Ситуация успеха как основа мотивации учащихся

Черных Надежда Александровна

Отсутствие интереса к учебе и снижение учительского авторитета - две проблемы современной школы, у которых есть пересекающиеся точки. Многим педагогам стоит задуматься, о собственном вкладе в развитие мотивации учащихся к учебному процессу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_uspekha_kak_osnova_motivatsii_uchashchikhsya.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуация успеха как основа мотивации учащихся

Успех сам не приходит к Вам… Вы идете к нему. (Из английской пословицы)

Что такое успех? Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание. Успех -э то переживание радостного состояния, удовлетворения оттого, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Она удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Создание ситуации успеха на уроке имеет серьезный мотивационный смысл:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность,  креативность, активность;
  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Ситуации успеха могут быть разных видов:

Предвосхищаемый успех. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, не бывает. На пустом месте успех родиться не может. Может повезти, если зоркий взгляд умного, наблюдательного педагога заметит и не даст повода для разочарования: поддержит, подготовит, убедит. Но может случиться и обратное. Последствия несовершившегося чуда бывают труднопредсказуемы. Дети, убедившись в том, что их ожидания успеха не сбылись, готовы винить кого угодно, только не себя.

Констатируемый успех. Педагог фиксирует достижение, радуется ему. Важно, что он состоялся, что он создал отличное настроение, дал возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.

Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны. – это благо, потому что состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой – опасность переоценить свои возможности,  успокоиться.

Условия для создания ситуации успеха на уроке.

 При проведении урока необходимо стремиться создавать для ребят ситуацию успеха, вызывать ощущения продвижения вперед, переживания успеха в учебной деятельности, так как ситуация успеха – очень важный фактор стимуляции общения на уроке.  Для этого необходимо правильно подбирать уровни сложности заданий, справедливо, «по заслугам» оценивать результат деятельности школьников. Следует использовать все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс:

  • создавать проблемные ситуации,
  • активизировать самостоятельное мышление,
  • организовывать сотрудничество учеников на уроке,
  • выстраивать позитивные отношения с классом,
  • проявлять искреннюю заинтересованность в успехе ребят,
  • привлекать учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки,
  • эмоциональность речи учителя,
  • использовать занимательное изложение, необычную форму подачи материала,  вызывающую  положительные эмоции  у учащихся,
  • использовать познавательные и дидактические игры, игровые технологии,
  • использовать групповые и коллективные формы организации учебной деятельности,
  • использовать  информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Существует множество приёмов создания ситуации успеха. Рассмотрим наиболее популярные.

1. Эмоциональные поглаживания.

«Молодец», «умница», «ребятки, я горжусь вами!» – это что? Только похвала? А может быть, это констатация факта? Может быть, ребёнок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Не каждый учитель в состоянии применить этот приём. Характер не тот, темперамент, эмоциональная выразительность не вполне соответствует. Но стремиться к этому, искать свои пути эмоционального контакта с детьми может и должен каждый педагог.

2. Анонсирование.

Речь идёт о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей самостоятельной, контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот приём можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребёнок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию, которая создаёт психологическую установку на успех, даёт уверенность в силах, т.к. устраняется синдром «внезапного нападения».

3. «Даю шанс».

О каком шансе идёт речь, что имеется в виду? Ни о чём другом, как о заранее подготовленной педагогами ситуации, при которой ребёнок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для себя собственные возможности, какую-то сторону, если не таланта, но скрытой до сих пор способности.

 4.«Умышленная ошибка».

Этот приём в последнее время стал широко использоваться учителями. Его можно применять с учётом возраста только на известном учащимся материале. При помощи этого приёма разрушается миф о непогрешимости и всезнайстве учителя и весь класс получает стимул  к работе.

5. «Эврика».

   Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

6. «Линия горизонта». 

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

        7. «Обмен ролями»

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями»,  превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха.

В целом можно сделать следующие выводы:

  1. Формирование устойчивых положительных мотивационных проявлений учащихся опирается на продуманную деятельность учителя.
  2. Необходимо иметь в виду о присутствовании и положительных, и отрицательных факторов, виляющих на мотивацию учащихся.
  3. Для повышения учебной мотивации педагогу необходимо освоить несколько стимулирующих приемов, работать системно, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося в отдельности.
  4. Ситуация успеха помогает вовлечь школьников не только в учебную деятельность, но и в целом повысить их жизненный тонус, скорректировать личностные качества  и моральные установки.