Главные вкладки


    Причины употребления психоактивных веществ.

    Затонская Светлана Владимировна

     

    Действительность такова, что среди прочих статей «Кодекса РФ об административных правонарушениях» есть статья 164 «Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей».

    Под невыполнением обязанностей по воспитанию и обучению детей следует понимать отсутствие должной заботы о воспитании и образовании несовершеннолетних. Это может выражаться в том, что они не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создания необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения, подготовке к трудовой деятельности, отсутствие надзора за поведением ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    prichiny_upotrebleniya_pav.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Причины употребления психоактивных веществ.

    Причин употребления ПАВ множество. В целом их можно разделить на 2 большие группы.

    Причины

    I.  Личные отклонения и психические заболевания

    II.  Специфические особенности поведения

    1. Психопатия

    2. Умственная отсталость

    3. Чувство взрослости

    4. Одиночество

    5. Реакция протеста

    6. Имитация

    Рассмотрим их по порядку.

    1. К первой группе относятся личные отклонения и психические заболевания самого ребенка, из-за которых он не может реализовать себя иным способом. Некоторые из психических заболеваний существуют уже с раннего детства, а проявляются в подростковом. К ним относится психопатия.
    1. Психопатия – это аномалия характера, от которой страдает и сам человек, и общество. Играют роль и различные факторы, отрицательно влиявшие на плод в период внутриутробного развития, а особенно, если во время беременности женщина употребляла спиртное, курила, принимала лекарства (не рекомендованные), или у нее были отравления какими – либо веществами, инфекционные болезни, стрессы и так далее. Все это может привести к органическим нарушениям головного мозга. Неблагоприятными факторами являются также болезни ЦНС, черепно-мозговые травмы, тяжелые отравления, перенесенные в первые 4 года жизни ребенка.

    Огромное значение имеют недостатки воспитания.

    Если ребенок растет в семье:

    1. где его воспитанием и коррекцией поведения никто не занимается,
    2. где оба родителя злоупотребляют алкоголь или когда один член семьи пьянствует, а другой озабочен только тем, как обеспечить ребенка всем необходимым,
    3. если ребенок растет в атмосфере постоянных скандалов даже непьющих родителей,
    4. или растет в неполной или деформированной семье (отчим или мачеха),
    5. или ребенок воспитывается у бабушки и дедушки, а те потакают всем его капризам,

    то все аномалии характера еще более усиливаются.

    1. Еще одной причиной раннего употребления ПАВ может стать умственная отсталость. Такие дети и подростки очень внушаемы, не способны правильно оценивать последствия своих поступков, они легко попадают под влияние других людей и больше подвержены отрицательному влиянию, чем положительному.
    1. Специфические особенности поведения – это те особенности, которые свойственны именно этому возрасту, из-за чего подростки часто не могут противостоять внешнему отрицательному влиянию.

    1. Большинство современных подростков – акселераты, но в своем поведении и эмоциональных проявлениях многие остаются инфантильными, это означает, что их поведение и эмоциональные реакции напоминают поведение детей. Не смотря на кажущуюся «взрослость» и высокий рост, у них могут сохранятся детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому отрицательному влиянию, склонность к подражанию, неразвитое чувство ответственности и долга.

    Им хочется быть самостоятельными, а они еще не имеют возможности самостоятельно зарабатывать, в материальном отношении зависят от родителей, а в школе их поведение контролируется учителями. Поэтому они находят компенсацию своей зависимости вне дома и школьных стен, в подростковых группах, где каждый стремится показать свою взрослость и завоевать авторитет. А один из способов это курение, употребление алкоголя и наркотиков. Итак, первая причина, это чувство взрослости.

    1. Следующей возможной причиной может стать чувство одиночества. Здесь речь идет о детях и подростках отчужденных от школьного коллектива, от семьи, нашедших «понимание» у сверстников и более взрослых лиц со стороны. В такой компании все делают вид, что очень внимательны к нему, принимают его за взрослого и стремятся приучить его ко взрослой жизни.
    2. Реакция протеста – одна из наиболее частых причин употребления ПАВ. Протестные формы поведения возникают в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких. Поссорившись с родителями или учителями школьник убегает на улицу к приятелям. Он злится на взрослых, а сверстники и совместное употребление ПАВ повышают настроение, дают ощущение уверенности в себе и переоценку своих способностей.

    Реакция протеста подростка бывает и в тех случаях, когда в семье конфликтная обстановка. Родителя ссорятся между собой, и этим как бы виноваты перед ребенком.

    Причиной протеста может быть равнодушное отношение родителей, несправедливое болезненное для самооценки наказание, запрещение чего-либо значимого для ребенка.

    Протестные реакции могут быть из-за чрезмерных претензий родителей или из-за гиперопеки.

    Протест подросток может проявить при повторном браке одного из родителей или при появлении еще одного ребенка.

    1. Последней причиной может стать имитация – стремление подражать кому-либо. Самые большие неприятности ждут родителей и учителей, когда ребенок избирает объектом для подражания взрослого или сверстника с асоциальным поведением, с криминальным прошлым. Взрослый может использовать таких ребят в своих криминальных целях, создавая из них группировки. Отказать своему кумиру ребенок не в состоянии – ведь он расценивает его как друга, кроме того, он станет посмешищем, «маменькиным сынком».

    Даже кратковременное пребывание в группе с асоциальным лидером заметно сказывается на поведении ребенка. Прежде послушный сын и прилежный ученик перестает подчиняться учителям и родителям, так как первая задача отрицательного лидера – дискредитировать других взрослых, чтобы поднять свой престиж. Под его влиянием подростки становятся скрытными, огрызаются на расспросы родителей и в итоге родители и учителя даже не подозревают, кто теперь управляет жизнью их ребенка.

    Способы отказа от психоактивных веществ.

    Самое лучшее решение проблемы – это не способствовать ее возникновению. Это правило действует и в отношении употребления детьми алкоголя, табака и наркотиков.

    Чаще всего некритичное, доброжелательное  отношение к алкоголю в семье – основная и наиболее распространенная предпосылка к выпивке. Воспитываясь в такой семье, ребенок начинает думать, что вино и жизнь неразделимы. В умеренно выпивающих семьях дети не в меньшей опасности: ребенок не видит негативных сторон пьянства, а родители считают, что никакого антиалкогольного воспитания не надо - они и так не пьют. Ребенок включается в питейные обычаи, даже не употребляя спиртного: участие в общем застолье, сервировка стола, общение с опьяненными родителями, гостями и т.д.

    Если в семье отсутствует критическое отношение к алкоголю, то в такой ситуации пьющий родитель дополнительный риск.

    Все вышесказанное можно отнести и к табакокурению.

    Итак, первое решение проблемы – это критическое отношение в семье к алкоголю и табаку.

    Еще одним страшным врагом подростка является скука. Гонимый скукой, он готов на любое безрассудство, лишь бы отличиться. И, если в нем не воспитана потребность, отличиться в спорте, музыке, искусству, поэзии, словом, если душа не одержима никакой светлой страстью, то пустоту в душе быстро заполнит нечто уродливое, извращенное.

    Часто говорят «Надо организовать досуг молодежи». Но ведь всегда останутся ситуации, когда нам скучно. И научить человека переживать скуку не менее важно, чем организовать ему увлекательный досуг. Для этого надо, чтобы его жизнь была наполнена внутренним содержанием, чтобы не было скучно самим собой, и впереди просматривалась крупная жизненная цель, мечта.

    У недорослей от наркомании никакой рациональной цели обычно нет, взбудораженные или, наоборот, подавленные эмоции влекут к бессмысленным поступкам. Ветром подует,  и занесет, куда попало.

    И все таки дети – это существа социальные. И как бы нам не хотелось они будут общаться с нежелательными для нас людьми. И им будут предлагать алкоголь, наркотики. Поэтому важно научить их говорить «НЕТ»

    В психологии есть 5 техник сопротивления.

    1. Как только ребенку предложат выпить или покурить, ему необходимо немедленно встать на свою позицию, не увиливать и не придумывать уважительных причин.
    2. Пусть ребенок повторяет свое «НЕТ» вновь и вновь без объяснения причин и без оправдания.
    3. Ребенку необходимо поменяться местами и самому начать давить на противника словами «Почему ты на меня давишь?» (или нечто подобное).
    4. В конце концов ребенку надо просто отказаться вести разговор «Я не хочу об этом больше говорить!»
    5. Ребенок может предложить альтернативный вариант «А давайте лучше споем (посмотрим фильм и т.д.)

    Отрабатывайте эти способы отказа вместе с детьми или сами подавайте им пример, применяя эти методы в повседневной жизни.

    Обязанности родителей.

    Действительность такова, что среди прочих статей «Кодекса РФ об административных правонарушениях» есть статья 164 «Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей».

    Под невыполнением обязанностей по воспитанию и обучению детей следует понимать отсутствие должной заботы о воспитании и образовании несовершеннолетних. Это может выражаться в том, что они не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создания необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения, подготовке к трудовой деятельности, отсутствие надзора за поведением ребенка.

    Ответственность родителей по этой статье может наступать в случае совершения ребенком административных правонарушений и преступлений, а также за злостное уклонение от своих родительских обязанностей. Злостность предполагает – неоднократность правонарушений со стороны ребенка, характер этих нарушений, наличие ранее предупреждений родителей (со стороны КДН, ОВД, школой) о неудовлетворительном поведении и успеваемости несовершеннолетнего.

    Эта ответственность перед обществом, а перед собой – это беспокойная старость.

    Типы воспитания

    Наверное, невозможно перечислить все типы воспитания и их нюансы, негативно влияющие на психику ребенка, но ряд из них я все-таки напомню.

    1. Кумир семьи – этого ребенка любят и просто обожают, он «пуп вселенной», на него дома молятся, стараются выполнить все его желания и прихоти. Во всех поступках родители видят незаурядность и даже шалости неповторимы. Такой ребенок , твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен. Он отстает в развитии элементарных навыков (одеться, умыться). Над ним вист дамоклов меч психического дискомфорта.
    2. Гиперопека  - такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней, он твердо знает: это надо делать так, а это не так. Родители готовят вундеркинда, загружая ребенка до предела, он же хочет оправдать надежду. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. Гиперопека ведет к безволию, лишает творческого начала. Такие дети, став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе.
    3. Гипоопека – ребенок предоставлен сам себе, он ощущает себя ненужным, нелюбимым, лишним. Родители уделяют минимум внимания. Все это отражается на психике ребенка, он ощущает себя неполноценным, и этот комплекс преследует его всю жизнь.
    4. Ежовые рукавицы – когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он подневольное, безголосое, бесправное существо. Ему диктуют приказывают, срываются и разряжаются. Ему внушают подчинение, если что-то не так – ремень, угроза, избиение. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Ребенок не знает ласки, тепла; беспрекословно подчиняется, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неустойчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.
    5. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности – на плечи ребенка родители возлагают огромную ответственность, обычно непосильную для возраста ребенка. Свои не оправдавшиеся надежды родители пытаются реализовать в детях. Дети учат английский, танцевать, играть на скрипке только для того, чтобы оправдать тщеславие родителей. Другой вариант такого воспитания – поручение заботиться о младших или о престарелых.  Это бременем ложится на плечи ребенка,  отражается на психике, который не возрасту серьезен, все время озабочен и ищет выход из создавшейся ситуации. Такие дети попадают к врачам по поводу неврозов.
    6. Противоречивое воспитание – это тип воспитания, когда в семье проживают помимо родителей бабушки  и дедушки. Каждый пытается воспитывать ребенка по своему, часто противореча друг другу. В такой семье ребенок четко не может усвоить что можно, а что нельзя.
    7. Смена образцов воспитания. Такой тип воспитания встречается тогда, когда ребенка до какого-то периода воспитывали одним методом и вдруг из-за семейных обстоятельств (развод, рождение ребенка) стиль воспитания внезапно изменился. Ребенок не в состоянии отвыкнуть от того к чему привык, никак не может адаптироваться к новым условиям и начинает яростно протестовать.
    8. Безнадзорность – это гипоопека в высшей степени. В такой семье ребенку не уделяют даже минимального внимания. Его вообще не замечают. Родители забыли, что он есть. Он может ночевать где угодно, питаться чем угодно. Такому ребенку грозит задержка в психическом развитии, в дальнейшем может стать психически неполноценным.

    Нередко мы и наша семья сами являемся причинами стрессовых ситуаций, дискомфорта. Если у вас есть проблемы с ребенком, задумайтесь, может быть причина лежит в неправильном выборе методов воспитания.