Межпредметные связи как способ формирования метапредметных результатов обучения физике.

Ленивкина Елена Алексеевна

Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межпредметные связи как способ формирования метапредметных результатов обучения физике.

Выполнила: учитель МБОУ

«Крупецкая средняя общеобразо-

вательная школа»,

Е.А. Ленивкина,

I квалификационная категория.

Рыльск, 2014 г.

План

                                                                                     

                                                                                                Стр.

  1. Введение
  2. Межпредметные связи как способ формирования

метапредметных результатов обучения.

  1. Типы межпредметных связей.
  2. Заключение.

  1. Введение.

     Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем.       Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития.

     Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

анализировать свои действия;

самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

отличаться мобильностью;

быть способны к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

      В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

Узкоспециальные знания перестали быть основой успешности ребенка в жизни.

     Поэтому появилась необходимость эти знания интегрировать, сделать их метапредметными, надпредметными, т.е. сформировать у детей общую картину мира, умение ориентироваться в разных ситуациях. 

  1. Межпредметные связи как способ формирования метапредметных результатов обучения. 

      Под метапредметными  результатами освоения учебного предмета понимаются способы деятельности применимые  как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе  одного, нескольких или всех учебных предметов, которые включают в себя:

a)        освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

б) освоение обучающимися межпредметных понятий.        

Проблема межпредметных связей хоть и не нова, но, чтобы глубже понять ее сущность и многогранность, необходимо сделать хотя бы небольшой экскурс в историю.

Так, выдающийся славянский педагог Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Все, что находиться во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».

Нет, пожалуй, ни одного предмета в школьном курсе, который так или иначе не мог бы быть привлечен на уроке физики, будь то математика или химия, биология или география, природоведение или астрономия, история или обществознание, литература или иностранные языки, рисование, технология и другие.

Межпредметные связи нередко еще понимаются и осуществляются на практике как механическое вкрапление сведений из одной науки (предмета) в другую. Но такой «способ» чужд педагогике, как чужда ей идея узкой специализации, невольно ограничивающая развитие творческих способностей учеников.

Все отрасли современной науки тесно связаны между собой. Б. М. Кедров, всесторонне исследовавший этот вопрос, писал: «Взаимное проникновение наук отражает, таким образом, объективную диалектику природы: оно свидетельствует о том, что природа в своей основе едина и нераздельна, представляя собой единство во многообразии, общее в особенном. Ни одна часть природы не изолирована от остальных ее частей, а находится с ними в общей связи, прямой или опосредованной, соединяясь с ними тысячами тысяч различных нитей, переходов, превращений». Поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга.

Установление межпредметных связей в школьном курсе физики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благо приятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся.

Содержание и объем материала по межпредметным связям в школьном курсе определяется учебной программой. Например, при решении физических задач учитывается, что правила округления чисел уже изучены в курсе математики и т. д. Вместе с тем, некоторые знания о физических понятиях используются при изучении других предметов. Н

Наиболее часто учитель физики осуществляет межпредметные связи между курсами естественнонаучных дисциплин.

Основные направления – обучающее, развивающее, воспитывающее – пронизывают все содержание естественнонаучного образования школьников и реализуются в процессе обучения через учебно-воспитательные задачи, которые обусловлены как единым предметом познания учебных естественнонаучных курсов, так и специфическими отличиями каждого из них.

Попрежнему основными задачами физического образования в современной школе являются: 1) развитие мышления учащихся; 2) формирование представлений о физической картине мира; 3) формирование представлений о методах физической науки (физических методах изучения природы). Учебный процесс должен быть организован так, чтобы изучаемые основы физики  и методы науки были одновременно и объектом и средством учебного познания.

Цикл познания в естествознании содержит четыре звена и происходит по следующей  схеме:

Модель-гипотеза     2

Следствие    3

 

Опытные факты     1

Эксперимент   4

Обычно он начинается с выбора группы сходных опытных фактов. Далее  выдвигается гипотеза относительно их общности.  Эта гипотеза обладает эвристическим свойством: она позволяет предвидеть другие факты, которые не были  известны при обобщении. Справедливость предвидения проверяется экспериментом. Если теоретические следствия из исходной модели экспериментально подтверждаются, значит, положенная в основу теории абстрактная модель верно отражает свойства изучаемых явлений. Если же эксперимент дает неожиданные результаты, то для их объяснения требуется уточнение или замена этой модели.

Осуществлению обучения в соответствии с циклом познания во многом способствуют межпредметные связи физики с другими предметами естественнонаучного направления.

Но для формирования целостного взгляда на мир  необходимо помнить о науках, занимающихся изучением законов развития общества. Нельзя забывать и о прекрасном. Литература, изобразительное искусство, музыка помогут учителю физики внести в обучение красивые физические сюжеты в описаниях природы, юмор и шутку, нравственно-эстетические проблемы науки в художественно-исторической форме.

  1. Типы межпредметных связей.

Различают два типа связей между учебными предметами: временную (хронологическую) и понятийную (идейную).

Первая предполагает согласование во времени прохождения программы различных предметов, вторая – одинаковую трактовку научных понятий на основе общих методических положений. Межпредметные связи могут быть раскрыты и по общности методов исследования(экспериментальный метод в физике и химии, метод моделей в физике и математике и др.).

Практически учителю физики приходится иметь дело с тремя видами межпредметных связей: предшествующими, сопутствующими и перспективными.

Предшествующие межпредметные связи - это связи, когда при изучении материала курса физики опираются на ранее полученные знания по другим предметам.

Сопутствующие межпредметные связи – это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучаются как по физике, так и по другим предметам ( например, понятие о звуке изучается в физике, а органы слуха – в биологии, звуки речи в разделе «Фонетика» при изучении грамматики).

Перспективные межпредметные связи используются, когда изучение материала по физике опережает его применение в других предметах (например, понятие о строении атома в физике изучается раньше, чем в курсе химии).

  При проведении урока или внеклассного мероприятия с привлечением межпредметных связей  учителю важно изучить материал из учебников смежных дисциплин и согласовать его с материалом урока (вечера).

Объем материала, привлекаемого из других предметов, должен быть по возможности  небольшим.

Готовясь к уроку, учитель должен решить вопрос о глубине раскрытия привлекаемого материала по межпредметным связям в курсе физики.

Возможны три дидактических варианта перестройки учебного материала:

Уроки, реализующие межпредметные связи, могут быть трёх видов:

1)        фрагментарные – с элементами межпредметных связей

2)        «узловые» - включающие межпредметные связи в качестве органической составной части всего содержания темы урока;

3)        синтезированные – специально организуемые, повторительно-обобщающие, на которых концентрируются знания учащихся из разных предметов с целью раскрытия всеобщих законов и принципов.

В развитии идеи межпредметных связей выделяются две взаимосвязанные тенденции – интеграция и координация предметных знаний. Интеграция  есть процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного. Координация – согласование учебных программ по родственным предметам в трактовке общих понятий, во времени их изучения.

Имея давние традиции, само явление “интеграция” развивалось в основном на уровне внутрипредметных и межпредметных связей.

     В чем же реальные преимущества межпредметного метода обучения

и что делает его таким эффективным и популярным среди учеников и

учителей:

1. Прежде всего, это то, что жизнь межпредметна. Рассмотрение

таких глобальных социальных проблем как история развития

цивилизации, экологические проблемы, ведущие мировые

религии, природные катастрофы, терроризм невозможно в

рамках одной школьной дисциплины.

2. Современные потребности в познании гораздо шире

фрагментарного образования и современным школьникам

необходима целостная картина мира для наилучшей адаптации к

жизни.

3. Работодателям на производстве необходимы сотрудники,

умеющие решать глобальные задачи, выходящие за рамки узкой

специализации.

4. Современные электронные технологии и Интернет изменяют наш

способ познания мира и расширяют дисциплинарные границы.

Глобальная сеть представляет неограниченные возможности для

on-line обсуждений с одновременным участием представителей

разных сфер деятельности.

5. Межпредметное обучение повышает мотивацию к обучению, и

способствует лучшему усвоению материала, так как оно основано

на стратегиях активного обучения и способствует формированию

навыков критического мышления (анализа, синтеза и применения

полученных знаний и оценки результатов).

  1. Заключение.  

    Если мы хотим, чтобы наши ученики научились

решать комплексные интеллектуальные задачи, способствующие их

наилучшей подготовке к условиям реальной жизни, а не были замкнуты в

рамках одной учебной дисциплины, учителям необходимо самим

расширять учебные задачи своего предмета, ориентируя его на

современные требования.

    В настоящее время межпредметные связи рассматриваются как один

из путей развивающего обучения, который ведет к формированию

качественно новых образований в учебной деятельности школьников -

межпредметных понятий и межпредметных умений.

    Однако хочется подчеркнуть, что межпредметный метод

преподавания не отрицает предметов, наоборот, он глубоко коренится в

них. Этот метод предполагает, прежде всего, серьезное изучение каждого

предмета с одной стороны и необходимость расширения дисциплинарных

рамок, и налаживание междисциплинарных связей, с другой стороны. Это

способствует установлению новой модели формирования знаний.

Используемая литература

  1. Под ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева. «Межпредметные связи курса физики в средней школе». – М., Просвещение, 1987г.
  2. В. Н. Максимова. «Межпредметные связи в процессе обучения».- М.,

Просвещение, 1988г.

  1. Под ред. В. Н. Федоровой. «Межпредметные связи естественно-математических  дисциплин»- М., Просвещение, 1980 г.
  2. «Физика в школе», № 5, 1998г., стр. 43.
  3. «Физика в школе», №6. 1996г.. стр. 39.
  4. «Физика в школе», № 3, 1997г., стр. 63.