Курсовая на тему: Клинико-педагогические основы воспитания и обучения детей с функциональными расстройствами зрения

Рулькова Александра Михайловна

курсовая работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

 

 факультет коррекционной педагогики

 

кафедра тифлопедагогики

 

 КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине «Офтальмо – гигиенические основы образования детей с нарушением зрения»

 

Тема: Клинико-педагогические основы воспитания и обучения детей с функциональными расстройствами зрения

 

 

Выполнил:

студент 3 курса

заочного отделения гр. Тифлобак-3

Рулькова А.М.

 Научный руководитель:

Фомичева Л.В. 

Оценка______________

Подпись_____________ 

Санкт-Петербург – 2016


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Дети с функциональным расстройством зрения……………………... 4

1.1 Заболевания зрительной функции………………………………………….4

1.2. Описание детей с функциональным расстройством зрения…………….7

1.3 Направленность офтальмо – гигиенических мероприятий……………..…11

Глава 2. Клинико – педагогические основы воспитания и обучения…………..14

2.1  Тифлопедагогические мероприятия по коррекции, компенсации и развития зрительного восприятия…………………………………………..………………14

2.2 Один из путей охраны и развития зрительной функции у детей……………17

Заключение…………………………………………………………………………22

Список литературы…………………………………………………………………23


Введение

Перед обществом поставлена благородная задача - найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время более 500 млн человек (т.е. каждый десятый человек на Земле) относятся к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 150 млн детей.

Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого, специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры и спорта.

"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира.

Объектом изучения в данной работе являются дети с нарушением зрения.

Предметом изучения – клинико-педагогические основы воспитания и обучения детей с функциональными расстройствами зрения.

Цель работы состоит в изучении особенностей воспитания и обучения детей с функциональными расстройствами зрения.

На нас – тифлопедагогах, лежит очень большая ответственность. Ведь именно в наших руках воспитание и обучение детей с функциональными расстройствами

Глава 1. Дети с функциональным расстройством зрения.

  1. Заболевания зрительной функции. 

В современной педагогической практике во многих странах в зависимости от степени нарушения зрительной функции используют простое деление на слепых («blind») и лиц с ослабленным зрением, слабовидящих(«low vision»).

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения— способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения равную единице — 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 м. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1. Соответственно человек, способный различить наиболее крупные знаки первой сверху строки, имеет остроту зрения— 0,1, четвертой — 0,4 и т п.

Способность к различению света от тьмы соответствует остроте зрения на уровне светоощущения.

Неспособность к различению света от тьмы означает, что острота зрения равна 0.

Таким образом, в зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, при использовании очков, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие группы детей:

-слепые— это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

-абсолютно, или тотально, слепые— дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

-частично, или парциально, слепые— дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

-слабовидящие— дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

-слепорожденные— это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

-ослепшие— дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказываются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.

Анализ причин нарушений зрения показывает, что в 92 % случаев слабовидение и в 88% случаев слепота имеют врожденный характер. Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов. Примерно 30% из них наследственной природы(врожденная глаукома, атрофия зрительного нерва, миопия (близорукость).

В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут выступить: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока (врожденный анофтальм(отсутствие глаза, редкая аномалия зрения), микрофтальм (врожденная аномалия развития глаза, характеризующаяся уменьшением всех размеров глаза),наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты(заболевание глаз, характеризующееся помутнением хрусталика.), отдельные формы патологии сетчатки.

Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.


1.2. Описание детей с функциональным расстройством зрения.

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения - способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице - 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Для определения остроты зрения ниже 0,1 используется пересчет пальцев. Способность к пересчету раздвинутых пальцев руки на расстоянии:

5 м соответствует остроте зрения в 0,09;

2м - 0,04;

0,5 м - 0,01;

30 см - 0,005.

Способность к различению света от тьмы соответствует остроте зрения на уровне светоощущения.

Неспособность к различению света от тьмы означает, что острота зрения равна 0.

Другим важнейшим условием нормального видения является поле зрения, то есть пространство, все точки которого видны одновременно при неподвижном взгляде. В норме поле бинокулярного зрения по горизонтали равно 180°, а по вертикали - 110°. Обычно резким снижениям остроты зрения сопутствует нарушение поля зрения, однако и самостоятельные серьезные нарушения поля зрения ведут к слепоте и слабовидению. Например, лица с сужением поля зрения до 10° относятся к практически слепым (инвалиды 1 группы), так как это нарушение существенно затрудняет их деятельность.

Таким образом, в зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, при использовании очков, и поля зрения, а также по органическим и функциональным причинам его нарушения, принято делить на три группы: 

Слепые. 

Слабовидящие. 

Дети с функциональными нарушениями зрения. Большую их часть составляют дети с амблиопией и косоглазием. 
Охарактеризуем каждую из названных групп. 

Органические нарушения - это нарушения структуры глаза и других отделов зрительной системы, которые могут приводить к слабовидению, остаточному зрению и слепоте.

У слепых детей наиболее резко выражена степень нарушения основных зрительных функций (остроты и поля зрения, световой чувствительности, цветоразличения, характера зрения). Глубокое снижение остроты зрения делает невозможным или весьма ограниченным зрительное восприятие. В практике обучения, воспитания, развития и реабилитации слепых детей по степени нарушения остроты зрения целесообразно подразделять на следующие группы: 

1) Тотально или абсолютно слепые. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения. 

2) Слепые дети со светоощущением. Эти дети видят только свет, то есть отличают свет от тьмы. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут верно определять направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.

3) Слепые дети, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, то есть они отличают не только свет от тьмы, но и различают цвета.

4) Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009). При таком зрении в комфортных условиях человек видит движения руки перед лицом, на близком расстоянии может различать цвета, контуры, силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или движения руки перед лицом.

5) Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. К этой группе относятся дети, острота зрения которых варьируется в пределах 0,01 – 0,04. В тифлолитературе ранее их называли частичновидящими или частинозрячими

В настоящее время термин «Слепые с остаточным форменным (предметным) зрением» получает все большее распространение в тифлологии применительно именно к рассматриваемой группе слепых детей, ибо более точно отражает их зрительные возможности. Несмотря на то, что у этих детей имеется форменное зрение, в познавательной и учебной деятельности (особенно связанной с письмом и чтением) ведущими для них являются осязательное и слуховое восприятие, а зрительное восприятие является вспомогательным способом ориентировки, контроля своих действий и получения информации. 

Остаточное зрение характеризуется разнообразием проявления нарушений зрительных функций, изменчивостью и неустойчивостью их параметров, повышенной утомляемостью зрения. Остаточное зрение не позволяет детям полноценно развиваться, опираясь преимущественно на дефектное зрение, то есть этого зрения недостаточно для того, чтобы пользоваться им для выполнения работ, требующих систематического участия зрения. Некоторые дети с остаточным зрением могут лишь непродолжительное время читать написанное крупным шрифтом на близком расстоянии, но это не позволяет им получить полноценное образование, используя при обучении только плоскопечатный шрифт. Именно поэтому слепые дети с остаточным зрением в познавательной деятельности, как и все дети подкатегории «Слепые или незрячие», должны опираться в первую очередь на сохранные анализаторы (осязание, слух и др.), а их зрение должно выполнять вспомогательную роль. Отсюда в процессе их обучения следует использовать специальную систему для письма и чтения рельефно-точечным шрифтом Брайля. Большую ошибку допускают родители и даже, к сожалению, педагоги, когда при обучении слепых с остаточным зрением используют не рельефно-точечную систему Брайля, а плоскостной шрифт. 

Большое значение для развития психики имеет время наступления слепоты. Временной параметр настолько важен, что слепые дифференцируются по нему на две группы: слепорожденные и ослепшие. К первой группе относят лиц, потерявших зрение до становления речи, то есть приблизительно до трех лет, ко второй - ослепших в последующие периоды жизни и сохранивших в той или иной мере зрительные образы памяти. Совершенно очевидно, что, чем позже нарушаются функции зрения, тем меньшим оказывается влияние аномального фактора на развитие и проявление различных сторон психики.

 

Как отмечалось выше, большую часть детей с функциональными нарушениями зрения составляют дети с амблиопией и косоглазием, которые нередко могут быть исправлены, в том числе, и тренировками.


1.3. Направленность офтальмо – гигиенических мероприятий.

Гигиенические мероприятия в целях охраны остаточного зрения у детей должны быть направлены на создание условий, облегчающих работу зрительного анализатора. Должно предупреждаться утомление и последующее снижение функциональных возможностей глаза. Быстро возникающее зрительное утомление приводит к резкому снижению работоспособности детей, что отражается на их общем состоянии. Чрезмерные зрительные нагрузки в неблагоприятных условиях, особенно при необратимых, глубоких повреждениях зрительного анализатора, могут приводить к утомлению и ухудшению общего состояния организма ребенка в целом.
При установлении режима дня для детей с нарушением зрения, при регламентировании различных учебных нагрузок следует иметь в виду не только различные факторы, определяющие характер внешних условий, в которых приходится работать ребенку, но и общее состояние его организма
наличие других дефектов в его органах и функциональных системах, а также ослабление организма вследствие перенесенных заболеваний. Своевременная смена видов деятельности, и обстановки, в которой проводятся учебные занятия, может содействовать повышению работоспособности детей. Так, периодическая перемена положения тела во время урока или занятий предупреждает появление утомления. На занятиях, связанных с напряжением глазных мышц (рисование, лепка, вышивание), время от времени надо отвлекать детей от работы рассказом или показом наглядных пособий, чтобы переключить зрение с близкого расстояния на далекое и дать отдых глазам.
Важная роль в охране зрительного анализатора и его функций принадлежит вспомогательным и защитным частям глаза, которые, в свою очередь, требуют бережного ухода и соблюдения гигиенических требований.
Профилактика зрения предполагает уход за вспомогательными и защитными частями глаза не только со стороны их эстетического вида, но и со стороны сохранения зрения. Неправильное использование косметических средств может привести к раздражениям и воспалительным процессам.
Особое внимание обращается на правильную с гигиенической точки зрения организацию просмотра диапозитивных фильмов и телевизионных передач. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения у детей лежит рациональное освещение рабочего места и помещений. Освещенность рабочего места, лестниц, коридоров, спален, игровых комнат и особенно физкультурных залов в дошкольных учреждениях и школах для слепых и слабовидящих детей должна быть намного выше, чем в массовых школах и дошкольных учреждениях.
Глаз лучше приспособлен к дневному освещению, поэтому в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушением зрения следует вводить наиболее близкое к нему люминесцентное освещение. Спектр излучения люминесцентных ламп близок к спектру дневного света. Современные люминесцентные лампы обладают равномерным свечением и дают мягкий рассеянный свет. Яркость их ниже яркости нити накала электрической лампы. В отличие от ламп накаливания они почти совсем не создают теней и бликов на освещаемой поверхности. В организации гигиенической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, следует руководствоваться нормативными материалами Министерства здравоохранения.

Лечебно - восстановительная работа в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушением зрения осуществляется врачами-специалистами (окулист, педиатр, психоневролог) и средним медицинским персоналом (медсестры). В своей работе врачи руководствуются соответствующими приказами, инструкциями, методическими рекомендациями и другими документами, издаваемыми органами здравоохранения. Вся лечебная работа направлена на максимальное восстановление, улучшение и охрану зрения детей.
С этой целью проводятся следующие мероприятия:
а) консервативное лечение глазных заболеваний (медикаментозная терапия, оксигенотерапия, физиотерапия и др.);
б) своевременное направление детей, нуждающихся в хирургическом лечении, в глазной стационар;
в) активное плеоптическое и плеопто-ортоптическое лечение;
г) назначение очковой коррекции;
д) подбор специальных средств коррекции.


Глава 2. Клинико – педагогические основы воспитания и обучения.

2.1  Тифлопедагогические мероприятия по коррекции, компенсации и развития зрительного восприятия.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в двух направлениях: специальные занятия по развитию зрительного восприятия и организация развивающих игр и упражнений на различных общеобразовательных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), а также в играх, бытовой деятельности. Решая педагогические задачи по формированию различных знаний и умений, педагоги учат детей способам зрительной ориентации в различении признаков и свойств предметного мира, зрительно-пространственных признаков и т. д. Система упражнений, способствующих активизации зрительного восприятия и познания окружающей действительности, согласуется с врачом-офтальмологом. Работа по развитию зрительного восприятия строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения детей на основе стимуляции всех потенциальных возможностей. Специфичность этой работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии её со всеми видами детской деятельности; во всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения. Занятия по изобразительной деятельности со слабовидящими детьми являются важным направлением в комплексе работы по развитию и коррекции зрительного восприятия слабовидящих детей.

Для детей с нарушениями зрения характерно большое отставание в сроках развития восприятия. Поэтому первой специальной, коррекционной задачей является обеспечение как можно более раннего начала развития восприятия.

Наряду с поздними сроками начала развития у детей с нарушениями зрения наблюдается замедленный темп развития восприятия. Следовательно, второй задачей будет ускорение темпа развития восприятия, его интенсификация.

Для того, чтобы развитие восприятия у детей с нарушениями зрения шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методы. Прежде всего, необходимо правильно сочетать словесные, наглядные и практические методы обучения.

С самого начала обучения с детьми проводится большая работа по созданию у них целостного образа предмета. Вначале их учат складывать разрезные картинки, на которых изображены хорошо знакомые детям предметы. Они их рассматривают под руководством взрослых, выделяют их значимые части и складывают части в целое. Разрезная картинка должна состоять сначала из двух частей, затем из трех. Количество частей должно постепенно увеличиваться, лишь в соответствии с тем, как уточняется и расчленяется восприятие предметов у детей. Но конфигурация разреза и сами изображения должны меняться с самого начала, например, если ребенок складывает из разрезной картинки мяч, но изображение может быть сначала красным, потом синим, потом желтым с полосой посередине. Картинка может быть разрезана вдоль, поперек, по диагонали и т.п. При этом не нужно класть перед ребенком образец, так как он на этом этапе обучения не может воспользоваться им, а лишь отвлекается. В случае затруднений следует применять показ (ребенок действует по подражанию) или совместные действия. Обучая ребенка заполнению лото-вкладок, нужно также начинать с крупных предметных изображений с двумя вкладками.

Основными особенностями зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения являются: замедленность восприятия, меньшая дифференцированность, суженный объём воспринимаемого материала, слабое различение выражения лиц людей, изображённых на картинке, значительные трудности при понимании сюжетных картин и пейзажей, слабое различение цветов и их оттенков, инактивность и константность восприятия.


2.2.Один из путей охраны и развития зрительной функции у детей.

Современными офтальмологическими и тифлопедагогическими исследованиями доказана необходимость оказания определенной поддержки детям с функциональными нарушениями зрения в виде организации специальных коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий, учитывающих своеобразие познавательной деятельности (Э.С. Аветисов, Л.П. Григорьева, Л.В. Рудакова, Л.И. Плаксина, В.А. Феоктистова и др.). Благодаря совместным усилиям ученых и практиков в области тифлологии в середине 70-х годов была создана модель дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения. Постоянный рост категории детей, имеющих зрительные нарушения функционального характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающий и лечебно-восстановительной поддержки привели к тому, что за относительно небольшой промежуток времени сеть дошкольных коррекционно-образовательных учреждений для детей с амблиопией и косоглазием разрослась по всей стране. Основной задачей дошкольных учреждений данного типа является подготовка детей с амблиопией и косоглазием к обучению путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий (Л.И. Плаксина, 1998). Как показывает анализ статистических данных, при правильной организации воспитательного процесса коррекционно-развивающая и лечебно-восстановительная работа обеспечивает достаточно высокую результативность. В качестве примера можно привести данные, предоставленные Кабинетом по развитию зрения Городской межведомственной психолого-педагогической консультации Комитета по образованию при Администрации Санкт-Петербурга. Так в 1998 г. с диспансерного учета было снято 2163 человека, из них с полным выздоровлением, — 476 (22 %), с улучшением, т.е. со стойкой положительной динамикой по остроте зрения — 1096 - 51 %, без положительной динамики — 27 % (Л.И. Плаксина, 1998).

Однако в нашей стране на сегодняшний день специальная поддержка детей с функциональными нарушениями зрения на государственном уровне оказывается только в дошкольном возрасте. При ограничении срока действия специальной коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы с детьми только дошкольного возраста тифлопедагоги исходили из научных данных о том, что физиологическое созревание зрительного анализатора завершается к 5—7-ми годам жизни ребенка. В то же время внимание ученых и практиков не акцентировалось на том факторе, что в основе физиологического созревания лежит совершенствование качественных характеристик зрительных функций, их стабилизация и автоматизация. Такое развитие зрительного анализатора считалось само собой разумеющимся фактом, не обращалось внимание на то, что созревание зрительного анализатора у детей с амблиопией и косоглазием проходило в неблагоприятных условиях.

Лечебно-восстановительные и коррекционно-развивающие мероприятия, осуществляемые в специальных дошкольных учреждениях, помогали детскому организму форсировать эти неблагоприятные условия развития. Однако в большинстве случаев в ходе реабилитационной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения для детей с амблиопией и косоглазием не удавалось завершить работу по созданию определенной «базы» для совершенствования качественных характеристик зрительных функций, их стабилизации и автоматизации.

Так, анализ данных кабинета по развитию зрения Городской межведомственной психолого-медико-педагогической консультации Комитета образования Администрации Санкт-Петербурга, плеоп-тических кабинетов при районных детских поликлиниках, городского глазного центра свидетельствуют о наличии стойкой тенденции к резкому снижению функции центрального зрения — остроты зрения, бинокулярности фиксации, локализации стереоскопического видения у детей с функциональными нарушениями зрения, осваивающими первую образовательную ступень в условиях, образовательного учреждения общего назначения. Отсутствие необходимой для данной категории детей специальной поддержки в период школьного обучения, по мнению всех перечисленных служб, приводит к снижению различительной способности зрительного анализатора, темпа и качеств зрительной работы и, как следствие, — к снижению школьной успеваемости (Е.В. Артюкевич, Г.В. Никулина, 1998).

Анализ практики обучения детей с амблиопией и косоглазием на первой ступени образования в условиях учреждений общего назначения привел к необходимости решения вопроса об организации специальной поддержки детей с функциональными нарушениями зрения в период их школьного обучения и тем самым реализации прав данной категории детей на получение необходимых коррекционно-развивающих услуг. Теоретической базой для организации такой работы являются выводы, полученные современной наукой о том, что формирование функциональных механизмов зрительного восприятия и дифференцировка его структуры активно продолжается в младшем школьном возрасте (Л.А. Рыбалко и др.). Более того современными онтопсихологическими исследованиями доказан факт значимых изменений величины функций зрения человека в такие возрастные периоды, как 10-11 и 14-15 лет. Наличие необходимости оказания определенной поддержки детям с амблиопией и косоглазием в период их начального обучения и наличие теоретической базы для проведения такой работы привели к тому, что в Санкт-Петербурге с 1996 г. в качестве одной из форм реализации прав детей с функциональными нарушениями зрения на получение необходимых коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных услуг стали классы «Охраны и развития зрения». Классы указанного типа функционируют на базе образовательных учреждений общего назначения и охватывают первую ступень обучения — начальную школу (Л.В. Фомичева, 1998).

Основной целью деятельности классов «Охраны и развития зрения» первой ступени является достижение учащимися с амблиопией и косоглазием достаточного уровня обученности и готовности к продолжению образования на следующих ступенях обучения без специальной тифлопедагогической и медицинской поддержки путем обеспечения максимального развития и автоматизации всех зрительных функций детей (Е.В. Артюкевич, Г.В. Никулина, 1998).

Достижение поставленной цели требует выполнения следующих задач:

- организация учебно-воспитательного процесса с учетом зрительных возможностей учащихся;

- создание щадящего режима в учебно-воспитательном процессе (соблюдение определенных санитарно-гигиенических норм, дозировки зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения);

- обеспечение необходимого плеоптико-ортоптического лечения с последующим анализом динамики развития зрительных возможностей учащихся;

- обеспечение коррекционно-развивающей работы посредством систематического проведения коррекционных занятий по развитию и коррекции зрительного восприятия, речи, познавательной деятельности, двигательной сферы;

- проведение текущей диагностики исследований и контрольных срезов по определению динамики развития детей, корреляции и компенсации недостатков развития;

- обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, с учетом возможностей, личностных особенностей ребенка с функциональными нарушениями зрения.

Реализация указанных задач в период начального обучения создает благоприятные предпосылки для постепенной адаптации детей с амблиопией и косоглазием к образовательной среде в образовательных учреждениях общего назначения. Конечной целью реализации указанной модели является как полное восстановление нарушенных зрительных функций, или их стабилизация, так и коррекция и компенсация психического и эмоционально-волевого развития, подготовка ребенка с амблиопией и косоглазием к освоению следующих образовательных ступеней в условиях образовательного учреждения без специальной педагогической и медицинской поддержки (Е.В. Артюкевич, Г.В. Никулина, 1998).

Совершенно очевидно, что открытие классов «Охраны и развития зрения» в образовательных учреждениях общего назначения в значительной степени поможет разрешить проблему оказания специальной поддержки детям с амблиопией и косоглазием в период начального обучения.

Заключение

Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. Двигательная сфера детей с нарушениями зрения развивается иначе, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, так как нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями. Зрению принадлежит исключительно важная роль, так как оно несет ребёнку наиболее полную информацию об окружающем мире.                                                                                        В работе с данными категориями детей используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.


Список литературы

  1. Балаболкин, М. И. Лечебная физическая культура : справочник / М. И. Балаболкин, Д. М. Аронов, А. А. Аронов ; под ред. В. А. Епифанова, И. Б. Героева. – М. : Медицина, 2004. – 587 с.
  2. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих : сб. науч. трудов / под редакцией А. Г. Литвак. – СПб. : Невское время, 2011. – 122 с.
  3. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у ребенка : пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л. П. Григорьева, М. Э. Бернадская, И. В. Блинникова. – М. : Школа – Пресс, 2004. – 96 с.
  4. Дети с глубoкими нaрушениями зрения / пoд ред. М. И. Земцoвoй, A. И. Кaплaн, М. С. Певзнер. – М. : Педaгoгикa, 2006. – 264 с.
  5. Дружинина, Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения : методическое пособие / Л. А. Дружинина. – М. : Экзамен, 2006. – 185 с.
  6. Дружинина, Л. А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ : учебно-методическое пособие / Л. А. Дружинина. – Челябинск, 2006. – 113с.
  7. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура : учебное пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. – М. : Советский спорт, 2000. – 240 с.
  8. Ермaкoв, В. П. Oснoвы тифлoпедaгoгики : Рaзвитие, oбучение и вoспитaние детей с нaрушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М. : ВЛAДOС, 2000. – 240 с.
  9. Забазлай, Е. Н. Формирование полного образа зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Е. Н. Забазлай // Коррекционная педагогика. – 2011. – № 1. – С. 44–46.
  10. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / сост. А. Л. Дружинина. – Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. – 134 с.
  11. Земцoвa, М. И. Oбучение и вoспитaние дoшкoльникoв с нaрушениями зрения / М. И. Земцова. – М : Прoсвет, 2008. – 160 с.
  12. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить : пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. – СПб.: Детство, 2004. – 132 с.
  13. Коррекционная педагогика / И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин и др. – Ростов н/Д : МарТ, 2002. – 301 с.
  14. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / под ред. Л. В. Шапковой. – М. : Советский спорт, 2002. – 212 с.
  15. Лечебная физическая культура : учебн. для студ. высш. учеб. завед. / С. Н. Попов, Н. М. Валеев, Т. С. Гарасева ; под ред. С. Н. Попова. – М. : Академия, 2008. – 416 с.
  16. Лечебная физическая культура : учебн. пособие / В. А. Епифанов. – М. : ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 568 с.
  17. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих : учеб. пособие / А. Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб. : Изд-во РГПУ, 2011. – 271 с.
  18. Мишустина, И. С. Сенсомоторное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрения / И. С. Мишустина. – М. : Владос, 2002. – 243 с.
  19. Основы специальной педагогики и психологии / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с.
  20. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. – М. : Академия, 2006. – 464 с.
  21. Тодис, К. Н. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения : практ. пособие для родителей / К. Н. Тодис, О. Т. Тодис. – Ставрополь : Параграф, 2011. – 107 с.