Презентация "Аттестация педагогических работников на квалификационную категорию (первая, высшая)"

Оглезнева Наталья Михайловна

Презентация к лекции по аттестации педагогических работников. Использовались сборники нормативных документов по аттестации педагогических работников на квалификационную категорию и показатели и критерии оценки педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya_ped.rabotnikov_gbpou_kk_alht_2016g.pptx193.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оглезнева Наталья Михайловна Ответственная за аттестацию пед . работников ГБПОУ КК «АЛХТ» тел. 8 (861-52) 2-86-25 e-mail : ogleznewa.natasha@yandex.ru Апшеронск, 2016г. Методические рекомендации по формированию пакета аттестационных документов согласно перечню критериев и показателей для оценки деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления квалификационной категории по должности «преподаватель» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Апшеронский лесхоз - техникум»

Слайд 2

Федеральные документы по аттестации Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность ». Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»

Слайд 3

Региональные документы по аттестации Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 27 августа 2014 г. № 3706 «Об утверждении Положения об аттестационной комиссии министерства образования и науки Краснодарского края для проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 8 сентября 2015 года № 4549 «Об утверждении составов групп специалистов при аттестационной комиссии министерства образования и науки Краснодарского края » Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 7 октября 2015 года № 5156 «Об утверждении перечней критериев и показателей для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников образовательных организаций Краснодарского края

Слайд 4

Подача заявления Подача заявлений на аттестацию в целях установления квалификационной категории осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276): «…27. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений 28. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию

Слайд 5

29. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком 30. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории 31. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности

Слайд 6

32. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения 33 . Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней…»

Слайд 7

Процедура подачи заявления на аттестацию Педагогический работник заполняет форму заявления о проведении аттестации, формирует пакет документов и материалов (пакет аттестационных документов), подтверждающих результаты профессиональной деятельности за период не более 5 лет. По желанию педагогического работника заявление о проведении аттестации может быть им передано в аттестационную комиссию лично, направлено по почте письмом с уведомлением о вручении, в форме электронного документа, о чем педагогический работник информирует ответственного за аттестацию в образовательной организации. Заявление также может быть передано непосредственно ответственному работнику в ОО.

Слайд 8

ПЕРЕЧЕНЬ критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления квалификационной категории (первая) по должности «преподаватель» 1.1 Итоги мониторингов, проводимых организацией 1.1.1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией Стабильные положительные результаты или положительная динамика результатов успеваемости обучающихся по итогам проведения проверочных ( срезовых , контрольно-диагностических, административных и т.п. в соответствии с локальным актом организации) работ за период изучения дисциплины, МДК, ПМ. Копии ведомостей (протоколов) результатов успеваемости обучающихся по итогам проведения проверочных работ, аналитическая справ-ка заместителя директора по учебной работе о стабильных положительных результатах успеваемости обучающихся (указать данные из справки о результатах успеваемости – дисциплина, учебный год, группа, цифровой показатель результатов). Средний показатель результатов успеваемости обучающихся по итогам проверочных работ (средний балл или качество успеваемости в %): 5 баллов за группу, обучающуюся по одной программе, в которой выявлены стабильные положительные результаты успеваемости. 10 баллов за группу, в которой выявлена положительная динамика результатов успеваемости. Обязательный минимум – 5 баллов. Не более 20 баллов за критерий.

Слайд 9

1.1.2. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам промежуточной аттестации Стабильные положительные результаты успеваемости обучающихся по итогам промежуточной аттестации Копии ведомостей (протоколов) результатов промежуточной аттестации, аналитическая справка замести-теля директора по учебной работе о результатах успеваемости обучающихся. Средний показатель результатов промежуточной аттестации: Качество успеваемости от 45 % до 55% - 5 баллов за одну группу Качество успеваемости от 56 % до 70% - 10 баллов за одну группу Качество успеваемости от 71% до 100% - 15 баллов за одну группу Не более 30 баллов за критерий

Слайд 10

1.2 Итоги мониторингов, проводимых системой образования 1.2.1. Результаты выполнения выпускных квалификационных и экзаменационных работ, проведенных в период ГИА по образовательным программам профессионального образования Положительные результаты выполнения выпускных квалификационных работ за аттестационный период. Копии ведомостей (протоколов) результатов выполнения выпускных квалификационных работ, аналитическая справка заместителя директора по учебной работе о результатах выполнения выпускных квалификационных работ. Средний показатель результатов выполнения выпускных квалификационных работ (в среднем за все работы за весь аттестационный пери-од): Качество успеваемости от 65 % до 75% - 5 баллов; Качество успеваемости от 76 % до 80% - 10 баллов; Качество успеваемости от 81 % до 100% - 15 баллов. Не более 30 баллов. Положительные результаты при сдаче экзаменов по отдельным дисциплинам (при наличии) за аттестационный период. Копии ведомостей (протоколов) результатов экзаменов по отдельным дисциплинам, аналитическая справка заместителя директора по учебной работе о результатах сдачи государственных экзаменов. Средний показатель результатов по итогам сдачи экзаменов: Качество успеваемости от 45 % до 55% - 5 баллов за одну группу; Качество успеваемости от 56 % до 70% - 10 баллов за одну группу; Качество успеваемости от 71% до 100% - 15 баллов за одну группу Не более 30 баллов

Слайд 11

2. Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности 2.1. Научно-исследовательская, научно-практическая и проектная деятельность обучающихся Достижения (лауреаты, первые и призовые места) на олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводимых по приказам министерства образования и науки РФ, министерства образования и науки Краснодарского края, МОУО, ОО СПО и ВПО и др. Список лауреатов, победителей и призёров, подготовленных аттестуемым за аттестационный период, заверенный руководителем образовательной организации. Документы, подтверждающие результаты участия (копии приказов о направлении обучающегося и преподавателя для участия, копии грамот, дипломов, протоколов и др.). Копии документов, подтверждающих роль преподавателя в под-готовке обучающихся Наличие лауреатов (за одного обучающегося) на уровне: муниципальный (территориальный) уровень – 3 балла; региональный – 4 балла; федеральный - 5 баллов; международный уровень – 10 баллов. Наличие победителей (1 место) или призеров (2–3 места): - муниципального уровня – 5 баллов; - территориального уровня – 10 баллов; - регионального уровня – 15 баллов; - федерального уровня – 25 бал-лов; - международного уровня – 35 баллов. При подсчете баллы суммируются для различных конкурсов, для одинаковых – поглощаются. Не более 50 баллов.

Слайд 12

2.2. Участие обучающихся во Всероссийских и международных, в том числе заочных и дистанционных конкурсах и олимпиадах, определяемых приказами министерства образования и науки РФ, Краснодарского края и др. официальными органа-ми Достижения (лауреаты, первые и призовые места) обучающихся в профессиональных конкурсах, конференциях, соревнованиях, выставках, олимпиадах и т. д. по профилю обучения Список лауреатов, победителей и призёров, подготовленных аттестуемым, заверенный руководителем образовательной организации. Документы, подтверждающие результаты участия (копии приказов о направлении обучающегося и преподавателя для участия, копии грамот, дипломов, протоколов и др.). Копии документов, подтверждающих роль преподавателя в под-готовке обучающихся Наличие лауреатов (за одного обучающегося) на уровне: муниципальный (территориальный) уровень – 3 балла; региональный – 4 балла; федеральный - 5 баллов; международный уровень – 10 баллов. Наличие победителей (1 место) или призеров (2–3 места): - муниципального уровня – 5 баллов; - территориального уровня – 10 баллов; - регионального уровня – 15баллов; - федерального уровня – 25 бал-лов; - международного уровня – 35 баллов. При подсчете баллы суммируются для различных конкурсов, для одинаковых – поглощаются. Не более 40 баллов.

Слайд 13

2.3. Участие обучающихся или команды обучающихся в соревнованиях, творческих очных и заочных кон-курсах и т. д., не имею-их официального ста-уса Достижения (первые и призовые места) и участие (для обучающихся коррекционных групп) в спортивных соревнованиях, конкурсах в очных и очно-заочных турах интеллектуальных, творческих конкурсов (кроме пп . 2.1, 2.2), фестивалях, выставках Копии грамот, дипломов или другие документы, подтверждающие победы и призовые места обучающихся, заверенные руководителем. Копии документов, подтверждающие роль преподавателя в подготовке победителей / призеров, лауреатов/дипломантов конкурсов, соревнований Наличие победителей (1 место) или призеров (2–3 места), участников (только для обучающихся коррекционных групп): - 10 баллов за каждого Не более30 баллов

Слайд 14

2.4. Социально-личностные достижения обучающихся в рамках внеурочной деятельно-сти Разработка и реализация в со-вместной деятельности с обучающимися социально значимых проектов различной направленности (срок реализации каждого не менее 2-х - 3-х месяцев) Проект, оформленный в соответствии с требованиями к данного рода продукции, и отчет о его реализации, заверенные руководителем ОО или его заместителем 15 баллов за реализацию проекта. Не более 45 баллов

Слайд 15

3.1 Совершенствование методов обучения и воспитания 3.1.1. Владение современными образовательными технологиями. Использование образовательных (психолого-педагогических) технологий, умение адаптировать их с учетом специфики педагогических ситуаций Письменный отчет аттестуемого, заверенный руководителем ОО или его заместителем, об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Конспекты проведенных открытых уроков, отзывы об обоснованном и эффективном использовании технологий педагогов своей или других образовательных организаций, посетивших открытые занятия (уроки) аттестуемого. Справка, заверенная руководителем ОО или его заместителем, об отсутствии нарушений по технике безопасности Использование на практике этих технологий, подтверждаемое положительными отзывами (не менее 10) и предоставлением конспектов не менее 5 открытых уроков / занятий (распечатка на бумажном носителе), демонстрирующих обоснованное и эффективное применение педагогом современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. - 5 - 6 открытых занятий – 15 баллов; - от 7 и выше открытых занятий – 30 баллов; Отсутствие нарушений по технике безопасности – 5 баллов. Баллы суммируются. Обязательный минимум – 15 баллов. Не более 35 баллов. 3.1.2. Применение ин-формационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных технологий Целесообразное использование различных видов мультимедийного оборудования, интерактивной доски и т. п. в учебной и во внеурочной деятельности 3.1.3. Создание здоровьесберегающих условий для обучающихся Использование аттестуемым здоровьесберегающих технологий; обеспечение соответствующей техники безопасности

Слайд 16

3.1.4. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в процессе обучения Использование различных видов цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности: наличие комплекта мультимедийных-презентаций по разделу; электронные таблицы; материалы для компьютерного тестирования (базы электронных тестов по разделу); аудио (видео) материалы; образовательные ресурсы сети Интернет. Разработка/использование мате-риалов для современного интерактивного оборудования в образовательной деятельности: интерактивной доски; конструкторов по робототехнике; цифрового микроскопа и цифровых лабораторий; midi -клавиатуры на уроках и во внеурочной деятельности; графического планшета; систем опроса и голосования и др. Использование Интернет-сервисов для: размещения и создания презентаций, фотографий слайд-шоу, опросов и тестов, дидактических игр, схем; конструирования сайтов. Наличие собственного сайта (блога) аттестуемого по направлению профессиональной деятельности. Перечень ЦОР (не менее 5 видов) к разделам программы, заверенный руководителем ОО или его заместителем, за межаттестационный период. Справка ЦПК, заверенная руководителем ОО или его заместителем, подтверждающая апробацию ЦОР, созданного самостоятельно. Действующая ссылка на сайт (блог) аттестуемого по направлению профессиональной деятельности. Скриншоты страниц сайтов, других электронных ресурсов, используемых аттестуемым в процессе обучения. Использование: - ресурсов лицензионных или размещенных на официальных сайтах - 5 баллов; - созданных самостоятельно – 10 баллов (за комплект из не менее 5 видов). Наличие страницы на сайте ОО или действующего образовательного сайта (блога) аттестуемого – 10 бал-лов. Баллы суммируются, не более 25.

Слайд 17

3.2 Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности 3.2.1. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности на муниципальном, территориальном, региональном, федеральном, международном уровнях: мастер-классы, серии открытых уроков, проведение занятий в системе дополнительного профессионального образования Документы (сертификаты, справки), положительные отзывы специалистов с заверенными подписями (указать уровень, форму транслирования, тему, дату проведения мероприятия). За каждый документ на уровне: - муниципальном – 5 баллов; - территориальном – 7 баллов; - региональном – 15 баллов; - федеральном – 25; - международном – 35. Обязательный минимум – 5 бал-лов за весь критерий . Не более 50 баллов. Выступления на мероприятиях различных уровней; публикации в печати о собственном опыте работы, методические, дидактические мате-риалы, размещение методических материалов на сайтах и в сетевых со-обществах Документы, подтверждающие выступления на мероприятиях раз-личных уровней. Список публикаций (заверяется руководителем или заместителем руководителя ОО) за период с момента последней аттестации; скриншоты сайтов, на которых размещен опыт работы аттестуемого. Отзыв (методиста или заместителя директора) о педагогической ценности каждого представленного на сайтах и в сетевых сообществах мате-риала. За каждую публикацию/выступление на уровне: - муниципальном – 5 баллов, - территориальном – 7 баллов, - региональном – 15 баллов, - федеральном – 25 баллов, - международном – 35 баллов. -размещение материалов на сайтах и в сетевых сообществах – 3 балла. Баллы суммируются за разные материалы из опыта работы. Не более 50 баллов. Размещение передового педагогического опыта в муниципальном, региональном банках Сертификат (справка) о включении в муниципальный (региональный) банк передового педагогического опыта Муниципальный банк – 15 бал-лов; региональный банк - 50 баллов. Баллы суммируются только за разный педагогический опыт

Слайд 18

3.2.2. Инновационная деятельность в профессиональной области Результат личного участия в конкурсе инновационных продуктов Копия диплома, заверенная руководителем ОО или его заместителем. Копия приказа / распоряжения исполнительного органа государственной власти соответствующего уровня о результатах конкурса Лауреат/дипломант муниципального уровня: 10 баллов; лауреат / дипломант регионального уровня: 15 баллов; победитель муниципального уровня: 20 баллов; победитель регионального уровня: 30 баллов

Слайд 19

3.2.3. Результаты рейтинга среди обучающихся, родителей, педагогического сообщества Имеет высокий рейтинг (за последний год) среди обучающихся, родителей, педагогического сообщества Справка, заверенная руководителем ОО или его заместителем, о результатах рейтинговой оценки преподавателя среди обучающихся, родителей, педагогического сообщества. Справка, заверенная руководителем ОО или его заместителем, об отсутствии мотивированных обращений родителей Высокие результаты рейтинга (от 75 %) – 10 баллов. Отсутствие мотивированных обращений родителей по результатам деятельности педагога – 10 бал-лов. Баллы суммируются, не более 20 баллов.

Слайд 20

3.3 Активное участие в работе методических (научных) объединений педагогических работников организации 3.3.1. Совершенствование учебно-методической базы учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик. Качество разработки учебно-методической документации: образовательных программ, контрольно-оценочных средств, методических рекомендаций, учебно-методических пособий, сборников дидактических материалов, электронных учебников и т.п. Список разработанных аттестуемым учебно-методических документов и материалов, заверенный руководителем образовательной организации; положительные рецензии на данную продукцию, оформленные в соответствии с установленными требованиями, от специалистов СПО, ВПО или работодателей по профилю деятельности. За каждый разработанный документ: - образовательная программа – 5 баллов; - КОСы и другие учебно-методические документы – 10 бал-лов; - электронный учебник – 15 баллов. Обязательный минимум – 5 бал-лов Не более 50 баллов.

Слайд 21

3.3.2. Демонстрация уровня профессионализма собственной педагогической и методической деятельности Результативность участия в профессиональных конкурсах преподавателей, классных руководителей (кураторов). Копии документов с реквизита-ми (приказ, диплом и т.п.), подтверждающих результат участия. Призер и лауреат на уровнях: - территориальном – 10 баллов; - региональном – 20 баллов; - федеральном – 30 баллов. Победитель на уровнях: - территориальном – 20 баллов; -региональном – 40 баллов; - федеральном – 60 баллов; - в сети интернет – 5 баллов При победе в различных конкурсах баллы суммируются. Не более 60 баллов Результативность участия в профессиональных конкурсах педагогических разработок Копии документов с реквизита-ми (приказ, диплом и т.п.), подтверждающих результат участия. Призер и лауреат на уровнях: - территориальном – 10 баллов; - региональном – 20 баллов; - федеральном – 30 баллов. Победитель на уровнях: - территориальном – 20 баллов; -региональном – 40 баллов; - федеральном – 60 баллов; - в сети интернет – 5 баллов При победе в различных конкурсах баллы суммируются. Не более 60 баллов

Слайд 22

3.3.3. Уровень квалификации, позволяющей осуществлять экспертную деятельность Работа в качестве рецензента, эксперта по разработке и оценке учебных, методических и иных материалов, эксперта или члена жюри профессиональных конкурсов, предметных олимпиад различных уровней, в составе групп специалистов по аттестации, аккредитации, судейство на соревнованиях и конкурсах и др. Документы с реквизитами, подтверждающие указанную деятельность аттестуемого Ведение экспертной деятельности на уровнях: территориальный– 10 баллов; региональный уровень – 15 бал-лов. Баллы суммируются за всю работу в качестве эксперта, в том числе и по одному направлению, за межаттестационный период. Не более 30 баллов.

Слайд 23

3.3.4. Исполнение функций наставника (руководителя педагогической практики) Достаточный профессионализм и личностные качества, позволяющие работать в качестве наставника молодых педагогов (руководителя педагогической практики) Копия локального акта, заверенная руководителя ОО или его заместителем; отзыв руководителя (заместите-ля руководителя) ОО, руководителя ОО СПО/ВПО, направившего студентов на практику), руководителя МО (РМО) о результатах работы. За исполнение функций наставника (руководителя педагогической практики) – 30 баллов. Не более 60 баллов.

Слайд 24

3.3.5. Владение навыками организации воспитательной работы Организация воспитательной работы в соответствии с современными требованиями и подходами План воспитательной работы преподавателя, аналитическая справ-ка или отзыв заместителя руководи-теля, курирующего направление, об эффективности проводимой воспитательной работы. Сценарии внеаудиторных мероприятий, отчет аттестуемого о про-веденных мероприятиях, подписанный заместителем руководителя ОО. Система воспитательной работы в группе соответствует современным подходам и требованиям: – 15 баллов. Наличие сценариев или разработок проведенных внеклассных мероприятий Сценарии проведенных мероприятий – 3 балла за каждое мероприятие. Баллы суммируются за весь критерий. Не более 30 баллов.

Слайд 25

4. Повышение квалификации 4.1. Систематичность повышения квалификации в централизованных формах Послевузовское образование (аспирантура, докторантура, магистратура, получение второго высшего образования по профилю деятельности), переподготовка или курсы повышения квалификации, пройденные за последние три года (не менее 72 часов) Документ с реквизитами, подтверждающий результат обучения или повышения квалификации (переподготовки) по профилю деятельности 30 баллов за получение второго высшего образования, магистратуру, аспирантуру или профессиональную переподготовку; 40 баллов – за докторантуру; 20 баллов за повышение квалификации. Баллы суммируются. Не более 60 баллов 4.2. Систематичность повышения квалификации в нецентрализованных формах Повышение квалификации в форме целевых краткосрочных кур-сов (менее 72 часов) обучающих семинаров (не менее 8 часов). Документ (сертификат, свидетельство, удостоверение и проч.), подтверждающий результат повышения квалификации с реквизитами; копии документов, подтверждающих право организации, выдавшей документ, на осуществление образовательной деятельности с приложением перечня лицензированных образовательных программ дополни-тельного профессионального педагогического образования. 5 баллов за каждое участие. Не более 20 баллов

Слайд 26

5. Отраслевые награды 5.1. Награды за успехи в профессиональной деятельности, наличие ученой степени, звания Наличие наград, отраслевых знаков отличия: - медаль; - почетное звание нагрудный знак; - почетная грамота или благодарность Министерства образования и науки РФ и отраслевых министерств; - наличие ученой степени; - наличие ученого звания Копии документов с реквизита-ми, подтверждающих наличие на-град, званий и степеней по профилю деятельности Награды, ученые степени и звания (действительны в течение всей профессиональной деятельности): - государственные – 100 баллов; - ведомственные («Заслуженный учитель РФ»; нагрудный знак «Почетный работник образования») – 40 баллов; - региональные («Заслуженный учитель Кубани») – 20 баллов; - Грамота Министерства образования и науки РФ – 30 баллов; Ученая степень: - кандидат наук – 40 баллов; - доктор наук – 70 баллов. Ученое звание: - доцент – 15 баллов; - профессор – 30 баллов. Грамоты и благодарности за успехи в профессиональной деятельности (полученные в течение послед-них 5 лет): - министерства образования и науки Краснодарского края – 15 бал-лов; - отраслевых министерств – 10 баллов, - муниципальные – 5 баллов. Баллы суммируются.

Слайд 27

* Для установления первой квалификационной категории по должности «преподаватель» необходимо набрать не менее 170 баллов. ** Мониторинг системы образования проводится по показателям, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Феде-рации от 15.01.2014 г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования», при наличии результатов по показателям ***Из пунктов 1.1.2 и 1.2.1 заполняется только один по выбору аттестуемого. Примечания. Документы, подтверждающие выполнение показателя, должны быть подписаны преподавателем, мастером п.о . (ст. мастером, педагогически-ми работниками других организаций ПО по профилю, специалистами предприятий) и заверены руководителем или заместителем руководителя ОО. Документы должны быть представлены за весь аттестационный период. Показатели всех разделов считаются за аттестационный период, если нет иных ограничений. Подсчет баллов по критериям, имеющим два и более показателя, осуществляется суммарно.