СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРЕНИНГИ «ИСТОКОВ» В РАМКАХ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ.

Выступила на  ежегодной научно-практической конференции на базе кафедры МПФ МГОУ  Проблемы создания образовательной среды по физике в условиях реализации новых стандартов. 13-14 апреля 2016 г. по теме: «Социокультурные тренинги истоков в рамках конструирования содержания учебного материала по физике»  (Проблемы создания образовательной среды по физике в условиях реализации новых стандартов. Общеобразовательные учреждения, педагогические вузы: оклады  научно-практической конференции (13-14 апреля 2016 г., Москва)/ Отв. Редактор: А.А. Синявина. – Москва: ИИУ МГОУ, 2016.- 144 с.  Стр. 86-90)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiokulturnye_treningi_istokov_obucheniya_fizike.docx40.1 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРЕНИНГИ «ИСТОКОВ» В РАМКАХ

КОНСТРУИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ.

Середина А.В.

МАОУ лицей № 14 имени Ю.А. Гагарина

г. Щёлково Московская область

О  социокультурных технологиях «Истоков» и их активных формах обучения я впервые узнала в 1993 году на семинаре Технологической школы бизнеса (TBS)  «Менеджмент в образовании»,  применяю их более 20 лет.

                  В основе технологии социокультурный системный подход профессора РАЕН Кузьмина И.А.:

  1. Обучение ведётся на едином аналоговом уровне:
  2. Настрой учителя на самоутверждение.
  3. Общение на уровне Взрослый-Взрослый
  4. Изучение и развитие многообразия стратегий мышления.
  5. Создание единого контекста.
  6. Групповая форма работы + делегирование + консультирование.
  7. Своевременный переход из ассоциированного состояния в диссоциированное  (обучение – в ассоциированном, наказание – в диссоциированном).
  8. Триада оценки: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.
  9. Выход на родителей.

Социокультурный системный подход  реализуется через активные формы обучения – социокультурные тренинги.

Под тренингом в социокультурном системном подходе понимается интенсивное либо высокоинтенсивное обучение, осуществляемое в виде практических упражнений по определенным технологиям с целью развития социокультурной основы  Человека, Группы, Общества[1].

        Более подробно хотела бы познакомить с тренингом – выбор (наиболее часто использую его на уроках и во внеурочной деятельности) на материале  «Основные положения Молекулярно-кинетической теории строения вещества (МКТ)». Данный тренинг провожу в первый день изучения молекулярных явлений в 10 классе (до повторения).

  1. Подготовительный этап .

Учитель раздаёт бланки с заданиями тренинга  и бланки ответов. Ученики вспоминают основные положения МКТ, заносят их на электронную доску.

I. Все вещества состоят из молекул.

II. Все молекулы непрерывно, беспорядочно движутся.

III. Молекулы взаимодействуют между собой.

  1. Основной этап. 

Задание индивидуального этапа:  определите, какие положения МКТ   (I,II,III) подтверждают ниже перечисленные явления. Выберите все правильные варианты ответа, запишите их в столбец «Ваш выбор».

  1. Температурное расширение тел.
  2. Смачивание и несмачивание.
  3. Механическое дробление вещества.
  4. Растворение одного вещества в другом (при помешивании).
  5. Броуновское движение.
  6. Диффузия.
  7. Склеивание и спаивание веществ.
  8. Упругие деформации тел.
  9. Фазовые переходы вещества.

Задание для работы в парах: обсудите свои ответы, придите к единому решению. Результат занесите в столбец «Работа в парах». (Аналогично в кластере).

Экспертная оценка:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I, II

I,II,III

I,III

I

I,II

I,II

I,II,III

I,III

I,II,III

  1. Рефлексия.

Бланк ответа:

Фамилия__________________________ Кластер_____________ Класс__________

Раунд

Ваш выбор

Выбор после общения с партнеров (в парах)

Выбор после общения в кластере

Балл

Баланс

Правила формирования оценки учащегося:

  1. Оценивается только вариант работы в парах или в кластере (конечный для данного вида работы)
  2. Правильным считается ответ, включающий в себя все возможные варианты.
  3. Формируется установка на достижение согласия в группе:
  1. Правильный ответ группы +3 балла, неправильный –     (-1балл).
  2. Если мнения разделились:  правильный  +1 б., неправильный –  (-3 б.)
  1. Пятый, седьмой, девятый вопрос – бонусные, результат (правильный и неправильный) соответственно умножается на 3, на 5, на 10 с учетом знака.
  2. Максимальный возможный балл – 72.
  3. После обсуждения вариантов ответа в кластере и экспертной оценки учащимся выставляется оценка:

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

68-72 балла

52-64 балла

≤ 52 баллов

Методические рекомендации:

  1. В ходе работы учитель не дает никаких пояснений, кроме оформления.
  2. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы имелась вариативность ответов, а заранее готовых ответов у учащихся не было.
  3. Индивидуальный раунд обязателен для формирования позиции ученика.  
  4. Работа в парах предшествует работе в кластере.  Научившись работать в паре, учащиеся легко переносят этот алгоритм общения в четверки.
  5. Кластер – базовая группа. В идеале кластер формируется их учащихся с разными видами модальностей.  Работой четверки руководит лидер  – ученик, у которого в равной степени развито все три модальности – визуальная, аудиальная, кинестетическая, что призвано обеспечить целостность восприятия, формирование единого аналога.
  6. На первом этапе учитель готовит лидера заранее, объясняя его роль: организация общения, представление мнения группы или выбор отвечающего.
  7. В дальнейшем рекомендуется проводить смену лидера, чтобы другие учащиеся попробовали себя в этой роли.
  8. Если сумма баллов за работу в кластере оказалась больше индивидуального выбора, то группа справилась с задачей тренинга, сработал принцип синергизма, (оценка за работу может быть максимальной по решению учителя, независимо от полученных баллов) если нет, то группа потеряла правильные решения. Это пища для рефлексии.

Литература:

  1. И.А. Кузьмин, А.В. Камкин О программе «Социокультурные истоки. //Истоковедение т.2 Издательский дом Истоки М.2010.стр 23-28
  2. И.А. Кузьмин. Социокультурный системный подход / Перекрестки эпох. Социокультурное время. Сб.трудов т.1, 1997.
  3. А.В. Середина «Социокультурные технологии Истоков в преподавании физики» // Сборник трудов по материалам II Международной научно-практической Интернет-конференции. Наукоград Королев МО. стр. 316-321 или Мини-сайт Серединой Аллы Викторовны.
  4. Н.Ю. Твардовская, Ю.М. Пучкова. «Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология» «Истоковедение» т.2 Издательский дом Истоки М.2010. стр. 35-41


[1] И.А. Кузьмин . Социокультурный системный подход / Перекрестки эпох. Социокультурное время. Сб.трудов т.1 1997. С.64.