Психологическая акция для детей первой младшей группы "В детский сад с радостью"

Янина Светлана Николаевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 59 «КАЛЕЙДОСКОП» Психологическая акция Тема: Сопровождение детей во время адаптации в МБДОУ д/с № 59 «В детский сад с радостью» Подготовила и провела: педагог – психолог С. Н. Янина. 22.09.2017 г. 2017 – 2018 учебный год г. о. Химки МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 59 «КАЛЕЙДОСКОП» Подготовила педагог – психолог С.Н. Янина 22 сентября 2017 г. МБДОУ д/с №59 «Калейдоскоп» г. о. Химки Психологическая акция тема: Сопровождение детей во время адаптации в МБДОУ д/с № 59 «В детский сад с радостью» Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Задачи: преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду; обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. снятие эмоционального и мышечного напряжения; Участники: воспитанники группы раннего возраста «Калейдоскоп», родители, воспитатели. Ход акции: Знакомство с детьми. Игра-разогрев. Проведение психологической диагностики по методике Павловой, Руденко. Заполнение анкет по адаптации родителями воспитанников. Консультации родителей по теме адаптации детей к ДОУ. Рекомендации воспитателю по снятию эмоционального и мышечного напряжения у детей. Проведение занятий по гармонизации адаптации детей к ДОУ. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс. Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном, учреждении Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находится в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.   Структура и форма занятий в ходе акции Как правило, занятия начинались с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создавали положительный эмоциональный фон, повышали речевую и двигательную активность детей, помогали настроиться на совместную групповую работу.                                                                                   В основную часть занятия входили игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивались занятия спокойными, малоподвижными играми и упражнениями. В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом. Каждое занятие проводилось в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состояло занятие, варьировалось педагогом-психологом. Занятия длительностью 10-20 минут проводились с 22.09.17 г. по 26.09.17 г. в течение психологической акции. Активное участие в занятиях принимал воспитатель. Он перенимал методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечал наиболее понравившиеся детям игры и использовал их в своей работе. Занятие 1 БОЖЬЯ КОРОВКА Задачи: создание положительного эмоционального настроя в группе;                             развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов); развитие внимания, речи и воображения. Материалы: игрушечная божья коровка (желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.; черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).                                                                   Ход занятия 1. Приветствие. Психолог показывает детям игрушечную божью коровку и говорит: - К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней. Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней. Психолог предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает очки на сцинке божьей коровки. Если дети затрудняются с ответом, психолог сам называет цвет, форму и величину игрушки. - Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать! Психолог, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. -  Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку. Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки. -  Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки. Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка. Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним. Божья коровка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого! Ритмично покачивают ладонями. Делают взмахи перекрещенными кистями рук. Машут кистями рук на себя. Ритмично хлопают в ладоши. Грозят указательным пальцем. - Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки. Обучая этому дыхательному упражнению, психолог может попросить детей широко открыть рот и длительно произносить звук «А». - Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки. На начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У». - А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок. Мы вокруг себя покружились. И в божьих коровок превратились. Божьи коровки, покажите мне ваши Головки, носики, ротики, Ручки-крылышки, ножки, животики. Кружатся. Показывают названные части тела. - Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам. Дети встают на четвереньки и ползают по полу. - Подул злой холодный ветер, перевернул жучков. Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками. Если психолог наблюдает у кого-то из детей напряженные, скованные, резкие движения, то он может поглаживанием и легким встряхиванием помочь ребенку снять излишнее напряжение. - Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам. Дети снова встают на четвереньки и ползают. Игра повторяется 2-3 раза. - Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели. Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат. - Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! Дети бегут в объятия к психологу и воспитателю. На детском-родительском занятии дети прячутся в объятиях у родителей. Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машинки, матрешки и т.п.) и говорит: -  Ребята, божьей коровке захотелось поиграть с вашими игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки. Дети выполняют задание. - Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая. Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. При необходимости взрослые могут взять руки детей в свои и показать им, как выполняются вращательные движения. • Дети садятся за столы. Психолог раздает краски и листы с изображением божьих коровок. -  Теперь нарисуем черные точки на сцинках божьих коровок.                             Дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы в черную краску (гуашь, смешанную с зубной пастой) и закрашивают круги на спинках божьих коровок. • Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.                                          Психолог говорит: - Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!