ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
Психология и пространство человека:Взгляд в III тысячелетие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
А.П.Гапонюк
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ
СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
Современная российская молодежь живет в мире, сложном по своему со-
держанию и тенденциям развития. Резко меняются характер, темп и ритм соци-
ально-экономических преобразований, предъявляющих к растущим людям же-
сткие требования. В свою очередь, это ведет к дестабилизации и рассогласова-
нию деятельности различных институтов, влияющих на становление подрас-
тающего поколения. В средствах массовой информации превалируют идеи,
образы, стереотипы, которые разрушительным образом влияют на формирова-
ние личности. За последние десятилетия в России, как и во всем мире, отмече-
на тенденция к распространению и увеличению многообразия форм амораль-
ных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения среди
лиц различных социальных и демографических групп. Тревожным симптомом
является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, прояв-
ляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение об-
щественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстратив-
ное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах
стали проявляться жестокость и агрессивность. Появились молодежные воени-
зированные формирования, группы экстремистов, подростки занимаются про-
ституцией и сутенерством.
Одновременно с перечисленными явлениями медицинская статистика сви-
детельствует о снижении уровня умственного и физического развития моло-
дого поколения, росте смертности в соответствующих возрастных группах,
распространении социальных заболеваний и особо опасных инфекций, а также
психосоматических заболеваний и тяжелых душевных состояний тревоги, страха,
тоски, тревожно-депрессивных расстройств. Их причины лежат во-первых, в воз-
растании эмоционального напряжения и конфликтов в повседневной жизни каж-
дого человека, особенно городского жителя; во-вторых, в состоянии неудовле-
творенности собой и своей жизнью, которое зачастую формируется средствами
массовой информации; а в-третьих, современный человек довольно часто ис-
пытывает трудности установления теплых, доверительных контактов и получе-
ния социальной поддержки и часто страдает от одиночества. Особенно подвер-
жены этим процессам подростки [8, с. 46].
В этой связи особое значение приобретают серьезные изменения в ценно-
стно-нормативной сфере, общественных связях и отношениях, которые про-
изошли в российском обществе за последние годы. Проблемы выживания,
ставшие актуальными для большинства членов общества, оказывают сущест-
венное влияние на процесс социализации растущего поколения, размывая его
ценностные ориентации, усиливая кризис духовного мира юношества и недове-
рие к социальным институтам. Это влияние опосредуется внутренними усло-
виями психологического развития личности молодого человека. К ним, в частно-
сти, относятся психологические механизмы отражения трудностей жизнедея-
тельности, с которыми связаны ожидания и предвосхищения жизненных про-
блем, их оценка и сопоставление с собственными возможностями их преодоле-
ния [5, с. 26].
Социальная почва для развития тревожной и невротической личности в
России была всегда. В последние годы ухудшилось здоровье подрастающего
поколения и демографическая ситуация в стране, появилась необходимость
уделять особое внимание как физическому, так и психологическому здоровью
молодежи. Кроме того, новое поколение мыслит иными категориями, поэтому
исследование поведения подростков и их мира ценностей необходимо для изу-
чения особенностей формирования поведенческих реакций молодежи и воз-
можной коррекции процесса ее социализации. Таким образом, многие личност-
ные проблемы современных людей имеют признаки невротических наклонно-
стей, связаны с тревожностью и чувством незащищенности, зависят от измене-
ний окружающей среды и заставляют искать пути разрешения внутренних кон-
фликтов [4, с. 16].
В связи с увеличением перечня асоциальных форм поведения современных
российских подростков, высоким уровнем преступности, наркомании и прости-
туции в их среде, наблюдающихся на фоне ухудшения физиологического и пси-
хологического здоровья подрастающего поколения в целом, а также демогра-
фической ситуации в стране, становится все более актуальным изучение причин
и особенностей поведенческих реакций молодого поколения. В то же время в
обществе набирают силу тенденции и процессы, негативно характеризующие
сегодняшнюю социокультурную ситуацию [12, с. 120].
В социальной сфере все более заметной становится тенденция социального
расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни,
социальная идентичность, позиция, статус. Социально-экономические преобра-
зования, массовая миграция, насильственная политика предыдущих десятиле-
тий, направленная на преодоление различий между городом и селом, разруши-
ли традиционные формы связи и отношения человека с социальной, природной
и культурной средой, вызвали отчуждение человека от земли, от жизни общест-
ва, от собственной судьбы. Социально-культурный кризис в обществе усугубля-
ется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической на-
пряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики,
которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохране-
ния и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, истори-
ческой памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к
другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в
лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в
политической и общественной жизни [7, с. 20].
Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской
культуры, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных террито-
рий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привела к
унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно городского населе-
ния) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западно-
го образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных
запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культур-
ной индивидуальности.
Происходит значительная переориентация общественного сознания — с ду-
ховных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия,
гедонизма. Исследование Российского Института искусствознания показало, что
за последние годы произошли существенные изменения в системе ценностных
ориентации: на шкале ценностей населения заметна ориентация значительной
части граждан России на материальное благополучие как главную цель жизни.
Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к «малой родине»,
взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивать функ-
ции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравст-
венного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в со-
циологии характеризуется понятием аномии, т.е. безнормности. Ценности и
нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной
культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы [10, с. 4].
Снижение показателей духовной жизни российского общества в какой-то
мере происходит за счет изменения общественного статуса гуманитарной ин-
теллигенции, которая традиционно считалась в обществе флагманом нравст-
венного развития. Отказавшись от ценностей всестороннего развития личности
и все больше руководствуясь в жизни сугубо личными, эгоистическими мотивами,
демонстрируя повышенную общественную активность, эта часть общества се-
годня определяет ключевые вопросы политики, экономики, культуры [3, с. 11].
Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаля-
ется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы об-
разования, политика средств массовой информации, которые внедряют в соз-
нание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное
отношение к профессии, труду, к браку, семье. Растет разочарование в демо-
кратических идеалах и ценностях, усиливается настроение безнадежности, не-
верия в возможность решения социально-политических вопросов. Несоответствие
декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ве-
дет к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу [9, c. 112].
На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как
консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса ду-
ховного преображения России. Основной акцент в государственной культурной
политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассмат-
ривается как необходимый компонент демократического общественного устройст-
ва и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государст-
ва. С одной стороны, рыночные принципы организации культуры ослабляют
управленческий диктат, подключают население (потребителей) к участию в куль-
турной политике, устраняют идеологическое воздействие, расширяют возможно-
сти культурно-досуговых учреждений за счет новых источников финансирования,
позволяют увеличить фонд заработной платы и т.д. С другой стороны, происходит
коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм культурно-досуговой
деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания деятельности на
извлечение прибыли. Художественное творчество, освободившись от цензурного
гнета, оказалось под гнетом экономическим. Глубокий кризис переживает киноин-
дустрия. Видеорынок монополизирован пиратской индустрией, коммерческая
культурная продукция уже не воспринимается как носитель нравственных и эсте-
тических критериев, духовного или метафизического смысла, она оказывает
влияние на общественное и индивидуальное поведение, прежде всего на уровне
потребления, опускаясь до уровня банальностей и стереотипов [6, c. 30].
Таким образом, наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации
духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процес-
сами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жиз-
ни, улучшение условий существования и качества человеческой жизнедеятель-
ности [1, с. 9].
Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная
часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными
структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики, развлечений и
т.д. Организованная преступность фактически составляет параллельную реаль-
ность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценно-
стное значение в молодежной среде [2, с. 7].
Грубое поведение подростков часто повторяет увиденное на телевизи-
онном экране. Для многих подростков все труднее становится нормально
взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных
особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных
и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностны-
ми замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других [11, с. 12].
Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более ин-
тенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с
другом, для совместных занятий и семейных ритуалов. Многие отцы и матери
гордятся тем, что зарабатывают больше денег и живут лучше, чем их родители,
пережившие войну и период восстановления разрушенной страны. Вместе с тем
возросшая потребность в деньгах заставляет их работать еще интенсивнее и
еще больше. Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними пробле-
мами (нехватка денег, материальные затруднения), то сейчас более выражены
проблемы внутренние: напряженные отношения, острая и резкая реакция на
ошибки и проступки отдельных членов семьи. В то время как внешние пробле-
мы нередко сплачивали и укрепляли семью, внутренние напряженные отноше-
ния ослабляют ее. Если в семье людям трудно найти общий язык друг с другом,
то и распадается она легче, чем прежде [13, с. 63].
Никто не может сказать с уверенностью, что даже успешно окончив школу,
он сможет работать в той области, которая его привлекает и которая соответст-
вует полученному им образованию. Рынок труда стал придирчивым. Для мно-
гих, похоже, уже нет на нем места, а те, кто получает возможность работать,
должны быть не только квалифицированными специалистами в своей области,
но и обладать рядом совершенно новых социальных навыков: они должны
уметь общаться с самыми разными категориями людей, быть способными рабо-
тать в команде, заинтересовывать и мотивировать других.
Мы живем в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у подростков
стало больше возможностей для приятного времяпрепровождения, и в то же
время они чаще жалуются на скуку. Культура все больше внимания уделяет
чувствам, и в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готов-
ностью помочь окружающим. Хотя у нас появилось немало способов экономии
времени, как раз времени-то нам всегда и не хватает. У нас становится все
больше социальных работников и психотерапевтов, но, несмотря на это, увели-
чивается число людей с серьезными психологическими проблемами.
Литература
1. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяю-
щемся обществе. М., 2000. с. 17.
2. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяю-
щемся обществе. М., 2000. с. 25.
3. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. С. 117.
4. Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикум по
социологии молодежи. М.: Социум, 2000. С. 19.
17
5. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. 1987. С. 122.
6. Иваненков С., Кусжанова А. Молодежь и государство: инновационные подходы.
(На материалах Оренбургской области). Оренбург, 2005. с. 117.
7. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург: Пе-
чатный дом «Димур», 1999. с. 55.
8. Корчак Я. Воспитание личности. М., 1970. С. 57.
9. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970. С. 255.
10. Молодежь России: социальное развитие. М., 1992. С. 9—0.
11. Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И.М.Ильинского, А.В.Шаро-
нова). М., 1993. С. 16.
12. Омельченко Е. Стили жизни Российской молодежи: из XX в XXI век. Народное
образование. 2006. № 5. с. 175.
13. Романенко И.Б. Семья как глобальная проблема // Философия человека и про-
цессы глобализации: Сб. науч. ст. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. с. 76.
Комментарии
Раскрытие проблем современной молодежи