Копилка советов учителя-логопеда для родителей

Ланина Светлана Геннадьевна

Большинство родителей замечают только нарушения в произносительной стороне речи, но не берут во внимание несовершенство лексико-грамматического строя речи, нарушения в воспроизведении слоговой структуры слов. Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры для развития фонематического слуха Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух явля20.12 КБ
Файл Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе." (в рамках выступления на родительском собрании) Материал подго14.4 КБ
Файл Овладение техникой речи в дошкольном возрасте Речь маленьких детей в период её формирования всегда свойственны недостатки звукоп19.55 КБ
Файл Памятка для родителей «Гимнастика и массаж губ» Необходимым условием успешности развития артикуляторной моторики является уточне20.91 КБ
Файл МБДОУ «Детский сад №1 «Звездочка» г.Рассказово СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Арт216.19 КБ
Файл Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 23.42 КБ
Файл ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по развитию мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала Уважае16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития фонематического слуха

Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Родители часто жалуются – у моего ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой лёгкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребёнка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к различным упражнениям для развития фонематического слуха.

1.Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Игра: «Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки, деревянные брусочки, бусинки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра: «Волшебная палочка» Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Ребёнок должен угадать, какой предмет звучит.

Игра: «Похлопаем» Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

2. Различение звуков речи по тембру, силе, высоте. Игра: «Три медведя» Ребёнок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребёнок сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.

3.Различение сходных по звучанию слов. Игра: «Верно – неверно» Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

4. Различение слогов. Игра: «Похлопаем» Взрослый объясняет ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги.  Совместно с ребёнком произносит слова (па – па, ло – па – та, ба – ле – ри – на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребёнку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра: «Что лишнее»? Взрослый произносит ряды слогов «па – па – па – ба – па, фа – фа – фа – ва – фа». Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний, (другой) слог.  

5. Различение звуков. Объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик звенит -  з – з – з, вода шумит – с – с – с, кузнечик стрекочет – ц – ц – ц, ветер шумит – ш – ш – ш, поезд едет – ч – ч – ч, жук жужжит – ж – ж – ж, собака рычит – р – р – р. Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает кто, (что) его издаёт.  

Игры и упражнения, способствующие развитию речи

Ребёнок постоянно изучает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо всё трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус. Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки.

Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски, (ребёнок опускает в краску руку или пальчик и рисует на большом листе бумаги), пластилин – его можно пока просто мять или разрывать на кусочки.

Чем старше ребёнок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. После 2 – х лет предложите ребёнку игры с пуговицами. Их можно пришить на кусок ткани, получится коврик – тренажёр для ножек, по которому можно ходить, или сделать забавные застёжки.

Освоение ножниц – тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3 – х лет можно предложить ребёнку что – нибудь резать (бумагу резать проще, ткань, нитки сложнее).

После 3 – х лет обязательно приобретите ребёнку мозаику (сначала самую крупную), пазлы для малышей, интересно так же нанизывание бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой).

Предлагаю игры, направленные на развитие речи и фонематического слуха.

«Узнай по звуку» Игра на развитие внимания и звукового восприятия, материалом являются различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага. Ребёнок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребёнок должен догадаться, что за предмет и назвать его, не поворачиваясь. Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу. Можно за каждый правильный ответ давать ребёнку звёздочку или фишку.

Упражнение на развитие речевого дыхания. Чтобы научиться выговаривать такие звуки как: «с», «з», «ш», «ж», «р» ребёнок должен уметь делать достаточно сильный вдох.

«Одуванчик» На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребёнок справляется за 3 – 4 раза.

Речевая азбука для родителей младших дошкольников

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, называя предметы правильно. Главные составляющие красивой речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки, кораблики. Если ребёнку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребёнка, тем дольше он будет молчать. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладел родным языком, рано научать иностранным.

Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребёнка, - прекрасное пособие для развития речи. Критерии, по которым можно оценить речь ребёнка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы: 3 – 4 года – (с), (з), (ц) уже должны правильно произноситься; 4 – 5 лет – (ш), (щ), (ч), (ж); 5 – 6 лет – (л), (й); до 6 – 7 лет допускается замена самого сложного звука (р) более простым звуком или его отсутствие в речи.

Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию. Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, затем игры с мелкими предметами, шнуровки, лепка, застёгивание пуговиц.

Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребёнка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

Режим дня очень важен для маленького ребёнка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства.

 Соска вредна, если малыш сосёт её долго и часто. Во – первых, у него формируется высокое (готическое) нёбо, которое влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во – вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребёнок общается при помощи жестов и пантомимики. Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения.

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребёнком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие. Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, чётко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать. Информация, которая сообщается ребёнку, должна соответствовать его возрасту и способностям.

Цветы (ромашки, одуванчика) можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая ребёнку дуть на одуванчик (не раздувая щёки), вырабатываем направленную воздушную струю; понюхать ромашку – вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом.

Шёпотной речи тоже нужно учить. Ребёнку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы малыш не перенапрягал голосовые складки. Крик противопоказан всем, а особенно детям до 10 – 12 лет, так как их голосовые складки находятся в стадии формирования.

Щётка (любая), используемая для массажа пальцев, ладошек, стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев.

Язык – орган артикуляции. Научите ребёнка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать его широким, узким. Достаточно 10 – 15 мин ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с произнесением звуков.

 

Речевое развитие детей 6 – 7 летнего возраста

- Дети правильно изменяют и согласовывают слова в предложении.

- Понимают обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы. Фонетически правильно оформляют звуковую сторону речи.

- Правильно передают слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.

- Пользуются в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеют навыками объединения их в рассказ.

- Владеют элементарными навыками пересказа.

- Владеют навыками диалогической речи, навыками словообразования.

- Грамматически правильно оформляют самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.

- Словарь насыщен обобщающими существительными, прилагательными. Дети активно используют синонимы, антонимы, объясняют неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетают слова по смыслу. Осознанно употребляют родовые и видовые понятия.

- Хорошо развита диалогическая речь: дети отвечают на вопросы, задают вопросы. Свободно пользуются интонациями. Способны построить краткие сообщения. Умеют оформить монологическую речь грамматически правильно, последовательно и связно, точно и выразительно строить свои высказывания в пересказах и самостоятельном высказывании.

- К шести годам дети способны овладеть основами грамоты: знать все буквы алфавита. Проводить звуковой анализ слов, анализировать предложение на слова, читать по слогам и целыми словами несложные тексты.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Речевая готовность ребенка к школе."

(в рамках выступления на родительском собрании)

Материал подготовила: Ланина С.Г.

учитель-логопед, МБДОУ

«Детский сад №1 «Звездочка»

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом.

        Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.

        Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

       Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать.      

       Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

      Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые  предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

      Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

     Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

1.создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

2. проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

3. не ругать ребенка за неправильную речь;

4. ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

5. не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

6. осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

    Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

    Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.

    И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.

    Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Овладение техникой речи в дошкольном возрасте

Речь маленьких детей в период её формирования всегда свойственны недостатки звукопроизношения. Прежде всего, это связано с несовершенством движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи.

Все возрастные дефекты звукопроизношения, как правило, исчезают у детей к 4 – 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребёнок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребёнка речевая среда была полноценной, т. е. родители говорили правильно, внятно.

Овладение правильной техникой речи имеет большое значение для человека начиная уже с дошкольного возраста. Необходимость обучения дошкольника, даже не отстающего в речевом развитии, чёткой дикции, правильно поставленному физиологическому и на его основе речевому дыханию и мягкой голосоподаче, а также необходимость развития просодической стороны речи обусловлены множеством причин.

- Ясная, чёткая дикция – первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произношении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечного согласного или целого слога, гласных и согласных звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы» при нормальном изолированном произнесении звуков. Малоподвижные органы артикуляции при отсутствии дефектов в строении артикуляционного аппарата мешают чёткому и ясному произнесению как гласных, так и согласных звуков в речевом потоке. При ускоренном темпе речи снижается её отчётливость, внятность, также «проглатываются» окончания слов. Замедленный темп делает речь монотонной, при этом снижается её выразительность.

Таким образом, хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает для ребёнка привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности речи.

- Дыхание – существует несколько видов физиологического дыхания, наиболее правильным из них является диафрагмальное дыхание, его используют как основу речевого дыхания. Дышать нужно обязательно через нос. Привычка дышать ртом очень вредна, так как часто приводит к заболеваниям всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и лёгкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует лёгкие, благотворно воздействует на кровеносные сосуды головного мозга.

При речевом дыхании выдох значительно длиннее вдоха: после короткого вдоха носом следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох.

У детей дошкольного возраста часто отмечаются следующие особенности речевого дыхания: поверхностный вдох, непродолжительный выдох, отсутствие чёткой дифференциации между носовым и ротовым дыханием, речь на вдохе, неумение распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания; всё это отрицательно сказывается на общем звучании речи. В некоторых случаях, когда создаётся повышенная нагрузка на неокрепшую детскую нервную систему (стресс, тяжёлое соматическое заболевание, форсирование речевого и психического развития ребёнка со стороны взрослого) на фоне неправильного речевого дыхания (часто в сочетании с нарушением темпа речи) у ребёнка может возникнуть заикание. Кроме того, воспитание у ребёнка правильного дыхания, в частности выработка целенаправленной воздушной струи в процессе выдоха, имеет большое значение при произнесении различных звуков речи, что отражается на качестве звукопроизношения в целом.

- Орфоэпия – раздел лингвистики, в котором изучаются правила произношения. Отклонения от общепринятых норм произношения отрицательно влияют на речевое общение, отвлекают от смысла произносимого и мешают его пониманию. Приучать ребёнка к соблюдению общих правил и норм произношения необходимо с ранних лет, и речь взрослого должна служить образцом для подражания.

В ходе работы над техникой речи рекомендуется обращать внимание на выработку правильной осанки ребёнка в процессе речи; развитие слухового внимания, выработку умения внимательно слушать речь говорящего, а также дифференцировать правильную и дефектную речь собеседника.

Таким образом, обучение детей технике речи в дошкольном возрасте будет не только иметь большое значение для формирования их речевой и общей культуры, но также являться важной мерой предупреждения нарушений чтения и письма в школьном возрасте, профилактики нарушений голоса.

Упражнения  развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис.

Упражнение для губ

- Губы в «улыбке», как при звуке И.

- Губы нейтральны, как при звуке А.

- Губы округлены, как при звуке О.

- Губы «трубочкой», как при звуке У.

- Чередование движений: А – И, А – У, и наоборот.

- Плавный переход от одного звука к другому: И – А, А – О, О – У…

- Произнесение ряда гласных звуков с плавным переходом: И – А – О – У и наоборот.

- С усилением размыкать плотно сомкнутые губы, произнося: П – П…

Упражнения для нижней челюсти

- Открыть широко рот, закрыть.

- Движения нижней челюсти влево, вправо, влево, вправо.

Упражнения для щёк

- Щёки надуть «толстый».

- Щёки втянуть «худой».

- Чередование упражнений «толстый» – «худой».

- Надувать правую и левую щёки попеременно (медленно и быстро).

Упражнения для развития дыхания

Упражнения, направленные на выработку диафрагмального типа дыхания

- Ребёнок лежит на спине; левая ладонь ребёнка расположена на его животе, а правая – на груди. По команде взрослого ребёнок вдыхает носом, выпячивая животик, выдыхает ртом, втягивая животик.

Упражнения для тренировки различных типов выдоха, способствующие формированию правильного речевого дыхания

- Сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, вату, пушинки.

- Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной толщины, стараясь сдвинуть их с места.

- Дуть на шарики разной тяжести.

- Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазу.

- Задувать на резком и длительном выдохе пламя свечи.

- Поддерживать в воздухе пушинку на длительном выдохе.

- Надувать резиновые игрушки, шарики.

- Дуть в дудочку, свистульку, губную гармошку.

Нормы правильной речи дошкольника.

С какого возраста ребёнок должен уметь говорить?

К концу 1 – 2 месяца жизни у ребёнка появляется гуление (гласные звуки А, О, У…) звуковые сочетания – агу, агы, кха, кхы… В 3 месяца «комплекс оживления» - форма общения ребёнка с окружающими близкими людьми (мама, папа, сестричка…) В 5 – 7 месяцев появляется лепет – отдельные слоги (па – па – па, ба – ба – ба, ма – ма – ма) или лепетные слова: ав – ав, мяу – мяу, бай – бай, би – би; к 1 году появляются слова.

К году ребёнок произносит 27 слов, слова выступают в роли предложений. К 2 годам словарь достигает 87 слов. В одном предложении ребёнок объединяет 2 слова, рост предложений до 3 – 4 слов. К 3 годам количество слов колеблется от 100 – 300 слов. Чаще всего это существительные – названия игрушек, предметов ближайшего окружения, реже глаголы, наречия. Из прилагательных используются слова: большой, маленький. Если до 3 лет ребёнок не заговорил, то у него задержка речевого развития, или общее недоразвитие речи системного характера. К концу 4 года жизни словарный запас ребёнка достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. Разнообразным становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста кроме существительных и глаголов, всё чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, числительные, качественные прилагательные (холодный, горячий, твёрдый), притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные ( папин, мамина).

К концу 4 года жизни по А.Н Гвоздеву звуковая сторона речи у детей усвоена.

По А.И Максакову к 5 годам у детей отмечается улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Поэтому если в 5 лет у ребёнка имеются дефекты звукопроизношения, то необходимы занятия с логопедом.

У ребёнка с нормальным речевым развитием к 5 годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов в роде, числе, падеже.

Словарь 5 летнего ребёнка (по данным А.Н Гвоздева) в норме составляет 3 – 4 тысячи слов, в нём представлены все части речи; ребёнок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувства языка».  

Сотрудничество логопеда с родителями.

Чтобы у ребёнка сформировалась речь, необходимо развивать все пять органов чувств, которые есть у человека. Накапливая впечатления и ощущения, как зрительные, так и слуховые, различая запахи, ощупывая разные предметы, узнавая при этом, тёплые они или холодные, лёгкие или тяжёлые, мягкие или твёрдые, пробуя на вкус сладкое и кислое яблоко. Ребёнок познаёт окружающий его мир.

Говорите с малышом, называя словами всё то, новое, что он видит вокруг себя. Говорить нужно спокойно, неторопливо, короткими простыми фразами, доступными его пониманию.

Для того чтобы ребёнок заговорил, сначала ему надо накопить пассивный словарь, то есть научиться понимать достаточное количество слов будущей речи. А значит, взрослым надо всё оречевлять, т. е называть. Не проходите мимо красивого, показывайте его ребёнку, рассматривайте вместе с ним.

Дома по возможности привлекайте детей к бытовым делам. Хвалите их за выполненную работу. Говорите как можно больше слов, характеризующих качества предметов, например: «Какая чистая посуда!»; «Как ты аккуратно сложил одежду». Таким образом, будет расширяться словарь ребёнка. В этом помогут и детские книги с яркими иллюстрациями. Читайте детям, рассказывайте сказки.

В свободную минуту играйте с пальчиками ребёнка, массируйте их, например когда вы едете с малышом в автобусе. Развитие тонких движений пальцев рук способствует развитию речевой области мозга. И ещё: как можно больше пойте детям, пойте вместе с ними. Пение способствует развитию речевого дыхания, и в дальнейшем у ребёнка будет меньше проблем, связанных со звукопроизношением.



Предварительный просмотр:

                                  Памятка для родителей

«Гимнастика и массаж губ»

Необходимым условием успешности развития артикуляторной моторики является уточнение кинестетических ощущений положения и движения губ и нижней челюсти.

Рекомендуемые упражнения

1.Удерживание губами различного рода пластмассовых и деревянных трубочек постепенно уменьшающегося диаметра.

2.Смыкание губ ( обычное, плотное, очень плотное).

3.Смыкание и размыкание губ при закрытом и открытом рте.

4.Медленное вытягивание губ «хоботком» и такое же медленное возвращение в исходное положение.

5.Вращательные движения губ «хоботком».

6.Движения губ «хоботком» влево и вправо.

7.Мгновенное смыкание губ с разрывом типа «поцелуй».

8.Имитация полоскания зубов.

9.Присосать верхнюю губу, захватить её нижними зубами и несколько раз таким образом почмокать.

10.Присосать нижнюю губу, точно так же захватив её верхними зубами, так же почмокать несколько раз.

11.Сделать губы «Бутончиком» и, не размыкая, «пожевать» их несколько раз.

12.Сомкнуть губы, затем резко создать разрежение в ротовой полости и так же резко разомкнуть их – получится громкий хлопок.

13.Поочерёдное поднимание и опускание верхней и нижней губ.

14.Вибрация губ (фырканье лошади).

Если не получаются некоторые упражнения гимнастики, следует выполнять их с механической помощью ( помогая пальцами рук).

Памятка для родителей

«Мимическая гимнастика для детей»

С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок.

1.Высоко поднять брови – «Мы умеем удивляться».

2.Нахмурить брови ( следить, чтобы губы не участвовали в движении) – «Мы умеем сердиться».

3.Широко раскрыть глаза – «Мы испугались».

4.Улыбнуться одними губами так, чтобы зубы не были видны ( следить, чтобы глаза не улыбались).

5.Улыбнуться одним углом рта, стараться, чтобы уголок губ «смотрел» на ухо.

6.Улыбнуться другим углом.

7.Повторить движения поочерёдно.

8.Закрыть один глаз, затем другой. Поочерёдно закрывать глаза – «Мы подмигиваем».

9.Сильно надуть щёки, выпустить воздух. Поочерёдно надувать щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую.

10.Сомкнутые губы вытянуть вперёд в «трубочку», затем улыбнуться как в упражнении 4. Чередовать эти движения.

11.Открывать и закрывать рот. Удерживать открытый рот под счёт 1 – 5.

12. «Пила»: положить руку на подбородок, движения нижней челюсти вправо, влево. Следить, чтобы при этом не поворачивалась голова.

13.Двигать нижней челюстью вперёд – назад, вверх – вниз.

14.Раздувать ноздри – «Мы нюхаем».

15.Сузить глаза.

16.Поднимать верхние губы на улыбке, сморщивая нос (презрение).  

17.Оттягивать нижнюю губу вниз (отвращение).

Памятка для родителей

«Правила речевого дыхания»

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Например, если вне речи мы дышим через нос, то во время речи вдох берётся через рот, если вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, то в речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, но не резкий, а выдох длительный ( в 6 – 8 раз длиннее вдоха).

На что же следует обратить внимание:

1.Чтобы ребёнок не начинал говорить, не сделав вдоха.

2.Чтобы всегда говорил только на выдохе.

3.Чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот.

4.Чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох – длительным и плавным.

5.Чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе опадал (нижнедиафрагмальное дыхание).

6.Чтобы плечи во время дыхания были совершенно неподвижно.

7.Чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе.

8.Чтобы, сделав вдох, ребёнок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхания.

9.Чтобы после выдоха перед новым вдохом обязательно сделал остановку приблизительно на 2 – 3 секунды.

10.Чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения.

Предваряют выполнение этих правил специальные занятия по развитию речевого дыхания, по формированию нижнедиафрагмального дыхания.

Примерные упражнения: «Надуй игрушку», «Задуй свечу», «Ветерок шелестит листьями», «Прокати карандаш по столу».

Необходимо обращать внимание детей на различные силу, высоту и тембр голоса. Примерные упражнения: «Эхо», «Скажи тихо, скажи громко», «Кто как кричит?» (звукоподражания животным, различным шумам).

Памятка для родителей

«Подготовка к обучению грамоте детей в возрасте 1 – 5 лет»

Для того чтобы ребёнок уже в младшем дошкольном возрасте готовился к обучению грамоте, необходимо следующее.

1.Развивать слуховое внимание: учить  вслушиваться в звуки окружающего мира; определять направление звука (игры «Жмурки», «Где звенит колокольчик?»); Определять источник звука (игры «Кто кричит», «Что играло?», «Где звучало?»).

2.Развивать речевой слух: учить узнавать по голосу животных – больших и маленьких; учить различать интонацию, воспроизводить её по заданию: «Скажи ласково, сердито»; учить выполнять инструкции, в том числе многоступенчатые.

3.Развивать чувство ритма: упражнять в сочетании «движение и речь» маршировка и гимнастика под счёт или стихи, прошагивание, прохлопывание, простукивание слов; читать сказки К. Чуковского, побуждая ребёнка договаривать окончания.

4.Развивать артикуляционную моторику: делать упражнения игрового характера для губ, языка, челюсти.

5.Развивать речевое и физиологическое дыхание: поддувание лёгких игрушек (кораблик по воде, ватный шарик, задувание свечек, катание по столу карандашей).

6.Развивать голос: задания «Скажи громко, тихо», «Скажи как большой медведь, как маленький медвежонок», «Скажи ласково, сердито, строго»; работать над выразительностью, эмоциональностью речи.

7.Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью массажа, пальчиковых игр и упражнений, комплекса пальчиковой гимнастики. Сочетать эту работу с работой над выразительностью речи, воспитанием чувства ритма.

8.Учить интонационно выделять звуки в словах: АААА – ня, УУУУ – тка, СССС – лон, ШШШШ – каф.

9.Учить вслушиваться, повторять интонируемые звуки, проводить игры на звукоподражание.

   

Памятка для родителей

«Алгоритм обучения письму»

1.Научить различать верх, низ листа, его правую, левую стороны, используя игровые приёмы и проговаривание («снежинки падают сверху вниз»).

2.Пальчиковая гимнастика и массаж кистей рук.

3.Обведение контуров домиков улитки, клубка ниток широкими круговыми движениями при помощи фломастера на листах большого формата.

4.Штриховка сверху вниз (вертикальные линии – «дождь идёт», косые линии – «дождь с ветром», круги – «на земле появились лужи»). Графические задания включаются в сюжеты, чтобы не было однообразия, утомления.

5.Обведение трафаретов геометрических фигур и их штриховка. Штриховать нужно, не заходя за контуры рисунка, только в заданном направлении, соблюдая одинаковые расстояния между линиями.

6.Знакомство с разлиновкой тетради, направлением написания букв (слева направо), с соблюдением при письме границы строки.

Подготовительные упражнения:

- очерчивание рабочей строки точками, пунктиром;

- обводка контуров геометрических фигур пунктиром;

- проведение линий по точкам;

- штриховка в разных направлениях с соблюдением предела (горизонтально, вертикально, диагонально);

-рисование бордюров;

- написание элементов букв (палочки короткие и длинные, с закруглением вверху и внизу, прямые с петлёй, овал и полуовал).

- написание самих букв (печатных).

Памятка для родителей

«Преодоление трудностей в произношении слов»

Если вы заметили, что у вашего ребёнка трудности в произношении слов – нарушен порядок слогов, некоторые из них опускаются либо добавляются новые звуки или слоги, - это нарушение слоговой структуры слова. Для преодоления этого недостатка необходимо терпеливо работать с ребёнком. Рекомендуем строить занятия следующим образом.

1.Двусложные слова из открытых слогов (вата, вода, дети, зубы, коза).

2.Трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, утята голова, ягоды, мимоза).

3.Односложные слова из закрытого слога (мак, лук, сук, суп).

4.Двусложные слова с закрытым слогом (лимон, банан, гамак, петух).

5.Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, юбка, письмо, ветка).

6.Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, поднос, медведь, индюк, дельфин).

7.Трёхсложные слова закрытым слогом (колобок, бегемот, ананас, попугай).

8.Трёхсложные слова со стечением согласных (яблоко, шахматы, беседка, удочка, гантели).

9.Трёхсложные слова со стечение согласных и закрытым слогом (автобус, кофейник, ягнёнок, охотник, будильник).

10.Трёхсложные слова с двумя стечением согласных (скакалка, клубника, футболист, скамейка).

11.Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (флаг, винт, лифт).

12.Двусложные слова с двумя стечениями (кнопка, спутник, пингвин, гнездо).

13.Четырёхсложные слова из открытых слогов (пианино, чемоданы, ящерица, одеяло).

14.Слоговые упражнения (ба – бда, бо – бдо, бу – бду, бда – бдо – бду, бда – дба).

15.Предложения.

16.Скороговорки и чистоговорки.

17.Игры, направленные на отработку слов различной слоговой структуры, а также на развитие чувства языка, внимания. Виды заданий также должны варьироваться: назвать предметные картинки, повторить слова за взрослым, ответить на вопросы, повторить предложения с большой концентрацией сложных слов.

Памятка для родителей

«Методика работы с предложением»

Для анализа предложений по словам даётся лёгкий и доступный по смыслу материал с постепенным нарастанием слов в предложении. Методика работы с предложением сводится к следующему.

1.Составить предложение по сюжетной картинке.

2.Сосчитать, сколько слов в предложении.

3.Указать, на каком месте стоит каждое из слов в предложении.

4.Закончить начатое предложение по данному образцу.

5.Придумать самостоятельно предложения в два, три, четыре слова.

6.Распространить предложения путём увеличения количества слов.

7.Составить предложения из слов, данных вразбивку (все слова даны в правильной форме).

8.Составить предложения с определённым словом.

9.Составить графическую схему предложения.

10.Придумать предложения по графической схеме.

11.Выбрать карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.

Памятка для родителей

«Последовательность работы по автоматизации звуков»

1.Автоматизация звука в изолированном виде в играх на звукоподражание:

Как звенит комар? (З-з-з-з).

Как шумит ветер? (Ш-ш-ш-ш).

Как рычит собака? (Р-р-р-р).

2.Автоматизация звука в слогах и словах:

-открытых слогах типа: согласный – гласный, например: Ша, Ра.

-включение отработанных слогов в слова, под ударением и без ударения.

-автоматизация в закрытых слогах типа: гласный – согласный, например: Аш, Ил.

-автоматизация слогов со стечением согласных типа: согласный – согласный – гласный, например: Шва, Ршу, Зме, Рпе.

3.Автоматизация звука в предложении.

4.Автоматизация звука в тексте: заучивание стихов, потешек, скороговорок.

5.Дифференциация (различение) звука со сходными по звучанию, артикуляции, например: с – ш, з – ж, ш – ж, л – р.

Работа поводится поэтапно, данная схема применяется при автоматизации любого звука.

Приёмы работы:

1.Отражённое, утрированное произношение с опорой на артикуляционный образ звука, перед зеркалом.

2.Самостоятельное называние, чтение, постепенный переход от утрированного произношения к нормированному. При необходимости – использование образца произношения.

На протяжении всей работы над звуком следует использовать все виды контроля за произношением: зрительный, слуховой, тактильный.      



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №1 «Звездочка» г.Рассказово

                        СОВЕТЫ  ЛОГОПЕДА

Картинки по запросу отдельные картини артикуляц. упражнений

     АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Картинки по запросу артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 
Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. 
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. 
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. 
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. 

Упражнения для губhttps://4.bp.blogspot.com/-u-K45LuhlyE/V4jyhdcqpFI/AAAAAAAAON8/ZjAaEKzCXrU6FobOeQAXlKlKGKHxQ3D8QCLcB/s1600/0badf2af504d13231794404c8b691a78.jpg.jpg

1. Улыбка.
 Картинки по запросу улыбка упражнения картинка логопед
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).
 
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 

3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.

6. Кролик. 
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. 


Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание  и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 

2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 

3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 

4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". 

7. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. 

8. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 

9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. 

Если губы совсем слабые: 
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть. 


Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 

2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 

3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки. 

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. 


Статические упражнения для языка

1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 

2. Лопаточка. 
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 

3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 

4. Иголочка (Стрелочка. Жало). 
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 

5. Горка (Киска сердится). 
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 

6. Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 

7. Грибок. 
Рот открыт. Язык присосать к нёбу. 


Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 

2. Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. 

3. Качели. 
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 

4. Футбол (Спрячь конфетку). 
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 

5. Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. 

6. Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта. 

7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 

8. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. 

9. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 

10. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 

11. Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. 


Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично. 

2. Акулы.
На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений. 

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом. 

4. Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку. 

5. Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков. 

6. Силач.
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. 

7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться. 

8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). 

9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка. 

10. Дразнилки.
Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па. 

11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт). 

12. Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя 
ооооооооооооо 
ёёёёёёёёёёёёё 
иииииииииииии 

13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным. 

14. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. 

Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата. 

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто. 


Тренировка мышц глотки и мягкого неба


1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха. 

2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром). 

4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
Глотать капли воды, сока. 

5. Надувать щеки с зажатым носом. 

6. Медленно произносить звуки к, г, т, д. 

7. Подражать:
- стону,
- мычанию,
- свисту. 

8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук. 

9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта. 

10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке. 

11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой. 

12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри. 



Предварительный просмотр:

                   Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                   «Детский сад №1 «Звездочка» г. Рассказово

                                 

                           Семинар – практикум для родителей с детьми  на тему:

 «Умный ребенок – здоровый ребенок»

(младший дошкольный возраст)

                                                                                                   Учитель-логопед: Ланина С.Г.

                                                                                 

                                                                    2016г.

                    Актуальность темы работы обусловлена тем, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обследовании детей выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т.п.

Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. 

Новизна данной педагогической работы состоит в разработанной технологии, направленной на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством применения бросового материала. Новизна работы заключается так же и в том, что:

- обоснована возможность развития интеллектуальных способностей дошкольников посредством использования пальчиковой гимнастики;

- расширен спектр форм взаимодействия с родителями за счет практических занятий, семинаров;

- использование мультимедийного оборудования с целью значительного расширения зоны ближайшего развития ребенка и создание положительной эмоциональной атмосферы сотрудничества детей и родителей.

Цель семинара: использование активных форм повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания потребности в здоровом образе жизни. Знакомство с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно проводить в домашних условиях.

Предварительная работа.

  • Проведение анкетирования «Развитие мелкой моторики у дошкольников»  
  • Подбор пособий, игр, литературы по теме.
  • Оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.
  • Подбор музыкального сопровождения для мероприятия.

Оформление зала

Плакаты «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А.Сухомлинский)

«Рука – это своего рода внешний мозг» (Э.Кант)

«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.А.Сухомлинский)

Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, столы и стулья, мольберт. 

Материал: Лист ватмана, пластилин (на каждый стол), набор цветной бумаги, картон, фломастеры, ножницы, круги разных размеров, бутылки с крышками, корзины большие (4 шт.), ведерки маленькие  (4 шт.), прищепки, веревки, платочки, емкости для сыпучего материала, тарелочки, фасоль, горох, макароны, веревки для нанизывания бус, памятки для родителей.

Вступительное слово. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обследовании детей выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

Как выяснилось из бесед с родителями и анализа анкет, многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как ее развивать они затрудняются. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке, по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, познавательному развитию, но не стимулируют развитие мелкой моторики.

Также уделяется мало внимания совместным играм с малышами. И большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляции с мелкими предметами. Проанализировав все это, пришли к выводу о целесообразности проведения семинара-практикума на данную тему.

Повестка семинара–практикума

1.«Мы хотим видеть своих детей умными» - учитель-логопед

2. Презентация «Ловкие  пальчики» (развитие мелкой моторики в младшей группе)-воспитатель Толстова И.Е.

3.Практическая часть.

 Все мы хотим видеть своих детей умными, активными, успешными, ясно сознающими смысл и цель своей жизни. А это невозможно без здоровья! Поэтому необходимо с ранних лет научить их и воспитывать в них привычку быть здоровыми.

Здоровый ребенок прекрасно себя чувствует, получает удовлетворение от общения с окружающими, успешно преодолевает все препятствия, достигает своей заветной цели.

 Когда речь идет о здоровье детей, мы всегда представляем физическое здоровье ребенка. Но есть еще и психическое здоровье, которое включает в себя нормально развитую речь, мышление, воображение, память. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

А уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук или как принято говорить, мелкой моторики.

 Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

 Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у детей рук - развиваем и языковой аппарат.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, речь.

В свое время В.А. Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». 

 Сегодня в наших магазинах очень  много дидактических игр и пособий, методической литературы по развитию мелкой моторики, но не все родители могут себе это позволить. Поэтому, мы сегодня хотели вас познакомить с теми играми, которые можно проводить дома, на кухне, а материалами для этих игр мы предлагаем пластилин, тесто, крупы, т.е. то, что у нас дома есть под рукой.

Вначале мы вашему вниманию предложим презентацию, как дети занимаются в группе, в какие игры играют, какие упражнения выполняют для развития мелкой моторики рук. Потом с вами продолжим практическую часть. Родители делятся на 2 команды. Придумывают название своей команде.

  1.  «Бусы для мамы»

Родители нанизывают разноцветные макароны на шнур.

  1. «Цветок для мамы»

Из пластилина  родители на картоне лепят цветок.

  1. «Открутили, закрутили»

 В каждую группу раздается корзина с бутылками. По сигналу откручивают крышки с бутылок, потом закручивают.

  1. «Золушка»

На столе емкость, в которой смешаны три вида крупы (фасоль, горох, кукуруза) и три тарелочки. Взрослые должны перебрать крупы в отдельные тарелки.

  1. «Мамины помощники»

 Родители вешают на верёвку платочки и закрепляют их прищепками, затем снимают их обратно.  

  1. «Волшебный кружок»

Родители обводят круги разного размера, затем дорисовывают их, дополняя недостающими элементами ( солнышко, велосипед, машина, чашка, чебурашка и т.д.)

  1. «Осеннее дерево»

Родители правой и левой рукой сминают листок бумаги в ком и  приклеивают на контур кроны дерева (на мольберте)

  1.  «Волшебные палочки»
  2. Родители выкладывают из палочек забор, домик, солнышко, машина.

Итог.

Ведущий. Вы сегодня сами убедились, насколько просты эти игры и какое значение они имеют для развития ребенка.  

Уважаемые родители, мы еще раз благодарим вас за ваше внимание.  Спасибо.

Заключение

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям:

  • овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
  • лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

Список  литературы.

1. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

2.Елена Селезнева «Мамина Книга» (настольная  книга родителей и  воспитателей)-М.: Изд.дом МСП, 1997

3. Кольцова М.М «Развитие моторики»

4.Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. // СПб., Детство-Пресс, 2008.



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по развитию мелкой моторики рук у малышей

с использованием подручного материала

Уважаемые родители!

Многие из вас  слышали о том, что очень важно развивать у ребенка "мелкую моторику рук". О том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Да, действительно, нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Предлагаем вам наиболее простейшие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук ваших детей, которые можно провести, практически не отрываясь от домашних дел.

Вы можете предложить своим детям  выполнить следующие упражнения:

"Разложим по порядку"

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: "Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое - все зеленые". Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка - только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца - этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

"Волшебное сито"

Скажите: "В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!" Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом - рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

"Выловим из воды"

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски.

"Не просыпь и не пролей"

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание - это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

"Лепим колобки, колбаски и блинчики"

Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать "колобки" (скатывать шарики), "колбаски" и "блинчики". Потом из этих "заготовок" можно "собрать" фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию - победите соблазн лепить вместо него.

"Открой и закрой"

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки.

"Была лужа - и нет ее"

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

"Смети, но не просыпь!"

Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно - тогда на пол ничего не просыплется.

"Ну-ка, вылови"

Поставьте на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду - собрать губкой.

"Пересыпаем ложкой"

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

"Посыпаем дорожки"

Предложите ребенку посыпать "песком" (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их "щепоткой"), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками т.п.

Маленькие дети очень любят "запихивать" разные предметы в дырочки. Просто возьмите жестяную или пластмассовую банку с пластмассовой крышкой (от кофе, чипсов и т.д.) или картонную коробку. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько), соответствующие предметам для вкладывания и игрушка готова. Вкладышами могут служить:  небольшие шарики, например, от пинг-понга;  коробочки от "киндер-сюрпризов";  крупные и средние бусины, пуговицы,  монетки;  карандаши, крышки от старых фломастеров;  фасолины, горошины; кубики, кирпичики, другие детали от строительного набора;  детали любых конструкторов, детали от пирамидок; любые фигуры, вырезанные из пенеплена (туристический коврик).

Как только малыш освоил игрушку или она ему надоела - выбрасывайте ее или отдайте соседям. Сделайте новую игрушку - ее изготовление не отнимет у вас много времени. Чем больше разнообразных по форме и размеру предметов он будет проталкивать в отверстия, тем лучше.  Желаем вам удачи!