ СКОУ (VIII вида) № 18 Центрального                 Центрального района Санкт-

района Санкт-Петербурга                                                   Петербурга

от 30 августа 2013 г.                                                             __________       А.В.Тихомирова

Протокол №  1                                                                                                              

                                                                                                Приказ от «02» сентября 2013 г.

                                                                                                № 237-к-03    

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьном музее

«Музей Краснознамённой местной противовоздушной

обороны (КМПВО) Ленинграда»

Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

(VIII вида) №18» Центрального района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург 

1.      Общие положения.

1.1. Школьный музей Краснознамённой местной противовоздушной обороны (КМПВО) Ленинграда является структурным подразделением ГБОУ СКОУ (VIII вида) № 18 Центрального района Санкт – Петербурга.

   Музей Краснознамённой местной противовоздушной обороны (КМПВО) Ленинграда (далее – музей) действует на основании Закона Российской Федерации об образовании, Постановления ВСРФ № 3267-1 от 10.07.1992 г., Закона Российской Федерации ВСРФ № 3513 от 09.10.1992 г. «Основы законодательства РФ о культуре» и нормативных документов о фонде государственных музеев России.

1.2. Сертификат о соответствии статусу «Музей образовательного учреждения»  № 84 – с / 2009, выдан Комитетом по образованию Санкт-Петербурга в мае 2009 г. Паспорт музея № 84 – п / 2009, май 2009 г.

1.3. Музей является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников истории Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.

   В основе поисковой и собирательской деятельности лежит краеведческий принцип.

1.4. Музей создан 27 апреля 1976 года ветеранами МПВО Санкт-Петербурга, педагогами, учащимися, при участии представителей общественности.  

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея – военно-исторический. Музейное собрание посвящено деятельности бойцов Местной противовоздушной обороны в блокадном Ленинграде.

2.2. Музейный предмет (экспонат) – памятник  истории Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге и картотеке.

2.3. Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов (экспонатов), исторических, научно-вспомогательных и архивных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов – деятельность музея по выявлению, сбору, учёту и описанию музейных предметов (экспонатов).

2.5. Инвентарная книга – основной документ учёта  музейных предметов (экспонатов).

3. Цели и задачи деятельности школьного «Музея КМПВО Ленинграда»

3.1. Основной целью деятельности музея является создание оптимальных условий для учащихся и педагогов в использовании музейной коллекции для  воспитания, обучения и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе взаимосвязи и преемственности в историко – патриотическом воспитании и социализации детей с проблемами в развитии в начальной, средней и старшей школе, а также в классах «Особый ребёнок».

Формирование у учащихся любви к Родине и уважения к ветеранам войны  и труда.    Поддержание многолетних традиций работы музея.

3.2. Для реализации указанной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Воспитание  патриотизма и культуры наследования, обеспечивающих включение подрастающего поколения в процесс воспроизводства ценностей патриотизма, петербургской и мировой культуры.
  2. Использование материалов музея в организации и проведении учебно – воспитательного процесса.
  3. Охрана и пропаганда памятников и памятных мест в Санкт – Петербурге, связанных с деятельностью КМПВО.
  4. Активизация познавательной деятельности учащихся.
  5. Активная  экскурсионно – массовая работа с учащимися, населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями КМПВО.
  6. Формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.

     Коррекционно – развивающие задачи:

  1. Корректировать отклонения в интеллектуальном развитии (мышление, память, внимание, речь).
  2. Развивать умения устанавливать последовательность событий и причинно - следственные связи; развивать познавательные способности учащихся.
  3. Способствовать преодолению неадекватных форм поведения.
  4. Развивать коммуникативные навыки.

  1. Содержание и формы работы

4.1. Школьный музей КМПВО в своей деятельности руководствуется      следующими документами:

 – Законом Российской Федерации об образовании.

 – Постановлением ВСРФ № 3267-1 от 10.07.1992 г.

 – Законом Российской Федерации ВСРФ № 3513 от 09.10.1992 г. «Основы законодательства РФ о культуре».    

 – Письмом Министерства образования России № 28-51—181/16 от     12.03.2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений».

 – Нормативными документами о фонде государственных музеев России.

4.2. Музей принимает участие в плановых переаттестациях, выставках, конкурсах, смотрах, включается в программы военно-патриотического и молодёжного движения. Активно участвует в работе с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами МПВО и МЧС.

4.3.  Совет музея.

Состав Совета школьного музея -  9 человек: 5 учащихся, 3 ветерана    ВОВ, заместитель директора школы по воспитательной работе.

Деятельность Совета музея:

 – изучает исторические, литературные и другие источники,    соответствующие профилю музея;

 – ведёт учёт фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность  музейных экспонатов;

 – подготовка и проведение экскурсий;

 – работа с музейными экспонатами и документами;

 – создаёт и обновляет экспозиции и выставки;

 – работает в контакте Дворцом творчества юных, устанавливает связь с                 государственными музеями соответствующего профиля, участвует в выполнении их заданий;

 – устанавливает и поддерживает связь со школьными музеями соответствующего профиля.

  1. Организация деятельности музея

5.1. Создание музея является результатом целенаправленной, творческой      и   поисково-исследовательской работы ветеранов ВО войны – бойцов МПВО, школьников и педагогов по теме: «Краснознамённая местная противовоздушная оборона (КМПВО) Ленинграда в годы блокады»:

 – актива учащихся и членов Совета музея, способных осуществлять

    систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, и

    патриотическую работу;

 – руководителя и активного участия в этой работе педагогического

    коллектива;

 – собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции

    музейных предметов (экспонатов), соответствующей музею определённого

    профиля;

 – экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным

    требованиям;

 – помещения и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных

    предметов (экспонатов) и условия их показа;

 – положения о музее, утверждённого руководителем образовательного

    учреждения.

5.2. Профиль музея «Краснознамённой местной противовоздушной обороны

(КМПВО) Ленинграда» – военно-исторический. Вопрос об открытии музея решается Педагогическим советом школы.

5.3. Учёт и регистрация музея осуществляется в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации.

  1. Функции музея

    Основными функциями музея являются:

 – осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию,     обучению, развитию, социализации учащихся;

 – организация гражданско-патриотической, культурно-просветительской,   методической, информационной и иной деятельности, разрешённой законом;

 – развитие детского самоуправления.

  1. Учёт и обеспечение сохранности фондов школьного музея

   Учёт музейных предметов (экспонатов) собрания музея осуществляется по  основному и архивному фондам:

 – учёт музейных предметов основного и архивного фонда (подлинных и копий памятников материальной и духовной культуры: документов, фотографий, книг, писем, медалей, орденов, предметов времён ВО войны и т.п.) осуществляется в инвентарной книге поступлений музея;

 – закрепление музейных предметов (экспонатов) и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления;

 – ответственность за сохранность фондов музея несёт директор школы и руководитель музея;

 – хранение в музее взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается;

 – хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством;

 – музейные предметы (экспонаты), сохранность которых не может быть обеспечена музеем, передаются на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.

  1. Руководство деятельностью «Музея Краснознамённой местной противовоздушной обороны  (КМПВО) Ленинграда»

8.1. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по школе.

8.2. Текущую работу музея осуществляет Совет музея и Совет ветеранов.

8.3. В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

  1. Реорганизация (ликвидация) школьного музея

9.1. Вопрос о реорганизации (ликвидации) школьного музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

9.2. Для передачи фондов школьного музея в государственный или общественный музей, архив, создаётся специальная музейная комиссия.

9.3. Паспорт и сертификат музея при закрытии передаётся во Дворец творчества юных Санкт-Петербурга.



Предварительный просмотр:

                                     

                                        Лагуткин Емельян Сергеевич,

                                              генерал – майор, начальник МПВО Ленинграда                              в годы фашистской блокады.

БЛОКАДНЫЙ ГЕНЕРАЛ.

   Ежегодно в конце апреля ветераны – бойцы МПВО встречаются в

школьном музее КМПВО, вспоминают военную юность, сослуживцев и товарищей, погибших при защите нашего города.

   Но есть человек, которого знают и любят все ветераны МПВО – это организатор и начальник МПВО Ленинграда в годы фашистской блокады генерал – майор Лагуткин Емельян Сергеевич.

   Лагуткин Емельян Сергеевич родился 19 августа 1900 года в деревне Слобода Дубенского района Тульской области в крестьянской семье.

   Его отец – Лагуткин Сергей Лазоревич – был участником русско-японской войны 1904 – 1905 годов.

   Емельян Сергеевич начал свою трудовую деятельность с 13 лет. Он работал в Москве чернорабочим. В Туле – грузчиком в Губернском продовольственном комитете и рабочим на Тульском оружейном заводе.

   В 1921 году был призван в Красную армию. Его направили учиться в Тульскую школу младших командиров, а затем – в Военный институт физкультуры, который он закончил в 1924 году.

   В 1926 году Е.С.Лагуткина приняли в члены партии (ВКП (б)).

   Дальше было обучение в Ленинграде в Военной Академии им. М.В.Фрунзе. Её он успешно закончил в 1936 году.

   Осенью 1938 года Емельян Сергеевич Лагуткин был назначен заместителем Председателя Ленгорисполкома, начальником Местной противовоздушной обороны города.

   Он только что вернулся из Испании, где получил Орден Красного Знамени. Видел массированные бомбардировки Барселоны и  Аддис-Абебы. Хорошо понимал роль гражданского населения при воздушных налётах. Полковник Лагуткин знал: необходимо организовать массовую систему отпора врагу. И началось обучение населения методам противовоздушной защиты в институтах, цехах, домохозяйствах и школах.

   Всё это пригодилось во время войны.  Руководители города поддержали его идеи.  Работа закипела.    Первую фугасную бомбу фашисты сбрасывают на Ленинград 18 июля 1941 года. Первый снаряд разорвался в городе

4 сентября 1941-го. Впереди было 900 дней блокады, 611 дней обстрелов. Впереди было поистине нечеловеческое напряжение у пульта МПВО.  

   В самые отчаянные минуты блокады жители, бойцы МПВО, пожарные видели рядом невысокую фигуру Лагуткина.

 …Командный пункт Местной противовоздушной обороны города находился в подвале старого здания с очень прочной кладкой. Частенько вздрагивал дом от близких разрывов. Но такого ещё не было никогда. Всем показалось, что пол ушёл из-под ног, тревожно замигали тусклые лампочки.

 – Взрыв на станции Ржевка.

   Лагуткин знал, что такое Ржевка. Там сейчас несколько эшелонов со снарядами, минами, взрывчаткой. Чёрная эмка мчится по притихшему городу, ныряет по сугробам.

   Огонь уже охватил площадь в полтора гектара. Установлено двадцать очагов пожара одновременно. Лавина осколков и огня бушует над Ржевкой. Медлить нельзя. Будут уничтожены оставшиеся боеприпасы. Бойцы МПВО точно выполняют приказы своего командира. Трагедия предотвращена.

   Куда ещё мчится чёрная «эмка»?

   Крупное попадание в Гостиный двор. Больше ста человек погибли, десятки раненых завалены обломками. Сюда брошено несколько частей. Очаг поражения, докладывают Лагуткину, настолько сложен, что добраться до заживо погребённых, почти немыслимо.

   Четверо суток  батальон МПВО борется за жизнь людей, оказавшихся под завалами. Им ухитряются подавать пищу, воду, медикаменты и одеяла. Спасено несколько десятков человек. Один только боец Николаев через узкий лаз вытащил шестерых…

   И опять мчится чёрная «эмка» туда, где труднее всего.

   За боевые заслуги 2 января 1942 года Емельяну Сергеевичу Лагуткину было присвоено воинское звание – генерал-майор.

   Очень трудным был день, когда просмотрев очередную «строевую записку», Лагуткин убедился, что из 18 тысяч человек кадрового состава в МПВО Ленинграда осталось не более двух тысяч. Остальные погибли от ран или умерли от голода. И именно в этот день его вызвали в штаб фронта.

 – Обстановка самая серьёзная, – сказали ему. Решено взять из МПВО всех солдат. Для ваших батальонов мобилизуем женщин. Восемнадцать тысяч человек. Принимайте, учите, вводите в строй.

   Мужчины-бойцы МПВО ушли на передний край, а в нескольких школах, где наскоро оборудованы казармы, поселились молодые ленинградки. Женщины – бойцы.

   Вскоре девушки стали настоящими воинами МПВО. Дисциплинированными, умелыми, бесстрашными сапёрами, наблюдателями, разведчиками, подрывниками, медиками…

   По сигналу «воздушная тревога» бойцы МПВО мчались на улицу. Они самоотверженно трудились в обстреливаемом районе, спасая и восстанавливая всё возможное и невозможное.

   Великим счастьем для командующего МПВО Ленинграда стало полное снятие блокады города.

   На одной из встреч ветеранов МПВО Емельян Сергеевич сказал: «Пожалуй, в истории никогда не было такого случая, чтобы кадровые части войск комплектовались женщинами. Сейчас, вспоминая прошлое, я бы прямо сказал: «Перед нашими женщинами мы, мужчины,  должны снять шапки, поклониться».

   Генерал – майор Лагуткин Емельян Сергеевич за заслуги перед Отечеством награждён многими правительственными наградами: двумя Орденами Ленина, тремя Орденами Красного знамени, Орденом Красной Звезды и множеством медалей.

   В 1950-ом году заслуженного генерала отправили на пенсию.

   1952-ой год – знаменитое «ленинградское дело». Сотни закалённых блокадой бойцов объявлены «врагами народа».  В ноябре был арестован и Е.С. Лагуткин.

   «Дальнейшее, – рассказывал близким Емельян Сергеевич, – вспоминается кошмарным сном: допросы, требования сознаться, издевательства…»

   В самом начале мая 1953 года постаревший и больной, он вернулся домой.    

   13 апреля 1983 года Емельяна Сергеевича Лагуткина не стало.

   Проводить его в последний путь пришли сотни пожилых женщин. Многие плакали, повторяя: «Какой замечательный человек был наш Батя!» Все, кто служил под началом генерал-майора Е.С.Лагуткина, отмечали: «Справедливый был командир…Умный, знающий…Людей хорошо понимал, его все любили». Похоронен Емельян Сергеевич на Богословском кладбище.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лагуткин Емельян Сергеевич – генерал-майор, начальник МПВО Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа ( VIII вида) № 18 Центрального района Санкт – Петербурга МУЗЕЙ КРАСНОЗНАМЁННОЙ МЕСТНОЙ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ (КМПВО) ЛЕНИНГРАДА МУЗЕЙ КМПВО ЛЕНИНГРАДА ШКОЛА № 18

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕЖЕГОДНО В ПАМЯТНЫЕ ДЛЯ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ДАТЫ В МУЗЕЕ ПРОХОДЯТ ТРАДИЦИОННЫЕ ВСТРЕЧИ С ВЕТЕРАНАМИ 2008 год 2009 год 2010 г. 65 лет Победы

Слайд 2

2011 год 2012 год 2013 год. 70 лет снятия блокады 2014 год 2015 год. 71 год снятия блокады Ленинграда



Предварительный просмотр:

Л.П.Звонова

ГБОУ школа № 18 Центрального района Санкт – Петербурга.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ  ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА  НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ КМПВО ЛЕНИНГРАДА

   Школьный музей Краснознамённой местной противовоздушной обороны Ленинграда был открыт 27 апреля 1976 года. Его экспозиция рассказывает о конкретной работе частей МПВО, мужестве, самоотверженности воинов, проявленных при исполнении служебного долга по защите населения и сохранению городского хозяйства Ленинграда во время фашистской блокады.

   В нашей школе обучаются дети с ранним детским аутизмом (РДА). В настоящее время это два класса – 6-ой и 9-ый.  Первые учащиеся пришли в школу в 2008 году в 5 класс. Сейчас эти дети обучаются в 9-ом классе. За прошедшие четыре года накопился достаточный опыт социальной и коррекционной работы с данными учащимися.

   Аутизм представляет собой расстройство умственной деятельности, при котором больному сложно общаться с окружающими людьми и понимать их. При аутизме отдельные сегменты мозга не могут работать чётко и слаженно. У большинства людей, страдающих таким заболеванием, всегда будут сложности в отношениях с окружающим миром. При этом симптомы такого заболевания могут очень отличаться по интенсивности в каждом конкретном случае. Более того, со временем, индивидуальные проявления и поведение у таких детей могут меняться.

   Учащиеся с РДА впервые пришли в школьный музей в 5 классе. Поведение большинства из них было неадекватным: они закрывали глаза, т.к. боялись смотреть на стенды и экспонаты, связанные с жизнью во время блокады Ленинграда; отворачивались от экскурсовода и не хотели слушать о деятельности бойцов МПВО. У некоторых детей неадекватность поведения выражалась в аффективных вспышках.

   Поэтому возникла потребность в разработке необходимых организационно- педагогических условий, позволяющих реализовать внутренний потенциал аутичных детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В частности, создание специальной программы деятельности  школьного музея КМПВО Ленинграда для учащихся с ранним детским аутизмом, в которой были  учтены конкретные индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка.

   Патриотическое и гуманистическое воспитание школьников с опорой на общечеловеческие ценности является сегодня одной из приоритетных задач нашего общества. Поэтому особенно актуальна и целесообразна  реализация программы в школе для детей, имеющих сложный дефект, который приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Такие учащиеся самостоятельно не в состоянии воспринять социальные нормы и требования.

   Данная программа ставит своей целью создать оптимальные условия для учащихся и педагогов в использовании музейной коллекции для  воспитания, обучения и социальной адаптации учащихся с ранним детским аутизмом на основе взаимосвязи и преемственности в историко-патриотическом воспитании и социализации детей с ограниченными возможностями в 5-9 классах. Формирование у учащихся любви к Родине и уважения к ветеранам войны и труда.

   Для реализации указанной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Воспитание  патриотизма и культуры наследования, обеспечивающих включение подрастающего поколения в процесс воспроизводства ценностей патриотизма, петербургской и мировой культуры.
  2. Использование материалов музея в организации и проведении учебно – воспитательного процесса, рассчитанное на длительный срок.
  3. Активизация познавательной деятельности учащихся.
  4. Активная  экскурсионно-массовая работа с учащимися.      

   Коррекционно-воспитательная работа с детьми-аутистами представлена системой психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в их психическом развитии.

Коррекционно – развивающие задачи:

  1. Установка эмоционального контакта.
  2. Коррекция отклонений в интеллектуальном развитии (мышление, память, внимание, речь).
  3. Развитие умений устанавливать последовательность событий и причинно - следственные связи; развитие познавательных способностей учащихся.
  4. Способствовать преодолению неадекватных форм поведения.
  5. Развитие коммуникативных навыков.

   Построение коррекционно-воспитательной работы с детьми-аутистами в соответствии с названными задачами обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития ребёнка-аутиста.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование у учащихся любви к Родине, уважения к ветеранам войны и труда через встречи и оказание конкретной помощи ветеранам.
  2. Разработка и проведение музейно – педагогических занятий для учащихся с РДА разного возраста в соответствии с их интеллектуальными проблемами.
  3. Разработка и проведение в музее интегрированных уроков по общеобразовательным предметам (литература, история Отечества, ОБЖ, рисование, труд) с использованием музейной коллекции.
  4. Умение учащихся общаться с другими учениками и окружающими их людьми.
  5. Адекватное поведение и правильная реакция на исторические сообщения и факты.

   Для реализации Программы деятельности школьного музея КМПВО Ленинграда для учащихся с ранним детским аутизмом (РДА) целесообразно использовать следующие формы работы:

  • Проведение специальных музейно – педагогических занятий и игр на базе экспозиции школьного музея.
  • Тематические историко – краеведческие игры и конкурсы на базе школы.
  • Встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны.
  • Конкурсы и выставки детских творческих работ (поделки, рисунки, сочинения и др.).
  • Массовые акции памяти, участие в городских акциях «Посылка солдату», «Открытка ветерану» и др.
  • Экскурсии по местам боевой славы воинов МПВО и в Государственные музеи города.

   У детей-аутистов часто существуют нарушения в определении ощущений. Тактильные ощущения  и осязание развиваются в играх. Например, в игре  «Путешествие в прошлое» дети ищут в музее предметы, которые можно было найти в каждом доме у ленинградцев во время блокады: игольницу, утюг, коптилку, репродуктор, котелок, кисет, медали и т.д. Все эти предметы можно брать в руки и ощутить их физические и эстетические качества.  Зрительные и слуховые ощущения у детей  с РДА совершенствуются в играх с окружающими атрибутами пространства  музея, следовательно, насыщение среды разнообразными предметами даёт школьникам, имеющим сложные нарушения умственного, физического и психического развития, больше зрительных и кинестетических стимулов для развития. Индивидуализация процесса воспитания строится с учётом динамики адаптивности аутичных детей. Непосредственное взаимодействие руководителя школьного музея с учителями и специалистами образовательного учреждения в интересах стимулирования детей в учебно-воспитательном процессе, а также сформированности педагогической культуры микросреды воспитания детей. Наш опыт обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, показывает, что реабилитация интеллектуальных и двигательных нарушений  может иметь  положительную динамику на всех проводимых музейно-педагогических занятиях. Учащиеся стали испытывать меньше затруднений в овладении навыков рисования, двигательных навыков, проявляют заинтересованность к творческому процессу в целом, улучшилась мелкая моторика, увеличился пассивный запас речи, а активный словарь пополнился новыми словами. Значительно уменьшились проблемы в поведении в помещении музея и в стенах школы в целом. Дети посещают городские музеи, где активно и адекватно включаются в работу, предложенную экскурсоводом. И всё же некоторые из проблем поведения (неадекватные плач и смех, вспышки агрессии) не удалось скорректировать. Вероятно потому, что они вызваны индивидуальными особенностями  психофизического состояния ребёнка.

Сравнение результатов образовательно-воспитательной работы средствами музейной педагогики, проводимые в начале обучения в школе (5 кл.) и в 9 классе, даёт возможность увидеть положительную динамику развития у учащихся с РДА координационных, моторных навыков и навыков ориентации в пространстве. Также усовершенствовались речевые и коммуникативные навыки; значительно повысился уровень общего развития умственно отсталых детей с детским аутизмом.

Таким образом, обучающиеся со сложными дефектами развития – это особая категория детей, имеющих свои специфические особенности, учёт которых даёт возможность развиваться детям во всей целостности. В результате системной образовательно-воспитательной и коррекционной работы, возможно преодоление негативных тенденций и постепенное вхождение учащихся с РДА, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый обучающийся может постепенно продвигаться к более сложному и правильному взаимодействию с людьми, а также адекватно и правильно реагировать на исторические сообщения и факты.

Литература

1. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у     детей. – М., 2003.

2.  Вейс Томас Й. "Как помочь ребенку?" Москва 1992.

3.  Никольская О.С. "Проблемы обучения аутичных детей" Дефектология 2*1995.

4.  Морозова С.С. Методические рекомендации по работе с детьми с осложнёнными формами аутизма /Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе./ Под редакцией Морозова С.А. –  М., 2002.

5. Морозова С.С. Развитие речи у детей в рамках поведенческой терапии./ Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе./ Под редакцией Морозова С.А. –  М., 2002.

6.  Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах. – М., 2010.

7.  Словарь - справочник по дефектологии Москва 1998.

ЗАЯВКА на участие в семинаре

Сведения об участнике

Фамилия

 Звонова

Имя

 Людмила

Отчество

 Павловна

Город

 Санкт-Петербург

Место работы (полное наименование организации, ВУЗа)

 Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) №18» Центрального района Санкт-Петербурга

Должность

 Руководитель школьного музея, учитель истории

Ученая степень, ученое звание

 нет

Направление работы семинара

Воспитательная работа с детьми, страдающими осложнёнными формами аутизма

Форма участия (публикация, выступление на конференции, стендовый доклад, слушатель)

Публикация

Название доклада (публикации)

Особенности работы по гражданско-патриотическому воспитанию и социализации учащихся с детским аутизмом в коррекционной  школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда

Почтовый адрес

индекс – 193015, ул. Кавалергардская,

дом № 9-11-13 литер «А».

Электронный адрес

 E-mail - sksh 18@ yandex. ru.

Телефоны

 275-62-67

факс -  275-62-67

Необходимость проживания в гостинице (оплата проживания за счет командирующей стороны)



Предварительный просмотр:

Мы свято верили в нашу Победу!

Оборона Ленинграда полна примеров мужества, стойкости и героизма не только бойцов Красной Армии, но также и бойцов местной противовоздушной обороны. Бойцы специальных формирований МПВО обеспечивали нормальную жизнь города и бесперебойную работу предприятий. Они быстро ликвидировали последствия налётов вражеской авиации и артиллерийского обстрела, тушили пожары, восстанавливали нарушенную связь, водопровод, электроснабжение, оказывали первую помощь раненым, ремонтировали дороги, обезвреживали невзорвавшиеся бомбы и артиллерийские снаряды.
 В нашей школе есть музей Краснознамённой Местной противовоздушной обороны (КМПВО) Ленинграда. Посвящён он девушкам, служившим в формированиях МПВО Ленинграда в самое тяжёлое для города за всю его историю время – в дни 900-дневной блокады. Председателем Совета ветеранов музея ветераны выбрали Ковалёву Людмилу Васильевну.       Людмила Васильевна Ковалёва (Василевская) ветеран Великой Отечественной войны, боец 339 ОГБ МПВО Смольнинского района, роты которого располагались в помещении нашей школы. (Приложение 2).

 Людмила Васильевна родилась 20 сентября 1924 года в Ленинграде. Когда началась война, ей было всего 16 лет. До и во время войны она жила на Суворовском пр.,  дом 40-б. Мы очень хорошо её знаем. Много лет Людмила Васильевна приходит в нашу школу и рассказывает о войне и блокаде Ленинграда. Слушать её очень интересно. Поэтому мы решили написать о  Ковалёвой Людмиле Васильевне. Записали её воспоминания о блокаде. Нам очень хочется, чтобы как можно больше людей узнали о Людмиле Васильевне и её жизни в дни войны и блокады.  Это удивительная женщина. Несмотря на преклонный возраст, она полна жизни и оптимизма.

  Война застала Людочку Василевскую в родном городе – Ленинграде.

  Из воспоминаний Людмилы Васильевны Ковалёвой (Василевской):
 «
Смольнинский район – мой родной.                  

  Здесь я родилась, росла, училась в школе № 12 (теперь это 163 школа), дружила с подружками. У нас был большой двор. Много ребят. Все мы выросли во дворе и жили дружно. При  жилищной конторе у нас был «Красный уголок». И даже в дождь и снег, зимой и летом мы имели пристанище.

  Старшие девочки и мальчики приносили сюда  по субботам патефон, пластинки и танцевали. «Утомлённое солнце», «Если любишь – прости» – это наши любимые танго их пел Утёсов.

  Учёба в школе и техникуме закончилась, начались каникулы.    Завтра воскресенье. Мы решили поехать за город, в Парголово, на третье озеро. Там удивительно красивая природа: стоишь на горе, а внизу небольшое, круглое озеро, много зелени и площадка.

    22 июня собралась компания из девяти человек. День солнечный, тёплый. Народ наш весёлый, шумный. Купались, загорали, играли в мяч, бегали наперегонки, пекли картошку на костре, дурачились.

  А вечером пришли на кольцо трамвая в Озерках и увидели толпу людей. Люди, молча, напряжённо слушали голос диктора из репродуктора, установленного на столбе.

  «Что случилось?» – спросили  мы.  А случилась беда! Война! Вот и кончилась наша беззаботная жизнь! Так неожиданно в нашу жизнь ворвалась война.

  Наши мальчики сразу стали серьёзными, даже повзрослели, и все разом договорились идти в военкомат записываться добровольцами на фронт.

  Их сначала обучали строевому и военному делу и даже наматывать портянки. Вскоре всех отправили в воинском эшелоне на фронт.  И ни один из наших ребят не вернулся домой.

    Вот таким для меня был первый день войны – 22 июня 1941 года.   

  Мирная жизнь кончилась. Теперь началась совсем другая жизнь – военная. В этой военной жизни были: метроном, вой сирен, грохот разрывов снарядов и бомб, стон раненых. Вот таким стал наш суровый   быт».

  Первичными формированиями Местной ПВО города на Неве были группы самозащиты жилых домов, учреждений и предприятий. Несмотря на тяжёлые условия блокады, особенно зимой 1941-1942 гг., они вместе с бойцами МПВО Ленинграда днём и ночью несли свою боевую вахту, мужественно и умело выполняли задачи по защите фабрик, заводов, жилых домов от вражеских воздушных налётов и артиллерийских обстрелов.

19 сентября 1941 года.

  Среди множества страниц Великой Отечественной войны есть такие, от которых кровь стынет в жилах.

  День 19 сентября 1941 года в Ленинграде был не по-осеннему тёплым и солнечным. Около шестнадцати часов прозвучал сигнал Воздушной тревоги. Четвёртый в этот день. Многие жители укрылись в бомбоубежищах. Многие, но не персонал эвакогоспиталя по адресу: Суворовский пр., 50-52. Накануне ночью сюда поступила большая партия раненых, около тысячи человек. Врачи,  медсёстры, обслуживающий персонал сбились с ног. А тут ещё и тревога…

   Над госпиталем пролетел всего один вражеский бомбардировщик. Но бил он точно в цель. Несколько десятков фугасных и зажигательных бомб попали в госпиталь. Здание вспыхнуло, как спичка.

  Страшная картина предстала взору: раненые и медики горели заживо, чтобы спастись, прыгали из окон… Пожарные ловили их на одеяла, лежачих выносили на руках, пока все входы и выходы не закрыл огонь.

Последствия пожара были ужасны: около 600 человек сгорели заживо или разбились. 54 года их пепел лежал в братской могиле с безымянным памятником в виде большого серого здания на Суворовском проспекте.

В память о том страшном дне 9 мая 1995 года в канун 50-летия Победы на стене госпиталя состоялось открытие мемориальной доски, на которой золотыми буквами написано:

Светлой памяти

раненых, больных

и медицинского персонала

эвакогоспиталя,

трагически погибших

в этом здании

19 сентября 1941 года

во время налёта

вражеской авиации.

Эта доска появилась благодаря заботе и настойчивости очевидцев этой трагедии –  ветеранов Великой Отечественной войны. Самой настойчивой из них была Нина Васильевна Костенецкая. (Приложение 2).

Из воспоминаний Людмилы Васильевны Ковалёвой (Василевской):
  «Когда началась война, меня включили в группу самозащиты. Такие группы были организованы при всех домохозяйствах города.

  По графику19 сентября был день моего дежурства. По сигналу ВТ  

я быстро встала на свой пост у двери парадного входа, который выходил на Суворовский проспект. Прохожим было приказано укрыться в бомбоубежище. Улица опустела. Погода была хорошая. Небо ясное, безоблачное. Но лучше бы в тот день лил проливной дождь.…  Стою и внимательно наблюдаю за небом. Вдруг слышу глухой шум. Вижу,  приближается самолёт, от которого  отделились две чёрные точки.  

«Да это же бомбы!» - мелькнуло у меня в голове, и я в ужасе вбежала в парадную, прижалась к лифту. Дом закачался. Услышала сильный грохот и наступила зловещая тишина.

  Я выбежала на улицу. На месте дома, где находился эвакогоспиталь, сплошной чёрный дым с языками пламени. Сквозь дым я увидела на дороге белые пятна. Это были подушки и простыни, выброшенные из окон госпиталя взрывной волной.

    Подбежала поближе к зданию. Его окутывал дым, а из окон вырывались языки пламени. По улице Красной Конницы (теперь Кавалергардской) лился водяной поток. Это был взорван водопровод.

  Тут я увидела в окне третьего этажа раненого. Он метался, не зная, что ему делать. К этому времени приехали пожарные, прибежали сандружинницы и бойцы МПВО. Раненых, которых спасли из кромешного ада, укрывали в соседних домах. Но спастись удалось немногим. Внутренности здания провалились. Очень долго пахло гарью.

  В этот день я увидела самоотверженную работу бойцов МПВО и сандружинниц. Вскоре я сама стала бойцом МПВО».

  В 1942 году Ковалёва (Василевская) Людмила Васильевна была призвана в армию и до конца войны она стойко перенесла все тяготы войны и блокады. Их рота вначале находилась в Смольном, в тех помещениях, где до революции был Институт благородных девиц. В блокаду там располагались –  Главный штаб Ленинградского фронта, Городской комитет партии и Горисполком. Потом бойцов перевели в помещение школы на улице Красной Конницы, где она и дослужила до конца войны.  

Из воспоминаний Людмилы Васильевны Ковалёвой (Василевской):

  «Вспоминаю, как выглядела наша комната (казарма), в которой мы жили во время службы. Находилась она в школьном классе на втором этаже. Под потолком тускло горела всего одна лампочка. Напротив двери, в простенке, около окна стояла железная печка – буржуйка, труба от которой была выведена в форточку. Когда было холодно, мы её топили углём. В центре комнаты стоял большой стол, вокруг стола – стулья. 10-12 кроватей располагались у стен по периметру, между кроватями стояли тумбочки, одна – на две кровати.  Личные вещи мы хранили в кладовой, которая находилась в конце коридора. То, что разрешали держать при себе, прятали в стенной шкаф. Эти шкафы и сейчас есть в классах. Ещё помню, справа от входа, на стене висело небольшое зеркало. Девушки старались украсить свою комнату. Тумбочки были покрыты вязаными или вышитыми салфетками. В комнате всегда было чисто, полы вымыты, на тумбочках и кроватях – ничего лишнего. За порядком следили дежурные – дневальные, а проверяли командиры.

  Отсюда мы уходили на задания и сюда возвращались после обстрелов, бомбёжек, дежурств на вышках, разборов завалов, транспортировки и перевязок раненых и многих других работ, которые приходилось делать в осаждённом городе – фронте». (Приложение 1).

  Систематические артобстрелы, бомбардировки Ленинграда продолжались с 6 сентября 1941 г. до 17 октября 1943 г. За 300 воздушных налётов вражеская авиация сбросила на город около 5 тыс. фугасных и более 100 тыс. зажигательных бомб. 611 суток (в среднем 245 снарядов в сутки) вёлся артобстрел. Многие месяцы осады города не сломили боевой дух ленинградцев. Они закалили стойкость, выдержку, упорство и волю трудящихся, обогатили боевой опыт формирований МПВО и групп самозащиты.

Из воспоминаний Людмилы Васильевны Ковалёвой (Василевской):

  «Удивительно, но во время блокады ленинградцы просто и буднично делали порученное им дело, хотя в любой момент их жизнь могла быть оборвана и бомбой, и снарядом. Но не было паники, нытья, растерянности: мы свято верили в нашу скорую Победу. И всё делали для фронта. Наш народ всегда умел в опасное для страны время объединяться и вставать на её защиту. Так и было: все от мала до велика, даже дети, поднялись на защиту своего города, своего дома».

  За службу в МПВО В 1944 году Людмилу Васильевну наградили медалью  «За оборону Ленинграда».

  После войны она окончила Высшую школу физкультуры, работала в школе и 25 лет – в детском саду воспитателем, а затем заведующей. Вышла замуж, родила и вырастила сына. Имеет внучку и правнучек.

  Ковалёва Людмила Васильевна и сейчас в строю. Много лет она является председателем Совета ветеранов школьного музея и ведёт большую патриотическую работу. Активно участвует в деятельности школьного музея, посещает вместе с активом Богословское кладбище, где похоронены герои Великой Отечественной войны. Людмила Васильевна удивительно добрая и отзывчивая. Её знают все учащиеся нашей школы.  Несмотря на свой возраст и состояние здоровья, она всегда готова прийти на помощь всем, кто в этом нуждается. (Приложения 3-5).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Экспозиция, документы и фотографии музея КМПВО Ленинграда школы № 18 Центрального района Санкт-Петербурга.
  2. Документы и фотографии из личного архива Ковалёвой Л.В.
  3. Воспоминания Ковалёвой Л.В.
  4. Сборник воспоминаний ветеранов В.О. войны. Мы вышли из блокадных дней. С-Пб. 1993 г.
  5. Сборник. Был город – фронт, была блокада… Л. 1984 г.
  6. Сборник воспоминаний ветеранов В.О. войны – бойцов МПВО. Девушки МПВО. С-Пб. 2011 г.
  7. А. В. Гусев. Группы самозащиты МПВО блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 232 с. С. 72 - 75.

                                                                                                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1945 год 2010 год Приложение 1. Ковалёва (Василевская) Людмила Васильевна Школьный класс в годы блокады. Бойцы МПВО на фоне школы. 1944 г.

Слайд 2

Совет ветеранов школьного музея. Людмила Васильевна 2-я слева. Суворовский пр., 50-52. Памятная доска. Приложение 2 . Костенецкая Н.К. у памятной доски. 1995 г. 2015 г.

Слайд 3

Приложение 3. Уроки мужества и беседы с учащимися школы. Людмила Васильевна с Советом музея на Богословском кладбище у могил героев ВО войны.

Слайд 4

2009 год День рождения музея 2010 год 65 лет Победы 2011 год 35 лет школьному музею 2011 год 70 лет снятия блокады Ленинграда Приложение 4. Ковалёва Людмила Васильевна часто приходит в школу и участвует во всех мероприятиях.

Слайд 5

2012 г. 27.01.2015 Сентябрь 2015 70 лет Победы 2015 год Приложение 5. 2012 г. 27.01.2015


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музей Краснознамённой местной противовоздушной обороны (КМПВО) Ленинграда школы № 18 Центрального района Санкт-Петербурга Встреча ветеранов Великой Отечественной войны, бойцов МПВО в школьном музее, посвящённая 72-ой годовщине полного снятия блокады Ленинграда

Слайд 2

ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ. СТИХИ О ВОЙНЕ И БЛОКАДЕ.

Слайд 3

ПОДАРОК ОТ ВЕТЕРАНОВ. ПОДАРКИ ВЕТЕРАНАМ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 18 Центрального района Санкт-Петербурга МУЗЕЙ КРАСНОЗНАМЁННОЙ МЕСТНОЙ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ (КМПВО) ЛЕНИНГРАДА МУЗЕЙ КМПВО ЛЕНИНГРАДА ШКОЛА № 18 1976 – 2016 40 лет ВСТРЕЧА ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ – БОЙЦОВ КМПВО, ПОСВЯЩЁННАЯ 40-ЛЕТИЮ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ И 71-ОЙ ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. 21.04.2016 Г.

Слайд 2

ГБОУ школа № 18 Центрального района Санкт – Петербурга Группа бойцов 339 ОГБ МПВО около школы. 1944 г.

Слайд 3

21.04.2016

Слайд 4

21.04.2016

Слайд 5

21.04.2016

Слайд 6

21.04.2016

Слайд 7

Уважаемые ветераны, дорогие наши женщины, девушки МПВО! Поздравляем Вас с 40-летием школьного музея КМПВО и 71-ой годовщиной Великой Победы над фашистской Германией. Учащиеся, педагогический коллектив и администрация школы № 18 Центрального района помнит и чтит беспримерный подвиг всех, кто отстоял наш город в годы блокады во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. От всей души желаем Вам, наши дорогие ветераны, крепкого здоровья, любви и уважения.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная школа №18

Центрального района Санкт-Петербурга

Адрес: индекс – 193015, ул. Кавалергардская, дом № 9-11-13 литер «А».

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

МУЗЕЙ КРАСНОЗНАМЁННОЙ МЕСТНОЙ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ (КМПВО) ЛЕНИНГРАДА

Паспорт № 167/2014

Юдина Елена Николаевна - заместитель директора

школы по воспитательной работе

Электронная почта:  

Юдина Е.Н. - 571405@mail.ru

Школа - тел. 275-62-67, sch18@center-edu.spb.ru