Методика диагностики состояния фонематических компонентов речи (3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К.)

Гольская Оксана Геннадьевна

       Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

       Учебно - методический комплект  диагностических методик на выявление состояния фонематических компонентов речи  создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

       Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям,  логопедам, дефектологам), а также  родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

 

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯЕИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ

       Возраст: дети дошкольного возраста 4-7 лет.

       1. Повторение слогов с оппозиционными звуками

       Инструкция: «Давай поиграем в игру "Эхо". Я буду говорить разные звуки, а ты за мной повторяй». Ребенку предлагается повторить слоги с оппозиционными звуками.

4  года

ба- па        па - ба       ва - ка  ка- ва         ба - ма       да- га

ка- га         га- ка       ня- на  на -ня         ма - ба      та -да

5  лет

ба – па - ба       па - ба - па         да - та - да         та – да - та           та - тя - та           ша-жа-ша

га – ка - га        ка – га - ка          за – са - за          са- за - са           та – тя - та           жа-ша-жа

6  лет

са- ша - са       ша – са - ша        са – ца - са         ца – са - ца

ча – тя - ча        тя – ча - тя          ща – ча - ща       ча – ща - ча

 

       Оценка:

3 балла — воспроизводит слоги без ошибок;

2 балла — неправильно воспроизводит 1 столбик слогов;

1 балл — неправильно воспроизводит 2-3 столбика слогов;

0 баллов — неправильно воспроизводит все слоги.

 

       2. Дифференциация оппозиционных звуков в словах

       Инструкция: «Покажите картинку, на которой нарисованы бочки, а теперь ту, на которой нарисованы почки». Так ребенку предлагаются все пары картинок.

       1. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в предложении (покажи картинки)

4 года                               5 лет                                  6 лет

дом-дым                             почка-бочка                        катушка-кадушка

мышка - мишка                  трава - дрова                       крот - грот

уточка-удочка                     корка-горка                         мышка-мошка

       2. Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в предложении (покажи картинки)

4 года

коса-коза

миска-мишка

малина-Марина

5  лет

суп-зуб

чёлка-щёлка

галка-галька

6 лет

касса-каша

щука-чурка

лук-люк

       Оценка:

3 балла — задание выполнено без ошибок;

2 балла — допущено 1-2 ошибки;

1 балл — допущено 3-4 ошибки;

0 баллов — неправильное выполнение 5 и более заданий.

 

       3. Определение наличия заданного звука в слове

       Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе слова. Если в слове зарычит тигр [р – р - р- р], подними флажок».

Воз­раст

Задание

Речевой материал

4

года

Выделить заданный звук [р] из слов

Майка, шапка, рыба, корова, санки, пирамида, рак, лимон.

5 лет

Выделить начальный удар­ный гласный из слов

Астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра.

6 лет

Выделить конечный соглас­ный из слов

Кот, сук, сом, грач, малыш, лимон, сироп, лещ.

Выделить первый согласный звук в словах

Мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.

Определить последователь­ность и количество звуков в слове

Мак, суп, каша, рыба.

 

 

Возраст

Задание

Речевой материал

6 лет

Назвать слова на заданный звук

На звук [а]

 

На звук [у]

 

 

       Оценка:

3 балла — все задания серии выполнены правильно;

2 балла — неправильно выполнено 1-2 задания;

1 балл — неправильно выполнены 3-4 задания;

0 баллов — неправильно выполнены 5 и более заданий.

 

       4. Выделение ударного гласного звука в начале слова

       Инструкция: «Назови первый звук в слове "Аня". Какую первую букву напишем в этом слове?» Ребенку дается карандаш.

       Оценка: 3 балла — все задания серии выполнены правильно;

2 балла — неправильно выполнено 1-2 задания;

1 балл — неправильно выполнены 3-4 задания;

0 баллов — неправильно выполнены 5 и более заданий.

 

       5. Определение последнего согласного звука и первого согласного звука в слове

       Инструкция: «Назови последний звук в слове "кот"».

       Оценка:

3 балла — все задания серии выполнены правильно;

2 балла — неправильно выполнено 1-2 задания;

1 балл — неправильно выполнены 3-4 задания;

0 баллов — неправильно выполнены 5 и более заданий.

 

       6. Звукобуквенный анализ слов

       Инструкция: «Послушай слово "мак". Какую первую букву напишем? А следующую какую? И последнюю? Сколько всего букв  в слове?» Ребенок не пишет, а только называет буквы и загибает пальцы.

       Оценка:

3 балла — сделан правильный анализ всех слов;

2 балла — сделан правильный анализ 3 слов;

1 балл — сделан правильный анализ 1-2 слов;

0 баллов — анализ слова сделать не может или выполняет все задания с ошибками.

 

       7. Называние слов на заданный звук

       Инструкция: «Я умею придумывать слова со звуком [и], например Ира, Инна, игрушка, ириска. Давай вместе придумаем несколько слов со звуком [а].

       Оценка:

3 балла — подобрал 4 слова;

2 балла — подобрал 3 слова;

1 балл — подобрал 1-2 слова;

0 баллов — не смог подобрать или назвал слова, в которых нет требуемого звука.

    "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу - «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».