Вараксин Геннадий Сергеевич

Системный подход к организации учебного процесса в основном и дополнительном образовании

Нет ошибок - есть обратная связь

Профессия: Преподаватель

Профессиональные интересы: Модульная технология обучения, проектирование учебных материалов и образовательных ресурсов, тайм-менеджмент

Увлечения: Психология, прикладное творчество

Регион: Пермский край

Населенный пункт: г. Пермь

Место работы: Институт развития образования Пермского края

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/varaksin
Каждый - гениален. Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, она всю жизнь проживет с верой в свою глупость.
Альберт Эйнштейн

 

Некто, гуляя по лесу, повстречал дровосека, который долго и упорно пилил сваленное дерево. Прохожий подошел ближе, чтобы разглядеть, почему работа идет с таким трудом, и сказал: "Извините, но мне кажется, что Ваша пила совершенно затупилась! Почему бы Вам ее не заточить?" На что дровосек простонал: "Для этого у меня нет времени - я должен пилить!"

 

А как обстоит дело у Вас? 

 

Когда Вы собираетесь "заточить свою пилу"?

 

Ваша "пила" – это Ваше физическое здоровье, Ваш интеллект, Ваше духовное развитие, навыки коммуникации и уровень Вашей профессиональной компетентности. Необходимо отметить, что педагоги в России – это группа риска. У них пока недостаточно физических, финансовых возможностей и просто свободного времени для полноценного отдыха, саморазвития и личностного роста. Может быть я утрирую и сгущаю краски? Уважаемые коллеги, жду от Вас комментариев.  

 

За 10 лет моей работы в сфере переподготовки и повышения квалификации работников образования накопилось достаточно много авторских информационных ресурсов. Думаю, что пришло время эти образовательные ресурсы опубликовать в сети Интернет, чтобы как можно больше педагогов смогло познакомиться с этими материалами. В этом я вижу свою миссию. На страницах сайта http://ikt-school.jimdo.com/ и на данном мини-сайте будут представлены авторские учебные материалы и образовательные ресурсы в различных форматах: текстовые материалы, мультимедийные ресурсы, интерактивные учебные ресурсы для организации самостоятельных учебных действий, дистанционные мини-курсы с пошаговыми инструкциями и практическими упражнениями, анкеты, опросы, полезные ссылки на учебные ресурсы и дистанционные курсы в сети Интернет и пр. Кроме этого я предлагаю несколько десятков авторских образовательных программ для повышения уровня ИКТ-компетентности работников образования. 

О себе

Два высших образования:

Диплом 1. Пермский политехнический институт, 1971 г. Электротехнический  факультет, специальность: «Автоматика и телемеханика»

Диплом 2. Пермский политехнический институт, 1988 г. Специальность: «Экономика и организация производства»

 

Дополнительное профессиональное образование:

       Повышение квалификации учителей информатики  (курс - 2 года)

 

Опыт педагогической работы (краткая характеристика научно-педагогической деятельности):

1979 – 2005 г. – работа в сфере дополнительного образования для детей по следующим направлениям; радиоэлектроника, методическая работа, начальное техническое моделирование, прикладное творчество, компьютерные технологии

1990 – 1998 г. – работа в школе в качестве учителя информатики

2005 г. – 2008 г: старший преподаватель кафедры информационных технологий ПРИПИТ (лекции и практические занятия по дисциплинам: технологии и методики обучения информатике, прикладное программное обеспечение, интерактивные средства обучения информатике, основы проектирования цифровых образовательных ресурсов, научное руководство курсовым и дипломным проектированием)

2006 – 2008 г. – активное участие в программе информатизации системы образования (обучение учителей по программе «Базовая ИКТ компетентность», командировки по Пермскому краю – закрытие курсов НФПК, ММЦ)

2007 – 2008 г. – проектная деятельность – разработка пакета цифровых образовательных ресурсов для поддержки базового курса «Информатика и ИКТ» по заказу НФПК – БИНОМ, разработка новой версии структурированного конспекта по  информатике

2002 – 2008 г. – активное сотрудничество  с  различными сетевыми компаниями в качестве преподавателя и бизнес-тренера (обучение по направлениям:  азбука сетевого маркетинга,  основы управления бизнесом, система инструментов бизнеса, системный подход к организации бизнес-обучения, технология эффективного самообразования, технология и психология успеха, введение в НЛП, активные методы обучения, формирование  эффективной команды, управление временем и организация личной работы, управление денежными потоками, самогипноз, аутотренинг, управление своими эмоциональными состояниями, повышение ресурса и творческого потенциала, техники ТРИЗ и НЛП для решения проблем в жизни)

С ноября 2007 г. по октябрь 2009 г. работа в ПКИПКРО по совместительству в качестве старшего преподавателя на кафедре МЕМД. С октября 2009 г. переведен на должность старшего научного сотрудника ЦОТТ и старшего преподавателя кафедры МЕМД (с 2010 г. кафедры  общего образования).

В апреле 2011 г. уволен в связи с реорганизацией ПКИПКРО по сокращению. Формальный повод - отсутствие государственного заказа на те виды деятельности, которые были в моей компетенции. За последние годы было затрачено много усилий для адаптации к новому состоянию невостребованности в сфере образования, при этом разработано большое количество дополнительных учебных ресурсов по различным направлениям, создано несколько сайтов. 

К настоящему времени сложились следующие интересы и направления деятельности:

  • Естественная стимуляция защитных систем организма
  • Оздоровительные сеансы релаксациии и психотренинги
  • Многофакторное компьютерное исследование профиля личности
  • Приемы психической саморегуляции. Аутотренинг и самогипноз
  • Коучинг и индивидуальные консультации. Помощь в решении проблем
  • Нейтрализация психологических травм и негативных программ в подсознании человека (процедура ОДИТИНГ)
  • Самообучение и саморазвитие (технологии эффективного самообразования)
  • Time-менеджмент (техника организации личной работы)
  • Тайна денег (основы управления ресурсами и денежными потоками)
  • Системный подход к организации бизнес-деятельности. Авторские инструменты и учетные формы. 
  • Азбука работы на компьютере и основы работы в сети Интернет
  • Инструментальная среда педагогического назначения "Конструктор Учебных Кейсов" (КУК). Организация творческой деятельности на основе использования инструментальной среды КУК (реализация метода проектов)
  • Авторская концепция организации учебного процесса в любой образовательной области на основе использования системных электронных образовательных ресурсов.

 

Личные качества:

  • Системное и аналитическое мышление
  • ИКТ – компетентность на уровне пользователя
  • Умение ставить цели
  • Креативность, творческий потенциал
  • Навыки самообразования
  • Опыт разработки электронных образовательных ресурсов 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

  • Стивен Кови "Семь навыков высокоэффективных людей"
  • Генрих Саулович Альтшуллер "Алгоритм изобретения"
  • Александр Свияш (все книги)
  • Вадим Зеланд "Трансерфинг реальности"
  • Валерий Синельников (все книги)
  • Информационных источников было много, поэтому список будет расширен . . . . . 

Особенно хочу выделить Вадима Зеланда. Я не сразу принял его концепцию. Прошло несколько лет, прежде чем я созрел для восприятия этой информации. Произошло это после прослушивания его аудиокниг. 

 

Мои достижения

Прошлые виды научно-педагогической деятельности:

а)    Участие в конференциях различного уровня по направлениям «Информационные технологии в образовании», проведение обучающих семинаров, мастер-классов, учебных курсов для учителей-предметников, учителей начальной школы и представителей администрации учебных учреждений

б)   Разработка учебно-методических материалов и интерактивных обучающих средств по следующим направлениям:

  • Системный подход к организации учебного процесса
  • Технология эффективного самообразования.
  • Основы управления самостоятельными учебными действиями
  • Информационно-методическое обеспечение технологии модульного обучения
  • Мониторинг учебного процесса. Рефлексивный анализ. Рейтинговая система
  • Графическое кодирование вербальной учебной информации
  • Алгоритм разработки модульных учебно-методических и дидактических материалов на печатной основе
  • Проектирование цифровых образовательных ресурсов и интерактивных учебных моделей с помощью пакета MS Office
  • Активные методы обучения.  Учебный Мозговой штурм.
  • Time– менеджмент. Инструменты для организации личной работы. Картотечный органайзер. Компьютерная поддержка картотечного органайзера
  • Технология и психология успешной деятельности

Я являюсь автором инструментальной среды педагогического назначения «Конструктор Учебных Кейсов», подготовленной на основе использования пакета прикладных программ MSOffice и бесплатно распространяемого инструментального программного обеспечения.

За  периоды работы в ПРИПИТ и ПКИПКРО я разработал несколько десятков авторских курсов для повышения квалификации работников образования по различным направлениям, в том числе:

  • Авторская концепция системного подхода к организации учебного процесса в школе, совместимая с новыми образовательными стандартами нового поколения
  • Основы модульного обучения. Информационно-методическое обеспечение технологии модульного обучения
  • Структурирование и графическое кодирование учебной информации
  • Основы организации самостоятельных учебных действий в модульном и дистанционном обучении. Технология эффективного самообразования. Формирование универсальных учебных действий в учебном процессе
  • Основы проектирования УМК на печатной основе
  • Компьютерная графика и GIFанимация для «чайников»
  • Soft для учителя. Конструкторы и генераторы тестовых заданий открытого и закрытого типа
  • Проектирование интерактивных образовательных ресурсов с помощью программы Power Point. Нестандартные алгоритмы и авторские электронные шаблоны
  • Проектирование интерактивных учебных материалов на основе использования авторской инструментальной среды педагогического назначения
  • Мониторинг и системный анализ самостоятельных учебных действий в модульном и дистанционном обучении
  • Возможности сети Интернет для взаимодействия педагогов, обмена опытом и дистанционного обучения

Публикации:

Около 15 печатных публикаций (изд. ПГУ, ПРИПИТ, ПКИПКРО, БИНОМ). Более 100 публикаций в сети Интернет на образовательных сайтах, сообществах. Организатор нескольких образовательных сообществ по направлению «Системный подход к организации учебного процесса в школе». Результаты экспериментальной и научно-методической работы  представлены в электронном виде на дисках CD.

Последние публикации в издательстве  ПКИПКРО:

1.    Г.С Вараксин, В.Л. Кокшаров. Технологический подход как дидактическая основа обучения информатике детей с особыми образовательными нуждами // ПКИПКРО, 2008 г.

2.    Г. С. Вараксин, кафедра МЕМД. Мониторинг и системный анализ учебного процесса в модульном и дистанционном обучении // ПКИПКРО.-Вестник ПОИПКРО.-2009-№ 1.

3.    Г. С. Вараксин. Критерии оценки качества учебного проекта. Методическое пособие // ПКИПКРО.-2009.

4.    Г. С. Вараксин. Проектирование обучающего модуля на печатной основе. Методическое пособие // ПКИПКРО.-2009.

5.    Г. С. Вараксин. Проектирование интерактивных учебных ресурсов. Методическое пособие // ПКИПКРО.-2009.

В 2009 году был полностью подготовлен макет структурированного конспекта по базовому курсу информатики по материалам учебника для 8 - 11 кл. Семакина И. Г. для издательства БИНОМ (более 300 опорных карт знаний). По непонятным причинам тиражирование данной книги не состоялось, хотя контент был согласован с автором учебника информатики в полном объеме. Я планирую опубликовать эти образовательные ресурсы на сайте проекта "ИКТ-компетентность современного учителя" в разделе "ИНФОРМАТИКА". Кроме этого дополнительно планирую подготовить интерактивную версию структурированного конспекта. 

 

Участие в конференциях:

Активное участие в конференциях, семинарах (более 20). В том числе участвовал в двух конференциях по направлению «Информационные технологии в образовании» в г. Москва (выступал с докладами, есть публикации).

Весной 2013 г. я открыл авторский образовательный проект "Старт Бизнес Клуб". Все организационные и учебные ресурсы подготовлены, созданы необходимые информационные продукты, изготовлены опытные образцы инструментов для оперативного планирования и организации личной работы – модульный кассетный бизнес-органайзер, модульный картечный бизнес-органайзер, различные варианты офисных настольных и настенных календарей-картотечных органайзеров. 

В конце декабря 2014 г. я создал сайт образовательного проекта "ИКТ-компетентность современного учителя" http://ikt-school.jimdo.com/, предназначенный для информационно-методической поддержки педагогов основного и дополнительного образования. Сайт активно развивается, наполняется актуальным контентом. Уже опубликовано большое количество полезных для работников образования ресурсов. 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы