Об успешности естественнонаучных исследований школьников в Калужской области

Алексанов Виктор Валентинович

Доклад был предназначен для региональной конференции в марте 2014 г.

Обсуждаются темы и условия организации исследовательской работы, позволяющие успешно выступать на конференциях и конкурсах. 

Небольшой камень в огород сложившейся в Калужской области системы образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

об успешности естественнонаучных исследований школьников в Калужской области

В.В. Алексанов

В последнее десятилетие исследовательская деятельность школьников активно обсуждается в методической литературе, значимость проектно-исследовательской деятельности фиксируется в образовательных стандартах. Появляется много пособий и рекомендаций по написанию исследовательских работ. В то же время наш опыт проведения областных массовых мероприятий для обучающихся и методических мероприятий для педагогов свидетельствует, что обсуждение исследовательской деятельности школьников в Калужской области еще не стало бесполезным.

Прежде всего, необходимо остановиться на понимании термина «исследовательская работа школьников». Как известно, исследовательская работа может обладать субъективной или объективной новизной. В первом случае говорят об учебном, во втором случае – о научном исследовании [1], используются также понятия учебно-познавательная и научно-поисковая работа. В соответствии с этим в профессиональной среде сосуществуют два подхода к цели исследовательской деятельности школьников [2]. Первый рассматривает ее как средство развития личности, второй – как способ получения научных результатов. Принятый подход определяет, с одной стороны, выбор темы исследования, с другой стороны, систему оценивания исследовательских работ на конкурсных мероприятиях. Не разделяя «эксплуататорских» крайностей второго подхода, примем в настоящем сообщении объективную новизну в качестве признака исследовательской работы.

Для выделения признаков успешного естественнонаучного исследования нами проанализировано 120 исследовательских работ, представленные на областные конкурсы эколого-биологической и естественнонаучной направленности в 2012-2013 учебном году. Работы выполнялись на базе 35 образовательных учреждений под руководством 85 педагогов. При этом работы, занявшие призовые места, выполнялись под руководством 22 педагогов из 13 образовательных учреждений. Учитывая результативность работ на всероссийских и региональных конкурсах, а также критерии, представленные в положениях о конкурсах, попытаемся выделить критерии и условия подготовки успешной работы. Необходимо оговориться, что «успешность» исследовательской деятельности понимается здесь в специфическом смысле. Более правильно было бы оценивать успешность исследовательской деятельности по результатам личностного развития, социализации и профессионального самоопределения бывшего школьника. Однако работы, в которых бы прослеживалась судьба юных исследователей, нам неизвестны, поэтому роль исследовательской деятельности в этом отношении может обсуждаться только гипотетически.

Для адекватного описания успешной исследовательской работы необходимо дать классификацию исследовательских работ. Обычно биологические исследования школьников подразделяют на полевые и камеральные [3], однако представляется целесообразным характеризовать исследовательские работы по наличию следующих видов деятельности:

  • работа с литературой,
  • обработка данных на компьютере,
  • сбор материала в полевых условиях,
  • эксперимент в лаборатории,
  • эксперимент на учебно-опытном участке,
  • камеральная обработка (определение и распознавание) организмов.

В соответствии с этим исследовательские работы распадаются на четыре группы: 1) Полевые исследования. 2) Опытническая работа. 3) Работы на основе лабораторных экспериментов. 4) Работы на основе анализа литературы.

Объективная научная новизна исследования обеспечивается узкой темой. Слабая изученность живой природы Калужской области, отсутствие специализированных научных организаций, изучающих природу нашего региона, делает нетрудным поиск темы с объективной новизной. Значительное пространственное и временное варьирование комплексов живых организмов делает их наиболее подходящим предметом исследования.

Доступность работы для обучающихся охватывает два аспекта: 1) готовность обучающегося к выполнению исследования, 2) наличие материально-технической базы. Как по первому, так и по второму аспекту минимальные требования предъявляют полевые исследования и опытническая работа на учебно-опытном участке. Получение объективной новизны на основе анализа литературы возможно, но требует очень высокой теоретической подготовки. Поэтому неудивительно, что много успешных работ выполнено на базе окраинных городских школ, откуда территориально доступны интересные природные комплексы и объекты. Сельские школы выигрывают за счет учебно-опытных участков, полевые исследования здесь не так развиты.

Высокий научный уровень работы, помимо способностей обучающихся и квалификации руководителя, определяется возможностью консультаций со специалистами. Руководители успешных исследовательских работ плодотворно взаимодействуют со специалистами Калужского государственного университета, Калужского филиала Московской сельскохозяйственной академии, эколого-биологического центра, национального парка «Угра». Однако межрегиональные научные контакты пока не играют решающей роли в подготовке исследовательских работ.

Достаточность собранного материала. Опытные руководители знают, что полностью самостоятельно выполнить квалифицированное исследование очень тяжело. Поэтому успешными оказываются те работы, в подготовке которых оказывал помощь ученический коллектив. Нередко материал для качественной работы собирается в течение нескольких лет.

Относительно объекта исследования надо сказать, что наибольший процент успешных работ встречается при изучении растений и животных. Работы, посвященные состоянию водной и воздушной среды, а также здоровью человека, значительно реже получают высокую оценку с учетом новизны и научной значимости.

Таким образом, в условиях Калужской области сегодня наибольшие перспективы имеют полевые исследования растений и животных, в организации которых принимает участие ученический коллектив и есть возможность консультаций со специалистами. Несомненно, полевые исследования являются также мощным инструментом личностного развития, обеспечивая разнообразие впечатлений, разнообразие видов исследовательской и трудовой деятельности, создавая условия позитивного взаимодействия со сверстниками и старшими. В связи с этим следует обсудить формы организации полевых исследований.

Полевые исследования могут проводиться в ходе учебно-исследовательской экспедиции или без выезда, в ходе однодневных экскурсий и походов. За последние годы количество учебно-исследовательских экспедиций сокращалось, а в 2013 г. все известные нам работы выполнялись без выезда, вблизи школы. Научная ценность исследований в экспедиции и без выезда может быть одинаковой, но нельзя не признать особого значения экспедиций для социализации школьников.

В завершении следует остановиться на перспективах организационного совершенствования исследовательской деятельности в Калужской области.

Система конкурсных мероприятий – важный инструмент поддержки исследовательской деятельности. Сейчас при подсчете рейтинга и в отчетах образовательных учреждений уравниваются мероприятия разной трудоемкости, принимается во внимание лишь уровень (муниципальный – региональный – федеральный). Очевидно, что исследовательская работа, выполняемая на протяжении года или нескольких лет, несопоставима с фотографией, рисунком или поделкой, которые можно выполнить за одно занятие. При большей трудоемкости исследовательская работа должна оказывать более мощное влияние на социализацию школьников. Поэтому необходимы специальные меры поддержки мероприятий, связанных с исследовательскими работами.

В настоящее время школьники и научные руководители, приступая к исследовательской работе, зачастую не осведомлены об аналогичных исследованиях, проводимых в других образовательных учреждениях. Некоторый прогресс в заполнении «информационного вакуума» наблюдается. По результатам большинства всероссийских конкурсов на сайтах публикуются списки работ, отдельные работы попадают в журналы и сборники. В эколого-биологическом центре ведется база региональных исследовательских работ, на сайте koebcu.ru опубликован каталог исследовательских работ за 2012-2013 учебный год. Однако крайне важным представляется электронное периодическое издание – сборник исследовательских работ обучающихся Калужской области в сети Интернет. Данное издание позволит 1) распространять научную информацию и закрепить приоритет школьников – авторов исследовательских работ; 2) более эффективно планировать новые исследовательские работы; 3) более качественно проводить экспертизу новых работ на конкурсных мероприятиях.

Библиографический список

1. Гузеев В.В., Курчаткина И.Б. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы // Школьные технологии. 2010. №5. С. 49-52.

2. Самохин Ю.  Организация учебно-исследовательской  и проектной работы старшеклассника. Проблемы педагогического руководства // Юбилейная научно-практич. конф. Московской международной академии детско-юношеского туризма и краеведения. Сб. материалов. М., 2002. URL: http://school-kraevedenie.narod.ru/articls_sam/ped_rkvd.html

3. Тимофеев А.Н. Принципы организации научно-исследовательской деятельности школьников в области биологии и экологии // Известия ВГПУ, том 260, №1/2013  с. 241-244.