Педагог года 2017

Анна Александровна Ивановских

Участие в конкурсе "Педагог года 2017" (музыкальный руководитель)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

городской конкурс «Воспитатель года» – 2017

Слайд 2

УЧАСТНИКИ Педагогические работники муниципальных бюджетных и автономных дошкольных образовательных организаций города. В 2017 году Конкурс проводится в двух номинациях: « Воспитатель » « Музыкальный руководитель » Педагогический стаж работы не менее 5 лет. Возраст участников не ограничивается . От одного района не более 3 человек в каждой номинации.

Слайд 3

Прием документов с 13 по 23 марта 2017 года включительно в городской оргкомитет МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» ул. Воеводина, 4, каб . 12, тел. 371-87-09

Слайд 4

Состав документов Представление заявителя (в свободной форме), заверенное районным Управлением образования; Заявка на участие в Конкурсе от участника; Эссе на тему «Детский сад будущего» (объемом не более 10 тыс. знаков ); «Аналитическая записка» о результатах педагогической деятельности объемом не более 15 страниц в формате А 4, шрифт - Times New Roman , 14 кегль; Цветные фотографии - портрет, жанровая фотография только на электронном носителе. Материалы принимаются на бумажных и электронных носителях в одном экземпляре.

Слайд 5

«Аналитическая записка о результатах собственной педагогической деятельности» Эссе «Детский сад будущего» М етодические и (или) иные авторские разработки . «Интернет-ресурс» В срок до 23 марта 2017 года ( включительно) участники Конкурса должны пройти электронную регистрацию на сайте МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» ( www.imc-eduekb.ru )

Слайд 6

Что должно быть на сайте участника : • общая информация : ФИО, образование, трудовой и педагогический стаж, сведения о повышении квалификации , наградах, достижениях, увлечениях; • методические материалы , свидетельствующие о профессионализме педагога; • отражение опыта использования ИКТ в обучении; • разработки и рекомендации для коллег и возможность их использования ими в различных образовательных ситуациях; • авторские разработки , отражающие опыт образовательной деятельности; • рекомендации для родителей ; • статьи на профессиональную тему; • форумы и (или) другие формы обратной связи и их активность ; • отзывы посетителей сайта. Требования к содержанию Интернет-ресурса участника

Слайд 7

Цель: демонстрация способности к анализу , осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДОО. Формат конкурсного задания: анализ результатов педагогической деятельности (описание собственной системы работы ) Аналитическая записка — документ, содержащий обобщенный материал о результатах педагогической деятельности.

Слайд 8

Выделяется и прописывается : Ведущая идея собственной педагогической деятельности (конкретное описание реализуемых технологий, обеспечивающих развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей ). Обосновывается выбор содержания программ, используемых технологий, аргументируются преобразования (изменения) в сфере организации образовательной деятельности. Обосновывается своеобразие и новизна содержательных и (или) технологических методик с их психолого-педагогическим обоснованием. Вклад ( изменения) в организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОО. Анализируются показатели результативности педагогической деятельности (динамика достижений воспитанников за последние 5 лет ). Дается оценка личных профессиональных компетенций (обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы, публикации и др.) за последние 5 лет.

Слайд 9

Структура аналитической записки 1. Содержание 2 . Введение 3. Основная часть 4. Заключение 5. Приложения

Слайд 10

Содержание Включает в себя наименования всех структурных частей документа с указанием номеров страниц, на которых размещается начало каждой части. Введение Введение включает в себя постановку проблемы, то есть а ргументируются преобразования (изменения) в сфере организации образовательной (воспитательной) деятельности . Дается краткое представление системы собственной педагогической деятельности (краткое конкретное описание реализуемых технологий, методик, обеспечивающих достижение результатов обучения и воспитания).

Слайд 11

Основная часть Излагается суть деятельности. В логической последовательности дается информация о: В ыборе содержания программ, используемых технологий, об а вторских программах, разработках, методиках, представляющих интерес для педагогов. Дается описание системы собственной педагогической деятельности (конкретное описание реализуемых технологий, методик, обеспечивающих достижение результатов обучения и воспитания). Аргументируется использование данных технологий для решения существующих проблем в сфере организации образовательной деятельности. Аргументируется и нновационность опыта (своеобразие и новизна, уникальность использования содержательных и технологических методик ), делается их психолого-педагогическое обоснование.

Слайд 12

Анализируются показатели результативности педагогической деятельности: Динамика достижений воспитанников за последние 5 лет; Динамика в воспитательной работе; Дается описание научной и практической ценности представленных результатов педагогического опыта (практическая значимость, возможность использования другими педагогами ).

Слайд 13

Заключение В конце Аналитической записки должны быть обязательно выводы, прогноз и предложения. Строятся они на основании результатов анализа представленного опыта, приводимого в разделах, но не повторяют их, а обобщают. Здесь же анализируются и дается оценка личных профессиональных компетенций и возможностей которые взаимосвязаны с динамикой достижений воспитанников; Представляются достижения по обобщению и распространению собственного педагогического опыта (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы, публикации и др.) за последние 5 лет.

Слайд 14

Основные требования к выводам : непротиворечивость и логическая взаимосвязь с основным текстом; отсутствие прямых повторений текста раздела; недопустимость выводов, не обоснованных основным текстом; выводы должны содержать общие оценки и планы на ближайшую перспективу; текст выводов должен быть краток. Объем итогового заключения не должен превышать одной страницы . Приложения Приобщаются различные таблицы, графики, документы ( грамоты, сертификаты и т.д.), методические или печатные материалы, а также иная второстепенная информация, дополняющая основную часть аналитической записки. Список использованных источников и литературы, составляется при необходимости.

Слайд 15

ЭССЕ: Что не нравится членам жюри?  То, что вы не можете ответить на вопрос, который сами и поставили.  Неумение придерживаться ответа на основной вопрос.  Небрежное оперирование данными, включая чрезмерное обобщение.  Слишком обширная описательная часть, не подкрепленная аргументами.  Изложение других точек зрения, без высказывания собственной позиции.  Повторы без необходимости.



Предварительный просмотр:

                            ЭССЭ  «Детский сад будущего»

Интересно размышлять о том, каким будет детский сад будущего.                     Не могу сказать, что современный детский сад мне совсем не нравится.     Здесь  очень  мило, доброжелательная атмосфера, компетентные и творческие педагоги  и заботливые родители. Оптимально созданные условия для полноценного развития ребёнка. И все-таки мне кажется, однажды, через много десятилетий или даже столетий, детский садик изменится до неузнаваемости. Сложно представить, каким будет наше будущее вообще. Поэтому я хочу помечтать о том, какой будет детский сад и так ли он будет называться, какими будут сотрудники – педагоги, а может даже это будут  роботы!  Ведь человек каждый день открывает для себя  неведомые  секреты науки.

Итак, с чего начинается детский сад будущего?  Я думаю, что детский сад будет начинаться со здания, которое создаст архитектор на листе бумаги, учитывая пожелания современных детей,  их родителей, педагогов и, конечно же, с современного архитектурного стиля. Если бы я была архитектором, то мой детский сад был бы как «пряничный домик», т.е  сказочный, волшебный, красочный. А детки, словно герои мультфильмов – умные и добрые!  Вот он детский сад моей мечты! Он - большой, светлый и уютный. Повсюду  удобная, современная мебель, а кроме того красивые комнатные цветы, аквариумы с рыбками. И за всем этим «хозяйством» будут ухаживать дети.

В каждом детском саду будет мини-ботанический сад  и  контактный зоопарк «Зверюшки», где детям представится уникальная возможность не только познакомиться с различными представителями животного мира, но и узнать много нового и интересного об их особенностях, повадках и образе жизни в привычной для них среде обитания. 

Дети в детском саду будущего никогда не будут болеть, т.к. учёные обязательно изобретут «витамины здоровья».

Если бы я была руководителем такого детского сада, то прежде всего подобрала коллектив из творческих педагогов, превратила здание и участки в маленькую, чуточку волшебную страну, в которую с удовольствием ходили бы не только дети, но и воспитатели, потому что от того, с каким настроением идет на работу педагог и в каких условиях он работает, зависит многое. А чтобы работалось комфортно, я бы каждому педагогу предоставила жилье, достойную заработную плату за ставку (7 часов), комфортные группы и пятидневную рабочую неделю в одну смену. Воспитатели не будут писать никаких планов и конспектов. Это освободит их от бумажной работы и всё своё время они посвятят деткам.  

А так как я музыкальный руководитель, конечно ни минуты я не могу жить без музыки. Поэтому мечтаю, чтобы музыка звучала  повсюду: ведь правильно подобранная музыка лечит, успокаивает и заряжает энергией!          Вероятнее всего компьютеры в нашей жизни будут  с огромными мониторами,  они заменят плакаты и другие наглядные пособия.  И можно по любому запросу вызвать объёмные изображения  земли,  животных, предметов. Возможно, каждый стол для детей  будет оснащён  сенсорным дисплеем, что бы ребёнок записывал и решал задания,  а педагог  на своём компьютере контролировал и проверял. Обязательно свежие фрукты в полноценном объёме и разнообразии находились в свободном доступе для детей.  Везде в детском саду видеокамеры, у детей  маячки, чтобы знать, где они находятся. 

        Несмотря на высокую автоматизацию, в детском саду  будущего будет уделяться время и особое внимание ручному труду, рисованию и разному другому творчеству.  Обязательны будут занятия  физкультуры, занятия на свежем воздухе и закаливания. Наш  детский сад  будущего будет самым лучшим.

Я думаю, что такой детский сад понравится всем. В нём будет интересно проводить время, никого не надо будет заставлять приходить.  Надеюсь, что реальный детский сад будущего будет еще лучше, чем я себе представляю. Будущее начинается сегодня, а, следовательно, чтобы воплотить все свои мечты и позволить детскому саду  будущего существовать не только в нашем воображении, мы должны уже сегодня сделать свой вклад в познание этого старого, но, тем не менее, загадочного детского мира, чтобы дать старт новым большим открытиям, которые поднимут дошкольное воспитание на новую ступень развития.





Предварительный просмотр:

Вступление к эссе.

Я сама с собою рассуждаю,

Скрывшись лишь на миг от суеты,

Погружаясь в мысли, представляю –

Необыкновенный детский сад мечты.

От мечты становиться теплее,

Ведь надежда греет душу там внутри,

Будущего не боясь, смелее,

Представляю, что же будет впереди.

Это дом, куда приходят дети,

Полон радости, встречает по утрам,

Он один такой на целом свете,

Детских тайн хранитель, словно храм.

Детям в садике легко и безмятежно,

Словно в сказке, здесь кругом цветы,

Воспитатель ласково и нежно,

Дарит каждому кусочек доброты.

Спросите: Какой он будет, этот садик?

Распишу его во всей красе,

Вы узнаете о чём мечтаю,

Прочитав внимательно моё эссе!

                                              Анна Ивановских



Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Управление образования Администрации Ленинского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 37

620147 г. Екатеринбург, ул. Бардина 25 а тел.240-02-48, 240-46-94

lenmdou37@mail.ru

  Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности.

                         Музыкальный руководитель МБДОУ №37

                                 Ивановских Анна Александровна.

                                       

                                         Екатеринбург, 2017

Образование:

  •  1990-1994г.г. Закончила Ниж. Таг. музыкально – педагогический      колледж №1

  (музыкальный руководитель ДОУ, воспитатель ДОУ)

  •   2008 – 2011 г.г. НТГСПедАкадемия (Детский практический психолог)

КПК:

  • 01.06.2016 -03.06.2016 «Управление качеством дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования» (24ч) ИРРО
  • 21.10.2016 -30.11.2016 «Всеобуч» «Психолого – педагогические основы музыкального воспитания дошкольников с Соответствии ФГОС ДО» (72ч)

Общий стаж работы музыкальным руководителем ДОУ -  17 лет

  • Личные качества:
    Автор – исполнитель (пишу стихи и музыку)

(примеры в приложении)

(YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=WKB9r5hfd8A

https://www.youtube.com/watch?v=yqN5F9dLB7I)

  • Креативный подход к работе,  поиск новых творческих идей.

Патриот своей малой Родины, Уральского края:

Была написана песня «Урал Великий», (сайт:  http://nsportal.ru/anna-aleksandrovna-ivanovskih)

Также была оказана честь в исполнении Гимна РФ на открытии турнира студенческой хоккейной лиги (сайт: http://nsportal.ru/anna-aleksandrovna-ivanovskih )

  • Участница Всероссийских,  городских, областных конкурсов и фестивалей. (вокал) (дипломы, грамоты в приложении)

Содержание

1. Введение …………………………..  4 - 6

2. Основная часть ………………….... 7-16

3. Заключение ………………………... 17

4. Список литературы……………….. 18

ВВЕДЕНИЕ

«Музыка для ребенка – мир радостных переживаний.

Чтобы открыть перед ним этот мир,

надо развивать у него способности,

и прежде всего музыкальный слух

и эмоциональную отзывчивость»

Н.А. Ветлугина

        Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребенок видит собственную значимость. Музыкальная деятельность развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно-волевую сферу.

        Общение с музыкой формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития творческих эмоций, ведь эмоциональная отзывчивость лежит в основе эстетического сознания личности человека.

п. 2.5 ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г, № 1155) ставит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования: «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной,  и др.).

В ходе работы в столкнулась с проблемой:

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации, слышат и наши дети.  Её шаманские ритмы, сверхвысокие частоты, громкость, «попадают» в область  подсознания, оказывая отрицательное воздействие на эмоциональное  состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.  

Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости,  что не  способствует гармоничному нравственному развитию.

На музыкальном занятии не могут:

- прохлопать заданный ритм;

-сочинить несложное движение и продемонстрировать его;

- передать музыкальный образ в движениях под музыку;

- в движениях под музыку дети неуверены и стеснительны;

- дети проявляют мало фантазии, создаваемые ими игровые и танцевальные

образы  маловыразительны;

- не хватает детям навыков коллективного общения.

Данная проблема препятствует освоению содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Художественно-эстетическое воспитание» и мешает развитию личности детей в целом.

На этом основании была сформулирована тема исследования: 

«Развитие эмоционально – образного восприятия  музыки детьми старшего дошкольного возраста посредством танцевального творчества».

Цель исследования:

формирование эмоционально-образного восприятия музыки  через двигательную активность детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования:

Процесс формирования эмоционально-образного восприятия музыки детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:

Педагогические технологии для формирования эмоционально-образного восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Создать условия для организации танцевальной деятельности детей на

основе специального подбора музыкального репертуара, атрибутов,  

фонограмм.

  1. Разработать и внедрить календарно-перспективное планирование по развитию танцевально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста.
  2. Подобрать диагностический инструментарий по данной программе, позволяющий отследить уровень эффективности её использования в работе с   детьми.
  3. Развивать двигательные качества (координация, точность движений,

выразительность) воспитанников, расширять музыкальный кругозор детей.

  1. Обогащать детей старшего дошкольного возраста музыкальными впечатлениями.

Нормативно-правовая база:

  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Конвенция о правах ребенка
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
  • Устав МБДОУ-детский сад № 37
  • Образовательная программа МБДОУ-детский сад № 37
  • Программа развития МБДОУ-детский сад № 37

Методологической основой педагогической деятельности явились теории   выдающихся композиторов, педагогов и психологов:

-Л.С. Выготского о гармоничном развитии личности, единства формирования эмоций и интеллектуальной сферы психики;

-Б.М. Теплова об активизации запоминания слуховых представлений «Психология музыкальных способностей››;

-концепция Карла Орфа и теория Э.Ж. Дальклора о синтаксической форме

музицирования, которая сочетает пение, движение, ритм;

-Н.В. Тарасова об онтогенезе музыкальных способностей у детей дошкольного   возраста.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).

Восприятие - сложный психический процесс. Известный психолог Л. Выготский даёт такое определение: «Это целостное отражение в коре головного мозга предметов и ситуаций, возникающее при непосредственном   воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств». Восприятие - не просто механическое, зеркальное отражение мозгом  человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо.

Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса.

Одним из видов музыкальной деятельности является восприятие.

Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех

возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

Первоначально, в младшем дошкольном возрасте, восприятие отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Оно часто носит импульсивный характер, выражается в спонтанных, сиюминутных моторных  реакциях ребёнка на звучащую музыку. Это считается вполне нормальным.

Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более  разнообразные впечатления.

Накопление музыкальных впечатлений -  важнейший этап для последующего развития музыкального восприятия детей.

Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным  в ней чувствам с детства.

Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Лишаясь своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством. Только через выражение эмоций музыка может   передавать «мысли и образы» или «картину природы», через эстетическую  эмоцию человек познает мир.

Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение  открывается новыми гранями.

В детстве, когда опыт восприятия музыки ещё необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

Различие нюансов музыки развивается у детей, начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает - движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального  восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности.

Итак, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности в наибольшей же степени – в  процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических движениях.

Музыкально-ритмические движения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образные движения используются как средства более  глубокого ее восприятия и понимания.

Обучение ритмике развивает в детях глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. С одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, с другой – движения поясняют музыку, основные средства выразительности. Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это увеличивает музыкальное переживание, делает его более   осознанным.

Таким образом восприятие музыки - активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т.е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный мир. Безусловно, развитие музыкальности, умения творчески выразить свое восприятие музыки в движениях также являются важными задачами ритмического воспитания, но «акцент» внимания педагога концентрируется не столько на результате, сколько на процессе обучения.

Хорошее самочувствие ребёнка, приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неуклюжим, неловким - основные условия, необходимые для  полноценного  развития детей.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исследование проводилось на базе МБДОУ - детский сад №37, принимали участие дети подготовительной группы.

При проведении исследования учитывались:

  •  уровень  развития детей;
  •  индивидуальные особенности развития детей.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы для развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста посредством танцевального творчества.

Система работы предполагала разработку календарно-перспективного планирования. (Приложение 1).

Цель перспективного планирования - конкретизировать систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность, педагогическое целесообразие, экономное использование времени для поставленных задач.

Календарно-перспективное планирование составлено  в соответствии с оздоровительно-развивающей программой по танцевально-игровой гимнастике  «СА-ФИ-ДАНСЕ», авторы Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.  

Планируя свою работу,  условно разделила её на 3 этапа.

I-этап работы констатирующий.

Основное содержание первого этапа:

  • установление контактов с родителями (законными представителями);
  • выявление родительской мотивации, их компетентности по       данной проблеме;
  • работа с педагогами ДОУ, их компетентности по данной проблеме;
  • анализ полученных результатов для эффективной организации работы.

Для выявления уровня сформированности эмоционально – образного восприятия в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» был использован мониторинг (Приложение № 2).

II-этап - Формирующий (основной).

        Система работы с детьми предполагает работу с родителями (законными представителями) и педагогами ДОУ (Приложение).

Работа с родителями (законными представителями).

Одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемого результата.

Цель работы с родителями: приобщение семьи к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержание  интереса, инициативности родителей к жизни детского сада.

На родительских собраниях знакомлю с задачами музыкального воспитания, ролью семьи в музыкальном воспитания ребёнка, с требованиями к одежде на занятиях музыки, ритмики.

В «Клубе любящих родителей» выступила с консультациями:

  • «Как организовать детский праздник дома?››,
  • «Шумовые инструменты своими руками»,
  • «Музыкальное воспитание в  семье»,
  • «Как и о чем рассказывают звуки?»,
  • «Как приобщить ребенка к  музыке?».

Открытость педагогического процесса семье является одной из форм взаимодействия субъектов воспитания. Так, проводим день открытых дверей,  когда родители могут посетить музыкальные занятия.

Приглашаем на детские праздники и развлечения, проводим совместные праздники.

В группе, в родительских уголках, на сайде МБДОУ выставляю консультации:

1. «В мире игры».

2  «Танец и его роль в развитии дошкольников».

3. «Что дает ребенку обучение хореографии».                                                                                                   4.  презентацию на тему: «Работа с родителями в условиях внедрения ФГОС в условиях ДОУ».

Приглашаю родителей (законных представителей) на индивидуальные консультации по музыкальному развитию   детей.

Работа с педагогами.

Одной из важнейших задач по работе с педагогами является согласованность  действий.  

С этой целью провожу консультации:

1. «Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному воспитанию детей».

2. «Самостоятельно-художественная деятельность детей и центры музыкального развития в группах».

3. « Влияние музыки на эмоционально-комфортное состояние ребенка в ДОУ».

4. «Роль пособий и музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей».

5. «Коммуникативные игры».

В течение года мною осуществлялась работа по взаимодействию со всеми педагогами и специалистами детского сада:

  • со всеми воспитателями обсуждали и готовили сценарии к мероприятиям,
  • вели подготовку к утренникам и развлечениям, совместно с воспитателями проводили занятия;
  • по просьбе воспитателей я проводила консультации и давала необходимые рекомендации;
  • готовила папки-передвижки с консультативным материалом;
  • готовили костюмы и оформление для музыкального зала;
  • проводились ролевые репетиции с педагогами к различным мероприятиям.

Работа с педагогами включает в себя проведение семинаров практикумов, направленных на совершенствование исполнительских навыков и умений. Провела семинары-практикумы по движениям в народных плясках,  по владению игры на шумовых и народных инструментах, по изготовлению   нестандартного оборудования.

В своей работе использовала следующие принципы обучения:

- принцип воспитывающего обучения - мы воспитываем любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащаем духовный мир ребёнка, развиваем внимание, воображение, мышление, речь;

- принцип доступности заключается в том, что содержание и объём знаний о музыке, методы и приёмы обучения и усвоение их детьми соответствует уровню возрастного и индивидуального развития ребенка;

- принцип постепенности, последовательности и систематичности  постепенно переходим от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретения навыков, придаёт им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям;

- принцип наглядности - сочетание слухового и зрительного восприятия. Основной приём - это образец исполнения музыкального произведения. Наглядность в обучении повышает интерес детей к музыкальным занятиям, легкости и прочности усвоения музыкального материала;

- принцип сознательности, концентричности - умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо поняты детьми, и они могут их передать словами. Своей деятельностью способствую осознанности восприятия музыкального произведения, передачи музыкального образа через  движение.

В каждой возрастной группе темы изучаются на новом репертуаре с возвратом к знакомому, что способствует закреплению представлений о музыке, накоплению впечатлений.

- принцип прочности - закрепление знаний о музыке должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. От сознательного повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения.

- Принцип адаптивности, гибкости - эти принципы облегчают планирование работы на ближнюю и дальнюю перспективы, помогают логике усложнения репертуара, отбирать и менять возрастные границы репертуара по своему усмотрению, позволяют применять разработанные конспекты вариативно, гибко, творчески.

- принцип интеграции - соединение в единое воспитательное пространство воспитателя, музыкального руководителя инструктора по ФИЗО.

Определение доступности двигательных упражнений связано также с анализом следующих параметров:

1. координационной сложности;

2. объёма движений;

3. интенсивность нагрузки.

Доступность музыкально – ритмических движений относительна. Здесь нужно ориентироваться на средние показатели и обязательно соотносить с индивидуальными возможностями.

Решению поставленных задач в немалой степени способствуют формы

организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими

возможностями. Это - занятия, различные виды развлечений.

Составляя упражнения, руководствуюсь следующими принципами:

1. Упражнения рекомендуется составлять не отвлечённо, а с учётом решения одной или нескольких задач.

2. Упражнения должны соответствовать степени подготовленности и быть посильными для детей.

3. Упражнения должны исполняться сначала по показу, далее с запоздалым показом и самостоятельно.

        Органическое соединение движения и музыки формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.

На музыкальных мероприятиях по движению особое внимание уделяю точности определений и понятий. Используя в разделе «Музыка» или иное  понятие, раскрываю суть не только какого-то движения, действия, но и самого ребёнка.

       Важно продумать и точно распределить физическую и эмоциональную нагрузку детей. В зависимости от времени проведения музыкальных мероприятий (первая или вторая половина дня) и даже особенностей времени года должна корректироваться их динамика: насыщенность содержания, чередования видов деятельности, активная и пассивная роль детей во время занятий.

           Дети исполняют те произведения, которые они уже освоили и которые  им хочется повторить. Для более эмоционального, выразительного исполнения предлагаю детям атрибутику, элементы костюмов. При проведении развлечений часто приглашаем к старшим детям малышей, которым очень полезно и интересно посмотреть, как они занимаются. Такие мероприятия являются как бы предшествующим периодом в системе работы. Как показывает опыт, в дальнейшем, после таких просмотров, малыши значительно быстрее и активнее включаются в эту деятельность.

            Атмосфера эмоционального подъёма, заинтересованность детей повышают результативность занятий. Для этого важна и заинтересованность музыкального руководителя в музыкальном мероприятии. Для этого повышаю профессиональное мастерство, остаюсь неравнодушной к тому, что делаю. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, он постепенно тоже признает музыкальные ценности.

В своей работе использую следующие методы и приёмы:

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях использую различные методы: наглядный, словесный и практический. Наглядный метод может быть наглядно-слуховым (исполнение музыки) и наглядно-зрительным (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий).

Музыка на моих занятиях звучит как в "живом" исполнении, так и в записи. Использование записи позволяет мне подобрать самую разнообразную музыку - от детских песен, народных мелодий до эстрадных и  классических  произведений в оркестровом исполнении. Это расширяет  кругозор детей, развивает художественный вкус.

Следует отметить ещё одно важное преимущество фонограммы. Всем известно непроизвольное «приспособление» аккомпанемента к движению. Желая помочь детям (и,  Как правило, совершенно невольно), музыкальный руководитель ускоряет или замедляет темп, дополняет лишними аккордами вступление или заключение музыкального произведения. Такая «помощь» исключена при использовании фонограммы, и это способствует более внимательному вслушиванию в музыку, концентрации слухового внимания.

Широко применяю словесный метод. С помощью интересной беседы детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, формируются нравственные качества, интересы.

               Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

               Движения успешно использую, как приемы, активизирующие детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.

             Говоря о развитии музыкального восприятия с помощью движения, важно отметить, что речь идет не о выработке качественного выполнения движений, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий.

Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой.

               Остановлюсь на характеристике некоторых приёмов:

- показ с пояснением

пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Все пояснения, описание игровых ситуаций должны быть немногословными и очень точными, емкими, яркими.

- игровые приёмы делают музыкальные мероприятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность. Это использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр, игровой приём «эхо», «мои руки –ваши ноги».

- приём погружения в музыку - воплощение в движениях музыки, с которой дети впервые знакомятся на занятии.

- вопросы к детям. Активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того с какой целью задан вопрос (беседа, вступительное слово, закрепление).

- оценка качества детского исполнения.

Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

               Совместное исполнение движений способствует созданию общего при поднятого настроения, единое ритмичное дыхание регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание.

На таких групповых занятиях оказывается как бы гипнотическое воздействие, сила которого зависит от звучания музыки и от того, насколько выразителен,  артистичен мой показ как педагога. В этом состоянии дети как бы автоматически копируют все движения в зеркальном отражении (копируют все до мелочей - мимику, тончайшие нюансы исполнения).

III-этап – Итоговый.

Для определения уровня сформированности музыкально–образного восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) проводился контрольный мониторинг. (Приложение).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Анализ проводимой работы позволил сделать вывод о взаимосвязи развития эмоционально-образного восприятия и выразительности движения.

      У детей появилась уверенность в своих силах, в том, что движение под музыку приносит истинную радость, повысился интерес к музыкальной деятельности, в частности, к совместному исполнению движений.

         Психологи отметили, что такая работа позволяет скорректировать отклонения в эмоциональном развитии, у детей снижается страх перед неудачей.

           Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности, также отметили, что дети стали более раскрепощенными, непосредственными, естественными. Они активны и инициативны не только на занятиях, на развлечениях и праздниках, но и в общественной жизни.

Вывод:

  Дети:

  1. прослеживают развитие музыкального образа, выразительно двигаются в соответствии с ним;
  2. осознанно высказываются об эмоционально-образном содержании музыки, передают своё эмоциональное отношение к музыке через культуру движений;
  3. различают выразительные и изобразительные средства;
  4. реагируют в движении нарушения темпа, динамики, регистра, метроритма;
  5. определяют характер, форму произведения, жанровую основу, двигаются в соответствии с разнообразным характером музыки;
  6. развиваются двигательные качества: координация, ловкость, пластичность, выразительность, ориентируются в пространстве;
  7. развивается творческая фантазия, воображение, умение сопереживать и воплощать в движении чувства и настроение музыки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Барышникова Т. « Азбука хореографии», Внимание дети! Москва 2000г
  • Роот З.Я. «Танцы с нотами для детского сада». Москва 2007
  • Ерохина О.В. «Школа танцев для детей». Мир вашего ребенка. Ростов – на – Дону. «Феникс» 2003г.
  • Чибрикова – Луговская А.Е. « Ритмика», «Дрофа» Москва 2006г
  • Михайлова М.А., Воронина Н.В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения». Ярославль 2004г.
  • Зарецкая Н.В. « Танцы для детей старшего дошкольного возраста». Москва 2007г.
  • Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
  •    Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М., 2003. – 420с.
  •   Давыдова Н. Основы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10, 15
  •   Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.
  •   Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. – 2005 – №5
  • Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.-304с.