Для вас, коллеги!

Анна Александровна Ивановских

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка и проведение праздника.

Слайд 2

ВОПРОСЫ на которые нужно ответить перед проведением утренника. 1. Значение праздничных утренников в музыкально-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. 2. Праздники - звено эстетического воспитания. 3. Классификация праздников. 4. Требования к составлению сценария, длительность праздника. 5. Совместная работа воспитателя, музыкального руководителя, родителей в подготовке и проведении праздника 6. Какова роль музыки на детских утренниках? 7 Взаимосвязь различных видов искусства на утренниках. 8.Построение программ общественно-политического и новогоднего праздника. В чем их отличие? 9. Коллективные и индивидуальные выступлениях детей на утренниках. 10. Какие виды детской музыкальной деятельности включаются в праздничную программу? 11. Как организуется подготовка детей к празднику? 12. Какова роль воспитателей на утреннике? 13. Какие подвижные игры с пением можно включить в программу новогоднего утренника для каждой возрастной группы?

Слайд 3

ЗАДАНИЯ: -Подумайте , как привлечь к активному участию в утреннике ребенка, не посещавшего детский сад. -Составьте программу сольного или коллективного выступления взрослых на детском утреннике. -Расскажите об оформлении зала к праздникам. -Каково место театрализованных представлений на праздничных утренниках? - Составьте план праздничного утренника для любой возрастной группы. - После праздничного утренника проведите с детьми беседу. Выясните, какие впечатления остались у детей, что запомнилось им больше всего. - Расскажите о возможностях использования аудио­визуальных средств обучения на праздничных утренниках.

Слайд 5

Основные задачи праздника: создать радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный настрой; обогатить новыми впечатлениями, сформировать разнообразные эмоции и чувства, являющиеся важнейшим условием развития личности; воспитать праздничную культуру (традиции праздников, гостевой этикет).

Слайд 6

В настоящее время в детском саду отмечаются государственные праздники: Новый год, Международный женский день 8 марта, День защитника Отечества, День Победы. Кроме государственных праздников проводятся календарные, связанные с определенным временем года: Осенний праздник, Праздник весны. Отмечаются в дошкольных учреждениях и так называемые бытовые праздники. Классификация праздников

Слайд 7

Программа праздника должна строиться на ранее освоенном материале, из которого отбираются произведения, наиболее ярко исполняемые детьми.

Слайд 8

в младшей и средней группах составляет 20—30 минут, старших группах — 45—50 минут. Продолжительность праздников

Слайд 9

Воспитательный и развивающий потенциал праздника можно усилить за счет изменения формы его организации. Здесь целесообразно различать мероприятия, дела и игры

Слайд 10

Музыка объединяет все виды искусства (художественное слово, изобразительное искусство, театрализация), весь сценарий, создает основной настрой праздника, вызывает положительные эмоции и у детей, и у взрослых, объединяя всех участников общими переживаниями. Виды детской музыкальной деятельности, включаемые на празднике

Слайд 11

Большую роль в процессе подготовки к празднику играет изобразительная деятельность - праздничное оформление зала, которое меняется в зависимо-сти от содержания самого праз-дника . Детские костюмы - так-же важная деталь праздника.

Слайд 12

Музыка объединяет все виды искусства (художественное слово, изобразительное искусство, театрализация), весь сценарий, создает основной настрой праздника, вызывает положительные эмоции и у детей, и у взрослых, объединяя всех участников общими переживаниями .

Слайд 13

создать у ребенка радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный настрой, сформировать представления о праздничной культуре, познакомить с традициями праздников, их организацией, приобщить к общечеловеческой культуре. Главная задача праздника

Слайд 14

Значение праздника как одного из средств эстетического воспитания определяется не только воздействием музыки, а также сочетанием в нем различных видов искусств, которые дополняют друг друга в решении одной темы, что дает возможность наиболее полно ее выразить .

Слайд 15

Построение праздника Праздничная программа состоит из трех частей. Первая часть, небольшая по времени (5—7 минут):торжественный вход нарядно одетых детей с флажками, цветами, ветками и т.д., перестроения, чтение стихотворений, исполнение одной-двух песен. Вторая часть — более продолжительная. Коллективные и индивидуальные выступления детей, зрелищные моменты. Дети исполняют песни, выученные на музыкальных занятиях. Особое место здесь занимают знакомые детям народные песни, игры, хороводы, традиционные для данной местности, танцы. Все выступления могут проходить в виде концерта, в котором чередуются разные виды деятельности, или часть репертуара может быть объединена одной темой. В третьей, заключительной части внимание детей вновь сосредоточивается на основной идее праздника. Ведущий еще раз поздравляет всех присутствующих с празд-ником , ребята могут хором прочитать четверостишие, посвя-щенное празднику, Родине. Уходят дети под бодрый марш.

Слайд 16

Зависит от его темы. Обычно традиционные праздники, посвященные общественно-политическим событиям, начинаются торжественной частью, которая включает в себя: праздничное шествие детей, иногда с участием взрослых или под исполнение взрослых праздничной маршевой песни, поздравление заведующей, пение праздничных песен, исполнение упражнений-композиций, чтение стихов на праздничную тематику. После торжественной следует концертная часть - групповые и индивидуальные выступления детей: чтение стихов, пение песен, пляски, инсценировки, аттракционы. Закончить праздник можно раздачей подарков, так как они усиливают и продлевают праздничные эмоции, или приглашением детей на торжественный обед, чай. Иногда дети получают подарки после окончания праздника в групповой комнате. Структура праздника


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкально-дидактическая игра – как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Исполнитель: музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №37 Ивановских Анна Александровна

Слайд 2

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая - игровая, ради которой действует ребенок.

Слайд 3

Основное назначение музыкально-дидактических игр : формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Слайд 4

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.

Слайд 5

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально - ритмических движений и даже в области слушания музыки. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности. Дидактические игры на музыкальных занятиях мы начинаем проводить с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настолько печатные игры, а также используются и технические средства обучения.

Слайд 6

Музыкально-дидактические игры

Слайд 7

«Цветик-семицветик» Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей. Игровой материал: Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились на занятиях. Например: 1. «Кавалерийская» Д.Б. Кабалевский. 2. «Клоуны» Д.Б. Кабалевский. 3. «Болезнь куклы» П.И. Чайковский. 4. «Шествие гномов» Э. Григ. 5. «Дед Мороз» Р. Шуман и т.д. Ход игры: Дети сидят полукругом. Приходит садовник (педагог) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель исполняет произведение или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения.

Слайд 8

«Три цветка» Дидактическая игра на определение характера музыки Цель: закрепление понятия о характере музыки; формирование эмоциональной отзывчивости. Игровой материал: Три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано "лицо" - спящее, плачущее, или весёлое), изображающих три типа характера музыки: • добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная); • грустная, жалобная; • весёлая, радостная, плясовая, задорная. Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звёздочки и т.д. Ход игры: 1 вариант. Педагог исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора. 2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

Слайд 9

«Солнышко» Дидактическая игра на определение высоты звуков Цель: развитие звуковысотного слуха детей. Игровой материал: Большая картина ( фланелеграф ), изображающая поляну с нотным станом. Нотки-солнышки для фланелеграфа – 8 шт. Размер солнышка соотносится с нотным станом. Ход игры: Педагог: Жило-было солнышко. Встало утром рано, потянулось и запело свою песенку. ( Напевает произвольно.) Я,солнышко лучистое, Очень-очень чистое! Люблю я умываться И в лужицах купаться. ( Говорит.) Мои детки засмеялись, По линейкам разбежались. Помогите их собрать И по именам назвать. Я нашла маленькое солнышко ( ставит нотку-солнышко на первую линейку ), вот оно на первой линейке, а зовут его «ми». Дети вместе с педагогом пропевают звук. На каждом занятии количество использованных нот-солнышек может быть различным, в зависимости от поставленных задач.

Слайд 10

Колобок Игра на развитие слухового восприятия Цель: Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий). Игровой материал: Карточка из плотного картона, разделена на две части: слева изображен весёлый колобок; справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено. В щель вставляется полоска из картона в виде линейки, разделённой на четыре равные части, на каждой из которой изображён тот или иной персонаж сказки (заяц, лиса, волк, медведь). Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей.

Слайд 11

Методика проведения НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре: «заяц» - высокий, «лиса» - средний, «волк» - низкий, «медведь» – очень низкий. После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и пользуясь пособием, устанавливает линейку с картинками в соответствующее положение, так что рядом с колобком оказывается тот персонаж, образ которого передан в музыке. НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. Педагог исполняет все пьесы поочередно (в любой последовательности). Дети по двое выполняют задание: один с помощью пособия выбирает карточку, соответствующую тому персонажу, который изображен в музыке; другой движется под музыку, подражая действиям данного персонажа. Остальные дети оценивают задание. НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ. Четверо детей выходят и по очереди загадывают остальным загадки: «по секрету» сообщают педагогу, кого из персонажей сказки будут изображать, он исполняет соответствующую пьесу, а ребенок импровизирует движения своего персонажа. Остальные дети по желанию отгадывают загадки: берут пособие и находят на линейке изображение персонажа, музыка которого только что прозвучала. Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Г. Левкодимова.

Слайд 12

«Музыкальные птенчики» Дидактическая игра на закрепление знаний о высоте звука Цель: закрепление понятия о высоких и низких звуках, развитие звуковысотного слуха, творчества детей. Игровой материал: Картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички – 5 шт.; набор шапочек для «птичек». Дерево и птички должны быть соразмерны, ветки – нотный стан, птички – ноты. Ход игры: 1 вариант. Педагог: Наступила весна, вернулись из тёплых краёв птицы, свили гнёзда и вывели птенчиков. Обрадовались птенцы, что научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песни петь. Педагог выбирает несколько детей, надевает на них шапочки птички-мамы и птенцов и даёт им в руки изображения птиц. Дети поют попевку: Мы птенчики весёлые, Умеем мы летать И с веточки на веточку Нам весело порхать. Ребёнок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поёт импровизированную песенку низким голосом. А мамочка волнуется: Лети-ка, птенчик, вниз! Спою я колыбельную, И ты уснёшь, малыш! Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами. Не хочу к тебе лететь, Буду здесь я песни петь. 2 вариант. Выбирается мама-птичка и птенчики. Дети-птенчики поют свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам, называя их по именам: птенчик Ре, птенчик Ми и т.д.

Слайд 13

«Веселые подружки» Дидактическая игра на развитие чувства ритма. Цель: развитие чувства ритма детей. Игровой материал: Плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д. Ход игры: Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые. Подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька! Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

Слайд 14

Музыкальный паровоз Игра на развитие тембрового слуха Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов. Игровой материал: Пособие «Паровоз», детские музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов. Методика проведения НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз. Вот смотрите - паровоз Он вагончики повез. Путь у него дальний, Ведь поезд музыкальный . Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать с помощью выразительных средств о том, что встречается в жизни. Детям исполняют две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инстр ументов.

Слайд 15

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. Паровоз гудит, поет. Инструменты к нам везет. А вот какие он везет, вам надо угадать. И в каждом вагончике свой инструмент. Звучит фонограмма музыкальной пьесы, ребенок называет инструмент, который звучал и подходит к паровозу и открывает окошко первого вагончика. Дети дают оценку выполнению задания, исправляют не точности. Затем детям предлагается послушать следующую пьесу. Задание повторяется. НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ . Детям предлагается послушать знакомые музыкальные произведения, определить, какие инструменты звучат в этом музыкальном произведение. Выбрать музыкальный инструмент, который звучал в данном музыкальном произведении и под музыкальное сопровождение с играть на нем. Музыкальный репертуар : «Белка» Римского-Корсакова, «Парень играет на гармошке» Г.Свиридова.

Слайд 16

Разноцветная гусеница Игра на определение характера музыки Цель: Развивать у детей представление о характере музыки, соответствующем определенному цвету. Игровой материал: Карточки с изображением головы гусеницы и разноцветных «животиков» гусеницы . Методика проведения НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Дети знакомятся с музыкальным произведением. Беседа по содержанию музыкального произведения. НА ВТОРОМ ЭТАПЕ . После прослушивания музыкальное произведение, педагог предлагает построить гусеницу « животиками», цвета которых соответствуют характеру произведения. НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ . Педагог предлагает детям изобразить в рисунке характер музыкального произведения, используя выбранную им цветовую гамму. Музыкальный репертуар: программные музыкальные произведения.

Слайд 17

Теремок Игра на развитие слухового восприятия и музыкального образа Цель: Развивать умение запоминать и различать музыкальные произведения. Игровой материал: Картинка из картона с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от терёмка нарисованные сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и карточки персонажей из сказки по количеству детей, шапочки - маски героев. Методика проведения НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Педагог начинает сказку: «Стоит в поле терёмок- теремок, он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к ребёнку, просит послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти. Дети отвечают и мотивируют свои ответы характеристикой об этом музыкальном отрывке и так о всех героях сказки .

Слайд 18

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. После каждого прослушивания дети выполняют задание: с помощью пособия выбирают карточку, соответствующую тому персонажу, который изображен в музыке объясняет свой выбор и устанавливает картинку перед домиком, образ которого передан в музыке. НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ. У каждого ребенка имеется карточка с героем, после прослушивания пьесы каждого героя, дети самостоятельно поднимают соответствующую карточку, объясняя свой выбор. Затем предложить изобразить повадки своего персонажа. Другие дети оценивают выполнение задания. Музыкальный репертуар: Пьесы: « Медведь» «Лиса», «Мышка», «Зайчик», «Волк», «Лягушка», «Петушок» Г. Левкодимова

Слайд 19

Спасибо за внимание! И удачи в работе!