Методическая копилка по речевому развитию.

Валентина Николаевна Коканова

     Мнемотехника — система различных приѐмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объѐм памяти путѐм образования дополнительных ассоциаций.

   Цель: формировать у детей интерес к заучиванию стихов; расширение словарного запаса, развитие связной речи дошкольников.      

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игры на формирование умения выявлять функции объекта

«Что умеет делать?»

Правила игры:

Ведущий называет объект. (Объект можно показать (картинка) или загадать с помощью игры «Данетка» или загадки).  Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Ход игры:

В: Телевизор.

Д: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться,  может помогать заснуть, может мешать общаться с мамой и папой, помогает одиноким людям.

В: Что может мяч? Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться,  лежать, может грустить, быть ненужным, летать, веселиться, впасть в зимнюю спячку.

                Игры на определение линии развития объекта

Правила игры:

1 вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют  объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют.

2 вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

Живая и неживая системы

Ход игры:

В: Было семечком, а стало?

Д: Стало ростком.

В: Было головастиком, а стало?

Д: Лягушонком.

В: Был дождь, а стал?

Д: Вода впиталась в землю, а часть воды испарилась. Жидкие человечки превратились в бегущих, стали незаметными и исчезли.

В: Было деревом, а стало?

Д: Домиком для белочки, сухим деревом, дровами, досками, мебелью,  бумагой…

Игры на выявление надсистемных связей

Правила игры:

Ведущий называет предметы окружающего мира.

В младшем дошкольном возрасте - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы.

В старшем дошкольном возрасте - это любые предметы и явления  реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Ход игры:

В: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!

В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя. Если у воспитателя четкая цель: закрепить, например, раздел «Живая и неживая система», то основной набор картинок должен состоять из объектов живой и неживой системы и так далее.

Живая и неживая системы.

В: Где живет медведь?

Д: В лесу, в зоопарке.

В: А еще?

Д: В мультфильмах, в фантиках конфетных.

В: Где живет собака?

Д: В конуре, если она дом охраняет. В  доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице - бродячие.

В: Где живет ромашка?

Д: На дорожке растет. В лесу, огороде и в поле. А еще за садиком в зеленой аптеке. А когда мама полоскала горло, у нее во рту жила. 

Культура поведения.

В: Где живут вежливые слова?

Д: В книге, в песне. В хорошем человеке.

В: А что значит хороший человек?

Д: Это значит, что он вежливый, опрятно одевается, зубы чистит, помогает людям …

Это игра может использоваться как организационный момент в начале занятия - беседы.

В: Где живет радость?

Д: У нас в группе, во мне, в моей любимой кошке, в маме, в телевизоре.

В: Где живет зло?

Д: В сказке про Бабу - Ягу, про мачеху… в человеке - он может быть злым.

Игры  на определение подсистемных связей объекта

«Что можно сказать об объекте, если там есть…»

Правила игры:

Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

Ход игры:

В: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?

Д: Это либо животное, либо птица, которая живет на деревьях или скалах.

В: Что можно сказать о системе, в которой есть много книг?

Д: Это может быть библиотека или книжный шкаф, книжный магазин, а еще портфель         ученика.

В: Что можно сказать об объекте, частью которого являются волшебные слова?

Д: Это такие слова как «спасибо», «здравствуйте», «будьте добры».

Это может быть вежливый человек, добрый человек, книга.

Развитие речи (обогащение словаря).

В: Что можно сказать о системе, в которой нет света?

Д: Это может быть темное помещение, подземелье, черный ящик, шкаф закрытый.

В: Что можно сказать об объекте, от которого вкусно пахнет?

Д: Это живой объект?

В: Да.

Д: Это может быть парикмахер (от него пахнет одеколоном), кулинар и повар (от них пахнет булочками, пирогами, ванилином, вкусностями.

В: А если это неживой объект, но от него тоже вкусно пахнет. Что это?

Д: Магазин парфюмерный, кухня в детском саду.

Ознакомление с окружающим миром.

В:  Что можно сказать об объекте, если там есть мотор?

Д: Это или соковыжималка, или машина, или трактор, или самолет, или пылесос.

В: Что можно сказать об объекте, если там есть белый халат?

Д: Это может быть врач, парикмахер, аптекарь.

В: А если это неживая система?

Д: Тогда это  шкаф,  больница, аптека…

Игры на умение выявлять дополнительные ресурсы объекта

«Фантазеры»

Правила игры:

Дети по очереди называют все ресурсы использования предмета. Выигрывает тот, кто последним предложит возможное его применение.

Ход игры:

В: Для чего нужна линейка?

Д: Для того, чтобы измерять чего-то.

В: А как еще можно использовать линейку?

Д: Вместо указки, помешать ею что - то, спину почесать. В цель метать.

В: А как?

Д: На кончик линейки положить что-то легкое и стрельнуть, а на стене мишень нарисовать.

Игры на сравнение систем

«Раз, два, три, ко мне беги!»

Правила игры:

Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах - это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. Воспитатель затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.  

Ход игры:

«Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!» (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте.

Примечание: Можно использовать задания на надсистему.

Например: «Раз, два, три, все, кто живет в поле, ко мне беги!»

К ведущему подбегают дети с изображением или загаданными объектами капусты, камня, песка, земли, мышки, травы, ветра, трактора. Ведущий спрашивает, в какие моменты трактор может находиться в поле (во время сева или сборки урожая).

 «На что похоже»

Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Правила игры:

Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

В: На что похожа коробка цветных карандашей?

Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная…)

В: На что похожа кисть?

Д: На метлу Бабы - Яги, на указку, на Волшебницу (потому, что если провести кисточкой по бумаге получается какой-то рисунок).

Игры на классификацию объекта

«Все в мире перепуталось»

Примечание: Для игры используется «модель мира», которая на первом этапе ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. Я использую два обруча.

Правила игры:

Воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.

Используемая литература:

Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.

Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А.Сидорчук - Ульяновск, 1998.

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В., Хоменко Н.Н. Методика формирования  у дошкольников классификационных навыков – (С) 2009г.