Проект «Зов Чулыма»

Ширямова Татьяна Николаевна

Проект «Зов Чулыма» как  школа социального успеха, пространство социального гражданского образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zov_chulyma.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Зов Чулыма» как  школа социального успеха,

пространство социального гражданского образования

Ширямова Татьяна Николаевна, учитель русского

языка и литературы Цыгановского филиала МБОУ «Зырянская СОШ»,

Томская область, Зырянский район, с.Цыганово

Задумывались ли вы о том, что значит слово «СО-БЫТИЕ»?  В этом календаре каждое событие – это праздник творения Жизни, где люди вместе строят образ Будущего, и в атмосфере взаимного доверия учатся грамотно соединять свои мечты (проекты) и договариваются, что и как они будут делать вместе. Каждое событие заканчивается согласованием живого потока дел, где каждый берет на себя только то, что ему близко. Все события взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, а значит, обладают небывалой живительной силой. Таким образом, возникают многоплановые многоуровневые проекты, которые живут и развиваются, как живой организм. Все эти события вливаются в общий поток коллективных созидательных действий, которые происходят в мире и формируют Новую реальность – Новый мир. Наш летний лагерь «Зов Чулыма» - одно из звеньев такой цепочки дел на Зырянской земле. Десять лет подряд лагерь проводится на берегу Чулыма. Участниками лагеря являются дети разного возраста. Осуществляют данную деятельность педагоги-волонтеры.

Работа осуществляется в рамках движения «Образование ради Жизни», которое существует уже на протяжении 15 лет. География этого движения широка. Заинтересованные лица и представители находятся в любом регионе, в любом географическом субъекте нашей страны. Широта, размах и направление действий очень обширны. Это и молодежные форумы, и фестивали, оздоровительные и образовательные мероприятия. И много разных событий, которые направлены на очищение личности, переоценку своего отношения к жизни, на самоорганизацию и восстановление гармонии с собой, с другими и со всем миром. И совсем не важен социальный статус, возраст. Желание – это все, что нужно.

Для нашей Программы отобраны самые простые, доступные, эффективные и безопасные дела, т.е. те, которые запоминаются всеми участниками, не требуют материальных расходов и специального оборудования и помещений. Технологии безопасны, просты, доступны и эффективны. Не требуют дополнительного обращения к технологам: принцип – взял и передал другому. Это встреча друзей–единомышленников. Это праздник жизни и радостное сотворчество. Это возможность создать программу согласованных дел по претворению в жизнь всего, о чем мы мечтаем. Сегодня мы все чаще и чаще обращаемся к вопросам возрождения нравственности. Чтобы обществу жить дальше, необходимо сохранить общечеловеческие ценности: научиться сопереживанию, сочувствию, отзывчивости, доброте, честности, справедливости. Каждому человеку каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Думается, сегодня в решении этих поистине больных вопросов необходимо обратить наши взоры к подрастающему поколению, так как детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных. Это самый эмоциональный и восприимчивый период детства, «когда сердца открыты добродетели». Поэтому неслучайным  приоритетным направлением в воспитательной работе стала сборовская и фестивальная деятельность, которая позволяет формировать нравственные и лидерские качества детей,   готовит к жизни в обществе. Актуальность проблемы воспитания гражданина в современных условиях очевидна и является составной частью целостного процесса социальной адаптации и жизненного самоопределения личности. Из этого возникают цели и задачи, прописанные в проекте.

 Цели и задачи, актуальность проекта.

Цель: Совершенствование личности и построение новых отношений в процессе проживания в летнем лагере. Создание нового уровня социальной атмосферы и первичного уровня самоорганизации.

Задачи:

  • Дать возможность учиться и учить других
  • Овладеть навыками здоровьетворения, культуротворения.
  • Обрести информационную грамотность.
  • Построить работу с группами детей на основе технологий, игр, событий, мероприятий и коллективных дел, основанных на методах сплочения и самоорганизации детских коллективов, преодоления межличностных и межгрупповых конфликтов.
  • Организовать с детьми проектирование и запуск таких позитивных дел, мероприятий, событий, которые дети могли бы в дальнейшем, после окончания летних каникул могли бы дальше развивать самостоятельно при периодической поддержке и консультации представителей мобильных групп старшеклассников.
  • Обучить детей приемам арттерапии (танцетворчества, изотворчества, звукотворчества и др.)
  • Организовать и провести мониторинговые исследования результатов образовательно-оздоровительных лагерных смен.

Участники: школьники, студенты, преподаватели, журналисты, предприниматели, гости из г.Томска, г.Новосибирска, г.Черепанова, г.Юрги.

Кадровое обеспечение: члены районного молодёжного совета, команда социальных технологов общественной организации района, волонтёры, педагоги Зырянского Дома детского творчества, молодёжные центры сёл района.

Условия проживания: Палаточный лагерь. Питание по принципу самоорганизации. Оргвзнос участника – 200 руб.

В программе: Знакомство. Представление команд. Мастерские. Тренинги. Социально-образовательные игры. Служба самоорганизации. Проектная деятельность. Презентация проектов. Театрализованные представления. Песенный круг у костра. Гитара. Саморефлексия.

     Актуальность проекта.

Современная молодёжь испытывает потребность не столько в медицинской и психологической поддержке, сколько в поиске путей жизни, обеспечивающих радость человеческого общения, здоровье, творчество, самоорганизацию в  деле, нужном себе, другим и миру.

        Обществу необходимо безотлагательно решить задачу массового вовлечения детей и молодёжи в различные формы социального творчества как условия, с одной стороны, активной самореализации и самоутверждения, без чего невозможно построение нового гражданского общества; с другой - занятости и профилактики всего многообразия социальных болезней.

        И только там, где ребёнок – организатор и главный конструктор расширяющейся среды своего обитания, там, где он – творец своих отношений с самим собой, другими и окружающим миром, только там мы получаем поколение Граждан, Граждан своего села, своего города, своей страны.

Сбор необходим для подготовки молодежи к самостоятельной жизни и воспитания нравственных ценностей, чтобы расширить круг общения участников, научить взаимодействовать с окружающей средой, получить практические навыки проживания в условиях, приближенных к естественно – природным.

Один и тот же человек может жить, как по нисходящему графику – он устает, становится раздражительным, злым, весь мир ему кажется не мил, так и по восходящему графику – он часто не знает, куда ему девать энергию, ему не требуется много сна и пищи. Если он почувствует где-то боль, то это не потому, что он болен, а потому, что его высокая энергия вывела на поверхность более глубокие блоки, и началась их обработка.

Сегодня обществу нужны не просто образованные личности, но и активные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. Для того, чтобы помочь школьникам стать подготовленными и активными гражданами цивилизованного общества, обладающими комплексом определенных качеств, нужно вовлечь их в различные формы социальных практик, используя, в том числе, проживание в условиях летнего лагеря.

Ожидаемые результаты проекта.

  • Главным результатом реализации детально проработанного проекта «Зов Чулыма» является организация общественных центров по школам и воспитание детей – лидеров, которые будут распространять идеи движения в своих школах.
  • Овладение навыками общения и самоорганизации. Организация быта.
  • Выращивание кадров среди подростков, которые могут быть организаторами-помощниками педагогов.
  • Обнаружение и освоение в опыте собственных действий знаний, умений и навыков, решения жизненных задач.
  • Самопроявление личности через культурно-образовательный досуг и отдых участников .
  • Проведение круглого стола  по планированию работы с детьми и молодёжью Зырянского района.
  • Обращение к педагогам района участников семинара-практикума «Школа социального успеха».
  • Деловые встречи с представителями общественных организаций, властными структурами, учащимися и педагогами.

Механизмы выполнения проекта (наличие соисполнителей, взаимодействие с ними).

Чтобы проект осуществился, необходимо получить поддержку на уровне руководства района, так как от этого зависит финансирование проекта. Главным партнером становится Управление образования Зырянского района в лице руководителя., который  дает ход проекту. Летний лагерь – это проживание, специальным образом организованной ситуации, которая является основой модели педагогической ситуации, требующей решения жизненных задач. Важно привлечь организаторов из числа педагогов, которые уже наработали положительный опыт. Нашими партнерами являются Новосибирская школа социальных организаторов «Алые паруса» (Попов Э.А.), Мисюрина Г.А., мастер-технолог «Педагогики эволюции Разума», доцент Сибирского гуманитарно-экологического института, Солоненко О.Ф., журналист, преподаватель ТГПУ по связям с общественностью, врач г. Юрги Кемеровской области  Кожевникова Г.Г.. Их помощь имеет не только теоретическую, но и практическую направленность: они выезжают по приглашению во время работы летнего лагеря и оказывают реальную помощь. Их участие прописано в программе деятельности летнего лагеря «Зов Чулыма».

Механизмы реализации:

  • Информация в районных СМИ о подготовке и ходе реализации проекта.
  • Рабочие встречи оргкомитета.
  • Заключение договоров с администраторами сёл о реализации проекта.
  • Составление сметы расходов.
  • Организация и проведение летнего лагеря
  • Анализ деятельности оргкомитета по результатам подготовки и проведения летнего лагеря «Зов Чулыма».

Описание проекта

Предмет исследования или разработки.

Врожденное знание гласит: «жизнь – это школа». Человек должен пройти путь ученичества, путь самосовершенствования. Человек XXI века – это человек, массово задающий себе вопросы: «Почему на Земле жизнь стала такой, какая она есть?», «Что происходит в мире?». Много лет назад подобные вопросы задавали только отдельные люди. Теперь массовый человек научился задавать вопросы: «Кто я?», «Откуда я?», «Куда путь держу?». Эволюция тела и души стала необходимым условием эволюции разумности человека. Разумность – это способность человека осознавать свою жизнь и сознательно управлять своей судьбой. Люди собираются вместе, чтобы осмыслить, почему все происходит так, как происходит. Чтобы понять, что все происходящее с человеком зависит от самого человека, а значит: если хочешь быть здоровым, то займись собой; хочешь, чтобы в семье был мир, - займись собой; хочешь, чтобы отношения с детьми были гармоничными, - займись собой. Программа летнего лагеря «Зов Чулыма» предполагает исследовать взаимодействие человека и реки: порядок, костровища, состояние зеленой зоны. Исследование и осмысливание стихии природы: воду, воздух, огонь, землю через ощущения – великий инструмент природы.

По принципу развивающейся кооперации отвечали на 4 вопроса к сути: Вода. Что это? Откуда? Из чего? Для чего это мне? В итоге рождались стихи, песни, рисунки, инсценировки. В спортивных состязаниях: осмысливание личности легендарных русских народных героев. Шли игры «Мой тайный друг», «Круг моих друзей»,  «Дела круга моих друзей», «Дорога моей мечты». Работали мастерские. Все виды деятельности представлены в программе.

ИЗОтворчество: Раскрытие внутреннего потенциала человека через рисунок и краски; Звукотерапия.

Физкультура: Игры на воздухе, теннис, плавание, гимнастика, массаж, дэнс-танцы.

Обществоведение:  инструмент выстраивания отношений; техноигры: «Тайный друг», «Путь к успеху», «Дорога мечты».

Трудовое обучение: акции «Чистый двор», «Костёр своими руками».

Социальный менеджмент: «Визитка», представление служб самоорганизации.

Школа игры на гитаре и флейте.

Песенный круг как инструмент выстраивания отношений..

Философский театр:  «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Найди себе друга»,  «Путь к мечте», «Наполним небо добротой».

Самоорганизация: Службы самоорганизации, общественно-полезный труд, школа правовой культуры, школа молодого организатора.

Мастер-классы: Флористика, «Я - человек, я себя знаю», «Я – Хозяин», «7 шагов к успеху»,  «Юный парикмахер»,  «Девочки и мальчики».

Социально-образовательные программы:  «Круг твоих друзей», «Найди себе друга».

Школа гражданской культуры. освоение основ социальной грамотности: организационной, проектной, корпоративной.

По ощущениям прожитого много рисуем на бумаге по одному, по двое, коллективно, соблюдая законы тишины: принять, поддержать, понять; закон звезды: гореть, зажигая других. Слушаем, созерцаем мир. Поем песни у костра. Ежедневным ритуалом является осмысление прожитого дня. Эта работа осуществляется через круги по началу дня, службы самоорганизации, мастерские, проживания и осознания стихий природы, вечерние якорьки и координационные советы. Вся работа строится через положительный опыт. По принципу дополнительности и совместной деятельности углубляется осознание стихий и себя самого: при условии принять и поддержать рождается и возникает чувство радости, дружбы, когда мы нужны друг другу; рождается творчество, фантазия, сотрудничество, взаимодействие и сопереживание. Примером деятельности с детьми может быть техноигра «Ктоя? Кто мы?», целью которой является осознание себя самого, научиться принимать, понимать, поддерживать другого, дополнять его, помогать ему. Результатом такой техноигры стали следующие ответы:

Кто мы?

Мы люди, живущие на земле;

Мы люди, друзья, дочери и сыновья;

Разумные существа, живые организмы, части природы, лучики солнца;

Мы хорошие друзья, мы с прекрасной планеты;

Откуда мы?

Из Зырянки, Юрги, Цыганова, Берлинки, Новосибирска; Далекой планеты;

От мамы и папы;

С прекрасной планеты Земля, из космоса, из будущего.

Из чего?

Из органов, клеток, души, друзей;

Из воды, энергии, тела;

Из добра, радости, тепла, чувств, сомнений;

Из мира, покоя, любви и живой ткани.

Зачем мы?

Чтобы жить, помогать другим, радовать людей;

Смеяться, радоваться жизни;

Жить для красоты, дарить людям радость и добро, согревать других, жить на Земле и сохранять ее;

Жить прекрасной жизнью и радоваться ей.

Что изменилось во время игры?

Чем больше людей, тем больше результат;

Когда объединяемся, тогда и результат лучше;

Стали ближе, получили заряд энергии;

Поднялось настроение.

Программа здоровьетворения-одна из главных в лагере. Особенностью настоящей Программы здоровьетворения является то, что она действительно и за очень короткое время (пребывания в летних лагерях достаточно для освоения основ управления своим здоровьем) дает положительные ощутимые и видимые результаты.

        Программа включает в себя обязательно мониторинг (в начале и в конце пребывания). Программа предлагает также определение наличия признаков врожденной Одаренности у каждого ребенка (дети Индиго).        Главной ее целью является укрепление Жизненного Потенциала человека – т.е. его жизненных четырех характеристик:

Интервалы устойчивости (стрессоустойчивость, термоустойчивость, вирусо-, вибро-, гидроустойчивость  и др.

Мобильность (адаптивность организма).

Инструментальность , т.е. суверенность творения своего здоровья.

Самогенерация.

Формы реализации:  практические тренинги; технологические игры; здоровьетворящая гимнастика; арттерапия (изотворчество, танцетворчество, звукотворчество, сказкотворчество и др.).

Во всех рабочих процессах Программы отмечено пробуждение изначальной одаренности у детей. Появляется смыслы жизни, желание контактировать с другими, устремленность творчески себя задействовать, реализовать, постоянно стремиться к чему-то всё более новому.

Программа выполнения работ по проекту (определение этапов, сроки выполнения, описание используемых методов и способов решений).

Примерный рабочий план реализации проекта

Таблица 1

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Проектная работа по подготовке и проведению летнего лагеря «Зов Чулыма»

октябрь

ФИО

Формирование оргкомитета из числа детей и взрослых по проведению лагеря.

октябрь

ФИО

Проведение рабочих совещаний оргкомитета.

1 раз в месяц

ФИО

Разработка информационных писем в Администрацию района по обеспечению проведения летнего лагеря.

Весь период подготовки

Оргкомитет

Оповещение жителей района в СМИ о предстоящей акции.

 Октябрь, июнь

Оргкомитет, корреспонденты местных СМИ

Выпуск рекламных буклетов

Апрель

Оргкомитет, ФИО

Встреча оргкомитета с активом сельских администраций. Разработка плана действий.

Октябрь

Оргкомитет, активы школ

Гостевые программы в школах района:

Встреча друзей (концертная программа с обеих сторон, агитбригада).

Мастер-классы для детей.

Просветительские семинары по здоровому образу жизни для жителей села.

Подведение итогов встречи.

 Ноябрь, март

Оргкомитет,

 актив школ,

администраторы, завклубы.

Составление  сметной документации по проекту.

Ноябрь

Оргкомитет.

ФИО

Осуществление проекта «Зов Чулыма»

15-22 августа

ФИО

координаторов

Оформление результатов программы «Зов Чулыма», выпуск сборника работ участников проекта.

Декабрь

Оргкомитет

Фоторепортаж

Сентябрь

ФИО

В программу могут быть включены разнообразные акции и вовлечены   руководители организаций, клубов, хозяйств, если ставится цель: пропаганда достижений этой организации, знакомство с ее людьми и т.д. На этой почве возможно долгосрочное сотрудничество и обоюдный интерес (табл.1).

К проекту может быть приложен бюджет, где просчитаны расходы на оплату труда персонала, на оборудование, транспортные расходы, питание  и т.д.

Основные результаты, достижение которых предполагается проектом.

Это создание молодежных команд, способных работать в проектном режиме. Овладение навыками общения и самоорганизации. Воспитание детей – лидеров, которые будут распространять идеи сотрудничества в своих школах.

Ожидаемые результаты– (в отношении детского оздоровительно-образовательного отдыха):

-        коррекция и укрепление психосоматического состояния детей; снижение застрессованности (уровня), развитие душевно- чувственной сферы (эмоционального здоровья). Это – как минимум.

-программа содержит использование технологических игр с Интегратором и рефлексией, что позволяет участнику проживать и устранять в игровой форме личностные и межличностные психострессы и барьеры с самим собой, с другими людьми и вообще с миром и в отношениях со своим будущим.

-программа связана  с элементарным социальным проектированием на базе ТРК (технологии развивающей кооперации), которые позволяют за короткий срок научиться формировать отношения с самим собой, в группе, в коллективе, способствует становлению и сплочению детских и т.п. отрядов, особенно собранных временно.

-все  части, которые содержат внутри своих подпрограмм массу разных инструментов, направлены на профилактику и коррекцию социальных отклонений, девиантного поведения и пробуждения нравственных основ жизни.        

Инновационный потенциал (тиражируемость результатов проекта, обоснование перспектив).

Это не просто отдых на реке Чулым (что тоже хорошо). Образовательно-оздоровительный комплекс предполагает:

- овладение участниками проекта технологиями саморегуляции, т.е. такими приемам, которые,

-        во-первых, за время отдыха могут дать ощутимый (субъетивно и объективно экспертируемый результат улучшения состояния здоровья);

-        во-вторых, применение этих технологий самостоятельно в последующей жизни позволят людям повысить свою устойчивость к стрессам, как внутренним, так и внешним, к давлению среды – социальному, информационному, физическому.

-А значит, в повседневной, столь динамичной современной жизни человек сможет сохранять высокий уровень активности, успешности принятия решений, строить более конструктивные отношения с самим собой и с миром, принимать эффективные и точные решения.

- Изменить свое отношение к себе на более позитивное, принимающее.

- Овладеть способами преодоления межличностных конфликтов (в семье, в школе, в коллективе), научиться не только разрешать возникающие конфликты эффективно, без агрессии и депрессии, но и предупреждать возможные конфликты, изменяя характер и смысл отношений с людьми.

- Научиться лучше понимать себя самого, других людей (супругов, детей, сотрудников и т.д.), а значит, не затрачивать энергию на излишние переживания, а направлять ее на созидание собственной жизни, отношений, дела.

- Научиться пробуждать в себе высокие энергии, а это – постоянная активность, бодрость, творчество, радость отношений.

- Научиться творческому взаимодействию с людьми, рождающему новые проекты, новые созидательные идеи, новые смыслы жизни, отношений, дела.

- Научиться активно отдыхать, не ожидая, что кто-то будет развлекать.

- Научиться не ждать, что счастье, здоровье, успех зависит от кого-то или чего-то – творить жизнь своими руками.

- Научиться пробуждать свой неисчерпаемый потенциал.

Формы такого  образования – не тяжкий труд сидения за партами, а проживание-игра, где можно получить удивительные результаты.

      Особенностью проекта является его передаваемость, т.е. тиражируемость по принципу: «научился сам – научи другого». Одним из разделов проекта является подготовка детей инструкторов по организации коллективных творческих дел, акций, здоровьетворению. Эти разделы могут рассматриваться особой статьей договора.

        Проект «Зов Чулыма» по летнему лагерю  после освоения принципов и методики его организации может стать программой действий для любого образовательного учреждения, и не только образовательного, в плане самостоятельного использования.

       Юридическим представителем проекта и организатором является Управление образования Администрации Зырянского района. Все организационные вопросы решаются в ходе заключения соответствующих договоров.

      Проект «Зов Чулыма» перспективен по ряду причин:

  • учащиеся нуждаются в новых формах организации летнего отдыха;
  • работа в команде повышает повышает значимость каждого;
  • проживание в летнем лагере способствует развитию в человеке скрытого творческого  потенциала. Лагерь является великолепной жизненной ситуацией для реализации поставленных целей;
  • Простые, природосообразные технологии самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования, самоорганизации, т.е.  творческого саморазвития гарантируют высокое качество жизни.

Научно-методическое обеспечение проекта

Попытка творческого саморазвития личности имеет глубокие российские корни и традиции. За теоретическую основу проекта взяты положения о развитии природной одаренности профессора Сибирского гуманитарно-экологического института Т.Ф.Акбашева, координатора Сибирского центра евразийских проектов «Планета-3000» Н.Г.Гочаровой,  мастера-технолога «Педагогики эволюции Разума» доцента Сибирского гуманитарно-экологического института Г.А.Мисюриной, автора теории решения интеллектуальных задач Г.С.Альтшуллера и др. Изучается теория вопроса, приводятся в систему и осмысливаются результаты по технологиям саморазвития личности, которые обеспечивают высокие результаты работы, что прослеживается в системном проведении детских и   молодежных фестивалей на Урале, на о.Тургояк, на  Байкале, в Зырянском районе – летних лагерей.

Форма представления результатов (новые виды технологий, методик, документации, монографии, статьи и т.д.):

  • по результатам проекта ежегодно на августовской конференции проводится круглый стол;
  • в течение всего года проводятся  мастер-классы для педагогов района на предметных МО;
  • итоги работы обобщаются на всероссийских конференциях, готовится статья для института социально-педагогических проблем сельской школы при Российской Академии образования в монографию по теме «Гармонизация детско-родительских отношений в процессе летнего отдыха»;
  • Более значительный результат – это отработка на практике с детьми тех приемов и методов гражданского воспитания, которые получили взрослые и дети в летнем лагере.

Литература:

  1. Акбашев Т.Ф. Символы переходного периода. Шаг пятый: «Рассвет России» (на пути к малозатратным системным решениям). – Казань, 1993.
  2. Акбашев Т.Ф. Путь Разума: Основы ноосферологии. – Уфа: Издательская компания «Астарта», 2007.
  3. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности. - М.: ИСПС РАО, 2006.
  4. Дик, Н.Ф. Семейные традиции в воспитании. - Ростов н/Д., 1993.
  5. Плоткин М.М. Сельская семья как институт образования: Аналитический доклад. – М.: ИСПС РАО, 2007. – Серия «Модернизация образования и социальное развитие села». – Выпуск 63.-36с.