Вельдяскина Наталья Алексеевна

сайт учителя химии

Будь самим собой, другие роли заняты.

Профессия: Учитель химии

Профессиональные интересы: Новое как хорошо забытое старое

Увлечения: Цветоводство

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: г. Саранск

Место работы: МОУ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30" го Саранск РМ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/veldyaskina-natalja
Относись ко всем с добром и уважением, даже к тем, кто с тобой груб. Не потому, что они достойные люди, а потому, что ты - достойный человек.
Конфуций

О себе

Закончила  МГПИ им. М.Е. Евсевьева биолого-химический факультет, специальность "Биология " с дополнительной специальностью "Химия" в 1997 году. Работаю учителем химии в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» го Саранск.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита"

А. Дюма "Граф Монте Кристо"

 

Мой взгляд на мир

Для нормальной жизни достаточно, чтобы каждый занимался своим делом и оставался честным перед собой.  Трезво оценивать реальность, что помогает избежать напрасных надежд и разочарований.

Моё портфолио

Вельдяскина Наталья Алексеевна

Дата рождения – 16.01.1975

Образование высшее, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1997 год

Специальность – учитель биологии и химии

Квалификационная категория – первая

Педагогический стаж – 19 лет

 

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя химии и биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» Вельдяскиной Натальи Алексеевны

       В условиях стремительного развития общества, модернизации современного образования обозначилась проблема формирования у обучающихся не столько теоретических, сколько социально-практических знаний, умений и навыков, в том числе и в процессе обучения химии. Традиционная предметность должна сочетаться с реальной действительностью. Одним из способов повышения мотивации к изучению предмета является усиление практической направленности, прикладного характера обучения, что расширит научно- теоретический кругозор учащихся, сформирует экологически грамотное поведение. Также для прочного усвоения знаний по предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению учащихся. Педагогическая проблема, над которой я работаю, - «Практико-ориентированный подход при обучении химии».

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа». Урок в современной школе претерпевает существенные изменения, которые зависят от ряда факторов: появились образовательные стандарты и на их основе - обновленные программы и учебники, утвержден новый Федеральный Базисный учебный план, внедряются информационные технологии. Эти и другие факторы обусловливают необходимость совершенствования урока, при этом важно учитывать основные приоритеты модернизации образования. Обучение химии в рамках практико-ориентированного подхода реализует понимание сущности химических процессов, а приобретенные знания и умения находят применение в практической деятельности и в окружающей жизни для объяснения явлений в природе и быту. Это серьезно мотивирует школьников к учению, саморазвитию, что позволяет адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески.

Наличие теоретической базы опыта. Практико-ориентированное обучение позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук на всех этапах обучения в каждой обучаемой теме содержится материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни. Использование комплекса практико-ориентированных задач по химии при изучении различных тем позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, задействовать эмоциональную сферу, жизненный опыт. Развитию практической направленности обучения учащихся способствует и целенаправленная организация исследовательской и проектной деятельности в урочное и внеурочное время. В основу практико-ориентированного обучения положен деятельностный подход, то есть такого вида обучение, целью которого является формирование у учащихся умений, необходимых сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, и понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике. А также наличие кабинета химии, оснащенного приборами для выполнения лабораторных и практических работ, учебно-методическими пособиями, современным компьютером .

Технология опыта. Над проблемой «Практико-ориентированный подход при обучении химии» я работаю с 2013 года. За это время у меня накопился достаточный теоретический и практический материал, который я использую при подготовке к уроку. При объяснении нового материала использую информационно-иллюстративный и проблемно-поисковый методы преподавания нового материала, создавая «мостики» между содержанием школьного курса химии и актуальными проблемами из различных областей окружающей действительности с целью развития практического мышления школьников. Практически по всем темам курса химии подобраны или разработаны практико-ориентированные задачи, творческие задания, домашние эксперименты, исследовательские проекты, направленные на систематизацию и применение имеющихся знаний в нестандартных модельных учебных и реальных жизненных ситуациях; активно используются ресурсы Интернет, технологии проблемного, развивающего обучения, групповая работа, ИКТ. Например, в процессе обучения химии использую следующие практико-ориентированные задания и задачи: 1) Почему после грозы у человека возникает ощущение свежести? (9 класс) 2) Какие химические реакции происходят во время грозы? (9 класс) 3) В магазине продавец утверждает, что костюм, который вы собираетесь купить, - из натуральной шерсти. Каким способом вы сможете доказать, что вас обманывают? (10 класс) 4) С незапамятных времен человечество пользовалось посудой. Вначале посуда изготавливалась из глины. Сегодня разнообразие посуды велико. Однако в случае использования посуды не по назначению посуда способна оказывать негативное воздействие на состояние здоровья. Какая посуда наиболее безопасна и подходит для варки и хранения горячих и холодных, жирных и кислых, первых и вторых блюд? (9 класс) 5) В тривиальных названиях многих веществ и смесей, используемых в быту, а также лекарств, «спрятаны» названия химических элементов, входящих в их состав. Определи эти элементы и запиши их символы: йодомарин, бромгексин, фосфалюгель, силикагель, хлороформ, марганцовка и др. (8 класс) 6) Основными продуктами извержения вулканов являются вулканические газы, лава и пепел. При извержении в 2010 году исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль вулканические газы содержали H2O, CO2, CO, N2, SO2, H2, NH3, HCl, HF, Cl2, CH4, H2S. Подчеркните формулы ядовитых газов. Разделите эти вещества на три группы и дайте им названия. (8 класс) 7) Сколько молекул воды содержится в стакане объемом 200мл? ( 8 класс) 8) Сколько атомов золота содержится в золотом украшении весом 3 г? (8 класс) Примером организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время является выполнение следующих работ: определение витамина С в яблоках разных сортов, изучение содержания пищевых добавок в различных продуктах питания, определение нитратов в овощах, приготовление растительных индикаторов, влияние солей тяжелых металлов на прорастание семян и др. Все практические работы, например, проводимые в 8 классе реализуют практико-ориентированный подход при обучении химии и направлены на формирование УУД.

Результативность опыта.  Процесс обучения, в рамках практико-ориентированного подхода является познавательным и творческим, а знания учащихся – востребованными. В результате работы над проблемой «Практико-ориентированный подход при обучении химии» удается: - активизировать познавательный интерес учащихся, повысить уровень учебной мотивации; - научить ребят применять полученные знания в разных жизненных ситуациях. Проводимая мною работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты в муниципальных предметных олимпиадах, становятся победителями и призерами различных конкурсов. Так, в 2014 году ученица 9 класса Ежовкина Татьяна стала призером 3 региональной открытой олимпиады школьников по биологии; в 2016 году ученица 11А класса Гаврилова Наталья заняла I место в Евсевьевской открытой олимпиаде школьников по химии; в 2015г ученица 9А класса Агапова Дарья стала призером 3 республиканского конкурса ученических научно-исследовательских работ «Экология вокруг нас». Ученицы Хайрова Диана (2012), Журавлева Алина (2015), Гаврилова Наталья (2015) стали призерами муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады по химии, а Ларькина Настя и Мишак Диана (2016) - по экологии. Ученица Журавлева Алина стала призером республиканского этапа Всероссийской предметной олимпиады по химии 2015 и 2016 году. Также учащиеся являются призерами и победителями различных Всероссийских дистанционных конкурсов и олимпиад. В 2017 году на сайте «Мир олимпиад» и «Готовим уроки» опубликовала рабочую программу по химии и конспект урока «Уравнения химических реакций» для 8 класса. Основные положения опыта выставлены на сайте МОУ «СОШ с УИОП №30», в разделе страницы учителей, в интернете на сайте nsportal.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект урока химии в 9 классе

Тема урока: «Углерод и его соединения»

Цель: повысить мотивацию учащихся к получению знаний по химии.

Задачи: Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся об углероде и его соединениях, их значении в природе и жизни человека

. Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока, способствовать развитию логического мышления, устанавливать взаимосвязь состава, строения и свойств изучаемых веществ, умению видеть вещи в их целостности, системе.

Воспитательные: развивать умение работать в атмосфере поиска, дать каждому ученику возможность достичь успеха.

Оборудование: модели кристаллических решеток алмаза и графита, оборудование для проведения демонстрационного опыта адсорбция, прибор для получения углекислого газа, ПСХЭ Д.И. Менделеева, портреты ученых

Ход урока

Вступительное слово учителя: На предыдущем уроке мы подробно разбирали и изучали строение, свойства углерода и его важнейшие соединения. Сегодня на основе имеющихся знаний, мы попробуем доказать: «Знание химии необходимо нам в повседневной жизни». А доказывать это мы будем на примере реальных исторических фактов, а также нам в этом помогут отрывки из произведений художественной литературы.

Инсценировка «Углерод» Ведущий: Прочитал я твой отчет. Утверждаешь, популярен Этот самый углерод? Ученый: Этот самый углерод, Где ни глянешь – так он вот: И в глюкозе, и в крахмале, И в графите, и в алмазе, И в природе углерод Назначение найдет. Ведущий: Тут доходят вести с мест, Будто ходит Манифест, Чтоб от имени ученых Углероду отдать честь. Ремарка (ученик, исполняющий роль «углерода» встает) Что ты вытянулся весь? Не застойный чай период, Настоялся, можешь сесть. Углерод: Не хочу хвалиться я, Но нет жизни без меня. Элемент живой природы Называюсь Я, друзья. И при всех хочу сказать, Не впадая лицом в грязь: В медицине без меня Обойтись никак нельзя Пенициллин, стрептомицин, Кокаин, атропин… При болезнях углерод Исцеление дает. В технике сейчас немало Углеродных материалов- Паралон и тефлон Пирографит и графит, Плексиглас, фторопласт Миллионы их сейчас. И в строительстве, друзья- Без меня никак нельзя. Все: стекло, цемент, бетон- К углероду на поклон. Я - чудесный элемент, Вам представил, в сей момент, Что без лишнего труда Создаю все это Я. Ученый: Твой профессионализм В нас вселяет оптимизм Начертил ты нам в деталях Весь огромный механизм. Да, задачи непросты. Кто решит их, Коль не ты. И поэтому по праву, Уваженье заслужил И проблемы со здоровьем Населения решил.

История знакомства человека с углеродом уходит далеко вглубь веков. Неизвестно имя того человека, кто открыл углерод. Но этот элемент играет огромную роль в жизни человечества и его часто называют «королем живой природы». Изучение химических элементов мы проводим по плану, сегодня мы тоже работаем по данному плану: 1. Химический элемент углерод. 2. Простое вещество углерод. 3. Оксиды углерода. 4. Угольная кислота и ее соли. ХОД УРОКА 1. Общая характеристика элемента углерод. - Ребята, составьте общую характеристику элемента углерод.

Сообщение ученика Углерод – это элемент №6 в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Он находится во 2 периоде, 4 группе, главной подгруппе. Атом углерода имеет заряд ядра +6, два энергетических уровня и 6 электронов. На первом уровне – 2 электрона, на втором -4. С + 6 ) ) 1S2 2S2 2P2 2 4 Так как его атомы содержат на внешнем уровне 4 электрона, то они могут принимать 4е, приобретая при этом степень окисления - 4, то есть проявлять окислительные свойства, а так же отдавать свои внешние электроны более электроотрицательным элементам, то есть проявлять восстановительные свойства, приобретая при этом степень окисления +2, +4. Данная электронная формула отражает основное состояние атома С , но в большинстве своих соединений атом углерода находится возбужденном состоянии. Условное обозначение такого атома *. При поглощении энергии атомом углерода происходит распаривание спаренных 2S электронов (показывает стрелкой) один из которых занимает свободную Р – электронную орбиталь. Таким образом в возбужденном атоме углерода на внешнем энергетическом уровне 4 неспаренных электрона, участвующих в образовании химических связей.

2. На слайде 5 отрывок из произведения У. Коллинза «Лунный камень». « - Посмотрите, Габриэль, - сказала мисс Рэчель и поднесла сверкнувший алмаз к солнечному лучу, падавшему из окна. Господи, помилуй! Вот уж по истине алмаз! Величиной с яйцо ржанки! Блеск, струившийся из него, походил на сияние полной луны. Один мистер Годфри сохранил самообладание. Он обнял за талию своих сестер и, снисходительно посматривая то на алмаз, то на меня, сказал: - Уголь! Простой уголь, мои друзья!» - Как можно объяснить слова мистера Годфри? (Очевидно, мистер Годфри хотел сказать, что алмаз – это аллотропное видоизменение углерода).

- А что такое аллотропная модификация? - Что такое аллотропия? - Какие аллотропные модификации есть у углерода? В отрывке из произведения «Лунный камень» речь шла об обработанном алмазе – бриллианте.

- Дайте характеристику алмаза и расскажите где он применяется? Слайд 6 алмаз

Сообщение ученика Алмаз- это бесцветное прозрачное кристаллическое вещество, которое имеет объемную тетраэдрическую атомную кристаллическую решетку. Кристаллы алмаза отличаются особой прочной структурой, поэтому алмаз имеет исключительную твердость. Это самое твердое из всех известных природных веществ. Он в1000 раз тверже кварца, и в 150 раз тверже корунда. Его плотность 3,5 г\ см3 . Алмаз сильно преломляет свет. В природе встречаются окрашенные алмазы: синей, зеленой, красноватой и даже черной окраски. Они весьма редки и ценятся очень дорого. Алмаз химически устойчивое вещество, однако при температуре 700-8000С в атмосфере кислорода он сгорает ослепительным пламенем до углекислого газа. Из алмазов делают инструменты для резки стекла, бурения пород и шлифования. Из ограненных алмазов - бриллиантов – украшения. - А теперь обратимся к истории и выясним , в чем была «ошибка властителя Лахора» слайд 7 Властитель индийского города Лахора по имени Ранжит-Сингх в 1811г хвастался перед другими владыками Индии, Персии и Афганистана, что его голубой алмаз не подвержен действию никаких жидких веществ. Афганский шах Шуджа сказал, что готов поспорить (а ставка в споре – сам голубой алмаз), что его придворный факир-алхимик может за сутки уменьшить массу алмаза, погрузив его в жидкость «алкагест» (мифический универсальный растворитель). Предложение было принято, и придворные двух властителей уселись вокруг сосуда с «алкагестом», куда был погружен алмаз. Вскоре стало заметно, что камень покрылся пузырьками, а жидкость стала желтой. По истечению суток алмаз снова взвесили, и оказалось, что он потерял в весе около 1 карата (0,2г) . К огорчению Ранжит-Сингха, алмаз пришлось отдать шаху Шудже. Правда, через два года силой оружия алмаз был возвращен в Лахор, но это уже другая история…. - Какой состав имел «алкагест»? Напишите уравнение данной реакции. Подсказкой вам будут служить признаки данной химической реакции. На алмаз разрушительно действует концентрированная азотная кислота. При этом алмаз медленно превращается в углекислый газ, а желтый цвет жидкости придает диоксид азота. На доске: С + 4НNО3 → СО2 +4 NО2 + 2Н2О (расставить коэффициенты методом электронного баланса) - У меня в руках обычный карандаш, как называется аллотропная модификация углерода, входящая в состав карандаша? - Дайте характеристику этой аллотропной модификации и укажите где он применяется.

Сообщение о графите. Слайд 8 Графит – это темно-серое кристаллическое вещество со слабым металлическим блеском, жирное на ощупь, мягкий легко расслаивается на отдельные чешуйки, проводит электрический ток. Имеет плоскостную атомную кристаллическую решетку. Это самое тугоплавкое вещество на Земле. Температура плавления графита выше 35000С. Поэтому его применяют в облицовке сопел ракетных двигателей, для строительства ядерных реакторов на атомных электростанциях, в производстве грифелей карандашей, электродов, в смесях в качестве смазочного материала. - Разновидностью мелкокристаллического графита является аморфный углерод Что из себя представляет аморфный углерод и где он применяется?

Сообщение учащегося Существует несколько сортов аморфного углерода: сажа, кокс, древесный уголь. Сажа образуется при горении углерод содержащих материалов. А в промышленности ее получают при разложении метана (это основной компонент природного газа). Ее используют для изготовления типографской краски, резины, косметической туши. Кокс получается при нагревании каменного угля без доступа воздуха. Используется при выплавке чугуна. Древесный уголь получают при нагревании без доступа воздуха древесины. Применяется в кузнечных горнах, при выплавке цветных металлов, в старину в самоварах. - Древесный уголь обладает одной интересной особенностью, о которой рассказывается в отрывке из сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» Слайд 9 «…между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложив в него угольков да песку крупного насыплет, вставив ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная…» А теперь попробуем повторить описанный опыт

Демонстрационный опыт: в стеклянную воронку или трубку помещаем рыхлый слой ваты, порошок растертого активированного угля и небольшой слой речного песка. Через воронку пропускаем раствор лакмуса. Для собирания жидкости под воронку помещаем стакан в него стекает бесцветная прозрачная жидкость. - А как называется это явление? Эта удивительная способность угля поглощать газы и растворенные вещества называется адсорбцией. А сам уголь – адсорбентом. Чем больше пористость угля тем эффективнее адсорбция. Чтобы увеличить поглотительную способность древесный уголь обрабатывают горячим паром. - Как будет называться такой уголь? (активированный уголь)

Слайд 10 - Что вы можете рассказать об этих ученых? (портреты ученых) Явление адсорбции было открыто русским химиком Товий Егорович Ловицем. Сейчас широко применяется для очистки сахара, от веществ придающих желтый цвет. А так же для очистки спирта и для медицинских целей. На поглотительной способности активированного угля основано действие противогазов - устройств, для защиты от вредных примесей в воздухе. Первый противогаз изобрел Н. Д. Зелинский и тем самым спас жизнь тысяч солдат в период 1 мировой войны. А в Голландии в 16 в жил известный естествоиспытатель врач и алхимик Иоганн Батист Ван Гельмонт. Его любимым занятием было измерение массы и объема продуктов химической реакции. Однажды ученый сжег 62 фунта (около 20кг) древесного угля и получил примерно 1 фунт золы. Ван Гельмонт сделал вывод, что остальная масса угля 61 фунт превратилась в «лесной дух». - Какой газ образовался при горении угля? Сегодны мы разгадаем загадку Гельмонта. И в лаборатории получим СО2 - Назовите мне лабораторный способ получения углекислого газа? При взаимодействие мела, мрамора с соляной кислотой выделяется СО2 - А как доказать его наличие? Качественной реакцией на углекислый газ является помутнение известковой воды. Читаем инструкцию. Проводим эксперимент. Записываем уравнения наблюдаемых реакций. Делаем выводы. Лабораторный эксперимент: получение углекислого газа и доказательство его наличия. В пробирку поместить несколько кусочков мела или мрамора и прилить разбавленной НСL . Что вы наблюдаете? Напишите уравнение химической реакции. Пробирку закрыть пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки поместите в другую пробирку, в которой находится 2-3мл прозрачного раствора известковой воды. Несколько минут продолжайте пропускать газ. Что вы наблюдаете? Почему исчезло помутнение? Напишите уравнения химических реакций. СаСО3 +2НCl --- Са Cl2 + Н2О + СО2 бурное вскипание СО2 + Са(ОН)2 --- СаСО3 + Н2О помутнение СаСО3 + Н2О+ СО2 --- Са(НСО3)2 исчезновение помутнения, обесцвечивание раствора. Прочитаем еще один отрывок из сказки Одоевского «Мороз Иванович» и подумаем о каких веществах и реакциях здесь идет речь.

Слайд 10 « - А зачем ты, Мороз Иванович, - спросила Рукодельница, - зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься? – А я затем в окошки стучусь, отвечал Мороз Иванович, - чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть не закроют или закрыть закроют, да не во время, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно» - Объясните происходящие явления, подтверждая химическими уравнениями. - Почему нельзя закрывать трубу, пока не все угли прогорели? - Почему от угара можно умереть? при горении угля в печи происходит химическая реакция: С+О2--- СО2 + 402кДж. Углекислый газ уходит в трубу. После того как уголь прогорел, трубу закрывают, чтобы сохранить тепло в печи. Но если трубу закрыть раньше того, как угли прогорят, то в печи скапливается избыток углекислого газа, который взаимодействует с еще раскаленными углями. Происходит восстановление углекислого газа до – угарного газа. СО2 + С ---2СО – 160кДж. При закрытой трубе угарный газ проникает в помещение. При вдыхании он попадает в кровь человека и образует с гемоглобином стойкое соединение. Так как переносчик кислорода оказывается блокирован, он не может транспортировать кислород. Начинается кислородное голодание тканей организма. При этом у человека возникает головокружение, потеря сознания, удушье. При концентрации 2 мг на 1л воздуха наступает потеря сознания и смерть. СО – это самый распространенный и ядовитый загрязнитель воздуха. - Как оказать первую помощь при отравлении угарным газом? Вывести на свежий воздух, при необходимости искусственное дыхание. - При сжигании любой аллотропной модификации углерода образуются оксиды.

Сейчас я предлагаю вам самостоятельно дать характеристику каждому оксиду 1 вариант - СО, 2 вариант – СО2 заполнив таблицу: Таблица «Оксиды углерода» Свойства Оксид углерода (II) Угарный газ СО Оксид углерода(IV) Углекислый газ СО2 Цвет Запах Ядовитость Плотность по воздуху Степень окисления атома углерода Характер оксида Растворимость в воде Горючесть Окислитель\ восстановитель - Прокомментируйте следующее уравнение: На слайде: СО2 + Н2О ↔ Н2СО3 При пропускании СО2 через воду образуется угольная кислота. - Дайте краткую характеристику данной кислоте. Кислороодсодержащая, двухосновная, непрочная, разлагается при нагревании летучая, слабая, любой газированный напиток – это раствор угольной кислоты. - А теперь заглянем в таинственный мир пещер? Как вы думаете, образовались эти чудеса природы? (демонстрация слайдов из Новоафонской пещеры в Абхазии). Углекислый газ в образе ваятеля и зодчего создает подземные дворцы в толщах карбонатных пород. Он способен под землей перемещать сотни и тысячи тонн известняка. По трещинам в горных породах вода, содержащая растворенный в ней углекислый газ попадает в толщу известняка. Образуя полости – карстовые пещеры. Заключительное слово учителя В течение урока при повторении свойств углерода и его соединений мы не раз обращались к отрывкам из литературных произведений, а так же к историческим событиям. В заключении я расскажу вам еще одну поучительную историю. Произошла она с двумя учеными – Фарадеем и Деви. Путешествуя, они остановились в одном замке, во время беседы с хозяином этого замка случилось следующее. Герцог не верил, что алмаз состоит из углерода. Он снял свой перстень с алмазом и сказал: «Сожгите его! Тогда поверю!» И когда увидел результат, воскликнул: «Удивительно, мой алмаз испарился!» На что ученые твердо ответили: «Не испарился, он сгорел». Был у герцога алмаз, и его не стало… - А какой смысл можно извлечь из этой истории? ( вот к чему может привести незнание химии) - А какие выводы по уроку вы могли сделать? (ответы учащихся)

Выводы по уроку. Итак, сегодня вы в очередной раз убедились, что знания по химии не только помогают нам в повседневной жизни, но порой бывают просто необходимы! От этого могут зависеть как жизнь отдельного человека, так и спокойствие целых государств.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы