Что такое образовательный веб-квест?

Кудаева Нариннэ Борисовна

Лекция раскрывает понятие "квест",  объясняет значение и место образовательного веб-квеста в обучении школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekciya_1_dlya_publikacii.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор – составитель: Кудаева Н.Б., учитель английского языка ЧОУ-СОШ «Новый путь»,

г.Армавир, Краснодарского края

Учебный курс:

Образовательная технология веб-квест

Лекция 1

Что такое образовательный веб-квест?

Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

Образовательный веб-квест  - (webquest)  - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб  – квест  - это сайт или задание в сети Интернет, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).

Веб-квест – это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме. 

Web-Quest – это формат урока с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности учащихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет.

Веб-квест является одним из популярных и современных видов образовательных Интернет-технологий.

Под Интернет-технологией в методике обучения иностранным языкам следует понимать совокупность форм, методов, способов, приемов обучения ИЯ с использованием сети Интернет.

Виды заданий на основе ресурсов Интернет:

  1. тематический список ссылок (Hotlist),
  2. мультимедийный альбом (MultimediaScrapbook),
  3. поиск сокровищ (Treasure/ScavengerHunt)
  4. коллекция примеров (SubjectSampler)
  5. веб-квест

Веб-квест является наиболее сложным как для учащихся, так и для преподавателя.

Преимущества технологии веб-квест

Веб-квест является новым средством использования технологий в целях создания урока ориентированного на учеников вовлеченных в учебный процесс и поощряющим их критическое мышление.  

Веб-квест является веб-проектом, в котором все материалы, с которыми работают учащиеся, исходят из Интернета.

Веб-квест предполагает рациональное планирование времени учащихся, сфокусированного не на поиске информации, а на её использовании. 

Веб-квест также является захватывающим методом обучения.

Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; учитель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.

Веб-квест способствует достижению нескольких задач:

  1. повышение мотивации к самообучению, поощрение учеников учиться независимо от учителя;
  2. формирование новых компетенций на  основе использования ИТ для решения учебных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.), умений находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
  3. реализация творческого потенциала;
  4. повышение личностной самооценки;
  5. развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, организационные, лидерские способности).  
  6. развитие самостоятельности;
  7. развитие  коммуникативных  умений  и  умений  работы в  группе; (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
  8. развитие мышления;
  9. повышение словарного запаса;
  10. навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Веб-квесты в обучении языку

Использование веб-квестов в обучении языку способствует повышению уровня владения языком, развивают навыки работы с аутентичными ресурсами.

В процессе обучения иностранному языку веб-квест используется как:

- творческое задание, завершающее изучение какой-либо темы;

- лексико-грамматические упражнения на основе языкового материала аутентичных ресурсов.

Как работает Веб-квест?

Прежде чем разделить учащихся на группы, весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта.

Учитель отбирает ресурсы сети Интернет и классифицирует их так, чтобы каждая группа ознакомилась лишь с одним проблемным аспектом темы.

После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы.

В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой проблемы.

При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо).

В ходе решения веб-квеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера.

Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж и Томас Марч, профессоры образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).

Им определены следующие виды заданий для веб-квестов:

  1. Пересказ  – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
  2. Планирование и проектирование  – разработка  плана или проекта на основе заданных условий.
  3. Самопознание – любые аспекты исследования личности.
  4. Компиляция  – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
  5. Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
  6. Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
  7. Детектив, головоломка, таинственная история  – выводы на основе противоречивых фактов.
  8. Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
  9. Оценка – обоснование определенной точки зрения.
  10. Журналистское расследование  – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
  11. Убеждение  – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
  12. Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам:

  1. Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
  2. Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы
  3. Список информационных ресурсов (в электронном виде  - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
  4. Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.
  5. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
  6. Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
  7. Руководство к действиям,  где описывается, как организовать и представить собранную информацию.
  8. Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.

Этапы работы над квестом

  1. Начальный этап (командный)

Учащиеся  знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

  1. Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

Задачи:

1)поиск информации по конкретной теме;

2) разработка структуры сайта;

3) создание материалов для сайта;

4) доработка материалов для сайта.

  1. Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Критерии оценки веб-квеста

Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата.

Bernie Dodge (http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html) рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:

  1. исследовательской и творческой работы,
  2. качества аргументации, оригинальности работы,
  3. навыков работы в микрогруппе,
  4. устного выступления,
  5. мультимедийной презентации,
  6. письменного текста и т.п.