Лекция 4. Методические основы использования ЭОР в учебном процессе

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна
  • Основные направления использования ЭОР в образовательном процессе
  • Методические функции ЭОР НП в рамках традиционной линейной модели обучения
  • Методические функции ЭОР НП в рамках нелинейной модели обучения
  • Разнообразие ЭОР для системы общего образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические основы использования ЭОР в учебном процессе

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Основными направлениями использования ЭОР в образовательном процессе являются:

  1. контроль знаний учащихся;
  2. самообразование как учащихся, так и педагогов;
  3. иллюстративное сопровождение элементами ЭОР процесса объяснения нового материала для повышения наглядности и изобразительности;
  4. возможность доступа учителей к методическим разработкам, учебным программам и т. п.;
  5. возможность доступа учащихся к интернет-коллекциям рефератов;
  6. увеличение доли практических занятий за счет проведения лабораторных практикумов с применением компьютерного моделирования объектов и процессов;
  7. обучение с помощью автоматизированных систем (информационных, моделирующих и обучающих)
  8. формирование навыков постановки и решения прикладных задач с использованием ИКТ;
  9. обучение предметному или профессиональному применению ИКТ в избранной сфере деятельности и т. д.

Для педагога ЭОР являются мощным средством, облегчающим процесс создания учебного материала, методической копилкой, в которой содержатся варианты планирования учебного материала, модели учебных занятий, примеры учебных ситуаций. ЭОР способствует автоматизации трудоемкой работы, а именно:

  1. демонстрации, изложения в развернутом или сжатом виде, с иллюстрациями или без них;
  2. сведения и обработки результатов обучения, подготовки отчетов.

Все это возможно при условии тщательного подбора ЭОР в соответствии с целями и задачами обучения и правильной организации работы на одном или нескольких компьютерах в классе и дома.

Вместе с тем использование ЭОР в образовательном процессе не отвергает ценность учебника, который в силу доступности остается пока главным методологическим инструментом преподавателя.

Учебное занятие представляет собой целенаправленное сочетание ситуаций, охватывающих обучаемых, педагогов, содержание обучения, оснащение и своеобразную организацию (см. таблицу). Такие учебные занятия должны конструироваться самими учителями для отдельного предмета, для конкретного состава обучаемых, с учетом общих и особых условий, в которых будет происходить процесс обучения.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЭОР НП В РАМКАХ ТРАДИЦИОННОЙ ЛИНЕЙНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Выделение в ЭОР НП электронных учебных модулей трех типов (И – информационных, П – практических, К – контрольных) позволяет определить методические функции модулей каждого из трех типов.

Информационные модули отвечают за введение новой информации, которое может обеспечиваться за счет использования различных средств:

  1. интерактивных лекций;
  2. виртуальных экскурсий;
  3. пошагового объяснения и т. д.

Интерактивная лекция позволяет достичь целостного восприятия фрагмента учебного содержания в удобном для учащегося темпе, очередности и форме. Интерактивная лекция представляет собой последовательность фрагментов информации, сопровождаемых текстом, продублированным диктором, иллюстрациями и анимацией, интерактивными схемами, видеорядом.

Преимущества интерактивной лекции для ученика:

  1. положительный эмоциональный настрой для восприятия информации за счет возможности руководить процессом подачи информации;
  2. возможность отслеживать построение объектов и их преобразование;
  3. возможность усвоения материала в собственном темпе, возможность возвращаться к пройденным частям сколь угодно много раз;
  4. развитие навыков устной речи: возможность усвоения правильного произношения названия терминов, используемых в соответствующей науке;
  5. возможность выступить в роли учителя, отвечая на вопросы одноклассников;
  6. снижение утомляемости за счет смены видов представления информации.

Интерактивная лекция позволяет учителю:

  1. провести урок-лекцию с использованием материала со звуком или без, с подстрочным текстом или без него;
  2. организовать эвристическую беседу (учитель отключает звук и использует отдельные части лекции, встраивая их в беседу);
  3. осуществить введение учащихся в новый материал, например, предложив домашнее задание в виде ознакомления с материалом и сформулировав вопросы к нему;
  4. организовать на уроке проблемную беседу, используя фрагменты интерактивной лекции со звуком или без звука;
  5. включить ученика в процесс активного познания, например, предложив группе учеников изучить самостоятельно материал интерактивной лекции и подготовить комментарии для всего класса. В этом случае отвечать на вопросы на следующем уроке будет не учитель, а группа учащихся, готовивших данный материал.

Виртуальная экскурсия обладает следующими преимуществами:

  1. минимальные временные затраты;
  2. доступ к экспонатам любого музея мира;
  3. мгновенное получение необходимой информации об экспонате;
  4. большое количество экспонатов.

Модули данного вида позволяют ученику развить образное мышление, художественный вкус и стиль, расширить свой кругозор, а также подробно изучить отдельные объекты, удаленные от него.

Пошаговое объяснение позволяет включить учащегося в активную познавательную деятельность. При работе с данными модулями переход к каждому следующему фрагменту вводимой информации невозможен без правильного выполнения учащимся предыдущего действия. Таким образом, процесс введения новой информации происходит при непосредственном активном участии учащегося.

Использование пошагового объяснения в модулях И-типа позволяет ученику:

  1. работать в своем темпе и несколько раз просмотреть наиболее сложные для него части теоретического или практического материала;
  2. развивать мысленные операции: сравнение, анализ, синтез, классификацию, абстрагирование;
  3. воспитывать самостоятельность в изучении нового материала через активные виды деятельности.

Учитель при использовании пошагового объяснения получает возможность:

  1. при изучении нового материала создать проблемную ситуацию: учащемуся предлагается новое задание, и посредством наводящих и пошаговых подсказок он самостоятельно осваивает новые знания или новые способы деятельности;
  2. предложить практическое задание для изучения дома, а в классе, на следующем уроке, разобрать пример еще раз, включив в обсуждение всех учащихся;
  3. предметно формировать общеучебные умения: умение составлять план, контролировать и оценивать свою деятельность за счет того, что пошаговое объяснение материала разбито на логически завершенные части;
  4. контролировать процесс усвоения новых способов деятельности.

Основная цель практических модулей – формирование умений и навыков, необходимых для успешного овладения деятельностью, соответствующей тому или иному предметному содержанию.

Практические модули, создаваемые в соответствии со спецификой учебной деятельности, характерной для того или иного учебного предмета, могут быть следующих видов:

  1. виртуальные лаборатории;
  2. конструкторы формул;
  3. моделирование работы отдельных объектов или систем;
  4. конструкторы;
  5. практикумы;
  6. тренажеры;
  7. игровые и творческие задания и т. п.

Виртуальные лаборатории и конструкторы формул, более характерные для таких учебных предметов, как химия, биология, физика, обеспечивают формирование умений и навыков, значимых с точки зрения осуществления экспериментальной деятельности.

Рассматривая виртуальную лабораторную работу в качестве одной из форм организации деятельности учащихся на основе ЭОР, можно выделить такие ее преимущества:

  1. безопасность;
  2. отсутствие необходимости в сложном лабораторном оборудовании;
  3. возможность индивидуализации деятельности учащихся (работа в индивидуальном темпе, учет особенностей восприятия);
  4. самостоятельное получение выводов и самопроверка.

Безопасность обеспечивается за счет тренировки учащихся перед выполнением лабораторной работы в реальных условиях, а также за счет имитации опасных лабораторных экспериментов. В ходе тренировки отрабатываются все действия, которые необходимо выполнить учащемуся, что снижает риск выполнения неверной операции.

Лабораторная работа может быть продемонстрирована учителем (в том случае, если отсутствует необходимое количество компьютеров) либо выполнена учащимися самостоятельно (по группам или индивидуально).

Лабораторный практикум и конструкторы позволяют добиться развития активно-деятельностной формы обучения.

Использование лабораторных практикумов и конструкторов позволяет ученику:

  1. включиться в новый вид деятельности в компьютерном классе и дома;
  2. включиться в изучение свойств объекта не путем эксперимента: ученик взаимодействует с моделями и влияет на них, убеждается в справедливости свойств и утверждений на практике;
  3. всегда приходить к верному ответу, постепенно увеличивая долю самостоятельной работы, тем самым повышая успешность своей деятельности и, следовательно, мотивацию обучения;
  4. повысить интерес к выполнению домашнего задания: имеется уникальная возможность проводить различные действия (двигать, перемещать, растягивать, сжимать) с объектами, избегая изучения материала в традиционной форме (например, в форме чтения учебника).

Учитель при использовании лабораторных практикумов и конструкторов получает возможность:

  1. работать в классе, используя при этом интерактивную доску или проектор;
  2. организовывать продуктивную работу учащихся по получению субъективно нового знания в компьютерном классе или дома;
  3. включать практикумы в изучение нового материала, создавая проблемную ситуацию;
  4. показывать решение наиболее сложных задач по этапам;
  5. организовывать исследовательскую деятельность ученика в компьютерном классе и дома: исследование свойств различных объектов через интерактив и моделинг.

Модели позволяют наглядно продемонстрировать учащемуся особенности работы отдельных объектов или систем, без чего невозможно целостное восприятие учебного материала.

Использование моделей, включенных в содержание модулей, позволяет ученику:

  1. решать задачу столько раз, сколько нужно, так как задание параметризировано: можно решать, пока не усвоишь;
  2. отрабатывать устойчивые навыки в решении типовых задач, в этом ученику всегда придут на помощь наводящие и пошаговые подсказки, развернутые решения с ответом;
  3. разнообразить формы деятельности в компьютерном классе или при выполнении домашнего задания;
  4. не отвлекаться на поиск необходимой для решения информации: автономность учебного модуля заключается в том, что всю необходимую информацию (определения, формулы, метод решения и т. п.) ученик может получить внутри данного модуля.

Учитель при использовании моделей получает возможность контролировать процесс формирования базовых умений по теме каждого ученика, оказывать своевременную помощь каждому учащемуся. При использовании ЭОР не нужно «разрываться» между сильными и слабыми учениками, ведь в модулях предусмотрены подсказки и развернутые решения с ответом, при этом всегда есть дополнительный материал, который можно предложить для изучения сильным ученикам.

При подготовке к уроку учитель имеет возможность использовать готовый комплекс упражнений, в зависимости от особенностей класса проектировать различные уроки-практикумы, а именно:

  1. разобрать задание для всего класса, с помощью проектора или интерактивной доски, а затем, учитывая параметризированность заданий, предложить ученикам выполнить задание самостоятельно (в компьютерном классе или дома);
  2. организовать работу в группах;
  3. определить задания для самостоятельной работы, а также для совместного с учителем изучения;
  4. чередовать задания, предложенные в ЭУМ, с заданиями учебника, организовать обучающую самостоятельную работу.

Использование учителем моделей будет способствовать реализации личностно-ориентированного подхода в учебном процессе.

Игровые и творческие задания способствуют повышению уровня мотивации и развитию интереса к изучению предметного содержания.

Данные модули позволяют ученику:

  1. применять полученные знания в нестандартной ситуации;
  2. развивать образное мышление: решая задачи в картинках, учащийся чувствует себя свободно, на него не давит сухой текст; он получает возможность реально представить персонажей, помочь им в решении заданий;
  3. развивать способность анализировать и выделять главное;
  4. формировать навыки поэтапного выполнения поставленной задачи;
  5. развивать художественный вкус и стиль.

Контрольные модули создавались с целью обеспечить контроль степени усвоения учащимися знаний, уровня сформированности умений и навыков по всем темам учебных курсов.

При создании контрольных модулей используются тестовые задания следующих типов:

  1. с однозначным выбором ответа;
  2. с множественным выбором;
  3. на установление соответствия;
  4. на упорядочивание;
  5. на классификацию;
  6. на заполнение пропусков;
  7. на указание и перемещение объектов;
  8. на подписывание фрагментов рисунка;
  9. на ввод строки или числа.

ЭОР НП имеют большие возможности для организации деятельности и учителя, и учеников в условиях классно-урочной системы при проведении традиционных уроков. При этом следует учитывать, что такие их характеристики, как мультимедийность и интерактивность, коренным образом меняют привычную деятельность учителя и деятельность учащихся.

Особенно существенное значение имеет применение ЭОР НП для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

В то же время использование ЭОР НП влияет и на процесс реализации и распространения инновационных педагогических технологий, с одной стороны, повышая эффективность их применения в условиях классно-урочной системы, с другой стороны, инициируя появление новых форм, методов, технологий.

Анализируя особенности ЭОР НП, можно сделать вывод о том, что целесообразно рассматривать следующие направления их использования в учебном процессе:

  1. В условиях классно-урочной системы.
  2. В условиях реализации инновационных педагогических технологий.
  3. В условиях перехода к новым нетрадиционным моделям обучения.

При этом первое направление может быть рассмотрено в рамках традиционной линейной модели обучения (в условиях классно-урочной системы), второе и третье направления – направления, реализуемые в условиях нелинейной модели обучения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЭОР НП В РАМКАХ НЕЛИНЕЙНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Реализация нелинейной системы обучения предполагает индивидуальную форму обучения, которая применяется в обучении в открытых студиях, дистанционном, бесклассно-курсовом обучении, когда занятия ведутся в общем потоке и в малых группах или по индивидуальным образовательным маршрутам одновременно для учащихся разного возраста, разных способностей, предоставляя возможность выбора формы обучения и учебных предметов.

Организационные системы обучения, соответствующие им формы организации и организационные формы деятельности учащихся в информационной образовательной среде школы схематично представлены на рисунке.

Информационно-образовательная среда представляет собой систему применяемых образовательных технологий, внеучебной работы, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.

Для нелинейной модели обучения характерны преимущественно индивидуальные и групповые формы работы, ей соответствуют такие технологии обучения, которые могут реализовать эти формы на практике.

Принципы открытости и вариативности, заложенные в концепции проектирования ЭОР НП, предполагают свободное взаимодействие пользователей (учителей и учащихся) с ЭОР, что создает условия для изменения их роли в данном взаимодействии:

  1. учитель может выступать соавтором учебного курса;
  2. для учащегося существенно расширятся возможности создания индивидуального образовательного маршрута и учета личностных особенностей в процессе обучения.

Данные принципы обеспечивают столь важную задачу современного образования – смены традиционного линейного обучения на нелинейное.

В рамках индивидуальных форм образовательного процесса с использованием ЭОР НП может быть использована технология организации самостоятельной работы.

ЭОР ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основными федеральными образовательными порталами, созданными в 2005-2010 гг. в результате реализации ряда масштабных инициатив по формированию электронного образовательного контента, являются:

• ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (
http://school-collection.edu.ru/);
• ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (
http://fcior.edu.ru/).

Данные хранилища насчитывают более 130 000 образовательных и социокультурных ресурсов, большая часть которых ориентирована на решение задач основного общего и среднего (полного) общего образования. В этой связи рекомендуется максимально широкое использование в 5-11 классах электронного контента ресурсов федеральных образовательных порталов, предназначенных для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации.

Для организации работы с ЭОР, размещенными на федеральных образовательных порталах может эффективно использоваться программный комплекс поддержки и организации образовательного процесса "1С:Образование", входящий в систему ресурсов ЕК ЦОР и бесплатно доступный для всех учреждений общего образования России. На данный момент система позволяет организовать работу с ресурсами ЕК ЦОР. В рамках проекта по разработке ЭОР нового поколения заключен государственный контракт и ведется работа по развитию данного программного комплекса с целью обеспечения его мультиплатформенности и возможности эффективной работы с ресурсами ФЦИОР.

С помощью системы программ "1С:Образование" можно создавать, формировать на основе существующих ЭОР и использовать в учебном процессе различные образовательные комплексы. Образовательные комплексы могут содержать в себе разнообразные наглядные, справочные, тестовые и другие материалы. Данный программный комплекс может устанавливаться в локальном или сетевом (клиент-серверном) варианте. В последнем случае несколько пользователей могут работать с системой одновременно с разных клиентских персональных компьютеров. Вне зависимости от варианта установки "1С:Образование" является многопользовательской системой, в которой информация о прохождении учебного материала, а также объекты, созданные пользователем, для каждого пользователя хранятся индивидуально.

Программный комплекс включает в себя следующие программные модули:
• модуль локального хранилища ресурсов, обеспечивающий:
• организацию и хранение ресурсов в образовательном учреждении;
• иерархическое построение учебных материалов;
• поддержку работы учащихся и преподавателей;
• модуль, обеспечивающий наполнение системы цифровыми образовательными ресурсами, из ЕК ЦОР;
• модуль "Администратор", позволяющий управлять списком пользователей, списком групп пользователей (классов), составом групп и назначать роли пользователям;
• единый портфель работ учащегося;
• программные средства экспорта/импорта ЦОР;
• поисковый модуль;
• модули "Журнал" (для учителей) и "Дневник" (для учащихся);
• доску обсуждений и внутренняя электронная почта.

Доработанная мультиплатформенная версия программного комплекса будет размещена в системе федеральных образовательных порталов к 1 сентября 2012 года.

Несмотря на столь значительные количественные показатели имеющихся на федеральных порталах ресурсов достаточного количества ЭОР, обеспечивающих образовательный процесс по программам начального общего и дошкольного образования, нет. В рамках проекта по разработке ЭОР начата разработка таких ресурсов. Размещение ресурсов для дошкольного и начального общего образования планировалось провести в 20011 - 2012 годах.

Новый федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предполагает формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся, которая «строится постепенно» в процессе использования различных средств ИКТ в урочной и внеурочной учебной деятельности. Прежде всего, необходимы инструменты (программные продукты), позволяющие учащимся создавать и редактировать различные мультимедиа объекты, фиксировать события окружающей действительности, освоить навыки клавиатурного письма.

Одной из важнейших задач в части повышения квалификации учителей надо считать задачу  изучения ресурсов федеральных порталов. Эта работа ведется в рамках проекта, но для полномасштабного внедрения данных ресурсов необходимо также инициировать данную работу на местах. Самостоятельный отбор из имеющегося контента электронной поддержки к преподаваемым предметам, включение ссылок на электронные образовательные ресурсы в разрабатываемое календарно-тематическое планирование (например, http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/ptschor.doc) существенно повысят как уровень самого педагога, так и эффективность образовательного процесса.

Кроме вышеназванных федеральных образовательных порталов учитель может подбирать электронные образовательные ресурсы к своему уроку на любых доступных сайтах сети Интернет, использовать коммерческие электронные издания. При этом он должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивая найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям.

С содержательно-методической точки зрения ЭОР должны: удовлетворять нормативным требованиям, регламентируемым Министерством образования и науки РФ; соответствовать основным дидактическим принципам (научность, доступность, наглядность и т.д.); соответствовать возрастным особенностям обучаемых (соответствие тем и учебных заданий возрасту обучаемых; соответствие темпа подачи учебного материала индивидуальным особенностям обучаемых за счет наличия возможности регулировки и/или пошагового представления учебного материала; учет психологических особенностей учащихся для активизации внимания и развития интереса к предмету; приемлемость требований к уровню технической подготовки обучаемых); обеспечивать возможность индивидуализации образования (наличие в содержании компоненты, обеспечивающей реализацию уровневой дифференциации - нескольких уровней сложности, соответствующих уровням усвоения учебного материала; наличие возможности изменения последовательности подачи материала для поддержки традиционных и внедрения новых методик обучения; наличие разнообразных средств ведения диалога - вопросы в произвольной форме, ключевые слова, форма с ограниченным набором символов и др.); обладать направленностью на достижение новых образовательных результатов (формирование общеучебных умений и компетенций; приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений; развитие умений работы с информацией - поиск, оценка, отбор и организация информации; выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки результатов накопленного материала; формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов; развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации; формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение); иметь методическую поддержку (наличие методических материалов и/или сетевой методической поддержки ресурса).

С дизайн-эргономической точки зрения ЭОР должны: основываться на технологических решениях, адекватных решаемым педагогическим задачам; полностью использовать возможности компьютера в обработке и представлении информации там, где это необходимо с точки зрения взаимодействия с пользователем (качество воспроизведения); удовлетворять требованиям качества экранного дизайна (четкость представления текста и графики; соответствие цветовых, текстовых, звуковых решений, информационной насыщенности экранов эргономическим требованиям, учитывающим возрастные психолого-педагогические особенности учащихся); обладать удобным интерфейсом, что предполагает ясность диалога (возможность легко понять основы функционирования ресурса), гибкость диалога (возможность пользователя приспособить диалог под свои потребности), легкость обучения и использования (возможность освоения интерфейса в процессе работы за счет помощи и обработки всевозможных ошибок пользователя), надежность (защита данных, устойчивость к ошибкам обучаемого, наличие защиты от некорректных действий), стандартизацию интерфейса; обеспечивать высокую степень адаптации к учебному процессу.

Портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) обеспечивает доступ к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов системы образования по принципу «единого окна» и предоставляет для них единую современную технологическую платформу.

В хранилище портала размещаются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) таких типов, как электронные учебные модули открытых мультимедиасистем и виртуальных коллективных сред, электронные образовательные ресурсы на локальных носителях, текстографические сетевые электронные образовательные ресурсы, а также ресурсы, созданные с использованием современных технологий Flash и Java.
Доступ к электронным образовательным ресурсам организуется через каталог, эффективные средства поиска и заказа ресурсов. Портал содержит необходимые программы для работы с электронными образовательными ресурсами, тематические форумы и многие другие средства, реализующие эффективную обратную связь с пользователями.
В настоящее время в каталоге ФЦИОР представлены электронные учебные модули открытых мультимедиасистем по многим учебным предметам школьной программы (биологии, географии, естествознанию, изобразительному искусству, иностранному (английскому) языку, истории, математике, курсу мировой художественной культуры, музыке, русскому языку, физике, химии).

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов представляет собой крупнейшее интернет-хранилище русскоязычных электронных ресурсов, предназначенных для свободного распространения и использования в образовательном процессе в качестве средств обучения или их компонентов.
Коллекция находится в стадии активного заполнения и тестирования, но уже сейчас предоставляет возможность широкому кругу пользователей ознакомиться с ее содержанием, найти электронные образовательные ресурсы по интересующим предметам и темам.

Формирование Коллекции осуществляется с учетом требований содержательного и технологического качества размещаемых ресурсов, их соответствия Федеральному базисному учебному плану и примерным программам начального, основного и среднего (полного) общего образования. В настоящее время в ней содержится более 50 тысяч единиц хранения, включающих в себя электронные образовательные ресурсы по всем предметам средней школы, электронные методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

В Коллекции используется единая система описаний, предназначенная для организации поиска, выбора и получения информации о свойствах каждого электронного образовательного ресурса, его назначении, форме и форматах представления, видах использования.
Ресурсы Коллекции адресованы учителям и учащимся системы общего образования, но могут использоваться и другими участниками образовательного процесса: методистами, разработчиками учебно-методических материалов, работниками органов управления образованием, родителями.

Федеральная информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» интегрирует и систематизирует сведения об электронных образовательных и научных ресурсах библиотек, образовательных и научно-исследовательских учреждений, музеев, издательств, электронных коллекций всех уровней образования.

Библиотека информационной системы объединяет и предоставляет в свободном доступе полнотекстовые учебные, учебно-методические, научные и научно-популярные материалы электронных библиотек, коллекций и хранилищ, издательств, специализирующихся на выпуске учебной и научной литературы, вузов и иных образовательных учреждений, включая центры дистанционного обучения, а также некоммерческих организаций образовательного профиля, образовательных периодических изданий, полнотекстовых коллекций ресурсов и др.

Для школьников и учителей в библиотеке данной информационной системы собрано более 1000 учебных пособий, лекций, задачников, тестов, контрольных вопросов, методических рекомендаций к учебникам и проведению уроков и других ресурсов общего методического характера.

На Федеральном образовательном портале представлена самая обширная и актуальная информация по различным вопросам образования всех уровней: от дошкольного до переподготовки и повышения квалификации. На портале публикуются информационные и аналитические материалы о российском образовании, освещаются события и мероприятия федерального и регионального уровней, а также ход реализации национального проекта «Образование».

В состав Федерального образовательного портала входят различные информационные системы и база данных. В каталоге хранится более 35000 метаданных образовательных интернет-ресурсов. Базы данных образовательных учреждений содержат сведения о более чем 8000 организациях. Электронный архив «Документы» предоставляет доступ к 16000 нормативных и распорядительных документов. Электронный архив «Государственные образовательные стандарты» содержит образовательные стандарты, примерные программы учебных дисциплин, рабочие программы, сведения об УМО.

Картографический сервис портала визуализирует результаты запросов к справочно-информационной системе сферы высшего профессионального образования. База данных содержит информацию почти по 2000 образовательным учреждениям и позволяет осуществлять поиск по типам вузов и обучаемым специальностям. Интерактивная лаборатория формирует электронные картографические учебные пособия и материалы по предметам средней школы. Данный сервис поддерживает интерактивные карты мира и России.

В Каталоге образовательных ресурсов сети Интернет представлены результаты анализа образовательных ресурсов, размещенных в сети Интернет и представляющих интерес для школьного образования. В издании представлено более 1000 ресурсов, в том числе официальные сайты федеральных и региональных органов управления образованием, федеральные и региональные информационно-образовательные порталы, сайты образовательных СМИ, электронные версии энциклопедий, словарей и справочников, средства для разработки электронных образовательных ресурсов и поддержки дистанционного обучения, ресурсы для абитуриентов. Наибольшее количество представленных ссылок посвящено основным предметам программы основного общего и среднего (полного) общего образования. В издание включены методические рекомендации по работе с каталогом.

Каталог адресован, в первую очередь, педагогам и специалистам системы общего среднего образования. Вместе с тем образовательные интернет-ресурсы, ссылки на которые приведены в каталоге, окажутся полезными для учеников, абитуриентов, родителей и всех тех, кто проявляет интерес к развитию современной школы.