Как дети Злючку-Грязючку прогнали: экологическая сказка. Авторы: Легких О.А., Легких А.М. (ученица 3 класса)

Легких Ольга Анатольевна

Школьники приезжают на летние каникулы в деревню и обнаруживают мусорную свалку в их любимом природном уголке. Проблему загрязнения окружающей среды олицетворяет яркий сказочный персонаж - Злючка-Грязючка. Дети пытаются бороться с ней сначала своими силами, но безуспешно, тогда они обращаются за помощью. Оказывается, что знание - это сила. А главное в защите природы - экологическое сознание людей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon экологическая сказка367 КБ

Предварительный просмотр:

Как дети Злючку-Грязючку прогнали

экологическая сказка

Легких О.А., учитель химии, биологии МБОУ СОШ 38,

Легких А.М., обучающаяся 3 класса гимназии №57

г. Курган, 2009 г.

Ж

ила-была на свете маленькая Злючка-Грязючка. Её можно было встретить в мусорной или навозной куче, или в луже у дороги. Она царила в неубранном доме у плохой хозяйки, танцевала на неметёном полу, спала в углу за паутиной, баловалась в грязном белье, купалась в немытой посуде. У хорошей хозяйки она хоронилась под грязным веником или половой тряпкой.

Шли века. Люди придумали много разных вещей, даже у нерадивых хозяек в доме стало чисто. Ведь посуду теперь мыли посудомоечные машины, бельё стирали и полоскали стиральные машины, полы стали чистить и мыть пылесосами. Расстраивалась Злючка-Грязючка у себя в кладовке в самом тёмном углу за паутиной. Ей стали сниться кошмары, в которых люди её совсем со свету сжили.

Однажды она долго проспала в мусорном ведре и даже не заметила, как её вывезли вместе с мусором на свалку. Обрадовалась Злючка-Грязючка! Не знала она, что теперь, когда людей на свете стало много, появились такие прекрасные места! Настоящие дворцы для неё! Как здесь хорошо пахло! Зловонные ароматы казались ей лучше самых дорогих духов! Сколько мух и птиц ей прислуживало! Злючка-Грязючка почувствовала себя настоящей принцессой! Она радовалась, когда видела, как люди бросают в лесу консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки, или хотя бы просто мусорят на улице. Воспряла духом Злючка-Грязючка. И стала она расти не по дням, а по часам.

Однажды с высоты своего роста Злючка-Грязючка увидела многочисленные трубы заводов и фабрик, из которых валил разноцветный дым. От сажи воздух становился серым, а небо уже не было голубым и прозрачным. Злючка-Грязючка с удовольствием обнаружила, что заводы и фабрики сливали жидкие отходы в реки и озёра. Рыбы и другие животные со стоном бежали из этих мест туда, где пока было чисто. Но таких мест становилось всё меньше.

Злючка-Грязючка стала настоящей королевой! Она ликовала! Скоро люди весь мир превратят в большую помойку! Злючка-Грязючка была уверена, что никто не в силах помешать ей воцариться над всей планетой.

***

Каждое лето на каникулы Катя приезжала в деревню к бабушке. Там у неё было много друзей. На лето в деревню приезжали погостить и внуки соседей. Среди них было несколько ровесников Кати — Ваня, Таня, Маша и Миша. Осенью, зимой и весной все дети жили со своими родителями в разных частях города, учились в разных школах и виделись в основном только летом, в деревне, если не считать случайных коротких встреч в городе, где-нибудь в детском парке или в каком-нибудь большом магазине.

Все дети с нетерпением ждали летних каникул. Катя и её друзья любили ходить в лес по грибы и по ягоды, рано утром они часто рыбачили на речке, а днём купались на лесном озере или гоняли на велосипедах.

Наступило лето. Катя и её друзья обнимались после долгой разлуки. За учебный год  у них накопилось много разговоров, особенно у девчонок. И дети отправились всей компанией прогуляться по лесу. Им хотелось вдохнуть свежий воздух, побыть в тишине после шумного города, насладиться пением птиц.

Пятеро друзей весело болтали и смеялись по дороге, когда вдруг почувствовали что-то странное. Катя остановилась и сказала:

  • Ребята! Вы тоже это чувствуете? Этот противный запах! Что это?
  • Да-да! Мы тоже чувствуем, - согласились остальные дети.
  • И птиц не слышно! Что случилось?! - испугалась Таня.
  • Пойдёмте скорее, посмотрим! - наперебой закричали мальчишки.

Вся компания быстро побежала в сторону леса. Зловоние шло оттуда. О Боже! Что они увидели! На их любимой поляне, где они в прошлом году собирали клубнику и потом часто останавливались отдыхать, возвышалась огромная свалка! Над мусорными кучами кружили тучи мух, что-то клевали птицы, ветер разносил обрывки бумаги и рваные пакеты. От ужаса дети закрыли лица руками. Их любимая берёзка, вокруг которой они раньше водили хороводы, пожелтела и засохла. Её ствол был наполовину завален гадким мусором. Девочки заплакали, а мальчики сжали кулаки.

Вдруг откуда ни возьмись, появилась Злючка-Грязючка. Она была вдвое выше детей. Она замахала костлявыми руками, как будто звала их к себе. На ней был разноцветный от всяких пятен длинный плащ, с головы свисали грязные слипшиеся волосы. Глаза её яростно горели. Под длинным крючковатым носом злорадно улыбались тонкие отвратительные губы. Вместо серёжек в ушах торчали две пустые консервные банки. В странном танце она перепрыгивала с одной кучи мусора на другую и оглядывалась на детей, словно звала их с собой порезвиться.

  • Кто ты такая? - спросил Ваня, зажимая нос.
  • Я — ваша королева! Меня зовут Злючка-Грязючка. О, пардон, я уже выросла! Теперь можете называть моё королевское величество Злюкой-Грязюкой.
  • Какая ещё королева? Ты вообще-то моешься? - с усмешкой спросил Ваня.

Злюка-Грязюка не только не обиделась, но приняла эти слова за комплимент!

  • Вот ещё! Мыться! Я же говорю вам, я её величество Грязюка!
  • Мы не собираемся тебя никак величать. И сама убирайся отсюда по добру по здорову! - серьёзно и настойчиво сказал Миша.
  • Я вас не боюсь, мои дорогие создатели! Благодарю вас, о, мои верные слуги! - сказала Злючка-Грязючка и со смехом поклонилась детям.
  • Почему ты нас так называешь? Какие мы тебе верные слуги? Какие мы тебе создатели? Разве мы сделали эту свалку? - возмутилась Маша.
  • Конечно, вы! Хотя не вы одни! Другие люди вам в этом помогали!
  • Это неправда! - почти плача, выкрикнула Маша.
  • А я сейчас докажу свои слова!

И Злючка-Грязючка достала из соседней мусорной кучи сломанную старую куклу Маши. Она недавно её выбросила.

  • Вижу, что ты узнала эту куклу, Машенька. А это что у нас? - и Злючка-Грязючка достала из-под своих ног Мишины рваные ботинки.
  • Молодец, Миша! И ты постарался! - сказала Злючка-Грязючка.
  • О! А это чьё? - Злючка-Грязючка достала и показала всем старый дневник Кати.
  • Ну, что? Мне ещё поискать? Или хватит? - злорадно усмехнулась Злючка-Грязючка.
  • Не надо. Мы всё поняли. Видимо, мусор из нашего города теперь увозят сюда, - с грустью рассудила Таня.
  • Но ты не надейся, что мы это так оставим, - уже громче обратилась она к Злючке-Грязючке.
  • Да-да! Мы с тобой справимся! - хором закричали дети.

Злючка-Грязючка громко захохотала и обрызгала их зловонной жижей.

Дети побежали домой в деревню. Они рассказали обо всём бабушкам и дедушкам. Дедушка Маши объяснил, что можно оставлять гораздо меньше мусора, если бумагу сдавать в макулатуру, чтобы из неё снова сделали бумагу. Стеклянные бутылки принимают в специальном пункте возле продуктового магазина. Металлические отходы можно сдать в металлолом, их отправят на завод для переплавки. А пищевые отходы можно закопать на огороде.

На общем собрании друзья в тот день решили, что будут следить, чтобы в их домах получалось как можно меньше мусора. Что можно, сжигали в печи. Металлолом, стеклянную посуду и бумагу складывали отдельно, чтобы потом сдать, куда следует. Яблочные огрызки, очищенные шкурки овощей и фруктов, испорченные продукты стали закапывать в ямы на огородах.

Больше они со Злючкой-Грязючкой не встречались. Старались обходить свалку стороной. В лес ходили другой дорогой. По утрам по-прежнему рыбачили на речке, а в зной купались в лесном озере.

В конце лета дети с недовольством обнаружили, что, несмотря на все усилия, всё равно в каждом доме накопилось много мусора. «Вот опять обрадуется эта мерзкая уродина!» - расстроилась Катя.

Друзья решили, что до следующего лета обязательно придумают, как справиться с этой гадкой Злючкой-Грязючкой!

***

На следующее лето дети снова встретились в деревне. К сожалению, ничего нового они придумать не смогли. Тем не менее, ребята очень радовались встрече и летнему солнцу. Они решили пойти погулять в глубь леса, подальше от свалки, чтобы не встречаться со своей старой знакомой. Однако по дороге они заметили, что свалка стала гораздо больше, она была хорошо видна даже издали.

  • Пойдёмте быстрее, пока Злючка-Грязючка нас не увидела! - сказала Катя.
  • Да! Не хотелось бы снова встретить эту воображалу! Пока мы ещё не знаем, как её побороть. Но вместе мы точно что-нибудь придумаем! - уверенно сказал Ваня.
  • Конечно, придумаем. Скорее в лес! - поторопила друзей Маша.

Долго ли, коротко ли гуляли ребята в лесу. Насладившись вдоволь общением с природой и друг с другом, они решили искупаться в озере.

Озеро очень изменилось. На его противоположном берегу виднелись свежие постройки дач. На песчаном пляже загорали и купались дачники. Ребятишки шумно плескались у берега в отгороженном лягушатнике. Откуда-то доносилась танцевальная музыка.

Катя и её друзья были немного в замешательстве, не ожидая увидеть здесь столько народу. Но Миша сказал, что так даже веселее. Дети разделись и пошли в воду.

  • Смотрите! Вода-то какая мутная! И что это на дне? Тина! Ногам так неприятно! - возмутилась Таня.

И правда, по берегам вместо песчаного дна темнели какие-то водоросли. Озеро стало зарастать.

Девчонки искупались около берега без особого удовольствия. Мальчики плавали лучше их и на глубине ничего такого не заметили. К довершению всех этих мелких неприятностей Катя обнаружила вечером у себя на коже какую-то сыпь. Красные волдыри по всему телу очень зудились и портили всё настроение.

В следующий раз, когда ребята пошли купаться, Катя осталась на берегу. Пока другие дети плавали, она с грустью вспоминала былые времена, как здесь было чисто и тихо.

Вдруг Маша вскрикнула и выскочила из воды. Из её ступни текла кровь.

  • Что случилось? - поинтересовалась какая-то женщина, видимо, дачница, отдыхавшая неподалёку.
  • Маша чем-то порезалась в воде! Неужели кто-то бросил в озеро разбитую бутылку?! - возмутилась Катя.

К ним подошли другие дети и взрослые. Кто-то достал зелёнку и бинт, и раненую ногу стали бинтовать.

  • Ничего! До свадьбы заживёт! - сказала женщина, бинтовавшая Машу.
  • Больше я сюда ни ногой! Неизвестно, где здесь ещё можно пораниться! - сказала Маша.

Дети помогли Маше дойти до дома. Все шли молча, ведь о купании теперь можно было забыть надолго. Вода в речке была слишком холодная, и течение делало купание там опасным. Взрослые не разрешали детям там плавать.

  • Надо почистить дно озера. Ведь это же наше озеро! Давайте пойдём туда рано утром, пока никто не купается и воды прозрачная! - предложил Миша.
  • Давайте! - обрадовались остальные.

Но несколько последующих дней шли дожди, и дети оставались в деревне. Когда же ребята дождались солнечного утра, увидев озеро вновь, они были потрясены. Даже утром вода уже не была такой прозрачной, как они её ещё помнили. Озеро цвело. Вода была зелёной, а местами даже бурой от мелких водорослей и имела неприятный запах. Желающих купаться сильно поубавилось. Катя сказала, что не хочет опять чесаться от такой грязной воды, а Маша не хотела снова порезаться в мутной воде.

Ребята хотели уже уйти домой. Только они услышали чей-то знакомый голос. Это визжала от восторга Злючка-Грязючка. Она танцевала на поверхности озера, с радостью вдыхала свои любимые гнилостные ароматы. Дети увидели, что она стала ещё больше ростом, выше лесных деревьев!

Дети грустно побрели домой.

  • А давненько мы на рыбалке не были! - сказал вдруг Миша. Он никогда не унывал сам и умел поднять настроение другим.
  • Решено! Завтра рано утром встречаемся на нашем месте! Девчонки! Выше нос! - подбодрил Ваня.

На следующий день друзья пошли на речку порыбачить и поговорить, что предпринять дальше.

И тут им опять не повезло! Рыба почему-то не клевала. Сколько они не сидели, толку было мало.

  • Что-то здесь не так! - сказала Катя.

Дети пошли вдоль берега вверх по течению. За поворотом с высокого обрывистого берега они увидели вдалеке трубы завода. Из них шёл чёрный дым.

  • Когда это успели завод здесь построить? - удивился Ваня.

Внезапно все притихли. Прямо перед ними возвышалась громадная Злища-Грязища, она была выше облаков. В ней дети с трудом узнали свою старую знакомую.

Злючка-Грязючка радостно им сообщила:

  • Как видите, мои маленькие друзья, вот и рыба уже в реке дохнет, вода и воздух теперь тоже мои! Безгранично моё царство! Спасибо за это вам и вашим родителям, и всем людям! И ничего вам со мной не сделать! Чем больше народу, как говорится, тем меньше кислороду! Ха-ха-ха!

Дети молча пошли домой. Чтобы миновать свалку, они пошли через лес. Там, в глубине чащи по-прежнему было тихо и хорошо. Щебетали птицы, порхали бабочки, пахло цветами и ягодами.

  • Давайте поищем грибы. Раз с ухой из рыбы не получилось, может, хоть на грибной супец наберём, а? - оживился Миша.

Но грибы почему-то долго не попадались. Вдруг Катя заметила какую-то коричневую шляпку.

  • Кажется, я нашла большой гриб! - радостно вскрикнула она.

Ребята пошли в указанном Катей направлении. Подойдя поближе, они увидели, что это вовсе и не гриб. На пеньке сидел Старичок-Лесовичок. Он был одет в куртку и штаны из зелёных листьев, на ногах были лапти, на голове коричневая шляпа, которую Катя приняла за гриб. Он закрыл лицо руками и плакал, и так был чем-то расстроен, что даже не заметил, как подошли дети.

  • Почему Вы плачете? Может, мы можем чем-то Вам помочь? - вежливо поинтересовались девочки.

Старичок-Лесовичок вытер слёзы. У него появилась надежда, что ещё не всё потеряно. И он рассказал детям, что его лес погибает. Люди стали всё чаще гулять здесь, вытаптывать грибы, ягоды и траву. Да ещё и мусор всюду оставляют после пикников. Хорошо, если ещё пожар в лесу не учинят. И дожди теперь несут деревьям не спасительную влагу, а погибель. Из грязного воздуха на землю падают кислотные дожди. Они больно разъедают листья деревьев. Многие старые деревья уже пожелтели. Скоро весь лес погибнет.

  • Это всё проделки Злючки-Грязючки! - горестно добавил он.
  • Мы видели всё это! И мы очень хотим победить Злючку-Грязючку! А то она очень много о себе думает! Надеюсь, Вы знаете, что нам надо делать? Мы всё-всё сделаем! - сказала Катя.
  • Я не знаю, что надо делать. Но я знаю того, кто знает! Вам надо пойти к нему! Я не могу покинуть свой лес, - сказал Старичок-Лесовичок.

И видя, что дети заинтересовались, продолжал:

  • Как-то в прошлом году познакомился я с одним волшебником. Он приезжал к нас в лес, что-то здесь смотрел и записывал. Оказалось, он изучает природу!
  • Наверное, он учёный! - заметил Ваня.
  • Нет! Волшебник, самый настоящий! Только дети и волшебники могут меня видеть и слышать! - заверил Лесовичок.
  • Не перебивай, Ваня! - отрезала Катя.
  • Как его найти? - спросила Таня.
  • Это просто. Он живёт на окраине города. У него очень красивый дом.
  • Но там столько красивых домов. Как мы езнаем его дом? - поинтересовался Ваня.
  • Рано утром в солнечный день он пускает с крыши своего дома солнечных зайчиков! Приходите завтра рано утром на опушку леса, вот с этой стороны, где солнце восходит, и вы сами всё увидите. И возьмите велосипеды!

***

На следующее утро ребята выехали на велосипедах по направлению ярких солннечных бликов. Через два часа пятеро велосипедистов подъехали к дому со сверкающей на солнце крышей. Она была покрыта множеством зеркал.

  • Похоже, и правда тут живёт волшебник. Интересно, зачем ему зеркальная крыша? - удивилась Таня.

Ваня уверенно постучал. Дверь открыла пожилая женщина с добрым лицом. Не спрашивая, кто они такие, она приветливо проводила гостей в дом. Словно их уже ждали. Велосипеды ребята поставили во дворе дома.

На крыльцо вышел хозяин. С виду обычный дедушка, в очках, с маленькой бородой. Радушно улыбаясь, он поманил детей жестом к себе. Ребята подошли к нему и поздоровались.

  • Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в наш дом! Вы, я вижу, долго до нас добирались, наверное, устали с дороги. Пойдёмте в дом, попьём чаю и познакомимся.

Все вошли в дом. Хозяйка усадила гостей за стол, налила ароматного чаю, поставила вазы с печеньем и свежими фруктами.

  • Меня зовут Иван Петрович. Я учёный-эколог. А это моя жена, Мария Ивановна, она архитектор, это она спроектировала наш дом. Ведь вы же приехали посмотреть наш дом? - сказал Иван Петрович.
  • Не совсем так, Иван Петрович! Хотя ваш дом очень красивый, необычный, и мы его с удовольствием посмотрим, если Вы позволите. Но позднее, а сначала — дело! - возразила Катя.
  • Хорошо! Я вас слушаю, - серьёзно сказал Иван Петрович.

Катя недолго колебалась, говорить ли, кто их прислал, или нет. Не засмеёт ли её этот учёный, если рассказать про встречу с Лесовичком. И упоминать ли про Злючку-Грязючку? Вроде бы она уже не в том возрасте, чтобы верить в сказки. Катя неуверенно начала:

  • Каждое лето мы все отдыхаем у наших бабушек и дедушек в деревне, это здесь недалеко, за лесным озером. И вот последнее время мы стали замечать, что люди загрязняют природу, уже не осталось чистых и красивых мест, которые мы так любили. Гибнет наш любимый край! А мы не знаем, можно ли что-то сделать? Или человек природе враг? Но ведь мы все тоже погибнем, если не будет больше ни растений, ни животных, ни чистого воздуха, ни прозрачной воды? - тут у Кати на глазах выступили слёзы.

И неожиданно для себя она выпалила:

  • Старичок-Лесовичок сказал, что Вы знаете, что надо делать!
  • Неужели Злючка-Грязючка и правда нас победит?! - подхватил Ваня.
  • Успокойтесь, милые дети! То, что вы понимаете, как важно сохранить природу, это уже первый шаг к победе над Злючкой-Грязючкой! Поверьте мне! - подбодрил Иван Петрович. - Нет! Люди не враги природы! Мы с вами — её часть. И как существа разумные мы можем жить в гармонии с природой, не нанося ей ущерба, но в то же время благодарно пользуясь её бесценными дарами. И я научу вас этому. Но сначала я покажу вам устройство нашего дома. Ведь в этом ключ ко всему! - объяснил Иван Петрович.
  • Так значит, Вы и правда волшебник! - восхитилась Таня.
  • Не хочу вас разочаровывть, юная леди, но нет! Если только не считать любовь и разумное отношение к природе волшебством. А этому волшебству я вас охотно научу! - сказал Иван Петрович.
  • Спасибо за чай и угощение! Мы готовы у Вас учиться! - сказали дети и поднялись из-за стола.
  • Вот прямо сейчас и начнём! - с готовностью сказал Иван Петрович. Он открыл ящик под кухонной мойкой и позвал детей.
  • Идите сюда, ребята! Вот смотрите! Каждый человек оставляет после себя в сутки до двух килограммов мусора! Не верите? Проверьте сами, когда вы весь день дома! К сожалению, это неизбежно. Но с мусорными свалками можно и нужно бороться! Для этого нам понадобится не одно, а несколько ведёрок под мусор. Пищевые отходы мы кладём в это ведро с соответствующей надписью. Несите сюда и бросайте яблочные огрызки и пакетики чая, сюда же надо выбрасывать шкурки от картофеля и других овощей, и то, что мы не доели, и испорченные продукты, и сюда же мы положим использованные тонкие бумажные салфетки. А вот в это ведро с надписью «Бумага» выбросим картонные коробки и прочие бумажные вещи. Ненужные документы сначала измельчим в специальной машинке, разрезающей бумагу на полоски. Если остаются ненужные книги и тетради, собирайте их в отдельную сумку, их можно сдать в макулатуру, из них снова сделают бумагу. В третий контейнер с надписью «Стекло» мы положим целые чистые стеклянные бутылки, их можно сдать в пункт приёма стеклопосуды. Битые бутылки кладём в отдельный мешок, их также можно переплавить. В четвёртый контейнер с надписью «Металлолом» выбросим металлический баллончик от освежителя воздуха и мелкие металлические отходы, для больших предметов из металла у меня стоит большой ящик во дворе дома. Старые батарейки складываем отдельно, их можно сдать в магазин электротоваров. Ну и в пятый контейнер собираем пластмассу, пластиковые пакеты, бутылки и прочее. Да! Чуть не забыл! Вот ещё мешок для старой одежды и обуви. Это можно сдать старьёвщику или сжечь в печи.
  • Простите, Иван Петрович! Но всё это мы уже делали. И макулатуру, и металлолом, и бутылки сдавали. Но всё равно мусор оставался. И весь огород скоро будет в мусорных могильниках! - разочаровалась Катя.
  • Терпение, мои юные друзья! Это только первый шаг! Пойдёмте дальше, - Иван Петрович взял ведро с надписью «Пищевые отходы» и открыл дверь в соседнюю с кухней комнатку. Здесь стояли металлические баллоны, похожие на газовые. Иван Петрович вышел через эту комнату во внутренний двор. Дети последовали за ним.

Во дворе стояло небольших размеров кирпичное строение, на крыше которого размещалась оранжерея, что-то вроде зимнего сада. Крыша оранжереи состояла из оконных рам. Дети успели увидеть там два небольших деревца и высокие цветы космеи. Сейчас оконные рамы на крыше были открыты. Зимой, видимо, их плотно закрывали.

Иван Петрович обошёл пристрой и показал детям несколько металлических пластин, лежавших на земле. На них были написаны какие-то даты.

  • Помогите-ка мне, ребята! - попросил хозяин.

Мальчики подошли и помогли приподнять одну из пластин. На ней не было надписи. Под пластиной уже лежал всякий мусор. Рядом под навесом стояло ведро с бумажными и деревянными стружками. Иван Петрович взял совок, добавил стружек в своё ведро и перемешал содержимое. Потом вывалил мусор, ополоснул ведро водой и вылил эту воду туда же.

  • Всё, можно опустить, - скомандровал Иван Петрович. И продолжал:
  • Запомните, ребята! Мусор — это то, что лежит не на своём месте! И только! Нет на свете такой ненужной вещи, которую нельзя было бы где-нибудь использовать. Пищевые отходы можно превратить в ценное удобрение. Только надо правильно всё сделать. Бумажно-пищевые отходы и сорную траву с огорода надо положить тонким слоем, полить водой и закрыть. Вот посмотрите, что из этого компоста получится через год.

И он поднял и отставил в сторону другую пластину, посмотрев на дату. Там оказался обычный перегной. Мальчики по знаку Ивана Петровича взяли под тем же навесом совковую лопату и пустое ведро, нагребли земли из углубления и вся компания пошла на огород.

В паре метров от этого места были грядки с овощами. Здесь росли картофель и морковь, капуста, лук, разная зелень, томаты и огурцы. Перегной рассыпали в лунки с томатами. Тут же росли несколько яблонь, груш и вишен, кусты смородины, крыжовника и малины. Чуть подальше ступенчатая грядка садовой земляники. И всё это на небольшом участке земли!

Ребята набрали полное ведро свежих овощей, нарвали несколько пучков зелени, набрали в корзинки яблок, ягод и отнесли всё это на кухню Марии Ивановне. Она уже готовила обед для гостей.

А Иван Петрович провёл детей в отдельно стоящий небольшой домик с пристроенными вольерами во внутреннем дворе за огородом. Там оказалось много домашних животных. В одном их вольеров кудахтали куры. Девочки забрали из гнезда несколько тёплых яиц. Их тоже отнесли на кухню. В другом вольере блеяли две овечки. На травке паслась привязанная коза. Иван Петрович пообещал угостить детей козьим молоком.

  • Как видите, даже на небольшом участке земли и почти в городе можно хотя бы частично обеспечить себя свежими и полезными продуктами, и без всяких ядохимикатов, не то, что в магазине, - заключил Иван Петрович.
  • Да! Пойдёмте, посмотрим нашу гордость — зимний сад. Идею использовать каждую частичку своей площади под зелень мне подали японцы. Они так же делают в своих густонаселённых районах, - рассказывал он по пути.

Иван Петрович провёл всех обратно через огород к кирпичному строению, по винтовой лестнице все поднялись на верхний этаж. Там по краям росли разные цветы и небольшие деревья. Даже лимонное дерево плодоносило. Несколько грядок сейчас, летом, пустовали. Видимо, зимой там выращивали зелень и овощи, а сейчас земля была под паром, отдыхала. По периметру потолка Катя заметила лампы дневного света.

  • Да, Катя. Это искусственное освещение зимой просто необходимо. Тогда растения нормально развиваются, - заметил Иван Петрович.

Но что действительно потрясло детей, так это небольшой круглый бассейн в центре.

  • Можно искупаться, Иван Петрович? - спросили девчата.
  • Конечно! Но чуть позднее, после обеда вода лучше прогреется солнышком. А пока продолжим нашу экскурсию, - учительским тоном сказал Иван Петрович.
  • Прошу прощения! Где у вас туалет? - спросил Ваня.
  • Это я прошу прощения, что сразу вас туда не проводил. Все удобства в доме.

И он провёл детей через комнатку с газовыми баллонами и кухню в коридор. Показав нужную дверь, Иван Петрович сказал, что подождёт детей в гостиной.

Через несколько минут все снова собрались. Дети расположились на угловом диване, Иван Петрович — в кресле напротив.

  • А теперь об одном из самых ценных отходов жизнедеятельности животных, - продолжил Иван Петрович. - Я имею ввиду именно то, что мы обычно оставляем после себя в туалете и спускаем в канализацию. Через очистные сооружения вода, ещё изрядно загрязнённая фекалиями, а иногда и без всякой очистки, попадает в реки и озёра. Вот почему в воде размножаются не те зелёные водоросли, которые обычно насыщают воду кислородом и сами служат пищей водным животным, а синезелёные водоросли, они как раз питаются органическими веществами. Они придают воде неприятный запах, гниющие остатки забирают последний кислород, рыба гибнет, а эти водоросли размножаются так быстро, что заполоняют весь водоём. И избавиться от них практически невозможно. Можно только перестать спускать в воду органические отходы. За неимением пищи они сами скоро перестанут размножаться с такой скоростью и будут вытеснены зелёными водорослями, водоём очистится.
  • Впрочем, сейчас речь не о синезелёных водорослях. А о том, что мы спускаем в воду настоящую ценность — фекалии! Я не шучу! Конечно, лучше всего использовать для этой цели коровьи лепёшки, но козьи, куриные и человеческие тоже сойдут. Надо только положить всё это богатство в металлический баллон и откачать оттуда воздух. И всё! Природа сама давно придумала, как утилизировать отходы. Без доступа кислорода начнут размножаться метанобразующие бактерии. Через несколько дней надо только подсоединить к баллону резиновую трубку с краником, чтобы перекрывать газ. И пожалуйста! Готовьте пищу, грейте воду, отапливайте дом, используйте биогаз в автомобиле или вырабатывайте электроэнергию!
  • Так значит, вот что находится в тех баллонах в комнатке за кухней?! - удивились дети.
  • Да. Мы используем биогаз для обогрева дома зимой и нагрева воды, - сообщил Иван Петрович.
  • Как здорово Вы всё придумали! - похвалил Миша.
  • Не я! Это известно давно. В сельскохозяйственном Китае только на таком газе и готовят. А один американский фермер держит две тысячи коров, не столько ради молока и мяса, сколько ради лепёшек! Именно это даёт ему газ и электроэнергию. Он обеспечивает всем этим не только своё хозяйство, но и производит электроэнергию на продажу. Одни только коровьи лепёшки дают ему чистую прибыль около ста тысяч долларов в год! - рассказал Иван Петрович.
  • Класс! - восторженно воскликнул Миша. - И почему у нас этого не делают? Непонятно!
  • Мне тоже это непонятно, - согласился Иван Петрович. И добавил:
  • Кроме того, вы видели на нашей крыше солнечные батареи. Летом они дают столько электричества, что хватает на работу всех электроприборов в доме. Солнце нагревает воду в бассейне и в металлическом тёмном баке на крыше. Вечером вода в баке настолько тёплая, что можно принимать душ, не используя водонагреватель. И поэтому летом избыток биогаза остаётся. А вот зимой дни короткие, и за окном мороз, и солнце редко выходит. Поэтому приходится отапливать дом и нагревать воду, сжигая биогаз. Можно и электричество зимой вырабатывать, для бытовых нужд, для этого у нас есть небольшой электрогенератор, сейчас лето, и он стоит в кладовке. А ещё есть камин в гостиной. В мороз мы с Марией Ивановной любим сидеть около него, смотреть на пламя, слушать, как потрескивают дрова. Да и надо же куда-то девать обрезанные высушенные сучки садовых яблонь и груш!

Дети уже устали удивляться. Правду говорят, всё гениальное просто!

Иван Петрович пригласил детей на собственную водоочистную станцию. Она располагалась в том самом кирпичном строении, на крыше которого был зимний сад. Дети вошли в сырое помещение. Иван Петрович включил свет. Ребята поднялись по небольшой лестнице. Посредине на высоте около метра была сделана небольшая бетонная дорожка. По обе стороны располагались баки с водой. Рачительный хозяин всё рассказывал и рассказывал:

  • На городском водоочистном сооружении всё то же самое, или почти то же самое. Только размеры баков больше. Сюда поступает так называемая «серая вода», это вся использованная вода из кухни, из бассейна, и кстати, дождевая вода с крыши тоже. Вы знаете, что дождевая вода теперь часто бывает слишком кислой для растений, особенно после долгого отсутствия осадков. Воздух в нашем городе загрязнён выбросами заводов, фабрик и выхлопными газами машин. Вся вода по этой трубе поступает в отстойник. Но сначала часть «серой» воды по этой тонкой боковой трубке подаётся в бачок унитаза. Ведь необязательно же продукты жизнедеятельности смывать чистой водой! Можно использовать вторично и эту воду. Отходы из туалета отправляются по трубе в биосептик — бетонный колодец, в котором живут специальные полезные микробы. Фекалии — их любимая еда. Они перерабатывают их точно так же, как бактерии в баллонах с биогазом, получается метан, природный газ, и другие газы, а полученная «серая» вода направляется сюда для завершения очистки или её можно прямо так использовать для поливки сада и огорода. Главное, запомните, что эти очень полезные микробы не переносят хлорсодержащие средства для чистки туалета. Но есть много других средств, не менее эффективных.

Итак, в отстойнике «серая» вода находится несколько дней. Тяжёлые частички выпадают на дно, в ил, а жир всплывает на поверхность. Потом я сливаю жир сверху, затем спускаю воду из отстойника во вторую ёмкость, потом спускаю ил. Жир и ил поступают вот в этот небольшой бак. Здесь живут специальные бактерии - «активный ил». Они «поедают» все органические вещества из этой грязной воды. Потом этот отработанный активный ил я использую как удобрение. А вода в это время идёт на следующую стадию очистки — проходит через слой песка во втором баке и через мелкий фильтр поступает в третий бак. Здесь она уже прозрачная, но всё ещё не совсем чистая.

В третьем баке с гальками живут такие же бактерии, как в активном иле, а ещё коловратки и подобные им водные рачки — то, чем кормят аквариумных рыбок. Они забирают остатки органических веществ из воды. А снизу продувается воздух, как в аквариуме. К сожалению, на большинстве городских очистных сооружений эту стадию пропускают, так как это самая длительная ступень очистки. Но она не менее необходимая!

Дальше надо только отстоять и отфильтровать воду от этих организмов, и в четвёртом баке происходит последняя процедура. Я облучаю воду ультрафиолетовой лампой, чтобы убить опасные микробы. На городской водоочистительной станции вместо этого используют ядовитые газы — хлор или озон. Хлор придаёт воде неприятный запах, зато убивает микробы, которые есть в воде и которые могут попасть в воду снова, пока вода дойдёт по старым трубам до ваших домов. У нас в доме проблемы старых труб не существует, поэтому мы можем наслаждаться водой без ядовитых газов.

И всё готово! Эту очищенную воду насос качает на кухню и в ванную, и в бассейн, её вы пили сегодня утром. Надеюсь, чай вам понравился. Вот и всё!

  • Иван Петрович! Мы всё поняли. Но у нас есть вопросы, - сказала Катя.
  • Это очень хорошо! Ваши вопросы мы обсудим в моём кабинете, там обстановка повеселее, - сказал Иван Петрович и повёл всех обратно в дом, на этот раз на второй этаж.

В небольшой светлой комнате стоял письменный стол, компьютерный стол, шкафы с книгами, аквариум. Через прозрачную дверь на балкон был виден сад и оранжерея на крыше водоочистительной станции, чуть в стороне. Соседняя большая комната на втором этаже представляла собой лабораторию.

  • Ну, теперь давайте ваши вопросы, - сказал Иван Петрович.
  • Куда девать пластмассовые отходы? Вы нам этого не рассказали, - напомнил Миша.
  • Ты это верно заметил, Миша! Надо строить специальный мусороперерабатывающий завод. Верю, что рано или поздно его построят в каждом регионе, и у нас тоже. А пока коплю этот мусор в кладовке. Вот если бы губернатор заинтересовался! Сначала, конечно, нужны средства на строительство. Но потом завод начнёт давать прибыли, производить продукцию, можно сказать, из ничего, из отходов! И свалок не будет!
  • Можно ли сделать так, чтобы заводы и фабрики не загрязняли воздух и воду? - поинтересовался Миша.
  • Хороший вопрос, молодой человек! Конечно, можно. Есть специальные системы очистки для выбросов в воздух и для сточных вод. Можно эту же воду использовать многократно и вообще ничего не сливать в реку.
  • Так почему же люди загрязняют воздух, которым сами дышат, и воду, которую сами же пьют, если всё уже давно придумано?! - возмутилась Таня.
  • Во-первых, это оборудование стоит дорого, предприятиям дешевле заплатить штрафы за нарушение закона об охране окружающей среды. Во-вторых, и это главное, в сознании людей пока не произошёл переворот, на беду у большинства людей пока другие ценности, деньги и прибыли им кажутся важнее. А ведь для производства бумаги, например, нужна очень чистая вода, но само это производство очень сильно загрязняет воду, значит, нужна самая лучшая система очистки. Но такую дорогую бумагу никто не будет покупать! Вот и ждут, когда не останется такой чистой воды, встанет производство, людям будет нечего пить, тогда и задумаются, что делать. Как бы ни было слишком поздно!
  • Но что же делать? Как убедить взрослых? - запереживала Маша.
  • Ну что ты, милая, успокойся! Через несколько лет вы сами станете взрослыми, и у вас будут дети. Кто-то станет инженером, кто-то мэром города. Вот вы и продвигайте эти идеи в жизнь, и детей так же воспитывайте. Всё зависит только от вас! - ответил Иван Петрович.
  • Теперь мы понимаем! Да, ребята? - отозвалась Катя.
  • Конечно! Мы можем убедить одноклассников, их родителей тоже всё это изучить. А можно ли организовать им тоже экскурсии в ваш чудесный дом? - поинтересовалась Маша.
  • Буду только рад! Если мне удастся убедить в этом ещё хотя бы одного человека, я смогу считать, что время потрачено не зря! - сказал Иван Петрович.
  • Иван Петрович! А как бороться с вредителями садовых растений и сорняками без ядохимикатов? - неуверенно спросил Ваня.
  • Ответ на этот вопрос довольно прост. Как вы понимаете, на маленьком участке сорняки можно уничтожить вручную. На большем участке можно посыпать землю вокруг культурных растений слоем сухой травы и листьев, опилками или стружками наконец. И земля не будет сохнуть, трескаться, и сорняков почти не будет. Во всяком случае, культурные растения будут прекрасно себя чувствовать. Этот способ давно известен людям. Наверняка, так делают ваши бабушки на огороде.

Ребята понимающе закивали. А Иван Петрович продолжал:

  • Что касается вредителей растений, то эта задача решена уже давно самой природой. Вы, наверное, в курсе, что в природе каждый вид служит пищей другому виду. Вот и надо всего лишь найти того, кто поедает этого вредителя, размножить естественного врага в лаборатории. Враг нашего врага — наш друг! Выпускаем этот вид в сад, и готово! К сожалению, у многих видов естественные враги нам неизвестны. Я как раз изучаю этот вопрос. И кстати, этот биологический метод борьбы с вредителями далеко не единственный. Для тех, кто заинтересуется, скажу, что зимой я провожу лекции по этим вопросам. Вы можете также принять участие в экспериментах в моей экологической лаборатории. Милости прошу!
  • А как быть с выхлопами машин? Их столько в нашем городе много! Мы живём на шумной улице, утром и вечером просто невозможно открыть окно, задохнёшься! - пожаловалась Катя.
  • А ответ на этот вопрос я расскажу и покажу вам на обратном пути в вашу деревню! Если нет других вопросов, то приглашаю всех пообедать. Вы, наверное, уже проголодались, - заботливо сказал Иван Петрович.
  • Нет других вопросов. И мы правда проголодались, - сказали мальчики.

Все спустились вниз. Ребята пошли мыть руки и умыться, день выдался жаркий. Каждый наслаждался прохладной водой, которая не пахла хлоркой и была приятна на вкус.

Девочки помогли Марии Ивановне накрыть на стол в гостиной. Все уселись за стол, и стало тихо. Обед показался гостям намного вкуснее, чем обычно. Дети попробовали козье молоко. Хозяин с хозяйкой пили чай с ароматными травами.

Ребята поблагодарили за обед и встали из-за стола. Катя выразила своё восхищение домом Марии Ивановне. Но та скромно сказала, что она в этом деле тоже не первая. Такой же дом был построен в США в 1990-е годы супругами Олдс. Это была экспериментальная площадка их университета. Мария Ивановна лишь приспособила этот проект к местным условиям.

  • А теперь вы можете отдохнуть и искупаться в бассейне! Потом Иван Петрович отвезёт вас в вашу деревню. А то ваши родные, наверное, уже беспокоятся, - сказала Мария Ивановна.

Дети с удовольствием поплескались в тёплой воде бассейна. Они делились радостныеми впечатлениями и были счастливы, что теперь точно победят Злючку-Грязючку.

После купания ребята оделись и вышли во двор. Там уже стоял автомобиль неизвестной марки. Сверху на крыше сверкали солнечные батареи, как на крыше дома, только поменьше. Сзади в кузове стоял небольшой газовый баллон, видимо, на случай, если придётся ехать в ненастную погоду или ночью. Велосипеды уже были погружены в прицеп. Дети сели в машину.

  • Я всё поняла! - сказала Катя. - Вот он, ответ на мой вопрос!
  • Да, - отозвался Иван Петрович. - И это не единственное решение. Можно, конечно, ставить очистители на выхлопные трубы обычных машин. Но можно обойтись и вовсе без выхлопов. При сгорании биогаза тоже нет опасных выбросов, только углекислый газ. Но вы знаете, что его поглощают растения. Главное, чтобы растений было достаточно. Или можно использовать аккумуляторные батареи. И это тоже ещё не всё... Но хватит утомлять вас рассказами на сегодня!
  • Здорово! Нас солнышко повезёт! - закричали ребята. И электромобиль почти неслышно тронулся.
  • До свидания, Мария Ивановна! Спасибо за всё!
  • До встречи, ребята!

***

Остаток каникул дети провели весело. Пару раз они ещё навещали Ивана Петровича. Несмотря на то, что Злючка-Грязючка всё ещё радовалась жизни, дети набирались сил. Они катались на велосипедах, слушали птиц, гуляли в лесу. Правда, Старичок-Лесовичок им почему-то больше не попадался. Другие дети в деревне, услышав рассказы о чудесном доме и добром профессоре, тоже пожелали съездить туда. Иван Петрович организовал и для них экскурсию.

Осенью ребята выступили каждый в своём классе. Многие дети откликнулись. А один Катин одноклассник пообещал вытащить на экскурсию к Ивану Петровичу своего дядю, который, оказывается, был мэром их города.

Как-то в новостях сказали, что планируется постройка мусороперерабатывающего завода в их регионе. А ещё после проверки нескольким предприятиям города комитет по природопользованию предписал заменить системы очистки на новые, более совершенные. Ребята ликовали!

***

Злючка-Грязючка тоже узнала эти новости. Ей сообщили их деревенские ребята. Услышав это, Злючка-Грязючка пришла в ужас! Она даже уменьшилась в размере! Караул! Она же погибнет!

Она быстренько собрала свои вещички и исчезла в неизвестном направлении. Злючка-Грязючка отправилась искать себе другие грязные места. И, наверное, такое место она нашла.

Ребята! Если вы её увидите, вы знаете, что делать!