ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ПРИОРИТЕТОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Никишов Владимир Николаевич

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ПРИОРИТЕТОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.Н. Никишов

ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум»

Наш педагогический коллектив считает, что в сложных условиях социально-экономических перемен обществу необходимы специалисты, обладающие компетентностью, конкурентоспособностью, творческим потенциалом, мобильностью и стремлением к саморазвитию. В связи с этим актуальной становится задача подготовки специалистов, имеющих не только профессиональные знания, но и способности к активной познавательной, творческой, научно-исследовательской деятельности, умеющих быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся научно-технической ситуации, способных самостоятельно обновлять свои знания, быстро ориентироваться в потоке информации.

С этой целью, наш педагогический коллектив техникума использует технологию исследовательской деятельности на уроке и внеурочное время. Задачей, которой является дать студенту возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает студенту возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Все эти вопросы отрабатываются со студентами на первом и втором году обучения. После того, как студенты разберутся со всеми проблемами организации исследования, увидят их ценность и эффективность, можно давать им более сложные задания по исследованию проблем. Это планируется на третьем году обучения во время изучения дисциплин по специальности. Исследования, которые проводят студенты, могут быть и узкими, и широкими, в зависимости от того, какие проблемы перед ними поставлены.

Коллектив техникума считает, необходимость подготовки самостоятельно мыслящих специалистов  выдвигает на первый план проблему: учить студентов не знанием и дисциплинам, а мыслительной деятельности.

Наш педагогический коллектив техникума считает, организация исследовательской деятельности является одним из приоритетов современного образования. Студенты, занимающиеся исследовательской деятельностью, более коммуникабельны и компетентны, активно участвуют в деятельности районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня. Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки, как студента, так и педагога. В этой совместной работе успех за висит от подготовленности каждого из ее участников. Обществу требуется  специалист новой  формации – интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке, главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции студента в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента). Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. Таким образом, наш педагогический коллектив считает, исследовательская работа является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретенные теоретические знания в исследованиях, связанных с практикой, а в конце этого длительного процесса возможно участие в научных конференциях  разного уровня. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях он ни работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать

Преподавателями техникума на уроках используются познавательные задания творческого характера, исследовательские задания. Во внеурочное же время это подготовка исследовательских работ, содержание которых интересно и окружающим. Тогда участие в учебно-исследовательских конференциях, фестивалях и интеллектуальных конкурсах, где свою работу необходимо защитить, способствует формированию важнейших свойств личности. Опыт побед и поражений, приобретаемый в этих мероприятиях, чрезвычайно важен для самостоятельной жизни, без него невозможно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей.

Исследовательская деятельность, организуемая преподавателями на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы студентов, выполненные ими как самостоятельные исследования.

Организация исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, способствуют формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Методы проектный и поисковый не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

В качестве конечных продуктов деятельности могут выступать рефераты, доклады, иллюстрированные средствами наглядности (видеофильмами, коллажами, альбомами рисунков, фотографий). Результатом совместной деятельности студентов, организация и проведение различных конференций, выставок, вечеров. Различные достижения по выполнению проектов, творческих работ могут войти как компонент в состав индивидуальной накопительной оценки.

Подводя итоги обсуждения проблемы, изложенной в данной статье, мы приходим к выводу, что исследовательская деятельность возможна как закономерная и специально организованная форма обучения для студентов. В таком обучении могут реализоваться познавательная активность студентов и поисковая направленность их сознания.

Список литературы.

Мухина В.А. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности  // Народное образование. – 2006.

Никишов В.Н. Технология исследовательской деятельности при подготовке профессиональных кадров. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». Мясная и молочная промышленность: Состояние, проблемы, перспективы. Сборник материалов 4 Всероссийской интернет – конференции 15.11.2015г. – 25.01.2016г. Торбеево, 2016. – С. 144-148.  

Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки тёлок этапа полового созревания. Тез. докл. 4 конференции международной ассоциации морфологов АГЭ //Морфология. 1998. №3. – С 85.

Никишов В.Н. Цитология и гистохимия, эпитероцитов слизистой оболочки тонкой кишки животных 6-18 – месячного возраста. Тез. докл. конгресса. г. Барнаул.1998.

Никишов В.Н. Развитие кишечной стенки двенадцатиперстной, тощей, подвздошной кишок животных 6-18 – месячного возраста. Тез. докл. конгресса. г. Барнаул.1998.

Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки тёлок 6-18 – месячного возраста. Тез. докл. 4 конференции международной ассоциации морфологов АГЭ //Морфология. Н-Новгород. 1998.

Никишов В.Н., Тельцов Л.П., Кудаков Н.А. Гистохимия энтероцитов тонкой кишки животных на этапе полового созревания //Матер. науч. конф. Мордов. госуниверситета им. Н.П. Огарёва. Саранск, 1998. Ч. 4. – С. 115-117.

Никишов В.Н. Учёба заочно. Газета «Голос примокшанья» №98. 2000.

Никишов В.Н. Приходи в зооветеринарный. Газета «Голос примокшанья» №98. 2000.

Никишов В.Н. Приглашаем в зооветеринарный. Газета «Наровчатские новости» №119. 2000.

Никишов В.Н. Немного истории //История ветеринарии//. Газета «Наровчатские новости» №119. 2000.

Никишов В.Н. Основная деятельность зоотехнии. Газета «Наровчатские новости» №119. 2000.

Никишов В.Н. Специальность древняя и гуманная. Газета «Присурские новости» №11. 1999.

Никишов В.Н. Учится никому не поздно. Газета «Присурские новости» №96. 2000.

Никишов В.Н. Наука вечная и современная. Газета «Присурские новости» №97. 2000.

Никишов В.Н. Приглашаем в зооветеринарный. Газета «Присурские новости» №99. 2000.

Никишов В.Н. Ветеринар – профессия необходимая. Газета «Присурские новости» №6. 2001.

Никишов В.Н. Объекты деятельности и специализация. Газета «Присурские новости» №8. 2001.

Никишов В.Н. Профессия зоотехния. Газета «Новая жизнь» №57. 2000.

Никишов В.Н. Помогает фитотерапия. Журнал «Ветеринария» №5. 1999.

Никишов В.Н. Нужная профессия. Газета «Красная слобода» №49. 2001.

Никишов В.Н. Эхо студенческой жизни. Газета «Красная слобода» №54. 2000.

Никишов В.Н. Слагаемые роста. Газета «Красная слобода» №60. 2001.

Никишов В.Н. Техникуму 70 лет. Газета «Красная слобода» №60. 2001.

Тельцов Л.П. Биоритмы, критические фазы динамики роста и практика //Морфологические науки - практической медицины и биологии. – Омск, 1996.  

Электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. - М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 2010.