химия


Предварительный просмотр:

Программа «Здоровье»

Устный журнал «Мы в мире Химии»

«Пища, которую мы едим»

Учитель: Сахарова В.А.

МОУ гимназия №1

Город Данков

Пища, которую мы едим

Цель: убедить учащихся в необходимости вести здоровый образ жизни, формировать умение заботиться о своем питании

Задачи:

  • развивать умения работать с различными источниками информации, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  •  расширить знания учащихся по проблеме питания;
  •  изучить классификацию пищевых добавок, раскрыть их значение и обсудить возможные нежелательные последствия их применения;
  •  привлечь внимание к составу продуктов, которые мы покупаем в магазине, необходимости контролировать потребление нежелательных и вредных пищевых добавок с целью сохранения своего здоровья.

Подготовка устного журнала

Распределение ролей:

  1. Главный редактор – доклад на тему «Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу»
  2. Художественный редактор – организует выставку этикеток продуктов, оформляет журнал
  3. Редактор отдела писем – подбирает письма с вопросами читателей
  4. Редактор отдела здорового образа жизни – вопросы сохранения здоровья, рекомендации по приготовлению пищи или употреблению полезных продуктов
  5. Консультант – проводит викторину или составляет кроссворд по теме
  6. Заведующий компьютерным отделом – готовит презентацию и таблицы с информацией о классификации и действии пищевых добавок.

Ведущий 1. Открываем устный журнал «В мире химии». Сегодня мы работаем под девизом «Химики  - это те, кто действительно понимает мир!»  (слайд). Наш журнал включает 4 страницы. Первая представит информацию о продуктах питания. В действительности проблема питания – это обширная и очень важная тема как для человечества в целом, так и для каждого отдельного человека. Сегодня мы поговорим о пищевых добавках и некоторых продуктах питания и дадим вам несколько полезных советов.

Ведущий 2. Вторая страница журнала посвящена практическому занятию по расшифровке кодов пищевых добавок. Мы поговорим о нежелательных последствиях их воздействия на организм.

Ведущий 1. Третья страница журнала называется «Вы нам писали». В редакцию приходит много писем, мы постараемся ответить на некоторые из них.

Ведущий 2. Четвертая страница занимательная. Мы составили для вас кроссворд и обещаем, что тот, кто первым его разгадает, получит приз!

Ведущие вместе. Открываем первую страницу.

Ведущий 1. Слово предоставляется главному редактору журнала. ( сообщение по материалам статьи В.М.Назаренко «Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу» Ж. «Химия в школе» 1997. №5). Затем рассказ о пищевых добавках.

Главный редактор. Пищевые добавки классифицируют согласно Европейской цифровой системе (Е). (табл. 1) (слайд) При ООН и Всемирной организации здравоохранения существует комитет по пищевым добавкам. Туда поступают документы о побочных эффектах их действия (табл. 2) (слайд). При необходимости добавки могут запретить.  

                                                     Табл. 1                                                            

 

Код пищевой добавки (Е)

Назначение

  100-182

Красители (усиливают или восстанавливают цвет продукта)

 

200-299

Консерванты (повышают срок хранения продуктов, защищают их  микробов, грибков, бактериофагов. Химически стерилизующие добавки при созревании вин, дезинфектанты).

300-399

Антиокислители (защищают от окисления, например от прогоркания жиров и изменения цвета).

400-499

Стабилизаторы ( сохраняют заданную консистенцию), загустители ( повышают вязкость).

500-599

Эмульгаторы (создают однородную смесь несмешиваемых продуктов, например воды и масла).

600-699

Усилители вкуса и аромата.

900-999

Пеногасители ( предупреждают или снижают образование пены).

                                                      Табл. 2

Код пищевой добавки (Е)

Физиологическое действие

103, 105, 11, 121 (краситель цитрусовый красный 2), 123 (красный амарант), 125, 126, 130, 152, 240 (консервант формальдегид)

Запрещенные добавки

102, 110, 120, 124, 127

Опасные добавки

103, 105, 121, 123, 125, 126, 130, 131, 142, 152, 210, 211 (бензоат натрия), 213-277, 240, 230 (лимонная кислота), 447

Вызывают злокачественные опухоли

221-226, 320-322, 338-341, 407, 450, 461-466

Вызывают заболевания желудочно-кишечного тракта

230, 231, 232, 239, 311-331

Аллергены

171-173, 320-322

Вызывают болезни печени и почек

230-232

Вредные для кожи

338-341, 407, 450, 461-466

Вызывают расстройство желудка

320, 321

Повышают содержание холестерина

                         

Недавно английские ученые из исследовательского центра по изучению астмы и аллергии пришли к выводу, что многие из добавок не только вызывают аллергические реакции, но и влияют на психику. Некоторые красители и пищевые добавки могут негативно  влиять на поведение и настроение детей. Трехлетним ребятишкам две недели давали фруктовый сок, в котором было растворено 20 мг. различных красителей и 40 мг. консерванта Е 211 (бензоат натрия). В следующие две недели дети получали сок без этих добавок. Употребление сока с добавками приводило к снижению концентрации внимания, появлению  склонности  к вспышкам гнева , дети в этот период с трудом засыпали. По данным тех же ученых, почти  все газировки содержат бензоат натрия (Е 211). Красители используются в производстве 78% видов детских десертов, 93% видов конфет, 24% видов детских сырков, 32% видов чипсов.

Редакция нашего журнала исследовала состав некоторых пищевых продуктов по их этикеткам и установила, что некоторые из них опасны для здоровья. (слайд, иллюстрирующий содержание добавок в различных продуктах питания на основе информации с этикеток).

Задумайтесь, нужны ли вам эти продукты. Может быть, следует заменить их более полезными?

Ведущие вместе. Открываем вторую страницу!

Проводится практическое занятие по теме «Пищевые добавки»

Цель: научиться расшифровывать коды пищевых добавок (с индексом Е).

Задачи: провести расшифровку кодов пищевых добавок с предложенных этикеток пищевых продуктов и сделать вывод о целесообразности применения данного продукта, учитывая влияние добавок на организм.

Ведущие раздают учащимся таблицы. Учащиеся расшифровывают коды пищевых добавок с этикеток пищевых продуктов и делают вывод о целесообразности их применения. Работа оформляется в виде таблицы.

Название продукта

Производитель

Пищевые добавки

Опасное воздействие на организм

 

Ведущий 1. Мы надеемся, что теперь вы будете внимательны при покупке продуктов и всегда сможете использовать  данные таблицы. Проанализируйте дома состав тех продуктов, которые вы любите и часто покупаете, и определите, не содержат ли они вредных веществ.

Ведущий 2. Мы продолжаем говорить о важном!

Редактор отдела здорового образа жизни. Я расскажу вам как обезопасить себя от вредных веществ в обычной жизни.

Обратите особое внимание на обеззараживание поверхности фруктов и некоторых овощей, которые проходят особую обработку перед отправкой потребителю. Сначала промойте их водой из-под крана, затем опустите на 0,5-1 мин. в воду, содержащую 2-3 капли настойки йода. Для полной безопасности добавьте в воду в качестве сорбента одну чайную ложку крахмала. И снова ополосните водой, лучше кипяченой.

Имейте в виду, что активным противоядием для ионов тяжелых металлов служат витамины А, В, С, Е.

Важно так же знать, какие продукты препятствуют образованию злокачественных опухолей, какие способны выводить из организма токсины. Постоянное употребление витаминов А, Е, С, а также овощей семейства крестоцветных (капуста кочанная, брюссельская) в значительной степени снижает риск заболевания раком. Все желтые и зеленые фрукты и овощи богаты каротином, витаминами С и Е и хорошо выводят из организма токсины. Источником витамина Е  служат растительное масло, капуста, зерна злаков, салат, печенка, яйца, отруби.

Надеюсь, что эта информация полезна для вас, ведь здоровье – самое главное богатство человека. Позаботьтесь о себе и своих близких и будьте здоровы!

Ведущие вместе. Открываем третью страницу.

Ведущий 1. Она называется «Вы нам писали…» Эту страницу ведет редактор отдела писем.

Редактор отдела писем. Отвечаем на письма наших читателей.

Первое письмо написала нам ученица 9 класса Лена Р.: «Мой брат обожает всякие сухие супы и кубики, которые разводятся кипятком, а мама говорит, что они вредны для здоровья, Что же в них такого привораживающего и права ли мама?»

Бульонные кубики -  не более, чем вкусовая добавка: вкус обеспечивает глютамат натрия – соль аминокислоты, содержащейся во многих натуральных продуктах. Что касается сухих супов, то в их состав входят вещества, как положительно, так и отрицательно влияющие на организм. Так, многие содержат пальмовое масло, которое нарушает обмен липидов и увеличивает риск развития атеросклероза. И вообще , это не еда, а скорее корм для человека. Лучше потратить 20 минут и сварить, например, вкусный и питательный овощной суп.

Еще письмо: «Говорят, что спортсмены, выпившие бутылку кока-колы, не проходят тест на допинг. Неужели она так вредна? А ведь ее пьют маленькие дети».

Кока-кола содержит кофеин, который до 1 января 2004 года считался допингом. Спортсменов снимали с соревнований, если содержание кофеина превышало норму. Например, Международная федерация легкой атлетики лишила золотой медали Наталью Садовую, чемпионку по метанию диска. Уровень кофеина в ее моче соответствовал трем чашкам кофе или литру кока-колы. По данным Института питания, чрезмерное увлечение этим напитком повышает давление, может стать причиной гастрита, язвы желудка.

Авторы третьего письма просят рассказать о том, как отличить настоящий шоколад от ненастоящего. Следует посмотреть на этикетку: три основных компонента настоящего шоколада – какао тертое, какао- порошок и какао-масло. Если имеются другие жиры и масла, перед вами не настоящий шоколад. В составе настоящего шоколада могут присутствовать сахар, эмульгатор, ароматизатор (часто это ванилин) и некоторые другие добавки. Настоящий шоколад тает во рту – температура плавления масла какао близка к температуре человеческого тела. Температура плавления пальмового масла чуть выше. После шоколада, содержащего такое масло, во рту остается привкус растительного жира.

Следующее письмо пришло от Андрея К. Он пишет : «Хотелось бы узнать, как обезопасить себя от отравления нитратами, содержащимися в овощах и фруктах».

Опасность отравления нитратами действительно существует. Но ее не стоит преувеличивать, так как нитраты химически активны и даже при обычном хранении их содержание в плодах быстро уменьшается. При мытье и чистке теряется 10-15%, при варке – 40-70% нитратов. Уменьшить вредное влияние нитратов можно с помощью аскорбиновой кислоты.

Не стоит ув        лекаться  внесезонными  тепличными овощами, например, употребление в пищу 2 кг тепличных огурцов за один прием может вызвать опасное для жизни отравление. Часто происходят отравления арбузами и дынями, которые вообще не рекомендуется покупать раньше конца августа. Известно, что в разных частях растения содержание нитратов различно. Наш корреспондент основательно изучил этот вопрос и подготовил несколько советов на эту тему.

  • Нитраты хорошо растворимы в воде, поэтому свеклу, кабачки, картофель, капусту, тыкву и другие овощи перед приготовлением необходимо нарезать кубиками и 2-3 раза залить водой, выдерживая в ней по 5-10 минут.
  • Варка овощей, соление, квашение уменьшают содержание нитратов, а сушка, наоборот, повышает.
  • Очищенный картофель лучше залить на сутки 1% раствором поваренной соли или аскорбиновой кислоты.
  • У капусты необходимо снимать верхние кроющие листья и выбрасывать кочерыжку.
  • У свеклы и моркови нужно срезать верхнюю и нижнюю часть корнеплода.
  • Огурец нужно очищать от кожицы и срезать у него хвостик.
  • Имейте в виду, что самое высокое содержание нитратов (мг/кг) отмечается в свекле (200-4500), капусте (600-3000), салате (400-2900), петрушке (1700-2500).

Ведущие вместе. Открываем четвертую страницу!

Ведущий 1. Эта страничка для любителей кроссвордов. Проводим конкурс на химическую эрудицию. Желающие участвовать получают кроссворд. Нужно вписать по вертикали слова и дать определение понятия «витамины». Победителя ожидает приз!

  1. Без этого вещества  жизнь невозможна. В организме человека его содержится  не менее 65%.
  2. Эти вещества – природные полимеры, во всех живых организмах играют исключительно важную роль: участвуют в построении клеток и тканей, являются ферментами, гормонами, защитными веществами и др. Важнейшие компоненты пищи человека.
  3. Химический элемент, содержащийся в белках, несправедливо названный безжизненным.
  4.  Углевод, полисахарид, основная часть продуктов питания. В муке его содержится 75-80%. В картофеле - 25%.
  5. Биологические катализаторы.
  6. Очень полезный кисломолочный напиток.
  7. Кислота, которая вырабатывается в желудке человека.
  8. Питательные вещества, важнейший источник энергии в организме, их энергетическая ценность составляет в среднем 3770 кДж на 100г. Один из основных компонентов клеток и тканей живых организмов.

1

2

3

4

5      6

7

8

в

и

т

а

м

и

н

ы

Ответы.1. Вода. 2. Белки. 3. Азот. 4. Крахмал. 5.Ферменты. 6.Кефир. 7.Соляная. 8.Жиры.

Ведущий 2. Победителю вручается витамин С – лимон!

Ведущий 1. На этом наш устный журнал заканчивает свою работу. Как говорил В. Шекспир, «здоровье дороже золота». Помните об этом!

Ведущий 2. Право закрыть журнал предоставляется учителю химии.

Ведущие вместе. Благодарим вас за внимание и понимание.



Предварительный просмотр:

Методическая работа

Роль химии в образовательном процессе

МОУ гимназия №1

город Данков

Учитель Сахарова В.А.

Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. И самый важный период в этом безграничном процессе познания – учеба в школе, где закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира.

Традиционно главная цель обучения химии заключается в том, что ученика необходимо было ввести в мир веществ (как природных, так и созданных человеком), заложить основу понимания причин его многообразия, сформировать не только общие представления о способах получения и областях применения веществ, но и практические умения в обращении с ними. Особенность уроков химии заключается в том, что учащихся необходимо научить наблюдать окружающий мир, задумываться над его внутренней сутью, причинами, порождающими изменения в нем, анализировать условия, определяющие различные тенденции его развития. Отражение в курсе химии новых достижений в области химических знаний способствует формированию у школьников подлинной научной системы взглядов на мир.

К числу образовательных задач относится формирование у учащихся основных химических понятий, знаний законов, теорий, выработка специфических умений и навыков. Но химия как учебный предмет дает возможность вырабатывать у школьников не только специфические умения и навыки такие как: -(пользоваться химическим языком, реактивами, материалами, посудой и другим оборудованием, собирать приборы по рисунку, составлять схему процесса, выявлять назначение аппаратов, решать задачи и так далее). В процессе образования происходит развитие и других умений и навыков как, например: интеллектуальных (наблюдать, сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы). Общеучебных (пользоваться учебником, дополнительной литературой, картами, схемами, таблицами, диаграммами, составлять план, выделять су4щественное, рационально размещать посуду и реактивы, содержать в чистоте рабочее место). Как показала практика недостаточно обращаться с призывами к учащимся хорошо учиться, надо учить их этому, вовлекать в активную познавательную деятельность

При подготовке к уроку учитель на основе конкретных условий каждый раз решает два взаимосвязанных между собой вопроса,  какой материал следует отбирать в соответствии с поставленными задачами обучения, и в какой последовательности стоит излагать этот материал. Для этого очень важно выбрать тип урока и рассматривать его не изолированно, а во взаимосвязи с предыдущими и последующими уроками, не забывая при этом об основной цели учебно-воспитательного процесса – формирование нравственной личности. Учащиеся одного и того же класса по -  разному подходят к учению: одни мыслят образно,  другие абстрактно. Одни легче усваивают изучаемый материал, чем другие, одни проявляют большой интерес к выполнению практических заданий, другие к решению теоретических вопросов. В каждом классе имеется группа учащихся, пассивных по отношению к учебе. Для них характерно нежелание думать, формальное усвоение материала, стремление избежать усилий, связанных с умственной работой. Ослабленный контроль со стороны  за этими учащимися часто является причиной их неуспеваемости.

Что необходимо делать для того, чтобы процесс обучения был высокоэффективным? Прежде всего, необходимо обеспечить высокий научный уровень преподавания химии. На уроке формируются знания, важнейшие мировоззренческие положения, получают сведения, характеризующие развитие химической промышленности, узнают о роли человека в химическом производстве.

На уроках химии формируются предметные умения: решать химические задачи, выполнять химический эксперимент, соблюдая правила работы, пользоваться химическим языком. Интеллектуальные умения – это умения пользоваться при изучении конкретного материала логическими приемами мышления. Организационно-познавательные умения – это умения организовывать свой учебный труд  и познавательную работу на уроке и дома.

При обучении химии, например в 9 классе развитие любого умения происходит на основе:

  • знаний по химии, приобретенных в 8 классе
  • знаний по химии, формируемых при изучении данной темы в 9 классе
  • знаний, приобретенных при изучении других предметов,  а также умений, ранее сформированных у учащихся в младших классах.

 Пример: предметное умение составлять уравнения диссоциации веществ можно представить в виде следующих элементов умения:

  • записывать знаки химических элементов
  • составлять формулы веществ
  • применять знания о степени окисления
  • применять знания о механизме электролитической диссоциации
  • обозначать или определять заряд ионов
  • определять число ионов
  • читать уравнения диссоциации веществ
  • составлять уравнения диссоциации веществ, ступенчато

В образовательном процессе развитие интеллектуального умения на уроке химии нацеливает учителя использовать активные формы умственной деятельности учащихся. Здесь не обойтись без организации самостоятельных работ с индивидуальными заданиями. Если ученику будет привита привычка и сформировано умение самостоятельно работать, задачи урока будут решаться проще и с большей эффективностью. В большей мере развитие наблюдается в том случае, если используются приемы обучения, специально направленные на умственное воспитание школьников.

 Один из приемов который мы, учителя химии, широко используем в своей работе, направлен на формирование самостоятельности в действиях учащихся при проведении химического эксперимента. Особенность его как средства познания состоит в том, что в процессе наблюдения и при самостоятельном выполнении опытов учащиеся не только лучше воспринимают свойства веществ и химические реакции, но и приобретают умения проводить эксперимент самостоятельно. Эксперимент важнейший путь осуществления связи теории с практикой, путь превращения знаний учащихся в убеждения.

Бывает и так; мы мало демонстрируем опытов, недооцениваем наглядный показ природных материалов. А ведь опытный учитель всесторонне использует химический эксперимент в качестве источника знаний, выдвижения и проверке гипотез, как средство закрепления знаний и их контроля. При проведении эксперимента надо иметь в виду, что здесь неприемлема формальная тренировка, когда учащиеся не знают, для чего все это они делают. В таком случае у них резко падает интерес к подобным занятиям. Ученики должны знать, какая польза от выполняемой ими работы будет не только лично для них, но и для других учащихся. Полученные вещества не надо выбрасывать, а можно применять в дальнейшей работе учащихся. Ученики приобретают знания о применении химии в повседневной жизни.

Создание проблемных ситуаций, разрешение противоречий, активизация познавательной деятельности, практическая направленность преподавания, формирование познавательного и профессионального интереса, возможность реально, конкретно, наглядно воспринимать мир веществ и процессов – вот то главное, что заложено в химическом эксперименте.

В различных темах эксперимент используется  по- разному. Например, при изучении строения бензола он становится средством проверки гипотезы о линейном строении молекулы  с многочисленными двойными и тройными связями. Рассмотрение теории электролитической диссоциации начинается с накопления фактов, их последующего обобщения, а затем теоретические знания уже будут служить средством объяснения новых фактов. Изучение свойств веществ может идти от эксперимента с последующим теоретическим осмыслением и от теории с последующей иллюстрацией, подтверждающие теоретические положения. При этом всякий раз следует решать, какой путь будет лучше способствовать развитию мышления, достижению целей обучения.

Немалую роль в образовательном процессе играет реализация межпредметных связей. В этом следует видеть один из резервов повышения эффективности уроков. Есть такие вопросы в содержании курса химии, которые можно успешно решать только на межпредметной основе. Изучая такие вопросы курса как;  кислород, воздух, вода, соли, азот, фосфор, углерод, жиры, белки, углеводы, мы неизбежно вторгаемся в область биологии, биохимии, гигиены. Энергетика организма, рациональное питание, поведение веществ в организме, отрицательное влияние на организм табачного дыма и алкоголя, техника безопасности при обращении с химическими объектами – одно лишь перечисление показывает, как велики, возможности химии в получении минимума знаний.

Для активизации умственной деятельности учащихся большие возможности заложены в проблемном изучении материала. С этим связано многое: мотивация введения новых знаний, развитие творческого мышления и так далее. Подход, основанный на проблемном изучении материала, может быть реализован при лекционном изложении нужных сведений, в процессе самостоятельной работы, на завершающем этапе изучения темы, когда предпочтительными оказываются семинары или конференции, урок-консультация и так далее.

Каждый урок должен быть воспитывающим. Учитель химии, раскрывая в процессе обучения воспитательные возможности предмета, систематически и целенаправленно ведет работу по формированию у учащихся нравственных черт личности. Каковы условия наиболее полной реализации воспитательных возможностей предмета?

  • это высокий научно-теоретический уровень изложения материала
  • четкая постановка образовательных и воспитательных целей каждого урока
  • тесное взаимодействие работы учителя химии с общей системой работы школы по воспитанию учащихся

На уроках химии имеются возможности для экономического воспитания учащихся, это во многом способствует сознательному выбору профессии. Такие понятия как «производительность труда», «себестоимость», «качество продукции», «экономичность установки», «комплексное использование сырья», « охрана окружающей среды» , здесь могут рассматриваться неоднократно. Важно наглядно показывать учащимся экономический эффект от внедрения в различные отрасли экономики достижений химической науки. Но при этом, на основе фундаментальных химических знаний необходимо формировать системные знания о химических аспектах экологии и экологических проблем.

Эта система включает знания о веществах живой природы, о взаимодействиях, связанных с проявлением жизни в растительном и животном мире, о химических взаимосвязях организмов между собой и с окружающей средой.

Важным воспитательным и одновременно практическим результатом такого обучения может стать формирование личности, готовой принять идеологию здорового образа жизни. Уроки химии должны быть для учащихся школой мышления. Для этого необходимо повышать удельный вес самостоятельной работы, в том числе работы с учебником, справочником и книгой вообще. Творчески мыслящая личность вырастает там, где природный ум дополняется знаниями, приобретенными не путем зазубривания, догматического усвоения, а в условиях учебного поиска, формирования гибкого мышления. Подойти к решению задачи с различных сторон, пониманию химизма на различных теоретических уровнях, связывать явления и сущность, опираться на причинно-следственные отношения, выдвигать гипотезы при разрешении противоречий, прое6ктировать простейшие лабораторные приборы для получения определенных веществ – это и значит: учить логически мыслить, формировать химическое мышление, развивать интеллект, воспитывать творческую личность.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ гимназия №1 Секция химии Учебно-исследовательский проект Здоровое питание – здоровому поколению Выполнили учащиеся 9-а класса Давтян Артур, Кочеткова Кристина Руководитель: Сахарова Валентина Анатольевна — учитель химии г. Данков Липецкая область 2012 г.

Слайд 2

Актуальность темы Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. В нашем рационе почти не осталось настоящих продуктов питания, одна сплошная «химия». . В настоящее время качество пищевых продуктов правомерно отнесено к числу основных факторов, определяющих здоровье нации и сохранение ее генофонда.

Слайд 3

Проблема действительно ли, что еда быстрого приготовления вредна для организма? можно ли сохранить здоровье, если последить за характером питания?

Слайд 4

Гипотеза В чипсах, газированных напитках и жевательных резинках содержатся вещества, среди которых возможно достаточно много вредных, употребляя их, мы теряем здоровье. количество вредных веществ, возможно, зависит от сорта продукта Возможно, мы можем сохранить здоровье, изменив характер питания

Слайд 5

Цель: Изучить качественный состава чипсов, газированных напитков, жевательной резинки и выяснить влияния их ингредиентов на здоровье подростков.

Слайд 6

Предмет исследования Определения соли, крахмала, масла, калорийности в чипсах; определение рН- среды, наличие консервантов в газированной воде; определение наличия красителей, многоатомных спиртов в жевательной резинке;

Слайд 7

Первая часть работы Выявление популярных у учащихся гимназии№1 продуктов на основе социологического опроса

Слайд 8

Анализ чипсов на наличие хлорида натрия (поваренной соли) Вывод: В чипсах марки « Lays » повышенное содержание хлорид-ионов

Слайд 9

Анализ чипсов на наличие крахмала Вывод: в чипсах « Флинт » содержание крахмала минимально.

Слайд 10

Анализ чипсов на калорийность Вывод: калорийность чипсов « Lays » выше, чем калорийность чипсов «Флинт». Калорийность, указанная на упаковке чипсов « Lays » меньше, чем в действительности. Калорийность чипсов «Флинт» практически соответствует данным производителя.

Слайд 11

Анализ чипсов на наличие масла Вывод: в чипсах марки « Lays » масла максимальное количество.

Слайд 12

Анализ газированной воды на рН раствора Вывод: Растворы имеют слабокислую среду, газированная вода марки «Буратино» более безопасна.

Слайд 13

Анализ газированной воды на наличие консервантов Вывод: Меньше всего консервантов в газированной воде «Буратино»

Слайд 14

Анализ жевательной резинки на наличие многоатомных спиртов Вывод: жевательные резинки этих марок имеют в своем составе многоатомные спирты, жевательная резинка «Хубба-буба» имеет их больше, что пагубно влияет на здоровье

Слайд 15

Анализ жевательной резинки на наличие красителей Орбит Хубба-буба Вывод: изменение цвета раствора у марки «Хубба-буба» свидетельствует о том, что жевательная резинка содержит искусственные красители .

Слайд 16

Результаты работы: После проведенного социологического опроса среди учащихся гимназии было установлено, что любят чипсы и газированные напитки более 80% и употребляют их регулярно Без этих продуктов питания не могут обходиться 11% О вредности этих продуктов не знают 5% Освоена методика проведения опытов Создана печатная версия и электронная презентация работы.

Слайд 17

Выводы: В чипсах, газированных напитках и жевательных резинках содержатся вещества, среди которых достаточно много вредных. количество вредных веществ зависит от сорта продукта употребление этих продуктов небезвредно для организма человека изменив характер питания можно сохранить здоровье.

Слайд 18

Практическое значение проекта На основании бесед и демонстрации слайдов, учащиеся гимназии получили представление о составе популярных у них продуктов и влиянии их на организм Учащиеся готовы ограничить употребление еды быстрого приготовления. Поняли, что народная мудрость «Береги здоровье смолоду» не миф, а реальность.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательский урок . Тема «Мыла» Работу выполнила учитель химии МБОУ гимназии №1 Сахарова В.А.

Слайд 2

Цель урока : сформировать понятие об особых свойствах мыл. Задачи: показать особенности строения и свойств мыл; Показать практическое применение знаний и умений в повседневной жизни

Слайд 3

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» А.С.Пушкин

Слайд 4

Проблема: Почему мыльная вода имеет лучшие моющие свойства по сравнению с обычной. Цель: Исследовать свойства мыла и мыльной воды.

Слайд 5

Мыло – натриевая или калиевая соль высшей карбоновой кислоты

Слайд 6

Жидкие мыла – это калиевые соли высших карбоновых кислот. Твердые мыла – это натриевые соли высших карбоновых кислот

Слайд 7

Гипотеза: Моющая способность мыла обусловлена особыми свойствами веществ, находящихся в его водном растворе.

Слайд 8

Поверхностно-активные вещества(ПАВ ) Органические вещества, снижающие поверхностное натяжение воды на границе раздела фаз.

Слайд 9

Строение молекулы ПАВ углеводо- полярная родный группа радикал

Слайд 10

Вывод: Имеет меньшее поверхностное натяжение, что дает ей возможность проникать к частицам загрязнителя; Раствор мыла представляет собой поверхностно-активную систему, состоящую из гидрофобной части, притягивающей загрязнение, и гидрофильной части, притягивающей воду; Молекулы мыла одинаково сильно взаимодействуют и с молекулами загрязнителей, и с молекулами воды, что и позволяет мыльной воде смывать жир и грязь.

Слайд 11

? Получили ли вы новое знание? ? Если да, то что этому способствовало? ? Использовали ли ранее полученные знания в ходе исследования? ? Получилось ли доказать гипотезу с помощью эксперимента? ? Можно ли использовать эти знания в повседневной жизни?



Предварительный просмотр:

Исследовательский урок

Тема «Мыла»

                               Учитель Сахарова В.А.

Г.Данков МБОУ гимназия №1

Цель урока:  сформировать понятие об особых свойствах мыл через                                                            организацию исследовательской деятельности на уроке.

Задачи:  организовать работу, направленную на формирование исследовательских умений учащихся; раскрыть содержание темы и показать особенности строения и свойств мыл; создать условия для обучения школьников практическому применению знаний и умений в повседневной жизни.

Оборудование:  Экран для мультимедийной презентации, штатив с пробирками, 2 хим. cтакана, стеклянная палочка, пипетка, 4 предметных стекла, загрязненная тряпочка, карбонат натрия, хлорид натрия, растительное масло, мыла – твердое и жидкое, вода, жесткая вода, универсальная индикаторная бумага.

Ход урока

  1. Слайд со словами А.С. Пушкина.
  2. Знакомство с организацией работы на уроке:

- работа группами

-работа с использованием листа маршрута

-работа направлена на самостоятельное получение знаний

-работа связана с соблюдением правил техники безопасности (вспомнить их).

Постановка проблемы

    3. Предлагаю приступить к выполнению задания 1 согласно листу маршрута.

Возьмите загрязненную тряпочку. Очистите загрязнение, смочив тряпочку водой (при этом можно потереть ее руками).

Получилось?

                           

                           

                           

Как вы сформулировали бы проблему, возникшую перед вами?

Каковы в связи с этим цель исследования и тема урока?

    4. Прерываю самостоятельную работу для обсуждения и совместной формулировке проблемы.

    5. Слайд «Проблема»

    6. Слайд «цель»

Предлагаю вспомнить и процитировать строки Корнея Чуковского из «Мойдодыра»: «Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое, и зубной порошок, и густой гребешок…». Впрочем, дальше можно и не продолжать. Вы все с раннего детства знаете эти строки. Я не случайно вспомнила именно детское стихотворение. Все дело в том, что один из первых замечательных продуктов химии, с которым знакомится маленький человечек, - это мыло.

 Мыла бывают разные: детские, женские, гигиенические, хозяйственные, крем-мыло, твердые, жидкие. Современный рынок этой продукции никого не оставит равнодушным.

  Когда же впервые было изготовлено мыло? (Сообщение учащегося)

Мыло стало известно человеку еще в YI в. До н.э. , когда финикийцы и галлы научились варить его из козьего жира и древесной золы

  А вот самое раннее  письменное упоминание о мыле в европейских странах встречается у римского писателя и ученого Плиния Старшего (1 в. н. э. ). О ценности мыла в качестве очищающего средства высказывался древнегреческий врач Гален. Развитию мыловарению способствовало наличие сырьевых  источников. Например, марсельская мыловаренная промышленность, известная с эпохи раннего Средневековья, располагала оливковым маслом и содой.

Учащиеся возвращаются к работе в тетрадях.

  1. Попробуйте сами получить мыло. Для этого сначала изучите теорию и методику проведения опыта.

Получение мыла (работа над определением главного понятия)

На доске записать уравнение реакции получения мыла из тристеарата глицерина ( жир) и щелочи.

     Выполнение задания 2 согласно листу маршрута.

  • Приготовьте концентрированный раствор стиральной соды. Исследуйте среду раствора с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Среда раствора ________________

  • Хорошо нагрейте в пробирке полученный раствор соды.
  • Постепенно по каплям добавляйте растительное масло, пока оно не перестанет растворяться.
  • В полученный раствор насыпьте немного поваренной соли (эот процесс называется высаливанием).

Что получилось?

                     

Дать определение мылам.

Демонстрация слайда с определением

Выдвижение гипотезы

Выполнение задания 3  согласно листу маршрута 

  • Растворите в воде немного мыла:

В стакане №1 -----------  жидкого

В стакане №2 ----------- твердого.

  • Определите по окраске пламени наличие ионов Na+ и К+ в этих растворах. Для этого металлическую палочку обмакните в раствор и внесите в пламя спиртовки. Сделайте вывод:

Жидкость из стакана №1 (жидкое мыло) окрашивает пламя в фиолетовый цвет, значит, раствор содержит ионы_______

Жидкость из стакана №2 (твердое мыло) окрашивает пламя в желтый цвет, значит, раствор содержит ионы _________

. На основании этого дать определение жидким и твердым мылам.

Демонстрация слайда.

Выполнение задания 4, согласно листу маршрута

Если в растворе есть ионы, значит,

мыло в воде

Выполнение задания 5

Исследуйте среду полученного раствора с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Среда мыльного раствора.

Выберите правильный ответ.

Значит соль (мыло) подвергается ________ (гидролизу)

Уравнение гидролиза мыла:

C17H35COONa + HOH         C17H35COOH↓ + NaOH

Уравнение гидролиза подтверждает наличие в растворе ионов ___ (ОН-), которые и обуславливают_____(щелочную среду).

А теперь предложите гипотезу.

Гипотеза : моющая способность мыла обусловлена особыми свойствами веществ, находящихся в его водном растворе.

Обоснование гипотезы

Прочитайте следующий текст и выполните предложенные опыты.

Мытье и стирка -  сложный физико-химический процесс. Действие моющих веществ направлено на то, чтобы обеспечить как можно более полное удаление загрязнений, например жира, с поверхности раздела между тканью и моющей жидкостью.

Таким образом, моющее действие – это способность моющих средств и их растворов удалять с отмываемых поверхностей прилипшие частицы грязи и переводить их во взвешенное состояние в виде эмульсий и суспензий.

Но как это происходит? В чем особенность мыльной воды?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо сравнить мыльную воду с обычной.

  • Вода может легко подниматься по капиллярным каналам. Например, она поднимается на поверхность Земли, движется в тканях растений и животных.
  • Вода стремится иметь наименьшую поверхность, поэтому ее капля имеет форму шара.
  • Проведите опыт. Смочите две стеклянные пластинки водой, соедините их. А теперь попробуйте разъединить. Легко ли они разъединяются? ______

Все эти примеры подтверждают факт наличия большого поверхностного натяжения воды. Оно-то и препятствует контакту воды с загрязняющими веществами. Значит, чтобы вещество обладало моющим действием, оно должно прежде всего значительно снижать поверхностное натяжение воды.

 Только благодаря этому моющая жидкость может проникать в мелкие поры очищаемого материала.

Повторите опыт. Смочите две стеклянные пластинки мыльной  водой, соедините их. Легко ли они теперь отрываются друг от друга?______

Показ слайда с определением ПАВ

ПАВ имеют в своем составе полярную группу: -COOH,  –COONa, -SO3Na,

-OH, -NH2, а так же неполярный углеводородный радикал линейного строения, содержащий от 10 до 18 атомов углерода. Выберите и обведите группу, которая есть в мылах ( -COONa ).

Укажите формулу углеводородного радикала, содержащегося в мылах ______(С17Н35)

Показ схемы ПАВ на слайде.

Вы видите, что молекула мыла состоит как бы из двух частей: гидрофильной  (т.е. имеющей сродство к воде) и гидрофобной ( т.е. не взаимодействующей с водой, но охотно вступающей в контакт с загрязняющими веществами).

В формуле мыла укажите гидрофобную и гидрофильные части.

C17H35 – COONa  

                               гидрофобная часть         гидрофильная часть

Гидрофильные и гидрофобные группы находятся на разных концах длинной молекулы. Такие молекулы прикрепляются своими ______(гидрофобными) концами к жирной поверхности, а ______(гидрофильными) торчат наружу словно иголки у ежа. Вода эти иголки хорошо смачивает, молекулы воды окружают такого «ежа», отрывают его от поверхности и уносят его прочь. Таков принцип действия мыла.

Итак, сделайте вывод. Демонстрация слайда с выводом.

Мыльная вода имеет лучшие моющие свойства по сравнению с обычной водой, так как:

  • Имеет меньшее поверхностное натяжение, что дает ей возможность проникать к частицам загрязнителя;
  • Раствор мыла представляет собой поверхностно-активную систему, состоящую из гидрофобной части, притягивающей загрязнение, и гидрофильной части, притягивающей воду;
  • Молекулы мыла одинаково сильно взаимодействуют и с молекулами загрязнителей, и с молекулами воды, что и позволяет мыльной воде смывать жир и грязь.

Выполнение заданий с использованием новых знаний

Выполните задание 6. Исследуйте действие жесткой воды на мыльную воду.

Прилейте мыльный раствор к жесткой воде.

Что получилось? ______(выпал осадок). Напишите уравнение реакции:

2C17H35COONa + CaCl2          (C17H35COO)2Ca↓ + 2NaCl

Назовите полученное вещество.

Как это явление влияет на моющее действие мыла?  ( Образующийся осадок стеарата кальция препятствует проникновению ПАВ к молекулам загрязнителя, а также не способствует снижению поверхностного натяжения воды. Поэтому жесткая вода снижает моющую способность мыла. Чтобы стирать в такой воде, нужно добавить в нее компоненты, разлагающие осадок, например кислоты.)

Как вы думаете, какое влияние оказывает щелочь, образующаяся при гидролизе мыла, на ткани и кожу? Выделите плюсы и минусы этого воздействия. («+»: щелочь обладает бактерицидным действием и разъедающей способностью, что способствует очищению ткани от грязи;

«__»; щелочь сушит кожу, нарушая ее рн, разъедает волокна тканей.)

Показ слайда с осмыслением результатов.

  • Получили ли вы новое знание?
  • Если да, то что этому способствовало?
  • Использовали ли вы ранее полученные теоретические знания в ходе исследования?
  • Получилось ли доказать гипотезу с помощью эксперимента?
  • Можно ли использовать эти знания в повседневной жизни?

Домашнее задание: Работа с конспектом. Ответы на вопросы:

  • Как влияет температура воды на моющие свойства мыла?
  • Стиральный порошок – это мыло или нет?

 



Предварительный просмотр:

Методическая работа

Активизация познавательной деятельности на уроках химии

МОУ гимназия №1

город Данков

учитель Сахарова В.А.

Учить школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Образование, полученное в школе, лишь в том случае будет надежной базой для дальнейшего пополнения знаний, если мы, учителя, сможем развить у учащихся потребность постоянно учиться, расширять свой кругозор, если вооружим их рациональными способами умственной работы.

Овладение знаниями и умениями невозможно без самостоятельной работы учащегося с книгой (учебником, задачником, дидактическими пособиями, справочниками, научно-популярной литературой.) Формирование умения работать с печатными пособиями следует начать с организации в классе работы с учебником. Овладение этим умением в 8 классе проявляется в действиях  учащихся при работе с учебником сначала по заданию учителя и с его помощью, затем самостоятельно. Развитие этого умения особенно заметно при переходе из класса в класс, достигается путем приобщения школьников к самостоятельному использованию помимо учебника других учебных пособий. Овладение умением работать с книгой в старших классах проявляется в сознательном и самостоятельном использовании учебника и дополнительной литературы на уроке и процессе подготовки к внеклассным занятиям.

Учителями химии накоплен большой опыт активизации познавательной деятельности учащихся на уроках. Широкое признание получили такие приемы и методы как эвристические беседы, проблемное построение объяснения, экспериментальное решение задач, разнообразные виды самостоятельной работы. Учащиеся 8 классов, как известно, проявляют большой интерес к химическому эксперименту. Во время постановки демонстрационных опытов обращаю внимание на то, чтобы ученики не просто вели наблюдение, но и сами могли объяснить, почему протекает данное явление, научились сравнивать изученные факты, делать обобщения, самостоятельные выводы.

Привлекая учащихся к обсуждению демонстрационных опытов, стараюсь учитывать имеющийся запас знаний. Так при изучении химических свойств кислорода предлагаю проследить, как сгорают в нем различные вещества (уголь, сера, железо), сравнить горение веществ в кислороде с горением в воздухе, составить уравнения реакций. Учащиеся активно участвуют в беседе, так как многие сведения о кислороде им известны из курса природоведения. После сжигания угля в кислороде спрашиваю: остался ли в банке кислород? Для проверки проводим опыт. Ученики убеждаются, что кислород в банке отсутствует, и на основании этого делают вывод: что кислород вступает в реакцию с углем. Следует вопрос: какое вещество получилось при этом? Опускаем в банку горящую лучинку, она гаснет. Делается предположение, что выделился углекислый газ. Проверить можно с помощью известковой воды. Затем ученики записывают уравнение реакции. Аналогично проводим опыт сжигания серы. Учащиеся делают правильное заключение, что в кислороде вещества горят энергичнее и объясняют почему.

При изучении действия кислот на индикаторы вызываю к столу ученика, который берет растворы кислот, находит необходимые индикаторы и проводит исследования. После краткого обсуждения каждого опыта ученики делают выводы и записывают их в тетради. Такая форма проведения урока, по моему мнению, во много раз повышает познавательную активность учащихся на уроке.

В 8 классе провожу обучение приемам сравнения и на их основе приемам обобщения. С первых же уроков предлагаю план для сравнения ряда веществ, пользуясь которым они потом выполняют специальные задания. Например:

  • Укажите одно- два свойства, которые для каждой пары веществ являются общими а) сахар, соль     б) медь, алюминий
  • Укажите наиболее характерные свойства, которые отличают а) сахар от соли   б) медь от алюминия.

На лабораторных столах выставляю ряд веществ, и учащиеся самостоятельно по плану характеризуют их свойства.

 Еще более сложными являются задания, в которых перечень сравниваемых признаков не предлагается в готовом виде, а учащиеся должны установить их самостоятельно. Например, сравнить свойства водорода и кислорода между собой а) по физическим свойствам  б) по химическим свойствам. Сравниваемые признаки самостоятельно записать в таблицу.

При выполнении подобных заданий проявляется большая самостоятельность учащихся. Они быстро обучаются сравнению, но несколько больше времени требуется на то, чтобы обучить их обобщению на основе сравнения. Приемы сравнения и обобщения отрабатываются с учащимися в течение всего года с помощью заданий, которые способствуют развитию наблюдательности, вырабатывают у них умение логически рассуждать, делать выводы, осознанно овладевать учебным материалом.

В конце 8 класса особое внимание уделяю обучению школьников выявлению существенного, главного. Например, по теме «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений» даю следующие задания:

  • К какому классу неорганических соединений относятся вещества, формулы которых приведены ниже: а) HCl,  HI,  H2S    б) H2SO4, HNO3, H3PO4.  Почему вы так считаете? По какому признаку сгруппированы данные кислоты?
  • Какие из перечисленных соединений, формулы которых приведены ниже, следует отнести к кислотам: HMnO4, Cr(OH)2, Al2O3, HNO2, KNO3, H2CrO4, Ba(OH)2, CaCl2, P2O5, Fe2O3

Второе задание сложнее первого, поскольку состав данных кислот учащимся неизвестен. Исходя из определения понятия «кислота», учащиеся должны самостоятельно сделать вывод.

На основе этого обучаю учеников приемам обобщения. В этих целях предлагаю для самостоятельной работы задания, выполняя которые школьники одновременно учатся строить обобщения:

  • Почему вы считаете, что данные соединения кислоты?
  • Какой классификационный признак кислот положен в основу?

Следующий прием направлен на формирование познавательной активности при проведении химического эксперимента. Эксперимент – важнейший путь осуществления теории с практикой, путь превращения знаний учащихся в убеждения. Основным средством для развития учащихся по-прежнему являются задания нарастающей трудности. Например, в заданиях на распознавание веществ по наиболее характерным физическим или химическим свойствам сначала даю учащимся исследовать два, затем три вещества. Учащиеся вначале распознают данные им вещества по физическим свойствам, не прибегая к опытам.

  • В трех склянках без этикеток находятся следующие вещества: CuO, CuSO4, Fe2O3 Распознайте эти вещества. Далее задания усложняю. Предлагаю распознать 3-4 вещества на основе химических свойств, выбрать рациональный способ их распознавания.
  • В трех пробирках находятся вещества: кислота, щелочь, дистиллированная вода. Распознать эти вещества.

В 9 классе провожу мысленные эксперименты, которые заключаются в том, что учащиеся в уме представляют все действия, условия и результаты опыта. Задания подбираются с нарастающей степенью трудности. Например:

  • В двух пробирках находятся Na2SO4, CuSO4 предположите, что вы сможете наблюдать, если в водные растворы этих веществ добавить индикатор? Подтвердите предположения экспериментом.
  • Ученик получил путем реакции обмена следующие вещества: Cu(OH)2, AgCl, Fe(OH)3, BaSO4  Предположите а) признаки реакции, в результате которой образуются эти вещества  б) какие вещества при этом вы можете использовать? Составить полные и краткие ионные уравнения реакций. Свои предположения подтвердить опытным путем.

Использую и проблемный подход при изучении многих тем для развития познавательной активности учащихся. Например, учитывая наличие определенных знаний о химических элементах и их соединениях, а также опираясь на полученные ранее общие сведения по строению атома, изучение периодического закона начинаю с проблемного задания.  Исходя из формулировки периодического закона, данной Д.И.Менделеевым, проанализировать действительное расположение химических элементов в таблице в зависимости от величины их атомных масс, все ли элементы расположены по возрастанию атомных масс? Такое задание создает проблемную ситуацию, которая позволяет сформулировать проблему: несоответствие между формулировкой закона и действительным расположением химических элементов.  Важно включить в нее весь класс. В итоге дается новая формулировка периодического закона. При проведении такого урока обращаю внимание на работу с учебником, таблицами, на умение школьников анализировать факты.

В 10 классе ведущей проблемой органической химии является зависимость свойств веществ от их строения. После изучения электронного строения веществ каждого класса я предлагаю учащимся предсказать их химические свойства. Например, исходя из электронного строения, предсказать химические свойства а) С2Н4  б) С2Н2    в) С2Н5ОН   г) С6Н5ОН   д) СН3СООН.  Чтобы дать верный ответ ученик рассуждает о влиянии на свойства веществ, кратных связей, взаимном влиянии атомов в молекулах. Идет активный познавательный процесс. На его развитие влияют задания такого типа:

  • Расположить спирты по убыванию подвижности водородного атома в гидроксогруппе этанола, 2-фторэтанола, пропанола-2
  • Расположить кислоты в порядке возрастания их степени электролитической диссоциации: CH3COOH,  CH2ClCOOH,  CH2BrCOOH, CH2ICOOH

При изучении различных классов органических веществ, предлагаю задачи по проблеме поисков путей их получения, в основе которых лежит генетическая связь между веществами. Работа учащихся по предложенным проблемам создает условия для творческой деятельности. Важно не просто решить задачу, а найти лучший рациональный вариант решения. Этим достигается  большая эффективность усвоения и большие возможности развития мышления.

Чем больше запас знаний у учащихся по химии, тем чаще у них возникают вопросы, требующие ответа, а это способствует, стимулирует их познавательную активность.

 



Предварительный просмотр:

Методическая работа

Роль химии в образовательном процессе

МОУ гимназия №1

город Данков

Учитель Сахарова В.А.

Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. И самый важный период в этом безграничном процессе познания – учеба в школе, где закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира.

Традиционно главная цель обучения химии заключается в том, что ученика необходимо было ввести в мир веществ (как природных, так и созданных человеком), заложить основу понимания причин его многообразия, сформировать не только общие представления о способах получения и областях применения веществ, но и практические умения в обращении с ними. Особенность уроков химии заключается в том, что учащихся необходимо научить наблюдать окружающий мир, задумываться над его внутренней сутью, причинами, порождающими изменения в нем, анализировать условия, определяющие различные тенденции его развития. Отражение в курсе химии новых достижений в области химических знаний способствует формированию у школьников подлинной научной системы взглядов на мир.

К числу образовательных задач относится формирование у учащихся основных химических понятий, знаний законов, теорий, выработка специфических умений и навыков. Но химия как учебный предмет дает возможность вырабатывать у школьников не только специфические умения и навыки такие как: -(пользоваться химическим языком, реактивами, материалами, посудой и другим оборудованием, собирать приборы по рисунку, составлять схему процесса, выявлять назначение аппаратов, решать задачи и так далее). В процессе образования происходит развитие и других умений и навыков как, например: интеллектуальных (наблюдать, сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы). Общеучебных (пользоваться учебником, дополнительной литературой, картами, схемами, таблицами, диаграммами, составлять план, выделять су4щественное, рационально размещать посуду и реактивы, содержать в чистоте рабочее место). Как показала практика недостаточно обращаться с призывами к учащимся хорошо учиться, надо учить их этому, вовлекать в активную познавательную деятельность

При подготовке к уроку учитель на основе конкретных условий каждый раз решает два взаимосвязанных между собой вопроса,  какой материал следует отбирать в соответствии с поставленными задачами обучения, и в какой последовательности стоит излагать этот материал. Для этого очень важно выбрать тип урока и рассматривать его не изолированно, а во взаимосвязи с предыдущими и последующими уроками, не забывая при этом об основной цели учебно-воспитательного процесса – формирование нравственной личности. Учащиеся одного и того же класса по -  разному подходят к учению: одни мыслят образно,  другие абстрактно. Одни легче усваивают изучаемый материал, чем другие, одни проявляют большой интерес к выполнению практических заданий, другие к решению теоретических вопросов. В каждом классе имеется группа учащихся, пассивных по отношению к учебе. Для них характерно нежелание думать, формальное усвоение материала, стремление избежать усилий, связанных с умственной работой. Ослабленный контроль со стороны  за этими учащимися часто является причиной их неуспеваемости.

Что необходимо делать для того, чтобы процесс обучения был высокоэффективным? Прежде всего, необходимо обеспечить высокий научный уровень преподавания химии. На уроке формируются знания, важнейшие мировоззренческие положения, получают сведения, характеризующие развитие химической промышленности, узнают о роли человека в химическом производстве.

На уроках химии формируются предметные умения: решать химические задачи, выполнять химический эксперимент, соблюдая правила работы, пользоваться химическим языком. Интеллектуальные умения – это умения пользоваться при изучении конкретного материала логическими приемами мышления. Организационно-познавательные умения – это умения организовывать свой учебный труд  и познавательную работу на уроке и дома.

При обучении химии, например в 9 классе развитие любого умения происходит на основе:

  • знаний по химии, приобретенных в 8 классе
  • знаний по химии, формируемых при изучении данной темы в 9 классе
  • знаний, приобретенных при изучении других предметов,  а также умений, ранее сформированных у учащихся в младших классах.

 Пример: предметное умение составлять уравнения диссоциации веществ можно представить в виде следующих элементов умения:

  • записывать знаки химических элементов
  • составлять формулы веществ
  • применять знания о степени окисления
  • применять знания о механизме электролитической диссоциации
  • обозначать или определять заряд ионов
  • определять число ионов
  • читать уравнения диссоциации веществ
  • составлять уравнения диссоциации веществ, ступенчато

В образовательном процессе развитие интеллектуального умения на уроке химии нацеливает учителя использовать активные формы умственной деятельности учащихся. Здесь не обойтись без организации самостоятельных работ с индивидуальными заданиями. Если ученику будет привита привычка и сформировано умение самостоятельно работать, задачи урока будут решаться проще и с большей эффективностью. В большей мере развитие наблюдается в том случае, если используются приемы обучения, специально направленные на умственное воспитание школьников.

 Один из приемов который мы, учителя химии, широко используем в своей работе, направлен на формирование самостоятельности в действиях учащихся при проведении химического эксперимента. Особенность его как средства познания состоит в том, что в процессе наблюдения и при самостоятельном выполнении опытов учащиеся не только лучше воспринимают свойства веществ и химические реакции, но и приобретают умения проводить эксперимент самостоятельно. Эксперимент важнейший путь осуществления связи теории с практикой, путь превращения знаний учащихся в убеждения.

Бывает и так; мы мало демонстрируем опытов, недооцениваем наглядный показ природных материалов. А ведь опытный учитель всесторонне использует химический эксперимент в качестве источника знаний, выдвижения и проверке гипотез, как средство закрепления знаний и их контроля. При проведении эксперимента надо иметь в виду, что здесь неприемлема формальная тренировка, когда учащиеся не знают, для чего все это они делают. В таком случае у них резко падает интерес к подобным занятиям. Ученики должны знать, какая польза от выполняемой ими работы будет не только лично для них, но и для других учащихся. Полученные вещества не надо выбрасывать, а можно применять в дальнейшей работе учащихся. Ученики приобретают знания о применении химии в повседневной жизни.

Создание проблемных ситуаций, разрешение противоречий, активизация познавательной деятельности, практическая направленность преподавания, формирование познавательного и профессионального интереса, возможность реально, конкретно, наглядно воспринимать мир веществ и процессов – вот то главное, что заложено в химическом эксперименте.

В различных темах эксперимент используется  по- разному. Например, при изучении строения бензола он становится средством проверки гипотезы о линейном строении молекулы  с многочисленными двойными и тройными связями. Рассмотрение теории электролитической диссоциации начинается с накопления фактов, их последующего обобщения, а затем теоретические знания уже будут служить средством объяснения новых фактов. Изучение свойств веществ может идти от эксперимента с последующим теоретическим осмыслением и от теории с последующей иллюстрацией, подтверждающие теоретические положения. При этом всякий раз следует решать, какой путь будет лучше способствовать развитию мышления, достижению целей обучения.

Немалую роль в образовательном процессе играет реализация межпредметных связей. В этом следует видеть один из резервов повышения эффективности уроков. Есть такие вопросы в содержании курса химии, которые можно успешно решать только на межпредметной основе. Изучая такие вопросы курса как;  кислород, воздух, вода, соли, азот, фосфор, углерод, жиры, белки, углеводы, мы неизбежно вторгаемся в область биологии, биохимии, гигиены. Энергетика организма, рациональное питание, поведение веществ в организме, отрицательное влияние на организм табачного дыма и алкоголя, техника безопасности при обращении с химическими объектами – одно лишь перечисление показывает, как велики, возможности химии в получении минимума знаний.

Для активизации умственной деятельности учащихся большие возможности заложены в проблемном изучении материала. С этим связано многое: мотивация введения новых знаний, развитие творческого мышления и так далее. Подход, основанный на проблемном изучении материала, может быть реализован при лекционном изложении нужных сведений, в процессе самостоятельной работы, на завершающем этапе изучения темы, когда предпочтительными оказываются семинары или конференции, урок-консультация и так далее.

Каждый урок должен быть воспитывающим. Учитель химии, раскрывая в процессе обучения воспитательные возможности предмета, систематически и целенаправленно ведет работу по формированию у учащихся нравственных черт личности. Каковы условия наиболее полной реализации воспитательных возможностей предмета?

  • это высокий научно-теоретический уровень изложения материала
  • четкая постановка образовательных и воспитательных целей каждого урока
  • тесное взаимодействие работы учителя химии с общей системой работы школы по воспитанию учащихся

На уроках химии имеются возможности для экономического воспитания учащихся, это во многом способствует сознательному выбору профессии. Такие понятия как «производительность труда», «себестоимость», «качество продукции», «экономичность установки», «комплексное использование сырья», « охрана окружающей среды» , здесь могут рассматриваться неоднократно. Важно наглядно показывать учащимся экономический эффект от внедрения в различные отрасли экономики достижений химической науки. Но при этом, на основе фундаментальных химических знаний необходимо формировать системные знания о химических аспектах экологии и экологических проблем.

Эта система включает знания о веществах живой природы, о взаимодействиях, связанных с проявлением жизни в растительном и животном мире, о химических взаимосвязях организмов между собой и с окружающей средой.

Важным воспитательным и одновременно практическим результатом такого обучения может стать формирование личности, готовой принять идеологию здорового образа жизни. Уроки химии должны быть для учащихся школой мышления. Для этого необходимо повышать удельный вес самостоятельной работы, в том числе работы с учебником, справочником и книгой вообще. Творчески мыслящая личность вырастает там, где природный ум дополняется знаниями, приобретенными не путем зазубривания, догматического усвоения, а в условиях учебного поиска, формирования гибкого мышления. Подойти к решению задачи с различных сторон, пониманию химизма на различных теоретических уровнях, связывать явления и сущность, опираться на причинно-следственные отношения, выдвигать гипотезы при разрешении противоречий, прое6ктировать простейшие лабораторные приборы для получения определенных веществ – это и значит: учить логически мыслить, формировать химическое мышление, развивать интеллект, воспитывать творческую личность.