МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ Тема: «ВЫЧИСЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СЛУЧАЙНЫХ СОБЫТИЙ»
Дисциплины: ЕН.01 Математика
специальность 080114
Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
послана на конкурс в Центр инновационной образовательной информации «Новые направления»
получила диплом 3 степени в номинации "Авторские методические разработки педагогов по формированию компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в организациях начального и среднего профессионального образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_uroka_28.11_12b9_11.02.2014_konkurs.doc | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
КОЛЛЕДЖ ИМ. А. А. НИКОЛАЕВА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЗАНЯТИЯ
Тема: «ВЫЧИСЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СЛУЧАЙНЫХ СОБЫТИЙ»
Дисциплины: ЕН.01 Математика
специальность 080114
Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
МОСКВА 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………………………4
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ……………………………………………………………..6
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ…………………………………………………………………….7
ХОД ЗАНЯТИЯ………………………………………………………………………………8
Инструктивно-методические указания по выполнению работы.................................12
Приложения 1……………………………………………………………………………….14
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ САЙТЫ……………………............................................16
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка занятия на тему: «Вычисление вероятностей различных случайных событий» отражает реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)».
Основная цель методической разработки заключается в построении модели учебного занятия по дисциплинам «Математика» с применением инновационных и поисковых методов обучения (технологических карт).
Тип учебного занятия – практическое занятие.
Эпиграф занятия:
Люди, достигающие успеха в мире, — это
те люди, которые встают и ищут нужный им случай.
Б. Шоу
Практическая работа позволяет применять знания для решения профильных задач путем исследования.
Интеграция содержания образования имеет трехуровневую организацию целей:
- Совершенствование содержания обучения, его структуры и организации процесса. Указанные цели достигаются непосредственно в результате осуществления самой процедуры интеграции.
- Развитие обучаемых в когнитивной, интеллектуально-креативной, нравственно-этической сферах, формирование профессионально значимых качеств.
- Становление человека как личности и профессионала.
Практическое занятие имеет ряд преимуществ:
- Комплексное освоение общих и профессиональных компетенций будущих специалистов.
- Форма проведения практического занятия увлекательна и нестандартна. Использование различных видов деятельности дает возможность поддерживать внимание обучающихся на высоком уровне, повышать их потенциал, способствовать развитию логики, мышления, коммуникативных качеств, и умения работать коллективе.
- В ходе практического занятия появляется возможность максимально приблизить образовательный процесс к реальным условиям профессиональной деятельности посредством использования практико-ориентированных подходов.
- Практическое занятие дает возможность самореализовываться в творческом процессе преподавателю и обучающемуся, способствуя формированию их профессиональных компетенций.
- Такая форма проведения учебного занятия позволяет вовлечь обучающихся в самостоятельный активный процесс поисково-исследовательской деятельности.
На занятиях используются такие активные формы и методы обучения как наглядный, поисково-информационный, аналитический.
Комплекс методов контроля освоения общих и профессиональных компетенций включает в себя:
- контроль со стороны преподавателей;
- самоконтроль обучающихся.
Межпредметные связи с такими дисциплинами как «Бухучет» и «Статистика», дают возможность повысить эффективность процесса обучения.
Применение информационно–коммуникационных технологий позволяет наглядно продемонстрировать все этапы выполнения практических заданий и анализ результатов.
Данная методическая разработка может быть использована как методическое пособие при проведении занятий по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», а также в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
- ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность: 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
Дисциплины: Математика
Курс: 2 курс
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Вычисление вероятностей различных случайных событий».
Форма: практическое занятие
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Познавательные цели – повторить теоретический материал по теме урока, закрепить умение вычислять вероятности различных событий.
Развивающие цели – развивать умение находить и отбирать нужную информацию, выделять главную мысль, развивать навыки активного слушания, анализировать, делать выводы.
Воспитательные цели – развитие самоорганизации и самообучения.
Тип занятия: Закрепление пройденного материала и применение для решения профессиональных задач.
Особенности методики: реализация компетентностного подхода к обучению посредством использования межпредметных связей, информационно–коммуникационных технологий, профессиональных задач проблемного содержания как средств активизации познавательной деятельности студентов.
Учебно-методическое обеспечение
Литература: Башмаков М.И. Математика Учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия». 2007 – 3-4 с. ISBN 978-5-7695-2955-9
Дидактические материалы: технологические карты учащихся, презентация.
Технические средства обучения:
- компьютер;
-мультимедийный проектор;
-электронные материалы: презентация в программе PowerPoint;
- доска
- СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Этапы занятия | Время (мин) |
1 | I.Организационная часть:
| 10 мин. |
2 | Актуализация знаний Проверка усвоения материала, пройденного на прошлом занятии Опрос (основные и дополнительные вопросы) Калейдоскоп формул (три основные формулы комбинаторики) | 25 мин. |
3 | II.Основная часть: Разбор образца решения задач и анализ результатов | 15 мин. |
4 | Закрепление и систематизация материала Работа с технологической картой. | 25 мин. |
5 | Домашнее задание. Инструкция по его выполнению (копия задания в блоге преподавателя) | 5 мин. |
6 | Рефлекция III. Подведение итогов занятия Ответы на вопросы обучающимися | 10 мин. |
- ХОД ЗАНЯТИЯ:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
тема, цели, вопросы учебного занятия;
связь учебного занятия с предыдущими темами;
актуальность темы учебного занятия
оценка деятельности в баллах и оценка работы на уроке
Получение заданий по вариантам.
2. АКТУЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Проверка усвоения материала, пройденного на прошлом занятии
- ОПРОС (основные и дополнительные вопросы)
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
Число баллов за правильные ответы на основные вопросы указывается в скобках.
Дополнительные вопросы для желающих. За правильные ответы даются дополнительные баллы. 1 балл за правильный ответ, 1 балл за творческий подход.
Вопросы:
1. Что называется случайным событием? (1 балл)
Приведите примеры случайных событий. (дополнительный вопрос)(1-2 балла)
2. Какое событие называется достоверным? Какое невозможным? (1-2 балла)
Приведите примеры таких событий. (дополнительный вопрос).(2-4 балла)
3. Какие события называются равновероятностными? (1 балл)
Приведите примеры таких событий. (дополнительный вопрос).(1-2 балла)
- КАЛЕЙДОСКОП ФОРМУЛ (три основные формулы комбинаторики) (1-3 баллов)
Найти число размещений, сочетаний и перестановок используя формулы.
За каждый правильный ответ 1 балл.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- РАЗБОР ОБРАЗЦА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ № 1
ПРИМЕР
Ежемесячные расходы на оплату больничных сотрудникам предприятия за прошлый год приведены в таблице ниже (в тыс. рублей)
мес | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
расх | 3 | 4 | 3 | 4 | 0 | 0 | 1 | 0 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Найти вероятности того что предполагаемые расходы будут указанных размеров в тыс. рубл.
Расходы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Вероятности |
РЕШЕНИЕ
Вспоминаем классическое определение вероятности.
Вычисляем вероятности.
Вероятность того что расходы составят 4.т.р
Число благоприятных исходов 3.
Общее число исходов 12.
Вероятность = 3/12
Вероятность того что расходы составят 3.т.р
Число благоприятных исходов 3.
Общее число исходов 12.
Вероятность = 3/12
Вероятности P0; Р1; P2 вычисляем самостоятельно.
Итоговые вероятности запишем в таблицу.
Расходы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Вероятности | 3/12 | 2/12 | 1/12 | 3/12 | 3/12 |
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ: СУММА ВСЕХ ВЕРОЯТНОСТЕЙ РАВНА 1.
4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Какое событие наименее вероятностное?
Какие события равновероятностные?
Какие события невозможные?
Какие события достоверные?
- 5. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОБРАЗЦУ № 2
ПРИМЕР
На склад привезли партию товаров. 20 товаров. Среди которых было 3 бракованных товара. На первое предприятие отгрузили 10 единиц товара. Найти вероятность того что среди отгруженного окажется 1 бракованный товар. И придется оформлять документацию по замене товара.
РЕШЕНИЕ
Запишем данные в таблицу
НА СКЛАДЕ | НА ПРЕДПРИЯТИИ | |
ВСЕГО | 20 | 10 |
КАЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР | 17 | 9 |
БРАКОВАННЫЙ ТОВАР | 3 | 1 |
Общее число исходов
Благоприятное число исходов
Вероятность
- 6. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПО ОБРАЗЦУ № 1 и №2
Работа с технологической картой.
Каждому студенту даются свои исходные данные (варианты). Всего 4 варианта
Значения параметров a и b задаются для каждого варианта. (см. технологическую карту учащегося).
Есть задача базового уровня и задача повышенной сложности.
ЗАДАЧА № 1
Ежемесячные расходы на оплату больничных сотрудникам предприятия за прошлый год приведены в таблице ниже (в тыс. рублей)
мес | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
расходы | 3 | 4 | a | 4 | 0 | 0 | b | 0 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Найти вероятности того что предполагаемые расходы будут указанных размеров в тыс. рубл.
Расходы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Вероятности |
ЗАДАЧА № 2 ( 1 балл)
На склад привезли партию товаров. A = 10+а товаров. Среди которых было B = b бракованных товаров. На предприятие отгрузили 5 единиц товара.
Найти вероятность того, что среди отгруженного товара ни одного бракованного товара не будет. И НЕ придется оформлять документацию по замене товара.
ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ (2 балла)
Найти вероятность того, что среди отгруженного товара будет не более одного бракованного товара.
Выходные данные: Таблица вероятностей, анализ результатов (задание №1), значение вероятностей (задание № 2).
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
В папке находятся a+4 документа требующих проверки на неточность в вычислениях и с ошибками связанными с несвоевременными учетом первичных документов и требующих доработки b+5 документов. Старший бухгалтер наугад достает 3 документа и дает своему сотруднику для обработки данных.
Найти вероятность того что среди этих 3 документов
1) Нет документов требующих доработки
2) Один документ требует доработки
3)Два документа требуют доработки
(Копия задания в моем блоге http://2013-matematika.livejournal.com)
- РЕФЛЕКЦИЯ
ИТОГИ
Сегодня на уроке я познакомился …
Сегодня на уроке я повторил …
Сегодня на уроке я научился …
Сегодня на уроке я узнал, что …
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
Опрос
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
Число баллов за правильные ответы на основные вопросы указывается в скобках.
Дополнительные вопросы для желающих. За правильные ответы даются дополнительные баллы. 1 балл за правильный ответ, 1 балл за творческий подход.
Отвечаем на вопросы основные и дополнительные вопросы:
Вопросы:
1. Что называется случайным событием? (1 балл)
Приведите примеры случайных событий. (дополнительный вопрос)(1-2 балла)
2. Какое событие называется достоверным? Какое невозможным? (2 балла)
Приведите примеры таких событий. (дополнительный вопрос).(2-4 балла)
3. Какие события называются равновероятностными? (1 балл)
Приведите примеры таких событий. (дополнительный вопрос).(1-2 балла)
Калейдоскоп формул.
Найти число размещений, сочетаний и перестановок используя формулы.
За каждый правильный ответ 1 балл.
Решение задачи по образцу № 1 (1-2 балл)
ЗАДАЧА № 1
Ежемесячные расходы на оплату больничных сотрудникам предприятия за прошлый год приведены в таблице ниже (в тыс. рублей)
мес | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
расходы | 3 | 4 | a | 4 | 0 | 0 | b | 0 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Найти вероятности того что предполагаемые расходы будут указанных размеров в тыс. рубл. и записать данные в таблицу. (1 балл)
Расходы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Вероятности |
Анализ результатов. (1 балл)
Решение задачи по образцу № 2 (1-3 балл)
На склад привезли партию товаров. A = 10+а товаров. Среди которых было B = b бракованных товаров. На предприятие отгрузили 5 единиц товара.
Найти вероятность того, что среди отгруженного товара ни одного бракованного товара не будет. И НЕ придется оформлять документацию по замене товара. (1 балл)
ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ: (2 балла)
Найти вероятность того, что среди отгруженного товара будет не более одного бракованного товара.
ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА БАЛЛЛОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
ЗАДАНИЯ | БАЛЛЫ |
1. Что такое случайное событие? | 1 |
2. Приведите примеры случайных событий. | 1-2 |
3. Какое событие называется достоверным? Какое невозможным? | 1-2 |
4. Приведите примеры таких событий. | 2-4 |
5. Какие события называются равновероятностными? | 1 |
6. Приведите примеры таких событий. | 1-2 |
7. Число сочетаний равно | 1 |
8. Число размещений равно | 1 |
9. Число перестановок равно | 1 |
10. Таблица вероятностей | 1 |
11. Анализ результатов таблицы вероятностей | 1 |
12. Вероятность что ни одного бракованного товара не будет | 1 |
13. Вероятность что не более одного бракованного товара | 2 |
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ В БАЛЛАХ
Баллы | Менее 9 | 9-13 | 14-16 | Более 16 |
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Приложение 1.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ
ТЕМА УРОКА: ВЫЧИСЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СЛУЧАЙНЫХ СОБЫТИЙ
Люди, достигающие успеха в мире, — это
те люди, которые встают и ищут нужный им случай.
Б. Шоу
Тип урока: Практическое занятие
Цели урока: Познавательные цели – повторить теоретический материал по теме урока, закрепить умение вычислять вероятности различных событий.
Развивающие цели – развивать умение находить и отбирать нужную информацию, выделять главную мысль, развивать навыки активного слушания.
Воспитательные цели – развитие самоорганизации и самообучения.
Вариант 1 | a=2 | b=3 | Вариант 3 | a=4 | b=3 |
Вариант 2 | a=3 | b=2 | Вариант 4 | a=3 | b=4 |
- ОПРОС (3 основных вопроса и три дополнительных см. презентацию)
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ (число баллов указано в скобках)
ОТВЕТЫ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ
(1 балл за правильный ответ, 1 балл за творческий подход)
- КАЛЕЙДОСКОП ФОРМУЛ
Найти число размещений, сочетаний, перестановок, используя соответствующие формулы. (0-3 балла)
- ОБРАЗЕЦ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ №1
ПРИМЕР
Ежемесячные расходы на оплату больничных листов сотрудникам предприятия за прошлый год приведены в таблице ниже (в тыс. рублей)
мес | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
расходы | 3 | 4 | a | 4 | 0 | 0 | b | 0 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Найти вероятности того, что предполагаемые расходы будут указанных размеров
Расходы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Вероятность |
Последовательно вычисляем вероятности
Расходы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Вероятность |
!!!!! СУММА ВСЕХ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ВСЕГДА =1
- АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Какое событие наименее вероятное? Какие события равновероятностные?
Какое событие достоверное? Какое событие невозможное?
- ОБРАЗЕЦ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ №2
ПРИМЕР
На склад привезли партию товаров. 20 товаров. Среди которых было 3 бракованных товара. На первое предприятие отгрузили 10 единиц товара.
Найти вероятность того что среди отгруженного окажется 1 бракованный товар. И придется оформлять документацию по замене товара.
- РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОБРАЗЦУ (1 балл)
На склад привезли партию товаров. A = 10+а товаров. Среди которых было B= b бракованных товара. На предприятие отгрузили 5 единиц товара.
Найти вероятность того, что среди отгруженного товара ни одного бракованного товара не будет. И НЕ придется оформлять документацию по замене товара.
ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ: (2 балла)
Найти вероятность того, что среди отгруженного товара будет не более одного бракованного товара.
ОТВЕТ: Вероятность равна …
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
В папке находятся a+4 документа требующих проверки на неточность в вычислениях и с ошибками связанными с несвоевременными учетом первичных документов и требующих доработки b+5 документов. Старший бухгалтер наугад достает 3 документа и дает своему сотруднику для обработки данных.
Найти вероятность того что среди этих 3 документов
1) Нет документов требующих доработки
2) Один документ требует доработки
3) Два документа требуют доработки
(Копия задания в моем блоге http://2013-matematika.livejournal.com)
- ИТОГИ:
- Сегодня на уроке я познакомился …
- Сегодня на уроке я повторил …
- Сегодня на уроке я научился …
- Сегодня на уроке я узнал, что …
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
Баллы | Менее 9 | 9-13 | 14-16 | Более 16 |
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ САЙТЫ
1. Блог преподавателя Алексеевской Е.Д.
http://2013-matematika.livejournal.com
2. Башмаков М.И. Математика Учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия». 2007 – 3-4 с. ISBN 978-5-7695-2955-9
3. Сайт http://festival.1september.ru/articles/419226/