Экологический проект "Экологическое состояние школьного двора"

Пешикова Светлана Александровна

Известно, что экологически чистая, полноценная внешняя среда наряду с другими факторами явля­ется важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья человека. Поэтому исключительно важное значение имеет озеленение при­школьной территории. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_sostoyanie_shkolnogo_dvora.docx48.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №9

Исследовательский проект по теме:

«Экологическое состояние школьного двора

МОУ СОШ №9»

                                           Выполнил:

                                                          ученик 8 «а» класса

                                                   МОУ СОШ №9

                                                       ст. Расшеватской

  Новоалександровского района

                                                   Сухарев Павел

                                                                 Руководитель работы:

                                                  учитель химии

                                                    МОУ СОШ №9

                                                        ст. Расшеватской

Новоалександровского района

                                                             Пешикова Светлана

                                                     Александровна

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                  Стр.

ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………………………... 3

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНОГО ДВОРА

1.1.   Определение местоположения школы в станице Расшеватской. ..... 5  

1.2. Причины снижения иммунитета школьников. Профилактика заболеваний. ….……..………………………………………………………...   6

1.2.1 Оценка защищенности школьного двора от выхлопных газов. …………7

1.2.2. Растения школьного двора и профилактика заболеваний учащихся. .…9

  1. Состояние зеленых насаждений в школьном дворе. ……………….. 13
  1. Соотношение количества деревьев с количеством учащихся и персонала школы. ………………………………………………………...13

1.3.2. Оценка чистоты атмосферного воздуха по состоянию древостоя школьного двора и наличию лишайников. …………………………………... 14

ГЛАВА 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНОГО ДВОРА 

2.1. Рекомендации по улучшению экологического состояния школьного двора …………………………………………………………………….. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 19

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………….. 20

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………. 21

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: 

Как утверждают ученые многих стран мира, человечество движется к экологической катастрофе. Безнравственное отношение к природным богатствам, неразумное их использование привели к сильному загрязнению всей природы.

В последние годы содержание в атмосферном воздухе таких вредных примесей, как: взвешенные вещества, диоксид серы, существенно уменьшилось. Это связано со значительным спадом производства, сокращением числа промышленных выбросов. А концентрации оксида углерода и диоксида азота выросли с ростом парка автомобилей.

Все это сказывается на жизни и здоровье животных и растений.

 Нас заинтересовал вопрос об экологическом состоянии пришкольной территории. Ведь здесь мы находимся большую часть времени. Здесь проходят наши годы детства и юности. Известно, что экологически чистая, полноценная внешняя среда наряду с другими факторами является важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья человека. Поэтому исключительно важное значение имеет озеленение пришкольной территории. Красивый ухоженный пришкольный участок воспитывает эстетические чувства, любовь к родной природе, ответственность за сохранение экологического благополучия нашей Родины.

Необходимость научного рассмотрения проблемы экологического состояния школьного двора обусловлено рядом противоречий:

  • Масштабное загрязнение атмосферы в современном мире.
  • Потребностью в экологической культуре и культуре здоровья.
  • Соответствием расположения школьного двора с эколого-гигиеническими нормами.
  • Соблюдением экологических стандартов озеленения.
  • Снижение иммунитета школьников, рост заболеваний с увеличением транспорта в станице.

Данные противоречия обусловили выбор темы исследовательского проекта: «Экологическое состояние школьного двора МОУ СОШ №9»

Целью работы является изучение экологического состояния школьного двора.

Объектом исследования стало изучение озеленения школьного двора. Пути получения экологически здоровой среды предметом исследования .

Гипотеза исследования состоит в предположении, что состояние здоровья учащихся и учителей во многом зависит от:

  • правильно выбранного расположения школьного двора.
  • Количества и качества зеленых насаждений.

Задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ изучаемой проблемы в справочной и методической литературе.
  2. Выполнить ряд исследований по данной проблеме.
  3. Дать рекомендации по улучшению состояния здоровья учащихся и учителей.

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНОГО ДВОРА

1.1. Определение местоположения школы в станице     Расшеватской.

Школьный двор МОУ СОШ №9 расположен в центре станицы.

Северо-восточная часть двора граничит с Центральным парком. С северо-запада находится детский сад «Ромашка», жилые дома и стоянка для личного транспорта. Юго- восточная часть школьного двора граничит с территорией правления колхоза «Родина». Здесь же находится подъезд к школе и стоянка для личного транспорта. Юго-западная часть граничит со стадионом станицы. (Приложение1)

Мы изучили первое экологическое требование - расположение школьных учреждений на достаточном удалении от предприятий, шоссейных дорог, гаражей и т.п. (Таблица 1.1.)

Таблица 1.1.

Экологические нормы расположения школьного двора.

Гигиеническая норма

Месторасположения школьного двора.

До дороги – 25 м

До дороги (ул. Почтовая) – 150 м

                   (ул. Первомайская) – 50 м

                   (ул. Ленина) – 500 м

                   (ул. Расшеватская) – 700 м

До магазинов и предприятий – 50 м

До магазинов и предприятий – 200 – 900 м

До жилых домов – 10 м

До жилых домов – 20- 300 м

Для школ, вмещающих 192 человека школьный двор должен быть размером не меньше 1, 2 га

В школе 588 человека. Территория школьного двора составляет 4,8 га

На 1 га школьного может быть высажено 90 – 150 крупных деревьев.

На 4,8 га школы расположено 173 дерева

Из полученных данных, мы сделали вывод, что условия расположения пришкольной территории выбраны правильно.

  1. Причины снижения иммунитета школьников. Профилактика заболеваний.

Слово "иммунитет" происходит от латинского "immunitas", которое означает "освобождение", "избавление".

Иммунитет представляет собой защитную реакцию организма, его способность противостоять действию повреждающих агентов. Именно благодаря наличию иммунитета организм справляется с заболеванием и выздоравливает. Кроме того, благодаря иммунитету, человек болеет некоторыми инфекционными заболеваниями только один раз в жизни. А после этого он становится невосприимчив к ним, даже при непосредственном контакте с больными. К таким болезням относятся, например, корь и краснуха.

Иммунитет способен распознавать и блокировать любой чужеродный фактор в нашем организме.

Причины снижения иммунитета

  1. Плохие экологические условия и радиация.
    2. Неполноценное питание.
    3. Недостаток витаминов и микроэлементов.
    4. Прием антибиотиков.
    5. Постоянные стрессы.
    6. Физические и умственные перегрузки.
    7. Вирусные инфекции, микробы, бактерии.
    8. Хроническое недосыпание.
    9. Вредные привычки.
    10. Дисбактериоз.
    11. Паразиты.

Как видно из приведенных причин снижения иммунитета, на первом месте стоят экологические условия и радиация.

1.2.1 Оценка защищенности школьного двора от выхлопных газов.

Из данных поликлиники, мы узнали, что чаще всего в нашей школе дети переносят заболевания органов дыхания (острые респираторно вирусные инфекции, бронхит, ангина).

Мы предположили, что это связано с тем, что с восточной и западной сторон от школьного двора находятся улицы с оживленным автомобильным движением и автозаправочная станция, а преобладающие ветра в нашей станице дуют как раз с востока и запада.

Изучив влияние выхлопных газов на организм человека, нами получены следующие данные.

  1. Токсичные канцерогены, повышающих вероятность возникновение злокачественных опухолей.
  2. Угарный газ создает дефицит кислорода (кислородное голодание в человеческом теле). Эффект от угарного газа вызывает головокружение, головные боли, тошноту, человек может потерять сознание и даже умереть.
  3. Формальдегид оказывает токсическое действие, вызывает поражение центральной нервной системы. Он является мутагенным, аллергенным, канцерогенным.
  4. Пыль тоже вызывает различные заболевания. Болеет слизистая оболочка, органы дыхания, появляются конъюнктивиты и дерматиты.
  5. Содержание даже низкого уровня свинца в детском организме замедляет умственное развитие ребенка.
  6. Газы способны вызвать атеросклероз сосудов головного мозга. Иногда у человека возникают заболевания сердечно-сосудистой системы.
  7. Выхлопной газ значительно снижает интеллект ребенка. Он способствует ухудшению памяти. Дети плохо учатся и чаще болеют.

Мы выяснили, что лучшими очистителями воздуха от выхлопных газов являются деревья с крупными листьями.

Таблица 1.2.

Количество деревьев на территории школы являющихся хорошими очистителями воздуха от выхлопных газов.

Деревья, которые лучше всего очищают воздух от выхлопных газов.

Деревья на территории пришкольного участка

Количество

Тополь

Дуб

Осина

Липа

Орех

Ясень

Черёмуха

Клен

Каштан

Берёза

-

-

-

Липа

Орех

-

Черемуха

Клен

Каштан

Береза

-

-

-

16

5

-

6

30

1

18

Из 80 деревьев, растущих на школьном дворе с крупными листьями – 48 находятся на проблемных участках школьного двора с юго-западной и восточной стороны. Из общего количества лишь 19 имеют высоту от 4-10 м.

Если учитывать, что расстояние между такими деревьями должно составлять от 5 до 7 метров, то необходимо продолжить посадку этих растений на школьном дворе со стороны улиц Ленина и Расшеватской. Или заменить деревья с более узкими листьями на представленные в таблице 1.2.

1.2.2. Растения школьного двора и профилактика заболеваний учащихся.

Растения, выращиваемые на школьном дворе, не только защищают от вредного воздействия экологических факторов. Они выделяют в окружающую среду фитонциды, которые убивают микробов, тем самым оздоравливают воздух. Зеленый цвет благоприятен для глаз, аромат цветов, пение птиц влияет на душевное состояние

  • Доказано, что не более 300 бактерий содержится в одном кубическом метре хвойного леса, такой воздух можно считать практически стерильным.

В школьном дворе растет 100 хвойных деревьев и кустарников. На общее количество учащихся этого недостаточно.

  • Известно, что 1кв. м. газонной травы в час испаряет до 200 г воды, что значительно увлажняет воздух. Кроме того, газон меняет температурный режим поверхности.

В нашей школе больше половины школьного двора покрыта газонной травой. Это благотворно влияет на микроклимат школы, особенно в летний период.

  • Важнейшим экологическим фактором, сопровождающим нас повсюду, является запыленность воздуха. Пылью считаются любые твердые частицы, взвешенные в воздухе.

Безвредной пыли не существует. Экологическая опасность определяется ее природой и концентрацией в воздухе. Для здоровья пыль более чем нежелательна. Она раздражает слизистые оболочки и дыхательные органы, способствует аллергии и простудно-вирусным заболеваниям и даже обладает канцерогенными свойствами.

Самой эффективной защитой от пыли являются опять же деревья. Хорошая живая изгородь из деревьев и кустарников снижает запыленность на 30-80%.

Мы измерили количество пыли на различных участках школьного двора. (Приложение 3)

Из данных таблиц 1.3.3.1 и 1.3.3.2 видно, что наиболее запыленной частью школьного двора является многофункциональная спортивная площадка. Это связано с искусственным покрытием, которое плохо очищает воздух от пыли. Вокруг площадки имеются насаждения деревьев – это аллея правления колхоза «Родина» и пришкольный парк «Победы». Но, так как деревья не достигли еще достаточного роста, то от преобладающего восточного ветра они защищают слабо.

Такие участки как «внутренний дворик 1», которые защищены зданием школы от преобладающих ветров, несмотря на не большое количество задерживаемой пыли являются самыми чистыми.

Мы предположили, что через несколько лет, пришкольный парк «Победы» станет самым защищенным от пыли местом нашего школьного двора. Этому способствует его расположение и количество посаженых растений.

Таблица 1.3.3.1

Анализ отдельных участков школьного двора на количество поглощаемой пыли различными растениями в летний период.

Участок школьного двора

Степень запыленнос-ти

Деревья и кустарники участка

Количество деревьев и кустарников

Общее количество пыли, задерживае-мое породами

Центральная часть двора и ритуальная площадка

3

Боярышник

Спирея

Орех

Лещина

Береза

Черемуха

Липа

4

14

1

1

2

2

3

122 кг

Внутренний дворик 1

1

Туя

Можжевель-

ник

Вишня войлочная

3

5

2

5,5 кг

Внутренний дворик 2

2

Сосна

Спирея

Береза

Жасмин

1

6

1

7

21 кг

Котельная

3

Жасмин

20

30 кг

Многофункциональная спортивная площадка

4

 Ель

Береза

7

3

7,9 кг

Игровая площадка

1

Туя

Орех

Сосна

Клен

1

1

1

7

236 кг

Сад

1

Спирея

Береза

Туя

Черемуха

Орех

25

5

24

2

3

62 кг

Таблица. 1.3.3.2

Количество пыли, задерживаемой деревьями и кустарниками различных пород в летний период.

Порода деревьев и кустарников

Количество пыли, задерживаемое растением

Акация

0.5 кг

Береза

1 кг

Вяз обыкновенный

23кг

Каштан

15 кг

Орех

4 кг

Сосна

0,5 кг

Туя

0,5 кг

Черемуха

3 кг

клен

33 кг

липа

30

Вишня войлочная

1,5

ель

0,7

Боярышник

1 кг

Жасмин

1,5 кг

Лещина

2 кг

Можжевельник

0,2 кг

Рябина красноплодная

0,5кг

Спирея

1 кг

Шиповник

0,5 кг

  1. Состояние зеленых насаждений в школьном дворе.

  1. Соотношение количества деревьев с количеством учащихся и персонала школы.

Известно, что одно дерево средней величины за сутки восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек.

Таблица 1.3.1.

Сравнительная таблица отношения числа зеленых насаждений к количеству людей.

Общее количество деревьев на школьном дворе

Количество деревьев на школьном дворе средней высоты и выше

Общее количество человек в школьном здании

173

66

588

Из проведенных нами подсчетов. видно, что количества зеленых насаждений на территории школьного двора недостаточно для восстановления кислорода в воздухе. Это связано прежде всего с тем, что в 2009 - 2011гг. старые деревья были спилены, а молодых деревьев было посажено не достаточное количество.

1.3.2. Оценка чистоты атмосферного воздуха по состоянию древостоя школьного двора и наличию лишайников.

О наличии вредных для живых организмов примесей в атмосфере станицы можно судить по состоянию древесной растительности. (Приложение 2)

Нами получены следующие данные. ( таблицы 1.3.2. – 1.3.3.; 1.3.4. – 1.3.5.)

Таблица 1.3.2.

Состояние деревьев обследуемого участка

 №

Название деревьев

Количество деревьев

(всего)

Количество поврежденных деревьев

Количество здоровых деревьев

1

Акация

6

6

2

Береза

18

1-ослабленое

17

3

Ель

7

7

4

Каштан

1

1

5

Орех грецкий

5

5

6

Сосна

2

1-ослабленое

1

7

Туя

63

7-ослабленых

3-сильно ослабленых

53

8

Черемуха

6

3- сильно ослаблены

  1. сухое

2

9

Клен

30

30

10

Липа

16

1-ослабленное

15

11

Слива

3

3

12

Айва

8

8

13

Ива

7

7

Итог

173

1-сухое

10-ослабленных

6- сильно ослаблено

155

Таблица 1.3.3.

Характеристика состояния древостоя

Коэффициент

Балл состояния древостоя

Характеристика состояния древостоя

0,89

90

здоровые

Таблица 1.3.4.

Состояние кустарников школьного двора

Название кустарников

Количество кустарников (всего)

Количество

поврежденных кустарников

Количество

здоровых кустарников

1

Боярышник

4

3-ослабленых

1

2

Жасмин

52

52

3

Лещина

2

2

4

Можжевельник

28

2-ослабленых

26

5

Рябина

4

4

6

Спирея

68

68

7

Сирень

4

1-сильно ослаблена

3

8

Вишня войлочная

6

6

9

Облепиха

4

  1. ослабленная

3

10

Рябина

4

4

11

Гибискус

18

18

12

Вейгела

9

9

13

Кизильник

10

10

14

Пузыреплодник

6

6

15

Барбарис

12

12

16

Свидина

7

7

17

Форзиция

7

7

18

Магнолия

1

1

19

Катальпа

3

3

Итог:

249

6-ослабленых

1- сильно ослаблен

242

Таблица 1.3.5.

Характеристика состояния кустарников

Коэффициент

Балл состояния кустарников

Характеристика состояния кустарников

0,97

1

здоровые

По состоянию древостоя школьного двора, мы можем судить об относительно здоровой атмосфере. Хотя наибольшее количество ослабленных деревьев находиться с юго-восточной стороны, где пролегает наиболее оживленная улица Расшеватская и находится АЗС. Доказательством здоровой атмосферы также служит и наличие накипных лишайников (Пармелия и Ксантория) на камнях и стволах деревьев.

ГЛАВА 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕС -КОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНОГО ДВОРА

2.1. Рекомендации по улучшению экологического состояния школьного двора.

Несмотря на то, что территория для школьного двора выбрана правильно, экологическая обстановка тем не менее желает лучшего.

  1. Для оздоровления территории школы можно создавать небольшие уголки леса или луга. Пусть в лесном уголке растут - можжевельник, ель, сосна. Их смоляной запах восстанавливает душевное равновесие и помогает справиться со стрессом, устраняет перенапряжение, повышает иммунитет. А в уголке луга - свои запахи. Терпкий аромат чабреца устраняет усталость, известный всем аромат валерианы способствует покою и самоуглублению, запах мелиссы спасает от стрессов, повышает активность, аромат душицы, обладающий сильным бактерицидным действием, одновременно успокаивает и восстанавливает душевное равновесие.

Создав такие природные уголки, кроме эстетического наслаждения, дети получат весьма значительный и высокоэффективный сеанс ароматерапии.

  1. Высадить на территории школы следующие растения для защиты от пыли и снижения вредных веществ в атмосфере:
  • Для защиты от выхлопных газов с юго-западной стороны школьного двора можно посадить каштановую аллею.
  • Такие загрязнители, как фенол и соединения серы, поглощает белая акация, тополь.
  • Окислы азота хорошо усваиваются ясенем, кленом.
  • Наиболее интенсивно свинец, марганец и серу поглощает клен остролистный, железо - конский каштан и липа.
  1. Осенью, во время листопада, очень тщательно нужно собирать опавшую листву и закапывать ее. Ни в коем случае листву нельзя сжигать. Если местность загрязнена - соединения металлов становятся летучими и, вдыхая воздух, можно отравиться.
  2. Провести пересадку кустарников и деревьев. Кустарники должны находиться от стен школы на расстоянии 5 м, а деревья 10м. Этому расположению соответствуют не все деревья старых посадок.
  3. Провести меры по восстановлению и омоложению ослабленных и угнетенных деревьев и кустарников. Очистить школьный двор от сухостоя.
  4. В зимний период восстановить традицию вешать кормушки для птиц. Эта мера поможет сохранять деревья здоровыми. Можно развесить скворечники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сохранение здоровья человека – напрямую зависит от окружающей среды. Наиболее эффективное средство для создания экологически чистого школьного двора это – расположенность его по отношению к другим объектам и правильное озеленение.

В нашей работе мы подчеркнули значимость и актуальность темы.

Намеченные нами цели и задачи реализованы.

Противоречия, определенные нами во введении, подтверждены работой по изучению теоретической разработанности поставленной проблемы.

Кроме того, подтвердилась гипотеза, что состояние здоровья учащихся и работников школы во многом зависит от экологического состояния школьного двора: его расположения, озеленения и состояния древостоя на участке.

Мы разработали ряд рекомендаций, которые позволят сохранять здоровую экологическую обстановку двора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Организация экологических исследований учащихся /Сост. Г.С.Петрищева. - Бийск: НИЦ БиГ-ПИ, 1999.

2. Самкова В.А. Экологический практикум "Город, в котором я живу» //Биология в школе. - Москва, 2002. - №5. - (Учителю экологии №3).

3. Самкова В.А. Экологический практикум «Город, в котором я живу» //Биология в школе. - Москва, 2003. - №3. - (Учителю экологии №3).

4. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие /Под ред. Т.Я.АшихминоЙ. -М.: АГАР, 2000.

5. Интернет ресурсы.

Приложение №1

Оборудование: измерительная рулетка, определитель растений, справочник по ботанике, предметные стекла, вазелин.

Методика определения запыленности воздуха

Сделали липкие «ловушки» используя предметные стекла, намазанные вазелином, диаметр 2 см. Укрепили «ловушки» на открытой местности в разных местах пришкольной территории на высоте 1,5 м от земли. Через час сравнили «ловушки» на количество пылевых частиц, осевших на липком участке. Составили свою шкалу степени запыленности (чистый воздух – 1 балл, слабое загрязнение – 2 балла, умеренное загрязнение – 3 балла, сильное загрязнение – 4 балла).

Методика определения состояния зеленых насаждений

Оценка состояния производится по пятибалльной шкале на основании обследования всех деревьев на пробной площади (таблица А). Шкала оценки по внешним признакам (шкала визуальной оценки) составлена в соответствии с требованиями санитарных правил в лесах РФ

К = N(з) / N

Где.  К – коэффициент состояния; N(з) – число здоровых растений; N- общее число растений.

Коэффициент, К

Балл состояния древостоя

Характеристика состояния древостоя

< 1,5

1

Здоровые

1,6 - 2,5

2

Ослабленные

2,6 - 3,5

3

Сильно ослабленные

3,6 - 4,5

4

Усыхающие

> 4,6

5

Сухие

Таблица определения состояния древостоя.

Категория состояния деревьев \ баллы

Морфологическая характеристика

Кроны

Листьев и кроны

Почек и побегов

Прироста

Ствола

Здоровые \ 1 балл

Без внешних признаков повреждения. Крона, листья, хвоя, почки, величина приростов соответствует норме для данного вида, возраста и условий произрастания.

Ослабленные \ 2 балла

Слабоажурная с усыханием отдельных ветвей

Листья и хвоя светло-зеленые, часто с желтым оттенком, повреждение листьев и кроны до 1/3 от общ. кол-ва. Ранний опад листьев, хвоя держится 2-3 года.

Почки мелкие, недоразвитые, до 24% почек прошлого года погибло. У хвойных верхушечные почки деформированы. Мутовки образуются из 2-3 почек.

Часто укорочен, но при избытке азота в воздухе может быть сильно увеличен.

У хвойных сильное смолотечение и небольшие местные отмирания коры.

Сильно ослабленные \ 3 балла

Ажурная, изреженная, со значительным усыханием ветвей, суховершинность.

Листья светло-зеленые, хвоя матовая, с бурым оттенком, повреждение листьев и хвои достигает 2/3 общ. кол-ва, хвоя держится 1-2 года. Листья мелкие, но бывают сильно увеличены.

У лиственных погибает 30-50% почек прошлого года, у хвойных 50-70%. Значительная часть верхушечных почек деформирована.

Укорочен или полностью отсутствует.

Смолотечение сильное, значительное отмирание коры.

Усыхающие \ 4 балла

Сильно ажурная, усыхание ветвей по всей кроне.

Листья мелкие, недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком. Отмечается ранний листопад. Хвоя бледно-зеленая, желтого и бурого оттенка. Повреждение листьев и хвои 2/3 общ. кол-ва.

Сохранилось до 10-15% почек.

Отсутствует.

Признаки заселения стволовыми вредителями, отверстия, значительное отмирание коры.

Сухие \ 5 баллов

Сухая

Почек нет, побеги сухие.

Отсутствует.

Кора частично или полностью опала; заселена стволовыми вредителями.