Материал к урокам литературы 5 класс

Чанцева Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственные уроки жизни. Анализ сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Слайд 2

05/03/17

Слайд 3

05/03/17

Слайд 4

Словарная работа Дортуары – спальные комнаты. Букли - кольца завитых волос, локоны. Тупей – старинная причёска – взбитый хохол на голове. Вакации – каникулярное время. Шиньон - женская причёска, обычно из накладных волос. Салоп – широкое дамское пальто. Империал – золотая монета. Фрак – род сюртука вырезанными спереди пополам и длинными узкими фалдами сзади. Изразец – плитка из обожжённой глины, для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель.

Слайд 5

Качества Алеши 1.Добрый 2.Жестокий 3.Ласковый 4.Упрямый 5.Общительный 6. Самолюбивый 7.Гордый 8.Дерзкий 9.Любознательный 10.Застенчивый 11.Непослушный 12.Скромный

Слайд 6

Характер Алеши До получения семечка… Имея семечко… 1.Добрый 3.Ласковый 5.Общительный 12.Скромный 10.Застенчивый 9.Любознательный 2.Жестокий 4.Упрямый 11.Непослушный 6. Самолюбивый 7.Гордый 8.Дерзкий

Слайд 7

Домашнее задание «…Алёша стыдился об этом говорить…» А вам когда-нибудь стыдно было за свои поступки? Какой выход из этой ситуации нашли вы?



Предварительный просмотр:

"Уроки жизни" (по сказки А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"), 5-й класс

Сказка – ложь, да в ней намёк. 
Добрым молодцам урок.

А.С.Пушкин.

Цели урока:

  • раскрыть идейное содержание сказки через анализ текста;
  • углубление знаний о литературной сказке;
  • развитие монологической и диалогической речи учащихся;
  • развитие мыслительной деятельности учащихся, то есть умение анализировать, синтезировать, обобщать;
  • развитие навыков выразительного чтения;
  • расширение словарного запаса;
  • формирование нравственных ориентаций на распознавание истинных и ложных ценностей;
  • выявление актуальности произведения для современных школьников;
  • создание на уроке психолого- педагогических условий для личностного роста каждого ученика.

Оборудование:

  • презентация,
  • видеофильм “Чёрная курица”.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

(0бъявление темы урока, запись в тетрадь).

- Что вы знаете об этом писателе? (слайд 1 – портрет А. Погорельского)

(ответы учащихся)

- Что привлекло ваше внимание, когда вы знакомились с биографией писателя?

(Произведение написано для племянника, будущего писателя Алексея Константиновича Толстого).

- Вы прочитали это произведение. Чем оно показалось вам необычным? На какие прочитанные в этом году произведения похожа “Чёрная курица”?

(Необычный герой, волшебное зёрнышко. Похоже на сказку.)

- Докажите, что это сказка.

(есть сказочный зачин “жил-был”

волшебное число “3” – три сна

волшебный предмет – конопляное зёрнышко

чудесные превращения

курица разговаривает с Алёшей.

- А есть ли отличие?

У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

- Это первая литературная сказка. Ещё есть отличия?

(Отражены реалии того времени: точная география

Имя, возраст мальчика.)

– В какое время происходят события? С тех прошло много лет. Скажите, а русский язык изменился с тех пор? Все ли слова были понятны? Дома вы должны были поработать с незнакомыми словами.

Словарная работа (слайд 2). Объяснение непонятных слов.

- А зачем нам надо понимать значения этих слов?

(Чтобы понять прочитанное, ведь сказка написана более ста лет назад).

- В чём состоит главная особенность русских народных сказок? Вспомните слова А.С.Пушкина: “Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок”. Каковы уроки русских народных сказок?

(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано).

- А вот следует ли А.Погорельский этому принципу, мы и посмотрим в конце нашего занятия.

Анализ образа главного героя.

- Поговорим о главном герое. Кто он?

(Мальчик Алёша. Ему 9-10 лет. Он почти наш ровесник)

Разделите страничку на две части. В левую часть мы выпишем каким знали Алёшу в пансионе, за что его любили. (Работа на доске и в тетрадях).

Умненький

Миленький

Все любили

Начитанный

Романтик

Мечтатель

Верит в волшебство

Остро чувствует своё одиночество

 

- За что полюбил Алёша Чернушку? В чём это проявилось?

(Она была тихого нрава. Мальчик подкармливал ее).

- Что предпринял Алёша для спасения Чернушки?

У Никиты было индивидуально задание – пересказать от лица мальчика это спасение. И от того, как Никита справится с заданием, зависит наше представление о характере героя.

Пересказ от лица Алёши эпизода “Спасение Чернушки”.

(работа со слайдом 3)

- Как художнику удалось показать напряжённость момента? Насколько точно художник воспроизводит этот эпизод?

- Какие качества главного героя проявились здесь?

(твёрдость, щедрость).

- Как назвал Алёшу автор?

(избавитель)

- Давайте подберём синонимы к слову “избавитель”

(спаситель, освободитель, заступник)

- Как бы вы оценили поступок героя?

(мальчик совершил благородный поступок)

- Как Чернушка его отблагодарила?

(повела в подземное царство) –

Кадры в/фильма

- Как вы считаете, посещение этого царства – реальное событие?

(это сон, видение, обморок)

- А как ведёт себя Алёша? В чём смысл первого сна?

(Чуть ослушался, не выполнил требования – чуть не поплатился жизнью)

- Можем ли мы вынести какой – то урок из этого?

- Обратимся к следующему эпизоду.

Чтение по ролям диалога короля и Алёши (слайд 4).

- Алёше дана награда заслуженная, но что он попросил? Почему именно с такой просьбой он обратился к королю?

(Чтобы труда не знать, ищет лёгкой жизни)

- Итак, у Алёши оказалось волшебное зёрнышко. Но, как обычно бывает в сказках, есть одно условие, при котором волшебство перестаёт действовать. Какое это условие?

(Алёша не должен быть нескромным).

- Почему вдруг такое условие? Что значит быть скромным или нескромным?

(выслушиваем ответы учащихся).

- Давайте посмотрим, как же толкуют это слово словари.

(слайд 5)

От чего же предостерегает король Алёшу?

(работаем со словарными статьями, подчёркиваем слова)

2 урок.

- Мы продолжаем работу по сказке А.Погорельского “Чёрная курица”. И теперь нам предстоит с вами дать окончательный ответ на вопросы: “Каковы главные уроки сказки? Следует ли автор принципу русских народных сказок заканчивать произведение победой добра над злом”.

- Конопляное семечко освободило Алёшу от труда. Многие из вас, наверняка, мечтали о таком волшебном предмете. Но всегда ли это хорошо?

Давайте вернёмся к нашей табличке и запишем в правом столбике, что изменилось в жизни Алёши, когда он стал обладателем волшебного зёрнышка.

(работа в парах, обсуждение, выписывание на доску).

 

Не прикладывает труда, чтобы учить уроки

Отлично отвечает учителю

Товарищи перестали его любить

Шалил много, надоел товарищам

“страшный шалун”

Стал непослушным

Несчастный

- Почему похвала за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?

(не заслужил. Урок не стоил никакого труда. Мы не ценим того, что нам легко достаётся)

- Почему изменилось отношение детей к Алёше?

(стал гордым, высокомерным, заносчивым)

- А вы помните условие, при котором перестаёт действовать волшебство? Если нарушается договор, то неминуема расплата, наказание. Как же наказан Алёша?

(он потерял волшебное зёрнышко)

Выразительное чтение эпизода “Потеря конопляного зёрнышка”.

- Для главного героя это катастрофа. Почему теперь Алёша не смог выучить урок?

(навык утрачен, он разучился трудиться, добывать знания)

- А для нас это с вами урок?

- Но неслучайно мы говорили о признаках волшебной сказки. Цифра “3” – волшебная цифра. Использует ли автор это число?

- Для чего автор вводит третий сон Алёши? Каков его смысл? Чему учит Чернушка мальчика?

(хранить тайну. Держать честное слово. Не быть неблагодарным)

- Почему Чернушка называет неблагодарность “худшим свойством”?

К чему привела неблагодарность Алёшу?

(Он предал маленьких жителей)

- Как вы понимаете слова Чернушки: “Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку”?

(легко приобрести дурные привычки, но трудно от них избавиться).

8. Чтение по ролям диалога Алёши и учителя.

– Какие слова учителя могут пригодиться нам? Какие уроки мы можем извлечь из этого эпизода? Можем ли мы эти слова взять в качестве второго эпиграфа?

(“Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили его во зло”.

Надо развивать таланты, данные нам.

Особое внимание автор обращает на поведение товарищей Алёши.).

- Почему Алёша боится увидеть Чернушку в четвёртый раз?

(Совесть мучает, поэтому мы верим, что он непотерянный человек, он может исправиться).

кадры в/фильма “Алёша прощается с Чернушкой”.

- Если так трагично заканчивается сказка

- жители подземного королёвства ушли

- Алёша наказан

- предательство,

то можно ли говорить, что конец традиционен для волшебной сказки? Побеждает ли добро над злом?

(Да, побеждает. Потому что Алёша стал прежним добрым и послушным, скромным и прилежным мальчиком).

- В течение двух часов мы говорили с вами об уроках, которые получил Алёша. В дома вы напишите ответ на вопрос: “Какие уроки извлёк я из сказки А.Погорельского “Чёрная курица”

Поделиться…



Предварительный просмотр:

Класс: 5  

Предмет: литература

Тема: И.С.Тургенев. «Муму». Образ Герасима  (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель:  расширение понятийной   базы  за счет включения в нее новых элементов

Цели урока: 

Ι. Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев,  делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;  развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Личностные УУД:  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

  • познавательные УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн, цзацзуань.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, отрывок из мультипликационного фильма «Муму» режиссера Валентина Караева,  аудиозаписи, наглядный  материал (иллюстрации, детские рисунки).

Литература:

1.Рассказ И.С.Тургенева «Муму»

2.Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.

3. О.А.Еремина «Уроки литературы в 5 классе» книга для учителя

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). СЛАЙД 1

- Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость.

II. Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала) СЛАЙД 2, 3, 4.

- На прошлом уроке мы познакомились с биографией великого русского писателя И.С.Тургенева и историей создания его рассказа «Муму». Какие основные факты биографии вам запомнились?

- Дома вы читали рассказ «Муму». Работаем в парах. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3».

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9

1.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2.Жизнь Герасима в доме барыни.

3.Герасим находит щенка.

4.Любовь Герасима к Татьяне.

5.Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни

Проверка. СЛАЙД 5.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Ребус СЛАЙД 6

- Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

  r г  l  л  g  у  d  х  s  о  n  н  i  е  w  м  z  о  й

ГЛУХОНЕМОЙ

        - Что обозначает это слово? (Лишённый способности говорить вследствие врождённой или приобретённой глухоты)

- Как вы думаете,  кому  будет посвящен наш урок? (Герасиму)

2. Составление кластера.

- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)

- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)

- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)

- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

Выстраивается схема.

- Молодцы! Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И.Тургенева «Муму». Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки…) СЛАЙД 7

-  На слайде у нас получился кластер, который поможет  нам при знакомстве с Герасимом.

IV. Постановка учебной задачи.

- Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. С кем будем сравнивать Герасима?

- А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

Образ Герасима  (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)       СЛАЙД 8

-  Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?

СЛАЙД 9

(Анализировать первую часть рассказа (образ барыни, Татьяны и Герасима); оценивать поступки героя — обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас; учиться работать в паре: уважать мнение собеседника)

IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

- Охарактеризуйте одним  словом (эпитетом)  Герасима.

-Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек.

1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

- Как выглядит дом барыни? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа? СЛАЙД 10

 «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи 

- Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»?

(Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной)

2. Просмотр мультфильма (2 минуты) СЛАЙД 11

- Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма «Муму» режиссера Валентина Караева и ответить: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И.Тургенева?

С какой целью режиссер добавил эпизод с мухой?    

 (Режиссер Валентин Караев добавил эпизод с мухой, чтобы показать капризы, смену настроения, самодурство барыни. Самодурство — это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей.)

- Итак, обобщим наши наблюдения. Какие эпитеты помогают понять, как жила барыня?

ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА СТР.195. «Благодетельница» Художник Трутовский Константин Александрович. Данная иллюстрация не изображает какой-либо эпизод из рассказа И.С. Тургенева «Муму», но рисует тип барыни, близкий тургеневской.

(БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА - лицо, оказывающее кому-л. покровительство, помощь, услугу)

(ПРИЖИВАЛКА - бедная женщина, жившая из милости в чужом богатом доме, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяев, составляя их общество)

3.Портрет Герасима. СЛАЙД 12

- Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: «Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?»

«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.»

(«Замечательный» - 1.Выдающийся, необычайно хороший. 2.То же, что примечательный, достойный особого внимания. «Славный» - 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2. Симпатичный, очень хороший – разг.)

- Как работал Герасим? Подберите синонимы к прилагательному «неистомная»  работа.- СНОСКА В УЧЕБНИКЕ стр. 190. (Неуемный, неутомимый, неугомонный, не знающий отдыха, не знающий устали)

-Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? СЛАЙД 13

(«…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…»)

- Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем?

(Старуха - помещица, а Герасим – крепостной).

- Кто такой «крепостной крестьянин» и кого называют «тягловым» исправным мужиком мы узнаем из исторической справки.

4.Историко-культурный контекст рассказа (историческую справку заранее готовит учащийся 5 класса) СЛАЙД 14

Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

«Тягло» — крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.

5. Работа с термином «сравнение»

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР.190-191  

«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, — скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, — взяли, поставили на вагон железной дороги — и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат — бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…»

- СЛАЙД 15. Что такое сравнение? (СРАВНЕНИЕ - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.) Найдите сравнение в описании Герасима.

КАРТОЧКА

«вырос немой и могучий, как ………….(дерево растет на плодородной земле)»

«скучал и недоумевал, как ……….(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)»

«бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманный зверь)»

«дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как………( стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)»

- Продолжите мою фразу: «Эти сравнения помогают подчеркнуть…..» (его любовь к свободной жизни.)

6. Знакомство с новым термином. Гипербола. 1 абзац «Ему отвели…» СТР.192 СЛАЙД 16

-Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?

«Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».

(Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.)

-Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы.  Гипербола — сильное преувеличение.

- Найдите примеры гипербол в тексте.

 (- он работал за четверых;  

- один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;

- сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…)

7. Работа в паре. Анализ рисунков. СЛАЙД 17 + рисунки на доске

- Посмотрите на рисунки ваших одноклассников и иллюстрации известных художников.

- Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передали художники на рисунках?

- Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?

- Кто удачнее всего изобразил Герасима? И не просто Герасим лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике? Аргументируйте свой ответ.

8. Физминутка. СЛАЙД 18,19

9.Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной.  СЛАЙД 20

- И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? Докажите примерами из текста.  (Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный») СТР.191 последний абзац «Со всей остальной челядью…)

«Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, — а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.»

- Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома. СТР. 191 со слов…

«…а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики.»

 СЛАЙД 21

- Докажите, что «светлым пятном»  в жизни Герасима была Татьяна. («Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений — бог его знает!»)

- Что она была за человек?  СТР. 193

«С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, — вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала».

- Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима?

- Что решила причудливая старуха?

10. Инсценировка. Барыня и Гаврила. Гаврила и Татьяна. СЛАЙД 22

- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?

- Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной?

Выразительное чтение эпизода «Опьянение Татьяны». СТР.202  

«Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошел к ней, придвинул свое лицо к самому ее лицу... Она от страха еще более зашаталась и закрыла глаза... Он схватил ее за руку, помчал через весь двор ж, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону Татьяна так и обмерла... Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку...»

 - Как ведет себя Герасим после этого случая?

«Целые сутки не выходил он оттуда. Форейтор Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча — пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко, и он отошел от щели.»

- Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя.

(Он «целые сутки не выходил» из своей каморки; «приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой»; «с реки приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку»; «усердно чистил и тер свою лошадь». О его страданиях можно судить лишь по внешним признакам.)

- СЛАЙД 23,24 Послушайте две народные песни (по одному куплету): “Матушка, что во поле пыльно...” в исполнении Надежды Обуховой (оперная певица) и “Ноченька”, которую поет Федор Иванович Шаляпин (оперный певец). Определите, какая из них по настроению ближе к тем чувствам, что испытывает Герасим в этот момент.

-Выразительно прочитайте  эпизод прощания Герасима с Татьяной.   СТР.202 - 203

«Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой. В день отъезда он сперва очень храбрился и уверял, что куда его ни пошли, хоть туда, где бабы рубахи моют да вальки на небо кладут, он всё не пропадет; но потом упал духом, стал жаловаться, что его везут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что даже собственную шапку на себя надеть не мог; какая-то сострадательная душа надвинула ее ему на лоб, поправила козырек и сверху ее прихлопнула. Когда же всё было готово и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: «С богом!», Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом. Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки.»

- СЛАЙД 25. Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...».

V. Итог урока. Включение нового  знания в систему.

Выбрать из данных пословиц одну, которая могла бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Объяснить: почему.

- Слезами горю не поможешь.

- Барин говорит горлом, а мужик горбом (работает да кланяется).

- И рад бы заплакать, да смех одолел.

- Барский гнев да барская милость равно опасны.

- Неволя холопу, а воля господину.

VI. Самостоятельная работа с проверкой. СЛАЙД 26

- Составьте небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Цзацзуань - оригинальный вид китайской художественной литературы, метко, образно, живо и остроумно повествующий о различных жизненных ситуациях. Со словом «НЕЛЬЗЯ»

VII.Рефлексия деятельности.

- Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.

- Если вам было  скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.

- Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.

- Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.

- Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.

VIII. Информация о домашнем задании. СЛАЙД 27

- Рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор)
ПО ВЫБОРУ: написать синквейн «Образ барыни»; «Образ Татьяны»

ПРИЛОЖЕНИЕ.  СЦЕНКА.

***

— А что, Гаврила, — заговорила вдруг она, — не женить ли нам его, как ты думаешь? Может, он остепенится.

— Отчего же не женить-с! Можно-с, — ответил Гаврила, — и очень даже будет хорошо-с.

— Да; только кто за него пойдет?

— Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно-с. Всё же он, так сказать, на что-нибудь может быть потребен; из десятка его не выкинешь.

— Кажется, ему Татьяна нравится?

Гаврила хотел было что-то возразить, да сжал губы.

— Да!.. пусть посватает Татьяну, — решила барыня, с удовольствием понюхивая табачок, — слышишь?

— Слушаю-с, — произнес Гаврила и удалился.

***

Дворецкий несколько раз прошелся по комнате.

— Ну, позовите теперь Татьяну, — промолвил он наконец.

Через несколько мгновений Татьяна вошла чуть слышно и остановилась у порога.

— Что прикажете, Гаврила Андреич? — проговорила она тихим голосом.

Дворецкий пристально посмотрел на нее.

— Ну, промолвил он, — Танюша, хочешь замуж идти? Барыня тебе жениха сыскала.

— Слушаю, Гаврила Андреич. А кого они мне в женихи назначают? — прибавила она с нерешительностью.

— Капитона, башмачника.

— Слушаю-с.

— Он легкомысленный человек — это точно. Но госпожа в этом случае на тебя надеется.

— Слушаю-с.

— Одна беда... ведь этот глухарь-то, Гараська, он ведь за тобой ухаживает. И чем ты этого медведя к себе приворожила? А ведь он убьет тебя, пожалуй, медведь этакой...

— Убьет, Гаврила Андреич, беспременно убьет.

— Убьет... Ну, это мы увидим. Как это ты говоришь: убьет! Разве он имеет право тебя убивать, посуди сама.

— А не знаю, Гаврила Андреич, имеет ли, нет ли.

— Экая! Ведь ты ему этак ничего не обещала...

— Чего изволите-с?

Дворецкий помолчал и подумал:

«Безответная ты душа!» — Ну, хорошо, — прибавил он, — мы еще поговорим с тобой, а теперь ступай, Танюша; я вижу, ты точно смиренница.

Татьяна повернулась, оперлась легонько о притолку и ушла.

«А может быть, барыня-то завтра и забудет об этой свадьбе, — подумал дворецкий, — я-то из чего растревожился?




Предварительный просмотр:

Проверочная работа.

И.С. Тургенев «Муму»

1.Закончи определение: Рассказ -

2.   «Я не мог дышать одним воздухом оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел  определенный образ, носил известное имя…   Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться…». Это признание И.С. Тургенева, для которого создание рассказа «Муму» стало

Еще одним шагом в борьбе с врагом. Что же это за враг? Против чего выступает писатель?

3. Назови слова из текста рассказа по их лексическому значению:

А)Мастер, изготовляющий седла, уздечки, другую ременную упряжь

Б)Слуга, которому доверяли ключи от кладовых, погребов

В)Женщина, ведавшая барским бельем

Г)Одинокий человек

Д)Старинная мужская верхняя одежда

4. Назови героев по их описанию:

А) «Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи». Про кого идет речь?

Б) «Дела у него было немного; вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить...». Это…

В)«... почитал себя существом обиженным и неоцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уже именно с горя». Чье это описание.

Г) «Главный дворецкий - человек, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом». Про кого идет речь?

Д) Про кого идет речь: «... была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое,.. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила».

5. Почему Тургенев подробно описывает каморку Герасима: «... он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок... ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили»?

6. Что такое гипербола? Найдите примеры гиперболы в описании Герасима.

7. С какими животными автор сравнивает Герасима?

8.Что такое кульминация? Что является кульминацией в рассказе «Муму»?

9. Какова роль последней пейзажной зарисовки в рассказе: «Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликались коростели...»?

10. Как ты думаешь, почему Герасим утопил Муму, а потом ушел от барыни, ведь он мог, наверное, уйти в деревню вместе с любимой собачкой?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Сергеевич Тургенев. «Муму »

Слайд 2

Главный герой этого произведения - Герасим - мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём, необычайной силы.

Слайд 3

Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке .

Слайд 4

Несчастье его заключалось в том, что от рождения был глухонемым.

Слайд 5

Кроме того, Герасиму нравилась девушка по имени Татьяна, которая не отвечала взаимностью.

Слайд 6

Герасим стал счастлив, лишь когда спас тонущего в реке щенка.

Слайд 7

Он звал собаку, характерным для немых, мычанием, а дворовые звали ее Муму. Герасим ухаживал за ней, любил её без памяти. Она приносила ему огромную радость.

Слайд 8

Муму привязалась к своему хозяину, постоянно сопровождала его . Собака была умна, попросту не лаяла, отлично сторожила.

Слайд 9

Шло время. Герасим очень был доволен своей судьбой, до тех пор пока не случились некоторые обстоятельства.

Слайд 10

Однажды барыня, увидев Муму, приказала привести её. При знакомстве, собака оскалила зубы, после чего барыня велела убрать со двора животное.

Слайд 11

Один из дворовых продал Муму на базаре за полтинник.

Слайд 12

Автор описывает неравнодушие Герасима к Муму после ее исчезновения: повсюду бегал, искал, кликал по-своему, имел истомленный вид, неверную походку, запыленную одежду, безжизненное и окаменелое лицо.

Слайд 13

И вновь, его отношение к Муму после возвращения: крик радости, стиснул в объятьях, обласкал ее.

Слайд 14

Герасим догадался, что собаку свели по приказанию барыни, поэтому он прятал ее в своей каморке. Но однажды на ночной прогулке Муму выдала себя громким лаем.

Слайд 15

Барыня ради своего спокойствия велит избавиться от животного.

Слайд 16

Герасим взял на себя ответственность уничтожить Муму . Он решил утопить любимое животное.

Слайд 17

В трактире он накормил собачку, долго смотрел на нее, две слезы выкатились из его глаз.

Слайд 18

Ему нелегко было выполнить данное обещание . В лодке на реке он приник головой к собаке. С болезненным и озлобленным лицом, закрытыми глазами Герасим утопил животное.

Слайд 19

Сразу после этого он покинул усадьбу. В родную деревню он шел безостановочно, с отвагой и радостной решимостью.

Слайд 20

Со слов сестры автора сюжет повести « Муму » - не вымысел, а основан на реальных событиях. Под образом барыни явилась его мать Варвара, а персонажем Герасима был немой дворник Андрей, Муму - собака породы спаниель. Разница с повестью только в том, что Андрей остался служить барыне. мать Андрей



Предварительный просмотр:

План урока литературы.

М. Ю. Лермонтов. Героическая баллада «Бородино».

Цели урока:

  1. Познакомить с содержанием  баллады «Бородино», обратив особое внимание на его историческую основу, с её темой и идеей.
  2. Развить представление о балладе как жанре литературного произведения. Обогащение и расширение словарного запаса учащихся.
  3. Воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России.

Ход урока.

  1. Вступительное слово.

  1. Повторение пройденного.

- На прошлом уроке мы с вами закончили изучение сказок. Давайте проверим, как вы усвоили пройденный материал. Сейчас будут появляться слайды с отрывками из произведений. Ваша задача – определить, из какого произведения взяты эти строки.

Слайды с занимательными вопросами.

1 слайд – «Жили-были на болоте журавль да цапля, построили себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться. «Дай пойду посватаюсь к цапле!»

- К какому виду сказок можно отнести эту сказку?

2 слайд – «Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит – под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить, спрятался под калиновый мост, стоит, переезд сторожит».

- К какому виду сказок можно отнести эту сказку?

3 слайд – «Говорил барин с солдатом; солдат стал хвалить свою шинель: «Когда мне нужно спать, постелю я шинель, и в голова положу шинель, и покроюсь шинелью!»

- К какому виду сказок можно отнести эту сказку?

4 слайд – «Когда рыба поджарилась с одной стороны, стряпуха хотела её перевернуть, но едва она дотронулась до рыбы, как стена кухни вдруг раздвинулась, и из неё вышла молодая женщина с зелёной веткой в руке».

- К какой группе сказок относятся все эти сказки?

5 слайд - Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет.

- А эту сказку к какой группе мы отнесём? А чем отличаются авторские сказки от народных?

6 слайд - Пальцы длинные, прямые положил он в пасть бревна.

Мудрецы! Простая хитрость дровосека вам видна?

Клин, заранее заткнутый, выбивает топором,

Выбивая, выполняет ловкий замысел тайком.

7 слайд - Так царь возгласил, и с высокой скалы,

Висевшей над бездной морской,

В пучину бездонной, зияющей мглы

Он бросил свой кубок златой.

8 слайд - «Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал,

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.

9 слайд - В Китае, как ты знаешь, и сам император и все его подданные – китайцы. Дело было давно, но потому-то и стоит о нём послушать, пока оно не забудется совсем!

10 слайд – Найди лишнее:

  1. «Журавль и цапля»
  2.  «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
  3. «Солдатская шинель»
  4. «Сказка о рыбаке»
  5. В. А. Жуковский «Спящая царевна»
  6. Г. Тукай «Шурале»
  7. В. А. Жуковский «Кубок»
  8. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
  9. Х. К. Андерсен «Соловей»

- Какое из этих произведений лишнее? Почему? (Лишнее – «Кубок» В. А. Жуковского, потому что это баллада)

  1.  Беседа.

      - Давайте вспомним, что такое баллада. Какие баллады вы знаете? (Ответы учащихся).

- Как вы думаете, о каком жанре литературы мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

- Совершенно верно. (Открыть слайд с темой урока) Тема нашего сегодняшнего урока – героическая баллада М. Ю. Лермонтова «Бородино». Сегодня наша цель – познакомиться с содержанием баллады М. Б. Лермонтова «Бородино», с её темой, идеей, а также с теми историческими событиями, которые легли в её основу.  (Запись темы в тетрадях)

- Знакомо ли вам слово – Бородино? (Ответы учащихся)

Чтение эпиграфа к уроку:

«Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

- Что же произошло тогда, в далёком 1812 году? Что волновало многих русских писателей, поэтов, художников, которые много раз снова и снова принимались описывать грозные события тех лет? (Ответы учащихся, подготовленные дома посредством поиска в интернете. Ссылки на сайты были даны учителем заранее, дети выбирали тот материал, который их заинтересовал.)

Слово учителя.  Демонстрация слайдов с портретами и картинами, иллюстрирующих рассказ учителя. (Слово учителя составлено с опорой на книгу П. Н. Краснова «Картины былого Тихого Дона» (1909 г.)) (См в Интернете: http://fstanitsa.ru/cenhistkrasnov.shtml)

1 слайд – портрет Наполеона

Наполеон Бонапарт, император Франции, мечтал завоевать весь мир. «Через несколько лет я буду господином мира. Остаётся одна Россия, но я раздавлю её», - хвастливо заявлял он. И вот 24 июня 1812 года он отдаёт приказ перейти русскую границу. Русские войска храбро сражались, но были вынуждены отходить. Наполеон преследовал их, двигаясь по дорогам в густом облаке пыли, оставляя позади мёртвых и раненых, разоряя наши сёла и города.

2 слайд – портрет М. И. Кутузова

Главнокомандующим нашей армии был назначен один из прославленный полководцев – Михаил Илларионович Кутузов. Все понимали: надо остановить врага.

3 слайд – рисунок Н. Самокиша «Молебен накануне Бородинского сражения» (См. в Интернете: www.1812.ru)

И вот 26 августа 1812 года под Москвой у села Бородино состоялась решающая битва.

Накануне битвы в лагерь русских войск привезли чудотворную икону Смоленской Божьей Матери. Торжественная молитвенная тишина стояла на громадном поле подле Бородина, на котором стали на позиции русские полки. Всюду земля была изрыта. Тянулись длинные рвы окопов, насыпи. Медные пушки сверкали на солнце. Солдаты надели на себя чистые рубахи: все готовились к смерти

4 слайд – картина А. Ю. Аверьянова «Бой за Шевардинский редут» (См. в Интернете: www.1812.ru)

День этот будет вечным памятником мужества, храбрости российских воинов, которые дрались отчаянно. Очень много людей погибло. Огромное количество!

Победоносная французская армия разбилась тут о стойкость русского солдата. Французы отнимали у русских укрепления, но русские полки вновь врывались, опрокидывали французов и занимали окопы. Среди мёртвых тел, между раненых и стонущих своих товарищей дрались солдаты. Гнулись и ломались штыки, в щепы обращались приклады, не хватало патронов, зарядов, пороха. Едкий пороховой дым туманом застилал поле, и в этом тумане  дрались последним смертным боем солдаты. Дрались за Москву!

Усилия русских войск привели к желаемому результату: враг был повергнут. Ход войны изменился. Генерал А. П. Ермолаев сказал: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».

4 слайд – портрет М. Ю. Лермонтова

Шёл 1814 год. Русские войска возвращались из-за границы и ступали в опалённую пожаром Москву. Гремела музыка, развивались закопчённые в дыму сражений знамёна…

В это самое время, когда Москва, ликуя, встречала победителей, в маленьком домике у Красных ворот в ночь на 15 октября 1814 года в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. (Слайд с портретом М. Ю. Лермонтова).

 - Что вам известно о М. Ю. Лермонтове? (Реализация домашнего задания – пересказ статьи о Лермонтове.)

- Ребята, а как вы думаете, почему Лермонтов обратился к теме войны 1812 года, ведь сам он в ней не участвовал? (Выслушать ответы ребят, которые готовили пересказ статьи из учебника о Лермонтове, последним – ответ подготовленного ученика.)

(С раннего детства М. Ю. Лермонтов слышал рассказы о войне 1812 года, героями были многие его родственники: отец – Юрий Петрович Лермонтов – капитан в отставке, четверо братьев любимой бабушки – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, заслуженные офицеры, прошли и Отечественную войну, и заграничные походы; родной брат деда – генерал Никита Арсеньев – прославился в кампанию 1812 года; ещё один родственник деда – полковник Дмитрий Арсеньев – участвовал в Бородинском сражении.

Среди тех, чьи рассказы о битвах  и походах мог слышать будущий великий поэт, были и рядовые солдаты. Например, в семье кормилицы Лермонтова Лукерьи Шубиной жил её родственник – отставной солдат Дмитрий Фёдоров, сражавшийся при Бородине.

   Кроме того, поэт был знаком и с большинством публиковавшихся в те годы мемуаров участников событий, с трудами историков и популярными романами.)

«Бородино» стало откликом на 25-ю годовщину этого великого события – Бородинской битвы. Написано оно было в 1837 году. М. Ю. Лермонтов создал произведение, которое по праву названо «поэтической летописью Бородинского сражения».  (Запись в тетрадях даты написания стихотворения)

  1.  Словарная работа с военными терминами и словами, вышедшими из употребления.

- Обратите внимание на слова, которые встретятся вам в стихотворении. (Слова записаны на доске.):

Редут, сеча, хват, уланы, драгуны, лафет, бивак, кивер, картечь, булат, басурманы.

  1. Физкультминутка.
  2.  Чтение учителем стихотворения на фоне слайдов. (Слайды – В. Шевченко. Иллюстрации к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Акварель. 1970-е годы – См. в Интернете: http:www.1812panorama.ru/virtual/Borodino.html)

  1.  Беседа по прочитанному.

  1. Понравилась вам баллада?
  2. Какие строки произвели на вас особое впечатление?
  3. Какое событие легло в основу произведения?

(Бородинское сражение)

  1. От чьего имени ведётся рассказ?

(Рассказ ведётся от имени старого солдата, участника Бородинской битвы)

  1. Кто  герои баллады?

(Герои Баллады – русские люди, победившие в войне с французами, - простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: «…могучее, лихое племя, богатыри…»)

  1. Ребята, а кто такие богатыри и почему рассказчик называет солдат богатырями?

(Богатыри – это герои русских былин. Но это слово имеет и втрое значение – богатырями называют защитников Родины, воинов, отличающихся необычайной силой, мужеством, удалью.)

  1. О чём печалится солдат и чем гордится?

(Гордится тем, что ему выдалась возможность постоять за Родину, тем, что он защищал её рядом с такими людьми, которые ничего не боятся, горячо любят свою Родину. А печалится о том, что не все из них вернулись домой после Бородинской битвы.)

  1. Какие чувства владеют героями во время боя?

(Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: «Уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!» Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрёт, но не изменит: «И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!»)

  1. Чем объясняется победа российских воинов?

(Тем, что они готовы пойти на смерть, лишь бы отстоять свою землю. «Уж постоим мы головою…» И эта любовь придаёт им силы.)

  1. Есть ли в балладе повторяющиеся строки? Какую роль они играют для вас – читателя, что помогают понять?

(Они помогают понять идею баллады. Лермонтов воспевает стойкость, воинскую доблесть, мужество, готовность умереть за Родину, не отдать её врагу.

Постоять головою за Родину свою – вот главное качество русского человека, которое принесло победу в войне 1812 года, войне народной, войне за отечество. Недаром она называется  Отечественной войной.)

  1. К какому жанру литературных произведений мы можем отнести лермонтовское «Бородино»?

(Это баллада)

  1. Найдите признаки этого жанра в произведении.
  1. в основе лежит историческое событие
  2. Описываемые события носят драматический характер
  3. Большую роль играет пейзаж и диалог
  4. Чувства автора, эмоциональный настрой.  Из всех фактов о Бородинском сражении поэт отбирает те, которые позволяют рассказать о героизме простых солдат, передать эмоциональное отношение к описываемым событиям. Автору стихотворения важно, чтобы читатели испытали чувство гордости и восхищения людьми, которые сумели отстоять Москву. Именно поэтому он и обращается к жанру «баллады».

Почему «Бородино» называют «героической балладой»?

  1.  Развитие речи. Словарная работа.

Баллада М. Ю. Лермонтова  приобрела необычайную популярность в годы Великой Отечественной войны. Она поднимала дух русских воинов, как и в далёком 1812 году защищавших Москву.
«Бородино» вошло в сокровищницу культуры русского народа, в его интеллектуальный багаж.  Многие выражения из баллады получили распространение в живой речи, широко используются в нашем общении («Да, были люди в наше время...», «У наших ушки на макушке...», «Ребята, не Москва ль за нами?..» «Уж мы пойдём ломить стеною»). При употреблении в речи таких высказываний общение становится более эмоциональным, ярким, запоминающимся.

(Запись в тетрадях выражений: «ломить стеною», «ушки на макушке»)

IX.  Вывод.

- С каким произведением вы познакомились сегодня на уроке?

Возвращение к эпиграфу.

- Так почему вся Россия помнит про день Бородина?

(Потому что люди проявили стойкость, воинскую доблесть, мужество, готовность умереть за Родину, не отдать её врагу.

  Постоять головою за Родину свою – вот главное качество российского человека, которое принесло победу в войне 1812 года, войне народной, войне за отечество. Недаром она называется  Отечественной войной.

Эти качества российского народа и воспевает М. Ю. Лермонтов в балладе «Бородино».

Ему важно, чтобы читатели испытали чувство гордости и восхищения людьми, которые сумели отстоять Москву.

Х.  Домашнее задание.

Придумать ситуацию, в которой уместно было бы употребление данных выражений («ломить стеною», «ушки на макушке»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)

Слайд 2

Цель: 1) Образовательная: - рассмотреть главных героев рассказа и их поступки. 2) Развивающая: - формировать умение анализировать текст художественного произведения; - развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы; - формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов; - учить сжато излагать повествовательный текст; - развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; - продолжить работу по развитию культуры речи школьников. 3) Воспитательная: - воспитание общечеловеческих ценностей; - умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

Слайд 3

Плен – неволя. Пленник – взятый в плен, невольник. Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить. Из словаря С.И.Ожегова:

Слайд 4

Январь 1852 года. Лев Николаевич Толстой поступает на службу и отправляется на Кавказ.

Слайд 5

Величие и красота Кавказа

Слайд 7

Военно-грузинская дорога М.Ю.Лермонтов (1837 г.)

Слайд 8

Эпизод Кавказской войны М.Ю.Лермонтов (1840 г.)

Слайд 9

Задание для 1 группы Как герой оказался в плену?

Слайд 10

Задание для 2 группы Внешность героя

Слайд 11

Задание для 3 группы Чем герой занимался в плену?

Слайд 12

Задание для 4 группы Как герой готовился к побегу?

Слайд 13

Костылин Жилин Добрый (думает о матери, жалеет ее) Надеется на себя, обдумывает побег Деятельный человек Сумел прижиться в ауле Работящий, не может сидеть без дела, мастер Всем помогает, даже своим врагам – татарам Ему интересны другие люди, любит детей Великодушный Слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери Способен на предательство Раскис, упал духом Не принимает других людей

Слайд 14

1. Определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая» Кроссворд

Слайд 15

2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов». Кроссворд

Слайд 16

3. Русский писатель, который восхищался красотой Кавказа. Кроссворд

Слайд 17

Кроссворд 4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении».

Слайд 18

Кроссворд 5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник? 6. Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина?

Слайд 19

д и н а р а с с к а з п у ш к и н с ю ж е т а з б у к а а н т и т е з а Кроссворд

Слайд 20

«На всё добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью». Н.Рубцов



Предварительный просмотр:

Урок литературы 5 класс.

Тема : Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. 

             Сравнительна характеристика героев рассказа.

Цели: 1.Обучение умению отбирать материал из текста в      

             соответствии с темой.

            2.Обучение умению составлять сравнительные харак-

             теристики  героев.

            3.Выяснение мотивов действий Жилина и бездействий

             Костылина.

Оформление доски:

          Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

           Сравнительная характеристика героев рассказа.

             

                                            Береги платье снову, а честь смолоду.

                                             Сам погибай, а товарища выручай.

                                                                            Пословицы.

Репродукции с изображением                      План:

Жилина и Костылина.                       1.Военное звание.

                                                             2.Внешняя характеристика:

                                                             3.Плен:

                                                             а) место жительства в плену;

                                                             б) питание пленных;

                                                             в) занятия;

                                                            г) подготовка к побегу;

                                                             4.Первый побег.

                                                             5. Второй побег.

Ход урока:

- На предыдущих уроках познакомились с малым эпическим жанром –рассказом, выясним его жанровые особенности.

- Для того, чтобы перейти к теме урока, проведем небольшую разминку ( учащиеся  сигнализируют хлопком или другим жестом в том случае, если  суждение правильное)

     1.События происходят осенью (-)

     2.Жилин был невелик ростом, но удал(+)

     3.Жилин попал в плен потому, что Костылин бросил его(+)

     4.Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей(-)

     5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать(+)

     6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа (-)

     7.Во время первого Костылин показал себя слабым человеком(+)

     8.Второй раз Жилин бежал один(+)

     9Во время второго побега ему помогли Дина и русские    

        Солдаты(+)

     10.После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск

          не поехал(+)

Целеполагание:

- На первый взгляд кажется, что в рассказе всё понятно, но в то же время многое остаётся неясным. Что после прочтения рассказа вам осталось неясным? В чём бы вы хотели разобраться?

После ответов учащихся учитель обобщает:

  - Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

-Кто является главным героем?

-Как раскрывается характер каждого из героев  в сложной ситуации?

На все поставленные вопросы дать ответы нам поможет сравнительная характеристика героев. В ходе урока , пользуясь планом, записанным на доске, учащиеся заполняют таблицу.

 Формы работы: выборочное чтение, пересказ , инсценирование эпизодов, заранее подготовленные сообщения , чтение по ролям и  др.

Жилин

Костылин

Военное

Звание

(выбороч-

ное чтение)

офицер

офицер

Внешняя

характ-ка

(заранее

подгот.

Сообщ.)

Невелик ростом, но удал и т.д.

Грузный мужчина, толстый,

красный, пот с него так и

льёт.

Плен

(чтение по

ролям)

Попадает в плен, т.к.

Костылин бросил его

одного

Струсил и ускакал.

Место жи-

тельства

в плену.

(пересказ

эпизода)

                 Горный татар

ский аул, сарай.

Питание

Пленных

(выборочн.

чтение)

                  Лепёшки из п

                  сырое да  вод

                 

                  +

 Молоко, сырные лепёшки, кусок баранины

росяной муки или тесто

а

Занятия в

плену

(пересказ

эпизодов)

-писем не писал, всё высматривал, выпытывал, как ему устроить побег;

-рукодельничал, учился понимать татарский язык и др.

-писал письма домой, скучал, ждал, когда пришлют денег;

- считал дни, спал.

Подготовка

к побегу

(инсцениро-

вание)

АКТИВНАЯ ЖИЗНЬ

                  (хотя обстоят

ПАССИВНАЯ  ЖИЗНЬ

ельства  одинаковые)

Первый

Побег

(заранее

подготовл.

сообщении)

Выносливость.

«Не годится товарища бросать»

Отстаёт, охает, боится любого шороха (олень).Не может вынести боль и криком выдаёт себя.

Второй побег

(общие

выводы)

Не смирился с судьбой и совершает побег один.

Смирется с судьбой, ждёт освобождения.

После заполнении таблицы обращаемся к вопросам, поставленным в начале урока.

-Работа с эпиграфами.

-Рефлексия: Какие качества героев присутствуют у вас? Подумайте, с какими качествами своего характера вам стоит бороться, а какие развивать?

В качестве домашнего задания учащимся предлагается миниатюра на тему: «За что я ценю Жилина и осуждаю Костылина».