Методические указания "Правила создания презентации в MS PowerPoint"

Максимова Мария Владимировна

Презентация – это самый эффективный способ привлечения целевой аудитории, партнеров, коллег. При помощи презентации можно наглядно и объемно представить информацию по той или иной теме, курсовую, дипломную или бизнес-план. Визуализированная информация легче воспринимается и хорошо запоминается! Правила при создании презентации, основные моменты и очевидные ошибки - вот лишь часть вопросов, которые будут освещены в данных методических указаниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.ukazaniya_prezentatsii.doc82 КБ
Файл podgotovka_prezentatsiy.pptx644.83 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент по культуре и туризму Томской области

Областное государственное образовательное автономное учреждение

среднего профессионального образования

«Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций»

Максимова М.В.

Правила  создания презентации

 в MS PowerPoint

методические указания

Томск 2014

Мария Владимировна Максимова

Методические указания для студентов и преподавателей ГКСКТиИ   /Томск.:  ГКСКТиИ, 2014 –  9 с.

Компьютерный набор: Максимова М.В., преподаватель ОГСЭД

Рекомендовано к печати отделением гуманитарных и социально-экономических дисциплин Губернаторского колледжа социально-культурных технологий и инноваций

Протокол №      от  «___» _________ 2014   г.

Заведующая ОГСЭД                                                                                        М.В.Максимова

     

Утверждено учебно-методическим советом  Губернаторского колледжа социально-культурных технологий и инноваций

Протокол №        от  «___» ________  2014   г.                            

Заведующая учебно-методическим отделом                                                     О.Н. Алина

                                                                                   

Презентация – это самый эффективный способ привлечения целевой аудитории, партнеров, коллег. При помощи презентации можно наглядно и объемно представить информацию по той или иной теме, курсовую, дипломную или бизнес-план. Визуализированная информация легче воспринимается и хорошо запоминается! Правила при создании презентации, основные моменты и очевидные ошибки - вот лишь часть вопросов, которые будут освещены в данных методических указаниях.

                                                                                         ©М.В.Максимова, 2014

Учебно-методический отдел

Губернаторского колледжа социально-культурных технологий и инноваций

Томск, ГКСКТиИ, 2014

Содержание

Вступление……………………………………………………………………..…4

Правила создания мультимедийных презентаций…………………………...…5

Типичные недочеты и ошибки при создании презентаций…………..………...9


Вступление

Презентация (от англ. «рrеsепtаtіоп» — представление) — это набор картинок-слайдов на определенную тему, которые хранятся в файле специального формата. На каждом слайде можно содержать произвольную текстовую, графическую или видеоинформацию, анимацию, звук из подготовленного аудиофайла,  а так же и записанный с микрофона. Презентации легко создавать с помощью программы MS PowerPoint.

Презентации предназначены для:

  • отображения наглядности учебного/лекционного материала,
  • управления учебно-познавательной деятельностью аудитории,
  • контроля и проверки усвоения поданного материала,
  • обобщения и систематизации знаний,
  • рекламы товаров, услуг,
  • создания фотоальбомов и т.д.

Презентации можно демонстрировать по-разному:

  • на компьютере,
  • на экране с помощью мультимедийного проектора,
  • на телеэкране большого формата.

Созданные презентации могут содержать:

  • текст,
  • изображения,
  • диаграммы,
  • рисунки,
  • компьютерную анимацию процессов и явлений,
  • звуковое сопровождение,
  • автофигуры,
  • диаграммы
  • гиперссылки;
  • видеоролики.


Правила создания мультимедийных презентаций

Основное правило презентаций:

Простота, лаконичность (минимализм в подаче визуальной информации). Краткое изложение материала, максимальная информативность текста.

Следующие правила презентаций:

  • Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств);
  • Отсутствие накопления, четкий порядок во всем.
  • Тщательно структурированная информация.
  • Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
  • Важную информацию (например, выводы, определения, правила и т.д.) нужно подавать большим и выделенным шрифтом и размещать в левом верхнем углу слайда.
  • Второстепенную информацию желательно размещать внизу слайда.
  • Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
  • Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
  • Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
  • Графика должна органично дополнять текст.
  • Объяснение надо размещать как можно ближе к иллюстраций, с которыми они должны появляться на экране одновременно.
  • Инструкции к выполнению задач необходимо тщательно продумать относительно их четкости, лаконичности, однозначности.
  • Использовать эмоциональный фон (художественная проза запоминается лучше, чем специальные тексты, а стихи — лучше, чем проза).
  • Всю текстовую информацию нужно тщательно проверить на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
  • Производительность подаваемого материала увеличивается, если одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия информации (зарубежные источники это называют принципом модальности). Поэтому рекомендуется там, где это возможно, использовать для текста и графических изображений звуковое сопровождение.

Исследования свидетельствуют, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15 %, зрительного — 25 %, а их одновременное привлечение к процессу обучения повышает эффективность восприятия до 65 %.

Физиологические особенности восприятия цветов и форм

  • Стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия: красный, оранжевый, желтый).
  • Дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонливое состояние (в том же порядке: фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый, зеленый).
    • Нейтральные цвета: светло-розовый, желто-зеленый, коричневый.
  • Сочетание двух цветов — цвета знака и цвета фона — существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут вызвать стресс (например: зеленые символы на красном фоне).
  • Лучшее сочетание цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, черный на белом, желтый на синем, оранжевый на черном.
  • Цветовая схема должна быть одинаковой для всех слайдов.
  • Любой рисунок фона повышает утомляемость глаз и снижает эффективность восприятия информации.
  • Четкие, яркие рисунки, которые меняются,  легко «охватывают» подсознание, и они лучше запоминаются.
  • Любой второстепенный объект, что движется (анимированный), снижает качество восприятия материала, отвлекает внимание, нарушает ее динамику.
  • Показ слайдов с фоновым сопровождением нежелательных звуков (песен, мелодий) вызывает быструю утомляемость, способствует рассеиванию внимания и снижает производительность обучения.
  • Помните!
    Человек может одновременно запоминать не более трех фактов, выводов, определений.
  • Каждый слайд должен отражать одну мысль.
  • Текст должен состоять из коротких слов и простых предложений.
  • Строка должна содержать 6-8 слов.
  • Всего на слайде должно быть 6-8 строк.
  • Общее количество слов не должно превышать 50.
  • Глаголы должны быть в одной временной форме.
  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории и обобщать основные положения слайда.
  • В заголовках должны быть и большие, и малые буквы.
  • Слайды должны быть не слишком яркими — лишние украшения лишь создают барьер на пути эффективной передачи информации.
  • Количество блоков информации во время отображения статистических данных на одном слайде должно быть не более четырех.
  • Подписи к иллюстрации размещаются под ней, а не над ней.
  • Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.

Общие правила использования шрифтов

1.Каждый шрифт (гарнитура[1] + написание) имеет одну смысловую нагрузку.

Для устойчивой гарнитуры традиционными, по меньшей мере, с XIX в. есть такие:

  • полужирный шрифт названия структур документа,
  • курсив — логическое ударение, в частности, на формулировании основных положений, определений и т.д.,
  • «прямой» обычный - основной массив информации.

2. Тексты презентаций, которые используют в психологически напряженной нестандартной ситуации, надо подать гарнитурой с упрощенным алгоритмом распознавания, например, шрифтом Arial. Это целесообразно во время работы с инструкциями правил безопасности, нормативными актами, соглашениями с правовыми или имущественными последствиями, условиями олимпиадных заданий и т.п.

3. Избегайте использования более трех различных шрифтов на одном слайде. Иначе читатель преждевременно устанет, постоянно пытаясь выбрать алгоритм распознавания шрифта. Исключение составляет инструкция по использованию шрифтов.

4. Математические формулы представляются гарнитурой, близкой к стандартной (Times New Roman), причем все переменные — курсив, остальные — скобки, знаки математических действий, устоявшиеся названия функций (sin, cos и т.д.) - обычным «прямым» шрифтом.

Совет!
Перед созданием презентации желательно:

1. Определить тему и назначения презентации

2. Создать схему (сценарий) презентации

3. Спланировать содержание всех слайдов, их стиль.


Типичные недочеты и ошибки при создании презентаций

  • Отсутствие Титульного слайда, содержащего: название проекта или темы урока (занятия); сведения об авторе; дата разработки; информация о местоположении ресурса в сети и др;
  • отсутствие Введения, в котором представлены: цели и задачи изучения темы, краткая характеристика содержания;
  • отсутствие Оглавления (для развернутых разработок, при наличии в презентации разделов, подтем) с гиперссылками на разделы / подтемы презентации;
  • отсутствие логического завершения презентации, содержащего: заключение, обобщения, выводы;
  • перегрузка слайдов подробной текстовой информацией (не более трех мелких фактов на слайде и не более одного важного);
  • неравномерное и нерациональное использование пространства на слайде;
  • отсутствие связи фона презентации с содержанием.
  • неудачный выбор цветовой гаммы: использование слишком ярких и утомительных цветов, использование в дизайне более 3 цветов(цвет текста, цвет фона, цвет заголовка и/или выделения); использование темного фона со светлым текстом;
  • использование разных фонов на слайдах в рамках одной презентации;
  • использование рисунков, фотографий плохого качества и с искажениями пропорций;
  • отсутствие должного выравнивания текста;
  • отсутствие или неясность связей в схемах или между компонентами материала на слайде;
  • наличие различных эффектов переходов между слайдами и других раздражающих эффектов анимации, мешающих восприятию информации;
  • отсутствие единства стиля страниц:
  • одинаковая гарнитура и размер шрифта для всех заголовков (не менее 24 пунктов);
  • одинаковая гарнитура и размер шрифта для тестовых фрагментов (не менее 18 пунктов);
  • заголовки, номера страниц, кнопки перелистывания должны появляться в одном и том же месте экрана;
  • одинаковая цветовая гамма на всех станицах и т.п.


[1] Гарнитура шрифта - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краткое руководство для преподавателей Подготовка презентаций

Слайд 2

Каждый слайд должен выражать только одну идею. Лаконично. Инвариантно. Целостно. Образно. Ярко. Ничто не должно отвлекать внимание Зрителя

Слайд 3

Содержание Носители и их особенности Дизайн слайдов Таблицы, графики, диаграммы Анатомия презентации Переходы и анимация

Слайд 4

Носители и их особенности Презентация выглядит замечательно на экране компьютера? На проекторе она может оказаться бездарной

Слайд 5

Монитор Прощает почти все огрехи подготовки презентации Поэтому все они вылезут потом, на экране проектора или в печатной версии

Слайд 6

Бумажная распечатка Анимации и эффектов не будет; Размер шрифтов должен быть Достаточным достаточным достаточным для прочтения 2 слайда на страницу А4 – это максимум Печать только на одной стороне листа. Вторая для заметок.

Слайд 7

Дизайн слайдов

Слайд 8

Заголовок Заголовок нужен не каждому слайду Чем меньше слов в заголовке – тем лучше Заголовок не должен повторять содержание слайда

Слайд 9

Текст Не более 10-и строк на слайде Главное должно быть выделено или подчеркнуто Максимально крупные буквы контрастного фону цвета Убрать из текста не информативные обороты – не правильно: «Около 40 экспертов, физиков и химиков, искусствоведов в Реставрационно-исследовательском центре музеев Франции…» правильно: «…эксперты не обнаружили…»

Слайд 10

Выбранный шрифт должен быть читаемым Хорошо ли вам видно? Хорошо ли вам видно? Хорошо ли вам видно? Буквы не расплываются, цвет букв не раздражает глаз.

Слайд 11

Буквы заголовков, созданные средствами объекта Word Art , не должны налипать друг на друга Приветствую всех на занятии

Слайд 12

Фон Максимально однородный, лучше – монохромный Никаких изображений, несущих смысловую нагрузку На фоне должен читаться и светлый, и темный текст

Слайд 13

Иллюстрации Лучше никакой иллюстрации, чем плохая Один стиль рисунков во всей презентации Не использовать в одном слайде и рисунки и фотографии Фоны рисунка и презентации должны быть близкими

Слайд 14

Уменьшать и увеличивать изображения следует пропорционально

Слайд 15

Ярко! Пестро! В презентации должно участвовать не более 3 цветов Многоцветно!

Слайд 16

Пронумерованный Каменный век: палеолит мезолит неолит Маркированный Ранние формы религий: анимизм фетишизм тотемизм списки Если важна последовательность пунктов Простое перечисление

Слайд 17

Таблица Размер не более 15 x10 ячеек Обязательно выделение важных значений

Слайд 18

Круговая диаграмма Не более 7 секторов (остальное можно суммировать в «прочее») Метки на сегментах предпочтительнее легенды

Слайд 19

Структура темы

Слайд 20

Лишние атрибуты Рисунок на каждом слайде «Красивая» рамочка Номер слайда и дата названия Название презентации Заголовок Важная информация Полезная информация Интересная информация

Слайд 21

Переходы и анимация

Слайд 22

переходы Длительность = 1-3 секунды Максимум 2 типа переходов: для заголовков разделов и обычных слайдов Чем раньше будет видно содержание слайда во время перехода, тем лучше

Слайд 23

анимация Используйте все возможности обойтись без нее Для анимации нужны очень серьезные поводы: Показать последовательные изменения системы из большого числа объектов Обобщающий урок-игра со студентами

Слайд 24

Текстовый блок на слайде должен появляться целиком, а не побуквенно Слушатель начинает следить за вылетающими буквами, и не слышит докладчика.