УЧЕТ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ

Новожилова (Синельникова) Валентина Михайловна
Тип: статья в журнале - научная статья imageЯзык: русский
 
Том: 5imageНомер: 1 imageГод: 2014 imageСтраницы: 147-152
 
Цит. в РИНЦ®: 0 http://elibrary.ru/item.asp?id=21207430
ЖУРНАЛ:
 
 
ГЕРЦЕНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
Издательство: ООО "ВВМ" (Санкт-Петербург)
ISSN: 2078-0192

image

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
 
 
САМООЦЕНКАМЛАДШИЙ ШКОЛЬНИКУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬУЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ,ФОРМЫ УЧЕТА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

image

АННОТАЦИЯ:
 

В статье рассматривается проблема развития самооценки младших школьников в учебной деятельности во взаимосвязи с факторами, способствующими формированию адекватной самооценки, в частности, с успешностью в обучении; выявлено влияние учебных достижений учащихся начальных классов на развитие самооценки; представлены формы учета учебных достижений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kamenkova_ng_sinelnikova_vm_1.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наталья Геннадьевна Каменкова,

Валентина Михайловна Синельникова

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена 

Санкт-Петербург

kamkoc@mail.ru, valentinasinelnikova@yandex.ru

 

УЧЕТ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ

В статье рассматривается проблема развития самооценки младших школьников в учебной деятельности во взаимосвязи с факторами, способствующими формированию  адекватной самооценки, в частности, с успешностью в обучении; выявлено влияние учебных достижений учащихся начальных классов на развитие самооценки; представлены формы учета учебных достижений.

Ключевые слова: самооценка, младший школьник, учебная деятельность, учебные достижения, формы учета учебных достижений.

Целью модернизации современной системы образования является формирование личности, соответствующей потребностям общества. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), главным образом, ориентирован на формирование личностных компетенций учащихся. В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам обучения [1], метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, поскольку рефлексия и самооценка, как способность к осмыслению, осознанию, соотнесению с нормой и оценке своих действий, выработке стратегии собственного поведения, играют существенную роль в становлении индивидуальных свойств и особенностей ребенка.  Поэтому умение оценить свои действия сегодня рассматривается как результат обучении [2].

В то же время, практика показывает низкий уровень развития умений самооценивания у большинства школьников. Среди учеников, оканчивающих начальную школу, примерно  10% детей обладают умениями самооценивания в учебной деятельности [3]. Поэтому в свете реализации требований Стандарта проблема формирования адекватной самооценки  учащихся начальных классов представляется актуальной, а задача ее становления в процессе обучения носит фундаментальный характер.

Исследованию проблемы развития самоценки в учебной деятельности младших школьников всегда уделялось большое внимание (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Санникова, Г.А. Цукерман и др). Самооценка рассматривается исследователями  как «важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира» [4]. Ее развитие связывается с младшим школьным возрастом: Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка –  «обобщенное, т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе» [5].  

Исследуя проблему развития самооценки младшего школьника, необходимо иметь представление о возможных границах его достижения. Выделяют несколько уровней развития самооценки: процессуально-ситуативный, качественно ситуативный, качественно-консервативный и качественно- динамический. Применительно к младшему школьному возрасту используется классификация, разработанная А.И. Липкиной: завышенная самооценка; адекватная самооценка; заниженная самооценка; низкая самооценка; резко заниженная самооценка [6]. Говоря о данном периоде и особенностях формирования самооценки младшего школьника, необходимо учитывать факторы, оказывающие на нее доминирующее влияние. К таким факторам, прежде всего, относится успешность учебной деятельности: формирование самооценки ребенка младшего школьного возраста напрямую зависит от его успеваемости [7]. Для того чтобы у учащихся вырабатывалось правильное отношение к учебной деятельности, нужно саму деятельность строить так, чтобы у ребенка сформировалось адекватное представление о себе и своих возможностях, умение всесторонне и объективно оценивать особенности своей личности и деятельности. Поэтому перед нами встала проблема поиска путей и средств, способствующих развитию адекватной самооценки учащихся начальных классов на основе направленности образовательного процесса на формирование личности, соответствующей потребностям общества.

Поскольку важным фактором формирования адекватной самооценки является успешность учебной деятельности, мы обратились к рассмотрению данного понятия. В словаре С.И. Ожегова слово  успех  трактуется «как удача в достижении чего-либо; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе, других видах общественно полезной деятельности» [8]. Если говорить о процессе обучения  младшего школьника,  то успешность трактуется как  некое достижение «ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны других участников образовательного процесса» [9].  

В современной педагогической науке и практике существует два основных подхода к проблеме достижений учащихся.

 Первый, традиционный, трактует достижения учащихся как возрастание объема знаний, умений и навыков учащихся, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Второй подход к проблеме достижений учащихся в образовательном процессе исходит из признания необходимости учета динамики личностного развития учащихся. Показателями достижений учащихся в данном случае являются личностные приобретения  школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, формирование личностных образований [10].

В течение десятилетий, несмотря на декларируемые цели гармонического развития личности, в отечественной системе образования доминировал первый, традиционный, подход к оценке достижений учащихся.

Сегодня, в условиях перехода к новой образовательной парадигме, с особой остротой встает вопрос о необходимости отслеживания индивидуального продвижения в процессе освоения знаний, умений, навыков, развития личностных процессов, формирования личностных образований.

В исследовании по установлению взаимосвязи учета учебных достижений и развития самооценки младших школьников мы будем опираться на принципы развития самооценки,  разработанные Г.А. Цукерман [11]:

  1. Самооценка ученика должна  предшествовать учительской оценке.
  2. Оцениваться должны только достижения учащихся,  предъявленных самими детьми.
  3. Содержательное оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.

Поскольку проблема нашего исследования связана с понятием учета учебных достижений, мы поставили перед собой цель провести анализ существующих на сегодняшний день форм учета учебных достижений учащихся. Это мониторинг учебных достижений, портфолио, рейтинговая оценка достижений.

Рассмотрим более детально каждую из названных форм.

Уже несколько лет в системе Российского образования существует и успешно используется документ – Европейский портфель или портфолио. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На западе его называют «портфолио» и говорят о нём, как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа 21 века – это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящий по всему миру.

В нашей стране, говоря о портфеле или о папке индивидуальных достижений учащихся, чаще всего имеется в виду простое собрание работ учащихся или новый способ оценки учебных достижений. Обзор современной зарубежной литературы, посвящённый портфолио в обучении, показывает, что сторонники портфолио видят в нём гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценки или собрание работ. За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования.

Тема портфолио связана с существенными трудностями, так как в настоящее время разрабатываются различные виды портфолио, различаются между собой как по целям, которые они себе ставят, так и способы работы с ними.

Рассмотрим еще одну форму учета учебных достижений учащихся - мониторинг учебных достижении.  Мониторинг - это организованное системное наблюдение за каким – либо процессом, отслеживание его хода по определенным показателям [12].

         Мониторинг в образовательной сфере – явление достаточно сложное. Он используется в различных областях и с различными целями.

С точки зрения педагогики, мониторинг – поэлементный анализ знаний учащихся по предмету, наблюдение, оценка и прогноз состояния учебно-воспитательного процесса [13].

Мониторинг личностных достижений учащихся позволяет сопровождать ученика в зоне его ближайшего развития,  увидеть в комплексе личностный рост каждого моего ребёнка относительно самого себя в разных сферах: обучение, воспитание, развитие и т.д.

Балльно-рейтинговая система оценивания также может быть отнесена к формам учета учебных достижений.   Понятием «рейтинг» (от английского «to rate» – оценивать и «rating» – оценка, оценивание) пользуются достаточно давно в различных отраслях человеческой деятельности. Говоря о рейтинге как форме организации контроля и оценивания уровня знаний, обычно имеют в виду рейтинговую систему. Существует различные подходы к её пониманию.

Балльно-рейтинговая система имеет ряд достоинств как для ученика, так и для учителя. В целом, она позволяет осуществлять регулярный контроль и оценку качества учебного процесса, производить дифференциацию и использовать другие возможности организации и управления. В настоящее время существует множество балльно-рейтинговых систем, которые используются для выявления уровня знаний учащихся. Каждая из них построена на различных критериях оценивания, которые зависят как от специфики преподаваемого предмета, так и от образовательного учреждения в целом [14].

        Итак,  анализируя понятие самооценки и факторы, влияющие на развитие самооценки младшего школьника,  мы выявили  ее взаимосвязь  с успеваемость ребенка,  успешностью учебной деятельности,  определяющейся учебными достижениями. Таким образом, можно сделать вывод о том,  что использование различных форм учета учебных достижений   можно рассматривать как средство развития адекватной самооценки.  

Библиографические ссылки

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2011
  2. Каменкова Н.Г., Шахнурова О.А. Организация оценочной деятельности младших школьников на уроках математики. //Герценовские чтения. Начальное образование. Т.4. №1.– СПб.: Издательство ВВМ, 2013. – С. 204-207.
  3. Луценко В.И. Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС [Электронный ресурс] – URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/formirovanie-ocenochnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-fgos (дата обращения 12.02.2014)
  4. Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности. //Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. -  М., 1977
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -  М., Педагогика, 1991
  6. Липкина А.И. Самооценка школьника. -  М., 1980
  7. Каменкова Н.Г., Шахнурова О.А. Возможности развития самооценки младших школьников на уроках математики. //Герценовские чтения. Начальное образование. Т.4. №2.– СПб.: Издательство ВВМ, 2013. – С. 65-69.
  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. -М.: Русский язык, 1988. 750 с.
  9. Яшнева О.А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младшего школьника: автореф. дис. канд. пед наук. – М., 2002
  10. Зубова ЛВ. Психолого-педагогическая сущность развития в образовательном процессе // Личностные достижения учащихся в образовательном процессе: Сборник научных статей. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.
  11. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М.-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. – 113 с.
  12. Колосовская А.А. Мониторинг образовательных достижений учащихся начальных классов на основе ИКТ [Электронный ресурс] – URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/monitoring-obrazovatelnykh-dostizheniy-uchashchikhsya-nachalnykh-klassov-na(дата обращения 14.02.2014)
  13. Некрасова Т.В. Учёт достижений учащихся в ходе педагогического управления процессом их личностного развития //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2004 № 6
  14. Телеева Е.В. Современные средства оценивания результатов обучения: учебн. пособие / Е.В. Телеева. – Шадринск: Изд-во Шадрин. пед.инст, 2009. – 116 с.