Рабочая программа по математике по учебникам: «Алгебра и начала математического анализа 10», С.М.Никольский, М.К.Потапов и др., «Просвещение», 2011г. «Геометрия 10-11», Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др., «Просвещение», 2010г.

Сабирова Гульфина Илдусовна

Данная рабочая программа по математике 10 класс составлена в соответствии со  следующими нормативными  документами:

- Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);

- Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента  Государственных Образовательных  Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);      

- Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2014-2015 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10_klass.doc503 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование

Предмет: Математика

Класс: 10

Количество часов:  всего  210  часов;   в неделю 6  часов.

Плановых контрольных работ –  12

Административных контрольных работ –  2 часа

                                                                                                         

Учебники:

«Алгебра и начала математического анализа 10», С.М.Никольский, М.К.Потапов и др., «Просвещение», 2011г.

«Геометрия 10-11», Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др., «Просвещение», 2010г.

Содержание

Числовые и буквенные выражения

Делимость целых чисел. Деление с остатком. Сравнения. Решение задач с целочисленными неизвестными.

Многочлены от одной переменной. Делимость многочленов. Деление многочленов с остатком. Рациональные корни многочленов с целыми коэффициентами. Схема Горнера. Теорема Безу. Число корней многочлена. Многочлены от двух переменных. Формулы сокращенного умножения для старших степеней. Бином Ньютона. Многочлены от нескольких переменных, симметрические многочлены.

Корень степени n>1 и его свойства. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем.

Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число е.

Преобразования выражений, включающих арифметические операции, а также операции возведения в степень и логарифмирования.

Тригонометрия

Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования тригонометрических выражений.

Простейшие тригонометрические уравнения. Решения тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические неравенства.

Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс числа.

Функции

Тригонометрические функции, их свойства и графики, периодичность, основной период. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики.

Показательная функция (экспонента), ее свойства и график.

Логарифмическая функция, ее свойства и график.

Начала математического анализа

Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.

Уравнения и неравенства

Решение рациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений и неравенств. Решение иррациональных уравнений и неравенств.

Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение систем уравнений с двумя неизвестными (простейшие типы). Решение систем неравенств с одной переменной.

Доказательства неравенств. Неравенство о среднем арифметическом и среднем геометрическом двух чисел.

Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.

Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных.

Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.

Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события.

Геометрия

Геометрия на плоскости

Свойство биссектрисы угла треугольника. Решение треугольников. Вычисление биссектрис, медиан, высот, радиусов вписанной и описанной окружностей. Формулы площади треугольника: формула Герона, выражение площади треугольника через радиус вписанной и описанной окружностей.

Вычисление углов с вершиной внутри и вне круга, угла между хордой и касательной.

Теорема о произведении отрезков хорд. Теорема о касательной и секущей. Теорема о сумме квадратов сторон и диагоналей параллелограмма.

Вписанные и описанные многоугольники. Свойства и признаки вписанных и описанных четырехугольников.

Геометрические места точек.

Решение задач с помощью геометрических преобразований и геометрических мест.

Теорема Чевы и теорема Менелая.

Эллипс, гипербола, парабола как геометрические места точек.

Неразрешимость классических задач на построение.

Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Понятие об аксиоматическом способе построения геометрии.

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Угол между прямой и плоскостью.

Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.

Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.

Параллельное проектирование. Ортогональное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур. Центральное проектирование.

Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.

Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.

Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.

Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде.

Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная).

Сечения многогранников. Построение сечений.

Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

Формулы объема куба, параллелепипеда, призмы, пирамиды.

Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.

Национально-региональный компонент реализуется при изучении тем «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей».

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения математики на профильном уровне в 10 классе ученик должен

знать/понимать:

- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;

- идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;

- значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

- возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

- различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

- роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

- вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.

уметь:

- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств;

находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

- применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;

- находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;

- проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;

- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

- строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;

- описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;

- решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;

- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;

- доказывать несложные неравенства;

- решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;

- изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.

- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;

- вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов (простейшие случаи);

- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;

- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;

- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;

- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;

- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.

- описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.

- построения и исследования простейших математических моделей.

- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера.

- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

- вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Национальный региональный компонент изучается в следующих темах: «Геометрия на плоскости», «Многогранники»

Планирование основных разделов учебного материала.

Тема

Всего часов

Алгебра и начала математического анализа (140 часов)

Действительные числа

12

Рациональные уравнения и неравенства

18

Корень степени n  

11

Степень положительного  числа

13

Логарифмы  

6

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства

15

Синус и косинус угла. Тангенс и котангенс угла

13

Формулы сложения

8

Тригонометрические функции числового аргумента

5

Тригонометрические уравнения и неравенства

14

Вероятность события

4

Повторение курса алгебры и начала математического анализа 10 класса

19

Административные контрольные работы

2

Геометрия (70 часов)

1.

Геометрия на плоскости

10

2.

Аксиомы стереометрии и их следствия

4

3.

Параллельность прямых в пространстве

8

4.

Параллельность плоскостей

8

5.

Перпендикулярность прямых и плоскостей

17

6.

Многогранники

12

7.

Векторы в пространстве

7

8.

Повторение курса геометрии 10 класса

4

ИТОГО:

210


Учебно-тематическое планирование по алгебре и началам математического анализа

урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Действительные числа (12 часов)

1

Понятие действительного числа

1

2

Понятие действительного числа

1

3

Множества чисел

1

4

Свойства действительных чисел

1

5

Метод математической индукции

1

6

Перестановки

1

7

Размещения

1

8

Сочетания

1

9

Доказательство числовых неравенств

1

10

Делимость  целых чисел

1

11

Сравнение по модулю m

1

12

Задачи с целочисленными неизвестными

1

Рациональные уравнения и неравенства (18 часов)

13

Рациональные выражения

1

14

Формулы бинома Ньютона, суммы и разности степеней. Треугольник Паскаля

1

15

Формулы бинома Ньютона, суммы и разности степеней. Треугольник Паскаля

1

16

Деление многочленов с остатком

1

17

Деление многочленов с остатком

1

18

Теорема Безу. Схема Горнера

1

19

Корень многочлена

1

20

Рациональные уравнения

1

21

Решение рациональных и иррациональных уравнений

1

22

Системы рациональных уравнений

1

23

Метод интервалов решения неравенств

1

24

Рациональные неравенства

1

25

Рациональные и иррациональные  неравенства

1

26

Рациональные и иррациональные  неравенства

1

27

Нестрогие неравенства

1

28

Системы рациональных неравенств

1

29

Системы рациональных неравенств

1

30

Контрольная работа №1 «Рациональные уравнения и неравенства»

1

Корень степени n  (11 часов)

31

Понятие функции и её графика

1

32

Функция у=х 

1

33

Понятие корня степени n

1

34

Корни чётной и нечётной степеней

1

35

Корни чётной и нечётной степеней

1

36

Арифметический корень

1

37

Свойства корней степени n

1

38

Свойства корней степени n

1

39

Функция  у =

1

40

Корень степени п из натурального числа

1

41

Контрольная работа №2 «Корень степени n»

1

Степень положительного  числа (13 часов)

42

Степень с рациональным показателем

1

43

Свойства степени с рациональным показателем

1

44

Свойства степени с рациональным показателем

1

45

Понятие предела последовательности

1

46

Понятие предела последовательности

1

47

Свойства пределов

1

48

Свойства пределов  

1

49

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия

1

50

Число е

1

51

Понятие степени с иррациональным показателем

1

52

Показательная функция

1

53

Показательная функция

1

54

Контрольная работа №3 «Степень положительного числа»

1

Логарифмы  (6 часов)

55

Понятие логарифма

1

56

Понятие логарифма

1

57

Свойства логарифмов

1

58

Свойства логарифмов

1

59

Свойства логарифмов

1

60

Логарифмическая функция

1

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства (15 часов)

61

Простейшие показательные уравнения

1

62

Простейшие показательные уравнения

1

63

Простейшие логарифмические уравнения

1

64

Простейшие логарифмические уравнения

1

65

Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного

1

66

Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного

1

67

Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного

1

68

Простейшие показательные неравенства

1

69

Простейшие показательные неравенства

1

70

Простейшие логарифмические неравенства

1

71

Простейшие логарифмические неравенства

1

72

Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного

1

73

Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного

1

74

Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного

1

75

Контрольная работа №4 «Простейшие показательные и логарифмические уравнения и неравенства»

1

Синус и косинус угла (7 часов)

76

Понятие угла

1

77

Радианная мера угла

1

78

Определение синуса и косинуса угла

1

79

Основные формулы для синуса и косинуса угла

1

80

Основные формулы для синуса и косинуса угла

1

81

Арксинус

1

82

Арккосинус

1

Тангенс и котангенс угла (6 часов)

83

Определение тангенса и котангенса угла

1

84

Основные формулы для тангенса и котангенса угла

1

85

Основные формулы для тангенса и котангенса угла

1

86

Арктангенс

1

87

Арккотангенс

1

88

Контрольная работа №5 «Синус, косинус и тангенс угла»

1

Формулы сложения (8 часов)

89

Косинус разности и косинус суммы двух углов

1

90

Формулы для дополнительных углов

1

91

Синус суммы и синус разности двух углов

1

92

Сумма и разность синусов и косинусов

1

93

Формулы для двойных и половинных углов

1

94

Формулы для двойных и половинных углов

1

95

Произведение синусов и косинусов

1

96

Формулы для тангенсов

1

Тригонометрические функции числового аргумента

(5 часов)

97

Функция у = sin х

1

98

Функция у = cos х

1

99

Функция у = tg х.

1

100

Функция у = ctg х

1

101

Контрольная работа №6 «Формулы сложения. Тригонометрические функции числового аргумента»

1

Тригонометрические уравнения и неравенства (14 часов)

102

Простейшие тригонометрические уравнения

1

103

Простейшие тригонометрические уравнения

1

104

Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного

1

105

Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного

1

106

Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений

1

107

Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений

1

108

Однородные уравнения

1

109

Однородные уравнения

1

110

Простейшие неравенства для синуса и косинуса

1

111

Простейшие неравенства для тангенса и котангенса

1

112

Неравенства, сводящиеся к простейшим  заменой неизвестного

1

113

Введение вспомогательного угла

1

114

Замена неизвестного t= sin х+cos х

1

115

Контрольная работа №7 «Тригонометрические уравнения и неравенства»

1

Вероятность события (4 часа)

116

Понятие вероятности события

1

117

Свойства вероятностей событий

1

118

Относительная частота события

1

119

Условная вероятность. Независимые события

1

Повторение курса алгебры и начала математического анализа 10 класса (17 часов)

120

Рациональные уравнения и неравенства

1

121

Рациональные уравнения и неравенства

1

122

Рациональные уравнения и неравенства

1

123

Корень степени n

1

124

Корень степени n

1

125

Корень степени n

1

126

Степень положительного числа

1

127

Степень положительного числа

1

128

Логарифмы. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства

1

129

Логарифмы. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства

1

130

Логарифмы. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства

1

131

Тригонометрические уравнения и неравенства

1

132

Тригонометрические уравнения и неравенства

1

133

Тригонометрические уравнения и неравенства

1

134

Решение текстовых задач

1

135

Решение текстовых задач

1

136

Решение текстовых задач

1

137

Решение задач  на чтение графиков

1

138

Решение задач  на чтение графиков

1

139-140

Контрольные работы  по графику администрации

2

Учебно-тематическое планирование по геометрии

урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Геометрия на плоскости (10 часов)

1

Угол между касательной и хордой

1

2

Две теоремы об отрезках связанных с окружностью

1

3

Углы с вершинами внутри и вне круга

1

4

Вписанный и описанный четырехугольник

1

5

Теорема о медиане

1

6

Теорема о биссектрисе треугольника

1

7

Формулы площади треугольника. Формула Герона

1

8

Теорема Менелая и Чевы

1

9

Эллипс, гипербола, парабола как геометрические места точек

1

10

Решение задач с помощью геометрического места точек. Неразрешимость некоторых задач на построение

1

Аксиомы стереометрии и их следствия (4 часа)

11

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии

1

12

Некоторые следствия из аксиом

1

13

Понятие об аксиоматическом способе построения геометрии

1

14

Решение задач на аксиомы стереометрии и их следствия

1

Параллельность прямых в пространстве (8 часов)

15

Параллельность прямых в пространстве

1

16

Параллельность трёх прямых в пространстве

1

17

Признак параллельности прямой и плоскости

1

18

 Свойства прямой, параллельной плоскости

1

19

Взаимное расположение прямых в пространстве. Скрещивающиеся прямые

1

20

Свойства скрещивающихся прямых. Углы с сонаправленными сторонами

1

21

Угол между двумя прямыми в пространстве

1

22

Контрольная работа №1 «Взаимное расположение прямых в пространстве»

1

Параллельность плоскостей (8 часов)

23

Параллельность плоскостей. Признак

1

24

Свойства параллельных плоскостей

1

25

Решение задач на параллельность плоскостей

1

26

Тетраэдр. Параллелепипед

1

27

Свойства граней, диагоналей параллелепипеда

1

28

Задачи на построение сечений

1

29

Решение задач по теме «Параллельность прямых и плоскостей»

1

30

Контрольная работа №2 «Параллельность прямых и плоскостей»

1

Перпендикулярность прямых и плоскостей (17 часов)

31

Перпендикулярные прямые в пространстве

1

32

Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости

1

33

Признак перпендикулярности прямой и плоскости

1

34

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости

1

35

Перпендикуляр и наклонные. Расстояние от точки до плоскости

1

36

Теорема о трёх перпендикулярах

1

37

Угол между прямой и плоскостью

1

38

Решение задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью

1

39

Двугранный угол. Линейный угол двугранного угла

1

40

Признак перпендикулярности двух плоскостей

1

41

Прямоугольный параллелепипед. Свойства диагоналей

1

42

Параллельная проекция фигуры. Изображение фигуры

1

43

Изображение плоских и пространственных фигур

1

44

Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

45

Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

46

Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

47

Контрольная работа №3 «Перпендикулярность в пространстве»

1

Многогранники (12 часов)

48

Понятие многогранника

1

49

Геометрическое тело. Теорема Эйлера

1

50

Призма

1

51

Призма

1

52

Пирамида. Правильная пирамида. Площадь боковой поверхности правильной пирамиды

1

53

 Усечённая пирамида. Правильная усечённая пирамида

1

54

 Площадь боковой поверхности правильной усечённой пирамиды

1

55

Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника

1

56

Элементы симметрии правильных многогранников

1

57

Решение задач на вычисление площадей поверхности призмы, пирамиды, построение сечений

1

58

Решение задач на вычисление площадей поверхности призмы, пирамиды, построение сечений

1

59

Контрольная работа №4 «Многогранники»

1

Векторы в пространстве (7 часов)

60

Понятие вектора в пространстве. Равенство векторов

1

61

Сложение и вычитание векторов в пространстве

1

62

Умножение вектора на число. Свойства действий над векторами

1

63

Компланарные векторы. Правило параллелепипеда

1

64

Разложение вектора по трём некомпланарным векторам

1

65

Решение задач по теме «Векторы в пространстве»

1

66

Контрольная работа №5 «Векторы в пространстве»

1

Повторение курса геометрии 10 класса (4 часа)

67

Аксиомы стереометрии и их следствия

1

68

Параллельность прямых и плоскостей

1

69

Теорема о трех перпендикулярах, угол между прямой и плоскостью

1

70

Векторы в пространстве, и их применение к решению задач

1

Перечень литературы и средств обучения.

  • М.К.Потапов, А.В.Шевкин «Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы-10», М.: Просвещение, 2011 г.
  • Ю.В.Шепелева «Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты-10», М.: Просвещение, 2011 г.
  • П.И.Алтынов, Л.И.Звавич и др. «2600 тестов и проверочных заданий по математике», М.: Дрофа, 2009 г.