Психологическое занятие с элементами сказкотерапии

Балаева Татьяна Александровна

Работа со сказкой позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровнях осознатьчто такое хорошо и что такое плохо, применить на себяроли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, иными глазами взглянуть на окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_skazkoterapii.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое занятие с элементами сказкотерапии для подготовительной группы

Сказка рассказывается и обсуждается, а для иллюстрации и закрепления "сказочных уроков" используются игры или творческие задания. Цель такого занятия: приобщение детей к осмысленному отношению к сказке, совместный поиск возможностей использования сказочных уроков в реальной жизни детей.         Сказки формируют нормальный социальный тонус ребёнка, обязательный для самореализации, они дают ребёнку чёткие модели эффективного и неэффективного поведения. Таким образом, опыт общения со сказкой способствует также развитию волевых качеств (собранности и внимательности), мышления и речи, воображения, фантазии и логики. Еще сказки учат рефлексии, пониманию неоднозначности жизненных ситуаций, оптимистическому отношению к миру. Они являются основой для формирования "нравственного иммунитета"; поддержания "иммунной памяти", и, в конечном итоге, для поддержания психологического здоровья личности. Таким образом, рассказывание и обсуждение сказок, поиск жизненных уроков - по сути, процесс сказкотерапии - становится профилактикой, психологическим закаливанием от многих проблем, с которыми встретится ребёнок, когда станет старше.

Цели:

  • развитие рефлексии и самопринятия воспитанников
  • активизация мыслительных процессов

Задачи:

  • формировать позитивную Я- концепцию через повышение самооценки;
  • поддержать в разрешении личностных проблем;
  • закрепить знания детей о диких животных;
  • продолжать формировать сплоченность группы;
  • формировать адекватную оценку чужих действий;
  • развивать произвольное внимание и память;
  • развивать образное и логическое мышление через операции анализа и синтеза;
  • развивать скорость двигательных реакций;
  • развивать фонематический слух.

Ход занятия

Организационный момент

Презентация.

Слайд 1

Воспитатель "Здравствуйте, ребята! Проходите, садитесь на ковер. У нас сегодня необычное занятие. Мы с вами отправимся в сказку. Чтобы там очутиться, нужно сказать вместе "Добро пожаловать в сказку!"

Мы с вами оказались на сказочной поляне и будем здесь находиться, пока не найдем три сундучка. Как только кто-то из вас заметит сундучок, хлопайте в ладоши. К нам в гости придет сказочница. Как вы думаете, что нам может рассказать сказочница? (ответы детей) Да, конечно, сказку. А теперь смотрите внимательно, вы увидите правила "Как нужно слушать сказки".

Слайд 2

Основная часть

Воспитатель  "Закройте глаза, как только услышите звон колокольчика, значит, сказочница пришла, и глаза можно открыть" (звучат разные предметы, в конце звенит колокольчик) Появляется сказочница (психолог)

Слайд 3

Психолог. "Здравствуйте, я - сказочница. У меня есть волшебный сундучок, в нем много разных сказок. Хотите послушать одну из них? Ой что-то не открывается мой сундучок" (дети должны хлопнуть в ладоши при виде сундучка).

Воспитатель  Я знаю почему. Сундучок хочет, чтобы вы сначала отгадали загадку.

Угадайте, о ком будет сказка?

Слайд 4, 5

Молодцы, правильно угадали, о мышонке.

Психолог. А теперь садитесь поудобнее, можно закрыть глаза, слушайте сказку

Чтение сказки "На маленькой полянке" (Хухлаева О.В.)

Слайд 6 - 10 (дети должны хлопнуть в ладоши при виде сундучка на 9 слайде)

Приложение 1

Обсуждение сказки. Ответы на вопросы.

Воспитатель  Что-то засиделись мы, давайте разомнемся, погуляем по тропинке.

Игра "Тропинка - кочки - копна" (выполняется под музыку)

Слайд 11

Если я произношу "тропинка" - приседаем друг за другом, руки лежат на плечах впереди сидящего;

Если я произношу "кочки" - приседаем, прикрывая голову руками;

Если я говорю "копна" - встаем вместе в круг, руки кладете на плечи соседям.

И вот мы с вами пришли на ту поляну, где собираются играть все зверята. Вот она.

Слайд 12

Предлагаю вам собрать такую красивую поляну всем вместе (разрезные картинки) А сейчас мы с вами узнаем, в какую же игру любят играть зверята.

Упражнение "Угадай слово"

Запомните и запишите вторую букву в каждом слове: книга, бык, крот, укол, лиса.

(ответы детей)

Правильно, игра называется "Нырки" (дыхательная гимнастика)

"Ныряем, считаем до пяти"

Слайд 13 (дети должны хлопнуть в ладоши при виде сундучка)

Воспитатель  Ребята мы нашли все три сундучка, а значит, наше время вышло и пора выходить из сказочного леса, иначе мы останемся здесь навсегда. Вы помните дорогу назад? А вы, уважаемая сказочница, помните?

Психолог. Нет, я здесь живу, и никогда отсюда не выходила.

Воспитатель . Кто нам поможет найти дорогу обратно? Наверно, вот эти забавные собачки. Слайд 14

Посмотрите на картинку и определите, чья собака?

Психолог. Молодцы, ребята!

Слайд 15

Вы внимательно слушали сказку, играли в игры, активно выполняли задания. У меня есть для вас еще один сюрприз - это волшебный мешочек с подарками.

Воспитатель  Теперь пора возвращаться домой. Закройте глаза. Как только услышите звук колокольчика, можете их открыть.

Рефлексия

Смотрите, сказочница ушла и оставила нам волшебные камешки. Возьмите и положите камешек у того гномика, какое у вас настроение (рисунки гномов с разными настроениями) Звучит музыка. До новых встреч!

Слайд 16