Предметный мир в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия"

Головина Наталья Ивановна

Эта статья  - одна из глав моей магистерской диссертации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                  Головина Наталья Ивановна ГОУ СОШ № 23  

                     Невского района Санкт-Петербурга, учитель русского языка и литературы

                  Предметный мир в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»

                                         (вещный мир Елены Турбиной)

            В раскрытии характера персонажа, отображении его духовного мира, пристрастий и мироощущений огромную роль играют предметы, сопутствующие ему, помогающие и взаимодействующие с ним – аксессуары, подобно театральным вещам – реквизиту. Писатель-драматург наделяет персонажей-актеров именно теми вещными реалиями, которые раскрывает характер героя: возвышают его или унижают его («вещи – друзья» или «вещи- обличители» по Галанову В.).[1]

            Значимость и знаковость вещей не вызывает сомнений, они, сопровождая героя, раскрывают авторский замысел: «Вещам предназначено отождествиться с образом хозяина, стать отражением его вкусов, привычек, характера, даже дать понятие о наружности».[2]

            Аксессуары Елены Тальберг-Турбиной представлены Булгаковым в ограниченном количестве, они и являются вещами-доминантами, несущими смысловую нагрузку. Необходимо разграничить их на предметы реалии (реально существующие) и предметы-образы (виртуальные).

            К первой группе относим: зеркало, икону, розы, духи, капор и другие. Эти предметы являются аксессуарами Елены, т.к. несут ее отпечаток:

зеркало в овальной раме – в нем отражается героиня;

икона Девы Марии – является отражением самой Елены;

букет для Елены – розы, которые дарят Елене Васильевне.

            Ко второй группе относим вазу «жизни Турбиных», венец волос Елены, корону, серп волос и др.

            Кульминационным моментом является в романе сцена молитвы, показывающий цельный образ Елены, творящей ритуал во имя жизни брата Алексея. Елена является отражением двух начал: земного и небесного (Елены и Девы Марии). Автором отмечается деталь – лик, окаймленный золотой косынкой и золотая, рыжая Елена: «Золотая Елена в полумраке спальни перед овальной рамой в серебряных листьях наскоро припудрила лицо и вышла принимать розы».[3]

            Сочетание золотого и серебряного в описании портрета Елены возвращает нас к лику иконы. В сцене молитвы Елены и нахождения ее перед зеркалом возникает мотив зеркальности: Елена видит себя в лике Богоматери, в зеркале Елена как икона Девы Марии. С точки зрения функциональности зеркало как вещная реалия может служить как сценическая принадлежность актрисы (Елены): Елена перед зеркалом, так и отношение к вечному образу женственности. Роза – символ любви Леонида Юрьевича Шервинского, а также символ завершенности, полноты и совершенства. Кроме того, Минаков А.В. отмечает: «Шервинский приносит Елене розы, что означает принятие новой жизни».[4] В связи с этим противопоставим прежнюю жизнь Елены: «Впрочем, ...чуть ли не с самого дня свадьбы Елены, образовалась какая-то трещина в вазе турбинской жизни, и добрая вода уходила через нее незаметно. Сосуд сух…». [5]

           Ваза возникает как важная реалия, существующая виртуально, но релевантная по отношению к главной героине. Если обратиться к дешифровке этого предмета, то «полная ваза» ассоциируется с растением жизни и служит эмблемой плодородия (возможно соотношение с браком Елены и Тальберга: «облегченный, без детей»). Золотая ваза или сосуд, заполненные белыми лилиями, являются обычной эмблемой Девы Марии.

           Возникает связь Елены с Богородицей посредством предметного мира: полная ваза Девы Марии и ваза с трещиной  - Елены Тальберг. Белый цвет лилий символизирует очищение от семи смертных грехов. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремление к духовности. В христианской традиции белое означает родство с божественным светом, символизирует незапятнанность, неоскверненность.

             Красные розы, кроме указанного символического прощания с прошлой жизнью и символом любви, означают красоту, прекрасное. Елена названа в произведении прекрасной, неоднократно ее красота подчеркивается окружающими. Ваза с лилиями Девы Марии чистая, ясная и святая. В ней воплощена цельная красота, а ваза с розами Елены прекрасна, как она сама, но омрачена «трещиной» - Тальбергом, покинувшим ее.

             Далее рассмотрим виртуальные предметы, соотносимые с портретом Елены: венец волос Елены, серп волос и корону прически героини.

            Сочетание небесного высокого и «низменного» театрального  присутствует в предметах, избранных автором для украшения своей Елены – красавицы. Обращаясь к культурно–исторической коннотации имени главной героини, напомним, что Елена означает древнее божество растительности, плодородия и света. Этот свет Елена несет всем окружающим ее людям, она как бы светится изнутри. Несомненна связь с мифом похищения: в «Фаусте» Гете кентавр Хирон при появлении Елены говорит:

                                     Еще до совершеннолетья

                                     У ней поклонников орда

                                     Когда она уже седа,

                                     То и тогда еще в расцвете.

                                     Не оставляя в ней следа,

                                     Всю жизнь, сквозь все метаморфозы,

                                     Грозят ей свадьбы и увозы.[6]

            Мифологическая Елена  - покровительница домашнего очага и одновременно мореплавателей и моряков: «Эти две стороны булгаковского образа соотносятся с мотивом Дома как оплота уюта, семейности в бурном море жизни».[7] В «Белой гвардии» Елена не выходит никуда, она постоянно находится в доме как его душа. Яблоков Е. говорит о «наполеоновском» подтексте романа – домашний очаг, уют, порученный заботам Елены ее матерью, призван стать как бы «Святой Еленой» - «пределом» для «Наполеона» - Петлюры, оплотом, который тот не в силах разрушить. [8] Елена с достоинством несет венец, во-первых, как страдалица, мученица, являясь заступницей своих братьев, во-вторых, все еще являясь замужней, она несет тягостный венец брака с Тальбергом, и, наконец, подобно Богородице, ее освящает венец святости, близости к божественному.

             Серп волос – олицетворение святости, принадлежности героини к Деве Марии, с одной стороны, и, с другой стороны, указание на Елену как на труженицу, хранительницу домашнего очага. Это не легкомысленная Еленка, не недосягаемая Елена Васильевна, не мечтательная Леночка, не скромная Лена, а женщина, сестра, еще пока жена – та, которая призвана спасти Дом в страшное для него время.

              Корона волос указывает на избранность Елены. Булгаков, создавая образ героини, воспользовался принципом условно- обобщенного изображения, который указывает на романтический признак женского совершенства. Елена олицетворяет представление об идеальной женщине. Корона – не случайный атрибут, которым автор наделяет Елену. Это предмет несет в себе идею превосходства, символизирует успех, что еще раз подчеркивает высокое положение Елены в Доме, роль, которую она играет талантливо, со знанием дела,  - и все окружающие (друзья, родные, читатели, автор) это осознают: «Витька, Витька, - говорила Елена, качая головой, похожей на вычищенную театральную корону…».[9]

            Обратимся к предметам, реально существующим, отметим  пудру, духи. Эти вещи не только указывают на Елену как женщину любимую и ухаживающую за собой, но и олицетворяют ее с актрисой, готовящейся к выходу на сцену: «Золотая Елена в полумраке спальни перед овальной рамой в серебряных листьях наскоро припудрила лицо и вышла принимать розы».[10]

            Спальня подобно театральной гримерке, где происходит превращение человека в артиста, надевание маски, прощание с чувствами и вживание в роль. Автор, привлекая детали пудру, духи, обращается «к воздуху театра»[11], который манил его. Испытав в юношестве восторг от театра, радость дышать им, любование его атмосферой, Булгаков вводит в роман театральные детали: намеки (духи), действия (припудрила лицо), намекая читателю, что это не просто роман, но и действо, а читатель – это также и зритель.

            Предметы, окружающие Елену, предстают перед ней как достойные собеседники (разговор с капором), слушатели, они гармоничны рядом с героиней, подражают ей.

            Елена надевает капор (реальная вещь) и накрывает лампу капором. Этот жест – стремление не только защититься от света, но и напоминает лампу под абажуром - символ священности у Булгакова. Горящая лампа под абажуром отражается в рыжую, золотоволосую Елену в капоре. Как священен абажур в Доме, так священна и Елена для семьи. Недаром она зовется дочерью, женой, сестрой. Елена многолика в романе Булгакова, она предстает перед читателями не только положительно прекрасной, но и демонически влекущей женщиной.

             Елена Турбина показана Булгаковым  в соотношении с вещами, которые ее окружают, и «только в тех соотношениях, которые нужны для того, чтобы выполнять свое назначение».[12] 

Список литературы

  1. Булгаков М. Собачье сердце. М. - ЭКСМО-ПРЕСС. -  1999 г.
  2. Галанов В. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. М. - Советский писатель. - 1974 г.
  3. Гете И. Фауст. М. - Государственное издательство художественной литературы. - 1960 г.
  4. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л. – Художественная литература. – 1979 г.
  5. Минаков А.В. Символика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». М. - Паруса. -  1998 г.
  6. Паустовский К.Г. // Воспоминания о Булгакове. М. - Советский писатель.-1988 г.
  7. Яблоков Е. А. Роман М. Булгакова «Белая гвардия». М. – Язык русской культуры. - 1997.

[1] Галанов В.Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. М. « Советский писатель». 1974 г. C. 287.

[2] Галанов В.Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. М. «Советский писатель». 1974 г. C. 281..

3 Булгаков М. Собачье сердце. М. « ЭКСМО-ПРЕСС». 1999 г. С.41.

[3]4 Минаков А.В. Символика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». М. « Паруса».  1998 г. С.32.

[4]5 Булгаков М. Собачье сердце. М. « ЭКСМО-ПРЕСС». 1999 г. С.28.

[6] Гете И. Фауст. М. « Государственное издательство художественной литературы». 1960 г.

[7] Яблоков Е.А. Роман М.Булгакова «Белая гвардия». М. « Язык русской культуры». 1997 г. С.60.

[8] Яблоков Е.А. Роман М.Булгакова «Белая гвардия». М. «Язык русской культуры». 1997 г. С.60.

[9] Булгаков М. Собачье сердце. М. « ЭКСМО-ПРЕСС».  1999 г. С. 81.

10 Булгаков М. Собачье сердце. М.  « ЭКСМО-ПРЕСС». 1999 г. С.52 .

[10]11 Паустовский К.Г. // Воспоминания о Булгакове. М. «Советский писатель». 1988 г. С. 93.

[11]12 Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л. «Художественная литература». 1979 г. С. 7.