Экскурсия "Жизнь растений осенью" - 6 класс

Экскурсия проводится на начальном этапе изучения биологии и опирается на раннее полученные знания учащихся, а также знакомит с новыми фактами из жизни растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
ekskursiya_zhizn_rasteniy_osenyu.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Экскурсия                                                     у – 2\2

«Жизнь растений осенью»

Цель: Помочь учащимся уточнить их случайные, поверхностные наблюдения, выявить биологический смысл осенних изменений в жизни растений.

Задачи : Образовательная: ознакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью: осеннее расцвечивание листьев, созревание плодов и семян, листопад.

Развивающая: Развить навыки наблюдения, правильного оформления результатов наблюдения.

Воспитательная: воспитать интерес к изучению предмета.

Тип урока: экскурсия

Оборудование: рабочий лист, схема образования отделительного слоя в черешках листьев перед листопадом.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята с учителем выходят в парк и получают рабочие листы.

  1. Оформление рабочих листов.

Ребята! Какое сейчас время года?

Начало осени самая нарядная пора. Желтеют и краснеют листья, цветут цветы, поспевают плоды. Ребята, осмотритесь вокруг и назовите мне растения, которые растут в нашем парке.

Молодцы ребята. А теперь давайте выполним первое задание в нашем рабочем листе. Для этого выберите себе каждый любое растение из перечисленных и опишите его по плану. Задание№1

Ребята! Посмотрите внимательно на растения парка. Все ли растения парка можно отнести к культурным? Почему? Назовите примеры культурных растений и  дикорастущих. Выполните задание №2

Ребята посмотрите на деревья и кустарники. Какого цвета их листва? Начался ли листопад у этих растений?

Заполните таблицу в задании №3

Почему же листья приобретают осенью различную окраску? Сейчас я открою вам эту тайну.

А все дело в зелененьких зернах листьев. В зеленом листе их очень много. Эти  называют хлорофиллом. Эти зерна помогают растениям расти. В них неорганические вещества (вода, углекислый газ) превращаются в органические (глюкоза, крахмал). Но зерно хлорофилла недолговечно. Улавливая солнечную энергию, необходимую для превращения веществ, хлорофилл разрушается. И восстанавливается в растении лишь при хорошем освещении. Но так как осенью деревья начинают постепенно отделять свои листья, то и образование  новых зерен хлорофилла прекращается, а старые зерна хлорофилла еще долго окрашивают листья в зеленый цвет. Но почему листья не становятся бесцветными?

Все дело в пигментах, которые находятся в листьях. Оранжевый пигмент вам хорошо знаком. Это каротин – его много в корне моркови. Желтый ксантофилл. Но из - за большого количества зеленого хлорофилла их не видно. Поэтому они проявляются при исчезновении хлорофилла.

В настоящее время найдены и другие желтые пигменты, которые отсутствуют в живом листе и появляются лишь при отмирании в момент листопада.

Но почему, же некоторые листья окрашиваются в багровые тона. Например листья дикого винограда становятся темно-пурпурными, листья бересклета имеют нарядную розовую окраску.

Оказываются, в листьях некоторых растений имеется красящее вещество антоциан. Это вещество имеет пурпурный цвет. Обычно его много в соке растений.

Теперь вы знаете ответ на №4 задание. Давайте его запишем вместе.

С изменением окраски листьев мы с вами разобрались. А кто мне скажет, каковы причины листопада?

Листопад это биологическое явление. Листопад – полезное приспособление растений к перенесению повторяющихся ежегодно неблагоприятных климатических условий.

Давайте запишем это определение в задание №5

Ребята, перед вами схема показывающая отделение листа. Посмотрите на зеленый лист вверху. Видите, сосуды питающие лист в основании черешка очень толстые. Хорошо пропускают воду с растворенными в ней неорганическими веществами. Поэтому образование зеленых зерен хлорофилла идет интенсивно. В начале осени между стволом дерева и черешком листовой пластины образуется разделительный слой. Сосуды становятся тонкими. Пропускают не достаточно воды. Происходит постепенное снижение образование хлорофилла. Лист меняет окраску. Затем наступает момент, когда нарушается последняя связь между черешком листа и материнским растением. Обычно для этого достаточно легкого порыва ветра.

Ребята, а как вы думаете, бывает ли листопад у растений, растущих в жарком климате?

Бывает. Только там сбрасывание листьев приурочено к  засушливому периоду года.

Запишите самостоятельно ответ на последний вопрос в задании№5.

Сдайте свои работы.

  1. Домашнее задание.

Ребята! Сейчас вы получите на карточках домашнее задание, которое вы должны вклеить в дневник наблюдений.

    Экскурсия «Жизнь растений осенью»

Рабочий лист

Учащегося ………класса …………………………………………………………….

Дата проведения наблюдения………………………………………………………..

Место проведения…………………………………………………………………….

Задание №1

  1. Название растения…………………………………………………………………
  2. Место его произрастания в природе или в культурных посевах и посадках (поле, болото, водоем, лес, луг, парк, плодовый сад, цветник и т.д.)

………………………………………………………………………………………….

  1. Группа, к которой относится растение по особенностям внешнего строения (дерево, кустарник, травянистое растение)

………………………………………………………………………………………….

  1. Строение цветков и расположение их на побеге (одиночные цветки или соцветия)…………………………………………………………………………...
  2. Строение плода (указать его название)…………………………………………..
  3. Значение растения в жизни человека и в природе ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание№2

Культурные растения ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Дикорастущие растения ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Задание №3

Название растения

Окраска листьев

Начало листопада на момент экскурсии

Конский каштан

Береза

Акация

Черемуха

Спирея

Задание №4

Почему осенние листья приобретают желтую, красную и др. окраску?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание№5

Что такое  листопад?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Бывает ли листопад у растений в странах с теплым климатом?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вывод:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты

Урок - экскурсия "Растения зимой" (6 класс)

Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, ч...

презентация к уроку "Ткани высших растений"

Данная презентация служит хорошим иллюстративным материалом по теме урока. Она может быть использована вместо практическ...

Экскурсия в подводное царство

Закрепить знание детей ,о том, что водоемы бывают разные (болота, моря, океаны), что там живут рыбы , растения.Закрепить...

Экскурсия в подводное царство

Закрепить знание детей ,о том, что водоемы бывают разные (болота, моря, океаны), что там живут рыбы , растения.Закрепить...

План-конспект Экскурсия в школу

Экскурсия в школу ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:       Расширять представления о школе: здесь дети учатся...

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕСТА ПРОИЗРАСТАНИЯ НА ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ЛЕКАРАСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ.

 ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕСТА ПРОИЗРАСТАНИЯ НА ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ЛЕКАРАСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ....

Виртуальная экскурсия "Южный уголок Нижегородской области"

С этой работой я и мои ученики участвовали в Интернет -проекте "Мосты дружбы". За работу мы получили сертификат участник...

Заочная экскурсия на промышленные предприятия Саратовской области

В презентации находится интересная информация о предприятиях Саратовской области....

Методическая разработка урока "Семейство растений класса Однодольные" и презентация к уроку.

Целью урока является ознакомление с многообразием растений класса Однодольные, ознакомление с признаками двух семейств.У...