Классное руководство. Методические рекомендации к классным часам


Предварительный просмотр:

Выступление с презентацией (для детей и подростков)

в общеобразовательных учреждениях по теме

"Чужой среди своих"

Цель выступления: правовое просвещение школьников, выработка умений противостоять жестокому обращению и насилию.

Ход выступления:

I. Вводная часть:

  • Знакомство, представление ведущего.
  • Тема выступления «Чужой среди своих» (слайд 1)
  • Цель нашей встречи: познакомить Вас с понятием "насилия среди сверстников" и его видами, выяснить причины, по которым человек совершает насилие, и узнать способы защиты от насилия.

II. Основная часть:

Мы встречаемся с насилием ежедневно. По телевизору, на улице, в школе, дома – везде можно увидеть сцены унижения, избиения и убийства. И все соглашаются, что это насилие. А вот когда любого человека, взрослого или ребенка, систематически унижают, принуждают делать то, что вызывает страх, унижает его достоинство - это насилие или нет?

Совершенно верно, это насилие. Что же такое насилие?

(слайд 2)

Насилие -

  •  применение и действие  с  помощью  силы;
  • физическое или психологическое воздействие  одного человека на другого;

Попробуем определить основные виды насилия и формы его проявления.

 

(слайд 3)

Физическое насилие -  нанесение физических  повреждений ребенку .

Проявлениями физического насилия являются: удары, толчки,  щипки, пинки, побои и тому подобное.

(слайд 4)

Эмоциональное  насилие -
постоянное отвержение или издевательства над человеком окружающими людьми

  • обидные клички, ругательства
  • игнорирование, прерывание в разговоре
  • оскорбление, обвинение в чем-либо
  • крики, повышение голоса
  • оказание давления на другого человека
  • контроль во всем: приказание, принятие решения за другого человека
  • постоянная критика.

(слайд 5)

Когда тебя используют для достижения своих целей без твоего согласия, над тобой совершают насилие. 

ОПРАВДАНИЯ НАСИЛИЮ НЕ СУЩЕСТВУЕТ

Сегодня мы с вами будем говорить о школьном насилии, т.е. о взаимоотношениях между сверстниками. Школьное насилие обычно включает в себя эмоциональное и физическое насилие, направлено на кого-то из учеников.

Давайте вспомним, кого чаще всего обижают? Кто чаще всего становится объектом нападок?  (Кто младше, слабее, успешнее, чем-то отличается от других).

Жертвой может стать любой ребенок.

Т.е. получается, что любой из нас может стать жертвой насилия. Что же тогда делать, чтобы избежать этого? (ответы детей).

Как можно помочь своему товарищу, если он выглядит уставшим, находится в плохом настроении, запуган, плаксив, прогуливает уроки, опаздывает?

(-попытаться завязать разговор, выяснить, что его беспокоит, выслушать его;

-если не решаешься сделать это сам, то попросить друзей, кого-то из старших: родителей, учителей, родственников).

(слайд 6)

В ситуации насилия мы не должны:

  • Стоять и молча смотреть
  • Смеяться и поощрять  издевательства
  • Издеваться над тем, кто не такой как все

(слайд  7)

Что делать, если над тобой издеваются?

Не обвиняй себя. Большинство людей в жизни когда-либо подвергаются издевательствам. Так что не думай, что это происходит только с тобой. С тобой все нормально, это издевательства – ненормальное явление. Не думай, что ты заслужил издевательства – это не твоя вина.

Не рассуждай как жертва. Важно думать о себе хорошо: сосредоточься на хорошем. Старайся делать то, что получается или интересно. Если ты чем-то отличаешься от других, гордись этим!

Старайся избежать риска. Избегай опасных мест, например, не будь последним в раздевалке. Уходи, если чувствуешь опасность. Не приноси в школу дорогие вещи и не хвастай деньгами. Безопасность важнее любых вещей, поэтому, если тебе угрожают, отдавай все, что от тебя хотят, и уходи.

Скрывай свои чувства. Старайся не показывать, что издевательства тебя задевают за живое, даже если это очень трудно. Не доставляй обидчикам радость. Но не игнорируй свои чувства: рассказывай о них близким.

Игнорируй издевательства. Иногда полезно просто «не замечать» издевательства. Если обидчик не видит ожидаемой реакции, он часто прекращает это делать.

Заведи друзей. Старайся держаться вместе с друзьями или быть в толпе. Но не пытайся «купить» друзей, это ненадолго.

Веди себя правильно. Старайся проявлять спокойствие или кричи громко «Нет!», «Отстань!» и немедленно уходи (Поупражняйся перед зеркалом).

Старайся выглядеть уверенным в себе человеком. Могут помочь «Нет!», сказанное группе громко и уверенно, и угроза рассказать взрослым. Помни, что тон твоего голоса показывает, насколько ты уверен в себе. Высоко держи голову, смотри людям прямо в глаза, иди твердой походкой, как будто ты знаешь, куда идешь.

Старайся контролировать ситуацию. «Сдача не всегда помогает, а кроме того, дав сдачи, ты можешь навлечь на себя неприятности. На издевательства в твой адрес приготовь несколько коротких и с юмором ответов. Старайся контролировать ситуацию, предложив обидчику, например, повторить, что он сказал.

Обратись за помощью к взрослым.  Бывают ситуации, когда без участия взрослых не обойтись, помни, ты всегда можешь обратиться за помощью к родителям, классному руководителю, тренеру и другим взрослым, которые помогут тебе справиться с насилием.

Мы с вами, ребята, должны помнить, что никто не заслуживает, чтобы его обижали. Каждый человек имеет право на уважительное отношение. С другими людьми нужно обращаться так, как вы хотите, чтобы другие обращались с вами.


(слайд 8)

Как противостоять насилию и жестокости?

Является ли ябедничеством такая помощь пострадавшему от насилия?

Как вы считаете, может быть, лучше не рассказывать о насилии сразу, а подождать какое-то время? О насилии надо говорить сразу, т.к. оно имеет свойство расти!

Достаточно ли одного разговора с обидчиком, чтобы он все понял? НЕТ!

Чтобы противостоять насилию необходимо:

  • Прислушаться к своим чувствам и рассказать о них  тем, кому ты доверяешь
  • Обсудить эти проблемы со своими друзьями и в семье

   

Если ты стал свидетелем насилия и жестокости:

  • Вступиться за жертву или рассказать взрослым
  • Показывать обидчикам, что издеваться плохо
  • Помогать тому, над кем издеваются

Нуждается ли жертва жестокого обращения после обсуждения и разрешения конфликта в поддержке товарищей? (Да).

Некоторые считают, что издевательства это условие взросления, позволяющие детям стать сильнее. Считается, что дети должны терпеть издевательства или сами решать свои проблемы.

На самом деле это не так. Издевательства – проблема многих детей. 1 из 5 пострадал от издевательств, а 1 из 20 – ежедневно находится в ситуации насилия на протяжении нескольких лет. Так что если над тобой издеваются, то ты не одинок. Если над тобой издеваются, то ты должен рассказать об этом, потому что у тебя есть право на безопасность!

Чем страшны издевательства?

Из-за издевательств жертва ощущает себя несчастной и одинокой. Иногда жертвы думают, что они ненормальные, теряют уверенность в себе, изливают свой гнев на родителей, младших брата или сестру, не хотят ходить в школу.

(слайд 9)

Как вы считаете, почему кто-то проявляет насилие по отношению к другому человеку (дразнит,  высмеивает)?

У обидчика, (т.е. у того, кто проявляет жестокость по отношению к другим), есть свои проблемы, часто он сам является жертвой насилия в отношениях с другими людьми (в семье, в другой компании). Он хочет решить их, унижая других (может быть, он сам унижен другими), он привлекает к себе внимание, дразня товарища, высмеивая его.

Насильник  пытается выглядеть важным, т.к. считает, что, унижая других можно стать главным, завоевать уважение окружающих, стать их вождем, лидером.

А уважают ли его другие дети на самом деле? … или  боятся?

(ответы детей).

Давайте поговорим о том, что может являться причиной жестокого обращения? Почему некоторые проявляют жестокость, становятся обидчиками? (Плохая атмосфера дома, недостаток внимания и любви со стороны близких, сиротство, развод родителей, унижение и оскорбление со стороны других, плохая успеваемость - все это ведет к вымещению злости и обиды на других людях).

(слайд 10)

 ЗНАЙ, НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ТЕБЯ С ПОМОЩЬЮ УГРОЗ, ПРИНУЖДЕНИЯ, ФИЗИЧЕСКОГО ЗАПУГИВАНИЯ ИЛИ ИНОГО ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ СИЛОЙ!

«Жестокость – оружие слабых».

(слайд 11)

III. Заключительная часть: 

В  ХМАО-Югре с января 2011 года начал свою работу Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Телефон создан в рамках информационной кампании «Россия – без жестокости к детям!», которую проводит Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Единая и бесплатная линия для детей имеет номер 8-800-2000-122. Позвонив на него, любой ребенок может получить необходимую психологическую помощь в случаях жестокого обращения дома, на улице, в школе или просто поговорить с психологом в трудный момент жизни.    Специалисты службы принимают звонки не только от детей, но и от взрослых, которые испытывают трудности в общении с детьми.

Служба работает: анонимно, то есть позвонивший может не сообщать своего имени, места нахождения, других данных, конфиденциально – Служба не передает данные о позвонивших, соблюдается тайна разговора, все звонки на линию Детского телефона доверия бесплатны, Служба работает круглосуточно, можно обращаться за помощью в любое время.

Подведение итогов: ответы на вопросы детей.



Предварительный просмотр:

3 декабря отмечается Международный день инвалидов

3 ДЕКАБРЯ 2015

Солнце светит, не круглые сутки.
Не всегда, есть цветы у ручья.
И, так медленно, ходят минутки,
В час, когда познаются друзья.

Ах, как хочется, в ливень холодный,
В ночь, когда одному тяжело,
Кто-то сильный, чтоб и благородный,
Взял тебя, под стальное крыло.

Так пусть будут, все люди друзьями.
В жизни каждому помощь нужна.
Прячем слезы свои, под очками.
Видим мир, сквозь мутность окна.

Жить торопимся, не замечая,
Как бываем, друг другу, нужны.
Я сегодня, всем людям желаю,
Чтоб мы были добры и нежны.


В настоящее время в России насчитывается около 13,02 млн инвалидов или 9,1 % в общей численности населения, что соответствует среднемировому показателю.

В общей численности инвалидов люди пенсионного возраста составляют большую часть – 65,2 %, инвалиды трудоспособного возраста – 30,5 %, дети-инвалиды – 4,3 %.

В последние годы Правительством РФ уделяется пристальное внимание вопросам улучшения положения людей с ограниченными возможностями. В фокусе внимания государства – формирование безбарьерной среды: доступное образование, в том числе профессиональное, содействие в трудоустройстве, совершенствование форм социальной поддержки, повышение качества технических средств реабилитации, изменение системы медико-социальной экспертизы, формирование толерантного отношения к инвалидам, устранение физических барьеров. 

Ратификация Конвенции ООН о правах инвалидов

3 мая 2012 года Федеральным законом № 46-ФЗ ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов. Ратификация Конвенции создает дополнительные гарантии осуществления и защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения им равных с другими лицами возможностей реализации своих конституционных прав и свобод для полного участия в жизни общества.

Хотя законодательство Российской Федерации в целом не противоречит положениям Конвенции, ряд ее положений, требующих создания инвалидам условий для жизнедеятельности наравне с другими лицами пока соблюдаются не в полной мере. В связи с этим Минтрудом России разрабатывается законопроект о внесении изменений более чем в 20 законодательных актов. 

Реализация Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы

В 2011 году заработала первая в истории России государственная программа, направленная на формирование условий доступности для инвалидов, – Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Она является одним из механизмов реализации положений Конвенции ООН о правах инвалидов. 

Целями программы являются обеспечение беспрепятственного доступа к наиболее востребованным инвалидами объектам и услугам в различных сферах жизни (здравоохранение, культура, образования, информация и связь, социальная защиты, транспорт, спорт и физическая культура, жилой фонд), а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и системе медико-социальной экспертизы.

Общий объем финансирования программы составляет 46,9 млрд рублей.

В 2012 году завершается первый этап реализации программы. Одним из важных направлений этапа является реализация пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации в трех регионах: Республика Татарстан, Саратовская и Тверская области.

В 2012 году в рамках программы продолжено обучение на базовом уровне специалистов, оказывающих государственные услуги населению русскому жестовому языку.

Также в рамках программы осуществляется реализация общественно-просветительской кампании по распространению идей и принципов в части толерантного отношения к инвалидам в образовательных учреждениях. Кампания проходит под слоганом «Люди так не делятся». 

Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов 

В 2012 году в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы продолжена реализация Концепции совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Ее цель –  создание более объективной, прозрачной и понятной для граждан процедуры освидетельствования с целью повышения обоснованности решений об установлении инвалидности и выработки эффективных индивидуальных программ реабилитации.

В настоящее время проводится пилотный проект в Удмуртской Республике, Республике Хакасия, Тюменской области по отработке новых подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы с учетом Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.

В соответствии с планом реализации мероприятий госпрограммы в 2011-2012 годах прошли повышение квалификации около 3500 специалистов учреждений медико-социальной экспертизы. 

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

В последние годы увеличено финансирование расходов из средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, что позволило ликвидировать очередность, сформированную в 2009-2010 годах. Объемы финансирования на указанные нужды  выросли с 6,2 млрд рублей в 2006 году до 23,5 млрд рублей в 2011 году (увеличение в 3,8 раза).

К лучшему меняется ситуация и с качеством технических средств реабилитации. Были разработаны методические рекомендации по организации закупок инвалидных кресел-колясок и по согласованию с ФАС направлены соответствующим уполномоченным органам. В России, совместными усилиями АВТОВАЗа и немецкой компании  «ОТТО-БОКК Сервис», начато производство современных кресел-колясок . Уже в текущем году произведено и поставлено свыше 35 тысяч изделий. В 2013 году производство будет наращивать объемы и планируется достичь планки в 40 тысяч изделий. 

Содействие в трудоустройстве инвалидов

Из 3,39 млн инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работает только 816,2 тыс. человек, численность неработающих инвалидов составляет 2,6 млн человек или 79,7 % от численности инвалидов в трудоспособном возрасте. Уровень занятости инвалидов трудоспособного возраста составляет 20,3 %.

В соответствии с законодательством о занятости населения инвалидам, как и другим категориям безработных граждан, оказываются государственные услуги по содействию занятости.

Ежегодно при содействии органов службы занятости трудоустраиваются около 85,0 тыс. инвалидов (порядка 33,0 - 35,0 % от числа обратившихся инвалидов). При этом уровень трудоустройства за два последних года вырос на 7 п.п.

По состоянию на 1 октября 2012 года численность безработных инвалидов, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 108,1 тыс. человек, или 4,2 % от общей численности незанятых инвалидов.

В соответствии с законодательством Российской Федерации реализуются различные меры поддержки занятости инвалидов, включая:

  • содействие трудоустройству инвалидов в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы;
  • государственная поддержка общероссийских общественных организаций инвалидов;
  • поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих дополнительные адресные услуги инвалидам;
  • содействие поиску подходящей работы в рамках предоставления государственных услуг органами службы занятости населения;
  • содействие трудоустройству незанятых инвалидов в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда на оборудованные (оснащенные) для них  рабочие места;
  • квотирование рабочих мест на крупных и средних предприятиях;
  • налоговые льготы, предусмотренные для общественных организаций инвалидов и учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов;
  • иные меры, реализуемые субъектами Российской Федерации. 

В 2010-2011 годах в рамках антикризисных мер осуществлялись мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов, которые предусматривали возмещение работодателям затрат на оборудование специальных рабочих мест для данной категории граждан. За эти годы оборудовано более 18,4 тыс. рабочих мест, на которые были трудоустроены инвалиды. В 2012 году в данной программе примут участие 7,6 тыс. инвалидов (по состоянию на 1 ноября 2012 года - 6446 человек или 83  от плана).

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» по созданию ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов в 2013-2015 годах будет продолжена реализация мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места за счет средств субсидий из федерального бюджетам субъектов Российской Федерации.

В 2012 году оказана государственная поддержка программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест и предоставлена субсидия из федерального бюджета на поддержку указанных программ 3 общественным организациям инвалидов (Белгородской региональной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых», Тюменскому региональному отделению Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих») в объеме 93,53 млн рублей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. №1921-р утвержден Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012 - 2015 годы. В частности, запланирована разработка перечня рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов и основных требований по оснащению рабочих мест для инвалидов с учётом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности; реализация мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащённые) для них рабочие места.

Комплексная реализация мер по созданию необходимой инфраструктуры жизнедеятельности и условий труда инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений позволит ежегодно повышать уровень трудоустройства инвалидов таким образом, чтобы к 2020 году он достиг уровня среднего значения для всех категорий граждан.

Взаимодействие с общественными организациями инвалидов

Представители наиболее крупных общероссийских объединений инвалидов входят в состав действующих координационных и общественных структур, в том числе Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.

Общественным объединениям инвалидов за счет средств федерального бюджета оказывается значительная материальная поддержка.

Объем субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов в 2012 году составил 950,0 млн рублей.

Денежные средства предоставлены Всероссийскому обществу инвалидов (395,2 млн рублей), Всероссийскому обществу слепых (371,45 млн рублей), Всероссийскому обществу глухих (106,4 млн рублей), Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - «Инвалиды войны» (76,95 млн рублей).

Вместе с тем, в 2012 году из федерального бюджета предоставлена  субсидия на государственную поддержку Всероссийского общества слепых в размере 30,0 млн рублей в целях закупки специализированного компьютерного оборудования в количестве 54 комплектов для 9 региональных организаций ВОС, а также учреждений, подведомственных ВОС, осуществляющих обучение инвалидов по зрению.

Минтруд России привлекает представителей общественных организаций инвалидов при разработке и принятии решений по самому широкому спектру вопросов. Активная позиция общественных организаций инвалидов при подготовке к ратификации Конвенции о правах инвалидов позволила ускорить принятие закона о ратификации.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему: «Международный день инвалида».

  • Общешкольное внеклассное мероприятие, классный час;
  • Учащиеся начальных классов (2-4), учащиеся специально (коррекционного) класса;

Международный день инвалидов в России и других странах проводится с целью привлечений внимания общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями, а также изменения устоявшегося мнения об инвалидах, как людях неполноценных и неспособных к жизни в современном обществе.
Согласно Конституции, люди с ограниченными возможностями имеют равные права со всеми гражданами страны. Между тем, свою особенность они ощущают уже в детские годы, когда понимают, что не могут, к примеру, просто так выйти во двор. Младший возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности. Внеклассное мероприятие, посвящено «Международному дню инвалида» и 
адресовано педагогам, школьникам и родителям.

Цели и задачи: мероприятия:

  • выработать у детей правильное и разумное отношение к инвалидам;
  • привлечь внимание школьников к проблемам детей-инвалидов;
  • способствовать развитию нравственных качеств учащихся.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук.

При создании презентации были использованы материалы Интернет с сайта «Фестиваль педагогических идей» (festival.1september.ru).

Ход мероприятия

Добрый день, дорогие учителя, ученики! Позвольте начать своё выступление с этого стихотворения.

Пусть из вас ни один не скорбит,
Пусть в душе вашей вовсе не будет
Ни забот, ни тревог, ни обид.
И от этого звонкого счастья
Принимаюсь за дело с утра.
Пусть же сердце распахнуто настежь,
И привета полно и добра…
Верим в добрых сердец бессмертие,
В солнце мира и тишины.
Милосердие! Милосердие!
Это слово сильнее беды.

Наше мероприятие посвящено «Международному дню инвалида».

Презентация (слайд 1)

«Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности, в безопасных и благоприятных условиях…» . (слайд 2)

Все вы знаете, что 3 декабря Международный день инвалидов. Он напоминает нам о том, что общество обязано заботиться о тех, кто слаб, болен и немощен, нуждается в содействии и поддержке. Мы обязаны помочь им реализовать себя, свои способности и возможности.

Ребята, на предыдущем классном часе мы с вами познакомились (говорили о том), что такое права ребенка и где они закреплены? Какие виды прав вы знаете?

в Декларации прав ребенка записано – ребенок имеет право:

  • на семью;
  • на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;
  • посещать школу и учиться;
  • на равенство в правах;
  • свободно выражать свои мысли;
  • на собственное мнение;
  • на имя и гражданство;
  • на получение информации;
  • на защиту от насилия и жестокого обращения;
  • на медицинское обслуживание;
  • на отдых и досуг

Необходимы ли эти права детям с ограниченными возможностями? (Слайд 3)

А ребёнок инвалид имеет право на:

  • на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

Сегодня, продолжая эту тему, остановимся на детях-инвалидах. А вот кто такие дети инвалиды и дети с ограниченными физическими возможностями?

Педагог: Скажите, пожалуйста, все ли дети могут учиться в школе как вы? Сидеть за партой 40 минут, носить тяжелые портфели, бегать по лестницам, посещать уроки физкультуры? (Слайд 4)

ДЕТИ: Думаю, что не все дети могут учиться в школе. Есть дети, которые больны. Им требуется помощь. Возможно, где-то с нами рядом живут девочка или мальчик, которые, обучаются на дому. Так как они тяжелобольные. Возможно, кому-то сделали операцию на ногу, так как он неудачно прыгнул, или попал под машину, неправильно переходя дорогу.

педагог: Вы, верно, заметили, что есть дети, которые из-за своей болезни не могут вместе с вами ходить в школу, бегать, прыгать на переменах.

педагог: В нашей школе учатся 15 детей-инвалидов, в городе 171, в округе сотни, тысячи, а в стране миллионы. (Слайд 5)

педагог: Бывает, что дети рождаются инвалидами или становятся инвалидами в результате несчастных случаев или болезней. Например: из-за укуса клещ, кто-то попал прямо под колесо машины, кого-то толкнули, и тот ударился и получил травму, кто-то защищал свою Родину и семью от (бандитов...), кто-то во время тренировки что-то повредил. (слайд 6)

А сейчас обратимся к Конвенции прав ребёнка. Какое имеют праводети с ограниченными возможностями. (слайд 7)

В статье 23 написано: Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.

Статья 24. Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение таким способом, который наилучшим образом поможет им сохранить здоровье, а также получать информацию о способах лечения и об условиях, способных повлиять на их здоровье.

Статья 25. Дети, находящиеся в больницах, детских домах и других учреждениях для детей, имеют право на то, чтобы соблюдать наилучшие условия их содержания и лечения. Государство обязано проводить регулярные проверки этих условий.

Статья 26. Дети имеют право на помощь государства, если они в нужде и бедности.

педагог: Многие из людей, ограниченных в своих физических возможностях – люди удивительной судьбы. Их мужеством и силой воли можно только восхищаться. Несмотря на трудности, они не просто умеют жить и выживать в порой неприветливом мире, но и ведут активную деятельность, занимаются творчеством.

(слайд 8)

Но и в нашей жизни есть место стойкости и мужеству, среди людей, которые ограничены в своих физических возможностях. (слайд 9)

Некоторые из них занимаются спортом, открывают предприятия, создают художественные произведения и мн.др. (слайд 10)

Ещё мне хочется вам прочитают стихотворение, которое написала Мартынова Елена – инвалид по зрению г. Новочебоксарска. (слайд 11)

За окном черемуха
Шелестит травой,
Ягоды засохли
От жары такой.

– Где же, где же дождик? –
Шепчет зелень вся,
Погибает матушка
Русская земля.

К небу тянет листья
Клевер луговой,
Просит тучу грозную
Поспешить с дождем.

Потемнело небо
Просьбу услыхав,
И пригнало тучу
Из-за морских скал.

Засверкала молния
И ударил гром,
Разразилось небо
Проливным дождем.

Ожило все разом,
Стало так свежо,
Радуется зелень
Так ей хорошо.

Педагог: Я, хотела бы попросить вас относиться к таким людям с уважением: уступать место в транспорте, помочь перейти скользкую дорогу, помочь донести тяжелую сумку и многое другое. Может быть, тогда от вашей доброты людям с ограниченными физическими возможностями будет легче переносить тяготы и лишения. (слайд 12)

Закончить мне хочется

Бывает – жизнь поранит и обманет,
Но ты преодолей свою печаль,
Пусть светится окно твое в тумане,
Назло судьбе ты свет не выключай!

Ты верь в свою удачу – недотрогу
На твой огонь она придет в свой час,
Чтобы для счастья проторить дорогу,
Порой невзгоды посещают нас.

Снова сердце распахнуто настежь,
И добра и привета полно…
Мы желаем высокого счастья
Всем кого обходило оно.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

САМЫЙ БОЛЬШОЙ УРОК В МИРЕ

Методическая разработка урока

(Министерство образования и науки РФ)

Предлагаемое название урока для учащихся: «Школа для всех».

Рекомендуемые классы для проведения урока – 1 -11

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Ознакомить учащихся с концепцией «Общемировых целей в области устойчивого развития» и обсудить роль образования в достижении этих целей.
  • Формировать понимание ситуации с доступностью образования во всем мире и в России в частности.
  • Помочь учащимися осознать, что стопроцентный доступ к образованию – задача не только законодателей, но и всего общества.
  • Воспитывать у учащихся чувство уважения к своим школьным товарищам независимо от их психических, физических и интеллектуальных способностей.

ПЛАН УРОКА «ШКОЛА ДЛЯ ВСЕХ»

1. ВСТУПЛЕНИЕ

Учитель:

Приветствие, активизация внимания.

Сегодня мы проведем необычный урок.

Как вы думаете, почему он называется «Самый большой урок в мире?» (обучающиеся предлагают варианты).

Он так называется потому, что впервые в истории нашей планеты один и тот же урок проходит сразу в более чем ста странах мира! Не только у нас здесь, в России, но и в Бразилии, в Великобритании, в ХХХХХХХХ

А еще наш урок необычен тем, что к нам присоединяются прямым включением заместитель Министра образования и науки Российской Федерации – Вениамин Шаевич Каганов и всемирно известная модель, основатель фонда «Обнаженные сердца» Наталья Водянова.

(приветственное слово В.Ш. Каганова – видео «большой урок» часть 1)

Дорогие друзья, а вы часто задумываетесь над тем, что будет с вами через 15 лет? Кем вы станете? Как изменится двор возле вашего дома, ваш город? Наша с вами планета?

Конечно, задумываться об этом важно, хотя бы иногда. Хотя бы для того, чтобы через 15 лет наш двор, город, наше будущее было таким, каким мы хотим его видеть.

Давайте подумаем об этом вместе? И не только вместе вашими одноклассниками и друзьями, но и со школьниками в еще 105 странах мира!!!

Урок, который я предлагаю нам с вами провести - очень необычный. На этой неделе он проходит не только у нас, в России, но и в Германии, Малайзии, Японии, Мексике, Южной Корее и еще многих-многих других.

Более 500 миллионов школьников по всему миру задумаются о том, каким они хотят видеть мир через 15 лет. И я вас приглашаю принять участие в «Самом Большом Уроке в Мире».

Посвящен он будет Общемировым целям - плану действий на ближайшие 15 лет, о котором договорились 193 страны в мире, включая Россию.

И сегодня именно потому что этот урок необычный, я предлагаю вам посмотреть мультфильм! (Да, вы правильно меня расслышали, мы будем смотреть мультфильм во время урока!Итак, внимание).

2. ДЕМОНСТРАЦИЯ АНИМАЦИОННОГО ФИЛЬМА СЭРА КЕНА РОБИНСОНА, КОТОРЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОБЩЕМИРОВЫЕ ЦЕЛИ.

Ссылка на мультфильм адрес доступа:– https://vimeo.com/138068442

3.ОБСУЖДЕНИЕ АНИМАЦИОННОГО ФИЛЬМА СЭРА КЕНА РОБИНСОНА, КОТОРЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОБЩЕМИРОВЫЕ ЦЕЛИ.

Пример обсуждения мультфильма:

Мы с вами посмотрели специально созданный мультфильм о нашей планете, о ее проблемах и о том, как мы можем ей помочь.

Какие проблемы стоят перед нашей планетой?

Какие цели являются общемировыми?

Как мы узнали из мультфильма их 17.

Общемировые Цели достойной жизни(перечислены на слайде)

  1. Верховенство закона
  2. Отсутствие нищеты
  3. Отсутствие голода
  4. Равенствои отсутствие дискриминации
  5. Борьба с изменением климата, вызванным техногенными причинами
  6. Разумное природопользование
  7. Право на чистый воздух и чистую воду
  8. Возобновляемые источники энергии
  9. Экономическая стабильность
  10. Безопасность жизни
  11. Гарантия обеспечения рабочими местами
  12. Доступное жилье
  13. Развитая и архитектурно доступная инфраструктура
  14. Обеспечение условий здорового образа жизни
  15. Внедрение инноваций
  16. Качественное образование
  17. Совместное достижение целей

Какие из перечисленных целей вам кажутся самыми важными? (обсуждение мнений)

Одной из задач, стоящих перед мировым сообществом является задача совместного достижения целей. Это очень непростая задача, несмотря на то, что 193 страны, как мы слышали от Вениамина Шаевича Каганова, приняли решение о ее совместном достижении последующие 15 лет.

Вышеперечисленные цели – Общемировые Цели Устойчивого Развития или по другому– общемировые цели ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ.

Какой год у нас будет через 15 лет? (Правильно 2030-ый!)

Итак, к 2030 году указанные цели должны быть выполнены!

Исполнителями этих целей будете вы! Потому что в ближайшие 15 лет вы закончите школу и приступите к профессиональному образованию и трудовой деятельности. (Кто-то уже в этом учебном году покинет стены школы). А сейчас основным видом вашей деятельности является обучение в школе. И сегодня на уроке мне бы хотелось обсудить с вами, как образование может помочь достижению общемировых целей.

4.ВАЖНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ - ОБСУЖДЕНИЕ, КАК ОБРАЗОВАНИЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ДОСТИЖЕНИЮ ОБЩЕМИРОВЫХ ЦЕЛЕЙ.

  • Зачем нужно образование?
  • Почему важно, чтобы дети ходили в школу?
  • А знаете ли вы, что далеко не у всех детей в мире есть возможность ходить в школу?
  • Почему, как вам кажется, не все дети ходят в школу? (примеры разных стран).
  • А в России все ли дети ходят в школу?

Обсуждение причин, почемупо сравнению с другими странами, в России не 100% детей имеют доступ к образованию (школы есть повсюду в отличие от некоторых стран, но даже в мегаполисах инвалиды не имеют возможности учиться со сверстниками в одном классе).

(видео В.Ш. Каганова видео «большой урок» часть 2)

Мне кажется, чтобы достичь хотя бы одну из этих целей и сделать наш мир чище и лучше всем нам нужно хорошее образование.

Именно оно позволит вам стать инженерами и изобретателями, именно образование поможет вам стать экологами и защитить моря и озера от загрязнения, именно образование позволит вам стать врачами и помочь другим людям.

Образование позволяет нам с вами добиваться самых невероятных результатов!

И главное, именно благодаря школе у нас появляются лучшие друзья. Именно в школе мы учимся вместе, мы начинаем узнавать и понимать, что мы все разные и принимать друг друга такими, какие мы есть.

Наверняка при просмотре мультфильмы вы обратили внимание, что не у всех детей есть возможность учиться.

Например, многие дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья только мечтают о том, чтобы попасть в школу. Тем более, чтобы учиться вместе со здоровыми сверстниками.

И этот урок я предлагаю посвятить не просто ценности образования, но и инклюзивному образованию, совместному обучению детей с особыми образовательными потребностями со здоровыми одноклассниками, когда независимо от того, как мы выглядим или как быстро мы усваиваем информацию, мы могли учиться, работать и жить в одном обществе, обществе равных возможностей, обществе, открытом для всех.

Ведь думать о том, каким наш мир будет через 15 лет, вместе, гораздо интереснее?! Удачи всем!

5.ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Людей с инвалидностью, особенностями развития не нужно считать больными. Они просто другие, у них разные возможности, но равные (такие же как у нас с вами) права.

Человек с детским церебральным параличом (аутизмом, синдром Дауна) – не болен. Он просто другой. Причина проблем человека с инвалидностью – это не его личные особенности, а препятствия вокруг него, которые ограничивают его возможности.Человеку с инвалидностью нужна обычная жизнь, такая же, как у его друзей, одноклассников и соседей. Любой человек станет человеком с ограниченными возможностями, если его окружить барьерами и ограничениями.Таким людям нужна поддержка окружающих, государства для того, чтобы передвигаться, общаться, обучаться.

  • Приведите пример создания в школахбезбарьерной среды (строительство пандусов, оборудование лифтом, тактильной плиткой, крупными надписями, бегущей строкой и т.д.)

У каждого человека есть права. Например, право на имя, право на жизнь, право на образование, право на труд, право на отдых. Эти права одинаково принадлежат всем людям, независимо от того, есть ли у человека инвалидность или нет.

Обсуждение понятия равенства/ равных прав для всех людей независимо от их учебных способностей или особенностей развития.

Демонстрация ролика «Инклюзивное образование: Что это такое?
Адрес доступа:
https://youtu.be/LMq0phPH2lU

Обсуждение преимуществ инклюзии для общества и поддержки, которую могут оказать своим товарищам с особенностями в развитии одноклассники.

Ролик про жизнь человека с особыми потребностями, адрес доступа – Дженнет (convert-video-online.com).avi

Обсуждениеувиденного:

Как вы считаете, героиня ролика имеет ограничения здоровья? (девочка передвигается на инвалидной коляске).

Ей требуется поддержка? (однозначно, да)

Что помогло героине ролика жить полноценной жизнью?

(обсуждение мнений).

6. ЗАДАНИЕ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

(2 варианта заданий – для начальной школы презентация и средней школы –упражнения.Возможно использование обоих вариантов)

Мы знаем, что мы все имеем равные права, несмотря на наши различия.

Существуют определенные правила этикета и определенная терминология при общении с людьми с особенностями развития, с инвалидностью.

Необходимо всегда помнить, что человек и личность – первично, а диагноз или особенность развития – вторично. Главное – человек!

Некорректным и оскорбительным считается называть людей с особыми
потребностями, отталкиваясь от их нарушения/диагноза (слепые, глухие, отсталые, дауны, аутисты, опорники и т.д.)

Корректно – говорить ЧЕЛОВЕК (РЕБЕНОК, ученик) с .... (аутизмом, синдромом Дауна, нарушениями слуха и т.д.)

«Страдать» нарушениями в развитии нельзя – страдать можно от боли или болезни, инвалидность не всегда сопровождается болью. Ребенок или взрослый не «страдает» а живет.

Люди с особыми потребностями - прежде всего люди. У них те же права и потребности, что и у всех людей – жить в семье, учиться, дружить, быть услышанными.

Когда мы говорим о таких людях и общаемся с ними и их близкими, стоит помнить об этом.

Иногда людей с инвалидностью сопровождают помощники. При общении с человеком с инвалидностью, особенностями развития обращайтесь непосредственно к нему, а не к его помощнику/сопровождающему.

Презентация – демонстрация слайдов –правил этикета при общении с инвалидами и обсуждение в свободной форме увиденного.

Упражнение: -Перед вами примеры статей, написанных о людях с особенностями развития (слайды). Найдите в них ошибки и помогите журналисту исправиться.

  • «Ведущая передачи ....., рассказала, что одна растит шестилетнюю дочь, страдающую аутизмом»…
  • «Прикованный к коляске программист стал успешным паралимпийцем».
  • «Ученик страдает ДЦП и с детства прикован к инвалидной коляске, однако является большим поклонником бокса и всегда мечтал провести бой. Такая возможность у него и появилась».
  • «Коллектив панков из Финляндии под названием PerttiKurikanNimipaivat (сокращенно PKN) намерен выступить на главном музыкальном конкурсе Европы- «Евровидении», который в этом году пройдет в Вене. Заявку панков на родине уже назвали экстравагантным поступком, так как коллектив артистов имеет особенность: все солисты PKN - мужчины, больны синдромом Дауна»
  • «Аутисты среди известных людей. Список известных личностей, страдавших или страдающих аутизмом, все время пополняется. Знаменитыеаутисты: как болезнь проявилась у известных людей».
  • «Сегодня, 2 апреля, отмечается Всемирный день распространения информации о проблемеаутизма. Предлагаем тебе вспомнить самых известныхаутистов среди знаменитостей и узнать, как в их жизни проявился недуг».

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Видеообращение Натальи Михайловны Водяновой(файл «Наталья Водянова»)

Что такое инклюзивное общество?

Это общество, которое уважает всех и ценит разнообразие, принимает отличия одних от других и активно борется с дискриминацией и предубеждениями.

Это общество, так или иначе включающее в себя любых людей.

Инклюзивное  образование – составляющая часть инклюзивного общества.

Преимущества инклюзивного образования – учиться лучше вместе:

Дети с особенностями многому могут научиться от сверстников без инвалидности.

Ребята,у которых есть возможность играть и учиться вместе с детьми с особенностями, растут более ответственными, внимательными,готовыми прийти на помощь.

Бонус (для учащихся 5-11 классов) –видеоклип Д. Билана с участием Н. Водяновой «Не молчи»

Ссылка на клип, адрес доступа: https://youtu.be/n8LxCvyNJ30

Обсуждение просмотренного клипа.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок доброты

СЛАЙД 1 (название урока)

Педагог школы представляет ведущего (ведущих) урока доброты.

Ведущий:

Здравствуйте, ребята!

СЛАЙД 2

Ежегодно 3 декабря во всем мире отмечают День инвалидов.

Официально дата проведения Международного дня инвалидов была провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН в  1992 году. 

Сегодня на уроке мы будем говорить о людях с инвалидностью, о том, что они, как и все мы,  имеют равные права и возможности.

День сегодня инвалидов,
Это повод для добра.
Подарите этим людям
Часть душевного тепла.
Будьте чуточку милосердней,
Помогайте просто так.
И судьба подарит в жизни
Вам лишь добрый, светлый знак.

Давайте попробуем вместе дать определение этого слова, итак, что такое ДОБРОТА?

Ребята дают определения.

СЛАЙД 3

Практически во всех словарях русского языка дается следующее определение этому слову: доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.        

СЛАЙДЫ 4

Ребята, кого в нашем обществе называют инвалидами?

Если мы откроем словарь Ожегова, то увидим такое определение:

Инвалид – человек, который частично или полностью утратил трудоспособность  вследствие увечья или болезни.

Вы часто видите людей с инвалидностью на улицах города? Чем они от нас отличаются?

Давайте посмотрим видеоролик о том, как здоровые дети обучаются вместе с детьми с инвалидностью.

СЛАЙД 5

ВИДЕОРОЛИК «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - Чемпион»

СЛАЙД 6

Люди с инвалидностью ничем от нас не отличаются, у них также есть мечты, они хотят учиться, работать, иметь семью, приносить пользу окружающим.

Инвалидность у людей бывает разная – может быть нарушен опорно-двигательный аппарат, и человек передвигается на инвалидной коляске или на костылях. Бывает, что после автомобильной или железнодорожной аварии человек теряет ногу или руку. Обычно такие люди ходят на протезах, если их возможно сделать, потому что, если слишком высокая ампутация руки или ноги, то протез установить просто невозможно. Сегодня очень часто молодежь ходит по улицам с наушниками в ушах, это очень опасно, особенно когда вы переходите дорогу или железнодорожные пути и можете не услышать звук приближающегося транспорта.

Есть люди – инвалиды по зрению, которые плохо видят, или совсем слепые. Есть люди – инвалиды по слуху – глухие и слабослышащие. Бывают и другие заболевания, например, нарушение интеллекта.  

Кроме того, инвалидность бывает врожденная и приобретенная. Человек может стать инвалидом в любом возрасте, так как никто не застрахован от несчастных случаев, в результате которых можно  потерять зрение, слух, конечности, способность говорить.  

Врожденная инвалидность – это когда ребенок родился с каким-то недугом (нарушения в позвоночнике, отсутствие конечностей, слепота, глухота, дети с синдромом Дауна).

Но мы с вами должны понимать, что люди с инвалидностью и дети с инвалидностью - такие же, как и мы с вами. Они так же имеют право на образование, на занятия различными видами искусства, на спорт.  

СЛАЙД 7

ВИДЕО «Инклюзивное образование – это шанс!»

СЛАЙД 8

Человек с инвалидностью постоянно сталкивается в своей жизни с различными ограничениями.

Иногда нельзя вылечить болезнь, но всегда есть возможность убрать препятствия.

Для людей с инвалидностью созданы специальные технические приспособления, чтобы было удобно передвигаться по улицам и в зданиях.

Для людей, передвигающихся на колясках существуют пандусы для входа в помещение, лифты, подъемники.

Для людей  с инвалидностью по слуху придумали бегущую строку на телевидении, в салоне автобуса или вагоне метро, информационное табло на вокзале или в аэропорту.

Для слепых людей для передвижения на улице придуманы специальные трости с сигнализацией – когда трость чувствует препятствие, она сигнализирует своему хозяину.

Также созданы светофоры со звуком, когда пешеходу горит зелёный, они пищат.

СЛАЙД 9

Ребята, люди с инвалидностью,  как и все мы, стремятся жить полноценной жизнью и приносить пользу обществу.

Как вы думаете, какими профессиями могут овладеть люди, передвигающиеся на инвалидной коляске?

Учащиеся называют профессии.

Я назову некоторые профессии: бухгалтер; библиотекарь; программист, ювелир, спортсмен.

Какими профессиями могут овладеть незрячие и слабовидящие люди?

Учащиеся называют профессии.

Сборщик бытовых электроприборов; массажист, музыкант. Вы, наверное, слышали, что был известный композитор Иоганн Себастьян Бах. Последние годы своей жизни он был практически слепым, но писал музыку, ноты записывал за ним его родственник.

В России есть певица Диана Гурцкая, которая практически не видит.

Где могут работать глухие и слабослышащие люди?

Учащиеся называют профессии.

Электросварщик ручной сварки; слесарь по ремонту автомобилей; водитель автомобиля категории В; бухгалтер; художник по костюму; программист, танцор и тоже музыкант.

Немецкий композитор и пианист Людвиг Ван Бетховен начал терять слух, когда ему было 26 лет. И свои самые знаменитые произведения он написал, будучи совершенно глухим.

СЛАЙД 10

Есть люди с синдромом Дауна, это когда происходит нарушение на хромосомном уровне, что приводит к физическим и интеллектуальным изменениям. Людей с синдромом Дауна называют еще солнечными людьми. Люди с синдромом Дауна часто занимаются творческими специальностями, работают аптекарями, библиотекарями, массажистами, парикмахерами, автомеханиками, кассирами, офисными сотрудниками, актерами.

Пабло Пинеда — испанский актер, получивший в 2009 году «Серебряную раковину» кинофестиваля в Сан-Себастьяне за лучшую мужскую роль в фильме «Я тоже». Он живет в Малаге, работает в муниципалитете и преподает. У Пабло есть несколько дипломов: преподавателя, бакалавра искусств и диплом в области педагогической психологии.

Мария Нефедова живет в Москве, работает в центре «Даунсайд Ап» помощником педагога, помогает специалистам проводить групповые занятия для детей с синдромом Дауна. Играет на флейте.

Вот видите ребята, люди с инвалидностью могут работать в разных профессиях в зависимости от вида заболеваний.

        Они имеют равные права со здоровыми людьми, на получение профессии, на труд и на занятие спортом, который тоже может быть  профессией.

Как вы думаете, какими видами спорта могут заниматься люди с инвалидностью?

        Ребята называют виды спорта.

 СЛАЙД 11

                 Молодцы! Есть множество интересных видов спорта для людей с инвалидностью: фехтование на колясках, баскетбол на колясках, волейбол сидя, бочче, следж-хоккей и другие виды спорта. Центр адаптивного спорта Югры развивает 40 видов спорта.

В Югре, начиная с 2009 года, активно развивается следж-хоккей. Есть достойные успехи – на Паралимпийских зимних играх в Сочи 4 спортсмена Центра в составе сборной России завоевали серебряные медали по следж-хоккею.

Давайте посмотрим видеоролик, чтобы понять, что это за вид спорта.

СЛАЙД 12

ВИДЕО СЛЕДЖ-ХОККЕЙ

СЛАЙД 13

Мы все отличаемся друг от друга внешностью, привычками, умениями, знаниями. Несмотря на то, что мы разные, нам интересно общаться друг с другом. То же самое происходит и между обычными детьми и детьми с инвалидностью. Несмотря на то, что внешне мы как-то можем отличаться, мы всегда поймем друг друга и будем друг другу полезны.

Радует, что в последнее время у нас в стране развивается инклюзивное образование, когда дети с инвалидностью учатся в обычных школах, посещают все уроки, сдают экзамены, получают аттестаты, то есть живут той же полноценной жизнью, что и вы. Они могут обучаться различным профессиям, заниматься видами спорта не только для укрепления своего здоровья, но и для достижения высоких спортивных результатов. Наша задача с вами – помогать таким людям и поддерживать их во всем.

СЛАЙД 14

ВИДЕО «Инклюзивное образование Лаура»

СЛАЙД 15

Наш урок подошел к концу, надеюсь, что все, о чем мы сегодня говорили, вам пригодится в жизни, ведь люди с инвалидностью не нуждаются в жалости, они нуждаются в понимании и помощи.

Спасибо, ребята, за внимание!