Понятие педагогического мониторинга и его особенности

Чепик Галина Павловна

Понятие педагогический маниторинг и его особенности в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие педагогического мониторинга и его особенности

В современном мире существует много трактовок понятия мониторинга. Нужно заметить, что термин мониторинг происходит от латинского слова monitor - надзор, наблюдение, предупреждение.

А. Кукуев в своей диссертации проводит тщательное изучение этимологии слов «монитор» и «мониторинг». По мнению автора в русский язык это термин был заимствован из английского языка и связан с учебно-воспитательным процессом, потому что в переводе означает «наставничество, обучение»

А.Н. Майоров, Л.Б. Сахарчук, А.В. Сотов в 1992 году впервые дали определение понятию «педагогический мониторинг». По их мнению, под педагогическим мониторингом следует понимать определенную форму, организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую постоянный контроль за ее состоянием и прогнозированием ее развития

Л.С. Шайдурова в своих исследованиях трактует мониторинг в образовании в качестве своеобразного инструмента управления качеством образования.

В исследованиях М.Е. Бершадского, В.В. Гузеева, В.В.Тимченко под мониторингом в образовании подразумевается сбор, обработка, хранение и распространение информации как о всей образовательной системе образовательного учреждения, так и об отдельных ее элементах, которые позволяют судить о состоянии исследуемого объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие, обеспечивать предполагаемую информационную базу для разработки эффективных управленческих решений, которые в свою очередь направлены на достижение установленных целей развития  образовательного учреждения

В социологии мониторинг определяется как намеренно организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений и процессов с целью диагностики, контроля и прогнозирования. Равным образом в социологической науке мониторингом называется способ познавательной и экспериментальной деятельности, обеспечивающий систёмную, действенную и адекватную процедуру оценивания ситуации, одновременно с другими методами, что позволяет реализовывать эффективное прогнозирование и разработку оптимальных управленческих решений.

В экологии мониторинг становится средством наблюдения, оценки, прогнозирования и управления за состоянием окружающей среды.

В экономической сфере мониторинг используется для отслеживания качества продукции, изготовленной по заданным стандартам, а также для получения оперативной информации о различных аспектах деятельности предприятия с целью прогнозирования тенденций его развития.

В педагогике, как правило, под мониторингом понимается процедура отслеживания результатов; систематическое наблюдение за любым процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемым результатам или конечным целям; диагностически обоснованная метода непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания и принятия управленческих решений, регулирующих и корректирующих функционирование образовательного учреждения.

По мнению Э. Зеер, мониторинг надлежит истолковывать как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) через непрерывный или периодический повтор сбора данных, представляющей собой комплексность определенных ключевых показателей.

Таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что под мониторингом в общенаучном понимании подразумевается деятельность, предусматривающая диагностику, проверку и прогнозирование, которые являются важными составляющими системы управления. Свидетельством неразрывной связи мониторинга с управленческой деятельностью может служить дефиниция М. Кулемина, которую, по нашему мнению, можно использовать для какой угодно сферы деятельности: «Мониторинг - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации о любой системе или ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления этой системой, которая позволяет оценивать о ее состоянии в любой период и прогнозировать ее развитие».

Из определения долженствует, что базисный сферой практического применения мониторинга является информационное обслуживание управления в различных сферах деятельности, в том числе и образовательной. Л. Чурина отмечает, что «мониторинг позволяет системно проработать любой процесс и его объекты с целью получения достоверной информации для эффективного управления средой, процессами, программами развития и т.п.».

С этим соглашаются А. Белкин, В. Кальней, А. Майоров, А. Орлов, А. Островерх, А. Пульбере, Г. Шабанов, С. Шишов и другие исследователи системы образования. Ученые считают, что мониторинг непосредственно связан со всеми функциями и этапами управления, потому его сущностные характеристики могут быть рассмотрены только лишь в сравнении с другими элементами процесса управления.

Крысина Л.П. понимает под мониторингом «систематическое наблюдение за каким-нибудь процессом с целью фиксирования адекватности или несоответствия результатов этого процесса первоначальным предположениям».

Исходя из вышеизложенного, а также опираясь на исследования М.Е. Бершадского, А.Н. Майорова, Д.Ш. Матроса, СВ. Хохловой,  сформулируем собственное представление мониторинга качества образования в образовательном учреждение.

Мониторинг качества образования в образовательном учреждении - это определение уровня развития личности как способности выстраивать свою деятельность на основе учебно-познавательной компетентности с учетом существенных особенностей возраста, оценка эффективности реализуемых программ, направленных на повышение качества образования в том или ином образовательном учреждении.

В качестве цели мониторинга в образовательном учреждении мы предполагаем указывать обеспечение эффективного слежения за состоянием образования в школе, аналитическое синтезирование результатов деятельности, корректировка деятельности управленцев, педагогов, учащихся на основе результатов мониторинга.

По нашему мнению, основная миссия мониторинга в образовательном учреждении - это информационное обеспечивание управленческого процесса, накопление, сохранение, структуризация, оценка и предъявление психолого-педагогической информации.

При этом мониторинг, обладая большинством признаком эмпирического исследования, выполняет в свою очередь функцию отслеживания результатов инновационной деятельности, в том числе и внедрения самого мониторинга в процесс управления образовательным учреждением. Нелишне отметить, что доктрина социального управления рассматривает мониторинг как сравнительно самостоятельную составляющую управленческого цикла.

По результатам мониторинга осуществляется идентификация и оценивание проведенных (проводимых) педагогических действий. При этом обеспечивается обратная взаимодействие, осведомляющая об эффективности (степени соответствия результатов целям) педагогической системы. Обратная информация должна удовлетворять ряду требований: целостность, уместность, пригодность, беспристрастность, точность, своевременность, доступность, беспрерывность и организованность для каждого уровня мониторинга.

епре

Рис. 1. Функциональное поле мониторинга

Данные требования являются и основными свойствами мониторинга, и определяют его организационные формы. В связи с этим, на наш взгляд, отдельно необходимо выдвинуть на первый план такое требование к мониторингу, как возможность обеспечить рефлексию успешности образовательной деятельности обучающегося как субъекта своей образовательной деятельности. Здесь, среди прочего, актуальна проблема организации рейтинговой оценки знаний. При организации мониторинга в образовательном учреждении надлежит принимать во внимание следующие условия:

- связность мониторинга с выявлением и регулированием воздействий факторов внешней среды и внутренних факторов самой педагогической системы;

- связность мониторинга с другими функциями управления, при этом каждая мажоранта управления выступает как аспект мониторинга (цели, информация, прогнозы, решения, формирование и осуществление педагогической деятельности, коммуникация и корректировка).

Создание мониторинга, как определенной системы деятельности, связано с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов с учетом особенностей конкретной учебно-педагогической ситуации.

Таким образом, мониторинг, являясь основанием для принятия управленческих решений, сам является областью принятия решений.

Далее уместно проанализировать существующие классификации видов мониторинга.

А. Майоров представил следующую классификацию мониторингов.

К первой группе мониторингов можно отнести мониторинги по специфики задач:

- информационные (сбор, аккумуляция, систематизирование и распределение информации);

- базовые (диагностика новых проблем до того, как они будут осознаны на уровне управления);

- проблемные (диагностика закономерностей, угроз, процессов, проблем, которые уже известны), руководящий (отслеживание и квалиметрия эффективности последствий и вторичных эффектов решений, принятых в сфере управления).

А. Ляшенко считает, что по задачам, которые стоят перед мониторингом, он может быть системным, тотальным, то есть целостно изучить объект, проблемным, нацеленным на исследование определенной составляющей деятельности субъекта мониторинга или аспектным, когда в проблемном мониторинге выделяют определенный участок исследования.

Вторая группа классифицирована по видам средств, использованных для проведения мониторинга: педагогический, социологический, психологический, медицинский, экономический и демографический.

В третьей группе отражена иерархия системы управления образованием, которая позволяет различать локальный (на уровне учебного заведения), районный, областной (региональный), государственный мониторинг. С. Шишов и В. Кальней выделяют только три составляющие этой группы, а именно: национальный, региональный и местный.

А. Ляшенко считает необходимым добавить такой уровень функционирования системы мониторинга, как индивидуальный, понимаемая как самооценки учащимися и студентами качества своей подготовки, общественной, профессиональной и жизненной компетентности, опыта освоения алгоритмическими и эвристическими способами деятельности, навыками критического мышления и т.д.

Классификация четвертой группы мониторинга основывается на имеющихся видах экспертиз, в результате чего различают динамический (использует данные о динамике развития объекта, явления или показателя), сравнительный (избираются результаты подобных обследований других образовательных систем), комплексный (используют несколько оснований для экспертизы), безосновательный (для анализа берут результаты только одного исследования) мониторинг.

В пятой группе мониторинги классифицируются по типу определения эффективности образовательной системы - социальной и учебной сфер. А.С. Белкин выделяет следующие виды мониторинга.

- Дидактический мониторинг, представляющий собой слежение за различными сторонами образовательного процесса. Предметом дидактического мониторинга станут качественные изменения учебного процесса: качество знаний, степень обученности ученика, качество учебного занятия, системный анализ и оценка его эффективности.

- Воспитательный мониторинг представляет собой слежение за различными сторонами воспитательного процесса. Воспитательный мониторинг учитывает изменения в создании условий для воспитания и самовоспитания учащихся, «приращения» их воспитательного уровня.

- Социально-психологический мониторинг ориентирован на слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, личностное ориентирование. Социально – психологический мониторинг покажет уровень социально-психологической адаптации личности учащегося, развитие его личностных качеств.

- Управленческий мониторинг представляет собой слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях. Мониторинг данного подвида поможет определить изменения в таких системах как: руководитель – педагогический коллектив; руководитель – ученический коллектив; руководитель – коллектив родителей; руководитель – внешкольная среда; учитель – учитель, учитель – учащиеся; учитель – семья.