Причины употребления психоактивных веществ.

Затонская Светлана Владимировна

 

Действительность такова, что среди прочих статей «Кодекса РФ об административных правонарушениях» есть статья 164 «Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей».

Под невыполнением обязанностей по воспитанию и обучению детей следует понимать отсутствие должной заботы о воспитании и образовании несовершеннолетних. Это может выражаться в том, что они не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создания необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения, подготовке к трудовой деятельности, отсутствие надзора за поведением ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_upotrebleniya_pav.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Причины употребления психоактивных веществ.

Причин употребления ПАВ множество. В целом их можно разделить на 2 большие группы.

Причины

I.  Личные отклонения и психические заболевания

II.  Специфические особенности поведения

1. Психопатия

2. Умственная отсталость

3. Чувство взрослости

4. Одиночество

5. Реакция протеста

6. Имитация

Рассмотрим их по порядку.

  1. К первой группе относятся личные отклонения и психические заболевания самого ребенка, из-за которых он не может реализовать себя иным способом. Некоторые из психических заболеваний существуют уже с раннего детства, а проявляются в подростковом. К ним относится психопатия.
  1. Психопатия – это аномалия характера, от которой страдает и сам человек, и общество. Играют роль и различные факторы, отрицательно влиявшие на плод в период внутриутробного развития, а особенно, если во время беременности женщина употребляла спиртное, курила, принимала лекарства (не рекомендованные), или у нее были отравления какими – либо веществами, инфекционные болезни, стрессы и так далее. Все это может привести к органическим нарушениям головного мозга. Неблагоприятными факторами являются также болезни ЦНС, черепно-мозговые травмы, тяжелые отравления, перенесенные в первые 4 года жизни ребенка.

Огромное значение имеют недостатки воспитания.

Если ребенок растет в семье:

  1. где его воспитанием и коррекцией поведения никто не занимается,
  2. где оба родителя злоупотребляют алкоголь или когда один член семьи пьянствует, а другой озабочен только тем, как обеспечить ребенка всем необходимым,
  3. если ребенок растет в атмосфере постоянных скандалов даже непьющих родителей,
  4. или растет в неполной или деформированной семье (отчим или мачеха),
  5. или ребенок воспитывается у бабушки и дедушки, а те потакают всем его капризам,

то все аномалии характера еще более усиливаются.

  1. Еще одной причиной раннего употребления ПАВ может стать умственная отсталость. Такие дети и подростки очень внушаемы, не способны правильно оценивать последствия своих поступков, они легко попадают под влияние других людей и больше подвержены отрицательному влиянию, чем положительному.
  1. Специфические особенности поведения – это те особенности, которые свойственны именно этому возрасту, из-за чего подростки часто не могут противостоять внешнему отрицательному влиянию.

  1. Большинство современных подростков – акселераты, но в своем поведении и эмоциональных проявлениях многие остаются инфантильными, это означает, что их поведение и эмоциональные реакции напоминают поведение детей. Не смотря на кажущуюся «взрослость» и высокий рост, у них могут сохранятся детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому отрицательному влиянию, склонность к подражанию, неразвитое чувство ответственности и долга.

Им хочется быть самостоятельными, а они еще не имеют возможности самостоятельно зарабатывать, в материальном отношении зависят от родителей, а в школе их поведение контролируется учителями. Поэтому они находят компенсацию своей зависимости вне дома и школьных стен, в подростковых группах, где каждый стремится показать свою взрослость и завоевать авторитет. А один из способов это курение, употребление алкоголя и наркотиков. Итак, первая причина, это чувство взрослости.

  1. Следующей возможной причиной может стать чувство одиночества. Здесь речь идет о детях и подростках отчужденных от школьного коллектива, от семьи, нашедших «понимание» у сверстников и более взрослых лиц со стороны. В такой компании все делают вид, что очень внимательны к нему, принимают его за взрослого и стремятся приучить его ко взрослой жизни.
  2. Реакция протеста – одна из наиболее частых причин употребления ПАВ. Протестные формы поведения возникают в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких. Поссорившись с родителями или учителями школьник убегает на улицу к приятелям. Он злится на взрослых, а сверстники и совместное употребление ПАВ повышают настроение, дают ощущение уверенности в себе и переоценку своих способностей.

Реакция протеста подростка бывает и в тех случаях, когда в семье конфликтная обстановка. Родителя ссорятся между собой, и этим как бы виноваты перед ребенком.

Причиной протеста может быть равнодушное отношение родителей, несправедливое болезненное для самооценки наказание, запрещение чего-либо значимого для ребенка.

Протестные реакции могут быть из-за чрезмерных претензий родителей или из-за гиперопеки.

Протест подросток может проявить при повторном браке одного из родителей или при появлении еще одного ребенка.

  1. Последней причиной может стать имитация – стремление подражать кому-либо. Самые большие неприятности ждут родителей и учителей, когда ребенок избирает объектом для подражания взрослого или сверстника с асоциальным поведением, с криминальным прошлым. Взрослый может использовать таких ребят в своих криминальных целях, создавая из них группировки. Отказать своему кумиру ребенок не в состоянии – ведь он расценивает его как друга, кроме того, он станет посмешищем, «маменькиным сынком».

Даже кратковременное пребывание в группе с асоциальным лидером заметно сказывается на поведении ребенка. Прежде послушный сын и прилежный ученик перестает подчиняться учителям и родителям, так как первая задача отрицательного лидера – дискредитировать других взрослых, чтобы поднять свой престиж. Под его влиянием подростки становятся скрытными, огрызаются на расспросы родителей и в итоге родители и учителя даже не подозревают, кто теперь управляет жизнью их ребенка.

Способы отказа от психоактивных веществ.

Самое лучшее решение проблемы – это не способствовать ее возникновению. Это правило действует и в отношении употребления детьми алкоголя, табака и наркотиков.

Чаще всего некритичное, доброжелательное  отношение к алкоголю в семье – основная и наиболее распространенная предпосылка к выпивке. Воспитываясь в такой семье, ребенок начинает думать, что вино и жизнь неразделимы. В умеренно выпивающих семьях дети не в меньшей опасности: ребенок не видит негативных сторон пьянства, а родители считают, что никакого антиалкогольного воспитания не надо - они и так не пьют. Ребенок включается в питейные обычаи, даже не употребляя спиртного: участие в общем застолье, сервировка стола, общение с опьяненными родителями, гостями и т.д.

Если в семье отсутствует критическое отношение к алкоголю, то в такой ситуации пьющий родитель дополнительный риск.

Все вышесказанное можно отнести и к табакокурению.

Итак, первое решение проблемы – это критическое отношение в семье к алкоголю и табаку.

Еще одним страшным врагом подростка является скука. Гонимый скукой, он готов на любое безрассудство, лишь бы отличиться. И, если в нем не воспитана потребность, отличиться в спорте, музыке, искусству, поэзии, словом, если душа не одержима никакой светлой страстью, то пустоту в душе быстро заполнит нечто уродливое, извращенное.

Часто говорят «Надо организовать досуг молодежи». Но ведь всегда останутся ситуации, когда нам скучно. И научить человека переживать скуку не менее важно, чем организовать ему увлекательный досуг. Для этого надо, чтобы его жизнь была наполнена внутренним содержанием, чтобы не было скучно самим собой, и впереди просматривалась крупная жизненная цель, мечта.

У недорослей от наркомании никакой рациональной цели обычно нет, взбудораженные или, наоборот, подавленные эмоции влекут к бессмысленным поступкам. Ветром подует,  и занесет, куда попало.

И все таки дети – это существа социальные. И как бы нам не хотелось они будут общаться с нежелательными для нас людьми. И им будут предлагать алкоголь, наркотики. Поэтому важно научить их говорить «НЕТ»

В психологии есть 5 техник сопротивления.

  1. Как только ребенку предложат выпить или покурить, ему необходимо немедленно встать на свою позицию, не увиливать и не придумывать уважительных причин.
  2. Пусть ребенок повторяет свое «НЕТ» вновь и вновь без объяснения причин и без оправдания.
  3. Ребенку необходимо поменяться местами и самому начать давить на противника словами «Почему ты на меня давишь?» (или нечто подобное).
  4. В конце концов ребенку надо просто отказаться вести разговор «Я не хочу об этом больше говорить!»
  5. Ребенок может предложить альтернативный вариант «А давайте лучше споем (посмотрим фильм и т.д.)

Отрабатывайте эти способы отказа вместе с детьми или сами подавайте им пример, применяя эти методы в повседневной жизни.

Обязанности родителей.

Действительность такова, что среди прочих статей «Кодекса РФ об административных правонарушениях» есть статья 164 «Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей».

Под невыполнением обязанностей по воспитанию и обучению детей следует понимать отсутствие должной заботы о воспитании и образовании несовершеннолетних. Это может выражаться в том, что они не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создания необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения, подготовке к трудовой деятельности, отсутствие надзора за поведением ребенка.

Ответственность родителей по этой статье может наступать в случае совершения ребенком административных правонарушений и преступлений, а также за злостное уклонение от своих родительских обязанностей. Злостность предполагает – неоднократность правонарушений со стороны ребенка, характер этих нарушений, наличие ранее предупреждений родителей (со стороны КДН, ОВД, школой) о неудовлетворительном поведении и успеваемости несовершеннолетнего.

Эта ответственность перед обществом, а перед собой – это беспокойная старость.

Типы воспитания

Наверное, невозможно перечислить все типы воспитания и их нюансы, негативно влияющие на психику ребенка, но ряд из них я все-таки напомню.

  1. Кумир семьи – этого ребенка любят и просто обожают, он «пуп вселенной», на него дома молятся, стараются выполнить все его желания и прихоти. Во всех поступках родители видят незаурядность и даже шалости неповторимы. Такой ребенок , твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен. Он отстает в развитии элементарных навыков (одеться, умыться). Над ним вист дамоклов меч психического дискомфорта.
  2. Гиперопека  - такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней, он твердо знает: это надо делать так, а это не так. Родители готовят вундеркинда, загружая ребенка до предела, он же хочет оправдать надежду. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. Гиперопека ведет к безволию, лишает творческого начала. Такие дети, став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе.
  3. Гипоопека – ребенок предоставлен сам себе, он ощущает себя ненужным, нелюбимым, лишним. Родители уделяют минимум внимания. Все это отражается на психике ребенка, он ощущает себя неполноценным, и этот комплекс преследует его всю жизнь.
  4. Ежовые рукавицы – когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он подневольное, безголосое, бесправное существо. Ему диктуют приказывают, срываются и разряжаются. Ему внушают подчинение, если что-то не так – ремень, угроза, избиение. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Ребенок не знает ласки, тепла; беспрекословно подчиняется, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неустойчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.
  5. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности – на плечи ребенка родители возлагают огромную ответственность, обычно непосильную для возраста ребенка. Свои не оправдавшиеся надежды родители пытаются реализовать в детях. Дети учат английский, танцевать, играть на скрипке только для того, чтобы оправдать тщеславие родителей. Другой вариант такого воспитания – поручение заботиться о младших или о престарелых.  Это бременем ложится на плечи ребенка,  отражается на психике, который не возрасту серьезен, все время озабочен и ищет выход из создавшейся ситуации. Такие дети попадают к врачам по поводу неврозов.
  6. Противоречивое воспитание – это тип воспитания, когда в семье проживают помимо родителей бабушки  и дедушки. Каждый пытается воспитывать ребенка по своему, часто противореча друг другу. В такой семье ребенок четко не может усвоить что можно, а что нельзя.
  7. Смена образцов воспитания. Такой тип воспитания встречается тогда, когда ребенка до какого-то периода воспитывали одним методом и вдруг из-за семейных обстоятельств (развод, рождение ребенка) стиль воспитания внезапно изменился. Ребенок не в состоянии отвыкнуть от того к чему привык, никак не может адаптироваться к новым условиям и начинает яростно протестовать.
  8. Безнадзорность – это гипоопека в высшей степени. В такой семье ребенку не уделяют даже минимального внимания. Его вообще не замечают. Родители забыли, что он есть. Он может ночевать где угодно, питаться чем угодно. Такому ребенку грозит задержка в психическом развитии, в дальнейшем может стать психически неполноценным.

Нередко мы и наша семья сами являемся причинами стрессовых ситуаций, дискомфорта. Если у вас есть проблемы с ребенком, задумайтесь, может быть причина лежит в неправильном выборе методов воспитания.