география

методический материал

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определение целей обучения (деятельностный подход) “ Великая цель образования - это не знания, а действия” Герберт Спенсер

Слайд 2

Деятельностный поход в обучении. Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения этого дела. Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетенций. В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания.

Слайд 3

Деятельностный подход в обучении. Деятельность преподавателя заключается не в «передаче» знаний, а в проектировании учебной деятельности, организации учебной деятельности, управлении учебной деятельностью.

Слайд 4

Ясное определение целей обучения служит основой для оценки результатов обучения, для определения содержания и методов обучения, для активизации учебной работы обучаемых, превращения их в сознательных участников учебного процесса, а в конечном итоге - развитию личности учащегося.

Слайд 5

Почему важно определение целей обучения Причина 1 . Ясное описание целей обучения помогает ученику сконцентрировать внимание на существенных сторонах учебного материала, сознательно направлять усилия на достижение целей в процессе обучения.

Слайд 6

Почему важно определение целей обучения Причина 2 . Без явно заданных целей обучения трудно определить, научились ли учащиеся тому, что от них требуется.

Слайд 7

Что значит “хорошо определить” цели обучения? Четко сформулировать: ясность «исполнения» - что именно сможет сделать обучаемый? определенность условий – при каких условиях он это сможет делать? информация о критериях – насколько хорошо он это сможет делать?

Слайд 8

«Ясность исполнения» Формулировка цели всегда сообщает о том, что может сделать обучаемый . Она описывает процесс ( выбирать ) или результат исполнения ( привести примеры ) действий ученика, соответствующих поставленной цели.

Слайд 9

Практикум (пример) Требования Стандарта: «В результате изучения географии ученик должен знать и понимать различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения» Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, Часть 1.

Слайд 10

Требования с ясно сформулированным исполнением "После изучения курса географии основной школы учащиеся могут: перечислить не менее трех отличий и сходства плана, глобуса и карты; указать в полученном списке географических карт те из них , которые относятся к тематическим, общегеографическим или являются планом местности; написать названия не менее десяти общих условных знаков и элементов для географической карты, плана и глобуса, и указать их роль в чтении географической карты, плана или глобуса; распознавать условные знаки (элементы легенды) на географической карте, плане, глобусе; соотносить объекты , отображённые на географической карте, плане, глобусе с их фотоизображениями; перечислить не менее трех способов картографического изображения объектов; обосновать принципы выбора картографического источника для решения поставленных учебных задач.

Слайд 11

Описание действия Слова, описывающие " исполнение" "состояние" Перечислять Понимать Выбирать Знать Выделять Уметь Указывать Обладать Демонстрировать Ценить Написать Видеть Приводить примеры

Слайд 12

Практикум (второй пример) «В результате обучения географии ученик должен знать и понимать специфику географического положения Российской Федерации». Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I , «Основное общее образование»

Слайд 13

Практикум (продолжение) Требования с ясно сформулированным исполнением Назвать и показать на карте крайние точки России; Рассчитать протяжённость территории с запада на восток и с севера на юг; Привести не менее четырёх примеров государств сопоставимых по площади с Россией; Перечислить и показать на карте страны, граничащие с РФ на суше; Назвать и показать по карте по две страны, граничащих с Россией на западе, юге и востоке. Обозначить их на контурной карте Привести не менее двух аргументов , подтверждающих, что Россия – северная страна; Дать оценку границ России с позиции безопасности или благоприятности для связи с другими странами; Отличать в представленном тексте определения местного, поясного и декретного времени; Привести не менее трёх причин по которым без учёта часовых поясов не может развиваться хозяйство страны; Сделать вывод о причинах, позволяющих назвать географическое положение России уникальным.

Слайд 14

«Определенность условий» Формулировка цели сообщает (если это необходимо), при каких условиях ученик может исполнить заданное действие.

Слайд 15

Условия исполнения " Обучаемый может определить показатель специализации экономического района по какому-либо виду продукции ". ( Из программы…)

Слайд 16

Определенность условий исполнения Обучаемый может определить показатель специализации экономического района по какому-либо виду продукции страны с помощью формулы , где П - доля продукции района в общем производстве страны (по данной отрасли); Н – доля населения района в общем населении

Слайд 17

Определенность условий исполнения Сопоставив физическую карту и карту плотности населения определить закономерности … Используя политическую карту мира и таблицу статистических данных «Доля с\х в ВВП стран мира» определите …

Слайд 18

«Информация о критериях» Формулировка цели сообщает (если это возможно), насколько хорошо может быть выполнено задание (каков его приемлемый уровень).

Слайд 19

Критерии Перечислить не менее 3 отличий плана, карты и глобуса Привести не менее 3 аргументов , подтверждающих, что Россия – северная страна Сопоставить название страны с её столицей в списке из 30 пар названий за 10 минут ».

Слайд 20

Таким образом, хорошо сформулированные цели обучения определяют… Что должен исполнить обучаемый, чтобы продемонстрировать успешность обучения? Какими источниками при этом может и/или не может пользоваться обучаемый? По каким параметрам определить, что исполнение действительно успешно, а цель обучения достигнута?

Слайд 21

Практикум «В результате обучения географии ученик должен знать и понимать производственный потенциал машиностроения, географию отрасли, географические проблемы и перспективы развития». Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I , «Основное общее образование»

Слайд 22

Практикум. Примеры определения целей обучения Привести не менее трёх примеров наукоёмких, трудоёмких, металлоёмких отраслей машиностроения; Назвать и показать на экономической карте РФ основные районы и крупные центры автомобилестроения; Написать вывод (или привести не менее тех аргументов) о причинах выделения машиностроения как ведущей отрасли промышленности страны.

Слайд 23

Э.В. Ким А.И. Крылов kim@metodist.ru krylov@metodist.ru http://geo.metodist.ru



Предварительный просмотр:

Тема: Западно - Сибирская равнина.

Цель: 1. формировать представление об особенностях крупных природных регионов на      примере   Западно-Сибирской равнины и

 совершенствовать навыки работы с источниками географической информации, развивать умения выделять главное, анализировать, делать выводы;

2. развитие сенсорной сферы.

3. воспитывать любовь к красоте родной природы, гордость за наши природные богатства и ответственность за сохранение этих богатств.

Оборудование:        разные источники географической информации: атласы, статьи, книги, энциклопедии; мультимедийный проектор, физическая карта Западной Сибири, контурная карта России.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и целей урока.

Учитель:  Мы продолжаем изучение темы «Природа России». И мы уже  рассмотрели крупные природные регионы. Какие?

На этих слайдах мы видим панораму российских просторов, их красоту воспели великие русские поэты. Стихотворение, которое мы сейчас услышим, меня поразило своей точной характеристикой одного из крупнейших регионов России. О каком же регионе говорит автор и как он его характеризует?

  Неведомая, дикая, седая,

Медведицею белою Сибирь,

За камнем, за Уралом пропадая,

Звала, звала меня в неведомую ширь.

Что в этой шири, где конец раздолью

А может быть, и нет у  ней конца?

Но к ней тянулись за вольготной долей

Отчаянные русские сердца.

Но, вот однажды сквозь туман и мрак

К реке Тоболу подошел Ермак.

В тот день Тобол ярился и шумел,

И волны молнией блистали,

И беспрерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали.

В тот день Сибирь была покорена

А племя Ермака, Хабаров и Москвитин

Всё шли вперёд, мол, завершим сполна,

Уж больно был для русского завиден

Седой простор, огромный как Луна.

И наш казак нехоженой тропою,

Всё шёл да шёл, ветрами обуян,

И вот Великая Россия пред собою

Увидела Великий океан.

Сибирь – это огромный участок суши от Урала до Тихого океана. Неслучайно наш известный прозаик Валентин Распутин писал: "Нет ничего в мире, что можно было бы поставить в один ряд с Сибирью".

Что означает название "Сибирь"? О его происхождении высказывалось множество суждений. В настоящее время наиболее распространены две точки зрения. Одни учёные выводят слово "Сибирь" от монгольского "шевер" ("болота"), другие связывают слово "Сибирь" с именем "сабиров" – народа, населявшего когда-то лесостепную часть Западной Сибири. Распространение названия "Сибирь" на всю территорию Северной Азии было связано с русским продвижением за Урал с конца 16 века.

После присоединения Сибири к России началось накопление научных знаний о новых территориях.  В первую очередь государство Российское интересовала география Сибири. Апогеем того века в этой сфере стали работы тобольского «чертёжника» Семёна Ульяновича  Ремезова. Он для составления карт объездил многие районы. По распоряжению царя Ремезов изготовил «Чертёжную книгу Сибири» (1699-1701) на 24 листах. Это был наиболее полный свод географических данных того времени. Помимо карт  в работе были дополнительные сведения о народах, природы Сибири, городах.

Современная  территория Сибири делится на Дальний Восток, Восточную Сибирь и Западную Сибирь. Мы начнем знакомство с Западной Сибири, которая занимает всю Западно - Сибирскую равнину.

Тема нашего урока « Западно – Сибирская равнина».

Главная задача урока дать характеристику природным условиям  Западно- Сибирской  равнины и доказать наличие взаимосвязи всех элементов природы на данной территории.

III. Изучение нового материала.

1.Учитель:             По какому алгоритму мы будем работать? ( ученики называют план). Я предлагаю вам попробовать себя  в роли молодых учёных – первопроходцев. Работаем в группах:

1группа – геоморфологи

                                                         2группа – климатологи

                                                        3группа – гидрологи

4группа – ландшафтоведы

У каждой группы  есть карточки с заданиями, памятка – инструктаж работы, а свои выводы вы оформите в виде логической цепочки, схем, контурной карты ( выбор учеников). Назовем основной вопрос ваших заданий. 

1 группа – Какие формы рельефа наиболее характерны для Западно-Сибирской равнины?

2 группа – Климатологи - Чем характеризуется климат  Западно-Сибирской равнины?

3 группа – Гидрологи - Каковы главные особенности внутренних вод    Западно-Сибирской равнины?.

4 группа – Ландшафтоведы - Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Западно-Сибирской равнины?

Для работы используем  разные источники географической информации.

 Но вначале определим географическое положение. Рассказ учащихся.

Учитель: Протяженность с запада на восток – 1900км, более вытянута с севера на юг – 2500км. В пределах этих границ площадь составляет 2,6 млн. кв. км и входит в тройку самых больших равнин мира. Западно – Сибирская равнина занимает центральное положение в России.

 2. Исследование учащихся.

 3. Подведение итогов ( выступления учащихся).

 1гр.  Геоморфологи.     Плоская равнина, равнина понижается к центру от 0 до 200 м т.к. в основе лежит чашеобразная плита, сложенная осадочными породами, поэтому много полезных ископаемых осадочного происхождения. В палеозое здесь было море. В конце герцинской складчатости образовались горы, они разрушились. В мезозой и кайнозой всё покрывало море. Это послужило накоплению осадочных пород. Ледник выравнил рельеф до 60 с.ш.

Логическая цепочка: молодая плита – плоский, чашеобразный рельеф --  0 до 200м  --  осадочные полезные ископаемые.

Вывод: Западная Сибирь – плоская равнина в основе которой  располагается молодая чашеобразная Западно -Сибирская плита, сложенная осадочными породами. И  поэтому она богата полезными ископаемыми осадочного происхождения: нефть, уголь, природный газ.

 Учитель: он такой плоский, что поэт И.Фролов писал: 

Равнина. Равнина.                                   Как будто гористую

Ни яра, ни пади.                                      Землю разгладил

Равнина – на север,                                Какой то гигантский утюг

Равнина – на юг,

2гр.  Климатологи.

Заполняют  контурную карту. На севере -  климат с холодной ветреной зимой и прохладным летом. Мало солнечного тепла и света, полярная ночь. Остальная часть – климат континентальный и суровый.

Север   t я -24   200мм        t я – 24     400мм                     юг     tя -20     600мм

             t и +8                        t и  +16                                             tи+16

                                                     К больше 1

Циклоны арктического   фронта вызывают жёсткость климата. Зима холоднее и снег не тает.

Вывод: климат характеризуется нарастанием  континентальности,  избыточным увлажнением, жесткими морозами.

Причины: открытость территории, господство АВ и  кУВ,  удаленность от  Атлантического и Тихого океанов.

3гр. Гидрологи.

Схема.   Характеристика по карте.

                                         Внутренние воды

Реки: Обь ( Иртыш), Надым, Пур, Таз, Тобол –бассейн Северно – Ледовитого океана

( на север – уклон). Равнинные, снеговое питание, весеннее половодье.

Причины заболоченности: - плоский рельеф

                                               - многолетняя мерзлота

                                               - избыточное увлажнение

                                               - низкие температуры

                                               - торф удерживает влагу.

БИЧ болот - Гнус  -  это всё, что жалит и сосёт кровь!   Мошка,  мокрецы, комары, слепни, оводы.

Озёра ледниковые на севере, на юге – соленые.

Вывод: Западно –Сибирская равнина богата внутренними водами, их размещение зависит от рельефа.

4гр. Ландшафтоведы.

Картосхема на компьютере.

тундра и лесотундра:   

- Суровость климата:

 - Зима долгая, холодная, ветреная.

- Лето прохладное, ср температура июля + 5 - 10 градусов.

- Осадков выпадает 200-300 мм в год.

- Мало тепла, испарение невелико,

- Увлажнение избыточное,

- Распространена вечная мерзлота.

РАСТЕНИЯ:  Мхи, лишайники, карликовые берёзы, ивы, много ягод: морошка, клюква, брусника, много грибов.

            Большую часть занимает – тайга: царство  ели, пихты, кедра, лиственницы, сосны (елово - пихтовых, лиственично – кедрово - сосновых лесов, с лишайниками и кустарничками).

Южная часть тайги – берёзово – осиновые мелколиственные леса.

(Норка, куница, соболь, бурундук, белка, барсук, медведь, волк, лиса, крот, заяц-беляк.

Глухарь, рябчик, горлица, дятел, кулик, серый журавль, бекас, дупель.)

 - Отсутствует зона широколиственных лесов.

УРМАНЫ – это заболоченные участки тайги ( в междуречье Оби и Иртыша)

 Колки – рощицы берез и осин среди степей. 

Гривы -  песчаные гряды до 30м, покрыты сосновыми борами.

Степи -- занимают небольшие площади на юге Западной Сибири,

- осадков здесь выпадает мало от 300-350 мм

- травянистые, с плодородными чернозёмными и каштановыми  почвами,

- может давать высокие урожаи пшеницы, кукурузы, подсолнечника, овощей (но часто мешает недостаток влаги и пыльные бури в начале лета).

Вывод: Отчётливо проявляется широтная зональность. Это объясняется плоскостью рельефа. 

Учитель. Подведем итог. Какие существенные черты имеет природа Западно – Сибирской равнины?

( обширность территории, плоский рельеф, континентальный климат, большая степень увлажнения, обилие вод, широтная зональность).

IV. Закрепление изученного материала.

Сравним основные элементы природы Западно-Сибирской равнины и Восточно-Европейской равнины. Заполняют таблицу.

Сравниваемые компоненты

Западно-Сибирская равнина

Восточно-Европейская равнина

В основании равнин лежит

Тип поверхности

Возраст фундамента

докембрий

палеозой

Преобладающие высоты

Тип климата

Внутренние воды

Природные зоны

Какой вывод можно сделать?

V. Рефлексия.  Закончите предложение.

       Своей работой на уроке я……………………………

Чтобы ты хотел сказать учителю……………………

Я сегодня был удивлён…………………………………

Что ты узнал на уроке……………………………………

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее  задание.  & 35,разработать проект « Пути решения заболачивания».